Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Федотова Любовь Алексеевна

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. В школе обучение должно быть интересным. Ведь именно   интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения.                                                                                                                                                         Последние  десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?     И это не случайно, ведь заинтересованность предметом  помогает привести ученика к успеху.                                                                                        Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего». Об о использовани методики развития критического мышления через чтение и письмо и других формах работы   на уроках русского языка и литературы   эта статья.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_-_innovacionnye_metody_na_urokah_russk_i_lit.doc182.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование инновационных технологий при обучении

русскому языку и литературе.

                                                                         Единственный путь, ведущий к знанию - деятельность.      

                                                                                                                                                      Бернард Шоу

                «Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. В школе обучение должно быть интересным. Ведь именно   интерес является основным стимулом деятельности ребёнка, его развития, обучения.                                                                                                                                

                  Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески; мажорно познавали предмет на максимальном для каждого уровне успешности?                                                                И это не случайно, ведь заинтересованность предметом  помогает привести ученика к успеху.  

Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».                                             Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?

Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

Инновационное обучение объединяет в себе основные принципы методик следующих педагогов:

А. Адамского (раскрепощение личности ученика);

В. Шаталова, С. Лысенкова (свобода учителя);

А. Губельского (превращение школы в сообщество, в школу развития);

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

  1. соответствие концепции гуманизации образования;
  2. преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания;
  3. использование личностно ориентированного обучения;
  4. поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
  5. соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности.

Основными целями инновационного обучения являются:

  1. развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
  2. формирование личностных качеств учащихся;
  3. выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
  4. развитие различных типов мышления;
  5. формирование качественных знаний, умений и навыков.

Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

  1. оптимизация учебно-воспитательного процесса;
  2. создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;
  3. выработка долговременной положительной мотивации к обучению;
  4. включение учащихся в креативную деятельность;
  5. тщательный отбор материала и способов его подачи.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

  1. развивающее обучение;
  2. проблемное обучение;
  3. развитее критического мышления;
  4. дифференцированный подход к обучению;
  5. создание ситуации успеха на уроке;

Основными принципами инновационного обучения являются:

  1. креативность (ориентация на творчество) ;
  2. усвоение знаний в системе;
  3. нетрадиционные формы уроков;
  4. использование наглядности.

 При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

  1. ассоциативный ряд;
  2. опорный конспект;
  3. ключевые термины;
  4. мозговая атака;
  5. групповая дискуссия;
  6. чтение с остановками и Вопросы Блума;
  7. кластеры;
  8. синквейн;
  9. ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления);
  10. перепутанные логические цепочки;
  11. медиапроекты;
  12. дидактическая игра;
  13. лингвистические карты;
  14. лингвистическая аллюзия (намек);
  15. «Продвинутая лекция»;
  16. исследование текста;
  17. работа с тестами;
  18. эссе;
  19. нетрадиционные формы домашнего задания.

Приемы, используемые в технологии развития критического мышления.                                 Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана Международной Ассоциацией и Консорциумом Гуманистической педагогики. В последние 15 лет она получила широкое распространение в системах общего и профессионального образования в 29 странах мира.

Теоретико-методологической базой исследования данной технологии в нашей стране являются: идеи гуманизации профессионального образования  (Е.М. Бондаревская, Л.А. Волович, З.Г. Нигматов, Г.В. Мухаметзянова), индивидуализации и дифференциации обучения (А. Ахиезер, А.А. Кирсанов, И.Г. Унт); проблемного обучения (Д.В. Вилькеев, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин), групповых форм организации обучения (В.И Андреев, В.С. Безрукова, В.К. Дьяченко, И.М. Чередов, Г.И. Ибрагимов);

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии:                                                   Вызов – Осмысление – Рефлексия

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

  1. актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме;
  2. вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
  3. сформулировать вопросы, на которые хотелось бы получить ответы;
  4. побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Значение стадии вызова:

Происходит вызов того, что учащийся знает о данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о той теме, которую им предстоит разбирать. Через эту стадию учащийся определяет уровень собственных знаний (формирует собственный запрос на получение информации). Это важно, так как знание становится прочным только тогда, когда оно увязывается с уже известным.

Происходит активизация обучаемого. Учение – активная деятельность. Участие становится активным, когда учащийся целенаправленно думает, выражая свои мысли собственными словами.

