Нетрадиционные формы проведения уроков информатики с применением игровых технологий
учебно-методический материал по информатике и икт на тему

В традиционной методике существует триедин­ство учебных целей: образовательная, развивающая и воспитательная. Часто бывает, что учителю не все­гда ясна доминирующая направленность его взаимо­действия с учениками, он, подчас, точно не знает, на чем ему сосредоточиться: на формировании сис­темы знаний учащихся, на их развитии, или на вос­питании этических и эстетических идеалов. В этом ему должны помочь нетрадиционные уроки — уроки-праздники, где каждый может проявить себя, где класс становится творческим коллективом. В качестве примера нетрадиционного урока, я предлагаю следующий сценарий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Пашабекова Светлана Анатольевна

Название работы: «Нетрадиционные формы проведения уроков информатики с применением игровых технологий».

Предмет преподавания: информатика и ИКТ.

Должность: учитель информатики и ИКТ.

МБОУ «СОШ № 43», Красноярский край,
г. Норильск

Учиться можно только весело... Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.

А. Франс

В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной эпохой». А это, прежде всего, означает то, что новыми мировыми лидерами будут считаться не те государства, которые добыли больше угля или произвели больше автомобилей, а те, которые развивают наукоемкие технологии. Это означает, что теперь самым важным продуктом становится информация, и лидировать будут те страны, жители которых смогут получить хорошее образование и широкий доступ к информации. Может быть, Россия в чем-то и отстала от развитых стран в индустриальной гонке, но сейчас, на старте информационной эпохи, мы находимся, практически, в равных условиях.

Новая эпоха ставит перед школьным образованием новую проблему — подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения  дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.

Задачей учителя на уроках информатики является сформировать у ученика информационную компетентность — одного из основных приоритетов в современном общем образовании, который носит общеучебный и общеинтеллектуальный характер. Это понятие включает в себя целостное миропонимание и научное мировоззрение, которое основано на понимании возможности математического описания единства основных информационных законов в природе и обществе, и преобразование в практике информационных объектов с помощью средств информационных технологий, и этические, правовые нормы поведения людей в информационной среде.

Ни компьютер, ни информационные технологии сами по себе не способны сформировать интеллектуальные и этические качества выпускника школы, они являются лишь вспомогательными средствами решения мировоззренческих задач, а найти эти решения ученик может лишь с помощью грамотного, творчески работающего учителя. Пути конкретной реализации этого подхода могут быть различными, что выражается в различии изучаемых вопросов, взаимоотношении с программными средствами, применениями уроков разного типа, и пр.

Интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Поэтому на уроках информатики нужно как можно шире применять нетрадиционные формы.

Творчески работающие учителя информатики ведут поиск новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы умственную деятельность учеников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Надо заботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса. Особенно важно это в подростковом возрасте, когда формируются и определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. И в этот момент надо раскрыть перед подростком притягательные стороны информатики, иначе его интересы замкнутся на компьютерных играх, на «стрелялках» и «догонялках» в компьютерных салонах или личном компьютере.

Интерес к предмету можно повышать, используя разные методы, но самым привлекательным для детей является занимательность. Даже у самых слабых учеников можно вызвать интерес к предмету, используя на уроках занимательный материал. А особенно интересны детям игровые уроки. Вот тут- то мы и имеем возможность в увлекательной, игровой форме дать детям тот материал, который в традиционной форме усваивается очень слабо и без интереса, провести неординарно обобщающий урок по теме. В процессе игры можно выработать у детей умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание и стремление к знаниям. Увлекшись, ребенок и не замечает, что учится — он познает, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.

Игры являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы, но только в том случае, если проводит ее толковый организатор. Однако использование игровых технологий не позволяет изучить предмет «играючи», легких путей в науку не бывает, но надо искать все возможности для учения с интересом.

Например, целесообразно проводить уроки на основе проблемно-ориентированной технологии, уроки- практикумы. На этих уроках ребенок получает индивидуальное задание и пытается сам выполнить его, используя полученные теоретические знания. С трудом полученная информация запоминается надолго. Очень интересен опыт применения уроков-семинаров. На этих уроках ученики обмениваются информацией по заданной теме, доказывают свою правоту, спорят, и в этих спорах рождается истина.

