ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТЕРИАЛЬНОГО ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
учебно-методический материал по информатике и икт на тему

Нор-Аревян Клавдия Михайловна

В статье представлен опыт применения технологии критериального оценивания на уроках информатики. Особенность применяемой методики состоит в том, что на каждом этапе урока все учащиеся получают определенное количество баллов в соответствии с предъявленными им критериями. При подведении итогов урока полученные баллы суммируются и определяется итоговая отметка. Образовательный эффект применения технологии критериального оценивания: ученик заранее может оценить свои сильные и слабые стороны, разумнее распределить собственные ресурсы; учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультанта; открытость, прозрачность процесса оценивания; снижение школьной тревожности ученика.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nor-arevyankm.docx117.05 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТЕРИАЛЬНОГО

ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ

Нор-Аревян Клавдия Михайловна,

учитель информатики,

МБОУ Рассветовская СОШ,

Ростовская область, Аксайский район, п.Рассвет

.
АННОТАЦИЯ

В статье представлен опыт применения технологии критериального оценивания на уроках информатики. Особенность применяемой методики состоит в том, что на каждом этапе урока все учащиеся получают определенное количество баллов в соответствии с предъявленными им критериями. При подведении итогов урока полученные баллы суммируются и определяется итоговая отметка. Образовательный эффект применения технологии критериального оценивания: ученик заранее может оценить свои сильные и слабые стороны, разумнее распределить собственные ресурсы; учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультанта; открытость, прозрачность процесса оценивания; снижение школьной тревожности ученика.

Ключевые слова: информатика, критерии оценивания, самооценка.

Глубочайшим свойством человеческой природы
является страстное стремление людей
быть оцененным по достоинству.
У.Джеймс

В образовательной деятельности отметка – не самое главное, но любая деятельность учащихся всегда оценивается учителем. Это не всегда просто.

Большей частью мы контролируем не процесс учения, а конечный результат, поэтому контроль на сам процесс учения оказывает слабое влияние. Да и поздно влиять на ход учения, когда получен результат. По словам академика Краевского: «Познание - есть процесс, оно растянуто во времени. Подвергать оценке баллом то, что находится еще в стадии становления, что будет изменяться, уточняться в дальнейшем при усвоении новых знаний, психологически неоправданно».

Предлагаю Вам познакомиться с опытом моей работы по применению технологии критериального оценивания деятельности на уроках информатики, которая позволяет, на мой взгляд, объективно оценить работу учащихся, а также:

  • учит ребёнка самому оценивать себя;
  • выявляет причины снижения качества успеваемости;
  • показывает ученику пути повышения отметки по предмету;
  • развивает универсальные учебные действия;
  • улучшает психологический климат на уроке.

Особенность методики состоит в том, что на каждом этапе урока все учащиеся получают определенное количество баллов в соответствии с предъявленными им критериями  и фиксируют их в оценочном листе своей рабочей тетради. При подведении итогов урока каждый ученик суммирует полученные баллы и определяет итоговую отметку, которая выставляется в журнал.

Элементами критериального оценивания являются:

  • Общественный договор – в начале урока учитель объявляет, что работа на каждом этапе  будет оцениваться на основании ряда критериев и инструкций к ним.
  • Инструкции по оцениванию, где расписано, за что ставятся баллы по каждому из критериев.
  • Прибавление, а не уменьшение. Мы привыкли к ситуации, что работа условно оценивается в пять баллов, которые потом начинают снижаться (минус за каждую обнаруженную ошибку). В критериальном оценивании описаны уровни достижений (в том числе и самые незначительные), соответствующие каждому баллу. При этом оценивается приращение: ты что-то сделал, пусть не много, но это уже хорошо, и ты получаешь за это балл. Ты сам несешь ответственность за свою учебу. Важно, что все балльные шкалы начинаются с нуля. Это делает очевидным, что оценивается деятельность ученика, а не его личность.
  • Работа над ошибками логично встраивается именно при критериальном оценивании. Промежуточное оценивание небольших самостоятельных работ показывает, насколько успешно ученик осваивает изучаемый материал данной темы. Одновременно оно выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неуспехах.
  • Самооценивание. Понятность для учащегося оснований оценивания, которая достигается при использовании инструкций, делает возможным самостоятельное оценивание учеником своей работы. Важно, чтобы в инструкциях давалась характеристика не ученика, а его работы. Например, «Набранная вами сумма баллов  – это ваша точка роста, точка развития алгоритмического мышления». Отметка «3» может быть прочитана следующим образом: «вы на пути к успеху, но необходимо ещё раз проанализировать свою деятельность на уроке», отметка «4» - «вы хорошо и активно работали», «5» - «молодцы, вы программисты».  Важно, чтобы самооценивание предшествовало предъявлению оценок учителем.
  • Сравнение с самим собой. При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому.
  • Итоговое оценивание - по каждому из критериев выводится итоговый балл, затем итоговые баллы критериев суммируются, и через специальную переводную шкалу трансформируется в 5–балльную.