Вызывается интерес и определяется личная цель рассмотрения данной темы. Целенаправленная учеба более эффективна, чем нецеленаправленная. Цели, выбранные самостоятельно более сильны, чем цели, поставленные преподавателем.

Вторая стадия – осмысление.  Эта стадия позволяет ученику:

  1. получить новую информацию;
  2. осмыслить новую информацию;
  3. соотнести с собственными знаниями;
  4. найти ответы на вопросы, поставленные в первой части.

Значение стадии осмысления:

Главная задача - поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова.

Важно поддержание усилий учащихся по отслеживанию собственного понимания. В этот момент учащиеся сознательно увязывают новое с уже известным.

На этой стадии осуществляются критический и сравнительный анализ и синтез.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

  1. целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  2. присвоение нового знания, новой информации учеником;
  3. формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Значение стадии рефлексии:

Происходит выведение знания на уровень понимания и применения.

Идет рефлексия своего процесса учения.

Для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями.

Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

            Использование  в работе технологии развития критического мышления.                               Для современного человека важно уметь вступать в диалог. Сформировать и развить это умение  поможет приём как дискуссия (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса). Дискуссия — одна из  сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка, поэтому при проведении такого урока в 6-8 классах необходимо познакомить ребят с правилами ведения дискуссии, с речевыми штампами, помогающими ребятам выражать свои мысли.

Основные задачи дискуссии:

  1. обмен первичной информацией;
  2. выявление противоречий;
  3. переосмысления полученных сведений;
  4. сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями.

Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами.                   Обязательным условием при проведении дискуссии является:

  1. уважение к различным точкам зрения ее участников;
  2. совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.

Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения.

Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

         Эффективно на некоторых уроках применение  приёма «чтение с остановками».

Материалом служит повествовательный текст. Непременное условие - найти оптимальный момент в тексте для остановки. Эти остановки - своеобразные шторы: по одну сторону находится уже известная информация, а по другую - совершенно неизвестная информация, которая способна серьезно повлиять на оценку событий. Этот прием требует не только серьезной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции. Но отказ не под чьим-то влиянием, а в результате личной работы с текстом, самостоятельного освоения нового.

Данный прием содержит все стадии технологии:

1 стадия - вызов. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст.

2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватить все уровни вопросов Б. Блума. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое.

Формы работы с учащимися могут быть различными:

  1. письмо,;
  2. дискуссия;
  3. совместный поиск;
  4. тезисы;
  5. выбор пословиц;
  6. творческие работы.

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Рекомендации по использованию приема "Чтение с остановками"

  1. Текст должен содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.
  2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.
  3. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос "Что будет дальше и почему?"
  4. При прочтении текста можно использовать цвета. Ответы на простые вопросы можно подчеркивать синим цветом,  на сложные - красным.
  5. На стадии рефлексии можно использовать такие приемы:

      Приём "Толстые и тонкие вопросы"

Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа.

Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Для достижения первой цели на уроках необходимо использовать таблицу:

?

?

  1. кто...
  2. что...
  3. когда...
  4. может...
  5. будет...
  6. мог ли...
  7. как звали...
  8. было ли...
  9. согласны ли вы...
  10. верно…
  1. дайте объяснение, почему...
  2. почему вы думаете...
  3. почему вы считаете...
  4. в чем разница...
  5. предположите, что будет, если...
  6. что, если

Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока:

  1. на стадии вызова - это вопросы до изучения темы;
  2. на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении - демонстрация пройденного.

Работа по вопросам ведется в несколько этапов.

1 этап - учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".

2 этап - учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала -"тонкие", а потом "толстые".

3 этап - при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.

Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.

Рекомендации по использованию толстых и тонких вопросов.

  1. После того как дети заполнят таблицу, необходимо сразу же обсудить ее содержание. Чтобы работа с данным приемом принесла плоды, нужно осуществлять обратную связь - ребенок должен знать, как выполняют это задание его сверстники.
  2. При обсуждении таблицы необходимо акцентировать внимание детей на том факте, что на толстые вопросы возможно несколько ответов, а на тонкие - только один.
  3. Окончанием работы с этим приемом должна стать таблица ответов на толстые и тонкие вопросы. Эту таблицу ребята могут использовать при подготовке к сочинениям, проверочным работам.

