Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Основы компьютерной грамотности"
рабочая программа по информатике и икт

Мамыкина Ольга Владимировна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы компьютерной грамотности» относится к технической направленности, имеет базовый уровень освоения. Для детей 8-18 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bazovaya_osnovy_kompyuternoy_gramotnosti_2018.doc602 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «СЕВАСТОПОЛЕЦ»

Принята на заседании педагогического совета

ГБОУ ДО ДТДиМ«Севастополец»

Протокол №_____от __________2018г.

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

ГБОУ ДО ДТДиМ «Севастополец».

__________________А.И. Исхаков /

«____» _______2018г

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Направленность программы: ТЕХНИЧЕСКАЯ

Уровень программы: БАЗОВЫЙ

Возраст обучающихся: 8-18 ЛЕТ

Срок реализации программы: 3 ГОДА

Автор-составитель программы:

_Мамыкина Ольга Владимировна___

Педагоги дополнительного образования

Мамыкина Ольга Владимировна,

Балескина Людмила Николаевна

Москва 2018 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы компьютерной грамотности» относится к технической направленности, имеет базовый уровень освоения.

Актуальность программы

Информационные технологии с каждым годом все глубже проникают в нашу жизнь. Их влияние ощущается повсюду. Они становятся неотъемлемой частью современной ноосферы, и сегодня, пожалуй, не найти такой области человеческих знаний, в которой бы информационные технологии не играли заметную роль. Медицина, добывающая промышленность, финансовые и строительные учреждения, торговля, военная промышленность - этот ряд можно продолжать бесконечно.

Новейшие разработки в области информационных технологий требуют новых знаний. Сегодня предприятиям, внедряющим в своей деятельности информационные системы, как никогда необходимы квалифицированные специалисты, разбирающиеся не только в теоретических, но и практических аспектах применения современных ПК. В наше время необходимо начинать готовить будущих «компьютерщиков» уже со школьной скамьи. Какую бы специальность они впоследствии ни выбирали, полученные знания пригодятся в жизни.

При изучении технических дисциплин нельзя отделять одну науку от другой.  Происходит интеграция двух-трех, а то и более предметов. Физика, математика, английский язык – это те науки, без знания которых изучить основы компьютерной грамотности очень сложно.  Знания, полученные на занятиях в учебных группах  позволяют обучающимся применить их и при изучении других предметов,  делая процесс обучения более творческим и разнообразным.

По опыту работы чаще присутствуют межпредметные связи между математикой и информатикой и ИКТ. Так, например, тема «Двоичная система счисления», при изучении которой происходит интеграция предметов математика + информатика, обучающиеся имеют базовые знания  о возведении числа в степень, а практическую работу выполняют, используя стандартное приложение Калькулятор; тема «Решение квадратных уравнений в Exсel»,  в которой использованы межпредметные связи информатика и ИКТ +  математика. Тема «Квадратные уравнения» и «Квадратичные функции» изучается параллельно на уроке  математики. Обучающиеся имеют базовые знания  по решению квадратных уравнений и по построению квадратичных функций, полученные на уроках математики в школе.

Реализация межпредметных связей способствует систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать обучающимся целостную картину мира. При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам в школе и на занятиях в учебных группах по программам дополнительного образования.

Педагогическая целесообразность

Данная общеобразовательная программа направлена на развитие детей среднего и старшего школьного возраста в области информатики, изучение общих принципов устройства и работы компьютера, развитие умения работать с прикладными офисными программами.

Большинство ребят воспринимают компьютер как интересную, но сложную игрушку либо как средство труда узких специалистов. Предназначение данной программы состоит в том, чтобы показать детям, что сегодня работать с компьютером (а не только играть) может практически любой человек. При приеме на работу сейчас повсеместно предъявляются требования знания ПК. Очевидно, что к тому времени, когда сегодняшние школьники окончат школу, шансов найти работу у тех, кто не научился работать с компьютером, будет крайне мало.

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в возможности долговременного влияния на формирование личности подростка, предоставление ему широких возможностей для самовыражения средствами информационных технологий.

Цели и задачи программы

Цель программы – Развитие интеллектуальных способностей обучающихся по средствам освоение ими основ компьютерной грамотности.

В ходе достижения этой цели решаются следующие задачи:

Задачи программы:

Обучающие:

  • развитие интереса детей в области информационных технологий;
  • обучение работе с операционной системой Windows
  • знакомство с принципами работы компьютерной техники;
  • формирование навыков самостоятельной работы с литературой;
  • обучение работе с популярными прикладными программами;

Развивающие:

  • развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления);
  • развитие творческой инициативы, самостоятельности;
  • развитие образного мышления, желания импровизировать;
  • развитие концентрации внимания;

Воспитательные:

  • воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;
  • воспитание у детей чувства причастности к своему народу, его истории и культуре;
  • развитие коммуникативных навыков с учетом психофизических особенностей обучающихся;
  • воспитание трудолюбия и самодисциплины;
  • воспитание умения работать в команде, согласовывая свои действия с действиями других детей;
  • помощь в социальной адаптации

Отличительные особенности (новизна) программы

Отличие данной программы от подобных ей (Программа курса «Информатика и ИКТ» для 5-7 классов средней общеобразовательной школы (Л. Л. Босова), программа курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса средней общеобразовательной школы (Л. Л. Босова, А. Ю. Босова), программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы) (Я. Г. Семакин, Л. А Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова), программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (8-9 классы) (Н. Д. Угринович)), состоит в том, что в ней изучаются все основные программы, входящие в пакет Microsoft Office, с подробным изучением возможностей программ по индивидуальным, интересным для обучающихся заданиям, позволяющим проявить творческие способности. Применение офисных программ отрабатывается с использованием метода проектов: обучающееся после прохождения каждой программы выполняют проект по предложенной педагогом или выбранной самостоятельно теме. Основной акцент при реализации программы делается на социальную адаптацию школьников к жизни.

Категория обучающихся по программе:

Возраст учащихся – 8-18 лет

(8 - 15 лет - 1-й год обучения, 10 - 15 лет - 2-й год обучения, 11-17 лет - 3-й год обучения).

Срок реализации программы:

Общая продолжительность образовательного процесса – 3 года

Количество учебных часов - 114 часов

Формы и режим занятий:

Форма обучения: – групповая, занятия проводятся в разновозрастных группах, численный состав группы – до 12 человек.

Режим занятий:

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (время занятий включает два периода по 45 мин. учебного времени, с 15 – минутным перерывом для отдыха между занятиями.) + 1час а (время занятий включает 45 мин. учебного времени);

Виды деятельности педагога

и обучающихся

Школьники

Встреча детей и подготовка их к занятиям

5 мин

5 мин

Учебное занятие

45 мин

45 мин

Перерыв

10 мин

-

Учебное занятие

45 мин

-

Уборка с детьми компьютерного рабочего места

10 мин

5 мин

Проводы детей, беседа с родителями, проветривание кабинета

5 мин

5 мин

Количество детей в группе 1-го года обучения зависит от количества работающих, компьютеров, но не более 12 человек. Это обусловлено тем, что обучение компьютерной грамотности требует индивидуального использования компьютера обучающимся; если хотя бы за одним компьютером сидят два человека, это сильно дезорганизует процесс обучения, резко ухудшает восприятие материала, мешает нормальному проведению практических занятий, что приводит к уменьшению, а впоследствии и к исчезновению интереса к предмету изучения. Кроме того, много времени занимают индивидуальные консультации каждого ребёнка в процессе занятия, поэтому для успешной реализации программы необходимо количество учащихся в группе соотнести с количеством компьютеров в классе. На второй год обучения количество занимающихся должно быть не более 8-10 человек, так как темы обучения достаточно сложны для изучения и необходимы постоянные консультации с педагогом. Количество детей в группе 3-го года обучения не более 8 человек.

