Опыт работы "Применение компьютерных технологий для формирования лексических навыков учащихся"
методическая разработка (5 класс) по теме

Старикова Татьяна Владимировна

В данном опыте работы отражен опыт исследования применения компьютерных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Обобщение опыта796 КБ

Предварительный просмотр:

 

Применение компьютерных технологий

 для формирования лексических навыков учащихся  

                               Опыт работы

                                                  по методике преподавания

                                    английского языка

                                                                     Стариковой Татьяны Владимировны

                                                               

Результатом развития современного общества в экономической, социальной сферах, сфере образования стал резко возросший уровень потребностей в массовом владении иностранными языками. Это во многом связано с применяемыми сегодня формами и способами практической деятельности, которые являются следствием внедрения современной компьютерной техники.

Следовательно, в связи с информатизацией образования в наше время необходимо использование компьютерных технологий в процессе обучения для достижения требований государственных образовательных стандартов.

Под информатизацией образования понимается массовое внедрение в педагогическую практику методов и средств сбора, обработки, передачи и хранения информации на базе техники, а также внедрение информационных технологий в педагогический процесс.

 Обучая учащегося формальной стороне английского языка — его грамматике, фонетике и словообразованию, важно внушить учащемуся мысль, что форма слова не является по отношению к нему только его внешней оболочкой. Форма слова составляет единство с его значением и оказывает на него влияние, и поэтому значение формы имеет большое значение в языке. Однако важность формы слова учащийся может осознать только в том случае, если он почувствует и поймет эту связь. Для овладения спецификой изучаемого языка, для усвоения его моделей необходимо увеличение словаря учащихся, более качественное запоминание и сохранение лексических единиц в памяти каждого учащегося и организации более интенсивной тренировки в их употреблении для создания учащимися самостоятельных речевых произведений.

В связи с вышеизложенным, я увидела проблему возможности сочетания компьютерных технологий для формирования лексических навыков учащихся на уроках английского языка.

Под лексическими знаниями понимается не только совокупность языковых сведений об иноязычном слове, но и знание программ действия со словом, то есть определенных стратегий обращения с иноязычным словом.

Таким образом, актуальность определяется необходимостью разработки последовательной теории формирования лексических навыков  учащихся и в выявлении возможностей компьютерных средств в этом процессе.

Цель: изучение возможностей компьютерных технологий для формирования лексических навыков.

В соответствии с целью мной были определены следующие задачи:

1.  Проанализировать учебную и методическую литературу по данной теме;

2. Разработать серию фрагментов уроков с применением компьютерных технологий по теме   «Past and Present of the UK» - «Прошлое и настоящее Великобритании»;

3. Выявить уровень сформированности лексического навыка  учащихся до начала темы, и после ее прохождения.

4. Разработать методические рекомендации по формированию лексического навыка с применением компьютерных технологий.

В своей работе я опираюсь на ряд исследований следующих авторов:

Г. В. Мачхелян – Формирование лексических навыков на старшем этапе обучения английскому языку;

М. А. Бухаркина - Формирование лексических навыков на старшем этапе обучения английскому языку;

Л. А. Цветкова – Использование компьютера при обучении лексике в начальной школе;

В. А. Бухбиндер – Компьютерные упражнения для тренировки и применения лексики для продуктивной деятельности;

Т.Н. Телицына – Использование компьютерных программ на уроках английского языка;

Л.Н. Петрова – Использование компьютера на уроках английского языка;

Е.С. Музланова, Е. И. Кисунко  - использование компьютерных презентаций на уроках английского языка.

Для проверки эффективности сочетания компьютерных технологий при формирования лексических навыков учащихся в начале работы по теме «Прошлое и настоящее Великобритании» мной был проведен констатирующий срез, в ходе которого учащимся было предложено сделать самоанализ по определенным критериям для проверки знаний и умений. (Приложение 1). Результаты самоанализа показали, что средний балл = 3.5%, что является ниже нормы. Успеваемость = 83.33%, а это значит, что некоторые учащиеся оценили себя на оценку «неудовлетворительно». Качественный результат = 58.33%, что также является невысоким показателем. Исходя из данных, была составлена диаграмма. (Приложение 1).  

