Гражданско-патриотическое воспитание школьников
статья по информатике и икт (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Аннотация 

Доклад посвящен рассмотрению педагогических условий гражданско-патриотического воспитания школьников в курсе информатики и ИКТ средствами Интернет-проектов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdansko-patrioticheskoe_vospitanie_shkolnikov.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ  АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИГЛИНСКИЙ РАЙОН  РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. УРМАН»

МР ИГЛИНСКИЙ РАЙОН РБ

 Доклад по теме

«Гражданско-патриотическое воспитание школьников в курсе информатики и ИКТ средствами Интернет-проектов»

           

Товмасян Мурад Грантович,

учитель информатики и ИКТ

высшей категории

Иглино-2017

Гражданско-патриотическое воспитание школьников в курсе информатики и ИКТ средствами Интернет-проектов




Аннотация 

Доклад посвящен рассмотрению педагогических условий гражданско-патриотического воспитания школьников в курсе информатики и ИКТ средствами Интернет-проектов. 
Методика гражданского и патриотического воспитания в курсе информатики и применения информационно-коммуникационных средств поддержки воспитательного процесса состоит из следующих компонентов:

  • поддержка соответствующей тематики в рамках проектной деятельности в курсе информатики и ИКТ;
  • применение информационно-коммуникационных средств поддержки воспитательного процесса в преподавании общественных дисциплин, решающих задачи гражданско-патриотического воспитания (Отечественная история, граждановедение);
  • применение информационно-коммуникационных средств поддержки воспитательного процесса во внеурочной деятельности по тематике гражданского и патриотического воспитания.


Рассмотрим методическую систему гражданского и патриотического воспитания в школе на основе применения информационно-коммуникационных средств поддержки воспитательного процесса в урочной деятельности в рамках предметов, предусмотренных учебным планом, в которых возможно решение указанных задач.

В организационном плане система гражданского и патриотического воспитания в школе при использовании информационных и коммуникационных технологий предусматривает:

  1. решение задач гражданского и патриотического воспитания при формировании единого школьного информационного пространства;
  2. участие социокультурной среды в воспитательном процессе;
  3. широкое использование наглядной агитации по проблеме патриотического воспитания в целях усиления его мировоззренческой направленности на основе тщательно продуманного приобщения к героической истории русского народа;
  4. комплексное использование различных видов учебной и внеурочной работы для осуществления патриотического воспитания (например, организация жизнедеятельности школы, написание исследовательских работ, посвященных Великой Отечественной войне или иным знаменательным для России событиям, посещение музеев и работа в школьном музее, встречи с ветеранами, социальные акции, проведение народных праздников, фольклорных конкурсов и др.);
  5. регулярное проведение мониторинга с целью изучения эффективности работы по патриотическому воспитанию.


Основной формой гражданско-патриотического воспитания сегодня может являться внеурочная деятельность школьников. Внеурочная или внеклассная деятельность имеет большее, чем урок, временное пространство и большее количество субъектов – участников того или иного вида деятельности. Урок, даже самый удачный, имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда школьники остро интересуются каким-либо вопросом. Другое дело – внеклассное занятие, в котором учитель не связан жесткими временными и плановыми мерками. Эта деятельность является продолжением целенаправленной работы на уроках по развитию способностей школьника и формированию его личности. «Внеклассная работа, – считает Т. И. Шамова, – открывает широкие возможности для осуществления комплексного подхода к воспитанию, который предполагает единство отдельных сторон воспитания» [1]. Необходимость проведения внеклассных образовательных занятий постоянно подчеркивается в педагогической и методической литературе. «Внеклассная работа ориентирует педагогов и школьников на систематический, интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение обеих сторон. Она «открывает школу», создает условия для позитивного сотворчества в педагогическом процессе учителей, учащихся и их родителей» [2].

Выделяют следующие виды внеклассной работы (по Сергеевой М.П) [3]:

  1. работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала, т.е. дополнительные занятия;
  2. работа с учащимися, проявляющими интерес и склонность к изучаемой дисциплине;
  3. работа с учащимися по развитию интереса в изучении дисциплины.


В гражданском образовании очень важно соединение теории и практики, (как соединение слова и дела в жизни), равно как и взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности. Необходима практика самостоятельного решения проблемы на доступном для учащихся уровне. Опыт нашей практической деятельности и методической поддержки соответствующих мероприятий показал, что эффективной формой целенаправленной внеурочной деятельности, доступной широкому кругу учителей информатики, является выполнение информационного проекта гражданской и патриотической направленности в рамках тематических конкурсов. Данная практика имеет сегодня реальные результаты и нашла отклик у учителей и подростков в российских школах. В процессе выполнения проекта ученики, ищущие реального дела, определяют проблему, а затем - пути ее решения. Поиски проблемы могут начинаться и на уроке граждановедения, и во внеурочной деятельности школы (на кружке, классном часе), а практические шаги выносятся уже во внеурочную деятельность по курсу информатики и информационных технологий и предполагают, что на основе имеющихся знаний учащиеся определят, что они могут сделать своими силами, кто им может помочь в решении проблемы, в какие инстанции им обратиться и т.д. В данном проекте ученики различного возраста могут заниматься теорией и практикой по одной и той же выбранной проблематике, обращаться к необходимым им информационным ресурсам. По результатам работы проводится общешкольная конференция и представление результатов работы над проектом на конкурс. Итоги работы возвращаются для анализа и являются основанием для совершенствования воспитательной работы учителя информатики и системы воспитательной работы школы в целом на основе внедрения информационных и коммуникационных средств поддержки воспитательного процесса.

Литература

  1. Шамова Т.И. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление [Текст]: учеб. пособие для слушателей системы доп. проф. пед. образования / Т.И. Шамова, Г.Н. Шибанова. – М.: ЦГЛ, 2003.
  2. Опарина Н.А. Внеклассная работа [Текст]: сценарии праздников и постановок: 7–11 кл. / Н. А. Опарина. – Москва: Первое сент., 2005 – (Я иду на урок: кн. для учителя).
  3. Сергеева, М.П. Внеклассная работа по химии [Текст]: Вечера. Факультатив и кружковые занятия: Пособие для учителя / М.П.Сергеева. – М.: АРКТИ, 2000 – (Методическая библиотека).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско – патриотическое воспитание школьников как необходимое условие формирования образа выпускника современной школы.

Обобщение опыта по теме "Гражданско – патриотическое воспитание школьников как необходимое условие формирования образа выпускника современной школы". В работе применяются диагностики, которые показыва...

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

В материале рассказывается о том, как ведется гражданско-патриотическое воспитание подростков через деяtельность детских общественных движений и объединений в Ельниковском районе...

Воспитание гражданско-патриотических чувств у школьников

Если не мы, то кто жеДетям нашим поможетРоссию любить и знать.Как важно – не опоздать...

Воспитание гражданско-патриотических чувств у школьников

Если не мы, то кто жеДетям нашим поможетРоссию любить и знать.Как важно – не опоздать....

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...

Гражданско-патриотическая позиция современных школьников

Актуальность проблемы воспитания гражданственности, патриотизма обусловленная потребностью общества в формировании нового типа личности.Цель исследования –выявить гражданско-патриотическую ...

Воспитание гражданско-патриотических чувств младших школьников средствами организации внеклассной деятельности в современных условиях

Детские годы, тот возраст, который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки, - это истоки жизненного идеала. Именно в это время закладываются корни гражданственности. От того, что открыл...