В традиционной методике существует триединство учебных целей: образовательная, развивающая и воспитательная. Часто бывает, что учителю не всегда ясна доминирующая направленность его взаимодействия с учениками, он, подчас, точно не знает, на чем ему сосредоточиться: на формировании системы знаний учащихся, на их развитии, или на воспитании этических и эстетических идеалов. В этом ему должны помочь нетрадиционные уроки — уроки-праздники, где каждый может проявить себя, где класс становится творческим коллективом. В качестве примера нетрадиционного урока, я предлагаю следующий сценарий.

Обобщающий урок по теме «Основы программирования на  языке Бейсик». Игра «Информатик – бизнесмен».

Цели урока:

Повторение и обобщение знаний по теме «Основы программирования на языке Бейсик» и «Арифметические основы ЭВМ», воспитание ответственности, коллективизма, уважительного отношения к мнению партнера, контроль за уровнем усвоения материала, формирования навыков делового взаимодействия и принятия групповых решений.

Задачи урока:

  1. Воспитательная — развитие познавательного интереса, логического мышления.
  2. Учебная — углубление, обобщение и систематизация знаний по программированию и системам счисления.
  3. Развивающая — развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

Подготовительный этап

Класс разбивается на две команды, члены которой являются членами правления банка. Каждая команда получает задание подготовить вопросы для соперников в конкурсах консультантов, президентов, кассиров, охраников и правила игры. Из учащихся класса выбираются три человека в члены жюри. Ведет игру учитель информатики.

Правила игры

  1. В игре участвуют две команды, каждая из которых  представляет правление банка. Игроки каждой команды выбирают президента банка.
  2. Стартовый капитал команды — 1000 байтиков.
  3. Командам предлагаются задания различной сложности, от этого зависит стоимость задания.
  4. Если команда дает правильный ответ, то ее капитал увеличивается на стоимость задания. Если команда ответила неправильно, то ее капитал уменьшится на 50% стоимости задания, если эту задачу не решит никто, и на 100%, если на нее даст ответ другая команда.
  5.  Победителем объявляется самый «богатый» банк.

В начале игры каждая команда должна зарегистрировать свой банк. В связи с этим ей надо подготовить свой договор, устав, т.е. «визитную карточку» команды.

Оформление кабинета: ребусы, газеты по информатике, плакаты.

Плакаты:

  1. По кремнистым ступеням

Взбираясь к опасным вершинам,

Никогда не отдаст человек

Своего превосходства

Даже самым умнейшим машинам.

  1. Дорогу осилит идущий, а информатику — мыслящий.
  2. Хорошо думать — значит подавить беспорядочность потока мыслей (Гюстав Гийом).
  3. Первые шаги всегда самые трудные (Рабиндра-  Тагор).
  4. Успех совершаемого — в продумывании, неудачи — в бездумье (Хань Юю).
  5. Свойство дискретности алгоритма — разделяй и властвуй!
  6. Ритм — это повторение. Ритм — одна из составляющих прекрасного. Оператор For-Next.

План урока:

  1. Конкурс «разминка».
  2. Конкурс банкиров.
  3. Конкурс консультантов.
  4. Конкурс контролеров.
  5. Конкурс менеджеров.
  6. Конкурс президентов банков.
  7. Конкурс кассиров.
  8. Конкурс охранников.
  9. Подведение итогов.

Ход игры

1-й конкурс. Разминка.

СКОЛЬКО ЛЕТ ДЕВОЧКЕ?

(А. Стариков)

Ей было тысяча сто лет, Она в сто первый класс ходила, В портфеле по сто книг носила — Все это правда, а не бред.

Когда, пыля десятком ног, Она шагала по дороге, за ней всегда бежал щенок. С одним хвостом, зато стоногий.

Она ловила каждый звук своими  десятью ушами,

И десять загорелых рук Портфель и поводок держали.

И десять темно-синих глаз рассматривали  мир привычно,
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.

(Девочке 12 лет, она ходила в 5-й класс, у собаки 4 ноги, а ушей  и рук у девочки было по 2.)

По итогам конкурса определяются роли участников:

Президент банка

Банкир

Кассир

Контролер

Консультант

Менеджер

Охранник

  1. Конкурс банкиров.

Знаток истории информатики.

