Методическая разработка по теме : "Прямоугольная система координат" 6 класс
методическая разработка по математике (6 класс)

Методическая разработка урока (технологическая карта)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx554.14 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Название урока

Прямоугольная система координат урок №1 и №2 (проводятся в 1 учебный день)

Предмет

математика

Класс

6

Тип урока

Урок усвоения новых знаний/Урок комплексного применения знаний 

Вид урока

Проблемный/ практикум

Цели урока

Для учителя

Создать условия для реализации познавательной деятельности обучающихся при прохождении темы «Прямоугольная система координат»

Для ученика 

Ответить на проблемный вопрос и осознать значимость данной темы в практическом применении

Метапредметные результаты

Познавательные

Тренироваться в постановке и решении проблем;

информационный поиск; учиться осуществлять информационный поиск;

Коммуникативные

Учиться выстраивать  сотрудничество в парах и в группах; формулировать собственное мнение и позицию; тренинг коммуникативных навыков при выполнении различных ролей;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

Регулятивные

Учиться осуществлять контроль, оценивание, коррекцию, рефлексию,

учиться принимать решение

Образовательная среда урока

Презентация, карточки для групповой работы, фрагмент фильма, экран с мультимедийной установкой

Формы работы на уроке

проблемно-поисковая беседа в комплексе с различными средствами наглядности, работа в группах

Этапы урока

этап мотивации

10мин

  • Сегодня я начну урок с фрагмента фильма, который я и, думаю, что и многие ваши родители обожали , когда нам было столько же лет сколько и вам.
  • Вопросы по фрагменту: Кто узнал фильм?

Как называется фильм? По мотивам произведения, какого автора снят этот фильм?

Что произошло с главным героем  в том фрагменте, который мы видели?

А как корабли и самолёты ориентируются , чтобы не заблудиться.

Рассказ учителя с опорой на слайд. Секстант. Гиппарх (историческая справка). Сведения из географии (долгота и широта, географическая карта)

http://clip2net.com/clip/m0/ee974-clip-9kb.jpg?nocache=1

http://clip2net.com/clip/m0/7762f-clip-28kb.jpg?nocache=1

http://clip2net.com/clip/m0/92b8c-clip-8kb.jpg?nocache=1

Давайте попробуем ответить на вопрос с экзамена по географии.

  • Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

Давайте запишем, но внизу оставим ещё одну свободную строчку. Как вы думаете для чего?

Просмотр фрагмента из кинофильма «15 летний капитан»

Отвечают на вопросы по фрагменту.

Вспоминают свой жизненный опыт по теме «географическая карта, как ориентироваться на местности»

Формулируют тему «Координаты»

Выдвигают предположения

Этап первичного усвоения материала:

  • актуализации изученного с попыткой решить проблемную задачу, опираясь лишь на уже известную информацию (постановка учебной задачи)

  • Вывод о необходимости еще какого-то знания и получение его тем или иным способом

25 мин

Да, чтобы не потеряться, надо знать свои координаты. Тема «Координаты» нам уже знакома.

(учитель на доске строит координатную прямую, отмечает «0», «1» и отмечает точку «А», «В». Какие координаты у этих точек? Как записать?

 Мы даже умеем, выполнять по этой теме разные задания. Н-р:

http://clip2net.com/clip/m0/ffad4-clip-28kb.jpg?nocache=1

http://clip2net.com/clip/m0/399fd-clip-27kb.jpg?nocache=1

Ну раз мы справились с такими  заданиями, то скажите (Учитель возвращается к числовой прямой  и отмечает точку К, не лежащую на прямой), какие координаты у точки К?

А где в жизни мы сталкивались с тем, что нам надо определить место на плоскости, помимо того, что сегодня уже звучало на уроке.

http://clip2net.com/clip/m0/763d5-clip-24kb.jpg?nocache=1

Как же  нам обозначить координаты точки К?  

Историческая справка Рене Декарт.

Скажите есть разница, как записать (4;3) или (3;4)

http://clip2net.com/clip/m0/3bf4c-clip-17kb.jpg?nocache=1

Давайте попробуем сформулировать, как задать координату точки на плоскости.

http://clip2net.com/clip/m0/61f9c-clip-47kb.jpg?nocache=1

Поиск точек по их координатам и определение координат точек.

http://clip2net.com/clip/m0/5b702-clip-67kb.png?nocache=1

Отвечают на вопрос

Работа в парах

Самопроверка (сверка с доской)

1 задача-

2 задача

3 задача

(цветовой сигнал верно-зелёный,

Неверно-красный, неверно, но поняли ошибку –жёлтый)

Сталкиваются с проблемной ситуации (недостаток знаний)

Приводят примеры из своего опыта

Выдвигают гипотезы, обосновывают.

