Главные вкладки

    Рабочая программа кружка "Основы компьютерной грамотности"
    рабочая программа (6 класс) по теме

    Николаева Татьяна Андреевна

    Рабочая программа кружка "Основы компьютерной грамотности" составлена с учётом особенностей детей с ОВЗ (с умственной отсталостью)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kruzhok_osnovy_komp_gram_1.doc87.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    БОУ «Саланчикская общеобразовательная школа-интернат  

    для обучающихся с ОВЗ»  Минобразования Чувашии

    Программа кружка

    «Основы компьютерной грамотности»

    на 2017-2018 уч. год

    Руководитель:        Николаева Т.А.,

    учитель математики

    Пояснительная записка.

     Программа кружка «Основы компьютерной грамотности» рассчитана на 5-9 классы,  по 34 часа в год (1 час в неделю). Программа составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. «Программа курса информатики и ИКТ для 5-7 классов средней общеобразовательной школы», изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009» с учетом психофизических особенностей учащихся коррекционных школ VIII вида.


    Актуальность

    В настоящее время сфера человеческой деятельности в технологическом плане быстро меняется. Новые технологии в современном обществе требуют от человека новых знаний, навыков и умений, в том числе и при решении традиционных задач, возникающих в повседневной жизни. Адаптация к быстро меняющимся условиям внешнего мира представляет определенную сложность у любого человека, но особенно это характерно для учащихся коррекционных школ VIII вида в силу их психофизических особенностей.

    Современное состояние общества характеризуется интенсивным проникновением компьютерной техники во все сферы человеческой жизни, все возрастающим потоком информации и совершенствованием технологий получения, переработки и использования информации. Информационные процессы – фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент современной информационной цивилизации. В целом, изучение информатики, информационных и коммуникационных технологий оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, стиль жизни современного человека, расширяет его возможности к адаптации в социуме.

    В связи с этим целесообразно ввести изучение кружка  «Основы компьютерной грамотности» в специальной (коррекционной) школе VIII вида с 5 по 9 классы.

    Данный кружок формирует у учащихся с ограниченными возможностями здоровья многие виды деятельности, которые имеют общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов, сбор, хранение, преобразование и передача информации, управление объектами и процессами.

    Новизна

    Компьютеризация специального коррекционного образования.

    В коррекционной школе только начинается применение компьютеров и информационных технологий при изучении отдельных предметов. Однако для овладения компьютерной техникой и компьютерными технологиями этого явно недостаточно. Необходимо, так же как и в общеобразовательной школе, развивать направление, в котором объектом изучения является сама информатика.

    В базисном учебном плане специальных (коррекционных) школ не предусмотрены учебные часы на формирование компьютерной грамотности обучающихся специальных (коррекционных) школ. Кроме того, в типовой программе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья («Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы» под редакцией В.В. Воронковой) курс ознакомления с информационными ресурсами не представлен, что не соответствует требованиям современности.

    Предлагаемый курс «Основы компьютерной грамотности» знакомит учащихся с основами информационных ресурсов. Функционирование компьютерного класса в коррекционной школе позволяет обновить содержание, методы и организационные формы учебной работы в специальном учреждении.

    Коррекционная направленность курса

    Данный курс является коррекционным, так как способствует развитию личности каждого ребенка. В соответствии с типовой программой обучения детей с ограниченными возможностями здоровья («Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы»), с требованиями к организации обучения детей с нарушениями интеллектуального развития в представленном варианте программы учтены и сохранены принципы коррекционной направленности:

    - обеспечение каждому ребенку адекватного лично для него темпа и способов усвоения знаний;

    - доступность материала;

    - научность;

    - осуществление дифференцированного и индивидуального подхода;

    - концентрический принцип размещения материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сложности. Концентризм программы создает условия для постоянного повторения раннее усвоенного материала. Сначала происходит знакомство с компьютером, как инструментом, затем нарабатываются навыки использования компьютерных технологий путем систематического повтора и усложнения тренинга.

