Главные вкладки

    Педагогический совет "Нетрадиционная форма проведения уроков как одна из основных форм инновационных технологий в обучении русскому языку"
    методическая разработка по русскому языку (5 класс)

    Игнатьева Марина Александровна

    Сценарий на педагогический совет 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл stsenariy_ped_sov.docx18.06 КБ
    Файл zadaniya_gruppam.docx13.08 КБ
    Файл master-klass.docx14.73 КБ
    Файл netraditsionnye_formy_uroka_i_metody.pptx272.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Нетрадиционная форма проведения уроков как одна из основных форм инновационных технологий в обучении русскому языку

    Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески?

    И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

    Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

    Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?

    Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Этот  метод направлен на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

    Слайд 1. Основными целями инновационного обучения являются:

    • развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
    • формирование личностных качеств учащихся;
    • выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
    • развитие различных типов мышления;
    • формирование качественных знаний, умений и навыков.

    Слайд 2.  Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

    • оптимизация учебно-воспитательного процесса;
    • создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
    • выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
    • включение учащихся в креативную деятельность;
    • тщательный отбор материала и способов его подачи.

    Слайд 3. Основными принципами инновационного обучения являются:

    • креативность (ориентация на творчество);
    • усвоение знаний в системе;
    • нетрадиционные формы уроков;
    • использование наглядности.

    Слайд 4 Группы нестандартных уроков представлены на слайде.

     В поисках новых идей я обратилась к нестандартным формам урока, т.е. к современным технологиям, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьника за результаты учебного труда.

    Слайд 5 Мною были проведены такие нетрадиционные уроки, как, урок – экскурсия, урок – деловая игра, урок – путешествие, урок – КВН и другие. Учащиеся выступали и как объекты, и как субъекты учебной деятельности: готовили индивидуальные сообщения, участвовали в роли литературных героев. 

    Так же есть уроки-семинары, уроки-исследования, уроки – практикумы, уроки-зачёты и урок – игра, которые вы видите  на слайде.

               Слайд 6  Нестандартные формы и методы обучения позволят обеспечить занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности группы, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, отыскать резервы времени, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика. Нестандартные уроки воспитывают общую культуру и культуру мнений, умение грамотно вырабатывать собственную активную, высоконравственную позицию.

         Нестандартные уроки – это всегда уроки-праздники, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя и когда класс становится коллективом.

         

         Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика. В своей практике я использовала несколько нетрадиционных форм урока: практикум, викторина,  путешествие, деловая игра, зачет. Выбор зависит от нескольких условий: во-первых, учитываю возрастные особенности учащихся, во-вторых, задачи, цели, содержание обучения в связи с изучаемой темой.

     Нетрадиционные уроки способствуют развитию навыков коллективной деятельности, чувства ответственности и взаимовыручки. Дети на таких уроках учатся уважать товарищей, согласовывать свои действия с действиями партнёров, общаться друг с другом. Нетрадиционная форма делает урок живым, а общение искренним, помогает дойти до ума и сердца каждого ребёнка, вызвать творческий интерес к предмету. Нетрадиционные уроки способствуют формированию мотивации учения, выступают средством повышения интереса и активности младших школьников; нетрадиционные уроки отличаются разнообразием, чёткостью, системностью, творческим подходом.

    Я сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, развивают активность, самостоятельность, личную инициативу и творческие способности учащихся.



    Предварительный просмотр:

    1.

    Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы.

    километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал.

    1.

    Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы.

    километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал.

    1.

    Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы.

    километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал.

    2.

    Составить гнездо однокоренных слов, определяя способ словообразования.

    Корни с чередованием 1) –раст-/-ращ-/-рос-

    2.

    Составить гнездо однокоренных слов, определяя способ словообразования.

    2)-лаг-/-лож-

    2.

    Составить гнездо однокоренных слов, определяя способ словообразования.

    3)-кас-/-кос-

    3. Задания «на засыпку» 


    • Лингвистический диктант. 


    Наука о языке (
                                          ). Графическое обозначение звука на письме. (                          ). Часть слова перед корнем (                          ).  Вода, от воды, к воде…(                                          ). Система знаков препинания и правила их постановки (                                             ).

    Голубое небо, смотреть на небо, смотреть вдаль … (                                        ).

    3. Задания «на засыпку» 


    • Лингвистический диктант. 


    Наука о языке (
                                          ). Графическое обозначение звука на письме. (                          ). Часть слова перед корнем (                          ).  Вода, от воды, к воде…(                                          ). Система знаков препинания и правила их постановки (                                             ).

    Голубое небо, смотреть на небо, смотреть вдаль … (                                        ).

     3. Задания «на засыпку» 


    • Лингвистический диктант. 


    Наука о языке (
                                          ). Графическое обозначение звука на письме. (                          ). Часть слова перед корнем (                          ).  Вода, от воды, к воде…(                                          ). Система знаков препинания и правила их постановки (                                             ).

    Голубое небо, смотреть на небо, смотреть вдаль … (                                        ).



    Предварительный просмотр:

    I. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм. Фонетические игры.

    1. «Составь текст и озвучь его»

    Учащимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Задача учащихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Учитель может назначить экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм.(Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.)

    Пример. Даны слова: километр, помощник, шинель, свитер, средство, инструмент, шофёр, шофёров, щавель, украинский, термос, начал. (Слова содержатся в словарике «Произносите правильно», под ред. А.Ю. Купаловой «Русский язык.. Практика. 5-й класс».)

    Вариант текста, составленного из предложенных слов.

