Применение компьютерных технологий для выполнения практических работ по закреплению правил орфоэпии и произношения глухими учащимися на уроках РРС и ФП на второй ступени обучения
статья (11 класс) по теме

Овчинникова Татьяна Сергеевна

 

Данная статья представляет собой теоретический и практический материал по использованию компьютерных технологий на уроках РРС и ФП для закрепления правил  орфоэпии и произношения путём выполнения практических заданий.  В статье раскрываются основные  цели и задачи использования компьютерных программ в коррекционной школе.         Особую образовательную направленность в свете современных требований к работе учителя слуховой работы представляет собой  использование компьютерных технологий на уроках РРС и ФП, которые приводят к повышению эффективности занятий путём стимулирования интереса к ним учащихся, а также к развитию коммуникативных навыков. Следует отметить важность применения любых компьютерных технологий на уроках РРС и ФП при обучении глухих школьников, учитывая аспекты перспективного обучения, так как в процессе освоения компьютерных технологий у учащихся формируются определённые  навыки и умения, способствующие их социализации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_komp._tehnologii.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

    ГБС(К)ОУ ШИ I- II вида

Применение  компьютерных технологий для выполнения практических работ по закреплению правил орфоэпии и произношения глухими учащимися на уроках РРС и ФП на второй ступени обучения

                                                        

                                                        Учитель слуховой работы

                                                        Овчинникова Татьяна Сергеевна.

                                                        Предмет -  РРС и ФП

                                                        8-11 классы, возраст 15-18 лет

                                г. Тихорецк Краснодрского края

                                                2012 г.        

        Мы живём  в то время, когда компьютер занял прочные позиции практически во всех областях науки, образования, производства, облегчая возможность получения любой информации, обработки её и применения в нужных целях.

        Сейчас практически каждый дефектолог, каждый учитель слуховой работы, каждый логопед имеет свой ПК в рабочем кабинете и всё глубже осваивает компьютерные технологии, оценивая важность получения  доступной информации  и применения её в практических целях.

Учитель может принять участие в любом проекте, олимпиаде, конкурсе, выйдя на определённый сайт и выложив там свои работы. Может получить оценку своей работы в форме комментария или отзыва.  Может поделиться опытом и перенять его, поделиться мыслями, размышлениями, творческими разработками и получить  необходимую информацию любого направления педагогической деятельности, а затем использовать её  по необходимости в своей работе.

Компьютер  является важным средством общения и для учащихся,  как в личной жизни, так и в учёбе. Сейчас практически каждый школьник может при направляющей деятельности учителя принять участие в любой  интернет-олимпиаде  различной предметной направленности, а также использовать компьютерные программы для получения информации разного характера, для общения и развлечений.

        Совместная деятельность учителя и ученика принимает новые формы: у них строятся новые рабочие отношения, осваиваются новые формы деятельности на уроках, перестраивается содержание работы, меняются методы и приёмы в учебной деятельности, сама организация учебного процесса. При  применении инновационных технологий происходит  развитие творческого потенциала и учителя, и ученика, повышается мотивация учащихся к овладению словесной речью, улучшаются их произносительные навыки, расширяется кругозор.      

 Когда мы говорим о специфических трудностях работы с детьми с тяжёлыми нарушениями слуха, мы подразумеваем главную трудность в обучении таких школьников – это нарушение коммуникативных связей в социуме. Общение таких учащихся происходит за счёт сохранных анализаторов и специальной коррекционной работы, проводимой учителями-дефектологами, учителями-предметниками и воспитателями.

        Особую образовательную направленность в свете современных требований к работе учителя слуховой работы представляет собой  использование компьютерных технологий на уроках РРС и ФП, которые приводят к повышению эффективности занятий путём стимулирования интереса к ним учащихся, а также к развитию коммуникативных навыков.

Современные требования к уроку РРС и ФП предусматривают применение   компьютерных технологий, которые служат мотивацией для лучшего усвоения и закрепления навыков произносительной стороны речи и социальной адаптации глухих  школьников.

   Основными целями применения компьютерных технологий на уроках: РРС и ФП являются:

 - формирование у учащихся элементарных навыков работы с компьютером, направленные на теоретическое освоение и применение полученных знаний и умений;

 - формирование у учащихся элементарных навыков работы с компьютером, направленных на теоретическое освоение и практическое применение полученных знаний и умений;

 - использование компьютерных программ в качестве мотивации для закрепления навыков произносительной стороны речи глухих школьников;

 - применение компьютерных технологий для предъявления учащимся наглядного материала в виде картинок, слайдов и презентаций;

 - развитие мелкой моторики учащихся при пользовании клавиатурой и мышью.

