Открытое занятие по теме: «Использование новых форм организации образовательного пространства, способствующие приобщению дошкольников к национальному художественному наследию» Форма выступления: Мастер-класс для педагогов - «Пейзажи России»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Долгова Елена Владимировна

 

Конспект занятия (мастер-класса) для педагогов

по теме "Пейзажи России"


Цель занятия:

Развить у педагогов представление о возможностях использования живописи как инструмента для воспитания художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста, а также научить их применять акварельные цветные карандаши в создании пейзажных картин.

Задачи занятия:

1.Ознакомить педагогов с работами известных русских художников и их подходами к изображению пейзажей.

2.Развивать навыки анализа произведений искусства и их обсуждения с детьми.

3.Дать практические навыки работы с акварельными цветными карандашами для создания собственных пейзажей.

Материалы и оборудование:

  • Репродукции картин Исаака Левитана, Аркадия Пластова и Аркадия Рылова.
  • Акварельные цветные карандаши.
  • Бумага для рисования.
  1. Введение

Если видишь на картине. Нарисована река.

Или ель и белый иней. Или сад и облака.

Или снежная равнина. Или поле и шалаш.

Обязательно картина. Называется пейзаж.

Значимость пейзажной живописи в культуре России заключается в том, что этот жанр позволяет исследовать национальное, всеобщее и индивидуальное через природу и её состояния. Пейзажная живопись — один из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, высшая ступень художественного освоения природы.

Пейзажи отражают культурное наследие страны через обращение художников к фольклорным мотивам. Например, в живописи часто встречается мотив леса, что связано с тем, что лесные территории занимают большую часть России и лес играет важную роль в ряде фольклорных мотивов. В сказках создаёт атмосферу волшебства. В стихотворениях и народных песнях пейзаж часто выступает главной темой и выражает в них характер и силу народа, любовь к родине. (Например, «Ах ты степь широкая»). Также в работах русских пейзажистов много произведений, посвящённых временам года.

Природное разнообразие страны также находит отражение в пейзажной живописи. Художники создают множество этюдов, фиксирующих самые отдалённые уголки России, её природное разнообразие.

Кроме того, пейзажная живопись выступает средством патриотического воспитания, помогая детям чувствовать красоту природы своей малой родины и всей страны в целом.

Сегодня мы с вами рассмотрим три картины с изображением пейзажа. И изобразим свой пейзаж, используя акварельные цветные карандаши.

  1. Знакомство с картинами

Первая картина Исаак Ильич Левитан – "Золотая осень"

Левитан любил рисовать осенние пейзажи — у него было более сотни картин, связанных с этим временем года. Среди них картина «Золотая осень» стала одним из самых известных и популярных произведений художника.

На картине изображён спокойный день в середине осени. Солнце светит, но уже не так ярко. Узкая речка с невысокими берегами пересекает картину вертикально, река окружена деревьями, покрытыми жёлтой и красной осенней листвой. Вдали видны деревенские домики, поля, а далее, на горизонте — осенний лес, окрашенный в оттенки жёлтого цвета. Небо голубое, по нему плывут светлые облака. Перед глазами — берёзовая роща.

На полотне представлен тот момент осени, когда природу ещё не до конца покинуло лето, этот период в народе называют «бабьим лето». У подножий деревьев пышным пёстрым ковром разостлалась опавшая листва. Трава на берегу реки изображена в жёлто-зелёных красках. На правом берегу реки виднеется рощица ещё зелёных деревьев.

Несмотря на то, что изображена осень, в пейзаже нет грусти, наоборот, настроение умиротворённое, спокойное.

Вторая картина Аркадий Александрович Пластов – "Сенокос"

Главная идея картины - передача чувств радости и счастья мирной жизни, вдохновения и оптимизма. Полотно изображает лето 1945 года, когда страна возвращалась к мирной жизни после победы в войне. 

Картина привлекает внимание благодаря разнообразию сияющих цветов и оттенков, что создаёт праздничное настроение. Также реалистичность изображения позволяет зрителю услышать шум ветра, шелест травы, пение птиц и жужжание насекомых. 

