Методическая разработка к уроку в 6 классе "Географические координаты"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Изучение определения географических координат по УМК "Сфера". Учащиеся работают по электронному учебнику в парах. Определение  географической долготы и широты пошаговое с помощью карты атласа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

по теме «Географические координаты»

 в 6 классе.

Тема и номер урока в разделе: «Изображение  земной поверхности и их использование» (9 ч.), 5 урок.

Лобжанидзе А.А. География 6 класс. Планета Земля. Серия: Сферы. Москва. «Просвещение» 2012.

Цель урока: организация осознанной деятельности учащихся по формированию понятия о географических координатах и их определении.

Задачи урока:

Образовательные:

- Сформировать  у учащихся целостную систему знаний по определению географических координат на географической карте.

- Закрепить и систематизировать знания и умения по теме урока.

- Научить детей применять знания, полученные на уроке, при решении практических задач.

-  Совершенствовать работу с картами, учебным материалом, прививать навыки самостоятельной работы, научить учащихся проводить взаимопроверку и самооценку своей деятельности.

Развивающие:

             - Развивать пространственное  картографическое мышление,         внимание, память.

-  Развивать умение ориентироваться по географической карте.

- Развивать  умения сравнивать, сопоставлять.

Воспитательные:

            - Формировать познавательный интереса в форме сотрудничества, атмосферы увлеченности и ощущения  успешности.

         - Воспитывать умение работать в парах, повысить интерес к изучению географии и воспитывать настойчивость в достижение цели. 

Тип урока:  комбинированный

Средства обучения:  Физическая карта полушарий, УМК «Сферы»: учебник Лобжанидзе А.А. География 6 класс. Планета Земля. Серия: Сферы. Москва. «Просвещение»,2012; атласы; контурные карты; тренажёр; электронный учебник; презентация к уроку, мультимедиа проектор, раздаточный материал.

Необходимое техническое оборудование: персональные компьютеры, мультимедиапроектор.

Методы:

- по источникам знаний: словесные, наглядные;

- по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;

- относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

- относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый.

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

                                                Ход урока:

 I этап: Организационный момент.  

Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, отмечает отсутствующих.

I I этап.

Самоопределение к деятельности

(целеполагание).

Учитель. В феврале 1937 года  льдину, на которой находилась станция «Северный полюс», отнесло течением далеко к югу и разломило на части. Морякам ледоколов «Таймыр» и «Мурманск», направляющимся для спасения лагеря, по радио постоянно сообщали со станции «Северный полюс» о её местонахождении,  примерно на 710   ш. и 200   д. Слайд №1.

Учитель. Давайте «поможем» снять папанинцев с льдины. Найдите на физической карте полушарий, где находится льдина с папанинцами.

Ученики. Ищут на карте, где могут быть папанинцы. Показывают на карте разные точки. Но не хватает знаний.

Учитель.

На карте огромная планета Земля:
Реки и горы, равнины, моря.
Точка на карте зовется «объект»-
Такое понятие ввел человек.
Недавно мы с вами узнали о том,
Что каждая точка имеет свой дом,
Чтобы ее отыскать в целом мире,
Ей указали этаж и квартиру.
Сложно найти этот адрес ребятам,
Если не следовать координатам.
Этаж называется широтой,
Номер квартиры – ее долготой.
Как отыскать в дом заветный ключик?
Карта и глобус нас этому учат.
Нам остается припомнить немного,
Какие ведут к каждой точке дороги.
Как только дороги пересекутся,
Искомые точки сразу найдутся.

- Итак, какая сегодня тема урока?

Ученики.Тема сегодняшнего урока «Географические координаты».

Учитель. Какие задачи мы с вами поставим на уроке?

- Определять местонахождение объектов на карте.

(Слайд 2)

- Откройте тетради и запишите тему урока. У нас сегодня урок-путешествие.

- Кто внимательно слушал стихотворение, тот, наверное, сможет сказать, из чего складывается адрес любой точки на карте?

Поэтому, сегодня на уроке мы с вами должны:

Вспомни! Что такое меридиан, параллель, экватор, полюс?

 Узнай! Что такое долгота, широта?

 Научись делать! Определять географические координаты.

(Учебник стр.12)

Учитель: «На прошлом уроке мы с вами изучали тему «Градусная сеть». Узнали, что её составляют параллели и меридианы. А сейчас мы с вами сыграем в игру «Морской бой»

 

  а  

  б  

  в  

  г  

  1  

 

 

+

 

2

 

 

 

+

3

+

 

 

 

4

+

 

 

 

5

+

Рис. 1 Поле для игры «Морской бой».

Учитель зачитывает вопросы, а учащиеся ставят плюсы в клетках.

Слайд №3. Тест с выбором правильного ответа.

Вопросы  (слайд №2,3)

  1. Точка пересечения воображаемой оси вращения Земли с её поверхностью называется:
    а) экватором;
    б) параллелью;
    в) полюсом;
    г) меридианом.
  2. Кратчайшая воображаемая линия, проведённая по поверхности Земли от одного полюса до другого называется:
    а) экватором;
    б) параллелью;
    в) тропиком;
    г) меридианом.
  3. Направления запад → восток показывают:
    а) параллели;
    б) меридианы.
  4. Расстояние от экватора до полюсов в градусной мере составляет:
    а) 90°;
    б) 360°;
    в) 180°.
  5. Воображаемая окружность, делящая поверхность земного шара на Северное и Южное полушария: а) параллель; б) экватор; в) меридиан

Учитель подводит итог. На Слайде №6 написаны правильные ответы.  Учащиеся сами контролируют себя.