  1. Не все ученики одинаково легко заполняют таблицу. Не стоит настаивать - необходимо поощрять даже незначительные успехи.
  2. При чтении текста можно разделить учеников на специалистов по тонким и толстым вопросам. Однако следует помнить, что тонкие вопросы задавать гораздо легче, поэтому важно грамотно детей разделить на группы.

    Приём синквейна.

            Выразить эмоции, чувства и мысли на бумаге достаточно сложно. Письменная речь у многих далеко не так богата, как устная. Мы стараемся писать кратко. Кроме того, письменная речь лишена мимики и жестов. Выразить внутренние переживания в письменной форме человеку всегда помогали стихи. Мысль в стихотворении звучит красиво, она предстает в виде образов. Стихи позволяют нам выразить то, что не всегда удается передать в прозе. Именно поэтому поэзию, по мнению американских педагогов и психологов, можно назвать чрезвычайно эффективной формой рефлексии.

Некоторые могут возразить, что далеко не всякий способен писать стихи и некоторые ученики будут стесняться или бояться этого задания. С этим можно согласиться, но лишь отчасти. Писать стихи в свободной форме по заказу за несколько минут действительно дано не каждому. Но педагоги, использующие технологию критического мышления, предлагают своим ученикам стихотворные формы, требующие достаточно строгого алгоритма, который вместе с тем не вызовет значительных затруднений у подавляющего большинства учеников.

Слово «синквейн» французское, обозначающее «пять строк». При его написании существуют определенные правила.

Например:

  1. Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь -УЧИТЕЛЬ
  2. Во второй строке – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. -ДОБРЫЙ, ЗНАЮЩИЙ 
  3. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта -УЧИТ, ВОСПИТЫВАЕТ, ПОМОГАЕТ.
  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту- СТАРЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ НОВЫХ 
  5. В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.- МАСТЕР

Учитель
Добрый, знающий.
Учит, воспитывает, помогает.
Старый друг лучше новых!
Мастер.

Как видите, писать синквейны не так уж и сложно. Не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи – но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.

Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Проанализируйте лексическое богатство (или бедность) предложенных синквейнов и сделайте вывод. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.

Прием "Ключевые слова"

Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо известными, например, "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

 

"Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"

Этот прием может быть началом урока. Учащиеся выбирая "верные утверждения" из предложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).

Затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Приём "Таблицы"

Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Предлагаем рассмотреть еще несколько табличных форм. Это концептуальная таблица, сводная таблица, таблица-синтез, таблица ЗХУ. Можно рассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени - это стратегии ведения урока в целом.

Концептуальная таблица

Прием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Категория сравнения

Категория сравнения

Категория сравнения

Персоналии

факты

Персоналии

факты

"Таблица-синтез"

На стадии вызова учитель предлагает учащимся тему или вопросы, отражающие основное содержание текста. Учащимся предлагается подобрать ключевые слова, фразы, которые, как им кажется, могут быть опорными в тексте, предлагаемом для изучения впоследствии. Учащиеся самостоятельно (или в группе) заполняют верхнюю часть первой графы таблицы, далее предлагается сам текст. После прочтения или слушания текста таблица заполняется полностью.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
(СЛОВОСОЧЕТАНИЯ)
 /до прочтения/

ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА
( СВЯЗАННЫЕ С КЛЮЧ. СЛОВАМИ)

ПОЧЕМУ ЭТА ЦИТАТА ВАЖНА ДЛЯ МЕНЯ (МЫСЛИ, РАССУЖДЕНИЯ

1…………….
2…………….
3…………….
4…………….
5……………..
/во время чтения/
1……………..
2……………..
 

 

 

При работе с информационным текстом предлагаем иной вариант "таблицы синтез":

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

ТОЛКОВАНИЕ

ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА   

Кластеры (автор Гудлат)

Выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Ведущим приемом могут стать гроздья (кластеры). Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Грозди - графический прием в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а "гроздятся", то есть, располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе.

Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

Следующим шагом будет задание учителя в группах обсудить и сделать предположения о развитии региона по данным направлениям. Информация записывается. Чтобы разрешить противоречия, которые неизбежно возникнут в ходе записи предположений, и ответить на все вопросы, возникшие при систематизации, чтобы подтвердить или опровергнуть наши предположения, расширить знания по данной теме, предлагается текст.
   Продолжается работа с данным приемом и на стадии осмысления: по ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в грозди.

                          Подготовительная работа:

1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора:

- Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);

- Динамичный, событийный сюжет;

- Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.

2. Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»). Этот прием, как правило, использую в работе с 8 класса, когда ученики уже имеют определённые навыки содержательного анализа текста.

Данный прием я часто использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения (часть « С» в КИМ-ах ЕГЭ по русскому языку), т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на том или ином этапе.

Приём кластера (способ графической организации материала)

При работе над частью «С» особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текста ( их, как правило, несколько). Поможет в этом составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Последовательность действий проста и логична:

посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы;

вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планеты и ее спутники»);

по мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.

В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

не бояться записывать все, что приходит на ум;

дать волю воображению и интуиции;

продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;

постараться построить как можно больше связей;

не следовать по заранее определенному плану.

Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.

Эссе как приём развития критического мышления учащихся.

На уроках литературы в 10-11 классах эффетивность обращения к  к жанру эссе (жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы). Эссе очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике. Его целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Если ребята обучаются с помощью технологии развития критического мышления, то они, как правило, имеют на многие вопросы свою точку зрения, а в силу возрастных психологических особенностей не всегда могут проявить сдержанность, поэтому возникает на уроке ситуация, когда более подготовленные учащиеся высказывают свои мысли, идеи, предположения, не давая остальным время сосредоточиться. Вот тогда и незаменим прием эссе: каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать самостоятельный выбор.

Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.

5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

написать, что они узнали по новой теме;

задать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

                 Метод проектов.

Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории активизировать ее творческую деятельность, медиакомпетентность обучающихся. К использованию на уроке данного метода нужно готовить ребят постепенно. Так уже в 7 классе по русскому языку можно подготовить с учениками несколько проектов по изученным частям речи. Темы по морфологии очень обширны, имеют несколько микротем, требуют много работы при отработке навыков и умений, поэтому на стадии закрепления можно подготовить и проект по изученной теме. Ёще один плюс этой работы психологический: 7-й класс это, так называемый, «трудный» возраст, когда ребёнка сложно чем- то заинтересовать. А новый вид работы всегда интересен, тем более, что можно работать в группах, что тоже имеет немаловажное значение для ребят этого возраста. Если работа в этом направлении ведётся учителем целенаправленно, то к 10-11классу ученики уже достаточно владеют навыками создания проекта, чтобы выполнять эту работы самостоятельно.                                                                                                                                        Для учебных проектов важно:

определить цель исследовательской, практической и/или творческой деятельности;

обозначить проблему, возникающую в ходе исследования или специально созданной проблемной ситуации;

выдвинуть гипотезу, связанную со способами решения данной проблемы;

сформулировать конкретные задачи проекта и определить механизмы сбора и обработки необходимых для проекта данных и анализа результатов;

опираясь на эти задачи, составить четкий план проекта (это может быть, например, сценарий будущего медиатекста);

осуществить практическое выполнение плана проекта;

подготовить отчет по результатам проекта и обсудить его результаты.

               Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом. Творчество на таких уроках я вижу не в развлекательности, а в подборе таких заданий, такого дидактического материала, который своей новизной, необычностью подачи (путешествие, заседание, конкурс, игра и т.д.), вызывая удивление, активизирует внимание, мышление ученика. Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Этому способствует создание на нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и учителя, и ученика.

Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов

  1. Урок – семинар.    
  2. Урок – лекция.    
  3. Урок – беседа.
  4. Урок – практикум.
  5. Урок – экскурсия.
  6. Урок – исследование.
  7. Урок – игра.
  8. Урок – КВН.
  9. Урок - защита проекта.
  10. Урок – диспут.
  11. Урок – конференция.
  12. Урок - театрализованное представление.
  13. Урок – маскарад. Урок – путешествие.  
  14. Урок – зачет.

              Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность.

Подготовка к нетрадиционным урокам проводится очень тщательно, а это, как правило, требует много сил и времени и со стороны учителя, и со стороны ученика.

Например, урок-семинар имеет повторительно-обобщающий характер и его целесообразно проводить в старших классах. Хотя в сильном классе можно попробовать такую форму уже в среднем звене, так как она способствует формированию научного стиля речи, самооценке собственных высказываний, оказывается эффективной формой контроля и самоконтроля, ребята учатся работать самостоятельно, пользоваться научной литературой.

Основой содержания урока-семинара служит теория. Ведущая цель - формирование теоретического мышления, которое позволит учащимся самостоятельно отбирать, изучать информацию и применять полученные знания на практике.

