Методика разработки тестов для итогового контроля знаний по курсу «Информатика и ИКТ».
статья по информатике и икт на тему

Задачи работы заключаются в разработке последовательности создания итогового теста, для оценивания результатов школьного обучения.

Ориентация процесса преподавания / обучения / оценивания на приобретение компетенций генерирует систему непрерывного оценивания, реализуемую посредством текущего и суммативного (итогового) оценивания.

Итоговое оценивание, например итоговые тесты, могут дать важную информацию, если учителя и ученики посвятят какое-то время их анализу. Учителя могут выявить слабые области, чтобы глубже их затронуть в следующем разделе или со следующей группой учащихся. Учащиеся также могут выявить проблемные зоны и определить цели для дальнейшего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_testov_dlya_itogovogo_kontrolya_znaniy.doc209 КБ

Предварительный просмотр:

Методика разработки тестов для итогового контроля знаний по курсу «Информатика и ИКТ».

Задачи работы заключаются в разработке последовательности создания итогового теста, для оценивания результатов школьного обучения.

Оценивание обучения является необходимым и значительным элементом любой системы обучения.

Что понимается под оцениванием результатов школьного обучения? В широком смысле, это понятие включает в себя многообразие процессов и инструментов, которые служат для измерения природы и уровня успехов, достигнутых учениками в обучении, соотношения между конечным результатом процесса обучения и поставленными учебными целями, а также для принятия определенных решений по совершенствованию обучения.

Ориентация процесса преподавания / обучения / оценивания на приобретение компетенций генерирует систему непрерывного оценивания, реализуемую посредством текущего и суммативного (итогового) оценивания.

Взаимодействие между итоговым и текущим контролем представлено в следующей таблице: (см. C. Cristea, Dicţionar de pedagogie, Chişinău+Bucureşti, 2000, p. 138)

Использованные критерии

Итоговое оценивание

Текущее оценивание

Приоритетные использованные средства

  • частичная проверка определение вида итога;
  • проверка для зондажа действенная только для определенного ученика

и только по части материала

  • проверка только малой части  определение, которое детерминирует

( определяет) улучшение;

  • проверка всего материала/элементы наиболее важного  определение действенности для всех учеников

Главная цель

качественное оценивание результатов  эффект улучшения урока

качественное оценивание результатов  улучшение урока – совершенствование деятельности обучения – учения - оценивания

Критерии проверки результатов

  • сравнение со специфическими целями (базовыми и ключевыми) дисциплины
  • сравнение с конкретными/операциональными целями обучения – учения - оценивания

Приоритетная выполненная функция

Классификация, иерархизация учеников

стимул развития учеников

Психологический эффект

Стресс, противоречия между учителем – учеником/источник стресса

Отношения сотрудничества между учителем – учеником  развитие способностей самооценивания

Время

Оценивание занимает 30 – 35% педагогической деятельности

Оценивание занимает 8 – 10% педагогической деятельности

Итоговое оценивание, например итоговые тесты, могут дать важную информацию, если учителя и ученики посвятят какое-то время их анализу. Учителя могут выявить слабые области, чтобы глубже их затронуть в следующем разделе или со следующей группой учащихся. Учащиеся также могут выявить проблемные зоны и определить цели для дальнейшего обучения.

 Суммативное оценивание предназначено для определения уровня сформированности знаний и учебных навыков при завершении изучения блока учебной информации (темы).

Суммативное оценивание проводится по результатам выполнения суммативных работ различных видов (тесты, зачеты, контрольные работы и т.п.).

Составление суммативного теста начинается с постановки ключевых  целей. Составляемые тесты, как правило, являются объективными. Тесты составляются, как правило, учителем предметником.

При составлении теста устанавливается  ориентировочный оценочный лист для проверки.

Суммативное тестирование завершается анализом результатов, выводами и предложениями для учащихся, учителей и дирекции лицея.

В заключение проводится корректировка, анализ организации, подготовки и проведения тестирования, а также выполнения единых требований к его проведению.

  1.                   Теоретические основы разработки тестов

Основные понятия теории тестов

Тестирование в педагогике выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:

Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.

Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования могут быть использованы дополнительные меры стимулирования учащихся, такие как: раздача преподавателем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.

Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

Тесты позволяют оперативно диагностировать уровень обученности, определяя сильные и слабые стороны учащегося, выявляет пробелы в знаниях, помогая тем самым учителю сориентироваться в направлениях своей педагогической деятельности. Это расширяет возможности преподавателя в управлении учебным процессом. Систематическое использование тестов в преподавании дает возможность наблюдать личную траекторию продвижения каждого преподавателя в усвоении данного предмета, то есть позволяет организовать мониторинг качества обучения.

Совершенно справедливо, тестирование позволяет оперативно определить уровень усвоения учебного предмета.

Рис. 1. Классификация видов педагогических тестов по видам педагогического контроля

Анализ классификационной таблицы (рис.1) позволяет выделить в качестве основополагающих четыре вида педагогических тестов, среди которых наибольшую важность по сфере использования имеют итоговые нормативно-ориентированные тесты.

Педагогический тест – это система заданий возрастающей трудности, специфической формы, которая позволяет качественно и эффективно измерить уровень и структуру подготовленности испытуемых.

Тест состоит не из заданий в тестовой форме, не из вопросов и задач, а только из тестовых заданий54.

Тестовое задание – это составная единица педагогического теста, отвечающая требованиям к заданиям в тестовой форме и статистическим требованиям известной трудности и дифференцирующей способности.

Задание в тестовой форме – это педагогическое средство, отвечающее определенным целевым требованиям, обладающее краткостью, технологичностью и логичностью высказываний, имеющее инструкции для тестируемых и определенные места для элементов задания и ответов, а также подчиняющееся одинаковым правилам оценки ответов.

Все три понятия – задание в тестовой форме, тестовое задание и тест – соответствуют трем основным этапам разработки педагогических тестов.

Первый этап начинается с разработки задний в тестовой форме. Второй этап – статическая проверка заданий, с целью обоснования их в качестве тестовых. Третий этап – разработка теста

Формы и виды тестовых заданий.

Существуют четыре основные формы тестовых заданий:

  1. Задания закрытой формы.

Задания с выбором одного или нескольких правильных ответов. Среди этих заданий выделяются такие разновидности, как:

   1.1. Выбор одного правильного ответа по принципу: один - правильный, все остальные (один, два, три и т.д.) - неправильные.

1.2. Выбор нескольких правильных ответов.

1.3. Выбор одного, наиболее правильного ответа.

  1. Задания открытой формы.

Задание со свободным ответом, методика дополнения — форма тестового задания, основанного на припоминании и дополнении, выполнение которого требует свободного, самостоятельного формулирования ответа или подстановки пропущенного слова, словоформы в тексте на месте прочерка.

  1. Задания на установление правильной последовательности.

Перегруппировка, тест на систематизацию — форма тестового задания, выполнение которого состоит в установлении правильной последовательности операций, действий, событий.

  1. Задания на установление соответствия.

Форма тестового задания, при выполнении которого необходимо установить соответствие между элементами двух множеств (двух списков, рядов).

Виды тестовых заданий

С точки зрения типа ответа и объективности его оценивания, тестовые задания подразделяются на следующие категории:

1. Объективные тестовые задания

  • Задания с двойным выбором
  • Задания с множественным выбором
  • Парные задания

2. Полуобъективные тестовые задания

  • Задания с кратким ответом
  • Структурированные вопросы

3. Субъективные тестовые задания ( с открытым ответом)

  1. Задания на решение задач
  2. Структурированное эссе
  3. Неструктурированное эссе

В узком смысле тестирование есть форма контроля (и обучения) с помощью проведения и использования теста.

Тест может использоваться для проведения как текущего, тематического, так и рубежного и итогового контроля, в значительной степени устраняя субъективизм в оценках и снижая время, затрачиваемое учителем на проверку заданий.

Тесты можно расклассифицировать, выделить несколько подклассов в зависимости от того, какой признак взят за основание деления.

Тесты бывают двух видов:

традиционные;

 Традиционные тесты представлены в виде системы заданий возрастающей трудности, имеющие специфическую форму, позволяющие качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности студентов.

 При этом в зависимости от того, по скольким учебным дисциплинам включены в тест задания, традиционные тесты разделяют на гомогенные (проверяющие знания по одному предмету) и гетерогенные (по нескольким предметам).