    Основная цель курса

    Ознакомление учащихся с ограниченными возможностями здоровья с компьютерными ресурсами и овладение техникой их практического применения.

    Общие задачи курса

    1. Дать учащимся с ограниченными возможностями здоровья доступную для них систему знаний о компьютерных ресурсах.

    2. Развивать познавательный интерес к использованию информационных и коммуникационных технологий.

    3. Расширять кругозор учащихся путем формирования знаний и представлений о компьютерных технологиях и способах их практического применения.

    4. Повышать адаптивные возможности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, их социальную ориентировку за счет дополнительно приобретенных навыков и умений.

    Специальные задачи коррекционной школы

    Обучение по программе «Основы компьютерной грамотности» направлено на коррекцию недостатков мышления, речи, памяти, внимания, восприятия:

    - активизировать мыслительную деятельность (развитие процессов анализа, синтеза, обобщения, классификации);

    - учить наблюдать, выделять главное, ориентироваться в ситуации, усматривать связи и отношения между объектами;

    - обогащать активный и пассивный словарь, формировать грамматический строй речи;

    - развивать анализаторы (кинестетический, слуховой, зрительный).

    Отбор материала в программе осуществлен с целью создания условий для познания и понимания учащимися с ограниченными возможностями здоровья информационных процессов и компьютерных ресурсов.

    Программа включает изучение следующих разделов:

    - правила техники безопасности работы на компьютере;

    - устройство компьютера;

    - периферийные устройства компьютера;

    - приемы работы на компьютере;

    - виды информации;

    - программа Paint;

    - программа Word;

    - программа Power Point;

    - сеть Интернет;

    - электронная почта.

    Практическая значимость

    Проводя параллель с обычной грамотностью, под компьютерной грамотностью понимают умение считать, писать, читать, рисовать, находить информацию с помощью компьютера. Кроме того, формирование элементов компьютерной грамотности предполагает развитие у учащихся основ алгоритмического мышления. В педагогическом плане процесс обучения алгоритмически мыслить означает умение представить сложное действие в виде организованной последовательности простых действий. Использование компьютерных технологий расширяет возможности учащихся с проблемами здоровья в овладении алгоритмическим мышлением и, наоборот, отсутствие таких технологий, с учетом возросших требований современной действительности, создает дополнительные сложности в социальной адаптации учащихся. Работа по формированию алгоритмического мышления и соответствующих ему фундаментальных знаний, умений и навыков, с использованием компьютерных технологий, в специальной школе – веление времени.

    При этом условии алгоритмическое мышление может органично войти в систему знаний, умений и навыков учащегося. Повысится эффективность самостоятельной работы, возникнут новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков.

    В целом, изучение основ компьютерной грамотности оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения, стиль жизни современного человека. Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья будут успешнее адаптироваться в современном обществе, в котором всё более решающую роль играют компьютерные технологии.

    Ожидаемый результат:

    К концу изучения курса «Основы компьютерной грамотности» учащиеся с ограниченными возможностями здоровья должны

    знать:

    - устройство компьютера;

    - правила техники безопасности работы на компьютере;

    - программы Paint, Word, Power Point;

    - компьютерную сеть Интернет, поиск нужной информации в сети;

    - основные понятия и термины электронной почты, получение, подготовку и отправление сообщений;

    уметь:

    - использовать полученные знания в практической деятельности.

    Выпускники специальной (коррекционной) школы должны уметь пользоваться компьютерными ресурсами.

    Формы обучения:

    • Передача информации от учителя к ученику - устное изложение материала: рассказ, беседа, объяснение, пояснения. Это позволяет раскрыть основные теоретические положения и ключевые понятия содержания программы.
    • Слово учителя в сочетании со зрительным рядом - демонстрация картин, таблиц, слайдов, фильмов, видеоматериалов – оказывает эмоционально-эстетическое воздействие на учащихся, создает определенный настрой, мотивирующий школьников к дальнейшей познавательной деятельности.
    • Организация практических работ учащихся под руководством учителя: выполнение самостоятельных и практических работ позволит закрепить полученный материал.

    Формы организации учебного процесса:

    - фронтальные

    - групповые

    - индивидуальные

    Формы работы должны варьироваться в зависимости от темы, от способностей и возможностей учащихся:

    • диктант; работа по индивидуальным карточкам;
    • цифровой диктант; работа по опорным схемам;
    • ребусы, загадки, кроссворды, развивающие игры.

    Коррекционно-развивающие задания:

    • Развитие аналитико-синтетической деятельности (составь целое из частей, найти отсутствующую часть, определить по характерным признакам предмет).
    • Развитие зрительно-мыслительных операций (найди 10 предметов на картине, найди 6 отличий).
    • Словарная работа (терминология).
    • Развитие слухового и зрительного восприятия (работа по схемам, опорным карточкам, по плану, по таблицам, по словарным словам и иллюстрациям, игра «Чего не стало?»).
    • Развитие памяти (игры: «Кто больше запомнит», «Кто больше знает», «Кто хочет стать отличником»)
    • Развитие связной речи (рассказ по образцу, плану, описанию, объяснению, по наводящим вопросам, игра «Вопросы задает компьютер»).
    • Развитие мелкой моторики (клавиатурные тренажёры, развивающие игры).

    Тематическое планирование

    (34 часа, 1 час в неделю)

    Техника безопасности при работе с компьютером. Сведения из истории развития компьютерных технологий (2 ч.).

    Техника безопасности при работе на ПК. Совершенствование ПК, современные компьютерные технологии.

    Что такое компьютер (2ч).

    Что умеют компьютеры. Устройство компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

    Устройство компьютера(6ч). Знакомство с клавиатурой. Алфавитные клавиши. Обучение работе с манипулятором «мышь» (левая и правая кнопка).Заглавные и прописные символы русского алфавита. Цифровые клавиши. Числа и цифры. Знаки и символы: «+»; «-»; «=». Клавиши управления курсором. Клавиши: пробел, Shift,Enter, Backspace, Delete.Системный блок: процессор, жёсткий диск, оперативная память, карта памяти.

    Графический редактор(5ч.):

    Запуск программы Paint. Окно графического редактора Paint: название файла, панель инструментов, строка меню, палитра, полосы прокрутки. Работа с инструментами (карандаш, кисть, прямая и кривая линии, эллипс, прямоугольник, многоугольник, ластик). Отмена внесённых изменений.

    Сохранение, копирование, раскрашивание рисунка.

    Текстовый редактор (6ч.)

    Запуск программы Word. Окно текстового редактора: название документа, строка меню, панель инструментов, панель форматирования. Кнопка свернуть. Кнопка закрыть. Курсор, текстовое поле, линейки, полосы прокрутки. Набор текста. Исправление ошибок. Выделение фрагментов текста. Шрифт. Размер шрифта.4 кнопки для выравнивания текста: по левому, правому краю; по центру; по ширине страницы. Кнопка, для выделения текста более жирным, наклонным шрифтом. Кнопка для подчёркивания выделенного фрагмента текста. Изменение цвета текста.

    Презентации (6ч)

    Запуск программы Power Point. Окно программы: название презентации, строка меню, панель инструментов, панель форматирования. Дизайн, анимация в презентации, вставка текста, рисунка, музыки в слайд, демонстрация.

    Сеть Интернет (7ч)

    Что такое интернет: значение в  жизни человека, возможности. Правила безопасной работы в сети интернет, социальные сети, сайты школы, района, республики и др.

    Электронная почта, создание личной почты и правила безопасной работы с почтой.

    Поурочное планирование занятий кружка.

    Раздел

    Тема занятия

    Кол-во часов

    теория

    практика

    1 раздел. Техника безопасности при работе с компьютером.

    Техника безопасности при работе на ПК.