На второй год обучения принимаются учащиеся, прошедшие начальный курс (1-й год обучения), или учащиеся, показавшие знания, достаточные для поступления сразу на второй год обучения, но не занимавшиеся ранее (по итогам тестирования).

В процессе занятий темы учебного плана, а также отведенное на них время могут меняться:

- в связи с развитием компьютеров и программного обеспечения;

- с появлением новых устройств;

- по итогам анкетирования, выявляющего познавательный интерес учащихся к той или иной теме обучения;

- с учетом скорости и качества усвоения учебного материала конкретной группой учащихся.

Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:

Предметные результаты

1 год обучения

Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):

Будут знать:

  • Общие сведения об устройстве и принципах работы компьютера.
  • Начальные сведения о комплектующих компьютера.
  • Операционную систему Windows.
  • Стандартные прикладные программы для Windows.
  • Возможности текстового редактора Word: приемы редактирования, форматирования, способы управления параметрами, методы создания графических объектов, способы встраивания объектов.
  • Графический редактор Paint, основные понятия, используемые при работе с графическими редакторами.

Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):

Будут уметь:

  • Работать с клавиатурой.
  • Работать с архиваторами.
  • Работать с антивирусными программами.
  • Работать в среде Windows.
  • Использовать способы настройки в Windows.
  • Работать с текстовым редактором Word.
  • Работать с графическим редактором Paint.

2 год обучения

Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):

Будут знать:

  •    Прикладные программы.
  • Презентацию PowerPoint: основные возможности, способы управления параметрами, анимацию.
  • Основные понятия, используемые при работе с электронными таблицами.

Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):

Будут уметь:

  • Работать презентацией PowerPoint
  • Работать с табличным редактором Excel.

3 год обучения

Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):

Будут знать:

  • Базы данных Access, способы проектирования и создания.
  • Методику подготовки и проведения занятий с начинающими.
  • Методику самостоятельной работы с литературой.

Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):

Будут уметь:

  • Работать с Access.
  • Самостоятельно работать с литературой.

Программные требования к уровню воспитанности (личностные результаты):

Будут воспитаны:

  • контактность, доброжелательное отношение в общении;
  • умение принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;

Программные требования к уровню развития:

Будут развиты:

  • Активность
  • Инициатива
  • Самостоятельность

Метапредметные результаты:

  • умение находить варианты решения различных творческих задач;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений;
  • овладение логикой сравнения, анализа, синтеза и обобщения;
  • овладение умением вести диалог, контактировать со сверстниками;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха.

Участие в общегородских мероприятиях, включенных утвержденный (рекомендованный) ДогМ перечень – 50% обучающихся.

Вхождение в число победителей и призеров общегородских мероприятиях, включенных утвержденный (рекомендованный) ДогМ перечень, не менее 10% обучающихся.

Механизм выявления образовательных результатов программы:

Формы и режим контроля:

– входной контроль (сентябрь - собеседование);

– текущий контроль (осуществляется на каждом занятии в форме индивидуальный и групповой опрос, творческих заданий);

– промежуточный контроль (индивидуальные творческие работы);

– итоговый контроль (творческая работа-проект) 

Критерии оценки качества обучения

Критерии оценки учебных результатов программы:

Критерий 1 – Устройство компьютера (знание начальных сведений об устройстве и принципах работы компьютера)

Критерий 2- Работа в графическом редакторе (умение использовать методы создания и редактирования изображений в графическом редакторе Paint)

Критерий 3 - Ввод текста (знание и умение использовать приемы ввода текста в текстовом редакторе Word)

Критерий 4 - Оформление текста в редакторе (умение форматировать текстовые документы в текстовом редакторе Word)

Критерий 5 - Самостоятельность и целеустремленность (умение самостоятельно и эффективно работать)

Критерии оценки уровня теоретической подготовки воспитанников: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; широта кругозора; свобода восприятия теоретической информации; развитость практических навыков работы со специальной литературой, осмысленность и свобода использования специальной терминологии.

Критерии оценки уровня практической подготовки воспитанников: соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требования; свобода владения специальным оборудованием и оснащением; качество выполнения практического задания; технологичность практической деятельности.

Критерии оценки уровня развития и воспитанности детей: культура организации практической деятельности: культура поведения; творческое отношение к выполнению практического задания; аккуратность и ответственность при работе; развитость специальных способностей.

При оценке знаний нужно учитывать:

- объем знаний по учебной теме,

- понимание изученного, самостоятельность суждений, убежденность в излагаемом,

- степень систематизации и глубины знаний,

- действенность знаний, умение применять их с целью решения практических задач.

При оценке навыков и умений учитываются:

- содержание навыков и умений,

- точность, прочность, гибкость навыков и умений,

- возможность применять навыки и умения на практике,

- наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работу

Оценка в дополнительном образовании по пятибалльной системе неуместна, т.к. это не школа. Деятельность учащегося оценивается по следующему, принципу: максимум похвалы, минимум порицания. Наряду с оценками «верно» и «неверно» необходимо давать письменную или устную характеристику знаний учащихся. Даже если ответ в корне неверный, педагог, наряду с указаниями на недочёты и ошибки, всегда должен найти какие-то слова, которые позволят ребёнку поверить в свои силы и не потерять интерес к занятиям. Важно в процессе контроля знаний учащегося искать не недостатки, ошибки, просчёты, а чуть заметные ростки успеха и прогресса, иногда специально создавая ситуацию успеха.

При оценивании деятельности учащегося важно учитывать, что оценивать лишь то, что на данный момент ученик запомнил, сделал, сказал. Также важно помнить основную функцию оценивания: получить объективное представление о том, что знает, умеет учащийся, что у него получается и как с ним работать дальше, чтобы способствовать его уверенному развитию. Оценка – своего рода мерило, позволяющая определить степень успешности обучения.

Можно вывести некоторые правила оценивания:

  • Оцениваются не только решение, выполнение задания, ответ, но и достижения учащегося, его умение пользоваться полученными знаниями для практики и для получения новых знаний.
  • Оценка должна позволить увидеть педагогу свои и ученические пробелы, и возможные шаги для успешной коррекции.
  • Оценка должна стимулировать деятельность учащихся.

В качестве форм оценивания результатов учащихся используется: контрольные работы, творческие работы и рефераты по самостоятельно выбранной теме, тематические игры, тесты. Сочетание форм может быть самым разнообразным самой разнообразной главное – помнить, что при использовании какой-либо одной из этих форм, достаточно трудно получить объективные сведения о знаниях и умениях учащихся, т.к. дети не всегда в полной мере могут раскрыться в игре, а нередко очень зажаты на контрольной работе.

Критерии I года обучения:

  1. Знание начальных сведений об устройстве и принципах работы компьютера, стандартных прикладных программ для Windows, приемов обработки текстовых документов в текстовом редакторе Word; методов создания и редактирования изображений в графическом редакторе Paint.
  2. Умение работать в среде Windows, текстового редактора Word, графического редактора Paint.
  3. Умение общаться и работать в коллективе

Критерии II года обучения

  1. Знание основных возможностей программы создания презентаций PowerPoint, основных понятия, используемых при работе с электронными таблицами.
  2. Умение работать в среде PowerPoint; с табличным редактором Excel.
  3. Воспитать чувство ответственности за выполняемую работу.

