Открытое занятие по теме: «Использование новых форм организации образовательного пространства, способствующие приобщению дошкольников к национальному художественному наследию» Форма выступления: Мастер-класс для педагогов - «Пейзажи России»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)
Конспект занятия (мастер-класса) для педагогов
по теме "Пейзажи России"
Цель занятия:
Развить у педагогов представление о возможностях использования живописи как инструмента для воспитания художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста, а также научить их применять акварельные цветные карандаши в создании пейзажных картин.
Задачи занятия:
1.Ознакомить педагогов с работами известных русских художников и их подходами к изображению пейзажей.
2.Развивать навыки анализа произведений искусства и их обсуждения с детьми.
3.Дать практические навыки работы с акварельными цветными карандашами для создания собственных пейзажей.
Материалы и оборудование:
- Репродукции картин Исаака Левитана, Аркадия Пластова и Аркадия Рылова.
- Акварельные цветные карандаши.
- Бумага для рисования.
- Введение
Если видишь на картине. Нарисована река.
Или ель и белый иней. Или сад и облака.
Или снежная равнина. Или поле и шалаш.
Обязательно картина. Называется пейзаж.
Значимость пейзажной живописи в культуре России заключается в том, что этот жанр позволяет исследовать национальное, всеобщее и индивидуальное через природу и её состояния. Пейзажная живопись — один из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, высшая ступень художественного освоения природы.
Пейзажи отражают культурное наследие страны через обращение художников к фольклорным мотивам. Например, в живописи часто встречается мотив леса, что связано с тем, что лесные территории занимают большую часть России и лес играет важную роль в ряде фольклорных мотивов. В сказках создаёт атмосферу волшебства. В стихотворениях и народных песнях пейзаж часто выступает главной темой и выражает в них характер и силу народа, любовь к родине. (Например, «Ах ты степь широкая»). Также в работах русских пейзажистов много произведений, посвящённых временам года.
Природное разнообразие страны также находит отражение в пейзажной живописи. Художники создают множество этюдов, фиксирующих самые отдалённые уголки России, её природное разнообразие.
Кроме того, пейзажная живопись выступает средством патриотического воспитания, помогая детям чувствовать красоту природы своей малой родины и всей страны в целом.
Сегодня мы с вами рассмотрим три картины с изображением пейзажа. И изобразим свой пейзаж, используя акварельные цветные карандаши.
- Знакомство с картинами
Первая картина Исаак Ильич Левитан – "Золотая осень"
Левитан любил рисовать осенние пейзажи — у него было более сотни картин, связанных с этим временем года. Среди них картина «Золотая осень» стала одним из самых известных и популярных произведений художника.
На картине изображён спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Узкая речка с невысокими берегами пересекает картину вертикально, река окружена деревьями, покрытыми жёлтой и красной осенней листвой. Вдали видны деревенские домики, поля, а далее, на горизонте — осенний лес, окрашенный в оттенки жёлтого цвета. Небо голубое, по нему плывут светлые облака. Перед глазами — берёзовая роща.
На полотне представлен тот момент осени, когда природу ещё не до конца покинуло лето, этот период в народе называют «бабьим лето». У подножий деревьев пышным пёстрым ковром разостлалась опавшая листва. Трава на берегу реки изображена в жёлто-зелёных красках. На правом берегу реки виднеется рощица ещё зелёных деревьев.
Несмотря на то, что изображена осень, в пейзаже нет грусти, наоборот, настроение умиротворённое, спокойное.
Вторая картина Аркадий Александрович Пластов – "Сенокос"
Главная идея картины - передача чувств радости и счастья мирной жизни, вдохновения и оптимизма. Полотно изображает лето 1945 года, когда страна возвращалась к мирной жизни после победы в войне.
Картина привлекает внимание благодаря разнообразию сияющих цветов и оттенков, что создаёт праздничное настроение. Также реалистичность изображения позволяет зрителю услышать шум ветра, шелест травы, пение птиц и жужжание насекомых.
Детали, которые делают пейзаж особенным это цветущий луг на переднем плане. Среди высокой сочной травы тихо колышутся от ветра пушистые розовые колоски мятлика и мелкие бело-розовые цветочки гореца, собранные в плотные колоски. Берёзовая роща справа от косцов. Солнечные зайчики весело сверкают на стройных белых стволах и ярко-зелёной листве берёз. Хвойный лес за рощей. Несколько нежно-зелёных молоденьких ёлочек тянутся к небу. Скошенные поля на заднем плане. Дальний лес на горизонте отсвечивает сине-зелёными бирюзовыми оттенками. Высокое голубое небо с лёгкими облаками. Оно добавляет изображению простора и воздуха.