Задачами использования компьютерных технологий на уроках РРС и ФП являются: – использование на уроках принципа доступности предлагаемого учебного материала и личностный индивидуальный подход к каждому учащемуся;

 – использование  адаптированного материала и современных научно обоснованных методов и средств обучения;

 – реализовывать на уроках инновационные методы, нестандартные методы интеграционного характера;

 - использование компьютерных технологий на коррекционно-развивающих занятиях с учетом структуры нарушения слуха учащихся.

        Важным для преподнесения учебного материала глухим школьникам является применение на  уроке наглядности.  Причём наглядность на современном этапе обучения преподносится уже в большинстве случаев не в виде картинок и иллюстраций, а в виде слайдов, объединённых по признаку темы и вида деятельности, а также презентаций, которые не являются самостоятельным видом наглядных пособий, а служат для более полного раскрытия темы занятия,  то  есть являются дополнением к уроку, давая учащимся понятия о том или ином факте, проявлении каких либо действий или чувств, служащие подтверждением правильной мыслительной деятельности школьников.

При работе над текстом и речевым материалом урока происходит закрепление орфоэпических правил  и произносительной стороны речи.  При этом у учащихся развиваются определённые психические процессы: внимание, память, мышление, абстрактное и ассоциативное (используется возможность сравнения, соотнесения),  творческое воображение и эмоционально-волевая сфера,  развивается более быстрое  переключение с одного вида деятельности на другой.

        Так же, как и предъявленный текст, слайды и презентации должны вызывать у школьников интерес и побуждать их к определённым мыслительным операциям. Учащийся должен получить удовлетворение от выполненных действий, что вызовет у него эмоциональный подъём и одновременно эмоциональную разрядку, так как он будет видеть результат своего труда.

        Работа с компьютером – это всего лишь фрагмент урока,  но фрагмент достаточно важный для учащегося,  так как именно при использовании компьютерных технологий он получает определённые знания в доступной для него форме,  развивает умение не только элементарно пользоваться компьютером, но и работать в Office: находить нужный ему материал или инструмент для практической работы и пользоваться ими в учебных целях.

        В 9-11классах учащиеся в процессе работы над заданным текстом производят различные манипуляции, позволяющие им совершенствовать и закреплять навыки произносительной стороны речи.         

        При закреплении орфоэпических правил школьники нотируют текст, то есть расставляют надстрочные знаки, обозначающие словесное ударение, безударное о в слове, подчёркивают двойные согласные,  обозначают оглушение звонких согласных и озвончение глухих согласных, выделяют окончания прилагательных –ова, -ева  и сочетания – тся,  - ться на конце глаголов.

        При последовательном предъявлении заданий учащиеся выполняют следующие действия:

  1. Расставь ударение в словах стихотворения.

Для нас полна́ приро́да  доброты́,

И мы живём, запечатле́в наве́ки,

В душе её прекра́сные черты́ –

Поля́, луга́, леса, моря ́и ре́ки.

                                (работа ученицы 9 класса Н. Куликовой)

  1. Обозначь безударную гласную в словах стихотворени

Для нас по̄лна́ приро́да  до̄броты́,

И мы живём, запечатле́в наве́ки,

В душе её прекра́сные черты́ –

По̄ля́, луга́, леса, мо̄ря ́и ре́ки.

                        (работа ученика 9 класса Андрея Попова)

Обозначь оглушение звонких согласных  в конце и в середине слова.

*Откуда хлеб̄ берётся

Он не па́дает нам с не́ба,

Появля́ется не вдру́г̄.

Чтобы вы́рос ко́лос хле́ба,

Ну́жен тру́д̄ десятков рук.

(В. Данько)

(работа ученицы 11 класса Балабановой Натальи)

*Хороша лож̄ка к обеду.

 Собирай по ягод̄ке – наберёшь кузовок.

                                (пословицы)

                        (работа ученицы 11 класса Проказовой Екатерины)

  1. Обозначь в словах озвончение глухих согласных.

- У меня к тебе есть прос̄ьба.

 - Какая?

 - Принеси, пожалуйста, мне с̄борник стихов.

 - А куда ты идёшь?

 - Я иду на вокзал.

