Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе
статья по русскому языку (9 класс) на тему
Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kolodka_g.e.docx | 30.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе
Колодка Г.Э. – учитель русскогоязыка и литературы
МКОУ Митрофановская СОШ Кантемировского муниципального района Воронежской области
Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Уже недостаточно владеть багажом из суммы знаний, умений и навыков. Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.
Существуют разные определения педагогической технологии. На мой взгляд, наиболее удачно отражает сущность педагогических технологий следующее определение: «Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.Монахов).
Специфика образования в начале третьего тысячелетия предъявляет особые требования к использованию разнообразных технологий, поскольку их продукт направлен на живых людей, а степень формализации и алгоритмизации технологических образовательных операций вряд ли когда-либо будет сопоставима с промышленным производством. В связи с этим наряду с технологизацией образовательной деятельности столь же неизбежен процесс ее гуманизации, что сейчас находит все более широкое распространение в рамках личностно-деятельностного подхода. Глубинные процессы, происходящие в системе образования и в нашей стране, и за рубежом, ведут к формированию новой идеологии и методологии образования как идеологии и методологии инновационного образования. Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.
Цель педагогических технологий – повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение запланированных результатов обучения. Главное – ориентация на личность школьника, т. к. педагогическая технология – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами; это деятельность, направленная на создание условий для формирования уровня образованности личности.
Поиск новых путей по обновлению содержания обучения, желание совершенствования методов и приемов работы путем внедрения новых технологий в учебный процесс привели меня к концепции своего личного опыта. В основе моей методической системы заложены элементы технологии критического мышления. Эта технология на уроках реализуется в разных формах, но все они объединены одинаковыми этапными целями: 1 этап – стадия вызова или актуализация постановки проблемы; 2 этап – осмысление информации; 3 этап – рефлексия или осмысление изученного. При использовании данной технологии урок является основной формой обучения. Приемы этого метода считаю очень эффективными, способными придать новое звучание даже традиционному уроку и с удовольствием использую их на своих уроках.
Приведу пример работы над повестью «Бэла» в 9 классе. Цель урока заключалась в том, чтобы раскрыть средства создания и композиционную функцию образа Максима Максимыча.
1. Вначале предлагаю вспомнить ученикам средства раскрытия художественного образа. Затем предлагаю задание по группам: 1 группа работает над портретом героя, 2 – над речью, 3 группа анализирует действия и поступки героя, 4 группа – над художественными деталями.
Приходим к выводу: основные средства раскрытия образа М.М. – портрет, действия, его речь.
2. Работаем над портретом М.М., зачитываем фрагмент описания. Замечаем: в портрете нет описания глаз, лица; автор сосредоточен на внешней одежде; подчеркивается походка, вид героя. Таким образом, через портрет мы видим человека простого, всю жизнь проведшего на службе, а следовательно, огрубевшего, довольно ограниченного по сравнению с Печориным, а также рассказчиком-офицером.
3. Анализируем действия и поступки, используя прием дневника. Вот что получается в тетрадках детей:
- доброта, простота
«..мы с вами будем жить по –приятельски. Да пожалуйста, зовите меня просто М.М…(эпизод первой встречи с Печориным);
- грубоватость
«мы встретились как старые приятели. Он не церемонился, даже ударил меня по плечу и скривил рот на манер улыбки. Такой чудак!»(эпизод встречи М.М.с рассказчиком-офицером в главе «М.М.»;
- простодушие, бесхитростность
от души полюбил Бэлу; рассказал Печорину подслушанный разговор Азамата и Казбича;
- опытный, много повидал, бывалый офицер
удачно зажарил сазана; имеет глубокие сведения в поверенном искусстве;
- смелый, настоящий воин
2 чина получил против горцев, Печорин часто зовет его на охоту против кабана, прекрасно знает обычаи и нравы местных жителей:
«Ужасные бестии, эти азиаты! Ужасные плуты! Любят деньги драть с проезжающих», «читает людей»: «Эй, Азамат, не сносить тебе головы!»;
- наблюдательный
Заметил, где поставили лошадей (эпизод свадьбы), интуитивно чувствует людей, привязался к Печорину, к Бэле;
- сентиментальный
«поверите ли, я стоя за дверью, чуть не заплакал (эпизод объяснения Бэлы),
четко знает, что такое хорошо и что такое плохо
- неравнодушен к красоте природы
«Посмотрите, что за край!»
4. Используя тот же прием, анализируем речь героя.
Примеры.
Вывод.
«Вот, батюшка, надоели нам эти головорезы».
«Нет-с, благодарствуйте».
Разговорный язык, использует просторечные обороты, которые выдают простого человека.
Так-с точно… с казенными вещами.
Частое использование армейской лексики.
4.Обобщение наблюдений.
Композиционная функция образа М.М. в том, что способствует раскрытию характера главного героя: он противопоставлен Печорину, просто относится к жизни, не анализирует ни своих чувств, ни поступков, ни с кем не конфликтует, со всеми живет в мире и согласии и не жалуется на судьбу.
