Новые формы организации образовательного процесса
статья на тему

 

Одной из важнейших особенностей современной образовательной ситуации выступает расширение возможностей информационной образовательной среды, которые в настоящее время активно используются многими образовательными учреждениями. Широкое использование возможностей информационной образовательной среды приводит «к  выходу» образовательного процесса за рамки традиционной классно-урочной системы и сопровождается  появлением новых форм его организации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx57.69 КБ

Предварительный просмотр:

Новые формы организации образовательного процесса

Одной из важнейших особенностей современной образовательной ситуации выступает расширение возможностей информационной образовательной среды, которые в настоящее время активно используются многими образовательными учреждениями. Широкое использование возможностей информационной образовательной среды приводит «к  выходу» образовательного процесса за рамки традиционной классно-урочной системы и сопровождается  появлением новых форм его организации.

Изменение форм организации образовательного процесса является объективным процессом, который происходит под влиянием внешних условий. Несмотря на достаточно большое количество психолого-педагогических исследований по проблеме инновационных изменений образовательного процесса, до сих пор теоретически не осмыслено и не обобщено, как изменяются формы организации образовательного процесса в условиях открытой информационной образовательной среды. В данной статье анализируются новые формы организации образовательного процесса, приводятся результаты обобщения и систематизации организационных систем обучения.

Анализ и осмысление исследований  по проблемам форм организации образовательного процесса позволил уточнить понятие «формы организации». Под формами организации мы понимаем отрезки образовательного процесса, реализующиеся в сочетании учебной деятельности учащихся по усвоению определенного содержания учебного материала и освоению способов деятельности и поддержки учителя в организации  деятельности учащихся.

Совокупность дополняющих друг друга форм организации образовательного процесса представляют собой организационную систему обучения. К организационным системам обучения относятся: линейная, линейная с элементами нелинейной и нелинейная системы обучения. Каждая система обучения характеризуется типичными для неё формами организации, образовательными технологиями и поддержкой учителя в организации деятельности учащихся. Дадим краткую характеристику перечисленных организационных систем.

Линейная система обучения, представлена классно-урочной и лекционно-семинарской формами организации и предполагает, что школьники изучают предметы образовательной программы строго последовательно в установленном объеме в определенные сроки в условиях класса или аудитории. 

Линейная система обучения, с элементами нелинейной, представленная модульным и виртуально-распределенным обучением, позволяет частично реализовать идею проектирования индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.

Нелинейная система обучения, представленная дистанционным, бесклассно-курсовым и обучением в открытых студиях, позволяет в полной мере осуществлять проектирование и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов учащихся, предполагает организацию динамичного расписания занятий и физиологически благоприятной структуры учебного года.

Анализ психолого-педагогической литературы [ и образовательной практики показал, что сегодня в рамках линейной с частичным переходом к нелинейной и нелинейной организационных систем обучения реализуются новые формы организации образовательного процесса, направленные на использование возможностей информационной образовательной среды школы.

К ним относятся:

Модульное обучение - при котором учебные предметы группируются в модули, представляющие собой относительно замкнутые отрезки содержания обучения, которые отличаются от традиционного урока. Выделяются обязательные для каждого ученика модули и модули, которые ученик выбирает самостоятельно. Основной формой организации деятельности учащихся выступает групповая форма.

Виртуально-распределенное обучение – при котором обучение осуществляется в очной и заочной формах через  выделение классно-урочного блока, когда учащиеся изучают учебный материал в условиях класса и виртуального блока, когда ученики изучают материал самостоятельно, используя средства информационных, сетевых, телекоммуникационных, компьютерных технологий в группах и индивидуально при поддержке и консультировании учителя.

Дистанционное обучение – позволяет осуществлять самостоятельное индивидуальное обучение в заочной форме в индивидуальном темпе и по индивидуальным программам при использовании информационных, телекоммуникационных, сетевых, компьютерных технологий при консультировании и поддержке преподавателей.

Бесклассно-курсовое обучение позволяет реализовать идею проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов каждого ученика за счет переструктурирования учебного времени и более интенсивного (блочного) изучения программного материала, введения курсов по выбору.

Обучение в открытых студиях так же позволяет индивидуализировать процесс обучения учеников, поскольку школьники разного возраста объединяются в студии по интересам, самостоятельно выбирают, в каких студиях и в каком объеме они будут работать. Допускаются переходы из одной студии в другую в течение года, а так же обучение в студиях любых жителей округа и города, как детей, так и взрослых, желающих получить соответствующую образовательную услугу, чем определяется открытость студий.

Общими характеристиками новых форм выступают открытость, направленность на использование информационной образовательной среды школы, изменения связей основного дидактического отношения между учителем и учеником, учителем и содержанием учебного материала, учителем и содержанием образования, учителем, учеником и информационной средой школы.

Для классно-урочной и лекционно-семинарской форм организации образовательного процесса основной организационной формой является фронтальная. Для модульной и виртуально-распределенной формы организации - групповая. Для бесклассно-курсовой, дистанционной и обучения в открытых студиях – индивидуальная форма.

Систематизация организационных систем обучения, форм организации образовательного процесса и соответствующих им организационных форм деятельности учащихся представлены на схеме  (см. рис.1).

Рис.1 Организационные системы обучения, формы организации образовательного процесса и организационные формы деятельности учащихся

Проведенная систематизация позволила установить, что в настоящее время в открытой информационной образовательной среде одновременно реализуются все три организационные системы обучения. В последнее время наблюдается тенденция перехода от линейной к нелинейной организационной системе обучения, и в ряде учебных заведений сегодня создаются условия для реализации линейной с элементами нелинейной системы обучения.

Здоровьесберегающие технологии ,применяемые на занятиях декоративно-прикладного творчества

Педагог - Курицина Елена Константиновна

Работа с крючком ,спицами , нитками и веревками связана с нагрузкой на мелкие мышцы рук, на мышцы плечевого пояса, на позвоночник, также работая с крючком идёт большая на грузка на глаза, поэтому очень важно на занятиях использовать здоровьесберегающие технологии.

   Для активизации и отдыха ребят на занятии, а также для предупреждения и снятия утомления на занятиях предусмотрены  здоровьесберегающие технологии: релаксационные и кенезиологические упражнения, пальчиковая  гимнастика и гимнастика для глаз .

Также  используются на занятиях элементы арт – терапии, так как арт – терапия включает в себя несколько аспектов здоровьяесберегающих технологий .

   Арт – терапия – в основе её лежит творческая деятельность. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму её разрешения. Через игру, сказку, ручной труд(вязание.макраме)  арт-терапия даёт выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения. Основная задача арт-терапии  состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повешении его способностей.

   Использование арт-терапии на занятии, создаёт положительный настрой в группе, снижает утомляемость, облегчает процессы коммуникаций, вызывает эмпатию среди участников, даёт положительные результаты  в  развитии внутреннего контроля и повышений адаптационных способностей детей, способствует творческому самовыражению.  

ФОРМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ.

1 Рациональное чередование учебной и досуговой деятельности.

2 Индивидуальное дозирование объёма сложности.

3 Мониторинг состояния содержания мастерской и инструментов.

4 Беседы и просветительская работа с обучающимися.

ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕЙ ПЕДАГОГИКИ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ПРОГРАММЕ.

  1. Принцип ненанесения вреда.
  2. Принцип приоритета действенной заботы о здоровье обучающегося.
  3. Принцип соответствия содержание организации обучение возрастным особенностям обучающихся.
  4. Сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий.
  5. Приоритет активных методов обучения.
  6. Принцип формирования ответственности обучающихся за свое здоровье.

Давно известно, что игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на уроках рукоделия в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает мне возможность укрепить мотивацию на изучение моего предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, увидеть индивидуальность детей. Для обучающихся игры – это способ самореализации, самовыражения, самооценки.

Игровые формы, применяемые мною на уроке разнообразны:

  1. подвижные игры (физкультминутки, игры в животных, игры на внимание);
  2. игры-соревнования (дети делятся на группы, команды и выполняют условия игры);
  3. диалоги с героями книг, сказок, мультфильмов;

Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой.Звучание музыки на занятии дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.