Критерии III года обучения

  1. Знание базы данных Access, способы проектирования и создания, методику самостоятельной работы с литературой.
  2. Умение работать в среде Access, самостоятельно работать с литературой.
  3. Развить коммуникативные навыки с учетом психофизических особенностей обучающихся.

Форма оценки результатов:

Оценка результатов проводиться по трем уровням усвоения материала: низкий, средний, высокий.

Низкий - обучаемый знает лишь основной материал, а на заданные вопросы отвечает недостаточно четко и полно, а при выполнении практической работы – если задание выполнено, но допускались ошибки, не отразившиеся на качестве выполненной работы.

Средний - обучаемый твердо знает материал и отвечает без наводящих вопросов, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно.

Высокий - обучаемый глубоко изучил учебный материал, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы, а при выполнении практической работы – если задание выполнено правильно, уверенно и быстро.

В промежуточной и итоговой аттестации используется 5ти-балльная система оценки результатов каждого обучающегося (по пяти критериям):

        1–15 баллов – низкий уровень

        16–22 баллов – средний  уровень

        23-25– баллов – высокий уровень

Формы проверки результативности программы:

Образовательные результаты, в соответствии с целью программы, демонстрируются в формах:

  • защита творческих работ,
  • конкурс,
  • компьютерный диктант
  • тест
  • контрольная работа,
  • открытое занятие,

Механизм оценки результатов обучения

Формы

Формы проверки результатов деятельности учащихся могут быть разнообразными: контрольные работы, творческие работы по самостоятельно выбранной теме, тематические игры, тесты. Учащиеся принимают участие в муниципальных, окружных, городских конкурсах творческих работ, олимпиадах и других мероприятиях.

Методы

Наличие класса ПК предоставляет широкие средства и возможности индивидуализации обучения и контроля результатов.

Компьютерный диктант позволяет проверить одновременно знание учащимися раскладки клавиатуры и умение быстро набирать текст; умение пользоваться клавишами редактирования.

Тесты – с их помощью можно получить, информацию об уровне усвоения элементов знаний, о сформированности умений и навыков учащихся по применению знаний в различных ситуациях. Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым для всех учеников критериям.

Работа с творческими группами - при такой организации обмен мнениями идет свободно, дети учатся на примере рассуждений товарищей и анализе их ошибок, в атмосфере взаимной заинтересованности в результатах труда. С помощью творческих групп реализуется такой способ контроля как самоконтроль.


УЧЕБНЫЙ (ТЕМАТИЧЕСКИЙ) ПЛАН

1 год обучения

№ п/п

Тема

Общее кол-во часов

В том числе

Формы аттестации / контроля

Теория

Практика

Введение

1

1

0

Предварительная диагностика обучаемых

2

0

2

диагностика

Информация и информационные процессы

3

1

2

контрольная работа

Устройство персонального компьютера

6

4

2

контрольная работа

Представление информации в компьютере

3

1,5

1,5

контрольная работа

Алгоритмы

7

3

4

контрольная работа

Объекты и классы

8

4

4

контрольная работа

Логические рассуждения

8

4

4

контрольная работа

Программное обеспечение. Операционная система

3

1,5

1,5

контрольная работа

Операционная система Windows

12

3

9

контрольная работа

Графический редактор PAINT

14

3,5

10,5

контрольная работа

Создание презентаций в среде PowerPoint

18

4,5

13,5

контрольная работа

Развивающие компьютерные игровые программы.

8

0

8

Подготовка конкурсных работ

Итоговая творческая работа

19

0

19

защита творческих работ

Промежуточная аттестация обучаемых

2

0

2

аттестация

Итого:

114

31

83

2 год обучения

№ п/п

Тема

Общее кол-во часов

В том числе

Формы аттестации / контроля

Теория

Практика

Введение

2

2

0

Повторение

17

2,5

14,5

входной контроль

Графический редактор PAINT

15

3,5

11,5

контрольная работа

Текстовый редактор WORD

27

7,5

19,5

контрольная работа

Иллюстративная графика

6

1,5

4,5

контрольная работа

Создание презентаций в среде PowerPoint

15

4

11

контрольная работа

Подготовка конкурсных работ. Итоговая творческая работа

18

3

15

защита творческих работ

Развивающие компьютерные игровые программы.

12

0

12

Промежуточная аттестация обучаемых

2

0

2

аттестация

Итого:

114

24

90

3 год обучения

№ п/п

Тема

Общее кол-во часов

В том числе

Формы аттестации / контроля

Теория

Практика

Введение

2

2

0

входной контроль

Повторение Операционная система Windows

10

1,5

8,5

контрольная работа

Повторение Текстовый редактор WORD

18

3,5

14,5

контрольное задание

Электронные таблицы EXCEL

44

9

35

тест

Базы данных Access (знакомство)

3

1,5

1,5

тест

Подготовка конкурсных работ. Итоговая творческая работа

23

0

23

защита творческих работ

Развивающие компьютерные игровые программы.

12

0

12

Итоговая аттестация учащихся.

2

0

2

итоговая аттестация

Итого:

114

17,5

96,5


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

1 год обучения

Тема 1. Введение

Теория: Техника безопасности при работе с компьютером. Правила поведения в Центре и в компьютерном классе. Знакомство с коллективом. Опрос на тему: "Что я знаю о компьютере?". "Я и люди, которые меня окружают" - этика общения в коллективе, вопросы взаимопомощи и взаимовыручки.

Тема 2. Предварительная (входная) диагностика.

Практика: Тест

Тема 3. Информация и информационные процессы.

Теория: Понятие информации. Виды информации. Сбор, обработка и хранение информации

Практика: Определение единиц информации.

Тема 4. Устройство персонального компьютера.

Устройства, входящие в состав компьютера: основные, дополнительные. Принципы работы компьютера. Принципы представления информации в компьютере.

Процессор, модели процессоров, тактовая частота. Оперативная память. Контроллеры. Шина, разновидности шин, частотные характеристики.

Указательные устройства - мышь, разновидности мышей, трекбол, джойстик.

Дисководы - для дискет, CD-ROM drive, CDR drive. Виды дискет, различия по емкости, понятие форматирования. Виды компакт-дисков, различия по емкости, различия в структуре.

Винчестер - понятие емкости, быстродействия, принцип работы, разновидности.

Мониторы, видеоадаптеры, понятие разрешения, пиксели.

Знакомство с различными средствами мультимедиа.

Клавиатура - назначение, виды клавиш, особые приемы работы с клавиатурой, комбинации клавиш.

Практика: Практическая работа с клавиатурным тренажером.

Тема 5. Представление информации в компьютере.

Теория: Системы счисления. Представление текстовой, числовой, графической, звуковой информации в компьютере.

Практика: Вычисление количества информации.

Тема 6. Алгоритмы.

Теория: Виды алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Составление алгоритмов линейных, разветвленных, циклических. Алгоритмический подход к решению задач — умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

Практика: Практическая работа по написанию алгоритмов. Составление алгоритмов разных типов.

Тема 7. Объекты и классы

Теория: Системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

Объектно-ориентированный подход - постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)».

Практика: Решение задач.

Тема 8. Логические рассуждения.

Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний. Применение формальной логики при решении задач — построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если — то», «и», «или», «не» и их комбинаций — «если ... и .,., то...».

Практика: Решение логических задач.

Тема 9. Программное обеспечение. Виды операционных систем, файлы и каталоги.

Теория: Разновидности программ для компьютера: прикладные, системные, инструментальные системы. Виды системных программ: драйверы, утилиты, программы-оболочки; виды прикладных программ, их назначение и область применения. Виды операционных систем, их назначение, возможности. Вирусы, разновидности вирусов, способы их распространения и борьбы с ними. Антивирусные программы. Моральные и этические нормы при создании компьютерных программ. Файл – имя, расширение имени файла, полное имя файла, путь к файлу. Каталог - имя каталога, используемые символы в написании имени. Имена дисководов.

Практика: Работа с антивирусной программой Dr. Web, самостоятельное распознавание вирусов.

Тема 10. Операционная система Windows

Теория: Знакомство с операционной системой Windows. Объекты Windows. Рабочий стол, элементы рабочего стола - ярлыки, значки, Панель задач, Панель Office. Работа с мышью, виды щелчков, виды контекстного меню. Окна, виды окон, элементы окна. Настройка рабочей среды Windows - настройка окон, рабочего стола (фоновый узор, фоновый рисунок, заставка). Работа с файлами и папками в среде Windows, поиск программ и документов, операции с файлами - способы копирования, перемещения и удаления. Работа со стандартными приложениями Windows - калькулятор, блокнот и т.д.

Практика: Работа с файлами и папками в среде Windows, поиск программ и документов, операции с файлами - способы копирования, перемещения и удаления. Работа со стандартными приложениями Windows - калькулятор, блокнот и т.д. Практические задания по работе с окнами и настройке среды. Практические задания по работе с каталогами и папками папок

Тема 11. Графический редактор Paint.

Теория: Вид окна редактора, панель инструментов, настройка инструментов, создание рисунков.

Практика: Создание рисунков по образцу.

Тема 12. Создание презентаций в среде PowerPoint.

Теория: Создание слайдов, структура слайдов, оформление слайдов, настройка анимации, настройка показа слайдов. Создание управляющих элементов.

Практика: Выполнение практических заданий по созданию слайдов, управлению структурой слайдов, оформлению слайдов, настройке анимации, настройке показа слайдов, созданию управляющих элементов.

Тема 13. Развивающие компьютерные игровые программы

Практика: Работа с игровыми программами.

Тема 14. Подготовка конкурсных работ. Итоговая творческая работа.

Теория: Создание презентации учащимся по темам, рекомендованным педагогом или собственным. Подведение итогов за год.

Практика: Создание и защита творческих работ.

Тема 15. Промежуточная аттестация.

Практика: Контрольная работа.

2- й год обучения

Тема 1. Введение.

Теория: Техника безопасности при работе с компьютером. Правила поведения в Центре и в компьютерном классе. Опрос учащихся о литературе по специализации, изученной за лето. Обзорная лекция о программе второго года обучения.

Тема 2. Повторение

Теория: Устройство персонального компьютера, алгоритмы, Windows, Paint. Характеристики различных операционных систем, интерфейсы.

Практика: Практическая работа по написанию алгоритмов. Составление алгоритмов разных типов.

Тема 3. Графический редактор Paint

Теория: Использование алгоритмов при создании рисунков.

Практика: Построение изображений, используя алгоритмический подход.

Тема 4. Текстовый редактор Word

Теория: Знакомство текстовым редактором Word. Структура окна. Контекстное меню: виды, назначение, способы вызова. Способы передвижения по тексту, выделения содержимого документа. Замена, повтор, перенос, копирование, вырезание содержимого. Проверка грамматики и орфографии. Форматирование текста - виды и способы форматирования. Списки. Основы стилей, создание своего стиля. Создание и форматирование таблиц.

Практика: Работа с текстом (замена, повтор, перенос, копирование, вырезание содержимого, проверка грамматики и орфографии). Форматирование текста - виды и способы форматирования. Оформление списков. Основы стилей, создание своего стиля. Создание и форматирование таблиц.

Тема 5. Иллюстративная графика.

Теория: Способы создания графических объектов с использованием панели рисования в Word.

Практика: Создание графических объектов с использованием панели рисования в Word. Построение схем в документах.

Тема 6. Презентация PowerPoint.

Создание слайдов, создание гиперссылок, создание и использование управляющих элементов.

Практика: Практические задания по созданию презентаций с использованием гиперссылок и управляющих элементов.

Тема 7. Творческая работа – презентация.

Теория: Создание презентации. Подведение итогов за год. Условия поступления на третий год обучения.

Практика: Создание презентации учащимся по темам, рекомендованным педагогом или собственным.

Тема 8. Развивающие компьютерные игровые программы

Практика: Работа с игровыми программами.

Тема 9. Заключительное занятие (промежуточная аттестация)

Теория: Подведение итогов. Поощрение успешно занимавшихся учащихся.

Практика: Защита творческих работ.

3 - й год обучения

Теория

Тема 1. Введение.

Теория: Опрос учащихся о литературе по специализации, изученной за лето. Обзорная лекция о программе третьего года обучения.

Тема 2. Повторение. Операционная среда Windows

Теория: Повторение основных понятий, пройденных за 1-й и 2-й учебные годы.

Практика: Работа с файлами и папками в среде Windows, поиск программ и документов, операции с файлами - способы копирования, перемещения и удаления.

Тема 3. Повторение. Текстовый редактор Word

Теория: Текстовый редактор Word

Форматирование текста - виды и способы форматирования. Списки. Основы стилей, создание своего стиля. Создание и форматирование таблиц.

Практика: Форматирование текста. Оформление списков. Создание и форматирование таблиц.

Тема 4. Электронные таблицы Excel

Теория: Знакомство табличным редактором Excel. Структура окна и рабочего листа. Понятие диапазона. Формирование рабочего листа. Панели инструментов, назначение кнопок панелей. Термины, применяемые в Excel. Способы редактирования ячеек, строк, столбцов, текста. Автоввод и автозаполнение. Вычисления в Excel, формулы. Вставка и удаление ячеек, строк, столбцов.

Построение диаграмм, графиков. Виды. Параметры и диапазон для построения диаграмм и графиков. Способы заливки.

Практика: Выполнение учащимися творческих работ по темам, предложенным педагогом.

Тема 5. Базы данных Access.

Теория: Проектирование баз данных, основные понятия. Система управления базами данных. Создание простой и сложной базы, таблицы, конструктор таблиц, сортировка данных, запросы по базе данных, выходные формы.

Практика:

Тема 6. Подготовка конкурсных работ. Итоговая творческая работа.

Теория: Создание презентации учащимся по темам, рекомендованным педагогом или собственным. Подведение итогов за год.

Практика: Создание и защита творческих работ.

Тема 7. Развивающие компьютерные игровые программы

Практика: Работа с игровыми программами.

Тема 8. Итоговая аттестация. Заключительное занятие.

Практика: Подведение итогов года. Поощрение успешно закончивших год.

Примерная тематика творческих работ:

  1. Текстовый редактор WORD:
  • Приглашение на торжественное собрание (праздник);
  • Создание листовки на экологическую тему;
  • Реферат по истории г. Москвы.
  1. Творческая работа – презентация:
  • Мое хобби;
  • Я люблю свой город;
  • История создания персонального компьютера.
  1. Творческая работа по электронным таблицам:
  • Моя записная книжка;
  • Мои доходы и расходы;
  • Составление кроссворда.


ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Методическое обеспечение программы

Для первого года обучения

Каждое занятие начинается с повторения материала, пройденного на предыдущем занятии. Повторение проходит в виде дискуссии. Учащиеся отвечают на вопросы педагога, дополняют и поправляют ответы друг друга. В процессе дискуссии развивается свобода общения в коллективе, воспитанники учатся выражать свои мысли, аргументировано спорить и отстаивать свое мнение, корректно и дружелюбно общаться. Если какой-то момент остался неясен детям, педагогу рекомендуется повторить объяснения. Далее педагог раскрывает новую тему. Необходимо, чтобы учащиеся обязательно конспектировали то, что рассказывает педагог, это поможет им быстро выполнить пройденный материал.

