Использование развивающих игр по биологии в активизации познавательной деятельности учащихся.
статья по биологии по теме

Апасова Кристина Станиславовна

Чтобы повысить мотивацию к обучению у учащихся и активизировать их познавательную деятельность необходимо заинтересовать их. Наилучшим методом в этом случае будет использование развивающих игр по биологии. Которые не только вызовут интерес учащегося к предмету, но и облегчит запоминание сложных терминов и названий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Апасова Кристина Станиславовна, учитель биологии

ГБПОУ МГОК г. Москва

Использование развивающих игр по биологии в активизации познавательной деятельности учащихся.

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных проблем современной педагогической науки. Её актуальность  обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических условий обучения.

При решении проблемы активизации познавательной  деятельности выход видится в повышении теоретического уровня преподаваемого материала с параллельным ознакомлением и обучением школьников методам познания, вооружения их методами самостоятельной работы по развитию и приобретению инструментария познания [3, c. 183-184].

И.Ф. Харламов понимает познавательную активность как «деятельное состояние ученика, которое характеризуется  стремлением к учению, умственным напряжением  и проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями»[6, c. 31].

Познавательная деятельность в дидактике представляется в виде следующего алгоритма: интерес – воля – внимание – мысль – поиск, конечным элементом которого  является поиск учащимся оптимального метода овладения знаниями, что и можно считать результатом успешной познавательной деятельности. Организация процесса познания по линии интерес – воля – внимание связана, в первую очередь, с психологическим фактором. Ещё Л.С. Выготский отметил, что мысль рождается не от другой мысли, а в сфере воли и чувств [2, c. 58-65].

Следовательно, активизация познавательной деятельности предусматривает вооружение учащихся необходимыми инструментами поиска знаний, что позволяет достигнуть самого высшего творческого уровня деятельности, основой которого выступает творческое мышление учащихся.

Реализации познавательной активности способствует умственная самостоятельность учащихся, предполагающая  владение  навыками и умениями получения новых знаний, их применения в стандартных и новых ситуациях.

Умственная самостоятельность, формируемая посредством обучения алгоритмам операций мыслительной деятельности, позволяет учащимся эффективнее осуществлять учебно-познавательную деятельность, успешнее осваивать учебный материал, что способствует развитию их познавательных интересов, воспитанию привычки к регулярному умственному труду.

Наиболее существенную роль в формировании положительного отношения подростков к учению, как показали исследования, играют его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой познавательной деятельности, дающей учащимся возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружение подростков рациональными приемами учебной работы, навыками самовоспитания, являющимися непременной предпосылкой для достижения успеха.

Одним из средств активизации познавательной деятельности учащихся, повышения интереса к учению мы видим в применении на уроках дидактических игр.

Дидактические игры способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывают живой интерес к предмету и помогают усваивать учебный материал. С помощью игры можно привить ученикам стремление пополнять недостающие знания, совершенствовать навыки, необходимые для повышения творческой активности.

Игра также способствует разрядке напряженности на уроке, снятию или уменьшению  физического и интеллектуального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему активным обучением, физическим трудом, сильными переживаниями; создает благоприятную атмосферу для учебного процесса.  Игра меняет эмоциональное состояние, как правило, в сторону его улучшения, повышения настроения, воодушевляет, пробуждает интерес к чему-либо. Палитра чувств, пробуждаемых игрой, необычайно многообразна. Это и удовольствие, и чувство гордости по поводу одержанной победы, чувство страха, ощущение неизвестности и таинственности. Игра — особый метод вовлечения учащихся в творческую деятельность, метод побуждения их к активности.

В процессе учения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию (наблюдению) предметов и явлений. Восприятие становится плановым, последовательным и всесторонним. Подросток воспринимает уже не только то, что лежит на поверхности явлений, хотя здесь многое зависит от его отношения к воспринимаемому объекту.

 Отсутствие интереса, равнодушие к материалу — и ученик поражает поверхностностью, легковесностью своего восприятия. Подросток может добросовестно смотреть и слушать, но восприятие его будет случайным. Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность — вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания.

Необходимо использовать дидактическую игру, которая, являясь одной из форм организации учебной деятельности, способствует развитию познавательной активности учащихся, повышает интерес к изучению предмета, снимает напряжение и улучшает процесс усвоения знаний, умений и навыков.

Игра оказывает активизирующее воздействие не только на воображение, а на всю познавательную деятельность в целом. А. Валлон писал, что игра похожа на «ликующее и вдохновенное исследование, в котором все психические функции раскрываются во всех их возможностях» [1, с.63-34].

Игра, как особая конструкция, предполагает также наличие ролей участников. Именно представляет участнику игры возможность обогатить содержание игры, проявить свои способности и потенциальные возможности. Данные проведенного Ф.И.Фрадкиной  исследования убедительно свидетельствуют о том, что исполнение роли продолжает оставаться для подростка личностно значимой, по-прежнему «…все его действия и переживания определяются ролью, которую он выполняет в игре» [4, с.81]. Индивидуальное исполнение роли подростком имеет определенную «личностную окраску», зависящую, прежде всего от его знаний и умения находиться в данной роли. Поэтому для успешного выполнения роли «…необходимо, чтобы дети хорошо знали ту область действительности, которая составляет сюжет игры» [3, с.256].

Игра вызывает чувство соревнования, желания победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. В процессе игры постоянно создаются ситуации, требующие немедленного разрешения, что ведет к формированию умения делать выбор и нести за него ответственность. А это требует самостоятельного решения, инициативы, развитого мышления.

В процессе учения очень заметно совершенствуется мышление подростка. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы.

Дидактическая игра обладает, по нашему мнению, существенными преимуществами по сравнению с традиционными формами, методами и средствами обучения. Она всегда вызывает у учеников чувство радости, оказывает мощное активизирующие воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную сферы. А при заинтересованности в изучении предмета улучшается процесс усвоения новых знаний, умений и навыков. Установление взаимосвязи успешности усвоения школьниками биологии как учебной дисциплины и активизации их умственного развития как основы формирования и развития познавательной активности обусловливает актуальность применения дидактических игр на уроке.

Список литературы

  1. Валлон А. Психическое развитие ребенка.— М.: Просвещение, 1967. —196 с.
  2. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. / Проблемы общей психологии. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 2: - 504 с.
  3. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981.-186 с.
  4. Махлах Е.С. Психологические особенности сюжетной игры в школьном возрасте // Вопросы психологии личности школьника / Под ред. Л.И. Божович и Л.В.Благонадежной.—М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. —с.219-277.
  5. Фрадкина Ф.И. Психологический анализ игр и их роль в учении школьников // Советская педагогика.—1953.—№4—с.77-90.
  6. Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников. - Минск: Народная асвета, 1975.-208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование нетрадиционных форм проведения уроков для активизации познавательной деятельности учащихся»

Важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся. Положительно изменить многое в отношении детей и подростк...

Докдад на тему " Использование ИКТ на уроках музыки для активизации познавательной деятельности учащихся"

Докдад на тему " Использование ИКТ на уроках музыки для активизации  познавательной деятельности учащихся"...

Доклад на тему "Использование ИКТ на уроках музыки для активизации познавательной деятельности учащихся"

Доклад на тему "Использование ИКТ на уроках музыки для активизации познавательной деятельности учащихся"...

Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики.

      Активизация познавательной деятельности учащихся будет соответствовать современным требованиям к уровню подготовки выпускников школы, если будет реализовываться деятел...