Методическая разработка по теме «Описание системы приемов и методов организации образовательного пространства, способствующих развитию мотивации к изучению мировой художественной культуры в рамках клубной деятельности»
методическая разработка на тему

Примеры игр, упражнений для развития мотивации к изучению искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met._razr._opisanie_sitemy_priyomov_i_metodov.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по теме

«Описание системы приемов и методов организации образовательного пространства, способствующих развитию мотивации к изучению мировой художественной культуры в рамках клубной деятельности»

(Автор: Силина И.В.)

В связи с актуальностью для современного подрастающего поколения знакомства с мировой художественной культурой, в Зеленоградском дворце творчества детей и молодёжи возникла необходимость в открытии клуба, занимающегося по данному направлению.

Основным активом клуба являются дети, занимающиеся в объединениях художественно-эстетической направленности дворца творчества, т.е. в той или иной мере мотивированные. Поскольку предмет изучения может показаться ребятам скучным и изобилующим историческим и культурологическим материалом, необходимо подобрать такие методы и приемы его изложения, чтобы у них возник интерес к данному предмету.

Как уже отмечалось выше, дополнительное образование располагает гораздо более широкими возможностями, чем школа, для создания необходимой комфортной среды обучения.

В начале знакомства с мировой художественной культурой следует подготовить почву для активного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

1. Упражнения на активизацию внимания и коммуникацию

Чтобы осознать принадлежность к группе будет полезно выполнение упражнения «Эхо» из социо-игровой педагогики. Все ученики отвечают на звуки ведущего дружным эхом. Это упражнение нацелено на слаженность действий, его можно использовать в разные моменты на многих занятиях.

«Слухачи». Выбирается водящий, и он выходит из помещения. Остальные играющие выбирают одну-две строчки из какой-нибудь известной песни или стихотворения. Каждое слово строчки распределяют по группам участников. Водящий-слухач ходит между компаниями, выуживает отдельные слова и складывает их в заданную строчку. Вместо строчки можно задумать фамилии писателей, художников и т.д. Это упражнение может быть использовано как для активизации внимания, так и для социализации в коллективе.

«Разведчики». Каждый ребенок «связывается» глазами с кем-то из группы. При этом нельзя пользоваться ни жестами, ни словами – только ловить взгляд так, чтобы связаться «глаза в глаза». Возникшие пары можно временно закрепить, задавая новые действия. Это упражнение позволяет понять, как важно удерживать внимание на партнере и замечать его внимание к себе.

Упражнение «Скульптор и глина» позволяет почувствовать не только пластику своего тела, но и выявляет умение работать в паре. «Глина» здесь должна полностью подчиняться действиям «скульптора».

2. Приемы работы с текстом

Открытая образовательная технология РКМЧП дает много способов работы с текстами. Среди них наиболее интересными для нашей работы являются нежеследующие стратегии.

Стратегия «Чтение с остановками» используется для пробуждения интереса к чтению. Для использования данного приема важно, чтобы текст был абсолютно неизвестным для данной аудитории, с динамичным, событийным сюжетом, с неожиданной развязкой и «открытым» проблемным финалом. Текст заранее делится на смысловые части, где будет делаться остановка. Педагог заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

Система маркировки текста «ИНСЕРТ». На стадии осмысления предлагается система маркировки текста (чтение с пометками), чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

 v (галочка) - этим знаком помечается информация, которая уже известна;

 - (минус) – помечается то, что противоречит представлению детей;

+ (плюс) – помечается то, что является для них интересным и неожиданным;

 ? (вопросительный знак) ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать побольше.

Далее, читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. После прочтения текста учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу: v - + ?. На стадии рефлексии происходит последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Стратегия «Знаю. Хочу узнать. Узнал». До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбик таблицы «Знаю», «Хочу знать». По ходу знакомства с текстом или в процессе его обсуждения, учащиеся заполняют графу «Узнали». После чего следует сопоставление граф таблицы. Это один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала.

Синквейн. На стадии рефлексии возможно создание синквейна – стихотворения из 5 строк (от французского «5»), которое строится по следующим правилам:

в первой строчке тема назвается одним словом (обычно существительным); во второй строчке дается описание темы в двух словах (два прилагательных); в третьей строчке дается описание действия в рамках данной темы тремя словами;

в четвертой строке – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме;

в пятой строке – повторение сути темы другим словом на эмоциональном или философско-обобщенном уровне. Синквейн можно использовать на разных этапах занятий.

Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

строчка 1: тема (существительное)

строчка 2: определение (2 прилагательных)

строчка 3: действие (3 причастия)

строчка 4: ассоциации (4 существительных)

строчка 5: действие (3 причастия)

строчка 6: определение( 2 прилагательных)

строчка 7: тема (существительное)

Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению.

Складывание текстов из отрывков. Берется известный текст и разбивается на отрывки. Учащиеся должны последовательно собрать все части текста и определить, что это за произведение и к какой эпохе оно относится.

Свертывание/развертывание текста. При свертывании текста информация поэтапно преобразовывается за счет обобщения к одному слову, а развертывание представляет собой генерирование информации.

Выразительное чтение текстов (в том числе по ролям) является хорошим приемом для осознания содержания текста.

3. Задания на эмоционально-образное мышление

Одним из основных приемов этой области является прием проживания.

Это относится и к музыке, и к изобразительному искусству, и к театру.

Музыка – самое выразительное средство искусства.

Слушая музыку, можно выполнять различные задания на восприятие. Например, выражение музыки в цвете, линии.

Другим видом занятия является замена музыкального текста на вербальный (проговаривание, написание эссе).

Прочувствование музыки телом. Слушая музыку с закрытыми глазами, совершать движения, соответствующие музыке (чувствование ритма, интонации, настроения).

Понимание образов изобразительного искусства требует некоторой подготовки. Следующий прием заключается в соотнесении интонации картины со своими чувствами.

Для понимания внутреннего состояния героев произведений изобразительного искусства бывает необходимым в точности воспроизвести позу – телесно почувствовать напряжение всех мышц.

4. Использование игровых технологий

Очень полезно и интересно проводить занятия в форме различных турниров (по типу КВН) по пройденной теме. Это, конечно же, требует большой подготовки, причем, с каждой командой в отдельности. Зато такой способ занятий позволяет достаточно глубоко проработать и изучить материал. К тому же на турнир можно пригласить родителей и друзей.

Другими вариантами могут быть занятия-путешествия, занятия-экскурсии и другие.

Можно инсценировать на занятии отрывок текста.

5. Дидактические приемы

Существует огромное количество дидактических приемов. Здесь представлены лишь некоторые из них.

«Третий - лишний» - из трех слов найди лишнее и обоснуй свой выбор.

Разгадывание различных ребусов и шарад.

Составление логико-ассоциативных цепочек.

Определение количества гласных или согласных букв в определениях.

«Цифровой диктант». Среди нескольких произнесенных однократно и достаточно быстро определений есть верные и неверные. Верные маркируются цифрой 1, неверные – 0.

Прием группировки понятий, текстов или иллюстраций с объяснением принципа группировки.

Составление логических пар. Первая пара задается, а во второй дается только одно слово.

6. Творческие задания

Творческие задания в работе клуба предполагаются практически на каждом занятии. Это и, уже описанные выше, выражения чувств и эмоций в красках. Работа с пластилином или глиной, имитирующая предметы изучаемых культур. Выполнение рисунков в соответствии с характерными чертами, особенностями, живописи.

Организация выставок детских работ с возможностью раскрыть художественный замысел своих сверстников.

Проведение уже описанной в предыдущем параграфе технологии «Педагогические мастерские».

Для работы в малых группах существует большое количество способов объединения (деления на команды). Среди них – «разрезанная открытка»; выбор по цвету и форме; по картинкам-ассоциациям; выстраивание по признакам (цвет волос, одежды, глаз, рост, дата рождения и др.) и расчет по номерам; выбор капитанов из активных детей и затем последовательный выбор следующего члена команды предыдущим.

В групповой работе в некоторых случаях предлагается динамизм – перемещение в группах.

Использование средств ИКТ позволяет широко использовать их для наглядности. Здесь и возможность представления презентаций по разным темам, и просмотр видеоматериалов, и создание проектов, и многое другое. Современные ИКТ технологии позволяют сделать занятия более интересными. Например, провести виртуальное путешествие в какой-нибудь город или музей. А еще, это отличный инструмент для выполнения домашних заготовок.

В конце учебного года было бы очень здорово обобщить полученный опыт в коллективном проекте. Причем этот проект должен включать в себя творческие работы детей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе рассматривалась проблема познавательной мотивации детей школьного возраста в системе дополнительного образования.

В своей работе я подробно рассказала о проблемах, которые существуют в современном обществе в сфере образования.

Мною были рассмотрены теоретические подходы к проблеме мотивации в контексте личностно-ориентированного подхода.

В результате анализа ситуации в области изучения предметов искусства в школе вышла на необходимость создания в условиях дополнительного образования клуба, знакомящего детей с мировой художественной культурой.

Для обеспечения успешной работы были проанализированы существующие подходы к образованию, методы и средства обучения.

В итоге была предложена система приемов и упражнений, оптимальных для дополнительного образования и способствующих развитию мотивации к изучению мировой художественной культуры.


