Главные вкладки

    «Использование нетрадиционных форм проведения уроков для активизации познавательной деятельности учащихся»
    методическая разработка по технологии по теме

    Мелехина Елена Николаевна

     

    Важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся. Положительно изменить многое в отношении детей и подростков к учению может творческий подход учителей к подготовке и проведению уроков. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали их к самостоятельному приобретению знаний.

    Возникновение интереса к технологии у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее проведения, от того насколько умело будет построена учебная работа.

    Мне, как любому учителю технологии, надо заботиться 6 том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны технологии.

    Именно в целях активизации учащихся, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний я стал вводить в практику своей работы занимательные разновидности уроков, создавая в итоге авторские -нетрадиционные уроки.

    Одним из фактов стимулирования познавательной деятельности учащихся являются нетрадиционные уроки. Умелое их применение интенсифицирует процесс формирования личности школьника, позволяет не только побуждать к активной учебной деятельности, но и воздействовать на ее мотивационно-потреностную сферу. Убыстрение темпа современной жизни требует более активного использования нетрадиционных уроков. Исследователи этих уроков (А.А.Бородай, В.В. Васильев, П.Т. Фролов и другие) подчеркивают их уникальные стимулирования познавательных интересов учащихся. Формирование умений ориентироваться в окружающей действительности, воспитание коллективизма, развитие творческих способностей личности. В педагогической практике действуют уже более трех десятков видов нетрадиционных уроков. Они увлекают учащихся своей необычностью проведения, приносят радость и удовлетворение учителю и ученику, расширяют кругозор, развивают зоркость, наблюдательность и смекалку. Девизом таких уроков могут служить слова: «Ни одному ученику не должно быть скучно на уроке!». Каждому ученику на таких уроках представляется возможность работать в том темпе, который определяется его индивидуальными способностями

    Многообразие видов нетрадиционных уроков обуславливается тематикой уроков, местом каждого из них в разделе учебной программы, а также уровнем подготовки и заинтересованности учителя и ученика.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon netradicionnye_formy_provedeniya_urokov.doc52 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Использование нетрадиционных форм проведения уроков для активизации познавательной деятельности учащихся»

    Важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся. Положительно изменить многое в отношении детей и подростков к учению может творческий подход учителей к подготовке и проведению уроков. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали их к самостоятельному приобретению знаний.

    Возникновение интереса к технологии у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее проведения, от того насколько умело будет построена учебная работа.

    Мне, как любому учителю технологии, надо заботиться 6 том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны технологии.

    Именно в целях активизации учащихся, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний я стал вводить в практику своей работы занимательные разновидности уроков, создавая в итоге авторские -нетрадиционные уроки.

    Одним из фактов стимулирования познавательной деятельности учащихся являются нетрадиционные уроки. Умелое их применение интенсифицирует процесс формирования личности школьника, позволяет не только побуждать к активной учебной деятельности, но и воздействовать на ее мотивационно-потреностную сферу. Убыстрение темпа современной жизни требует более активного использования нетрадиционных уроков. Исследователи этих уроков (А.А.Бородай, В.В. Васильев, П.Т. Фролов и другие) подчеркивают их уникальные стимулирования познавательных интересов учащихся. Формирование умений ориентироваться в окружающей действительности, воспитание коллективизма, развитие творческих способностей личности. В педагогической практике действуют уже более трех десятков видов нетрадиционных уроков. Они увлекают учащихся своей необычностью проведения, приносят радость и удовлетворение учителю и ученику, расширяют кругозор, развивают зоркость, наблюдательность и смекалку. Девизом таких уроков могут служить слова: «Ни одному ученику не должно быть скучно на уроке!». Каждому ученику на таких уроках представляется возможность работать в том темпе, который определяется его индивидуальными способностями

    Многообразие видов нетрадиционных уроков обуславливается тематикой уроков, местом каждого из них в разделе учебной программы, а также уровнем подготовки и заинтересованности учителя и ученика.

    К сожалению, за последние годы наблюдается резкое снижение интереса учащихся, особенно подростков старшеклассников к учению.

    Ведущая проблема такого явления недооценка учителем значения стимулирования познавательной деятельности учащихся, его неумения опуститься в мир детства, понять человека, сидящего за партой, возродить гармонический союз с детьми.

    Проводя нестандартные уроки, я стараюсь пробудить у учащихся интерес к уроку. В этих целях я стараюсь разнообразить формы и методы обучения, тщательно подбираю занимательный дополнительный материал к уроку, технические и художественные средства, морально поощряю малейшие усилия и успехи ученика. Для этого хороши все средства - и интересный рассказ, и введение в урок элементов состязательности, и подбор проблемных заданий, и историческая справка и другие.

    Все перечисленные средства являются неотъемлемой частью любого нетрадиционного урока.

    Примечателен тот факт, что при подготовке и проведении нетрадиционных уроков показатели активности как творческой, так и познавательной занимают центральное место в системе связей «учитель-ученик».

    Изучение сущности и структуры любого урока приводит к выводу, что урок является сложным педагогическим объектом. Это можно сказать и о нестандартном уроке. Как и всякие сложные объекты, уроки могут быть разделены на типы по различным признакам. Существуют многочисленные классификации уроков. Для нетрадиционных уроков характерна типология по форме проведения уроков. Многочисленные нетрадиционные уроки можно разделить на следующие типы:

    1.        Уроки в форме соревнований и игр:

    конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.д.;

    Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, мозговая атака, комментарий и т.д.;

    Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-«дублер начинает действовать» и т.д.;

    Уроки напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, брифинг, аукцион, бенефис, дискуссия, телемост, устный журнал, диалог, «живая газета» и т.д.;

    Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т.д.;

    Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсии в прошлое, путешествия, прогулка и т.д.;

                  7. Уроки, опирающие на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз и т.д.;

             8. Использование на уроке не традиционного форм внеклассной работы:                                                                                                                                    «следствие ведут знатоки», «брейн-ринг», «счастливый случай», диспут,                                спектакль. «Что? Где? Когда?» и Т.Д.;

             9. Интегрированные уроки.

             10. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-защита оценки, урок-консультация, урок-практикум. Урок-семинар, и Т.Д.;

    Есть и другой подход к классификации нетрадиционных уроков:

    1. Уроки - творчества: урок изобретательства, урок - вставка, уроксочинение, урок - творческий отчет.

    2. Уроки, созвучные с общественными тенденциями: урок общественный смотр знаний, урок - диспут, урок - диалог, и Т.Д.;

    3. Межпредметный и внутренний курсовой уроки: одновременно по двум предметам, одновременно для учащихся разных возрастов.

    4. Уроки с элементами историзма: урок - исторический обзор, урокпортрет.

    5. Театрализованные уроки: урок - спектакль, урок - суд, урок аукцион.

    6. Игровые уроки: урок - деловая игра, урок - ролевая игра, урок с дидактической игрой, урок - соревнование, урок путешествие.

    7. Вспомогательные уроки: урок-тест, урок для родителей, урокзачет, урок-консультация, урок-лекция и т.д.

    В своей практике при проведении нетрадиционных уроков я чаще всего использую вторую типологию уроков. Чаще всего я про вожу уроки 2,3,4,5,6,7 типов. Но хочется отметить, что создание в последнее время типологии нуждаются в регулярном пополнении, уточнении и переработке. В практике обучения конструирование учителем систем уроков, как правило, не укладывается в рамки какой-то одной типологии.

    Обучение нужно строить так. Чтобы ученик понимал и принимал цели, поставленные учителем, и был активным участником их реализации.

    Среди множества путей воспитания у школьников интереса к учению одним из наиболее эффективных является организация игровой деятельности.

    Игра, учение и труд являются основными видами деятельности человека. При этом игра готовит ребенка, как к учению, так и к труду, сама, являясь одновременно и учением и трудом. Глубоко ошибаются те, кто считает, что игра лишь забава и развлечение.

    Игру можно назвать восьмым чудом света, так как в ней заложены огромные воспитательные и образовательные возможности. В процессе игр дети приобретают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. Игра развивает детскую наблюдательность и способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их

    существенные признаки. Таким образом, игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

    Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры (даже самые простые) имеют много общих элементов с работой ученого. В игре сначала привлекает поставленная задача и трудность, которую можно преодолеть, а затем радость открытия и ощущение преодоленного препятствия. Именно поэтому, всех людей независимо от возраста привлекает игра.

    Самыми распространенными уроками в моей работе являются игровые уроки. Они получили постоянную прописку в процессе обучения потому, что игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека. Она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации. Педагоги всех времен отмечали, что игра оказывает благоприятное влияние на формирование детской души, развитие умственных способностей. В итоге растущий человек познает жизнь. Чем же игра на уроке привлекает девчонок и мальчишек? Прежде всего, интересен сам процесс действия, постоянно меняющиеся игровые ситуации. Приходится самостоятельно находить выход из самых разных положений, намечать цель, взаимодействовать с друзьями, проявлять ловкость, быстроту, выносливость. Уже одно представление о предстоящем уроке-игре способно вызвать у ребенка положительные эмоции, приятное волнение, быстроту игры, ориентировку, сообразительность, мгновенную сосредоточенность ума, чтобы применить эти навыки на практике. Поэтому все чаще входят в практику моей работы уроки в игровом оформлении: ролевая игра, деловая игра, урок с дидактической игрой, урок-соревнование, урок-путешествие, урок-экскурсия и т.д. Следует отметить важный момент: к участию в любом виде урока-игры учащиеся готовятся учителем заранее. Рекомендуется по-иному разместить детей в классе (кругом, квадратами, парами, тройками) поменять обстановку (с выходом в парк, спортивный зал, музей и др.). В ходе игры учащиеся интенсивно оперируют многочисленными понятиями, сочетая теоретические знания с практической деятельностью, причем некоторые из них активно работают в составе команды: продумывают ответы, вносят поправки в выполненные поправки.