Педагог объясняет основные понятия и задает наводящие вопросы, касающиеся обсуждаемой темы, которые требуют от учащихся логического домысливания и вывода. Этот приём обеспечивает наиболее основательное усвоение нового материала. Необходимо выслушать все мнения по поставленному вопросу, даже если они не верны, похвалить того, кто ближе всего подошел к правильному решению. Объяснение ведется на ассоциативном уровне. Возьмём для примера тему: "Что такое программа?". Программа - это точная и подробная последовательность инструкций, которая должна быть исполнена компьютером для выполнения определенной задачи, поставленной пользователем. Вопрос: Приведите пример из жизни, схожий с определением компьютерной программы. Приготовление пирога. Рецепт - это та же программа: приготовление теста, начинки, время и температура выпекания и т.д..

В конце занятия учащимся дается время немного поиграть (примерно 20 минут). Это помогает снять усталость, расслабиться, наладить дружеские отношения, проявить взаимопомощь друг другу.

Для второго года обучения

На втором году обучения занятия проходят по той же схеме, что и в первом году: сначала идет повторение предыдущей темы, а затем объяснение новой. Правда, здесь, как правило, уже не остаётся времени для игр. Поэтому в учебно-тематический план второго года об обучении предусмотрено несколько занятий, отведенных специально для игр. Эти занятия приходятся на зимние каникулы. Также учащиеся могут поиграть, если остается время после написания контрольной работы.

Домашние задания заключаются в повторении темы занятия, а также в самостоятельном изучении литературы, рекомендованной педагогом.

Для третьего года обучения

Занятия строятся на основе бесед и анализа учащимися и педагогом самостоятельной работы детей - изучения ими книг, журналов, посещения выставок и т.д. Происходит обсуждение того нового, что учащиеся узнали за прошедшую неделю (новое программное обеспечение, новые приемы работы с уже знакомыми программами, новые устройства и т.д.). Педагог дополняет рассказы детей.

При такой форме занятий не только совершенствуются пользовательские навыки учащихся, но и развивается умение высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, умение слушать собеседника и уважать мнение других членов коллектива, т.е. формируются навыки речевой и коммуникативной культуры.

В данном случае педагог играет роль слушателя и собеседника, а не только наставника. Это помогает учащимся на равных общаться не только со сверстниками, но и со взрослыми, что развивает у них чувство самоуважения, показывает, что взрослые могут не только учить, но и слушать.

Особо следует остановиться на методике подготовки и проведения занятий, конкурсов и викторин учащимися 3 – го года обучения: учащиеся объединяются по два человека и готовят знания по теме, которая им больше импонирует. Они ищут материал для занятия, делают конспекты, тренируются выступать перед аудиторией в присутствии своей микрогруппы и педагога. Педагог и остальные учащиеся комментируют и поправляют выступление. Кто из двоих будет давать урок – это они решают сами. После проведения занятия происходит обсуждение и анализ проведённого занятия, учитывая недостатки и достоинства выступления.

В процессе подготовки и проведения занятий у учащихся развиваются и улучшаются навыки самостоятельной работы с литературой, формируется речевая грамотность, чёткость суждений, достоверность и грамотность изложения материала, собранность и инициативность. Они учатся удерживать внимание аудитории, чётко и громко говорить, преодолевая волнение перед публичным выступлением.

Участники образовательного процесса

Применяя ИТ в образовательном процессе, педагог должен учитывать следующие основные особенности.

Во-первых, те новообразования, которые возникают под влиянием ИТ, переносятся в условия традиционного общения. Исследования психологов показали, что значительно усиливаются требования к точности формулировок, логичности и последовательности изложения, повышается значение рефлексии, однако при этом снижается роль эмоциональных средств общения.

Во-вторых, наблюдается и обратный процесс: особенности традиционной деятельности становятся присущи и компьютеризованной. В работе, как со школьниками средних классов, так и со старшеклассниками, педагогам приходится очень часто наблюдать элементы «очеловечивания» программ и самих компьютеров, когда пользователь (начинающий или уже достаточно грамотный) восполняет поле своей деятельности отсутствующими, но, по всей видимости, просто необходимыми элементами. Опытному педагогу или психологу иногда достаточно просто посмотреть на то, как оформлен «Рабочий стол» на экране компьютера, чтобы многое понять о человеке.

Подобные противоположно направленные воздействия и формируют сложную и противоречивую структуру учебно-познавательный деятельности, основанной на применении информационных технологий.

Психологические особенности обучения школьника среднего возраста

Развитие теоретического мышления, умения абстрагироваться, рассуждать в чисто словесном плане. Появление способности оперировать гипотезами, анализировать абстрактные идеи. Появление интереса к философским проблемам, становление мировоззрения.

Зависимость развития процессов восприятия и памяти от обучения, возрастание его сложности. Качественная перестройка в организации мнемических процессов – отказ от дословного заучивания и рост произвольного запоминания. Освоение мнемических приемов, развитие логической памяти. Возникновение проблем с запоминанием, связанных с увеличением количества информации и жалобы на плохую память.

Смена доминирующего значения памяти в структуре познавательных процессов и передача этой функции мышлению.

Развитие воображения в подростковом возрасте в виде стремления к творчеству. Выполнение фантазией регуляторной функции – перевод неудовлетворенных потребностей и желаний подростка в мир фантазий.

Развитие навыков чтения в подростковом возрасте, а также монологической и диалогической речи под воздействием обучения. Влияние на развитие речи подростков их особенностей мышления.

Причины снижения успеваемости в подростковом возрасте. Приоритет личностных проблем над проблемами успеваемости в подростковом возрасте. Отсутствие адекватной мотивации учения как одна из наиболее распространенных причин неуспеваемости. Сочетание «обвиняющей» позиции учителей и «самообвиняющей» позиции детей как препятствие для развития личности подростка.

Две группы психологических причин, лежащих в основе неуспеваемости. К первой группе относятся:

а)         несформированность приемов учебной деятельности,

б)         недостатки развития психических процессов, особенно мышления,

в) неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности.

Ко второй группе причин неуспеваемости относятся недостатки в развитии мотивационной сферы, которые могут проявляться в чувстве неуверенности в себе, в доминирующем влиянии мотивов «избегания неприятностей».

Пути повышения мотивированности – формирование учебных интересов, правильный выбор характера и формы порицаний и поощрений отстающего ученика.