Образовательный эффект применения технологии критериального оценивания:

  • ученик получает представление о целях и предполагаемых результатах своей учебной деятельности по данному предмету;
  • ученик заранее может оценить свои сильные и слабые стороны, разумнее распределить собственные ресурсы;
  • учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультанта;
  • открытость, прозрачность процесса оценивания;
  • снижение школьной тревожности ученика.

Рассмотрим методику на примере урока информатики в 9-х классах по теме «Программирование диалога с компьютером».

Цели урока:

  • обеспечение усвоения учащимися реализации алгоритмов ветвления при разработке программ диалога;
  • развитие логического и алгоритмического мышления;
  • воспитание информационной культуры, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, стремления к получению новых знаний;
  • развитие творческих способностей обучающихся, познавательного интереса, умений анализировать, обобщать, сравнивать, синтезировать знания, полученные на других предметах и своей профессиональной деятельности;
  • воспитание чувства товарищества, коммуникативных качеств, культуру межличностных взаимоотношений;
  • формирование  навыков само-  и взаимооценки.

Ход урока

  1. Организационный момент

В ходе урока нам понадобиться рабочая тетрадь на печатной основе – это лист, который лежит у вас на парте (приложение 1). Напишите на нем сегодняшнее число и вашу фамилию.

В течение урока каждый сможет показать свои знания и получить достойную оценку. Надеюсь на плодотворное сотрудничество.

  1. Проверка ранее усвоенных знаний 

Мотивация (3 мин)

Внимание! Посмотрите на экран. Вы видите картину В. М. Васнецова «Витязь на распутье».

Я думаю, что вы видели ее уже не раз. Картина была написана еще в  девятнадцатом веке (1877 году) по былине «Илья Муромец и разбойники».

Что привлекает ваше внимание на картине?

В центре композиции находится фигура самого богатыря – Ильи Муромца. Перед персонажем расположен мрачный камень с надписью

«Как пряму ехати – живу не бывати – нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному».

Текст полностью повторяет былинный. Но это только первая строка. Остальное поросло мхом. Продолжение надписи не видно.

По мотивам этой же былины Василий Андреевич Жуковский написал сказку «Иван - царевич и серый волк».

Он на распутье том увидел столб,
А на столбе такую надпись:

"Кто поедет прямо, будет всю дорогу и голоден и холоден;

Кто вправо поедет, будет жив, да конь его умрет,

А влево кто поедет, сам умрет,  да конь его жив будет".

Мы видим, что витязь  находится перед ответственным выбором, и ему необходимо  принять верное решение.

Вопросы на повторение предыдущих тем уроков (10 мин)

На протяжении этого месяца мы  изучали разделы «Основы алгоритмизации» и «Программирование на языке Паскаль».  

  1. Как эта картина и сказка «Иван-царевич и серый волк» связаны с изучаемым нами материалом? (разветвляющиеся алгоритмы)
  2. Составить блок-схему алгоритма по рисунку (на интерактивной доске заготовки)
  3. Какой тип ветвления изображен на экране? (полное)

Алгоритм записан в графической форме. Но мы учились с вами записывать алгоритмы и на языке программированию Паскаль.

  1. Составьте верную последовательность структуры программы. (на интерактивной доске заготовки)
  2. Определите тип данных и соедините стрелками с соответствующим типом. (на интерактивной доске заготовки)

Выполнение теста (5 мин).  Сейчас я предлагаю вам проверить  наши знания, для этого выполним тест в вашей рабочей тетради.

Поменяйтесь листами с соседом. Возьмите карандаш и проверьте работу. Правильно выполненный тест у вас на экране.

  1. Объяснение нового материала

Определение темы урока (1 мин)

Независимый эксперт- кто он?

Может ли компьютер стать таким экспертом?

Как заставить компьютер говорить?

Достаточно у нас знаний для этого?

Тема урока «Программирование диалога с компьютером»

Объяснение нового материала (5 мин)

Составляем сценарий, программу на языке Паскаль.