Этапы подготовки и проведения урока-семинара:

  1. ознакомление учащихся с темой и микротемами семинара (за 2-3 недели до проведения);
  2. осмысление и выбор микротем;
  3. создание творческих групп;
  4. подбор материала к семинару;
  5. консультации учителя (за 7-10 дней до проведения семинара);
  6. систематизация и обобщение материала;
  7. выступление творческих групп на семинаре;
  8. конспектирование дат, определений и других важных моментов сообщений;
  9. выполнение практического задания;
  10. обсуждение выступлений творческих групп;
  11. подведение итогов;
  12. оценивание работы;
  13. объяснение домашнего задания.

Такие уроки можно проводить в конце каждой монографической темы по литературе в старших классах, используя разные методы и формы работы. На уроках русского языка к такой форме можно обратиться уже 6-7 классах. В соответствии с задачами повторения разделов семинарские занятия можно организовать по следующим темам: «Состав слова и словообразование», «Морфология. Самостоятельные и служебные части речи», «Пунктуация простого предложения» и т.д.

Уроки такого плана требуют тщательной подготовки и ученика, и учителя. Воспитательная и образовательная ценность семинаров заключается, прежде всего, в том, что школьники учатся самостоятельно работать с научной литературой, строить свои выступления в соответствии с предложенным планом, а это готовит учеников и к обучению в вузе.              

               Если задать вопрос: «Нужно ли учиться правильно писать?» - каждый с уверенностью ответит: "Да, нужно!" А вот такой же вопрос, только переведённый в плоскость говорения, многих ещё недавно заставил бы задуматься.

"Мы почти не учим говорить", - высказал своё отношение о состоянии обучения ещё в начале века лингвист и методист В.И. Чернышёв. Эти слова, к сожалению, относятся и к нашему времени. О деятельности учителя судят главным образом по результатам контрольного диктанта, тестирования, а не потому, как дети умеют говорить или писать. Кстати эти же знания проверяют и на вступительных экзаменах в ВУЗы. А ведь жизнь требует и культуры общения в семье, коллективе, и культуры речевого поведения в обществе, и культуры профессионального общения.

Учитель русского языка должен заботиться о том, чтобы выпускники школы хорошо владели как письменной, так и устной речью. А для этого нужно "открыть уста детей", предоставить им возможность свободно говорить и писать о том, что их волнует, интересует, поддержать стремление детей к самовыражению через слово. Но как это сделать в жестких рамках учебной программы?

Одним из современных требований к уроку русского языка является работа с текстом.  Решить эту задачу помогает иприменение разных форм урока.

  1. Урок - исследование.

 В самом названии «урок - исследование» просматривается основная задача - исследование языкового материала на основе текстов.

Этапы подготовки и проведения урока- исследования по русскому языку:

  1. выбор текстов;
  2. составление плана анализа текста;
  3. предварительная работа с произведением;
  4. создание творческих групп;
  5. дифференцированное распределение отрывков;
  6. исследование художественного текста под«лингвистическим микроскопом»;    
  7. подготовка группы к «защите» исследования;
  8. представление текста (художественное чтение) одноклассникам;
  9. лингвистический анализ отрывка;
  10. обсуждение, рецензирование анализов, проведённых группами;
  11. подведение итогов урока;
  12. оценивание работы учащихся;
  13. объяснение домашнего задания.

Особое внимание при подготовке к такому уроку следует обратить на выбор текста. Текст должен быть высокохудожественным, при этом необходимо учитывать и возрастные особенности учеников, и объём исследуемого материала. Целесообразно использовать для анализа тексты разных авторов, объединённых общей темой, тексты разных стилей и типов речи, чтобы впоследствии провести сравнительный и сопоставительный анализ.

На таком уроке перед учителем возникает задача: исследовать язык художественного текста (нескольких текстов) «под лингвистическим микроскопом» и вместе с тем не лишить художественное произведение его поэтического очарования и целостности. Как правило, перед таким уроком необходимо познакомить учеников с произведением на уроке литературы, чтобы они имели представление о произведении в целом.

  1. Урок-практикум.

Одна из основных сложностей при обучении русскому языку - написание сочинений. И чтобы такое домашнее задание не превращалось в катастрофу для всей семьи, надо провести на уроке серьёзную подготовительную работу. Научиться писать сочинение - значит научиться мыслить, видеть, анализировать увиденное. В этом помогает урок-практикум по Цель такого урока - обратить внимание учеников на то, что происходит рядом с ними, научить их видеть удивительное, необычное в самых обыденных вещах.