Детали, которые делают пейзаж особенным это цветущий луг на переднем плане. Среди высокой сочной травы тихо колышутся от ветра пушистые розовые колоски мятлика и мелкие бело-розовые цветочки гореца, собранные в плотные колоски.  Берёзовая роща справа от косцов. Солнечные зайчики весело сверкают на стройных белых стволах и ярко-зелёной листве берёз.  Хвойный лес за рощей. Несколько нежно-зелёных молоденьких ёлочек тянутся к небу.  Скошенные поля на заднем плане. Дальний лес на горизонте отсвечивает сине-зелёными бирюзовыми оттенками.  Высокое голубое небо с лёгкими облаками. Оно добавляет изображению простора и воздуха.

Третья картина Аркадий Александрович Рылов – «В голубом просторе»

Детали пейзажа, которые делают эту картину особенной. Слияние моря и неба. На горизонте они сливаются воедино, создавая ощущение бесконечности времени и пространства.  Движение всех элементов. Всё на картине находится в движении: стремительно рвутся вперёд сильные птицы, скользит парусник, колышутся волны. Использование холодной палитры красок. На полотне изображена ранняя весна, от синих и тёмно-синих, почти чёрных волн веет холодом.  Символичность некоторых образов. Лебеди, парящие высоко в небе, символизируют устремление к чему-то, что лежит за пределами обыденного. Парусник вдали, маленький и одинокий, намекает на путь человека в поисках своей цели. 

Картина «В голубом просторе» влияет на настроение зрителя по-разному. Вызывает чувство спокойствия и вдохновения. Плавность линии, мягкие оттенки синего и зелёного цветов передают впечатление о холодной, но живой природе, не затронутой суетой.  Создаёт настроение бодрости, энергии, динамичности. В этом морском пейзаже есть первобытная красота и непреодолимая мощь водной стихии. Одновременно чувствуется гордость за тех, кто не побоялся бросить ей вызов и отправился навстречу своей мечте.  Вызывает чувство свободы, даже некой невесомости. Кажется, будто сейчас получится полететь вместе с птицами по голубому небу над синим морем вслед за кораблём.

Каждый из художников изобразил разные виды пейзажей и передал различные состояния природы и атмосферы.

Золотая осень - светлые тона спокойный день.

Сенокос – относится к лирическим пейзажам. Отражает красоту природы, вызывает чувства любви к родине, учит радоваться.

В голубом просторе – морской пейзаж, холодные оттенки, бескрайний простор.

3. Практическая часть.

Уважаемые коллеги, мы рассмотрели пейзажи разного времени года, но одно время года мы упустили, но не забыли… я предлагаю вам изобразить зимний пейзаж, используя акварельные цветные карандаши.

Начинаем работу с наброска простым карандашом. Линия горизонта. Намечаем первый, второй и третий план.

Элемент первого плана самый большой, он ближе к нам расположен. я предлагаю нарисовать на первом плане ёлку, точнее её набросок.

На втором плане рисуются главные объекты пейзажа — лес, поля, дома. На моей работе будет изображён лес. Добавляем детали, такие как следы на снегу, маленькие детали на зданиях, что поможет сделать второй план более объемным и интересным.

На третьем плане расположено то, что находится за линией горизонта. Солнце, горы.

Набросок готов. Приступаем к раскрашиванию.

Раскрашивать будем акварельными цветными карандашами используя технику рисования – штриховку.

Небо раскрасим штриховкой от центра в несколько рядов. Центром у нас будет солнце. Начинаем штриховать, плавно поворачивая работу, начиная с тёплых тонов, для последующего круга берём более яркий цвет и так плавно переходим к холодным оттенкам. Каждый последующий круг немного заходит на предыдущий, это даёт смешивание оттенков.

Для гор возьмём синий или серый цвет. Применим диагональную штриховку в разных направлениях, верхушки гор можно оставить заснеженными.

Переходим на нижнюю часть листа. Сначала заштриховываем фон голубым цветом с разным нажимом на карандаш, это придаст объём работе.

Прорисовываем следы

Приступаем к ёлочке. Применим штриховку от точки в несколько рядов. Точкой будет служить макушка ёлки.

Работа готова. Осталось акцентировать некоторые элементы если это необходимо.

Почему акварельные цветные карандаши?

  • Многофункциональность. Акварельными карандашами можно рисовать не только по сухому листу, но и по влажной бумаге с применением кисти. 
  • Яркие цвета. Грифель акварельных карандашей мягче, чем у обычных цветных, поэтому цвета более насыщенные и яркие. 
  • Лёгкое смешение цветов. Акварельные карандаши можно смешивать между собой для получения новых оттенков. 

