Разработка урока "Метод координат"
методическая разработка по информатике и икт (5 класс) на тему

Казакова Альбина Викторовна

Цели:

образовательная

Ø выработка уме­ний самостоя­тельного приме­нения знаний при декодировании информации;

Ø восприятие и первичное осо­знание обучающимися метода кодирования графической информации;

развивающая

Ø развитие навыков и умений обучающихся при кодировании информации;

воспитательная

Ø воспитание внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Тип урока: изучение и первичное за­крепление но­вых знаний

Вид урока: комбинированный

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  № 4  имени В.П.Глушко

Формы представления информации.

Метод координат

урок информатики

5 класс

1 час

учитель  Казакова А.В.

г. Байконур

2013 г.

Тема: Формы представления информации. Метод координат

Цели:

образовательная

  • выработка умений самостоятельного применения знаний при декодировании информации;
  • восприятие и первичное осознание обучающимися метода кодирования графической информации;

развивающая

  • развитие навыков и умений обучающихся при кодировании информации;

воспитательная

  • воспитание внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний

Вид урока: комбинированный

Методы урока: словесные, наглядные и практические методы обучения.

Структура урока: мотивация — актуализация опорных знаний — восприятие, осмысление, закрепление — проверка усвоения — анализ и самоанализ

Оборудование и дидактические материалы: компьютеры, мультимедиа проектор, интерактивная доска, акустическая система; ПО (ОС: Windows 7; приложения: пакет Microcoft Office 2010, Activ Software, OpenOffice).

Основные понятия:

  • код;
  • кодирование;
  • графический способ кодирования;
  • числовой способ кодирования;
  • символьный способ кодирования.

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент. (1 мин)
  2. Мотивация. (1 мин)
  3. Актуализация опорных знаний. (5 мин)
  4. Восприятие, осмысление, закрепление. (24 мин)
  5. Физкультминутка. (1 мин)
  6. Проверка усвоения. (10 мин)
  7. Анализ и самоанализ. (2 мин)
  8. Домашнее задание. (1 мин)

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Тема нашего урока  —  «Формы представления информации. Метод координат».

Цель урока — изучить метод кодирования графической информации с помощью декартовой системы координат.

Открыли тетради: записали число, тему урока.

  1. Мотивация.

- Одна и та же информация может быть представлена разными кодами, то есть в разных формах: с помощью разговорных языков (русского, английского и других), рисунков и чертежей, а также с помощью научных языков и языков искусства.

  1. Актуализация опорных знаний.

- Давайте вспомним с вами: (Слайд 2. Вопросы)

  1. Что такое код? (Код – это система условных знаков для представления информации.)
  2. Что такое кодирование? (Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода?)
  3. А что такое декодирование? (Декодирование – это действия по восстановлению первоначальной формы представления информации.)
  4. Перечислите способы кодирования информации? (Способы кодирования информации: графический – с помощью рисунков или значков; числовой – с помощью чисел; символьный – с помощью символов.)

- Молодцы. Ребята, на прошлом уроке мы говорили с вами, что информацию может кодировать не только человек. Разгадав ребус, вы назовёте универсальное устройство для кодирования информации. (Слайд 3. Ребус) Ответ: ком-пьют-ерF:\МЕТОДИКА2017\5 кл2017\Ур Метод координат изм\фото 2012\SAM_0741.JPG

- Следующее задание для вас приготовили учащиеся старших классов нашей школы. Они закодировали для вас слова с помощью английского алфавита. Вам предстоит их декодировать, то есть перевести на русский язык, а затем закодировать с помощью числового кода, в котором каждой букве соответствует её номер в русском алфавите.

- Вам понятно задание? Тогда пройдите за компьютерные столы, чтобы выполнить это задание. (Слайд 4. Алфавит)

- Напоминаю вам, что сидеть вы должны прямо, не сутулясь, расстояние от глаз до экрана монитора должно быть 70 см. На работу вам отводится 5 минут. Проверить, оценить сразу. У кого проверила встают возле своей парты друг за другом.

- Ребята строимся на физкультминутку.

  1. Физкультминутка. (Слайд 5. Физкультминутка)
  2. Восприятие, осмысление, закрепление.

- Любая, в том числе и графическая информация может быть представлена с помощью чисел. Чтобы связать числа и точки, используют системы координат. Простейшую из них – числовую ось – вы уже рассматривали на уроках математики. Мы с вами рассмотрим декартовую систему координат. Её так назвали в честь французского математика Рене Декарта.F:\МЕТОДИКА2017\5 кл2017\Ур Метод координат изм\фото 2012\SAM_0737.JPG

- Нарисуйте на листе две перпендикулярные оси. Горизонтальную обозначьте – ОХ, а вертикальную – ОУ. Место пересечения осей называется началом координат и обозначается 0 (нулём). (Слайд 6)

- Каждая точка на координатной плоскости имеет свой точный адрес. Это пара чисел: первое число по оси ОХ, второе – по оси ОY. Эти числа называются координатами точки. (Слайд 7)

- Чтобы запомнить порядок нахождения положения точки нужно применить алгоритм нахождения квартиры в многоквартирном доме. 

- Давайте вспомним этот алгоритм. (Сначала находим подъезд, т.е. двигаемся по горизонтальной оси. Затем поднимаемся на нужный этаж, т.е. двигаемся по вертикальной оси.)

- Итак, применим алгоритм к нахождению координат следующих точек. (Слайд 8)

  1. Проверка усвоения.