Мной был проведен анализ требований государственных образовательных стандартов к знаниям учащихся  в обучении английскому языку, методической и практико-ориентированной литературы. После чего я сделала вывод о том, что  для увеличения показателя среднего балла, успеваемости, а также качественного результата необходимо провести серию уроков по теме с использованием компьютерных упражнений, направленных на формирование лексического навыка, а также на коррекцию знаний и умений учащихся.

После изучения различной литературы мной были составлены и апробированы 5 фрагментов уроков с применением компьютерных технологий по одному из разделов календарно-тематического плана. (Приложение 10)

В ходе формирования лексических навыков с применением компьютерных технологий я использовала:

составленные мной презентации (Приложение 2 - диск);

В связи с тем, что компьютер на уроках английского языка не может использоваться постоянно в течение всего урока и общее время использования компьютера на уроке не должно превышать 20 минут, презентация должна содержать не боле 10 слайдов (Приложение 3). 

Компьютерные упражнения на отработку формы слова (Приложение 4);

Специфика таких компьютерных упражнений заключается в том, что все они связаны с движением (перемещением лексического материала на экране дисплея).

Контролирующие задания;

Тем самым обеспечивается пошаговая обратная связь и, следовательно, пошаговая управляемость учебного процесса. Преподаватель, использующий компьютерные технологии, имеет возможность сразу же узнать, как каждый ученик усвоил лексический материал.

Упражнения на употребление ЛЕ в речевой деятельности;

При выполнении таких заданий возможна работа двух учащихся с одним компьютером, т. е. компьютер кроме обеспечения вариативности заданий способствует формированию у учащихся умения работать индивидуально и в паре.

Самостоятельную работу учащихся при изучении лексики с помощью компьютерных презентаций;

Самостоятельную работу учащихся при систематизации знаний, умений, навыков по теме (Приложение 5,6).

Следовательно, применение компьютерных технологий на уроке мне позволило:

повысить мотивацию учащихся;

использовать большое количество иллюстративного материала;

интенсифицировать урок, исключив время для написания материала     на доске;

использовать дифференцированные задания;

воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, моторную;

эффективно адаптировать материал под особенности учащихся.

        

Таким образом, учебный процесс на базе компьютерных технологий обязательно предусматривает дифференциацию и индивидуализацию обучения. Обучаемые в силу своих психофизиологических особенностей обладают различными способностями, задатками, поэтому для усвоения учебного материала разным учащимся требуется разное количество времени, разное количество упражнений разной степени сложности, чтобы достичь определенных результатов.

По окончании темы мной был проведен анализ результатов работы по формированию лексического навыка с применением компьютерных технологий. Учащимся было снова предложено сделать самоанализ для проверки знаний и умений с теми же критериями, что и в начале работы над данным разделом. С этой целью был проведен итоговый срез. В срезе участвовало 12 человек.

Результаты сформированности лексического навыка показали, что средний балл = 3.9%, успеваемость = 91.6%, качественный результат = 66.6% (Приложение 7). По результатам таблицы была также составлена диаграмма (Приложение 7). После чего я решила сравнить начальную и итоговую диаграммы. (Приложение 8 ). При сравнении диаграмм я увидела положительную динамику, так как средний балл увеличился на 0.4%, успеваемость на 8.3%, а качественный результат на 8.3%.

Таким образом, я заметила, что серия уроков, с использованием компьютерных технологий, направленных  на формирование лексического навыка, а также на коррекцию знаний и умений учащихся по теме: «Прошлое и настоящее Великобритании» способствует лучшему усвоению материала учащихся. В результате проделанной работы, мной были разработаны методические рекомендации по использованию компьютерных технологий для формирования лексических навыков учащихся. (Приложение 9).

 На уроках английского языка целесообразно использовать компьютерные технологии для формирования лексических навыков, т. к.  использование компьютера помогает включить все аспекты обучения лексике, а также помочь учащимся овладевать лексическими  единицами не только в рецепции, но и  продуктивно. Кроме того, эффективность воздействия лексического материала на учащихся во многом зависит от степени его иллюстративности. Визуальная насыщенность делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать эффектные наглядные образы, воздействуя сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную, моторную.

Таким образом, обобщая свой опыт применения компьютера и мультимедийных технологий на уроках английского языка, я сделала вывод, что:

мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения;

способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;

улучшают качество усвоения материала;

позволяют индивидуализировать процесс обучения;

дает возможность избежать субъективности оценки.