Заключение

  • Уважаемые коллеги "Что нового и ценного для своей работы вы узнали на этом занятии?"
  • "Какие идеи и подходы вы хотели бы применить в своей практике?"
  • Какое ваше впечатление от взаимодействия с искусством сегодня? Что вы планируете внедрить в свою работу?"

Проект решение

Я предлагаю коллегам использовать живопись для развития художественного восприятия у детей старшего дошкольного возраста, а также применять акварельные цветные карандаши и технику штриховки для создания детских работ.

Самоанализ занятия

Самоанализ проведенного мастер-класса для педагогов, посвященного использованию живописи в образовательном процессе, представляет собой важный инструмент для оценки эффективности занятия, а также выявления его сильных и слабых сторон. Мастер-класс был направлен на развитие художественных навыков педагогов, а также на внедрение методов, способствующих творческому развитию детей.

Во-первых, следует отметить, что цели мастер-класса были четко сформулированы. Я стремилась не только ознакомить участников с работами известных художников, таких как Исаак Левитан, Аркадий Пластов и Аркадий Рылов, но и развить у них навыки рисования, а также помочь им научиться интегрировать живопись в образовательный процесс. Участники выражали интерес к теме, что способствовало активному участию в обсуждениях и практических заданиях. Это говорит о том, что подготовка к занятию была проведена на высоком уровне и соответствовала запросам педагогов.

Среди сильных сторон мастер-класса можно выделить интерактивность и практическую направленность. Участники не просто слушали теоретические материалы, но и имели возможность самостоятельно создать свои пейзажи, применяя полученные знания. Это создало атмосферу вовлеченности и сотрудничества, что способствовало повышению уровня комфорта участников и их открытости к экспериментам. Обсуждение произведений искусства позволило взглянуть на творчество более углубленно и неформально, что также добавило ценности в обучении.

Однако, как и в любом учебном процессе, были и аспекты, требующие улучшения. Например, время, отведенное на обсуждение работ участников, оказалось недостаточным. Педагоги показали интерес к своим творениям и желали бы больше времени для анализа и обратной связи от коллег. Это дало бы возможность более глубоко проработать идеи, высказать мысли о работе других участников, что в свою очередь могло бы обогатить опыт каждого.

Заключительная рефлексия была важной частью мастер-класса, которую хорошо восприняли участники. Высказывания о том, как они могут внедрить новые методы в свою практику, свидетельствуют о положительном влиянии мастер-класса на их профессиональную деятельность. Это подчеркивает, что, несмотря на существующие недостатки, мастер-класс достиг своей главной цели — вдохновить педагогов на использование художественного творчества в воспитании и развитии детей.

В итоговом анализе можно сказать, что мастер-класс оказался успешным, но есть пробелы, над которыми стоит работать в будущем. Это позволит в дальнейшем создать еще более глубокое и полезное пространство для профессионального роста педагогов и улучшения образовательного процесса.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новая форма организации методической работы в рамках внедрения ФГОС в современное образовательное пространство

В данной статье освещена новая форма организации методической работы в МОУ «Коменской СОШ» Прибайкальского района РБ, суть которой заключается в том, что вместо традиционных методических объединений п...

Новые формы организации образовательного процесса

Одной из важнейших особенностей современной образовательной ситуации выступает расширение возможностей информационной образовательной среды, которые в настоящее время активно используются многим...

Урок - сайт как инновационная форма организации образовательного пространства

Материал содержит информацию о преимуществах такой организации учебного пространства, как урок-сайт...

Выступление на семинаре и Конспект открытого занятия по теме: "Использование современных педагогических технологий и методов обучения для повышения мотивации у детей младшего школьного возраста..."

ВЫСТУПЛЕНИЕПетрич Инны Ивановны, педагога МБУ ДО ЦТ «Аист»Тема: «Использование современных педагогических технологий и методов обучения для повышения мотивации у детей младшего ...

Текст выступления к мастер-классу «Новые формы организации обучения и воспитания детей в дополнительном образовании»

laquo;Новые формы организации обучения и воспитания детей в дополнительном образовании»текст выступления к презентации...