                (работа ученицы 10 класса Остапюк Екатерины)

5. Обозначь в словах стихотворения непроизносимые согласные.

                        Здравствуй, солнце красное,

                        Здравствуй, солнце ясное,

                        Здравствуй, утро чистое,

                        Утро золотистое!

                                        (О. Бедарев)

                                (работа ученицы 10 класса Тонкачевой Анны)

6.Обозначь в словах предложений двойные согласные и правильно прочитай их.

                Туристы подъехали большой групп̅̅ой.

                В нашей деревне все дома деревянн̅ые.

                Тонн̅а – это тысяча килограммов.

                                (работа ученицы 9 класса Куликовой Надежды)

7. Обозначь окончания прилагательных в словах стихотворения и правильно прочитай их.

                        Увидало солнце ясное

                        С неба  синего, высокого,

                        Что идёт весна прекрасная

                        С юга пышного, далёкого.

                                        (А. Кольцов)

                        (работа ученицы 11 класса Балабановой Натальи)

8. Обозначь сочетания  - тся, ться на конце глаголов в стихотворении.

                                Дуб.

                        Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

                                        (И. Токмакова)

                        (работа ученицы 10 класса Остапюк Екатерины)        

        Над основными правилами произношения школьники  работают следующим образом: они расставляют паузы в предложениях и  фрагментах прозаических и стихотворных текстов, обозначают слитность слов в предложениях, выделяют (подчёркивают)   важные по смыслу слова, то есть определяют логическое ударение в предложении, обозначают стрелками повышение и понижение интонации в повествовательных, вопросительных и восклицательных предложениях.        Ставят в конце предложений обозначения: читать – медленно, быстро, нормально или  - тихо, громко или медленно. Также учащиеся закрепляют произнесение  фраз и предложений, используя правильную интонацию, выражая при этом определённые эмоции (применяя пиктограммы, выражающие различные эмоциональные состояния человека, соответствующие той или иной речевой ситуации).

9. Обозначь паузы  в  стихотворения. Правильно прочитай текст.

                                        Снег

                        Весь  – иго́льчатый с  мо̄ро́за,/

                        На заре́ он нежно розов,/

                        Он вдали /– в тени,/ в низине – /

                        Голубой и даже синий,/

                        Запылает,/

                                        Он и сам,/

Как раскинутое знамя,/

                        Пламенеет по холмам.//

                                                Н. Браун

                                (работа ученика 9 класса Попова Андрея)

10. Обозначь слитность слов в стихотворении.

                                Снег

Ра́зве сне́г, с высо́т летя́щий

                На поля́, холмы́ и чащи,

                Под лучами взор слепящий,

                Под полозьями скрипящий,

                Разве он, как мёртвый мел,

                Только бел, бел, бел?

                                                Н. Браун

                                (работа ученика 9 класса Бучнева Евгения)

11. Обозначь логическое ударение в предложениях текста.

                О спорт! Ты – прогресс!

Ты способствуешь совершенству человека.

Ты – устремлённость.

Ты устанавливаешь дружественные отношения между народами.

Ты собираешь молодёжь под свои мирные знамёна.

О спорт! Ты – мир!

                (работа ученицы 11 класса Проказовой Екатерины)

12.  Поставь знаки препинания  в стихотворении (. или ? или !) и знаки интонации (↓или↑). Прочитай текст, соблюдая нужную интонацию.

                * - Черёмуха, черёмуха,

                Ты что стоишь бела

                 - Для праздника весеннего,

                Для Мая расцвела

                 - А вы, берёзы тонкие,

                Что нынче зелены

                 - Для праздника, для праздника,

                Для мая, для весны

*- Черёмуха, черёмуха,

                        ↑

  Ты что стоишь бела?

                 - Для праздника весеннего,

                Для Мая расцвела.↓

                 - А вы, берёзы тонкие,

                                       ↑

                Что нынче зелены?

                 - Для праздника, для праздника,

                                    ↑

                Для мая, для весны!

                                (Работа ученика 11 класса Боровского Антона)

13.Поставь обозначения в конце каждого предложения – читать нормальным голосом, громко или тихо.

                Колокольчики мои, (г)

                Цветики степные! (г)

                Что глядите на меня (н)

                Тёмно-голубые? (н)

                И о чём звените вы (н)

                В день весёлый мая, (н)

                Средь нескошенной травы (т)

                Головой качая? (т)

                                (работа ученика 9 класса Бучнева Евгения)

14. Поставь обозначения в конце предложений  - говорим нормально, медленно и быстро.