ИСТОЧНИКИ

  1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты. М.: Владос, 2002 г.
  2. Библер В.С. Культура. Диалог культур. (Опыт определения). Вопросы философии, 1989 г., №6, с.31-42
  3. Бодровская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000 г.
  4. Бондаренко С.М. Урок – творчество учителя. «Знание», серия «Педагогика и психология», № 3, 1974 г.
  5. Гребенкин А. Театральная педагогика вчера и сегодня. Научные труды. - http://www.theater111.ru/science03.php
  6. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 г.
  7. Гураль С.К., Синергетическая модель развития образовательного пространства (sun.tsu.ru/mminfo/000063105/303/image/303_015-016.pdf)
  8. Ершова А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя: пособие для учителя. М.: Флинта: НОУ ВПО «МПСИ», 2010 г.
  9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2001 г.
  10. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1981.
  11. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990 г.
  12. Мелик-Пашаев А.А. и Новлянская З.Н. Развитие художественной одаренности в школьные годы. Методическое пособие. Москва. 2009. Сайт – Психологический институт РАО:  www.pirao.ru/posobie.doc
  13. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981.
  14. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступени к творчеству. М., 1987.
  15. Мелик-Пашаев А.А. О состоянии и возможностях художественного образования. Искусство в школе, №1, 2008 г.
  16. На пути к педагогике личности: Сб. метод. материалов и докум. / Под ред. В. В. Серикова. ─ Волгоград, 1997. ; 5
  17. Неменский Б.М. Искусство. Культура. Образование: Цикл бесед. М., 1993.
  18. Неменский Б.М. Педагогика искусства. Москва, Просвещение, 2007, - 255 стр.
  19. Никитина А.Б. Создание открытой художественно-творческой среды в пространстве современного образования
  20. Никитина А.Б. Театр где играют дети. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. М.: Владос, 2001.
  21. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995 г.
  22. Образовательные системы современной России. Справочник. Составитель Ю.Л.Троицкий. РГГУ, М. 2010.
  23. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Под ред. С. А. Смирнова. ─ Москва, 1999. ─ 2-е изд., испр. и доп.
  24. Педагогический словарь. ─ Москва, 1960
  25. ПЕШИКОВА Л.В. Методика преподавания  мировой художественной культуры в школе. (Б-ка учителя мировой художественной культуры). Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002–96с.
  26. Пономарев Р.Е. Образовательное пространство как основополагающее понятие теории образования / Р.Е.Пономарев // Педагогическое образование и наука. – 2003. – №1. – С.29-31.
  27. Психология развития Словарь А.А. Вербицкий.
  28. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения// Вопросы психологии, 1995 г., № 2, с.13-21.
  29.  Савенкова Л.Г., Богданова Н.В. Проблемы дидактики образовательной области «Искусство». Педагогические технологии и механизмы художественного-творческого развития детей: интегрированные формы обучения. Москва,  2006, - 235 стр.
  30. Селевко П.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
  31. Симпозиум «Художественное образование: состояние и перспективы» (20-21 октября, 1998 г.) ИХО РАО, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. М. – 257 стр.
  32. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 1998 г.
  33. Театральная педагогика как средство создания  развивающей образовательной среды: Образовательная программа повышения квалификации педагогов и руководителей образования. Авторы: Басина Н.Э., Крайзель Е.З., Санина Н.Н., Сулимова Н.П., Суслова О.А., Танаева Е.Н., Храмцова Е.Э. Научный консультант: канд. пед. наук, доцент Н.П. Сулимова. - Екатеринбург: Издательство АМБ, 2005.-  160с.
  34. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 .
  35. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. Просвещение, М.-1991.
  36. Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с. (в соавт.)
  37. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001. — 544 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)
  38. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001. — 544 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»)
  39. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996 г.
  40. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979 г.
  41. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные формы и методы организации образовательного пространства

Пути решения проблем преемственности в современной школе...

Видение изучения мировой художественной культуры в свете ФГОС(2). ( «размышления у парадного подъезда…»)

Размышления учителя о несоответствии заявленных в новых стандартах целей содержанию образования, где предмету "Мировая художественная культура" не нашлось места......

Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся на уроках химии».

Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся на уроках химии»....

Статья В.Н. Миняева " Организация образовательного пространства с использованием здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры для обучающихся с ОВЗ"

В статье ВН Миняева "Организация образовательного пространства для обучающихся с ОВЗ"говорится о том, что проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными в нашей современной...

«Взаимодействие учителя и учащихся в процессе изучения мировой художественной культуры»

Активное участие каждого ученика в процессе обучения — это желание всех педагогов. Добиться этого можно несколькими способами, среди которых ярко выделяются два: содержание занятия должно быть и...