5. Обращаемся к критической статье Белинского и сравниваем свои выводы с мнением критика.
Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для себя я считаю такие приемы, как дискуссия (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса). Дискуссия — одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка, поэтому при проведении такого урока в 6-8 классах знакомлю ребят с правилами ведения дискуссии, с речевыми штампами, помогающими ребята выражать свои мысли.
Основные задачи дискуссии:
- обмен первичной информацией;
- выявление противоречий;
- переосмысления полученных сведений;
-сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.
Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:
- уважение к различным точкам зрения ее участников;
- совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.
Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.
На некоторых уроках эффективно использую чтение с остановками и вопросы. Этот прием, как правило, использую в работе с 6 класса, когда ученики уже имеют определённые навыки анализа текста.
Данный прием я часто использую при подготовке обучающихся к написанию сочинения-рассуждения (часть « С» в КИМах ЕГЭ по русскому языку), т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на том или ином этапе.
При работе над частью «С» особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текста (их, как правило, несколько). Поможет в этом составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Последовательность действий проста и логична:
- посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является ключевым идеи, темы;
- вокруг записать слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;
- по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
- не бояться записывать все, что приходит на ум;
- дать волю воображению и интуиции;
- продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
- постараться построить как можно больше связей;
- не следовать по заранее определенному плану.
Приведу пример использования кластера на уроке русского языка в 6 классе по теме «Зимний пейзаж». Подготовка к сочинению – описанию (фрагмент урока).
Задание. Работа в группе.
Прочитайте тексты, найдите непосредственное описание снежинок, предоставьте его в виде “кластера – снежинки” (Если нужно, сделайте у снежинки больше шести лучей).
«Снежная королева»
(Х. К. Андерсен)
« За окнами порхали снежинки. Одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока, наконец, не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звёздочек. Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного сверкающего льда, и всё же живая! Глаза её сияли, как две ясных звезды…»
«Снеговик»
(Х.К.Андерсен)
«…А что за красота была, когда взошло солнышко!
Деревья и кусты в саду стояли все осыпанные инеем, точно лес из белых кораллов! Все ветви словно покрылись блестящими белыми цветочками! Мельчайшие разветвления, которых летом и не видно из-за густой листвы, теперь ясно вырисовывались тончайшим кружевным узором ослепительной белизны; от каждой ветки как будто лилось сияние!...Вот было великолепие!
Встало солнышко…Ах как всё вдруг засверкало, загорелось крошечными ослепительно белыми огоньками! Всё было точно осыпано алмазной пылью, а на снегу переливались крупные бриллианты!»
Составление кластера.
У учащихся получаются такие работы:
Десятиугольная звезда.
Снежные звёздочки.
Из ослепительного Тончайший белый
сверкающего льда. тюль.
снежинка
Роскошный цветок. Прелестна и нежна.
Ясные звёзды. Живая.
Это так красиво!
Тончайший кружевной узор
ослепительной белизны.
Алмазная пыль. Крупные бриллианты.
Красота. Загорелось.
Сияние. снежинка Засверкало
Белые кораллы Великолепие
Крошечные ослепительные
белые огоньки
Снежинки можно описать по форме, цвету, размеру, узору, по ощущению, по действию.
Примеры находим на составленном “кластере”.
Дополните “кластеры” своими словами, характеризующими снежинки по разным признакам, не забывая о синонимах ( сквозные, пушистые, резные, холодные, хрупкие; кружатся, порхают, как бабочки…)
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.
результатов.
Основные требования к использованию метода проектов:
1. Наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы.
2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов. Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся.
Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих
3. Самостоятельная деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов.
6. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. как-либо оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал “путешествий, компьютерная газета, доклад и т.д).
Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.
Типы домашнего задания:
- творческая работа;
- лингвистическое исследование текста;
- подготовка иллюстраций к литературным произведениям;
- рисование обложек к литературным произведениям;
- художественное чтение;
- инсценировка художественного произведения;
- создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;
- продолжение неоконченных произведений;
- наблюдение за природой;
- подготовка словарных диктантов;
- составление вопросника к зачету по теме;
- составление конспекта, опорных таблиц;
- письмо по памяти.
Такие домашние задания помогают избегать однообразия, активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.
В заключение хочется отметить следующее. Важно, чтобы ребенок был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя свободно и комфортно, принимая активное участие в обсуждении темы урока, выстраивая его сюжет. Важно, чтобы дети «творили» урок вместе с учителем. Уверена, по-настоящему меняют школьную жизнь только инновации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.
Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В о...
Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.
«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. В школе обучение должно быть интересным. Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его раз...
Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.
Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим...
Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.
Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребенку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уро...
Статья "Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе".
В статье дана подробная информация применения инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Показаны методы и приемы использования. Подробно описана технология развития критиче...
Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературы
статья "Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературы"....
Проект "Использование инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе
Данный проект является обобщением опыта работы учителя по технологии развития критического мышления через чтение и письмо....