Рабочая программа внеурочной деятельности в 3 классе "Мы с компьютером друзья"
рабочая программа по информатике и икт на тему

Маслова Ксения Павловна

Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Т.А. Рудченко А.Л.Семенова «Информатика» для 3 класса общеобразовательной школы.

Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по информатике и информационным технологиям.

В курсе «Информатика» используется система базовых понятий современной информатики, в наибольшей степени соответствующая задачам продолжения образования в средней, старшей школе и продолжения образования в вузе. Речь идет о таких понятиях, как цепочка, мешок, бусина, дерево и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

РОСИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АДМИНИСТРАЦИЯ

МЕДВЕНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АМОСОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Рассмотрено
на заседании МО школы

____________/___________/_____

Ф.И.О

Протокол № _______ от

«______»____________2013 г.

Введена в действие

01.09.2013 г.

Директор школы

_________/___________/______

Ф.И.О.

Приказ № _________ от

«______»______________2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Мы с компьютером друзья»

Для учащихся 3 класса

Учителя Андреевой Ксении Павловны



Утверждено

На заседании

Педагогического совета школы

Протокол № ____ от

«_____»__________2013 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Т.А. Рудченко А.Л.Семенова «Информатика» для 3 класса общеобразовательной школы.

Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по информатике и информационным технологиям.

В курсе «Информатика» используется система базовых понятий современной информатики, в наибольшей степени соответствующая задачам продолжения образования в средней, старшей школе и продолжения образования в вузе. Речь идет о таких понятиях, как цепочка, мешок, бусина, дерево и др.

В ходе изучения курса «Информатика» важные фрагменты математических основ информатики, относящиеся к базовому человеческому знанию, осваиваются учащимися в наглядной графической и телесной форме. Математические основы информатики во многих отношениях являются естественным полем формирования обще учебных навыков и развития, общих мыслительно-коммуникативных способностей ребенка.

В основу построения теоретического курса положен ряд принципов:

• ясные правила игры, одинаково понимаемые учителем и учеником;

• графические и телесные объекты учебной деятельности;

• введение всего спектра основных понятий современной компьютерной математики на материале наглядных примеров, а не в виде формальных определений для заучивания;

• использование человеческих языков как основной области реальных приложений математических конструкций.

Курс тесно связан с образовательными областями «Математика» и «Языки». Однако и с другими школьными дисциплинами он имеет достаточно много точек соприкосновения. Так в процессе решения задач курса ученики пользуются географической картой, работают с родословными царей, деревом классификации растений, дневником наблюдения за погодой и т. п. Таким образом, курс можно использовать для интеграции предметных областей и установления, более тесных меж предметных связей, а также иллюстрации специфики практических задач, которые, как правило, выходят за рамки какой-либо учебной дисциплины.

Важной составляющей курса являются проектные уроки. Это групповая работа ребят по выполнению общей задачи. В процессе таких уроков ребята учатся координировать и планировать общую работу, общаться друг с другом.

Главная цель данного курса информатики –  развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Задачи изучения курса – научить ребят:

• работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;

• ориентироваться в потоке информации: просматривать, сортировать, искать необходимые сведения;

• читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения;

• работать с графически представленной информацией: таблицей, схемой и т. п.;

• планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и корректировать планы;

• анализировать языковые объекты;

• использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности.

Примерная структура занятия

  1. Организационный момент (1-2 мин)
  2. Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3-5 мин)
  3. Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, работа на печатных листах (10 мин)
  4. Физкультминутка (1 мин)
  5. Работа за компьютером (10-15 мин)
  6. Релаксация (1 мин)
  7. Подведение итогов (2 мин)

По каждой теме с учащимися  проводятся упражнения в игровой форме, позволяющие судить о том, как усвоен пройденный материал.

Учебно-тематический план

 

п/п

Тема урока

Общее количество учебных часов

В том числе

Теоретических

Практических

1

Вводное занятие.

2

2

-

2

Длина цепочки.

2

1

1

3

Цепочка цепочек.

2

1

1

4

Таблица для мешка (по двум признакам).

2

1

1

5

Словарный порядок. Дефис и апостроф.

4

2

2

6

Дерево.

2

1

1

7

Дерево. Следующие вершины, листья.

4

2

2

8

Дерево. Предыдущие вершины.

4

2

2

9

Уровень вершины дерева.

2

1

1

10

Проект «Одинаковые мешки».

2

1

1

11

Робик. Команды для Робика.

2

1

1

12

Программа для Робика.

4

2

2

13

Перед каждой бусиной. После каждой бусины.

4

2

2

14

Проект «Словарный порядок».

2

1

1

15

Склеивание цепочек.

2

1

1

16

Решение задач.

2

1

1

17

Путь дерева.

2

1

1

18

Проект «Определение дерева по веточкам».

2

1

1

19

Все пути дерева.

2

1

1

20

Деревья потомков.

2

1

1

21

Робик. Конструкция повторения.

4

2

2

22

Проект «Сортировка слиянием».

2

1

1

23

Склеивание мешков цепочек.

2

1

1

24

Проект «Турниры и соревнования».

2

1

1

25

Таблица для склеивания мешков.

2

1

1

26

Решение задач.

2

1

1

27

Проект «Живая картинка».

2

1

1

28

Заключительное занятие.

2

2

-

 

Итого:

68

36

32

 

В результате обучения учащиеся должны

  • Знать правила поведения в компьютерном классе;
  • Уметь ориентироваться на клетчатом поле в направлениях “вверх”, “вниз”, “вправо”, “влево”;
  • Уметь точно выполнять действия под диктовку учителя;
  • Уметь проводить анализ при решении логических задач;
  • Уметь находить общий признак для группы предметов;
  • Знать понятие существенного признака предмета;
  • Уметь выделять существенный признак предмета и группы предметов;
  • Уметь выявлять закономерности в расположении предметов и продолжать последовательности с учетом выявленных закономерностей;
  • Уметь предлагать несколько вариантов “лишнего предмета” в группе однородных предметов;
  • Уметь конструировать фигуру из ее частей по представлению;
  • Уметь разделять фигуру на заданные части по преставлению;
  • Уметь использовать повороты при решении логических задач и при работе с прикладными программами;
  • Знать назначение клавиш Enter, Bakspace, Пробел;
  • Уметь управлять объектами на экране монитора.
  • Уметь  рисовать  в графическом редакторе Paint.

В процессе обучения  дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Гигиенические требования

по использованию персональных компьютеров

в начальной школе

В соответствии с требованиями современного санитарного законодательства (СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видео-дисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы») для занятий детей допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, |но и та, которая находится в эксплуатации.

Помещение, где эксплуатируются компьютеры, должно иметь искусственное и естественное освещение. Для размещения компьютерных классов следует выбирать такие помещения, которые ориентированы на север и северо-восток и оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. Размещать компьютерные классы в цокольных и подвальных | помещениях недопустимо.

Для отделки интерьера помещений с компьютерами рекомендуется применять полимерные материалы, на которые имеются гигиенические заключения, подтверждающие их безопасность для здоровья детей.

Поверхность пола должна быть удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическим покрытием.

Площадь на одно рабочее место с компьютером должна быть не менее 6м2 .

Очень важно гигиенически грамотно разместить рабочие места в компьютерном классе. Компьютер лучше расположить так, чтобы на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны проходить не в темном, а в хорошо освещенном  помещении.

Каждое рабочее место в компьютерном классе создает своеобразное электромагнитное поле с радиусом 1,5м и более- Причем излучение идет не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. Для этого расстановка рабочих столов должна обеспечить расстояние между боковыми поверхностями монитора не менее 1,2 м.

При использовании одного кабинета информатики для учащихся разного возраста наиболее трудно решается проблема подбора мебели в соответствии с ростом младших школьников. В этом случае рабочие места целесообразно оснащать подставками для ног.

Необходимо, чтобы размеры учебной мебели (стол и стул) соответствовали росту ребенка: ноги и спина (а еще лучше и предплечья должны иметь опору), а линия взора должна приходиться в центре экрана или немного выше.

Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна не менее 300 лк, а экрана — не более 200 лк.

Для уменьшения зрительного напряжения важно следить тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким, контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку это снижает контрастность и яркость изображения.

При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне.

Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см. Одновременно за компьютером должен заниматься один ребенок, так как для сидящего сбоку условия рассматривания изображения на экране резко ухудшаются.

Оптимальные параметры микроклимата в компьютерных классах следующие: температура — 19-21° С, относительная влажность  — 55-62%.

Перед началом и после каждого академического часа учебных занятий компьютерные классы должны быть проветрены, что обеспечит улучшение качественного состава воздуха. Влажную уборку в компьютерных классах следует проводить ежедневно.

Приобщение детей к компьютеру следует начинать с обучения правилам безопасного пользования, которые должны соблюдать не только в школе, но и дома.

Для понижения зрительного и общего утомления на уроках необходимо соблюдать следующие рекомендации:

• оптимальная продолжительность непрерывного занятия за компьютером для учащихся 2-4 классов должна быть не более 15 мин;

• с целью уменьшения зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании с максимальной амплитудой движений глаз. Для большей привлекательности их можно проводить в игровой форме.

Примерный комплекс упражнений для глаз:

1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль а счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-С. Аналогичным образом проводятся упражнения с фиксацией взгляда плево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

4. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6, затем налево вверх — направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Проведение гимнастики для глаз не исключает проведение физкультминутки. Регулярное проведение упражнений для глаз и физкультминуток эффективно снижает зрительное и статическое напряжение.

Занятия в кружках с использованием ПК следует организовывать не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.

Для учащихся начальной школы занятия в кружках с использованием компьютерной техники должны проводиться не чаще двух раз в неделю. Продолжительность одного занятия — не более 60 мин. После 10-15 мин непрерывных занятий за ПК необходимо сделать перерыв для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.

Несомненно, что утомление во многом зависит от характера компьютерных занятий. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные, главным образом, на быстроту реакции. Поэтому не следует отводить для проведения игр такого рода время всего занятия. Продолжительное сидение за компьютером может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Поэтому для учащихся этого возраста допускается проведение компьютерных игр только в конце занятия длительностью не более 10 мин.

Источники информации и средства обучения.

  1. Учебно-методический комплект

  1. Семенов А.А., Рудченко Т.А. Информатика. Учебник для общеобразовательных учреждений в 3-х частях.  3 класс. Часть 1. – М. : Просвещение, 2009. – 104 с.;
  2. Семенов А.А., Рудченко Т.А. Информатика. Рабочая тетрадь. 3-й класс. Часть 1. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2009. – 48 с.;
  3. Семенов А.А., Рудченко Т.А. Информатика. Учебник для общеобразовательных учреждений в 3-х частях.  3-4 класс. Часть 2. – М. : Просвещение, 2009. – 104 с.;
  4. Семенов А.А., Рудченко Т.А. Информатика. Рабочая тетрадь. 3-4 класс. Часть 2. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2009. – 48 с.
  1. Литература для учителя.

  1. Семенов А.А., Рудченко Т.А. Информатика. Учебник для общеобразовательных учреждений в 3-х частях.  3 класс. Часть 1. – М. : Просвещение, 2009. – 104 с.;
  2. Семенов А.А., Рудченко Т.А. Информатика. Рабочая тетрадь. 3-й класс. Часть 1. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2009. – 48 с.;
  3. Семенов А.А., Рудченко Т.А. Информатика. Учебник для общеобразовательных учреждений в 3-х частях.  3-4 класс. Часть 2. – М. : Просвещение, 2009. – 104 с.;
  4. Семенов А.А., Рудченко Т.А. Информатика. Рабочая тетрадь. 3-4 класс. Часть 2. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2009. – 48 с.
  5. Семенов А.А., Рудченко Т.А. Пособие для учителя. – М. : Просвещение, 2009.

  1. Технические средства обучения.

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Принтер
  4. Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса
  5. Сканер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселый компьютер"

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению "Веселый компьютер" для учащихся 1-2 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Я и компьютер». Знакомство со страной "Информика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Я и компьютер» 1 класс....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой друг - компьютер»

    Данная программа внеурочной деятельности составлена для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ в соответствии с  требованиями федерального государственного образовател...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Мой друг - компьютер»

Пояснительная записка         Данная программа внеурочной деятельности составлена для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ в соответствии с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ДОМАШНИЙ КОМПЬЮТЕР» В 8 КЛАССЕ

Многие наши современники заняты в сфере обработки информации и используют информационные и коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности, учёбе или в быту. Человеку, являющемуся ча...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юные друзья пограничников"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юные друзья пограничников" (5-11 кл., срок реализации 4 года)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Мой друг- компьютер» для учащихся 9 классов на 2022-2023 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению«Мой друг- компьютер»для учащихся 9 классов на 2022-2023 учебный год...