    Помощ[шн]ник шофёра снял телефонную трубку:

    - Ты чего звонишь?

    - На десятом километре трассы случилось происшествие. Из всех бригад шоферов мы находимся ближе всех. Собирайся в рейс. Помощ[шн]ник шофера положил трубку и начал сборы. Он взял средство от комаров, пучок щавеля, налил в те[тэ]рмос украинский борщ, приготовленный женой, надел свите[тэ]р, шине[и'э]ль, захватил ящик с инструментами и поспешил в гараж.

    Подобное задание может быть несколько видоизменено: учитель предлагает учащимся тему (например, «Научное исследование» или «Меню»), учащиеся в течение определенного времени должны составить текст на эту тему, используя слова из орфоэпического словарика, включенного в учебник.

    III.Игры по морфемике и словообразованию.

    2.Игра «Чьё гнездо больше?»

    Цель: развитие навыка словообразования.
    В командах выбирается капитан. Устанавливаются песочные часы (или секундомер). Каждая команда получает конверт с корнем слова. Задача – за определённое время составить гнездо однокоренных слов, определяя способ словообразования. О результатах докладывает капитан. Обычно даю корни с чередованием 1) –раст-/-ращ-/-рос-; 2)-лаг-/-лож-; 3)-кас-/-кос- . Побеждает команда, уложившаяся в срок и давшая максимальный список слов.

    3. Задания «на засыпку» 


    • Лингвистический диктант. 


    Наука о языке (
    языкознание). Графическое обозначение звука на письме. (буква). Часть слова перед корнем ( приставка).  Вода, от воды, к воде…( склонение). Система знаков препинания и правила их постановки (пунктуация).

    Голубое небо, смотреть на небо, смотреть вдаль … (словосочетание).


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Нетрадиционные формы и методы обучения как одна из основных форм инновационных технологий в обучении русскому языку

    Слайд 2

    Основными целями инновационного обучения являются: - развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся; - формирование личностных качеств учащихся; - выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества; - развитие различных типов мышления; - формирование качественных знаний, умений и навыков.

    Слайд 3

    Данными целями определяются и задачи инновационного обучения: оптимизация учебно-воспитательного процесса; создание обстановки сотрудничества ученика и учителя; выработка долговременной положительной мотивации к обучению; включение учащихся в креативную деятельность; тщательный отбор материала и способов его подачи.

    Слайд 4

    Основными принципами инновационного обучения являются: креативность (ориентация на творчество); усвоение знаний в системе; нетрадиционные формы уроков; использование наглядности.

    Слайд 5

    Группы нестандартных уроков: Нетрадиционные уроки 1 . Интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях. 2 . Уроки в форме соревнований: лингвистический конкурс, эстафета, турнир, деловая или ролевая игра, викторина. 3 . Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: интервью, репортаж, рецензия, исторический комментарий, лингвистическое исследование.

    Слайд 6

    4 . Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок-презентация, урок-откровение. 5 . Уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, телемост, телепередача, устный журнал. 6 . Уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз.

    Слайд 7

    Урок - семинар Ведущая цель - формирование теоретического мышления, которое позволит учащимся самостоятельно отбирать, изучать информацию и применять полученные знания на практике. Урок - исследование Основная задача - исследование языкового материала на основе текстов . Урок – практикум Научиться писать сочинение - значит научиться мыслить, видеть, анализировать увиденное. Урок-зачёт Эффектный вид контроля успеваемости учащихся. Урок-игра

    Слайд 8

    Нетрадиционный урок способствует развитию инициативы и коммуникативных навыков; приближает школьное обучение к жизни предполагает самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями искореняет негативные явления традиционного обучения

    Слайд 9

    Распределите слова в 2 группы: Существительное, корень, прилагательное, основа, окончание, глагол, приставка, предлог, местоимение, суффикс.

    Слайд 10

    Составить слова, записать в тетрадь, разобрать по составу. И, НИК, ПОД, СНЕЖ 2) А, К, ПО, САД 3) А, УШК, КОРМ

    Слайд 11

    «ОТГАДАЙТЕ СЛОВА» Корень мой находится в «ЦЕНЕ», в «ОЧЕРКЕ» найди приставку мне, суффикс мой в «ТЕТРАДКЕ» все встречаем, вся же – в дневнике я и в журнале.

    Слайд 12

    Корень тот же, что и в слове «СКАЗКА», Суффикс тот же, что и в слове «ИЗВОЗЧИК», Приставка та же, что и в слове «РАСХОД».

    Слайд 13

    Суффикс и окончание ищи в слове «ТЕРПЕЛИВЫЙ», приставку – в слове «ВЫПИСАТЬ», корень - в слове «ПОДНОСИТЬ»

    Слайд 14

    «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ» НЕ СПЕШИ ЯЗЫКОМ, А НЕУЧЕНЬЕ – ТЬМА. УЧЕНЬЕ – СВЕТ, ТАК НЕ БУДЕТ И СКУКИ. НЕ СИДИ СЛОЖА РУКИ, ТОРОПИСЬ ДЕЛОМ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.

    «Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. В школе обучение должно быть интересным. Ведь именно   интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его раз...

    Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.

    Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим...

    Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.

    Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребенку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уро...

    Инновационные технологии в обучении русскому языку

    Понятие "инновация". Методы обучения по инновационным технологиям. Описание гуманно-личностных технологий, Основы технологии сотрудничества....

    Статья "Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе".

    В статье дана подробная информация применения инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Показаны методы и приемы использования. Подробно описана технология развития  критиче...

    Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературы

    статья "Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературы"....

    Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе

    Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе...