ИНФОРМАТИКА И ИКТ В СОВРЕНМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
статья по информатике и икт на тему

Статья посвещеная использованию ИКт на уроках информатики, ИКТ-компетенциям,и важной роли ИКТ в образовании и в последующей жизни в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_i_ikt_v_sovrenmennom_obrazovanii.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАТИКА И ИКТ В СОВРЕНМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

XXI век - век информационный. В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей "индустриальной эпохе" называют "информационной эпохой". Новая эпоха ставит перед современным образованием и новую проблему - подготовить современного человека к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть информационными и коммуникационными технологиями.

В сегодняшнем образовании чрезвычайно важна информационно-коммуникативная компетентность как обучающегося, так и учителя, которая подразумевает:

  • умение учиться, искать и находить нужные сведения в огромных информационных массивах, в том числе в Интернете;
  • способность структурировать и обрабатывать данные в зависимости от конкретной задачи;
  • применение полученных навыков и информации в организации процесса собственного труда для плодотворной работы в группе и творческом коллективе.

В ходе изучения курса ИКТ обучающиеся должны овладеть конкретными знаниями, необходимыми в практической деятельности, выработать те умения, которые могут быть необходимы для жизни. Они должны овладеть всеми базовыми принципами компьютерной обработки информации, основным набором компьютерных средств пользователя предоставляющих возможности:

  • использование программы Microsoft Office Word для создания и форматирования документов; создания информационных бюллетеней (в виде простых документов или документов на уровне настольных издательских систем);
  • сбора, анализа и управления данными для разработки отчётов, выполнения расчётов и анализа результатов в программе Microsoft Office Excel;
  • поиска, сбора, анализа и систематизации данных полученных благодаря работе в сети Интернет (Internet Explorer) и с другими источниками информации;

•        создания и определения структуры презентаций, в которых используется графика анимация и звуки, с помощью программы Microsoft Power Point;

•        использования приложения Microsoft Access для создания баз данных для хранения организации и сортировки важной информации;

  • общения по электронной почте с помощью программы Microsoft Outlook и др.;
  • делового общения при совместном решении вопросов с помощью on-line конференций;

• использования систем программирования .

Давая эту систему в руки ученику как базовую среду, с одной стороны готовим пользователя. понимающего суть работы с информацией, владеющего идеологией и практикой современных информационных технологий с другой стороны, формируем у него универсальные интеллектуальные умения, навыки исследовательской работы, умения сравнивать классифицировать, обобщать.

В ходе изучения информатики и ИКТ необходимо формировать представление о будущее развитии компьютерной отрасли, так как будущее человечества неотъемлемо связано с ней Информационная революция на наших глазах изменяющая мир все отчетливее обретает черты мультимедиа. Вектор развития компьютерной отрасли, показывает поворот всех крупнейших мировых производителей в направление мультимедиа. Это ведущие корпорации "Intel", "Microsoft", "Borland". "Dell" и многие другие. В мире pаcтет потребность во все более быстродействующих процессорах. Обработка теле, видео информации требует совсем другого уровня скоростей, других объемов памяти, другого уровня мышления.

Присутствие информатики и ИКТ в образовательном процессе обеспечивает развитие творческого потенциала обучающихся, их профессиональной мотивации. Они должны понимать, что "не для школы, а для жизни учатся", что жизнь - постоянное решение задач, и в современной жизни без навыков владения ИКТ эти задачи решить намного сложнее.


менных условиях большинство задач решаются с помощью компьютера. Например, необходимо организовать работу фирмы по продаже и обмену квартир. Работники фирмы должны для каждого клиента подобрать свой вариант. Учитывается множество факторов: стоимость квартиры, район, площадь, количество и взаимное расположение комнат, этаж и т. д. С подобными задачами сталкиваются завучи школ и лицеев, которым приходится составлять расписание уроков, диспетчеры при составлении графиков движения транспорта, бухгалтеры при составлении сметы и многие другие. Информатика и ИКТ носят прикладной характер, студенты должны знакомиться с пользовательскими программами и с основами алгоритмизации и программирования.

Информатика неразрывно связана с понятием информационной модели. Как утверждает С. А. Бешенков: "Для курса информатики идея моделирования, прежде всего информационного моделирования - центральная идея" [3]. Условием решения задач является формирование у студентов умения выявлять существенные и несущественные факторы для составления модели; прослеживать связи между ними; формирование алгоритмического мышления, которое служит основой оперативного мышления, логических умений структурирования информации. В ходе решения задачи формируются жизненно-важные компьютерные компетенции, необходимые современному человеку.