Но главной и ведущей фигурой на уроке остается учитель, и применение компьютерных технологий следует рассматривать как один из эффективных способов организации учебного процесса. На уроках иностранного языка нельзя использовать компьютер постоянно, так как есть множество других задач, решить которые можно лишь при непосредственном общении. Но и недооценивать роль таких уроков нельзя. Именно компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал и соответствует принципам индивидуализации обучения.

   

Список литературы

Ефременко, В. Применение информационных технологий на уроках английского языка. В. Ефременко//Иностранные языки в школе. – 2007. №8. – С. 18 – 22.

Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176с.

Кузовлев В.П. Книга для учителя к учебнику английского языка для 5 класса общеобразовательных учреждений./В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа – М.: Просвещение, 1997.

 Матвеева Н.В. Применение компьютерных технологий при обучении иностранному языку.  Н.В. Матвеева//Информатика и образование. – 2006.№6 – с.72 – 76.

Мачхелян, Г. Формирование лексических навыков на старшем этапе обучения английскому языку. Г. Мачхелян//Иностранные языки в школе. – 1999. № 2. – С. 77 – 81.

Цветкова, Л. Использование компьютера при обучении лексике в начальной школе. Л. Цветкова//Иностранные языки в школе. – 2002. №2. – С. 43 – 47.

Muzlanova E.S., Kisunko E.I. Использование компьютерных презентаций на уроках английского языка./English. 1 сентября. – 2006.№12 – с.13 – 18.

http://festival. 1 september. ru/Использование компьютерных обучающих программ в обучении английскому языку. Самутина Ирина Владимировна.

Http: //www. Pedsovet. Org

Методические рекомендации

Уроки с использованием компьютера будут нецелесообразны, если учащиеся не умеют пользоваться компьютером или работать в Power Point. Для этого необходимо договориться с учителем информатики, который на своих уроках обучит учащихся работать с данной программой.

Для проведения уроков учитель иностранного языка должен владеть всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками по работе с компьютером, чтобы не прибегать каждый раз к помощи других людей. В случае непредвиденной ситуации, обратиться за помощью учителя информатики, который сможет быстро устранить проблему.

Перед уроком следует проверять, на каждом ли компьютере работает презентация.

Презентации, подготовленные к уроку, необходимо сохранять на нескольких носителях во избежание того, что презентация на одном из носителей может не сработать.

 Занятия с использованием компьютера нельзя проводить слишком часто, так как имеется много других задач, которые невозможно осуществить на уроках иностранного языка.

Помещение большого количества ЛЕ на одном слайде нецелесообразно, так как учащимся трудно сконцентрировать свое внимание на отдельных из них.

Продолжительность работы с компьютером не должна превышать 20 минут, так как учащиеся могут устать от насыщенности материала.

После упражнений с компьютером желательно проводить гимнастику для глаз, что способствует снятию напряжения и настраивает учащихся на другой вид деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексических навыков на уроках английского языка у учащихся 1-го года обучения

Статья содержит методические рекомендации по работе над формированием лексических навыков на уроках английского языка в начальной школе ( первый год обучения ).Материал может помочь молодым педагогам ...

Методическая разработка. Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"

Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ «BEGAMES” ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ И СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Статья  посвящена проблеме формирования лексических навыков у учащихся начальной и средней школы. В статье предложен комплекс упражнений на ситуативно-игровой основе, условно названный «Begames»....

Мастер – класс «Игровая технология как средство формирования лексических навыков»

Вашему вниманию представлен мастер-класс, который был проведен в рамках муниципального конкурса "Педагог года-2020"...

рабочий лист для учащихся к уроку «Семейные узы. Формирование лексических навыков. Моя семья.»

Данный урок  иностранный язык (английский) является уроком № 1  в системе уроков по разделу «Семейные узы». Тема урока: «Семейные узы. Фо...

Использование мобильных приложений для формирование лексических навыков учащихся.

Материал полезен с точки зрения использования мобильных приложений на уроках английского языка. Даны советы и рекомендации для лучшего запоминания лексикив игровой форме....

Технология формирования лексических навыков на уроках иностранного языка

Статья "МЕТОДИКА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ"...