.

Здоровьесберегающие технологии ,

применяемые на занятиях аэробикой

Спортивная аэробика считается одним из оздоровительных видов гимнастики. Этот вид спорта позволяет  сделать занятия физической культурой более привлекательными и интересными. Музыкальное  сопровождение  оказывает положительное  влияние  на  психическое  и  эмоциональное   состояние  детей.  Комплексы аэробной  гимнастики содержать  упражнения,  которые  помогают решать задачи каждой части спортивно-оздоровительного занятия:

-  вводная  часть или разминка  –  это  упражнения,  способствующие  разогреванию  мышц  и  суставов, формированию правильной осанки, улучшению работы органов дыхания;

-  основная  часть  –  это  упражнения,  направленные  на  комплексное  развитие  двигательных качеств необходимых аэробисту,  тренировку  опорно-двигательного  аппарата,  сердечно-сосудистой  и  дыхательной систем;

-  заключительная  часть  –  это  упражнения  релаксационного  характера,  которые  позволяют организму восстановиться после физических нагрузок.

При спортивной подготовке детей  я использую разнообразные направления и виды  аэробики:

-    танцевальная аэробика, на занятиях разучиваются  элементы  танцев  различных  стилей, обогащают  двигательный  опыт  и  повышают  культуру  движений.  Танцевальная  аэробика привлекательна,  эмоциональна  и  высокоэффективна  для  развития  координационных способностей;

-  степ-аэробика позволяет   комплексно  развивать у  занимающихся двигательные качества, благоприятно воздействует на опорно-двигательный  аппарат, сердечно-сосудистую систему, дыхательную  и  нервную  системы;

- тай-бо – это аэробика с элементами таэквондо и бокса, даёт работу всем мышцам, улучшает реакцию и способствует минимизации детского стресса;

-  силовая аэробика позволяет не только тренировать основные системы организма, но и акцентировать нагрузку на отстающих в развитии отдельных группах мышц, исправить дефекты телосложения, нормализовать вес;

- уроки с элементами йоги и пилатеса помогают развивать силу и гибкость мышц, связок и суставов. Это различные динамические и статические позы, дыхательные упражнения, упражнения на стретчинг и расслабление. Они очень эффективны для снятия стрессового воздействия на позвоночник.

Занятия спортивной аэробикой – это один из мощнейших способов борьбы с гиподинамией, так как ребята на занятиях активно двигаются

Для предупреждения перетренированности детей на занятиях большое внимание уделяется восстановительным упражнениям, в частности, релаксации. Как правило, высокий уровень мышечного напряжения у детей проявляется в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации.

 Релаксационные упражнения проводятся под спокойную музыку (звуки природы). Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным,уравновешенным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы организации учебного процесса

Материал посвящен вопросу поиска новых приемов, методов, способов преподавания в свете требований стандаротов второго поколения. Рассматриваются проблемы, возникающие на разных этапах урока совре...

ФГОС. Предпосылки к новым подходам организации образовательного процесса

ФГОС. Предпосылки к новым подходам  организации  образовательного процесса...

Методическое сообщение «Урок как основная форма организации образовательного процесса в ДМШ»

Методическое сообщение для преподавателей ДМШ с элементами презентации "Урок как основная форма организации образовательного процесса в ДМШ"Цель: Обеспечить профессиональную готовность слушателей к ор...

Презентация на тему: "Дифференциация обучения как форма организации образовательного процесса"

Презентация к докладу на ГМО учителей русского языка и литературы "Дифференциация обучения как форма организации образовательного процесса"....

Статья "Образовательное событие как форма организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"

Образовательное событие – прекрасный способ, интересно организовать школьную,  интеллектуальную и творческую жизнь учащихся.Например,  учащиеся 6-х  классов приняли участие в одно...

Новые формы организации учебного процесса, позволяющие формировать и развивать исследовательские компетенции учащихся

ФГОС ориентирует нас на «портрет выпускника школы»:•мотивированный на творчество и инновационную деятельность;•готовый к сотрудничеству,•способный осуществлять учебно...