нетрадиционные.

Нетрадиционные тесты представлены интегративными, адаптивными и критериально-оценочными тестами.

Критериальные - нацелены на общую итоговую диагностику подготовленности выпускника учебного заведения. В одном тесте предъявляются знания из двух и более учебных дисциплин. Проведение подобного тестирования проводится, как правило, при интегративном обучении.

Адаптивные тесты позволяют регулировать трудность предъявляемых заданий в зависимости от ответов тестируемого. При успешном ответе компьютер выдает следующее задание, более трудное по сравнению с предыдущим, а в случае неудачи - более легкое.

Критериально-оценочные тесты предназначены для того, чтобы узнать, какие элементы содержания учебной дисциплины усвоены, а какие - нет. При этом они определяются из так называемой генеральной совокупности заданий, охватывающей всю дисциплину в целом.

Для компьютерного контроля знаний, осуществляемого в виде тестов, больше всего подходят задания с выбором одного правильного ответа. Среди этих тестов наиболее распространенными в настоящее время являются тесты с возможностью выбора правильного ответа из:

двух предложенных вариантов ответа;

трех предложенных вариантов.

Наиболее значительными представляются классификации тестов по форме и по содержанию. По форме тесты могут быть:

  • индивидуальные и групповые;
  • устные и письменные;
  • бланковые, предметные;
  • аппаратурные и компьютерные;
  • вербальные и невербальные (практические).

Выбор формы зависит от:

  • цели тестирования;
  • содержания теста;
  • технических возможностей;
  • уровня подготовленности преподавателя в области теории и методики тестового контроля знаний.

Каждая из форм позволяет проверить специфические виды знаний. Проверять с помощью тестов имеет смысл актуальные знания, которые учащиеся должны уметь применять на практике. Проверяются знания, находящиеся в оперативной памяти, то есть, не требующие обращения к справочникам, словарям, картам, таблицам и т.п. Приведем классификацию видов и уровней знаний, разработанную В.С. Аванесовым:

 1. Знание названий, имен.

 2. Знание смысла слов, названий и имен.

 3. Знание фактов.

 4. Знание определений.

 5. Сравнительные, сопоставительные знания.

 6. Знание противоположностей, противоречий, антонимов и т.п. объектов.

 7. Ассоциативные знания.

 8. Классификационные знания.

 9. Причинные знания, знание причинно-следственных отношений, знание оснований.

 10. Процессуальные, алгоритмические, процедурные знания.

 11. Технологические знания.

 12. Вероятностные знания.

 13. Абстрактные знания.

 14. Методологические знания.

Американский психолог Б. Блум предложил классификацию тестов по учебным целям. Им выделено 6 категорий учебных целей:

 Знание – воспроизведение учебного материала. Ключевые слова для тестовых заданий этого уровня: соотнесите, сформулируйте, назовите, расскажите.

 Понимание – способность понимать значение изучаемого. Ключевые слова: объясните смысл, покажите взаимосвязь, суммируйте.

 Применение – умение использовать изученный материал в конкретных условиях. Ключевые слова: продемонстрируйте, объясните цель применения.

 Анализ – умение разбивать материал на составляющие. Ключевые слова: объясните причины, классифицируйте, сравните, объясните, как и почему.

 Синтез – умение комбинировать элементы. Ключевые слова: предложите, придумайте, установите причины и предложите закономерность.

 Оценка – умение оценивать значение того или иного материала для данной конкретной цели. Ключевые слова: установите критерий, оцените проблему, выскажите замечания и т.п.

 Подходы В. Беспалько и Б. Блума широко используются при составлении тестовых заданий. В практике чаще всего применяются тесты трех уровней.

 Уровень А – задание рассчитанное на усвоение основных понятий, на простое отображение материала.

 Уровень В – включает более сложные задания на 2 - 4 логических шага. Их выполнение требует умения применять знания в стандартных ситуациях.

 Уровни А и В содержат упражнения и вопросы обязательных результатов обучения.

 Уровень С – это задания, решение которых требует творческого использования приобретенных знаний, позволяет выявить умения применять знания на практике.

Формулированию цели заданий способствует создание технологической матрицы (тестовой решетки), представляющей собой перечень учебных тем с относительным распределением тестовых заданий по этим темам7. Распределение заданий в технологической матрице определяется  важностью, объемом и количеством учебного времени.