Формулируют правила, как найти точку с заданными координатами, как задать координаты точки.

Фронтальная работа

Коммуникативные

Организация сотрудничества

Регулятивные

Контроль, оценивание, коррекция, рефлексия

Познавательные

Постановка и решение проблем

Регулятивные

Целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Коммуникативные

формулировать собственное мнение и позицию;

  • Этап самостоятельного осмысления; Проверка.

8мин

Сейчас вы будете  работать в команде

Выберите, пожалуйста, первый номер вашей команды.

Сейчас мы проверим какая группа работает внимательно. Я раздам вам 4  бланка с прямоугольной системой координат. На каждом бланке, кроме 1, есть ошибки. Вам надо найти ошибки и дописать то, чего не хватает, чтобы в данных системах координат можно было бы работать.(проверка: оси подписать, направление осей, единичный отрезок)

Итак, все команды готовы. Рассчитайтесь почасовой стрелке на 1-4.

У каждого номера будет своя задача. (на экране)

Время на выполнение задачи 2 минуты.

После прохождения 2-х минут член команды № 3 получает решение и команда ведёт сверку.

http://clip2net.com/clip/m0/d0518-clip-19kb.jpg?nocache=1

Приложение №1 (карточка с заданиями для работы в группах)

Работа в группе (4 человека)

Поиск ошибок в бланках.

Работа в группах.

Рефлексия цветовыми картами (зелёный, жёлтый, красный)

Сверка с ответом

Коммуникативные Организация сотрудничества, тренинг коммуникативных навыков при выполнении различных ролей

Регулятивные

Контроль

оценка

Рефлексия Домашнее задание

2мин

Домашнее задание  сегодня на цветных карточках. Красная карточка, там трудное задание, зато за него можно получить отметку в журнал; жёлтая карточка-задание среднее-отметка пойдёт только в тетрадь, а зелёное –это лёгкое задание ,за него нельзя получить «5» и отметка останется только в рабочей тетради

Приложение №2 (домашнее задание)

Выбирают д.з.

Регулятивные

 на принятие решения;

УРОК №2

Этап мотивации

10мин

Этап применения знаний в новых условиях

10мин

На прошлом уроке мы записали тему, но я попросила оставить пустую строку. Что мы туда должны записать?

На прошлом уроке вы выбрали домашнее задание. А сейчас я хочу предложить д.з. перспективное на 2 недели, для желающих. Написать сообщение на 2 двойных листа в клетку, это сообщение должно расширять те знания, которые сегодня вы получили на уроке. Предложите, на какие темы могут быть эти сообщения.

На прошлом уроке мы попробовали работать в группе. Скажите, чтобы работа в группе не выражалось этой иллюстрацией,

 что надо сделать в группе, прежде, чем начинать работу?

http://planetaseminarov.ru/upload/iblock/0b4/1466170975_1043607545.jpg

Можно ли сделать вывод о работе группы по работе группы с прошлого урока? Почему? Мы сегодня дадим возможность каждому попробовать себя в каждой роли.

Фронтальная беседа

Актуализация полученных знаний на прошлом уроке, через подбор тем для сообщения

Продолжение работы в группе (после каждого задания –на карточке рефлексия цветом: зелёный, жёлтый, красный)

Познавательные

информационный поиск;

Регулятивные

на принятие решения;

Рефлексия

5мин

Какую роль в команде было выполнять тяжелее ? Легче? Дай совет на будущее своей команде.    В начале урока вы выбрали д.з. Поднимите руку, кто сделал бы другой выбор, если бы был такой шанс. Кто сделал бы в сторону лёгкого? Кто в сторону усложнения?                                                                                                                        

Регулятивные

на рефлексию

Этап применения знаний в новых условиях (самостоятельная работа)

20мин

Сегодня вы познакомились со многими секретами продуктивной работы в команде и сейчас вы попробуете воспользоваться ими в рейтинговой работе, которую будете выполнять в парах.

Ваша задача набрать, как можно больше очков для своей команды. Каждое задание имеет свою стоимость.

На всю работу 20 минут.

Напишите сколько баллов, на ваш взгляд, вы набрали.

Работа в парах

Регулятивные

на планирование,

Коммуникативные

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

Используемые ресурсы

https://kopilkaurokov.ru/matematika/uroki/risunki-v-koordinatakh

https://infourok.ru/podborka-risunki-po-koordinatam-klass-679179.html

http://www.vlivkor.com/2007/06/07/risunki_po_koordinatam.html

                        

                        

Приложение №1

Задания для команды

Задание №1

Отметьте точки

    A(- 5;1)

    B (4; 5)

    C (-1; -4).