    1

    -

    Совершенствование ПК, современные компьютерные технологии

    1

    -

    2 раздел. Что такое компьютер (2ч).

    Что умеют компьютеры.

    -

    1

    Устройство компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

    1

    -

    3 раздел. Устройство компьютера (6ч) 

    Знакомство с клавиатурой. Алфавитные клавиши. Работа на клавиатурном тренажере.

    1

    1

    Обучение работе с манипулятором «мышь» (левая и правая кнопка).

    1

    1

    Системный блок: процессор, жёсткий диск, оперативная память, карта памяти.

    1

    1

    4 раздел. Графический редактор (5ч.)

    Запуск программы Paint. Окно графического редактора Paint.

    -

    1

    Название файла, панель инструментов, строка меню, палитра, полосы прокрутки. Сохранение, копирование, раскрашивание рисунка.

    1

    1

    Работа с инструментами (карандаш, кисть, прямая и кривая линии, эллипс, прямоугольник, многоугольник, ластик).

    1

    1

    5 раздел. Текстовый редактор (6ч.)

    Запуск программы Word. Окно текстового редактора: название документа, строка меню, панель инструментов, панель форматирования. Кнопка свернуть. Кнопка закрыть.

    -

    1

    Курсор, текстовое поле, линейки, полосы прокрутки. Набор текста. Исправление ошибок

    -

    1

    Выделение фрагментов текста. Шрифт. Размер шрифта.

    -

    1

    4 кнопки для выравнивания текста: по левому, правому краю; по центру; по ширине страницы. Набор текста

    -

    1

    Кнопка, для выделения текста более жирным, наклонным шрифтом.

    -

    1

    Кнопка для подчёркивания выделенного фрагмента текста. Изменение цвета текста.

    -

    1

    6 раздел.

    Презентации (6ч)

    Запуск программы  Power Point. Окно программы: название презентации, строка меню, панель инструментов, панель форматирования. Демонстрация слайдов.

    1

    1

    Дизайн, шаблоны слайдов. Навыки работы с программой

    1

    1

    Вставка анимации в презентацию,   рисунка, музыки в слайд.

    1

    1

    Сеть Интернет (7ч)

    Что такое интернет: значение в  жизни человека, возможности.

    1

    -

    Правила безопасной работы в сети интернет.

    1

    -

    Социальные сети, регистрация и  работа в сетях.

    1

    1

    сайты школы, района, республики и др. сайты школы, района, республики и др.

    -

    1

    Электронная почта, создание личной почты и правила безопасной работы с почтой

    1

    1

    Итого

    15

    19


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Образовательная программа «Основы компьютерной грамотности»,

    Подготовка подрастающего поколения к полноценной жизни в условиях информационного общества происходит в разных сферах образовательного пространства. Сегодня общее образование при всей вариативности уч...

    Образовательная программа "Основы компьютерной грамотности и ИКТ"

    Актуальность программы заключается в «деятельностном» подходе к технологии обучения, главной составляющей которой является обучающийся с его индивидуальными целями и задачами, а процесс обучения приоб...

    Дополнительная образовательная программа «Основы компьютерной грамотности»

    Срок реализации программы – 1 год (возраст детей 10-12 лет)....

    Дополнительная общеразвивающая программа "Основы компьютерной грамотности"

    Дополнительная общеразвивающая программа (для дополнительного образования детей), технической направленности, "Основы компьютерной грамотности",  для детей 8 -16 лет.Программа имеет техническую н...

    Программа «Основы компьютерной грамотности» 3 класс

    Главная цель: формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий.Общ...

    Образовательная программа «Основы компьютерной грамотности»

    Программа имеет научно-техническую направленность.       По степени авторства -  программа Модифицированная.     Сегодня все больше людей сталкиваются с не...

    Программа "Основы компьютерной грамотности"

    Наш мир вступил в эпоху информатизации – период своего развития, направленный на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех общественно значим...