Нетрадиционные формы проведения уроков информатики с применением игровых технологий и технологий на основе личностной ориентации педагогического процесса
статья по информатике и икт на тему

Етдзаева Светлана Тимофеевна

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные формы проведения уроков информатики с применением игровых технологий и технологий на основе личностной ориентации педагогического процесса

Учиться можно только весело...
Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.

            А. Франс

Интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Поэтому на уроках информатики нужно как можно шире применять нетрадиционные формы.

Творчески работающие учителя информатики ведут поиск новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы умственную деятельность учеников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Надо заботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса. Особенно важно это в подростковом возрасте, когда формируются и определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. И в этот момент надо раскрыть перед подростком притягательные стороны информатики, иначе его интересы замкнутся на компьютерных играх, на «стрелялках» и «догонялках» в компьютерных салонах или личном компьютере.

Интерес к предмету можно повышать, используя разные методы, но самым привлекательным для детей является занимательность. Даже у самых слабых учеников можно вызвать интерес к предмету, используя на уроках занимательный материал. А особенно интересны детям игровые уроки. Вот тут- то мы и имеем возможность в увлекательной, игровой форме дать ученикам тот материал, который в традиционной форме усваивается очень слабо и без интереса, провести неординарно обобщающий урок по теме. В процессе игры можно выработать у учеников умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание и стремление к знаниям. Увлекшись, он и не замечает, что учится — он познает, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.

А.М. Горький писал: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Игры являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы, но только в том случае, если проводит ее толковый организатор. Из- за практического отсутствия методических разработок по этому вопросу и из-за катастрофической нехватки личного времени учителя для разработки и режиссуры игр, которые требуют повышенного методического и профессионального мастерства, до недавнего времени игру использовали лишь на внеклассных мероприятиях, недооценивая ее роль в учебном процессе.

Однако использование игровых технологий не позволяет изучить предмет «играючи», легких путей в науку не бывает, но надо искать все возможности для учения с интересом. Например, при наличии компьютерной техники в кабинете целесообразно проводить уроки на основе проблемно-ориентированной технологии, уроки-практикумы. На этих уроках ученик получает индивидуальное задание и пытается сам выполнить его, используя полученные теоретические знания. С трудом полученная информация запоминается надолго. Очень интересен опыт применения
уроков-семинаров. На этих уроках ученики обмениваются информацией по заданной теме, доказывают свою правоту, спорят, и в этих спорах рождается истина.

В традиционной методике существует триединство учебных целей: образовательная, развивающая и воспитательная. Часто бывает, что учителю не всегда ясна доминирующая направленность его взаимодействия с учениками, он, подчас, точно не знает, на чем ему сосредоточиться: на формировании системы знаний учащихся, на их развитии, или на воспитании этических и эстетических идеалов. В этом ему должны помочь нетрадиционные уроки  -  уроки-праздники, где каждый может проявить себя, где группа обучающихся становится творческим коллективом. В качестве нетрадиционных уроков можно провести:

  • Преподавание информатики по опорным сигналам.
  • Уроки-лекции, уроки-семинары, уроки - практикумы, урок-зачет, уроки с применением современных технологий урок-презентация.
  • Игровые уроки: деловые игры, соревнования, КВН, сюжетно-ролевые уроки, урок-расследование, урок - «мозговой штурм»

Применение этих разработок поможет учителю создать свой неповторимый стиль проведения уроков информатики, сделать эти уроки интересными и для обучающихся и для него самого, привить ученикм любовь к информатике, повысить качество преподавания и, как следствие, свою собственную квалификацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка

В данной статье освещается методический материал по внедрению на уроках английского языка нетрадиционных форм обучения....

Нетрадиционные формы проведения уроков немецкого языка

Данная статья поможет учителям реализовать свои навыки и умения при подготовке у урокам.Использовать нетрадиционные формы и методы...

«Использование нетрадиционных форм проведения уроков для активизации познавательной деятельности учащихся»

Важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся. Положительно изменить многое в отношении детей и подростк...

Нетрадиционные формы проведения уроков информатики с применением игровых технологий

В традиционной методике существует триедин­ство учебных целей: образовательная, развивающая и воспитательная. Часто бывает, что учителю не все­гда ясна доминирующая направленность его взаимо...

Нетрадиционные формы проведения уроков информатики

Данная работа представляет собой презентацию для выступления на МО учителей математики и информатики....

Нетрадиционные формы проведения уроков информатики

Нетрадиционные  формы     проведения уроков информатики...