Рабочая программа по информатике для 7 класса ФГОС УМК Босовой Л.Л.
рабочая программа по информатике и икт (7 класс) на тему

Наталья Александровна Григорова

Рабочая программа по информатике для 7 класса ФГОС УМК Босовой Л.Л. с календарно-тематическим планированием на 2017-2018 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabi7fgos.docx32.03 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа по информатике для 7 класса основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные  и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова;  издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).

          Изучение информатики в  7–9 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

  • формированию целостного мировоззрения,  соответствующего современному  уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
  • совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

           Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

 


                                                             Содержание учебного предмета информатика  7

Формы организации

учебных занятий

Основное содержание

Основные виды учебной деятельности обучающегося

1

Урок

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места

Тема 1.  Информация и информационные процессы  (9 часов)

2-9

Урок

Практическая работа:

№1 «Поиск информации в сети Интернет»

№2 «Компьютеры и их история»

Проверочная работа

Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т.п.

Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования.  Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций.

Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации.

Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.

Хранение информации. Носители  информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации.

Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации.

Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации.  Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации.

Аналитическая деятельность:

  • оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);
  • приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни;
  • классифицировать информационные процессы по принятому основанию;
  • выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах;
  • анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций управления.

Практическая деятельность:

  • кодировать и декодировать сообщения  по известным правилам кодирования;
  • определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);
  • определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;
  • оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);

оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.).

Проект

Блез Паскаль

Герман Холлерит

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Джон Непер

Жозеф Мари Жаккард

Клод Шапп

Пафнутий Львович Чебышев

Самуэль Морзе

Чарлз Бэббидж

Искать, отбирать, анализировать, систематизировать инфор-

мацию; использовать различные источники информации для

работы над проектом

Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации. (7 часов)

10-16

Урок

Практическая работа:

№3 «Устройства ПК»

№4 «Программное обеспечение компьютера»

№5 «Работа с объектами файловой системы»

№6 «Настройка пользовательского интерфейса»

Проверочная работа

Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера.

Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени).

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика.

Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;
  • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;
  • определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;
  • анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера;
  • определять основные характеристики операционной системы;
  • планировать собственное информационное пространство.

Практическая деятельность:

  • получать информацию о характеристиках компьютера;
  • оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.);
  • выполнять основные операции с файлами и папками;
  • оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;
  • оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);
  • использовать программы-архиваторы;

осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов  помощью антивирусных программ.

Тема 3. Обработка графической информации (4 часа)

17-20

Урок

Практическая работа:

№7 «Обработка и создание растровых изображений»

№8 «Создание векторных изображений»

Проверочная работа

Формирование изображения на экране монитора.  Компьютерное представление цвета.  Компьютерная графика (растровая, векторная).  Интерфейс графических редакторов.  Форматы графических файлов.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;
  • создавать и редактировать  изображения с помощью инструментов  растрового графического редактора;

создавать и редактировать    изображения с помощью инструментов  векторного графического редактора.

Тема 4. Обработка текстовой информации (9 часов)

21-29

Урок

Практическая работа:

№9 «Создание текстовых документов»

№10 Подготовка реферата «История развития компьютерной техники»

Проверочная работа

Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и  графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных  текстовых форматах.

Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.

Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов;
  • форматировать текстовые документы (установка параметров страницы  документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).
  • вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;
  • выполнять коллективное создание текстового документа;
  • создавать гипертекстовые документы;
  • выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода,  КОИ-8Р, Windows 1251);

использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов.

Тема 5. Мультимедиа (4 часа)

30-33

Урок

Практическая работа:

№11«Разработка презентации»

№12 «Создание анимации»

Проверочная работа

Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.  

Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж.

Возможность дискретного представления мультимедийных данных

Аналитическая деятельность:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

  • создавать презентации с использованием готовых шаблонов;

записывать звуковые файлы  с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).

Итоговое повторение (2 часа)

34-45

Урок

Основные понятия курса информатики 7

Формулировать основные понятия курса информатики 7.