Не менее важным, представляется  определение вида умения,  выявляемого тестовым заданием. В частности, в таксономии Б.Блума выделяются следующие уровни усвоения учебного материала - «знание», «понимание», «применение», «анализ», «синтез», «оценка». Предлагаются и другие таксономии (В.П.Беспалько,  М.Н.Скаткин,  В.П.Симонов,  М.В.Кларин). Задания, посвященные одной и той же учебной единице, но ориентированные на тот или иной уровень усвоения, имеют разные цели и, по этой причине, будут иметь разное содержание.

Каждый тест должен сопровождаться спецификацией, т.е. его описанием, где указываются цели тестирования, для кого этот тест предназначен, содержание проверки, процентное соотношение заданий по различным разделам и видам деятельности, используемые формы заданий, рекомендуемое время выполнения. Спецификация теста разрабатывается с учетом нормативных документов и образовательных стандартов, которые используются при планировании содержания теста.

В процедуре создания теста можно выделить два больших этапа:

• планирование теста;

• апробация теста – практические «испытания» теста с целью улучшения его качества на основе полученных количественных характеристик экспертных оценок.

Этапы составления теста.

1. Определение целей тестирования.

  1.  Необходимо четко представлять, что означает знание предмета, по которому проводится тестирование. Диагностика в педагогическом процессе понимается как «контроль в учебном процессе». Целями диагностирования являются выявление, оценивание, анализ и коррекция учебного процесса для его эффективности.
  1. В процессе изучения информатики учащиеся должны овладеть множеством понятий, их свойств, отношений, а также должны уметь обнаруживать и обосновывать эти свойства, применять их при решении практических задач. Достижение этих целей учащимися подлежит систематическому контролю со стороны преподавателя и самоконтролю.
  2. Контроль - это часть процесса обучения. Контроль - это выявление и сравнение (на определенном этапе обучения) результата учебной деятельности с требованиями, которые задаются к этому результату программой. Причем, контроль знаний и умений конкретного учащегося предусматривает оценку этих знаний и умений только по результатам его личной учебной деятельности.
  3. Составным компонентом контроля является проверка знаний. Основной дидактической функцией проверки знаний учащихся по специальным дисциплинам является обеспечение обратной связи между преподавателем и учащимися, что включает в себя: выявление недостатков течения учебного процесса, выявление пробелов знаний у учащихся, определение степени усвоения учебного материала по предмету. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и выставление отметки (результата оценивания).
  1. Основная цель контроля и оценки знаний учащихся по специальным дисциплинам - определение качества усвоения учащимися учебного материала, уровня овладения ими знаниями, умениями и навыками, предусмотренными Государственным образовательным стандартом. В задачу контроля входит также определение меры ответственности каждого ученика за результаты своего учения, уровня его умений добывать знания самостоятельно.
  1. Для преподавателя контроль знаний позволяет определить уровень усвоения учебного материала по дисциплине или в случае необходимости провести их коррекцию.
  1. Для учащегося контроль знаний позволяет привести в систему усвоенный за определенное время учебный материал, обобщить его, выделить главное, акцентировать на нем внимание, скорректировать в случае необходимости отдельные знания и в оценке и отметке увидеть результаты своей деятельности.
  1. Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания и умения учащихся по специальной дисциплине нужно последовательно, согласно порядку изучения материала.
  1. Систематический контроль знаний учащихся по специальной дисциплине является одним из основных условий повышения качества обучения.

Обоснование типа теста

 Принципиально важным вопросом для разработчика на стадии замысла является определение типа создаваемого теста.

Определение ресурсных возможностей разработчика. На данном этапе в основном определяется форма организации процедуры тестирования (компьютерное или бланковое) и способы анализа результатов тестирования.

 Определение объекта контроля.

Отбор содержания учебного материала, по которому составляется тест. Знания, которые должны проверяться у учащихся. Требование «оптимального отображения» предполагает необходимость отбора такого контрольного материала, ответы на который с высокой вероятностью (не менее 95%) свидетельствовали бы об уровне подготовленности каждого учащегося.

