Главные вкладки

    Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка
    методическая разработка по английскому языку по теме

    В данной статье освещается методический материал по внедрению на уроках английского языка нетрадиционных форм обучения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл angl._yaz.statya.docx20.75 КБ

    Предварительный просмотр:

                      Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка.

         Повышение эффективности обучения требует от учителя нетрадиционного подхода к его решению, в частности разработки более совершенных организационных форм и методических приемов обучения, развития умения учащихся работать самостоятельно, смещения акцента с активной деятельности учителя на активную деятельность учащихся.

    При обучении школьников иностранному языку указанные положения представляются наиболее актуальными, так как, для того чтобы овладеть этим предметом, недостаточно быть объектом обучения. Одним из действенных способов, помогающих успешному усвоению иностранного языка, являются активные нетрадиционные формы уроков. К таким урокам относятся: урок-конференция, пресс-конференция, дискуссия, ток-шоу, урок-телемост, диалог, экскурсия, урок- заочное путешествие, читательская конференция, урок защиты профессий, ролевая игра  и т.д.

     Прежде всего учителю необходимо уметь разграничивать  эти уроки и знать специфику каждого из них, владеть методикой их подготовки и технологией  проведения.          Нетрадиционные уроки  включаются в общий цикл уроков, проводятся на завершающем этапе работы над темой или разделом (Unit). Их цель – совершенствование ранее приобретенных учащимися навыков и умений устной речи ( говорения и слушания).    Остановимся на уроках-конференциях. Они могут быть проблемными, тематическими  (проводятся, например, под названиями «Защита окружающей среды. Our Environment», «Дороги, которые мы выбираем»-выбор профессии) и читательскими  («Литература страны изучаемого языка»). Конференции  по иностранному языку проводятся по заданным ситуациям в форме ролевой игры (действующими лицами выступают учащиеся).

       Конференции требуют длительной подготовки и активного участия в них всех учащихся.

    Учитель выбирает нескольких учащихся с высоким уровнем  обученности, которые помогают ему составлять план проведения конференции, определять вопросы для обсуждения.

    Учащиеся готовят презентации уроков, социальную  рекламу, постеры, фотосессию, составляют афишу, сообщающую о теме конференции, месте и времени её проведения.

    Учитель помогает ученикам составлять развернутый план их выступлений, выделять основные положения высказываний, делать краткие выводы из них. К этой работе привлекаются также консультанты, которые распределяют поисковые задания между группами учащихся.

      При подготовке конференции распределяются и выполняются индивидуальные задания (составленные в соответствии с вопросами для обсуждения). Учащиеся собирают фото и видеоматериалы о писателях, создают альбомы о них, о профессиях, выпускают брошюры-путеводители для туристов по родному краю и Подмосковью, готовят доклады.

      Уроку-конференции близок по построению урок-пресс конференция. Он проводится в форме ролевой игры, например представляет собой беседы членов какой-либо делегации с представителями прессы, с корреспондентами различных СМИ.

    Варианты пресс-конференций могут быть различными, например проходить в виде встреч:

    1. с людьми разных профессий;
    2. с путешественниками ;
    3.  с персонажами литературных произведений, кинофильмов, мультфильмов;
    4. с историческими персонажами;
    5. звездами шоу-бизнеса.

    В ходе подготовки к пресс-конференции учащиеся продумывают свои роли, составляют резюме участников конференции, тренируются в ответах на возможные вопросы, готовят костюмы и реквизит.

     Журналисты определяют, представителями какой (реальной или вымышленной) газеты, журнала, ТВ каналов и радиостанций они являются.

     Учитель совместно с учащимися обсуждает, какие наглядные пособия следует приготовить к уроку.

     Перед участниками конференции ставится речевая задача, она и роли учащихся обусловливают речевое поведение учащихся.