Введите число правильных ответов на 1-ый вопрос

Если число = 2, вы справились с заданием, иначе вам необходимо повторить формат условного оператора.

Введите число правильных ответов на 2-ой вопрос

Если число = 1, вы справились с заданием, иначе вам необходимо повторить определения.

Введите число правильных ответов на 3-ий вопрос

Если число = 7, вы справились с заданием, иначе вам необходимо повторить правила записи операторов.

Запись сценария на алгоритмическом языке:

алг test

целое Т

Нач

вывод «Введите число правильных ответов на 1-ый вопрос»

ввод Т

если Т=2

то вывод «Вы справились с заданием»

иначе  вывод «Вам необходимо повторить формат условного оператора»

вывод «Введите число правильных ответов на 2-ой  вопрос»

ввод Т

если Т=1

то вывод «Вы справились с заданием»

иначе вывод «Вам необходимо повторить определения»

вывод «Введите число правильных ответов на 3-ий  вопрос»

ввод Т

если Т=7

то вывод «Вы справились с заданием»

иначе вывод «Вам необходимо повторить правила записи операторов»

конец

Запись сценария на языке Паскаль:

program test;

var Т: integer;

begin

write ( ‘Введите число правильных ответов на 1-ый вопрос’);

read(Т);

if Т=2

then write (‘Вы справились с заданием’)

else write (‘Вам необходимо повторить формат условного оператора’);

write (‘Введите число правильных ответов на 2-ой  вопрос’);

read( Т);

if  Т=1

then write (‘Вы справились с заданием’)

else write (‘Вам необходимо повторить определения’);

write (‘Введите число правильных ответов на 3-ий  вопрос’);

read( Т);

if Т=7

then write (‘Вы справились с заданием’)

else write (‘Вам необходимо повторить правила записи операторов’);

end.

Любой символьный вывод на экран программируется с помощью оператора write или writeln.

Наша задача проверить,  действительно ли компьютер заговорит.

Для этого я предлагаю вам разбиться на три группы и выполнить предложенные мною задания (Приложение 2: задание 1, задание 2, задание 3). Вам необходимо разработать сценарий, составить блок-схему, программу и отладить программу на компьютере. Проверять вашу работу будут эксперты по предложенной инструкции (Приложение 3).

Чтобы сэкономить время, распределите обязанности в группах.

IV. Практическое применение полученных знаний (работа в группах) (15 мин)

V.Экспертирование выполнения работы групп. (3 мин)

VII. Итог урока. Выставление оценок (3 мин)

Ребята, ещё раз проанализируйте свою работу на уроке и подсчитайте сумму набранных вами баллов.

У вас есть баллы за тест, выставленные соседом, баллы за работу в группе, выставленные оппонентами. Добавьте баллы за работу на первом этапе урока

Подсчитайте сумму набранных вами баллов. (1 мин)

Если вы набрали:

  • от 8 до 11 баллов – вы на пути к успеху, но необходимо ещё раз проанализировать свою деятельность на уроке
  • от 12 до 15 баллов. Вы хорошо и активно работали.
  • от 16 до 19 баллов. Молодцы, вы программисты.

Набранная вами сумма баллов  – это ваша точка роста, точка развития алгоритмического мышления.

VII . Домашнее задание (1 мин)

1.п. 38, з.5, стр.222

2. Составить программу выставления отметки за урок по предложенным критериям оценивания

3. Составить программу «Тест по любимому предмету»

Соизмерьте свои силы и выберите  соответствующее д/з.

Приложение 1

Рабочая тетрадь ученика

Дата__________ Фамилия имя_________________________________________

Тема: «____________________________________________________________»

Этап урока

Оценка

  1. Опрос (оценка равна количеству набранных бонусов)

  1. Выполнение теста

(каждый правильно заполненный пропуск оценивается 1 баллом )

Задание

Макс. кол-во баллов

Оценка

  1. Условный оператор имеет следующий формат:

If ___________  then    оператор 1      ____  оператор 2;

2

  1. Команда, с помощью которой записывается разветвляющийся алгоритм, называется ________________.

1

  1. Для данного а вычислить значение в:

program z;

var __, __ : real;

begin

writeln(‘Введитеа’);

readln(__);

     if _____ then __________

                  else ___________;

writeln(_______);

end.