На этом же этапе необходимо выявить структуру предмета (раздела). На уровне понятий это будет означать ранжирование, т.е. определение, какие понятия являются основными, а какие – производными от них.

Если дисциплина состоит из разделов, необходимо определить вес каждого раздела (по количеству часов в программе, по профессиональной характеристике).

Если тест составляется по одному из разделов, необходимо опираться на классификацию понятий и структуру содержания учебного материала (граф, спецификация). Далее определяем количество учебных элементов, подлежащих контролю, и их процентное соотношение.

Создание матрицы спецификаций 

Важно, какие учебные элементы заложить в матрицу. Если итоговый контроль, в качестве учебных элементов выбрать темы.

Структура теста в спецификации представлена в виде таблицы(таб.1).

Таблица 1.Пример разработки теста по матрице

Содержа-ние

Цели

Знание и понимание

Применение

Анализ и

синтез интегрирование

Всего

Знать общие термины

Знать специфические действия

Понимай принципы и обобщения

Применяй принципы и обобщения

Интерпретируй графически/

диаграмма

Питание

2

6

2

10

Одежда

2

6

2

10

Транспорт

4

2

2

2

5

15

Связь

4

2

2

2

5

15

Жилье

5

5

10

Жизнь в городе

4

2

6

8

20

Жизнь в сельской местности

4

2

6

8

*

20

Всего(%)

20

20

25

25

10

100

Пример: Если заданий Х, то для каждой ячейки вычисляем количество заданий по формуле round(X*A[i,j]|100).

К примеру, если заданий всего 40 то для ячейки* количество заданий будет

40*8/100=3.2 заданий 3.

            Конструирование тестовых заданий

На этом этапе необходимо выбрать формы тестовых заданий, которые будут использоваться в тестировании.

Задания необходимо располагать в порядке возрастания предполагаемой трудности.

Разработка схемы оценивания

Рассмотрим для формы теста, в котором представлены задания на бланке.

Для оценивания результатов теста составляется оценочный лист для проверки, в котором указываются параметры и результаты тестирования.

Весомозначность каждого вопроса в тесте определяется автором теста (преподавателем) на этапе составления теста.

За правильный ответ на вопрос тестируемый получает один балл (несколько баллов), за неверный ответ или отказ от ответа – 0 баллов.

Например в таблице 2 представлен ориентировочный оценочный лист для проверки.

Таблица 2.Ориентировочный оценочный лист для проверки

№ задания

Подробное описание

Всего баллов

Правильно выполненная операция

баллы

1

Правильный выбор из списка правильного варианта-плюс 1 балл, за каждый ошибочный выбор – минус 1 балл.

1*2

2

2

По одному баллу за каждое правильно установленное соответствие.

1*4

4

Всего

6 баллов

В шкалированных системах оценивания вычисляется процент правильных ответов за тестирования, и результат относится к одному из диапазонов шкалы оценивания (–количество диапазонов шкалы оценивания).

Нижняя граница первого диапазона принимается 0%, а верхняя граница последнего диапазона – 100%.

При оценивании результатов теста применяется используется следующее соответствие процента правильных ответов

Верхние границы диапазонов шкалы оценивания

12% – «очень плохо»;

34% – «неудовлетворительно»;

56% – «удовлетворительно»;

78% – «хорошо»;

100% – «отлично».

Например, если в тесте было 40 вопросов, то при набранных 15 баллов, это будет соответствовать оценке « удовлетворительно», при пятибалльной шкале оценивания.

Апробирование тестовых заданий и схем оценки

Экспертная проверка содержания теста и правильности формулировок (в качестве экспертов могут выступать коллеги).

После создания нескольких вариантов теста целевого назначения необходимо его апробировать. Апробация теста нужна, главным образом, для того, чтобы получить количественные показатели качества теста, на основе которых можно корректировать первоначальный вариант теста.

Выделяют следующие этапы апробации:

  1. Формирование выборки тестируемых.
  2. Проведение измерений по единой технологии.
  3. Формирование исходной матрицы результатов тестирования.
  4. Компьютерная обработка результатов тестирования.
  5. Экспертная оценка качества теста.
  6. Уточнение (улучшение) теста.

  1. Заключение.