     Ведущий называет тему, цель проведения пресс-конференции, сообщает, кем она организована, представляет делегации, их руководителей, представителей СМИ, знакомит их друг с другом, направляет ход пресс-конференции, комментирует высказывания, благодарит за выступления. Это создает естественную обстановку на уроке.

     Главы делегаций представляют журналистам каждого члена делегации, определяют, кто из них ответит на задаваемые вопросы, если необходимо, организуют обсуждение с ними того или иного ответа.

      Журналисты, прежде чем задать вопрос, сообщают, кого они представляют (орган печати, радио. ТВ). Задавать вопросы могут и делегации, и отдельные её участники.

      В ходе урока-пресс-конференции учащиеся тренируются в монологической речи, в умении задавать  проблемные вопросы дискуссионного характера, аргументированно отвечать на вопросы.

       После проведения урока-пресс-конференции  учащиеся могут поделиться своими впечатлениями о ней на специально открытом учащимися сайте Интернета.

       При проведении уроков-конференций-диспутов следует очень внимательно выбирать темы. Они должны носить дискуссионный характер, звучать остро, проблематично, так как цель диспута – формирование общественного мнения в коллективе по обсуждаемой проблеме.

      Предметом обсуждения во время диспута может стать жизнь молодежи в России и в странах изучаемого языка, наука, литература, искусство, спорт, музыка в странах изучаемого языка и в нашей стране.

      Диспут (от лат.рассуждать, спорить) всегда предполагает спор, столкновение различных, иногда прямо противоположных точек зрения. Предметом диспута должна быть проблема, которая вызывает интерес учащихся, желание высказаться. Грани между беседой, конференцией и диспутом подвижны. Если нет предмета спора, а есть лишь выступления, дополняющие и уточняющие те или иные взгляды, нет и диспута, а в лучшем случае – обычная беседа или конференция.

      Диспут может перейти в дискуссию по обсуждению наиболее актуальных для учащихся вопросов, выбор которых можно провести с помощью анкетирования. В классе можно создать группы учеников, объединенных по интересам или группы, имеющие одинаковую точку зрения на ту или иную проблему. В результате этого на занятиях будут высказываться различные точки зрения на одну и ту же проблему. Возможны, например, для обсуждения следующие проблемы: Почему надо иметь главное дело в жизни? Кем быть? Что значит быть современным?

       В заключение следует сказать, что нетрадиционные формы проведения уроков способствуют  повышению качества обучения, замена традиционной формы организации уроков вовлекает учащихся в «предлагаемые обстоятельства», усиливает «личностную сопричастность» каждого ученика к происходящему на уроке, создает общий побудительный фон к деятельности, учит учащихся работать с книгой. В процессе подготовки к выполнению долгосрочных заданий происходит управление  самостоятельной работой учащихся, они овладевают языком в совместной деятельности с  одноклассниками, возникает учебное сотрудничество и партнерство, которые развивают умение высказываться в беседах, обмениваться мнениями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нетрадиционные формы проведения уроков немецкого языка

    Данная статья поможет учителям реализовать свои навыки и умения при подготовке у урокам.Использовать нетрадиционные формы и методы...

    Творческая работа «Игровая технология, как основная форма проведения урока английского языка в начальной школе» (Обобщение педагогического опыта)

    В настоящее время значительно возрос интерес к иностранным языкам и, в особенности, к английскому языку. В связи с переходом на новый учебный базисный план с 2005 года предполагает обучение инос...

    Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка

    P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }P.cjk { font-family: "Times New Roman",...

    Обобщение опыта работы по теме "Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка как средство активизации речемыслительной деятельности учащихся"

    Мой  стаж работы учителем английского языка тридцать лет. Годы работы убедили меня в том, что успех в обучении и воспитании обеспечивается не только следованием заложенным в УМК...

    Нетрадиционные формы проведения уроков иностранного языка

    Нетрадиционные уроки,  основанные на совместной деятельности учителя и учеников,  апробировании новых форм работы развивают  активную познавательную деятельность учащихся на уроках и по...