Результаты обучения

Предметные результаты

  • навык работы в операционной системое Windows
  • получение навыков самостоятельной работы с литературой;
  • умение работать с популярными прикладными программами;

Метапредментые результаты

  • развитие алгоритмического мышления и образного мышления, элементов системного мышления;
  • развитие творческой инициативы, самостоятельности;
  • развитие концентрации внимания

Личностные результаты

  • воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;
  • воспитание у детей чувства причастности к своему народу, его истории и культуре;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • воспитание трудолюбия и самодисциплины; чувства ответственности за выполняемую работу;
  • воспитание умения работать в команде, согласовывая свои действия с действиями других детей;

Техническое обеспечение программы

Для организации учебного процесса необходимо наличие 12 компьютеров класса Pentium, укомплектованных мышами и CD-приводами, 2-3 принтера, дискеты 3,5, а также следующее программное обеспечение - Microsoft Office 2010 и более новые версии.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г.№ 1726-р.);
  3. Приказ  Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
  4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 № 09-3242;
  5. "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (СанПиН 2.4.1.3049-13);
  6. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей». (СанПиН 2.4.4.3172-14);
  7. Приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 г. № 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 году»;
  8. Приказ Департамента образования города Москвы от 7.08.2015 г. № 1308 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922»;
  9. Приказ Департамента образования города Москвы от 08.09.2015 г. № 2074 «О внесении изменений в приказ № 922 от 17.12.2014 г.;

Список литературы для педагога:

  1. Гусева О.Л., Миронова Н.Н. Практикум по Excel. - М.: Финансы и статистика, 1997 г.
  2. Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы школьника. - М.: Центр « Педагогический поиск », 2003.
  3. Дмитриева В.Г. Социально-педагогические аспекты модернизации образования. – М.: МИОО, 2004г.
  4. Дубровина И.В. Психологические программы развития личности в школьном возрасте. - М.: Московский  психолого-социальный институт 2000 г.
  5. Закон РФ «Об образовании» (1992 г.)
  6. Информатика. Задачник-практикум в 2-х т./Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хенера: Том 1, 2.- М.: Лаборатория базовых знаний, 1999 г.
  7. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка./Народное образование. 2002,№ 8.
  8. Microsoft Excel.Электронные таблицы. Тетрадь 1. Ефимова О. В. Интеллект-центр М. 2002
  9. Microsoft Excel.Электронные таблицы. Тетрадь 2. Ефимова О. В. Интеллект-центр М. 2002
  10. Основы программирования. Зайцева Л.В., Константинова Е.И. Учебное пособие для проведения компьютерного практикума.- М.:НГУ Натальи Нестеровой, 1997 г.
  11. Послед Б.С. access 2002. Приложения баз данных. Лекции и упражнения. – СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2002 г.
  12. Приказ Департамента образования города Москвы от 18.04.2007 г. №253
  13. Практикум по ACCESS Золотова С.И. – М.: Финансы и статистика, 2000 г.
  14. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.4.1251-03 (постановление Главного государственного  санитарного врача  РФ 03.04.2003 г. № 27Д)
  15. Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС: Информ-Пресс, 2001
  16. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства РФ от 07.03.19995 г. № 233 и изменений от 22.02.1997 г. № 470)
  17. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10-11 класс. Лаборатория базовых знаний. – М.:АО «Московские учебники, -СиДи-пресс» 2002
  18. Угринович Н.Д., Морозов В.В. Основы Интернет. – М.: АО «Московские учяебники – СиДи-пресс», 1999
  19. Угринович Н.Д., Морозов В.В. Основы Интернет. – М.: АО "Московские учебники – СиДи-пресс", 1999
  20. Информатика. Базовый курс: учебное пособие / [Г. В. Алехина и др.]. – Москва: Московская финансово-промышленная академия: Маркет ДС, 2010. – 730 с.

Список литературы для учащихся (учащихся и родителей):

  1. Ефимова О., Морозов В., Угринович Н. Курс компьютерной технологии с основами информатики. – М.: АСТ, 2000 г.
  2. Информатика. Базовый курс/ Симонович С.В. и др. – СПб: Питер, 2001.
  3. Основы компьютерной технологии. Шафрин Ю, - М.,1996 г.
  4. Освой самостоятельно Internet за 24 часа. 3-е издание. Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2000 г.
  5. Дмитриева В.Г. Социально-педагогические аспекты модернизации образования. – М.: МИОО, 2004 г.
  6. Дубровина И.В. Психологические программы развития личности в школьном возрасте. - М.: Московский  психолого-социальный институт 2000 г.
  7. Основы компьютерной технологии. Шафрин Ю, - М.,1996 г.

Приложение 1

Протокол результатов

аттестации обучающихся

в объединении Основы компьютерной грамотности

Фамилия, имя, отчество педагога _________________________________________________

№ группы ________Год обучения________ Даты проведения ___________;  ____________

Форма проведения (контрольное занятие, тест, защита творческой работы)

Форма оценки результатов: В промежуточной и итоговой аттестации используется 5– ти  бальная система оценки результатов каждого обучающегося:

        5 баллов – высокий уровень

        3 -4 баллов – средний  уровень

        1 - 2 – балла – низкий уровень

Фамилия, имя

обучающегося

Критерии оценки уровня готовности

(перечислены ниже)

Результаты диагностики

Устройство компьютера

Работа в графическом редакторе

Ввод текста

Оформление текста в редакторе

Самостоятельность и целеустремленность

Баллы

Уровень

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Результаты аттестации:

23-25 баллов – высокий уровень

16-22 балл – средний уровень

1-15 баллов – низкий уровень

Всего диагностировано ______ воспитанников. Из них высокий уровень имеют____ чел., средний_____ чел., низкий____ чел.


Приложение 2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Педагог _____Мамыкина Ольга Владимировна_

Объединение ___Компьютерные технологии

Предмет ____Информатика_

По образовательной программе ___«Основы компьютерной грамотности»

Год обучения __1 __возрастная группа __8-16 лет___

Количество занятий в неделю - 2. Продолжительность занятия  1- 2 учебных часа

Раздел

Тема

часы

теория

практика

всего

Введение

(1 час)

Знакомство с программой и планами. Правила поведения в компьютерном классе. Техника безопасности. Пожарная безопасность. Работа с клав. тренажером.

1

0

1

Предварительная диагностика обучаемых

(2 час)

Предварительная диагностика обучаемых. Развивающие компьютерные игровые программы.

0

2

2

Информация и информационные процессы

(3 час)

Понятие информации. Информационные процессы в управлении. Работа с клав. тренажером.

0,5

0,5

1

Информационная деятельность человека. История создания ПК. Работа с клав. тренажером.

0,5

1,5

2

Устройство персонального компьютера

(6 час)

Архитектура ПК. Технические характеристики ПК. Работа с клав. тренажером.

0,5

0,5

1

Центральные устройства ПК. Работа с обучающей программой на развитие логики. Работа с клав. тренажером.

1,5

0,5

2

Центральные устройства ПК. Работа с клав. тренажером.

0,5

0,5

1

Периферийные устройства ПК. Работа с обучающей программой на развитие логики. Работа с клав. тренажером.

1,5

0,5

2

Представление информации в компьютере

(3 час)

Представление информации в компьютере. Кодирование. Количество и единицы представления информации. Работа с клав. тренажером.

0,5

0,5

1

Двоичная форма представления информации. Кодирование числовой информации с помощью Калькулятора.

1

1

2

Алгоритмы

(7 час)

Алгоритмы. Исходные условия и результат.

Развивающие компьютерные игровые программы.

0,5

0,5

1

Переменная в алгоритме. Имя и значение переменной.

Развивающие компьютерные игровые программы.

1

1

2

Ветвление в алгоритме. Условие ветвления.

Развивающие компьютерные игровые программы.

0,5

0,5

1

Ветвление в алгоритме.

Развивающие компьютерные игровые программы.

0,5

1,5

2

Цикл в алгоритме. Команда «Повторять».

Развивающие компьютерные игровые программы.

0,5

0,5

1

Объекты и классы

(8 час)

Развивающие компьютерные игровые программы (2 час)

Объекты и классы. Объект. Действия и признаки объекта.

Развивающие компьютерные игровые программы.

1

1

2

Класс. Названия класса.

Развивающие компьютерные игровые программы.

0,5

0,5

1

Экземпляры класса. Работа с клав. тренажером.

1

1

2

Развивающие компьютерные игровые программы.

0

1

1

Классы-родители Классы-наследники. Работа с клав. тренажером.

1

1

2

Решение задач.

0,5

0,5

1

Логические рассуждения

(8 час)

Логические рассуждения. Высказывание. Значение высказывания. Набор текста.