                        Белое чудо.

                Что это? (м)

                        Что это? (н)

                Что это? (б)

                        Что это? (б)

                Белые крылья растут из земли! (м)

                Или под парусом

                                белые-белые (м)

                Медленно движутся

вдаль корабли? (н)

                Нет, это яблони! (м)

                Белые яблони. (н)

                Белое чудо чёрной земли. (м)

                                (работа ученика 9 класса Попова Андрея)

15. Послушай, как говорит учитель. Повтори.

С интонацией радости.                Как я рада тебя видеть!

С интонацией грусти.                        Вот и закончились летние каникулы!

С интонацией испуга.                        Ой, как меня напугала эта собака!

С интонацией удивления.                Ты разве этот не знаешь?

С интонацией просьбы.                Дайте мне, пожалуйста, эту книгу!

С повелительной интонацией.        Быстро подойди сюда!

(при выполнении данных заданий используются пиктограммы)

Для выполнения вышеперечисленных видов работ применяются символы,  то есть различные графические знаки, предлагаемые компьютерной программой,  используемые в учебниках «Произношение» и дающие возможность учащимся практическим путём закрепить полученные ранее знания и более осмысленно применять их в самостоятельной речи, используя такой приём, как самоконтроль речи.

Использование данных видов работ создаёт мотивацию для более вдумчивого чтения,  стимулирует учащихся к правильному произнесению речевого материала,  предъявленного на уроке учителем и для  более эмоционального интонированного чтения.

Следует отметить важность применения любых компьютерных технологий на уроках РРС и ФП при обучении глухих школьников, учитывая перспективность обучения, так как в процессе освоения компьютерных технологий у учащихся формируются следующие навыки и умения:

 - способность использовать полученные навыки и умения при работе с компьютером на уроках;

 - применять методы переработки полученной информации и использовать её в практических целях;

 - готовность к участию в коррекционно-компенсаторной работе на уроках РРС и ФП;

 - использовать компьютерные программы с целью успешной социализации;

  - применять разработанные инновационные технологии в учебной деятельности.

        При применении компьютерных программ подбирается индивидуальный образовательный маршрут для  школьников с особыми познавательными потребностями. Положительные эмоции, вызванные умением учащихся получать определённый результат в процессе выполнения заданий, активизируют их речевую активность, мотивируют к общению, что является основной задачей урока.  

 

Литература:

  1. Богданова Т.Т. Сурдопсихология, М., 2002.
  2. Зайцева Г.Л. Современные научные подходы к образованию детей с недостатками слуха: основные идеи и перспективы. Дефектология, 1995, № 3.
  3. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении: проблемы, поиски, подходы. Дефектология, 1994, № 5.
  4. Никольская И.А. Информационные технологии в специальном образовании. Коррекционная педагогика, 2004, № 2.
  5. Речицкая Е.Г. Личностно-ориентированный подход в современной сурдопедагогике. Межвузовский сборник научно-методических трудов, М., 2001.
  6.  Турик Л.А., Осипова Н.А. Педагогические технологии в теории и практике. М: - 2009г.,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию связного письменного высказывания глухих школьников при обучении написанию изложения на второй ступени обучения

   Специальное корректирующее обучение детей, частично или полностью лишённых слуха, является одной из самых сложных и своеобразных областей педагогики. Его наилучшее обосновани...

Использование нестандартных методов и приемов в системе уроков на тему: Стихотворение К. Симонова "Родина"и при работе над текстами на уроках РРС и ФП на второй ступени обучения

Мной представлена система  нестандартных уроков  по РРС и ФП. На этих уроках учащимся предъявлен к восприятию речевой материал по теме: «Стихотворение «Родина»,  автор К.Симонов» и...

Использование на уроках русского языка второй ступени обучения современных технологий (на примере информативных и процессуальных моделей) как способ формирования метапредметного учебного результата.

Презентация подготовлена для выступления на августовской конференции учителей русского языка и литературы «Формирование компетентности учителей русского языка и литературы как одно из ключевых направл...

«Педагогические технологии развития УУД у учащихся второй ступени обучения ( из опыта работы учителя математики)»

Содержанием деятельности учителя в работе с учащимся в формировании личностных УУД...

Система работы по формированию связного письменного высказывания глухих школьников при обучении написанию изложения на второй ступени обучения

Система работы по формированию связного письменного высказывания глухих школьников при обучении написанию изложения на второй ступени обучения...