Использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе.
статья по литературе (11 класс) по теме

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребенку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке "зажгутся глаза детей". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ahtyamova_statya.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Ахтямова Фирая Каюмовна - учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ “Ново-Арышская СОШ” Рыбно-Слободского муниципального района РТ, 3417000065@tatar.mail.ru, 89375272253

использование инновационных технологий при обучении русскому языку и литературе

   Последние два десятилетия многое изменилось  в образовании. Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами “Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом?  Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?”

   И это не случайно.  Новая организация общества,  новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения – это не только накопление учеником определенной суммы знаний, умений и навыков, но и подготовка школьника к самостоятельной жизни. В основе современного образования лежит активность и учителя, и ученика. Именно этой цели – воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

   Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке “зажгутся глаза детей”.

   Что же такое “инновационное обучение” и в чем его особенности?

   Определение “инновация” как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию “новшество”, “новизна”. Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не  “новое”, а  “в новое”. Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин “инновационное” в конце прошлого века Дж. Боткин.

   Актуальность инновационного обучения состоит в следующем: соответствие концепции гуманизации  образования, преодоление форма-лизма, авторитарного стиля в системе преподавания, использование лич-ностно - ориентированного обучения, поиск условий для раскрытия твор-ческого потенциала ученика, соответствие социокультурной потребности современного общества самостоятельной творческой деятельности.

   Основными целями инновационного обучения являются: развитие интел-лектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся, формирование личностных качеств учащихся,  вы-работка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества, формирование качественных знаний, умений и навыков.

   При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:

опорный конспект, мозговая атака, групповая дискуссия, чтение с остановками, кластеры,  эссе, ключевые термины, перепутанные логические цепочки, медиапроекторы, дидактическая игра, лингвистические карты, исследование текста, работа с тестами, нетрадиционные формы домашнего задания.

   Используя в работе технологию критического мышления, наиболее приемлемыми для себя я считаю такие приемы, как дискуссия (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса).  Дискуссия - одна из весьма сложных форм речи, для овладения которой необходима предварительная подготовка, поэтому при проведении такого урока в 6-8 классах знакомлю ребят с правилами ведения дискуссии, с речевыми штампами, помогающими ребятам выражать свои мысли.

   Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Данный прием особенно эффективен на уроках литературы при обсуждении и анализе художественного произведения. Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так на стадии рефлексии.

   Эффективным также нахожу на некоторых уроках чтение с остановками. Данный прием часто использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения, так как эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение “идти ” за автором, “видеть” как он создает текст, что хочет сказать читателю на том или ином этапе.

   При работе над частью “C”особую сложность представляет для обучающихся находить проблемы текста. Поможет в этом составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют “наглядным мозговым штурмам”.

   На уроках литературы в 9-11 классах часто обращаюсь к эссе (жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной и социальной проблемы).

   Главное правило свободного письма – не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более сложного сочинения.

   Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности учащихся, активизировать их творческую деятельность. Так уже в 7 классе по русскому языку можно подготовить с учениками несколько проектов по изученным частям речи. При всем многообразии и эффективности нетрадиционных уроков использовать их часто нельзя по целому ряду причин. Но ведь так хочется, чтобы каждый урок был особенный, со своей “изюминкой”.



 

Комментарии

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:
опорный конспект, мозговая атака, групповая дискуссия, чтение с остановками, кластеры, эссе, ключевые термины, перепутанные логические цепочки, медиапроекторы, дидактическая игра, лингвистические карты, исследование текста, работа с тестами, нетрадиционные формы домашнего задания.