1

1

2

Логические рассуждения. Высказывание. Значение высказывания. Набор текста

0,5

0,5

1

Логические операции «не», «и», «или». Набор текста

1

1

2

Логические операции «не», «и», «или». Набор текста

0,5

0,5

1

Решение задач.

1

1

2

Программное обеспечение. Операционная система

(3 час)

Виды программного обеспечения. Работа с обучающей программой на развитие логики.

0,5

0,5

1

Операционная система. Основные понятия. Файлы и каталоги. Работа с носителями информации.

1

1

2

Операционная система Windows

(12 час)

Среда WINDOWS. Основные понятия и определения. Особенности работы оболочки.

0,5

0,5

1

Конфигурирование оболочки.

0

2

2

Работа с окнами.

0,5

0,5

1

Работа с папками.

1

1

2

Работа файлами.

0

1

1

Работа с папками и файлами

0

2

2

Работа с папками и файлами

0

1

1

Повторение пройденного. Практическая контрольная работа.

1

1

2

Графический редактор PAINT (14 час)

Развивающие компьютерные игровые программы (2 час)

Графический редактор Paint. Вид окна, настройка инструментов.

0,5

0,5

1

Построение изображений.

0

2

2

Построение фигур.

0,5

0,5

1

Построение узоров с помощью вспомогательных построений.

1

1

2

Построение узоров.

0

1

1

Инструменты выделения. Работа с фрагментами изображения.

1

1

2

Построение схем.

0,5

0,5

1

Построение рисунков.

0

2

2

Построение рисунков.

0

1

1

Творческая работа. Развивающие компьютерные игровые программы.

0

2

2

Создание презентаций в среде PowerPoint (18 час)

Развивающие компьютерные игровые программы (1 час)

Создание презентаций в среде PowerPoint. Вид окна.

0,5

0,5

1

Создание презентаций. Работа с изображениями

1

1

2

Создание презентаций. Работа с изображениями

0

1

1

Разметка слайдов. Работа с текстом.

1

1

2

Работа с текстом.

0

1

1

Дизайн оформления презентации.

1

1

2

PowerPoint. Вставка рисунков. Сортировщик слайдов.

0

1

1

Создание презентации «Времена года»

0

2

2

Развивающие компьютерные игровые программы.

0

1

1

Создание презентации «Времена года»

0

2

2

Создание презентации «Времена года»

0

1

1

Создание презентации

1

1

2

Создание презентации

0

1

1

Подготовка конкурсных работ. Итоговая творческая работа (19 час)

Развивающие компьютерные игровые программы    (5 час)

Подготовка конкурсных работ. Итоговая творческая работа

0

2

2

Подготовка конкурсных работ. Итоговая творческая работа

0

1

1

Подготовка конкурсных работ. Итоговая творческая работа

0

2

2

Подготовка конкурсных работ. Итоговая творческая работа

0

1

1

Подготовка конкурсных работ. Итоговая творческая работа

0

2

2

Развивающие компьютерные игровые программы.

0

1

1

Подготовка конкурсных работ. Итоговая творческая работа

0

2

2

Подготовка конкурсных работ. Итоговая творческая работа

0

1

1

Развивающие компьютерные игровые программы.

0

2

2

Подготовка конкурсных работ. Итоговая творческая работа

0

1

1

Подготовка конкурсных работ. Итоговая творческая работа

0

2

2

Развивающие компьютерные игровые программы.

0

1

1

Подготовка конкурсных работ. Итоговая творческая работа

0

2

2

Развивающие компьютерные игровые программы.

0

1

1

Защита творческих работ.

0

2

2

Защита творческих работ.

0

1

1

Промежуточная аттестация обучаемых

(2 час)

Промежуточная аттестация обучаемых.

0

2

2

ИТОГО:

31

83

114


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Педагог _____Мамыкина Ольга Владимировна_

Объединение ___Компьютерные технологии_

Предмет ___Информатика

По образовательной программе ___«Основы компьютерной грамотности

Год обучения __2______ возрастная группа __9-16 лет___

Количество занятий в неделю - 2. Продолжительность занятия  - 2 и 1 учебных часа

Раздел

Тема

часы

теория

практика

всего

Введение

(2 час)

Знакомство с программой и планами. Правила поведения в компьютерном классе. Техника безопасности. Пожарная безопасность. Работа с клав. тренажером.

2

0

2

Повторение

(17 час)

Развивающие компьютерные игровые программы.

(4 час)

Архитектура ПК. Технические характеристики ПК. Работа с клав. тренажером.

0

1

1

Центральные устройства ПК. Работа с обучающей программой на развитие логики.

0

2

2

Периферийные устройства ПК. Работа с обучающей программой на развитие логики.

0

1

1

Развивающие компьютерные игровые программы.

0

2

2

Операционная система. Основные понятия. Файлы и каталоги. Работа с носителями информации.

0,5

0,5

1

Среда WINDOWS. Основные понятия и определения. Особенности работы оболочки.

1

1

2

Работа с окнами.

0,5

0,5

1

Работа с папками. Создание ярлыков

0

2

2

Повторение. Работа с файлами

0,5

0,5

1

Работа с папками и файлами

0

2

2

Работа с папками и файлами.

0

1

1

Развивающие компьютерные игровые программы

0

2

2

Работа с папками и файлами.

0

1

1

Практическая контрольная работа.

0

2

2

Графический редактор Paint

(15 час)

Развивающие компьютерные игровые программы

(1 час)

Настройка инструментов.

0

1

1

Построение изображений с помощью вспомогательных построений.

0

2

2

Построение изображений.

0

1

1

Построение изображений с помощью вспомогательных построений.

1

1

2

Построение изображений с помощью вспомогательных построений.

0,5

0,5

1

Построение изображений с помощью вспомогательных построений.

1

1

2

Построение блок-схем в графическом редакторе.

0

1

1

Построение блок-схем в графическом редакторе

1

1

2

Построение блок-схем в графическом редакторе

0

1

1

Построение изображений с помощью вспомогательных построений.

0

2

2

Развивающие компьютерные игровые программы

0

1

1

Текстовый редактор WORD

(27 час)

Развивающие компьютерные игровые программы.

(2 час)

Вид окна. Работа по вводу текста.

1

1

2

Параметры страницы.

0,5

0,5

1

Работа с фрагментами текста.

0

2

2

Абзац. Параметры форматирования.

0,5

0,5

1

Форматирование абзацев.

1

1

2

Форматирование абзацев.

0

1

1

Шрифт. Параметры форматирования.

1

1

2

Форматирование шрифта.

0,5

0,5

1

Форматирование шрифта.

0

2

2

Оформление списков. Маркированные списки. Нумерованные списки.

0,5

0,5

1

Многоуровневые списки.

0

2

2

Многоуровневые списки.

0

1

1

Создание таблиц в Word.

1

1

2

Форматирование таблиц.

0,5

0,5

1

Форматирование таблиц.

1

1

2

Работа с таблицами

0

1

1

Работа с таблицами

0

2

2

Вычисления в таблицах.

0

1

1

Развивающие компьютерные игровые программы.

0

2

2

Иллюстративная графика

(6 час)

Развивающие компьютерные игровые программы.

(1 час)

Инструменты рисования (меню «Фигуры»)

0,5

0,5

1

Инструменты рисования (меню «Фигуры»)

1

1

2

Создание схем в документах.

0

1

1

Создание схем в документах.

0

2

2

Развивающие компьютерные игровые программы.

0

1

1

Создание презентаций в среде PowerPoint

(15 час)

Развивающие компьютерные игровые программы.