По методике рассмотренной в данной работе  можно составить суммативное тестирование и по другим темам, разделам, а также и предметам. Можно провести оценочный анализ обучения учащихся, а также результат обучения, как ученики смогли выучить, понять и применить данный материал. По результатам анализа суммативного тестирования можно сделать корректировку в дальнейшем обучении того или иного класса, в способности воспринимать материал классом, а также сделать выводы, на сколько материал сложный и сделать дифференцированный подход к обучению.

В процессе изучения вопроса оценивания методом тестирования можно заметить, что по сравнению с другими формами контроля знаний тестирование имеет свои преимущества и недостатки.

Преимущества:

Тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком.

Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически, исключая субъективизм преподавателя. По данным английской ассоциации NEAB, занимающейся итоговой аттестацией учащихся Великобритании, тестирование позволяет снизить количество апелляций более чем в три раза, сделать процедуру оценивания одинаковой для всех учащихся вне зависимости от места проживания, типа и вида образовательного учреждения, в котором занимаются учащиеся.

Тесты это более объёмный инструмент, поскольку тестирование может включать в себя задания по всем темам курса, в то время как на устный экзамен обычно выносится 2-4 темы, а на письменный — 3-5. Это позволяет выявить знания учащегося по всему курсу, исключив элемент случайности при вытаскивании билета. При помощи тестирования можно установить уровень знаний учащегося по предмету в целом и по отдельным его разделам.

Тест это более точный инструмент, так, например, шкала оценивания теста из 20 вопросов, состоит из 20 делений, в то время, как обычная шкала оценки знаний — только из четырёх.

Тестирование более эффективно с экономической точки зрения. Основные затраты при тестировании приходятся на разработку качественного инструментария, то есть имеют разовый характер. Затраты же на проведение теста значительно ниже, чем при письменном или устном контроле. Проведение тестирования и контроль результатов в группе из 30 человек занимает полтора - два часа, устный или письменный экзамен — не менее четырёх часов.

Тестирование — это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки, что приводит к снижению предэкзаменационных нервных напряжений.

Недостатки:

Разработка качественного тестового инструментария — длительный, трудоемкий и дорогостоящий процесс. Стандартные наборы тестов для большинства дисциплин ещё не разработаны, а разработанные обычно имеют очень низкое качество.

Данные, получаемые преподавателем в результате тестирования, хотя и включают в себя информацию о пробелах в знаниях по конкретным разделам, но не позволяют судить о причинах этих пробелов.

Тест не позволяет проверять и оценивать высокие, продуктивные уровни знаний, связанные с творчеством, то есть вероятностные, абстрактные и методологические знания.

Широта охвата тем в тестировании имеет и обратную сторону. Учащийся при тестировании, в отличие от устного или письменного экзамена, не имеет достаточно времени для сколько-нибудь глубокого анализа темы.

Обеспечение объективности и справедливости теста требует принятия специальных мер по обеспечению конфиденциальности тестовых заданий. При повторном применении теста желательно внесение в задания изменений.

В тестировании присутствует элемент случайности. Например, учащийся, не ответивший на простой вопрос, может дать правильный ответ на более сложный. Причиной этого может быть, как случайная ошибка в первом вопросе, так и угадывание ответа во втором. Это искажает результаты теста и приводит к необходимости учета вероятностной составляющей при их анализе.

Тестирование – одно из наиболее дискуссионных диагностик. Тестирование на основе компьютерных технологий официально признано основным средством диагностики качества знаний. 

Современный уровень развития вычислительной техники и внедрение компьютеров в учебный процесс делают возможным автоматизацию тестового контроля.

Грамотно составленный тест дает информацию не только количественную, располагая участников тестирования по единой линейной шкале, но и качественную. Тесты позволяют оперативно диагностировать уровень обученности, определяя сильные и слабые стороны учащегося, выявляет пробелы в знаниях, помогая тем самым учителю сориентироваться в направлениях своей педагогической деятельности. Это расширяет возможности преподавателя в управлении учебным процессом. Систематическое использование тестов в преподавании дает возможность наблюдать личную траекторию продвижения каждого преподавателя в усвоении данного предмета, то есть позволяет организовать мониторинг качества обучения.

Совершенно справедливо, тестирование позволяет оперативно определить уровень усвоения учебного предмета.