    Для нашей школы, где работа над речью - главная задача любого урока, игра развивает внутреннюю речь и логику ребенка. Ведь ученику на таком уроке приходится часто выбирать и совершать из множества возможных операций одну, по его мнению, наиболее целесообразную. Важно отметить, что игровые уроки всегда содействуют воспитанию коллективизма и дружбы среди ребят.

    Изучая литературу по теме «Нетрадиционные уроки», я тщательно изучал методику проведения этих уроков, их типологию, структурные элементы различных форм игровых уроков, специфические особенности и области наилучшего применения. Опираясь на многочисленные источники, мною были разработаны конструкции таких игровых уроков: ролевая игра,

    деловая игра, урок-экскурсия, урок-путешествие, урок-соревнование, урок -дидактическая игра. Все перечисленные уроки наиболее успешно применяются в 7-8 классах, так как подростки обычно легко погружаются в любую игру. Старшеклассники тоже не отказываются играть, но уже в более солидные игры, такие как деловая игра, телеигры «Счастливый случай», «Брейн-ринг», КВН и др. Используя игровые уроки, я пришел к выводу, что после проведения таких уроков интерес к технологии возрастает, улучшаются контакты друг с другом в классе, обогащается словарный запас учеников в связи с чтением рекомендуемой литературы, у подростков и старшеклассников исчезает боязнь перед выступлением с речью перед многочисленной аудиторией, значительно разрушается барьер между учителем и учеником. Мне нравится разрабатывать и проводить такие уроки.

           Урок - дидактическая игра

    В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком - наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего педагогического результата. Дидактическая игра имеет устойчивую структуру, включающую следующие основные компоненты: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

    Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решать на уроке, и придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования в отношении знаний.

    Правилами определяется порядок действий и поведения учащихся в процессе игры, создается рабочая обстановка на уроке.

    Регламентированные правилами игровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить знания и умения для достижения целей игры.

    Основой дидактической игры является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

    Дидактическая игра имеет определенный результат, который выступает, прежде всего, в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся, придает ей законченность. Все структурные элементы взаимосвязаны.

    Целесообразность использования таких уроков на различных этапах обучения различна, чаще всего их применяют при проверке результатов, выработке навыков, формировании умений. Различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игра. Характерной особенностью урока-дидактической игры является включение игры в его конструкцию.

    Внедрение в педагогическую практику нетрадиционных уроков выдвигает на первый план личность ученика, использование импровизации,

    игровых видов деятельности, разных форм общения учителя с учеником и ученика с учителем, группой учащихся и классом, что и стимулирует познавательную деятельность человека.

    Как показали опыт лучших учителей и мой личный опыт, нестандартные уроки:

    A)        раскрепощают взаимоотношения учителей и учащихся;

    Б) активизируют познавательную деятельность, побуждая каждого ученика к творческому поиску и размышлениям, инициативе, и самостоятельности, к преодолению возникающих на их пути трудностей;

    B)        интенсифицируют взаимный обмен учащихся интеллектуальными и
    эстетическими ценностями, способствуя тем самым * организации и
    сплочению детского коллектива;

    Г) стимулируют каждого ученика работать на максимуме своих возможностей;

    Д) способствуют использованию в процессе обучения элементов романтизации;

    Е) расширяют рамки социального опыта, обеспечивая каждому ученику позицию игры и современности;

    Ж) утверждают атмосферу доверия к возможностям учащихся, а также

    гуманистический стиль общения между учителем и учениками.

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игровые формы обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по прикладному творчеству

    Игра - любимое занятие детей. В игре часто и сложное становится доступным. Игра доставляет радость, развивает память, расширяет кругозор детей, активизирует познавательную деятельность учащихся на зан...

    Конспект урока по активизации познавательной деятельности учащихся. Тема урока. Контроль знаний по теме: «Текстовый редактор».

    Цель урока:·       проверить и оценить теоретические знания учащихся по теме «Текстовый редактор»;·       воспитывать стремление к овладению...

    Использование развивающих игр по биологии в активизации познавательной деятельности учащихся.

    Чтобы повысить мотивацию к обучению у учащихся и активизировать их познавательную деятельность необходимо заинтересовать их. Наилучшим методом в этом случае будет использование развивающих игр по биол...

    «Применение инновационных технологий на уроках биологии. Активизация познавательной деятельности учащихся».

    Нет ничего более ценного, чем обмен опытом, желание совершенствоваться, стремление наполнить жизнь детей добром, радостью открытий, желанием узнавать мир, счастьем. Каждый ребёнок - это целый мир. И к...

    Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики.

          Активизация познавательной деятельности учащихся будет соответствовать современным требованиям к уровню подготовки выпускников школы, если будет реализовываться деятел...

    Использование информационных технологий на уроках - средство активизации познавательной деятельности- презентация

    Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:• усвоить базовые знания по предмету;• систематизировать усвоенные знания;• сформировать навыки самоко...