Контролировать и оценивать свою работу; ставить цели

на следующий этап обучения


Календарно-тематическое планирование по информатике 7          

 1 час в неделю 35 часов за год    

Номер урока

Тема урока

Параграф учебника

        Дата

план

факт

1.

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

Введение.

6.09

Тема Информация и информационные процессы

2.

Информация и её свойства

§1.1.

13.09

3.

Информационные процессы. Обработка информации

§1.2.

20.09

4.

Информационные процессы. Хранение и передача информации

§1.2.

27.09

5.

Всемирная паутина как информационное хранилище. П.р.№1 «Поиск информации в сети Интернет»

§1.3.

4.10

6.

Представление информации. П.р. №2 «Компьютеры и их история»

§1.4

11.10

7.

Дискретная форма представления информации

§1.5.

18.10

8.

Единицы измерения информации

§1.6.

25.10

9.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». Проверочная работа

8.11

Тема Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

10.

Основные компоненты компьютера и их функции. П.р. №3 «Устройства ПК»

§2.1

15.11

11.

Персональный компьютер.

§2.2

22.11

12.

Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение. П.р.№4 «Программное обеспечение компьютера»

§2.3.

29.11

13.

Системы программирования и прикладное программное обеспечение

§2.3

6.12

14.

Файлы и файловые структуры. П.р.№5 «Работа с объектами файловой системы»

§2.4.

13.12

15.

Пользовательский интерфейс. П.р. №6 «Настройка пользовательского интерфейса»

§2.5

20.12

16.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Проверочная работа

27.12

Тема Обработка графической информации

17.

Формирование изображения на экране компьютера. П.р. №7 «Обработка и создание растровых изображений»

§3.1

17.01

18.

Компьютерная графика. П.р. №8 «Создание векторных изображений»

§3.2

24.01

19.

Создание графических изображений

§3.3

31.01

20.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Проверочная работа

7.02

Тема Обработка текстовой информации

21.

Текстовые документы и технологии их создания. П.р. №9 «Создание текстовых документов»

§4.1

14.02

22.

Создание текстовых документов на компьютере.

§4.2

21.02

23.

Прямое форматирование.

§4.3

28.02

24.

Стилевое форматирование

§4.3

7.03

25.

Визуализация информации в текстовых документах

§4.4

14.03

26.

Распознавание текста и системы компьютерного перевода

§4.5

21.03

27.

Оценка количественных параметров текстовых документов

§4.6

4.04

28.

П.р. №10 Подготовка  реферата «История развития компьютерной  техники»

11.04

29.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Проверочная работа.

18.04

Тема Мультимедиа

30.

Технология мультимедиа. П.р.№11 «Разработка презентации»

§5.1

25.04

31.

Компьютерные презентации

§5.2

16.05

32.

Создание мультимедийной презентации. П.р. №12 «Создание анимации»

§5.2

23.05

33.

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». Проверочная работа

30.05

Итоговое повторение

                                     По программе 35 часов.

         По планированию на 2017-2018 учебный год  33 часа.

                     2.05.2018 и 9.05.2018 – праздничные  дни.

                                  Учитель – Григорова Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 5 класс ФГОС по учебнику Босовой

Рабочая программа по информатике составлена с учётом требований ФГОС...

Рабочая программа по информатике 5 класс ФГОС Босова

Программа и пояснительная записка 5 класс Босова...

Рабочая программа по информатике 5 класс (ФГОС) по учебнику Л.Л.Босовой

Рабочая программа по информатике 5 класс (ФГОС) по учебнику Л.Л.Босовой...

Рабочая программа по информатике 5 класс ФГОС Босова Л.Л.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и нормативными документами. К программе прилагается календарное планирование.Программа к завершенной предметной линии учебников по инфор...

Рабочая программа по информатике 7 класс ФГОС Босова

Рабочая программа по информатике 7 класс ФГОС Босова...

Рабочая программа по информатике 5 класс ФГОС учебник Босовой Л.Л

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе:1.      Федерального государственного стандарта общего образования , приказ  Министерства образовании и науки ...

Рабочая программа по информатике 6 класс ФГОС учебник Босовой Л.Л

Рабочая программа учителя составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования;Примерной...