Третья картина Аркадий Александрович Рылов – «В голубом просторе»
Детали пейзажа, которые делают эту картину особенной. Слияние моря и неба. На горизонте они сливаются воедино, создавая ощущение бесконечности времени и пространства. Движение всех элементов. Всё на картине находится в движении: стремительно рвутся вперёд сильные птицы, скользит парусник, колышутся волны. Использование холодной палитры красок. На полотне изображена ранняя весна, от синих и тёмно-синих, почти чёрных волн веет холодом. Символичность некоторых образов. Лебеди, парящие высоко в небе, символизируют устремление к чему-то, что лежит за пределами обыденного. Парусник вдали, маленький и одинокий, намекает на путь человека в поисках своей цели.
Картина «В голубом просторе» влияет на настроение зрителя по-разному. Вызывает чувство спокойствия и вдохновения. Плавность линии, мягкие оттенки синего и зелёного цветов передают впечатление о холодной, но живой природе, не затронутой суетой. Создаёт настроение бодрости, энергии, динамичности. В этом морском пейзаже есть первобытная красота и непреодолимая мощь водной стихии. Одновременно чувствуется гордость за тех, кто не побоялся бросить ей вызов и отправился навстречу своей мечте. Вызывает чувство свободы, даже некой невесомости. Кажется, будто сейчас получится полететь вместе с птицами по голубому небу над синим морем вслед за кораблём.
Каждый из художников изобразил разные виды пейзажей и передал различные состояния природы и атмосферы.
Золотая осень - светлые тона спокойный день.
Сенокос – относится к лирическим пейзажам. Отражает красоту природы, вызывает чувства любви к родине, учит радоваться.
В голубом просторе – морской пейзаж, холодные оттенки, бескрайний простор.
3. Практическая часть.
Уважаемые коллеги, мы рассмотрели пейзажи разного времени года, но одно время года мы упустили, но не забыли… я предлагаю вам изобразить зимний пейзаж, используя акварельные цветные карандаши.
Начинаем работу с наброска простым карандашом. Линия горизонта. Намечаем первый, второй и третий план.
Элемент первого плана самый большой, он ближе к нам расположен. я предлагаю нарисовать на первом плане ёлку, точнее её набросок.
На втором плане рисуются главные объекты пейзажа — лес, поля, дома. На моей работе будет изображён лес. Добавляем детали, такие как следы на снегу, маленькие детали на зданиях, что поможет сделать второй план более объемным и интересным.
На третьем плане расположено то, что находится за линией горизонта. Солнце, горы.
Набросок готов. Приступаем к раскрашиванию.
Раскрашивать будем акварельными цветными карандашами используя технику рисования – штриховку.
Небо раскрасим штриховкой от центра в несколько рядов. Центром у нас будет солнце. Начинаем штриховать, плавно поворачивая работу, начиная с тёплых тонов, для последующего круга берём более яркий цвет и так плавно переходим к холодным оттенкам. Каждый последующий круг немного заходит на предыдущий, это даёт смешивание оттенков.
Для гор возьмём синий или серый цвет. Применим диагональную штриховку в разных направлениях, верхушки гор можно оставить заснеженными.
Переходим на нижнюю часть листа. Сначала заштриховываем фон голубым цветом с разным нажимом на карандаш, это придаст объём работе.
Прорисовываем следы
Приступаем к ёлочке. Применим штриховку от точки в несколько рядов. Точкой будет служить макушка ёлки.
Работа готова. Осталось акцентировать некоторые элементы если это необходимо.
Почему акварельные цветные карандаши?
- Многофункциональность. Акварельными карандашами можно рисовать не только по сухому листу, но и по влажной бумаге с применением кисти.
- Яркие цвета. Грифель акварельных карандашей мягче, чем у обычных цветных, поэтому цвета более насыщенные и яркие.
- Лёгкое смешение цветов. Акварельные карандаши можно смешивать между собой для получения новых оттенков.
Заключение
- Уважаемые коллеги "Что нового и ценного для своей работы вы узнали на этом занятии?"