Этапы урока-практикума:

  1. экскурсия, наблюдения за природой;
  2. знакомство на практике с изобразительно-выразительными средствами;
  3. обсуждение увиденного;
  4. творческая работа учащихся;
  5. чтение сочинений (по желанию);
  6. обсуждение и рецензирование творческих работ;
  7. исправление и доработка сочинений;
  8. объяснение домашнего задания. (Как правило,  художественное оформление творческих работ).

Одним из типов работы над развитием речи, не требующим много времени на уроке, является мини-изложение. У этого вида работы ещё несколько плюсов: 

  1. его можно проводить регулярно (раз в неделю);
  2. на примере текста, выбранного для мини-изложения можно разобрать то, как автор создал художественный образ или как он воздействует на читателя, т.е. поговорить о художественных средствах языка.
  3. небольшие по объёму изложения можно проверить в классе, прочитав несколько работ вслух. Как правило, ребята представляют свои работы на суд одноклассников по желанию. Такая проверка очень эффективна: обращая внимание на чужие недостатки, ребята учатся видеть и свои ошибки.

За эту работу оценки лучше не ставить по той причине, что ученики 5-6 класса ещё не достаточно владеют орфографическими навыками и, боясь получить низкую оценку, они будут "скованы" в высказывании своих мыслей.

Для развития речи учащихся используются разные виды работ:

  1. сочинения-миниатюры, которые развивают образное мышление ребёнка. Например, на уроке русского языка в 5-ом классе при изучении имени прилагательного можно  писать сочинения о временах года , например, о зиме. Ставим  задачу - создать образ зимы: волшебницы, художницы, хозяйки, злой ведьмы, шалуньи. Работа интересная, хотя для пятиклассников довольно трудная. Поэтому после выполнения задания читаем несколько работ (обязательно по желанию), обсуждаем прочитанное с классом, отмечая удачные находки, интересные мысли, а также недочёты и ошибки, затем дописываем или переписываем работы дома. Практически все ученики, даже те, чьи работы понравились классу, хотят  переписать свои маленькие "шедевры". Параллельно знакомим  ребят с эпитетом как выразительным средством языка.

В шестом классе при описании осени знакомимся и с метафорой. Какие яркие метафоры используют ребята в своих сочинениях, создавая образ осени: и "янтарное колье", и "золотой дождь", и "шуршащий ковёр'' и «златогривые листочки», и «печальные берёзки»… Работы читаем вслух. Задание слушающим — выписать метафоры. Ребята, которые не смогли сразу справиться с работой, выполняют её дома, пользуясь составленными на уроке "словариками".

  1. Сочинение-миниатюра по пословице тоже интересный и полезный вид работы, т.к. позволяет ребятам поразмышлять над проблемами, волновавшими народ и много лет назад, и сегодня.

На уроках по изучению лексики, чтобы повысить интерес ребят к слову, показать его многообразие, предлагаю ребятам самим сочинить загадки, используя многозначность слова, синонимы и антонимы. Такая работа вызывает у ребят интерес, увлекает их, особенно если выполняется по группам. Часто ребята сами удивляются полученным результатам, открывая новые грани знакомых слов.

  1. Одним из основных приемов работы по развитию речи учащихся является комплексный анализ текста, элементы которого учащиеся  начинают осваивать уже в пятом классе, определяя тип текста, вид связи предложений, определяя тему, идею автора, подбирая заголовок, называя изобразительно-выразительные средства (известные учащимся), используемые автором. Для анализа подбираются высоко художественные, небольшие по объёму тексты, с ярко выраженным авторским стилем (часто с произведениями именно этого автора знакомимся на уроке литературы). Постепенно работа с текстом усложняется, как и сам текст.  Анализ текста также способствует развитию критического мышления.

Эта работа имеет ещё один, важный плюс: учащиеся, работая с образцами высоко- художественной литературы, не только знакомятся с миром большой, но и сами учатся создавать художественные тексты, Поэтому владение языком - главное, чему стоит учиться в жизни, и в школах любой страны родной язык - самый важный предмет.