Учитель.  Когда вы играете в «Морской бой», то любая клетка на игровом поле имеет свой «адрес», т.е. цифру и букву. Можно ли определить «адрес» корабля на игровом поле, зная или только букву, или только цифру?

 Отгадайте загадки:

А) Невидимкой бегу по земному шару.

В восходе солнце встречаю,

А на закате провожаю.    (Параллель)

- Покажите параллели на карте. Работа по карте.

В) Невидимкой по карте бегу

От одного брата к другому.

Дорогу путнику «север-юг» показываю.   (Меридиан)

-Покажите меридианы на карте. Работа по карте.

Меридианы на карте показаны в виде дуги.

III этап. Учебно-познавательная деятельность.

 Учитель. Каждая точка поверхности имеет географические координаты, по которым определяется ее точное положение на Земле. По учебнику стр.12 определите, что такое географические координаты (слайд №7).

Ученики. По учебнику стр.12 находят, что такое географические координаты. Слайд №7.

Учитель. Для того, чтобы  найти папанинцев,  нам нужны знания о географической широте.

Ученики. Работают с учебником стр.12-13, электронным учебником. Слайд 1.10 (ЭУ): узнают, что такое географическая широта, какая она бывает,  где подписывается на карте полушарий, России. Затем по слайду №9 учатся определять географическую  широту пошагово.

На экране высвечивается пошаговое определение географической широты (слайд №10). Ученики работают в паре, учатся определять географическую широту точек. Учитель контролирует ход работы.

Ученики. Определяют  географическую широту по слайду 1.10 (ЭУ).

Проверяют (слайд №11,12).

Учитель. Показывает на слайде географическую широту нахождения льдины с папанинцами. Слайд №13.

Ученики. Находят на карте параллель 71̊̊с.ш. Но все показывают разные точки на ней.

Не хватает знаний.

 Физкультминутка. 

Повторяйте движения руками

Северная широта - вверх;
южная широта – вниз;
западная долгота - влево;
восточная долгота - вправо;

Усложним задание (показ точек)

Северная широта, восточная долгота;
южная широта; восточная долгота;
южная широта, западная долгота;
северная широта, западная долгота.

Молодцы! 

Учитель. Чтобы определить местонахождение, нужно знать географическую долготу.

Ученики.  Работают с учебником стр. 13: узнают, что такое географическая долгота, какая она бывает, где подписывается на карте полушарий, России. Затем по слайду 15,16(на экране) учатся определять географическую  долготу пошагово.

По слайду 1.10 (ЭУ) находят географическую долготу точек. (Ответы на слайде№17).

Учитель. Слайд №18. Показывает на слайде географическую долготу  нахождения льдины с папанинцами. Предлагает найти точку на карте.

Ученики.  Ученики находят точку на карте по географическим координатам. Ура!!!! Мы помогли снять папанинцев с льдины!!!!! 

Физкультминутка.

IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Работа на контурной карте с.4-5 (№3-4), с.6-7(№2), (по вариантам).

V этап. Диагностика качества освоения темы.

Учитель. Для чего необходимо уметь определять  географические координаты (Слайд№19)?

Ученики.  По глобусу и карте можно определить координаты любого места земной поверхности.

  Зная географические координаты, можно найти его точное место на карте.

Учитель. Людям  каких профессий это умение особенно необходимо?

Ученики.  Лётчикам, морякам, спасателям, военным, геологам... Слайд №19.

Учитель. Предлагает проверить знания по определению координат. Слайд №20-22.Самопроверка.

Учитель.  Знаете ли вы, кто первым заговорил о географических координатах? Сообщение о Гиппархе.

V этап. Рефлексивная деятельность.

Вывод: Для определения местоположения объекта мы должны знать географическую долготу, географическую широту места, т. е. географические координаты.

Рефлексия.

Что мы узнали?

Что мы умеем?

При изучении материала ты помогал другу или тебе  помогали?

Что вызвало наибольшую трудность: изучение материала или решение практических задач? Почему?

Как ты оцениваешь полученные сегодня знания?

Молодцы! Путешествие оказалось очень интересным.

Выставление оценок.

  Составить маршрут экспедиции, например, к острову Огненная Земля, при этом необходимо определить координаты точек, в которых предполагается делать остановки (пополнить провиант, сменить средства передвижения и т.д.).

Раздаточный материал к уроку.

 

  а  

  б  

  в  

  г  

  1  

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

Рис. 1 Поле для игры «Морской бой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок в 6 классе "Географические координаты"

Тема :     Географические координаты.Цели урока:        Выяснить, что такое географические координаты.     Выяснить, зачем н...

Методическая разработка урока в 6 классе: «Географические координаты.»

Методическая разработка урока в 6 классе:   «Географические координаты.»...

Конспект урока по географии 5 класс "Географические координаты" с применением ИКТ и ЭОР

С 2013-2014 учебного года  работаю по УМК А.А. Лобжанидзе География 5-6 класс, в состав которого входит диск. На диске в тексте каждого параграфа представлены ссылки Рисунок, Фото, Словарь, Анима...

Разработка урока по теме "Географические координаты" (6 класс)

Урок проводится в 6 классе. Цели урока: сформировать у учащихся понятие о географических координатах, научить определять координаты....

Урок в 6 классе "Географические координаты"

Урок с элементами проблемного обучения...

Методическая разработка урока математики на тему "Координаты на прямой", 6 класс

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.Цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и приёмо...

Методическая разработка по теме : "Прямоугольная система координат" 6 класс

Методическая разработка урока (технологическая карта)...