Преподавателю информатики и ИКТ необходимо разработать задания для зачетных работ, которые позволят развивать умения сту-

Цены обычно устанавливаются с таким расчетом, чтобы средняя посещаемость составляла примерно половину от максимально возможной. Этого правила придерживаются не только владельцы кафе, но и директора авиакомпаний, владельцы отелей и т. д. Раньше это было актуально только для капиталистических стран, теперь и для нашей страны, которая развивается но пути рыночной экономики [5].

Для решения задач студенты, применяя разные компьютерные технологии, должны обосновать свой выбор, доказать его оптимальность. ИКТ в образовательном процессе способствуют выработке таких свойств личности, как способность к анализу и выдвижению гипотез, поиску аргументов, подтверждающих или опровергающих свои гипотезы, способность к обобщению. Необходимо, чтобы складывался спокойный, располагающий к беседе характер взаимоотношений, каждый имел равные возможности при обсуждении проблемы, что способствует воспитанию свободной, непредубежденной личности. Не секрет, что неумение общаться с людьми, неумение вырабатывать, обосновывать, высказывать и отстаивать свою точку зрения по тем или иным производственным, социальным, экономическим вопросам - одно из слабых мест наших специалистов.

В развивающей модели образования особое значение приобретает организация самостоятельной работы студентов. Информационно-коммуникационные технологии дают возможность вывести эту работу на качественно иной уровень. Наиболее перспективными являются:


необходимые современному человеку.

Преподавателю информатики и ИКТ необходимо разработать задания для зачетных работ, которые позволят развивать умения студентов составлять модели реальных жизненных процессов; использовать накопленные знания и умения из других предметных областей; ощущать связь с реальной жизнью, причастность к решению жизненно важных задач; осуществлять поиск оптимальной технологии решения задачи; анализировать полученный результат. Например, вы решили организовать кафе. В нем будет шесть столиков по четыре места за каждым. С посетителей будет браться входная плата (в нес будет входить стоимость обязательного набора десерта). Требуется определить, какой должна быть входная плата, чтобы кафе имело наибольшую прибыль [5].

Результатом решения задачи явился вычислительный эксперимент, который позволяет обнаружить интересную закономерность. Это одна из закономерностей стихийного рынка.

тельной работы студентов. Информационно-коммуникационные технологии дают возможность вывести эту работу на качественно иной

уровень. Наиболее перспективными являются: интеллектуальные экспертно-обучающие системы; ИКТ-среды (электронные тезаурусы, базы данных, базы знаний); электронные библиотеки; средства телекоммуникаций; мультимедиа системы.

Интегрированные базы знаний являются сочетанием методической, организационной, информационной, программной сред, позволяющих диагностировать уровень овладения студентами учебных знаний. Так, работая, например, со стратегической компьютерной программой "Озеро" (автор преподаватель СГУ-ТиКД С. В. Оноприенко), сопровождающей экологический курс, студент выполняет функции диспетчера по управлению экологической системой. Задача состоит в том. чтобы в течение определенного периода вывести озеро из запущенного состояния до уровня ПДК (ире-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОГО ЧТЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ КАК ФАКТОРА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ" (тезисы, представленные в рамках "ИТО-КФО-2015")

В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ в вопросе повышения качества обучения через формирование и развитие у учащихся навыков активного чтения в условиях перехода к ФГОС...

Рабочая программа учебного предмета « Информатика» 5 класс, основное общее образование, на 2015-2016 учебный год (ФГОС)

Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия №3» с  учетом УМК авторов Л.Л. Босова, А.Ю. Босова по информатике для 5 классов....

Презентация по теме "Проблемы преподавания информатики в свете концепции математического образования РФ"

В презентации раскрыты проблемы преподавания информатики. несостыковка учебного материала информатики и математики...

ИКТ – компетентность учителя информатики как фактор повышения качества образования в соответствии с современными требованиями.

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться....

ИНТЕГРАЦИЯ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Выступление на методическом объединении.Союз трех фундаментальных учебных дисциплин — языка, математики и информатики — образует нераздельную основу современного образования...

Презентация по теме: "Проблемы преподавания информатики в свете концепции математического образования РФ"

Информатика в теоретической её части выросла из математики и активно использует математический аппарат....

Статья "Элементы формирующего оценивания на уроках информатики" в сборнике "Оценка качества образования: от проектирования к практике: материалы всероссийской научно-практической конференции"

Статья "Элементы формирующего оценивания на  уроках информатики" в сборнике  "Оценка качества образования: от проектирования к практике: материалы всероссийской научно-практич...