Таким образом, тест – тот помощник, который дает учащимся возможность проверить их уровень усвоения знаний и, который позволяет двигаться вперед с учетом корректировки учебного процесса.

Тест решает многие проблемы: в частности, такие, как объективность оценки, оценивание результатов обучения группы в целом и сравнение уровней знания учащихся.

Тест дисциплинирует процесс обучения, мышления, помогает систематизировать и обобщить полученные знания. Способствует повышению эффективности обучения учащихся и достигается в условиях включения в процесс анализа применения приобретенных знаний, формулирование выводов.


  1. Литература
  1. Первин Ю.А., Информатика дома и в школе.Книга для учителя.Серия « Основы информатики», СПб.: БХВ-Петербург, 2003.
  2. Семакин И.Г. Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В., Информатика . Базовый курс, 7-9 классы, М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2002.
  3. Босова Л.Л., Информатика : Учебник для 7 класса, М.,: Бином.Лаборатория знаний,2006.
  4. Макарова Н.В., Информатика 7-9 классы .Базовый уровень.Теория, СПб.: Издательство « Питер», 2006
  5. Макарова Н.В., Информатика 7-9 классы .Базовый уровень.Практикум, СПб.: Издательство « Питер», 2007
  6. Макарова Н.В., Информатика и ИКТ. Учебник. Начальный уровень, СПб.: Издательство « Питер», 2007
  7. Кэлбэг А., Домашнее задание на вашем компьютере, М.: Издательство АСТ, 2005.Босова Л.Л., Информатика: Учебник для 7 класса, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2006.
  8. Georgescu Mihaela_ Sisteme de operare- http://www.lib/ugal.ro/ cursuri/
  9. Cabac Valeriu. Evaluarea prin teste în învăţămînt_ Universitatea de Stat „ Aleco Russo”,Bălţi, 1999-
  10. Cristea Sorin_ Dicţionar de termini pedagogici, Editura Didactică şi Pedagogica, Bucureşti, 1998
  11. Анатол Гремальски, Григоре Василаке, Лудмила Гремальски. Информатика. Учебник для 7 класса. Штиинца, 2008
  12. Анатол Гремальски, Ирина Чобану, Лудмила Гремальски. Информатика.Пособие для учителей 7 класс. Штиинца, 2008
  13. Информатика. Куррикулум для гимназического образования VII-IX классы.Кишинэу, 2010
  14. http://uss.dvfu.ru/static/kim_testing_monograph/src/glava_1_2.html
  15. 14.http://opentest.com.ua
  16. http://www.kgfei.ru/example/ukko/metod_test.pdf
  17. www.hse.spb.ru/download/umo/method-recommendations-tests.pdf
  18. http://www.prosv.ru/ebooks/Fomenko_Testi_franc/2.html
  19. http://www.plam.ru/ucebnik/kontrol_kachestva_obuchenija_pri_attestacii_kompetentnostnyi_podh

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест для итогового контроля по курсу географии материков и океанов 7 класс

Тест включает 24 задания. К каждому дается несколько вариантов ответов, из которых только один правильный. К учебнику В.А.Коринской и др."География материков и океанов 7 класс" (М., Дрофа). Программа ...

Итоговый контроль знаний по экологии в 7 классе.

В данный материал включены разноуровневые тестовые задания по темам, изучаемым на уроках экологии в 7 классе....

Итоговый контроль знаний по биологии

Представлен тестовый материал для проверки знаний по биологии 6-8, 10 классы и 8, 10 классы по химии....

итоговый контроль знаний учащихся 8 класса за II четверть по УМК Кузовлев В.П.

проверка приобретенных навыков и умений в 8 классе во II четверти по УМК English7 (В.П.Кузовлев)...

Итоговый контроль знаний, Английский язык, 6 класс

Составленные задания ориентированы на проверку усвоенных учениками знаний....

Методика использования тестирования для текущего контроля знаний учащихся в ФГОС ООО.

Самостоятельная работа является важным средством раз­вития познавательной деятельности учащихся, совершенство­вания, закрепления, и практического применения знаний при новых ФГОС ООО. Она являетс...

Тест для итогового контроля знаний учащихся 8 кл(с ответами )русский язык.

Тест для итогового контроля знаний учащихся 8 класса по русскому языку. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту(второго поколения).         ...