Применение компьютерных технологий в проведении уроков информатики и в работе творческих групп учащихся.
статья по информатике и икт

Могильная Наталья Леонидовна

Как показывает педагогический опыт, одним из оптимальных методов обучения информационным технологиям старшеклассников является проектный метод. Формы проектной деятельности школьников при изучении информатики могут быть самыми разными, во многом зависящими от интересов и склонностей учащегося. Масштабы ученических проектов также различны: от работы реферативного плана, посвященной решению локальной учебной задачи, до экзаменационного проекта, развитие которого продолжается и после окончания учеником образовательного учреждения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 162.docx18.14 КБ

Предварительный просмотр:

Применение компьютерных технологий в проведении уроков информатики и в работе творческих групп учащихся.

В современном обществе стремительно нарастает количество информации, поэтому курс информатики и информационных технологий играет особую роль в эпоху перехода от общества индустриального к обществу информационному, т.к. готовит выпускников школы к жизни и деятельности в информационном обществе, к обладанию информационной культурой.

Изучение в школе предмета "Информатика" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей информатики является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. Наглядность играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, развития речи, мышления учащихся. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии. В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Подобные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету,
  • систематизировать усвоенные знания,
  • сформировать навыки самоконтроля,
  • сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности, – оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Как показывает педагогический опыт, одним из оптимальных методов обучения информационным технологиям старшеклассников является проектный метод. Формы проектной деятельности школьников при изучении информатики могут быть самыми разными, во многом зависящими от интересов и склонностей учащегося. Масштабы ученических проектов также различны: от работы реферативного плана, посвященной решению локальной учебной задачи, до экзаменационного проекта, развитие которого продолжается и после окончания учеником образовательного учреждения.

Особенностью данного метода является создание интегрированных проектов по различным учебным дисциплинам, позволяющих максимально полно реализовать индивидуальный творческий потенциал учащихся.

Существует две возможности использования проектов:

  1. Проект создает учитель информатики.
  2. Проект создают ученики.

I. Рассмотрим первую возможность. Учитель в Power Point создает презентацию, которая состоит из нескольких слайдов.

Существует много возможностей демонстрации презентации и объяснения нового материала:

  1. Демонстрация происходит с помощью проектора, учитель объясняет новый материал.
  2. На каждом компьютере ученик смотрит презентацию сам, слушая объяснения учителя.
  3. Ученик самостоятельно изучает материал во время демонстрации презентации на своем компьютере.

Рассмотрим вторую возможность. Ученики на зачетном уроке создают презентацию в Power Point.

Вместо проведения устного зачета или письменной самостоятельной работы можно предложить ученикам создать свою презентацию и засчитать ее как зачет по данной теме.

Необходимо задать следующие условия:

  1. Темы, входящие в зачет.
  2. Количество слайдов.
  3. Время на выполнение презентации.
  4. Демонстрация презентации должна происходить автоматически, но учитель должен успевать прочитать весь текст и оценить вставки, картинки, рисунки.
  5. Дома ученики должны продумать структуру своей презентации и выбрать определения, понятия и примеры, подтверждающие их точку зрения;
  6. Ученики на занятии не должны пользоваться тетрадями, своими записями;
  7. Ученик должен уметь пояснить свои выводы, примеры.

Преподаватель рассказывает ученикам о критериях оценивания зачетной работы, о времени на работу, о количестве слайдов. Темы ученик должен составить сам.

Результаты работы проектной группы.

Итогом совместной деятельности проектной группы, конечно, является готовый к использованию на уроках или во внеклассной работе программный продукт. Это видимая сторона работы. Скрытые ее стороны рано или поздно также проявятся – качественный рост показателей, определяющих уровень информационной культуры всех участников образовательного процесса, повышение мотивации к обучению школьников, возрастание эффективности урока и др.

Знания, умения и навыки, приобретенные учениками при создании компьютерных учебных пособий, оцениваются и учителем информатики, и учителем, преподающим предмет к которому относится созданное пособие.

Как правило, ученики получают две оценки “отлично”.