7

3.Работа в группах:  Задание №_____

(оценки за каждый этап выставляет оппонент)

Оценка

Этап 1. Составить сценарий диалога

Этап 2. Составить блок-схему

Этап 3. Составить программу на языке Pascal

Этап 4. Отладить программу на компьютере

  1. Защита работ группами (оппонирование)

(оценка равна количеству набранных бонусов)

Оценка

Ребята, ещё раз проанализируйте свою работу на уроке и подсчитайте сумму набранных вами баллов.

Если вы набрали:

  • от 8 до 11 баллов – вы на пути к успеху, но необходимо ещё раз проанализировать свою деятельность на уроке
  • от 12 до 15 баллов. Вы хорошо и активно работали.
  • от 16 до 19 баллов. Молодцы, вы программисты.

Мои достижения.

Д/з

1. п. 38, з.5, стр.222

2. Составить программу выставления отметки за урок по предложенным критериям оценивания

3. Составить программу «Тест по любимому предмету»

Приложение 2

Задания для работы групп

Задание № 1

В одной стране, где люди говорят только правду,  для продажи сигарет стоит автомат, который запрашивает возраст покупателя и выдаёт разный результат в зависимости от введённого возраста. Программа будут выглядеть следующим образом:

  • Если вам 18 лет и более, то автомат выдаст сигареты, но предупредит «Минздрав предупреждает – курение опасно для здоровья!»
  • Если вам нет 18 лет, автомат выдаст сообщение «Вы еще молоды!»

Задание № 2

Написать программу проверки знания даты основания Ростова-на-Дону. В случае неверного ответа пользователя программа должна выводить правильный ответ.

Задание № 3

Граждане России с 18 лет имеют право принимать участие в голосовании. Написать программу проверки имеете ли вы право голосовать.

Приложение 3

Инструкция по оцениванию работы группы

  1. Озвучить задание группы
  2. Оценить работу группы, пользуясь таблицей

№ п/п

Этап

Критерии оценивания

Максимальное кол-во баллов

Оценка в баллах

1

Составить сценарий диалога

При составлении сценария группа воспользовалась подсказкой  

0

Сценарий разработан самостоятельно

1

2

Составить блок-схему

Неверно составлена блок-схема

0

При составлении блок-схемы группа воспользовалась подсказкой

1

В блок-схеме допущены неточности

1

Блок-схема составлена без ошибок

2

3

Составить программу на языке Pascal

Программа не составлена

0

При составлении программы группа воспользовалась подсказкой

1

В программе  допущены неточности

2

Программа составлена без ошибок

2

4

Отладить программу на компьютере

Программа не занесена в компьютер

0

Программа не работает

0

Программа работает правильно только при положительном (отрицательном) ответе на вопрос

1

Программа работает при любых исходных данных

2

Итого

Список литературы:

  1. Абекова Ж.А., Оралбаев А.Б., Бердалиева М., Избасарова Ж.К. Технология критериального оценивания, методика ее применения в учебном процессе // Международный журнал экспериментального образования. 2016. – № 2-2. – С. 215-218.
  2. Батурина Г.И. Введение в педагогическую профессию, учебное пособие. - М.: ACADEMA, 2011.
  3. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений //П.И.Пидкасистый, В.И.Беляев, В.А.Мижериков, Т.А.Юзефавичус; под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2010.
  4. Современные образовательные технологии: учебное пособие для студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов, школьных педагогов и вузовских преподавателей  //Н. В. Бордовская и др.; под ред. Н. В. Бордовской. - Москва: КНОРУС, 2010. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение компетентностного подхода на уроках информатики

Статья отнесена к разделу:Преподавание информатики, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии...

Применение интерактивной доски на уроках информатики

В данной презентации предсталены фрагменты флип-чартов при использовании интерактивной доски на разных этапах урока....

"Применение активных методов на уроках информатики"

Применение активных методов на уроках информатики и ИКТ...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ТЕМУ: «ПРИМЕНЕНИЕ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ В 7-8 КЛАССАХ»

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТАНА ТЕМУ: «ПРИМЕНЕНИЕ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ В 7-8 КЛАССАХ»...

Программа профессионального самообразования учителя информатики. Тема самообразования: «Применение тестового контроля на уроках информатики»

Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащи...

Из опыта работы "Применение технологии модерация на уроках информатики"

Технология модерации и активные методы обучения (из опыта работы)...

Применение компьютерных технологий в проведении уроков информатики и в работе творческих групп учащихся.

Как показывает педагогический опыт, одним из оптимальных методов обучения информационным технологиям старшеклассников является проектный метод. Формы проектной деятельности школьников при изучении инф...