  1. Кто создал проект первой вычислительной машины с программным управлением?

Ответ: Чарльз Беббидж.

  1. Кто писал для нее программы?

Ответ: Ада Лавлейс.

  1. Кто является основоположником отечественной вычислительной техники?

Ответ: С.А. Лебедев.

  1. В каком году были созданы первые ЭВМ?
    Ответ: в 40-х.

  1. Конкурс консультантов. Найди ошибку.

Вопрос: Сколько байт в слове «информатика»
(« математика»)?

Ответ: 11 (10).

Вопрос: Найдите ошибку в записи арифметического выражения на алгоритмическом языке. Консультантам выдаются карточки с арифметическими выражениями на языке Бейсик, содержащими ошибки. Их задача найти эти ошибки и исправить.

  1. Конкурс контролеров.

Контролеры должны ответить на вопросы теста:

1-й вариант

  1. Верно ли, что в древности считали в двоичной системе счисления?
  2. Верно ли, что в Древнем Вавилоне цифры изображались с помощью иероглифов?
  3. Верно ли, что на Руси не было специальных обозначений для цифр, а пользовались буквами с «титлом»?
  4. Верно ли, что в Древнем Риме нельзя было делить числа «в столбик»?

5.  Верно ли, что число 34 263 может быть записано в пятиричной системе счисления?

2-й вариант

  1. Верно ли, что в древности использовали руку как инструмент для счета?
  2. Верно ли, что число 1001101 может быть записано в двоичной системе счисления?
  3. Верно ли, что арабские цифры изобрели арабы?
  4. Верно ли, что клинописью пользовались в Древнем Египте?
  5. Верно ли, что римская система счисления была непозиционной?
  1. Конкурс менеджеров.

Литературный

По тексту сказок или стихотворений определить вид алгоритма и составить его блок-схему. (Например, сказка «Курочкат- ряба» и «Колобок».)

  1. Конкурс президентов банков.

Задания:

1.   Перевести число 12 из десятичной системы счисления в  заданную участником команды-противника.

2. Записать на языке Бейсик выражение, заданное участником команды-противника.

3.  Дан фрагмент программы с условием на языке Бейсик. Определить результат вычислений при заданных исходных данных.
Например:

10 Р=1

20 IF Р<1 THEN Р=10*Р

30 PRINT Р

4. Чему равно значение переменной А, В:

10 DAТA 3,4,5,6

20 READ А,В,В,А

5.    Сказка-вопрос:

Собрались все четырехугольники на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе короля. Долго спорили и вот один старый параллелограмм сказал: «Давайте отправимся все в столицу королевства, и кто первым войдет в нее, тот и станет королем!»

Рано утром отправились все в путь. Путь им преградила река, которая сказала: «Переплывут меня те, у кого диагонали точкой пересечения делятся пополам!» Часть четырехугольников осталась на берегу, а остальные переплыли. Затем они подошли к высокой горе, которая сказала, что она пропустит только тех, у кого диагонали равны. Пришлось некоторым путникам остаться, а остальные двинулись дальше, пока не дошли до узкого моста. Мост пропускал только тех, у кого диагонали пересекаются под прямым углом. Эту преграду прошел один. Кто?

  1. Конкурс кассиров.

Кто быстрее посчитает?

На компьютере составить программу для выполнения арифметических действий.

  1. Конкурс охранников.

Разгадать кроссворд по информатике, который составит команда соперников.

Подведение итогов игры

         Жюри, которое ведет «лицевые счета» команд, определяет победителей и вручает памятные призы (которые участники готовят сами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка

В данной статье освещается методический материал по внедрению на уроках английского языка нетрадиционных форм обучения....

Нетрадиционные формы проведения уроков немецкого языка

Данная статья поможет учителям реализовать свои навыки и умения при подготовке у урокам.Использовать нетрадиционные формы и методы...

«Использование нетрадиционных форм проведения уроков для активизации познавательной деятельности учащихся»

Важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся. Положительно изменить многое в отношении детей и подростк...

Нетрадиционные формы проведения уроков информатики

Данная работа представляет собой презентацию для выступления на МО учителей математики и информатики....

Нетрадиционные формы проведения уроков информатики

Нетрадиционные  формы     проведения уроков информатики...