В основе методов проектов лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта; развивать критическое мышление. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Создание презентации творческой группой учащихся

Использование информационных технологий в оформлении праздника

(Последнего звонка или Выпускного вечера) для выпускников школы (создание буклетов, брошюры, похвальных листов и грамот, альбома для выпускника, выпущенных в школьном кабинете информатики с использованием сканера, цифровой камеры, CD- библиотек, принтера, копировальной техники; презентации о выпускном классе; диска о школе или классе; школьного сайта).

Описание проекта.

Традиционно в каждой школе выпускнику на выпускном вечере дарится на память альбом с фотографиями. Подготовкой этих альбомов занимается родительский комитет, что порой обходится большой тратой денег, времени и нервов (не каждый родитель способен красиво оформить альбом). Выход такой: подготовить альбом силами самих учеников на уроках информатики при изучении соответствующего учебного материала текстового и графического редакторов, программы презентаций. Можно не ограничиваться “бумажным” альбомом, и сделать “электронный” альбом (презентацию). В нём использовать не только фотографии, но и звук (записать пожелания одноклассников и др.), а также видеофрагменты (для этого используются видеозаписи уроков, классных мероприятий, походов и др.).

Приведём примеры групповых творческих заданий на уроках информатики: оформить каждому ученику свою страничку для альбома (использовать личную фотографию); урок-конкурс на лучшее оформление титульного листа для альбома; оформить статью на любую школьную тему для брошюры или школьной газеты; создать презентацию на тему “Мой класс”. Темы статей разрабатываются совместно с классным руководителем.

Параллельно возникает необходимость собирать и обрабатывать накапливающийся материал (работы учащихся). В этом нам помогут ученики (2-3 человека), выбравшие итоговую аттестацию по информатике в форме “Защиты проекта” (тему проекта продумать в зависимости от ситуации). На них ляжет труд собрать в одно целое работы своих одноклассников, используя лучшие (или все) работы, создать окончательный вариант презентации о классе, альбома для выпускников, грамот, буклетов, стенгазеты. Слайд-фильм (презентацию) можно записать на CD-диск, оформить к нему обложку, придумать название.

Таким образом, проект разрабатывается на протяжении одного – двух лет в групповой и индивидуальной форме на уроках информатики под руководством учителя информатики и классного руководителя, при необходимости с участием учителей – предметников.

Практическая значимость проекта.

В результате, на выпускном вечере каждый выпускник получит в подарок красочный альбом, в котором есть крупица и его труда, а также диск под названием “На память выпускнику”. Учащиеся, ответственные за сбор всех материалов проекта, успешно защищают его на экзамене по информатике. Классный руководитель проведёт последний урок для своих воспитанников с использованием слайд - фильма (презентации). Школьный музей пополнится выпуском нового школьного стенда. Невозможно представить праздник расставания со школой без выпуска школьной газеты, буклета о школе, брошюры с сочинениями учеников. И ещё не было случая, чтобы некого было бы наградить похвальной грамотой за блестящие успехи в школе. И наконец, с созданием школьного сайта о школе и её выпускниках может узнать весь мир.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение компьютерных технологий для выполнения практических работ по закреплению правил орфоэпии и произношения глухими учащимися на уроках РРС и ФП на второй ступени обучения

Данная статья представляет собой теоретический и практический материал по использованию компьютерных технологий на уроках РРС и ФП для закрепления правил  орфоэпии и произношения путём вы...

Опыт работы "Применение компьютерных технологий для формирования лексических навыков учащихся"

В данном опыте работы отражен опыт исследования применения компьютерных технологий....

«Применение информационных технологий при проведении уроков математики в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида».

Применение информационных технологий при проведении уроков математики в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»....

Применение электронных ресурсов при проведении уроков информатики

В данной презентации представлены полезные ссылки на образовательные ресурсы Интернета по информатике.Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг: электронная почта, поисковые систем...

Тема: «Метод проектов на уроках информатики как способ реализации творческого потенциала учащихся».

Представление опыта работы учителя информатики МБОУ СОШ №1 г. Данкова Липецкой области                                ...

Отчет о работе творческой группы по применению технологии проектов

ВВЕДЕНИЕ Применение проектной технологии на уроках как средство повышения эффективности образовательного процессаЦель работы творческой группы по проектной технологии: развитие необходимого инновацион...