Статистика подсчитала, что в среднем ученик в течение 5 уроков говорит 3-5 минут. Это заставляет  задуматься над данной проблемой. Поэтому сегодня актуальными являются уроки — диспуты, дискуссии. Большая доля работы при подготовке к такому уроку ложится на плечи учителя: выбор темы, подход к проблеме, составление плана дискуссии, отбор вопросов. Такая форма работы более эффективна на уроках литературы.

             Эффектным видом контроля успеваемости учащихся является урок-зачёт. Тематика таких уроков соответствует ранее изученному материалу. О проведении зачета ребят предупреждаю заранее, знакомя их с планом урока, не забываю и о дифференцированном подходе к обучению: наиболее подготовленные ученики дома самостоятельно составляют вопросы, карточки с практическими заданиями для одноклассников. Эта группа учащихся осваивает некоторые функции учителя. Дети готовятся к объяснению того, как пользоваться изученным правилом, консультируют одноклассников, проверяют выполнение работы.

Излюбленной формой урока ребят 5-7-х классов остается урок-игра. Отличительной особенностью учебно-ролевых уроков является то, что их психологическую основу составляет механизм воображения: ребята представляют себя в определенных ролях, оказываются в заданной ситуации, совместно решают поставленную задачу. Приняв за основу соответствующий механизм, можно оживить даже самый сложный материал.

               При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей «изюминкой». Можно ли традиционный урок сделать интересным? Конечно. Нужно использовать  нестандартные, творческие элементы отдельного традиционного урока. Это и лексический диктант или диктант - кроссворд, как называют его ребята, и составление загадок на уроке, и комментированное письмо или предупредительные диктанты , и задание по типу «найди лишнее», которое прививает умение синтеза и осмысления информации. Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, которую, как правило, создают нестандартные уроки или элементы уроков, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на таких уроках, и творческое отношение к родному языку, которое воспитывается только на творческих уроках.

Объяснение нового материала эффективнее, если «подкрепляется» наглядностью, что позволяет уравновесить словесную и образную формы мышления. Учащимся обычно предлагается изобразительный материал (как правило, в сочетании со словесным) по конкретному разделу языка или его отдельным темам. Схема-опора ( на интерактивной доске она может быть заранее подготовлена и раскрываться дозированными частями) - это модель изученного или изучаемого материала, изображение его «устройства», взаимоотношение частей, выделение главного. Это одно из средств обучения, обеспечивающих прочность знаний, умений и навыков.

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Типы домашнего задания:

  1. творческая работа;
  2. лингвистическое исследование текста;
  3. подготовка иллюстраций к литературным произведениям;
  4. рисование обложек к литературным произведениям;
  5. художественное чтение;
  6. инсценировка художественного произведения;
  7. создание самостоятельных литературных произведений различных жанров;
  8. продолжение неоконченных произведений;
  9. наблюдение за природой;
  10. подготовка словарных диктантов;
  11. составление вопросника к зачету по теме;
  12. составление конспекта, опорных таблиц;
  13. письмо по памяти.

Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ребёнок может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме.

             Внедрение инновационных образовательных проектов в разных школах происходит неодинаково, но то, что применение нового даёт хорошие результаты – бесспорно.

При этом  не отрицается полезное старое. А  даётся возможность совершенствовать имеющиеся методы обучения, учитывая приемлемость вводимых новшеств для нашего образования. Вся работа учителя  в этом плане направлена на самое главное - создать на уроке условия, помогающие ученикам самим добывать себе знания на основе уже имеющегося опыта, дать им что-то новое,  неизвестное ранее..

Использованные материалы

  1. Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена»

 http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru

  1. Фестиваль педагогических идей

 http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9

  1. Газета «Первое сентября»

 http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=70

  1. Учебная программа курса «Технологии компетентностно-ориентированного образования: «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
  2. Вишнякова Е.Е. «Не только о технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», «Главное – заинтересовать чтением»
  3. Столбунова С.В. Лекция №1,3 «Технология развития критического мышления через чтение и письмо»
  4. Васюта  И., Махотина А. «Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В о...

Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.

Последние два десятилетия многое изменилось в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим...

Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребенку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уро...

Статья "Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе".

В статье дана подробная информация применения инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Показаны методы и приемы использования. Подробно описана технология развития  критиче...

Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературы

статья "Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературы"....

Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе

Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе...

Проект "Использование инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе

Данный проект является обобщением опыта работы учителя по технологии развития критического мышления через чтение и письмо....