Соедините точки отрезками так, чтобы получился треугольник АВС.

Задание №2

Отметьте точки

    N(- 2;5)

    K (2; 10)

    T (11; -1)

    M(1;- 6).

Соедините точки отрезками так, чтобы получился четырёхугольник NKTM.

Задание №3

Построй отрезок   SR

S (-5;- 6)

R (10;- 13)

Построй отрезок LQ

L (- 4;- 11)

Q(- 2; -3)

    Обозначь точку пересечения этих отрезков буквой  V и запишите координаты этой точки.

Задание №4

Построй  четырёхугольник PZEF

P (-11; -1)

Z ( -11; 7)

E (-4; 6)

F  (-5; -3)

    Обозначь точку пересечения диагоналей этого четырёхугольника буквой  H  и запишите координаты этой точки.

                                                                                Приложение №2

Домашнее задание

Зелёные карточки

«НОСОРОГ»

Туловище

(9;0); (13;2); (16;2) ; (19;4) ; (19;6) ;(17;8); (17;6); (16;6); (15;8); (15;6);(13;8) ; (11;8); (9;10) ; (9;8); (3;6) ;(-5;6) ; (-7;4);(-7;-6);(-2; -6) (-2;-2);(5;-2);(5;-6); (10;-6); (9;0)

Глаз:(13;6)

Утка

(3; 0), (1; 2), (-1; 2), (3; 5), (1; 8), (-3; 7), (-5; 8), (-3; 4), (-6; 3), (-3; 3), (-5; 2),(-5; -2), (-2; -3), (-4; -4), (1; -4), (3; -3), (6; 1), (3; 0) и (-1; 5).

Зайчонок

(5;1), (6;2), (6;3), (5;6), (4;7), (5;8), (6;8), (8;9), (9;9), (7;8), (9;8), (6;7), (7;6), (9;6), (11;5), (12;3), (12;2), (13;3), (12;1), (7;1), (8;2), (9;2), (8;3), (6;1), (5;1) и (5;7).

Жёлтые карточки

  1. (5; 3) , ( 5;-3), (3;-3),( 3;-1), (2; 3), (2;5), (3;6), (3;8),

(2;9), (1;9), (-1;7), (-1;6), (-4;4), (-2;3), (-1;3), (-1;1), (-2;1),

(-2;-1),(-1;0), (-1; -4), (-2; -4), (-2; -6),( -3; -6), (-3; -7),

(-1;-5), (1;-5), (1;-6), (3,-6), (3; -7), (4; -7), (4; -5), (2; -5), (3;-4),

(3;-3)

Глаз: (-1;5)

  1. (0;0), (1; -1), (1;-2), (2; -2) , (2;3), (4; 3), (4; -2) , (5; -2) ,(5;0), (6; -1), ( 6;-2), (7; -2), (7;2), (9;2), (9; -2), (11; -2),(11; 5), (12;5), (12;- 3), (14; -4), (14; - 6), (-15; -6), (-13; -1),

(-13;-2), (-7; -2), (-8; 0), (-7; 2), (-6; 2), , (-6; 7), (-5; 7),(-5; -2), (-3; -2), (-3; 4), (-1;4), (-1; -2), (0; -2),(0;0)

  1. Линия 1.(0;-8); (1;-6); (1; -2); ( 2; -10); (4; -10);(3; -10); (3,5; -4); (4; -9);

(5; -10); (6;-9); (5; -8); (5;-5); (6;0);(6;4);( 1;10); (-2;10); (-5; 8); (-4; 8); (-6;7); (-4;7); (-4;6); (-3; 5); (-2;3); (-1;5); (0;4); (-2;2); (-4; -1); (-6; -2);

         (-7;-7); (-12;-7); (-13; -10); (-8; -11); (-4; -11); (-5; -10); (-8; -10);(-11;-9)

(-11; -8);(-7; -8); (-4; -10); (0;-10); (1;-9);(0;-8)

                 Глаз:(-3;6); (-2; 7) Усы: 1)(-2;4); (-4;3). 2)(-2;4);(-4;2). 3)(-2;4);(-3;2)

Красные карточки

  1. а) (9,5;8), (11;8), (12;8,5), (12;11), (12,5;13), (14;14), (15;13), (15;9), (14,5;7), (13,5;3), (12;1,5), (11;1), (10;1,5), (10;2), (10,5;2,5), (11;2,5), (11;3),(10,5;4), (11;5), (6;5,5), (7;3), (6;2,5), (6;1.5), (7;1), (8,5;1,5), (9;2), (9;4), (10;3,5), (10,7;3,5) ;