- "Какие идеи и подходы вы хотели бы применить в своей практике?"
- Какое ваше впечатление от взаимодействия с искусством сегодня? Что вы планируете внедрить в свою работу?"
Проект решение
Я предлагаю коллегам использовать живопись для развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста, а также применять акварельные цветные карандаши и технику штриховки для создания детских работ.
Самоанализ занятия
Самоанализ проведенного мастер-класса для педагогов, посвященного использованию живописи в образовательном процессе, представляет собой важный инструмент для оценки эффективности занятия, а также выявления его сильных и слабых сторон. Мастер-класс был направлен на развитие художественных навыков педагогов, а также на внедрение методов, способствующих творческому развитию детей.
Во-первых, следует отметить, что цели мастер-класса были четко сформулированы. Я стремилась не только ознакомить участников с работами известных художников, таких как Исаак Левитан, Аркадий Пластов и Аркадий Рылов, но и развить у них навыки рисования, а также помочь им научиться интегрировать живопись в образовательный процесс. Участники выражали интерес к теме, что способствовало активному участию в обсуждениях и практических заданиях. Это говорит о том, что подготовка к занятию была проведена на высоком уровне и соответствовала запросам педагогов.
Среди сильных сторон мастер-класса можно выделить интерактивность и практическую направленность. Участники не просто слушали теоретические материалы, но и имели возможность самостоятельно создать свои пейзажи, применяя полученные знания. Это создало атмосферу вовлеченности и сотрудничества, что способствовало повышению уровня комфорта участников и их открытости к экспериментам. Обсуждение произведений искусства позволило взглянуть на творчество более углубленно и неформально, что также добавило ценности в обучении.
Однако, как и в любом учебном процессе, были и аспекты, требующие улучшения. Например, время, отведенное на обсуждение работ участников, оказалось недостаточным. Педагоги показали интерес к своим творениям и желали бы больше времени для анализа и обратной связи от коллег. Это дало бы возможность более глубоко проработать идеи, высказать мысли о работе других участников, что в свою очередь могло бы обогатить опыт каждого.
Заключительная рефлексия была важной частью мастер-класса, которую хорошо восприняли участники. Высказывания о том, как они могут внедрить новые методы в свою практику, свидетельствуют о положительном влиянии мастер-класса на их профессиональную деятельность. Это подчеркивает, что, несмотря на существующие недостатки, мастер-класс достиг своей главной цели — вдохновить педагогов на использование художественного творчества в воспитании и развитии детей.
В итоговом анализе можно сказать, что мастер-класс оказался успешным, но есть пробелы, над которыми стоит работать в будущем. Это позволит в дальнейшем создать еще более глубокое и полезное пространство для профессионального роста педагогов и улучшения образовательного процесса.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новая форма организации методической работы в рамках внедрения ФГОС в современное образовательное пространство
В данной статье освещена новая форма организации методической работы в МОУ «Коменской СОШ» Прибайкальского района РБ, суть которой заключается в том, что вместо традиционных методических объединений п...

Конспект фрагмента открытого занятия на тему: "Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях"
использование здоровьесберегающих технологий на логопедических зантиях...
Новые формы организации образовательного процесса
Одной из важнейших особенностей современной образовательной ситуации выступает расширение возможностей информационной образовательной среды, которые в настоящее время активно используются многим...
Методическая разработка по теме «Описание системы приемов и методов организации образовательного пространства, способствующих развитию мотивации к изучению мировой художественной культуры в рамках клубной деятельности»
Примеры игр, упражнений для развития мотивации к изучению искусства....

Урок - сайт как инновационная форма организации образовательного пространства
Материал содержит информацию о преимуществах такой организации учебного пространства, как урок-сайт...

Выступление на семинаре и Конспект открытого занятия по теме: "Использование современных педагогических технологий и методов обучения для повышения мотивации у детей младшего школьного возраста..."
ВЫСТУПЛЕНИЕПетрич Инны Ивановны, педагога МБУ ДО ЦТ «Аист»Тема: «Использование современных педагогических технологий и методов обучения для повышения мотивации у детей младшего ...

Текст выступления к мастер-классу «Новые формы организации обучения и воспитания детей в дополнительном образовании»
laquo;Новые формы организации обучения и воспитания детей в дополнительном образовании»текст выступления к презентации...