(2 час)

Разметка слайдов

1

1

2

Дизайн оформления презентации. Создание презентаций.

0

1

1

Вставка рисунков. Сортировщик слайдов.

0

2

2

Создание презентаций.

0

1

1

Управляющие кнопки.

1

1

2

Управляющие кнопки

0

1

1

PowerPoint. Создание гиперссылок.

1

1

2

Создание гиперссылок.

0

1

1

Настройка анимации.

1

1

2

Настройка анимации.

0

1

1

Развивающие компьютерные игровые программы

0

2

2

Подготовка конкурсных работ.

Итоговая творческая работа

(18 час)

Развивающие компьютерные игровые программы.

(1 час)

Создание презентации «Планеты Солнечной системы»

0,5

0,5

1

Создание презентации «Планеты Солнечной системы»

1

1

2

Создание презентации «Планеты Солнечной системы»

0

1

1

Создание презентации «Планеты Солнечной системы»

0

2

2

Создание презентации «Планеты Солнечной системы»

0

1

1

PowerPoint. Творческая работа. Создание презентации «Заповедники»

1

1

2

Создание презентации «Заповедники»

0

1

1

Создание презентации «Заповедники»

0

2

2

Создание презентации «Заповедники»

0

1

1

Создание презентации «Заповедники»

0

2

2

Развивающие компьютерные игровые программы.

0

1

1

Подготовка конкурсных работ презентаций

0,5

0,5

1

Подготовка конкурсных работ презентаций

0

2

2

Промежуточная аттестация обучаемых.

(2 час)

Развивающие компьютерные игровые программы.

(1 час)

Промежуточная аттестация обучаемых.

0

2

2

Развивающие компьютерные игровые программы.

0

1

1

ИТОГО:

24

90

114


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Педагог _____Мамыкина Ольга Владимировна

Объединение ___Компьютерные технологии_

Предмет ____Информатика

По образовательной программе ___«Основы компьютерной грамотности»

Год обучения __3_____ возрастная группа __10-18 лет___

Количество занятий в неделю - 2. Продолжительность занятия  - 2 учебных часа

Раздел

Тема

часы

теория

практика

всего

Введение

Введение. Правила поведения в компьютерном классе. Техника безопасности. Пожарная безопасность. Работа с клавиатурным тренажером.

2

0

2

Повторение. Среда WINDOWS.

(10 час)

Развивающие компьютерные игровые программы

(2 час)

Среда WINDOWS. Файлы и папки.

0,5

0,5

1

Работа с папками и файлами.

1

1

2

Работа с папками и файлами.

0

1

1

Практическая работа.

0

2

2

Практическая работа.

0

1

1

Практическая работа.

0

2

2

Практическая работа.

0

1

1

Развивающие компьютерные игровые программы.

0

2

2

Повторение. Текстовый редактор WORD.

(18 час)

Текстовый редактор WORD. Параметры страниц. Работа с фрагментами текста.

0,5

0,5

1

Абзац. Параметры форматирования

0

2

2

Шрифт. Параметры форматирования.

0

1

1

Оформление списков. Маркированные списки. Нумерованные списки.

1

1

2

Многоуровневые списки.

0

1

1

Создание таблиц в Word.

0

2

2

Работа с таблицами

0

1

1

Вычисления в таблицах

1

1

2

Вычисления в таблицах

0

1

1

Сортировка в таблицах

1

1

2

Сортировка в таблицах

0

1

1

Закрепление материала.

0

2

2

Электронные таблицы EXCEL

(44 час)

Развивающие компьютерные игровые программы.

(4 час)

Электронные таблицы EXCEL. Вид окна. Работа по вводу текста.

0,5

0,5

1

Форматирование таблиц.

1

1

2

Форматирование таблиц.

0

1

1

Автосуммирование.

0

2

2

Практическая работа

0

1

1

Ввод формул.

1

1

2

Ввод формул

0

1

1

Адресация. Относительная адресация

1

1

2

Решение задач

0

1

1

Развивающие компьютерные игровые программы.

0

2

2

Адресация. Абсолютная адресация

0,5

0,5

1

Решение задач

0

2

2

Смешанная адресация

0,5

0,5

1

Смешанная адресация

0

2

2

Создание диаграмм.

0,5

0,5

1

Развивающие компьютерные игровые программы.

0

2

2

Создание диаграмм.

0

1

1

Создание диаграмм.

0

2

2

Работа с диаграммами.

0

1

1

Редактирование диаграмм.

1

1

2

Редактирование диаграмм.

0

1

1

Редактирование диаграмм.

0

2

2

Работа с диаграммами.

0

1

1

Закрепление материала.

0

2

2

Работа с диаграммами.

0

1

1

Развивающие компьютерные игровые программы.

0

2

2

Поиск данных

0,5

0,5

1

Работа с листами рабочей книги

1

1

2

Работа с листами рабочей книги

0

1

1

Развивающие компьютерные игровые программы.

0

2

2

Организация работы со списками. Сортировка данных по одному ключу

0,5

0,5

1

Организация работы со списками. Сортировка данных по одному ключу

0

2

2

Организация работы со списками. Сортировка данных по нескольким ключам

0

1

1

Выбор данных с помощью фильтра.

1

1

2

Закрепление материала.

0

1

1

Базы данных Access (знакомство)

(3 час)

Создание простой и сложной базы, таблицы, конструктор таблиц.

1

1

2

Сортировка данных, запросы по базе данных, выходные формы.

0,5

0,5

1

Подготовка конкурсных работ. Итоговая творческая работа.

(25 час)

Развивающие компьютерные игровые программы

(2 часа)

Итоговая аттестация

(2 час)

Итоговая творческая работа.

0

2

2

Итоговая творческая работа.

0

1

1

Итоговая творческая работа.

0

2

2

Итоговая творческая работа.

0

1

1

Итоговая творческая работа.

0

2

2

Итоговая творческая работа.

0

1

1

Итоговая творческая работа.

0

2

2

Итоговая творческая работа

0

1

1

Итоговая творческая работа.

0

2

2

Итоговая творческая работа

0

1

1

Развивающие компьютерные игровые программы.

0

2

2

Итоговая творческая работа.

0

1

1

Итоговая творческая работа.

0

2

2

Итоговая творческая работа.

0

1

1

Итоговая творческая работа.

0

2

2

Защита работ

0

1

1

Итоговая аттестация обучаемых.

0

2

2

Защита работ

0

1

1

ИТОГО:

17,5

96,5

114


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Компьютерная графика и Web-дизайн»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Компьютерная графика и Web-дизайн» имеет техническую направленность и рассчитана на реализацию в учреждениях дополнительного о...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Финансовая грамотность"

Цель программы: формирование основ финансовой грамотности и экономического мышления обучающихся на основе ключевых компетенций, способствующих овладению социальным опытом в сфере финансового рынка....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Компьютерная графика"

Программа предназначена для изучения старшими школьниками графических редакторов Paint, Gimp и Inkscape....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность» социально-гуманитарной направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Финансисты» (далее – Программа) включает в себя 3 тематических модуля. Программа п...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Компьютерная графика и мультимедиа»

Новизна программы в том, что она не только прививает навыки и умение работать с графическими программами, но и способствует формированию экологической культуры. Эта программа не даёт ребёнку “уй...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Основы компьютерной грамотности и ИКТ для детей с ОВЗ» (индивидуальный образовательный маршрут)

Информатизация процесса обучения – одна из основных тенденций современного образования. Уметь использовать ПК в повседневной и в учебной деятельности необходимо всем, в том числе и детям с огран...