б) (7,6), (7,5;6,5), (9;7), (9,5;8), (10;8,5), (9,5;8,5), (10;9), (10;10), (6,5;7), (2;6), (3,5;6), (2,5;5,5), (4;5,5), (3,5;5),(4,5;5), (6,5;6), (7;6)

в) (3,5;6,5), (3;7,5), (2;8), (2;10,5), (3;9,5), (4;10,5), (5;11), (6;11), (7;12), (8,5;13), (8,5;12), (9,5;10), (9,5;9,5)

г) глаза (4,5;8) окружность R=5мм и окружность =6мм

(7;9) окружность r=2мм и окружность R=6мм

нос (6,5;7) полукруг

рот (6,5;8) окружность R=2мм

  1. (-11;3), (-14;3), (-14;4), (-11;7), (-7;7), (-5;5), (-2;5), (3;4), (4;5), (7;4), (9;3), (15;3), (18;5), (19;7), (19;4), (16;1), (14;0), (10;-2), (7;0), (6;-1), (9;-4), (8;-5), (6;-6), (4;-8), (4;-10), (2;-9),

(1;-10), (1;-9), (-1;-9), (2;-7), (4;-4), (2;-2), (1;-2), (-1;-3), (-2;-4), (-5;-5), (-6;-6), (-8;-6),

(-10;-7), (-9;-5), (-11;-6), (-10;-4), (-7;-4), (-5;-3), (-4;-2), (-4;-1), (-5;0), (-7;0), (-8;1), (-9;1),

(-10;2), (-12;2), (-13;3). Правые лапки: (-4;-1), (-6;-2), (-8;-2),

(-9;-1), (-12;0), (-13;-2), (-12;-2), (-12;-4), (-11;-3), (-10;-4), (-10;-3), (-7;-4), (2;-2), (1;-4),

(6;-6), (2;-10), (3;-10), (3;-11), (4;-11), (4;-12), (5;-11), (6;-12), (7;-10), (8;-10), (7;-9), (7;-7), (6;-6). Глаз:(-11;5), (-10;5), (-10;-6), (-11;5).

Дополнение к рисунку: (1;0), (2;-2), (-1;0), (-1;-3), (-5;0), (-5;1).

                             

                                       

                                                                                   Приложение № 3

Рейтинговое задание

  1. Отметьте точки с координатами:

А)  А(-2,5;3,5);В(0;-6,5)           по 1 баллу

Б) С(1,8;0); К(-2,1; -0,4)           по 2 балла

С) Т()                по 3 балла

  1. Построй отрезок FD   F(-3;2); D(6;-1).Укажите координаты точек пересечения этого отрезка с осями координат.                     3 балла
  2. Ученикам было дано задание: записать координаты  четырёх любых точек, изображённых на чертеже

http://clip2net.com/clip/m0/161f6-clip-8kb.png?nocache=1

Проверь работы учеников, исправь ошибки  и выстави отметки в соответствии с критериями.

отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Количество ошибок

5 и более

3-4

1-2

0

А) Иванов H(-3;0); F(-1;1);G(-4;1); М(2;-2);С(1;2)

Б)Петров   К(0;-1) ; J(0;-3); H(0;-3);I(1;0)

По 3 балла за каждую верно проверенную работу и 1 балл за  верно выставленные отметки.

  1. Зашифруйте свою картину с помощью координат  от 3 до 5 баллов (асимметрия рисунка, координаты с «0» по оси абсцисс или ординат)
  2. Подумай, что общего в координатах точек, которые лежат в 1-ом координатном углу, во 2-ом, в 3-ем,4-ом. Охарактеризуй координаты точек, лежащих в 1 координатном угле, во втором, в 3-ем, в 4-ом.   Словесная формулировка 3 балла, на математическом   языке   6 баллов

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Прямоугольная система координат"

Методическая разработка по теме: "Прямоугольная система координат"...

Методическая разработка по теме "Политическая система Великобритании"

Презентация к уроку "Страна изучаемого языка: Великобритания. Политика"...

Методическая разработка по теме " Банковская система"

Цель занятия:1.           Учебная – повторение темы «Финансы и финансовая система», закрепление теоретического материала по теме: «Банковская система»...

Методическая разработка на тему: "Интерактивные системы опроса как средства оценки качества знаний обучающихся"

Одним из наиболее перспективных для использования в школе средств ИКТ являются беспроводные интерактивные системы опроса и голосования, которые используется в учебных заведениях России и мира....

Методическая разработка урока математики «Прямоугольная система координат в пространстве»

Методическая разработка урока изучения нового материала по дисциплине «Математика» по теме «Прямоугольная система координат в пространстве».Рассмотрены основные вопросы: поняти...