- А теперь вы должны самостоятельно в тетрадях выполнить следующее задание. (Слайд 9. Задание на закрепление)

  1. Анализ и самоанализ. (Слайд 11)
  2. Домашнее задание. (Слайд 12)

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Дата: 24 декабря 2013 года

Класс: 5 Б

Количество учащихся: 14

Ф.И.О. учителя: Казакова Альбина Викторовна

Тема урока: Формы представления информации. Метод координат

Номер урока: 13

Цели:

образовательная

  • выработка умений самостоятельного применения знаний при декодировании информации;
  • восприятие и первичное осознание обучающимися метода кодирования графической информации;

развивающая

  • развитие навыков и умений обучающихся при кодировании информации;

воспитательная

  • воспитание внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний

Вид урока: комбинированный

Методы урока: словесные, наглядные и практические методы обучения.

Структура урока: мотивация — актуализация опорных знаний — восприятие, осмысление, закрепление — проверка усвоения — анализ и самоанализ

Оборудование и дидактические материалы: компьютеры, мультимедиа проектор, интерактивная доска, акустическая система; ПО (ОС: Windows 7; приложения: пакет Microcoft Office 2010, Activ Software, OpenOffice).

Основные понятия:

  • код;
  • кодирование;
  • графический способ кодирования;
  • числовой способ кодирования;
  • символьный способ кодирования.

Урок проводился в 5Б классе по теме «Формы представления информации. Метод координат» базового курса образовательной программы по предмету «Информатика и ИКТ».

С обучающимися данного класса мы работаем третий учебный год, в 2011-2012 учебном году степень обученности характеризуется следующими параметрами: успеваемость – 100%, качество знаний – 81%.

Данный урок разработан в рамках работы над моей темой самообразования «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках информатики и ИКТ». Он относится к разделу «Информация вокруг нас» и стоит в календарно-тематическом плане тринадцатым.

Триединая цель урока:

образовательная

  • выработка умений самостоятельного применения знаний при декодировании информации;
  • восприятие и первичное осознание обучающимися метода кодирования графической информации;

развивающая

  • развитие навыков и умений обучающихся при кодировании информации;

воспитательная

  • воспитание внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Для достижения поставленных целей были определены следующие задачи:

  • проверить теоретические знания обучающихся по теме;
  • развить навыки и умения при кодировании и декодировании информации;
  • воспитать ответственное отношение к изучаемому материалу, уважительное отношение к своим сверстникам и учителю.

Для решения поставленных задач мною была выбрана классическая структура урока с рациональным распределением времени на каждом этапе, каждый этап урока логично переходил в следующий. Осуществлялись межпредметные связи с математикой, иностранным языком и связь с жизнью. Содержание урока соответствовало требованиям образовательного стандарта по предмету «Информатика и ИКТ».

Этот урок продолжает развивать практические навыки и умения обучающихся в изучении основ кодирования, способствует укреплению знаний, полученных ранее. Он неотрывно связан с предыдущими уроками по разделу, так как на нём были затронуты такие фундаментальные понятия как алгоритм, кодирование, декодирование, код, формы представления информации. Данный урок способствовал формированию практических навыков и умений при кодировании графической информации, которые понадобятся обучающимся на последующих уроках информатики и математики.

Специфика урока заключается в том, что для развития познавательного интереса обучающихся было предложено задание старшеклассников, которое вызвало бы у них живой интерес. Так как в данном классе есть учащиеся с низкой познавательной активностью, я постаралась сделать данный учебный материал более наглядным, для чего использовала презентацию и интерактивную доску.

На данном уроке были использованы в комплексе следующие методы: на этапах мотивация, актуализация опорных знаний,  восприятие, осмысление, закрепление — словесный метод и метод демонстраций, на этапе проверка усвоения — самостоятельная работа, на этапе анализ и самоанализ – проблемно-поисковые методы, словесный метод и метод демонстраций. Применяемые методы соответствовали содержанию урока, а также возрастным особенностям обучающихся и уровню их подготовки. В соответствии с выбранными методами мною использовались следующие формы работы с обучающимися: индивидуальная, фронтальная и парная.

На уроке использовались технические средства обучения: мультимедиапроектор и презентация; компьютеры и программа кодирование слова.

Работоспособность обучающихся обеспечивалась за счёт высокой плотности урока. Во время работы за компьютером выполнялись все требования охраны труда.

В целом, считаю, что все поставленные цели на уроке были достигнуты, задачи выполнены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Шкалы и координаты"

Отработка понятий "штрихи", "деления", "координатный луч", "единичный отрезок"....

Разработка урока по теме "Метод координат"

Урок по теме «Метод координат» в 5 классе по учебнику Л.Л. Босовой разработан на основе деятельностной образовательной технологии активных методов обучения и модерации. Вид урока -  урок по...

Методическая разработка урока в 6 классе: «Географические координаты.»

Методическая разработка урока в 6 классе:   «Географические координаты.»...

Методическая разработка к уроку в 6 классе "Географические координаты"

Изучение определения географических координат по УМК "Сфера". Учащиеся работают по электронному учебнику в парах. Определение  географической долготы и широты пошаговое с помощью карты атласа....

Методическая разработка раздела учебной программы Метод координат

В школьной программе по геометрии методу координат уделяется сравнительно мало внимания. В программе говорится, что «Основная цель - … познакомить  с использованием … метода координат при решении...

Координаты точек на плоскости. Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца.

Координаты точек на плоскости. Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца....

9 класс. Самостоятельная работа (С-3). Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Простейшие задачи в координатах.

9 класс. Самостоятельная работа (С-3). Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. Простейшие задачи в координатах. Дидактические материалы. Б.Г. Зив...