Нетрадиционные формы организации образовательного процесса как элемент здоровьесбережения ребёнка
методическая разработка (физкультура и спорт) на тему

Власов Сергей Владимирович

Доклад на педсовете с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_zd.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд №1

Нетрадиционные формы организации образовательного процесса как элемент здоровьесбережения ребёнка

Второй год наша школа работает по программе «Здоровье». Мы и раньше на педсоветах и родительских собраниях неоднократно обсуждали тему здоровья и ведения здорового образа жизни. Первоочередная задача о\о учреждения - приобщение учащихся к ЗОЖ и

 сохранение и улучшение его в течение всех лет обучения.

Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе. Прежде чем рассматривать эти технологии, необходимо уточнить, какие элементы учебного процесса могут оказывать отрицательные воздействия на здоровье детей.  Они показаны на этом слайде.

Слайд №2

Это в первую очередь большое количество предметов в расписании, по пять-семь предметов ежедневно; большой объем и сложность учебного материала, неадекватные методы обучения (традиционная жесткая схема урока - ежедневное повторение одних и тех же этапов в одном и том же порядке), стрессовые ситуации контроля, боязнь ошибки, боязнь отметок (их приоритет в классе).

Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика:

*частую смену позы,

*потягивание,

*встряхивание руками,

*зевота,

*закрывание глаз,

*подпирание головы,

*остановившийся взгляд,

*ненужное перекладывание предметов,

*разговор с соседом,

*увеличение количества ошибок в ответах,

*не восприятие вопроса,

*задержка с ответом,

*частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.

Слайд №3

Сохранение здоровья ребенка начинается с организации всего учебно-воспитательного процесса, в частности - с расписания уроков.

Хорошо бы уменьшить количество предметов в один учебный день, то есть количество подготовок ученика к урокам за счет спаренных часов, которые позволяют учителю организовать «погружение» в предмет, а ученику избежать «стрессового калейдоскопа».

Мы знаем, что самые продуктивные уроки - со второго по четвертый. Но в расписании не может не быть 1-го, 6-го и даже 7 -го уроков.

С целью сохранения здоровья учащихся учитель должен видеть систему уроков класса в данный день, помнить и учитывать не только очередность своего урока, но, что очень важно, какой он по счету в учебном процессе класса.

Если в расписании ваш урок стоит за пределами продуктивных часов, то и планирование урока необходимо осуществлять с учетом этих обстоятельств.

Слайд №4

Укреплению физического и нравственного здоровья служат уроки физической культуры, малоподвижные игры на перерывах, игры-считалки на переменах, подвижные игры в продленных группах, вся система физкультурно-массовой работы в школе, система воспитательной работы: беседы, классные часы, «уроки здоровья», работа с родителями.

Систематические занятия физкультурой и спортом положительно влияют не только на профилактику заболеваний, но и правонарушений и преступности. По данным Минздрава 13,6 % обследованных детей имеют отклонения в состоянии здоровья. Причем за годы обучения в школе эта цифра увеличивается. Только в коррекции осанки нуждаются 1,6 млн человек. Нынешнее социальное и экономическое положение страны не способствует нормальному физическому развитию школьников. Поэтому в наиболее прогрессивных коллективах убеждены в том, что дети должны уметь творить свое здоровье своими руками. А учителя, психологи и медики должны помогать ребятам делать правильные шаги.

Слайд №5

 У нас в школе нет спортивного зала, поэтому уроки физкультуры, занятия туризмом и спортивными играми преподаватели проводят на открытом воздухе. В этом есть положительный фактор. По итогам спартакиады школьников за последние 10 лет мы дважды занимали 2-е места и 5 раз –третьи, а в туриаде трижды занимали 2-е места и 4 раза – третьи. Три года назад команда нашей школы представляла район на областных соревнованиях, а затем Московскую область на соревнованиях  центрального региона России по туризму в Липецке. Это говорит о хорошей физической подготовке наших детей. Несколько лет назад по итогам медицинского обследования в школах города и района у нас был самый высокий показатель состояния здоровья детей. В настоящее время роста  заболеваемости простудой и гриппом не наблюдается.

Слайд №6

В нашей школе наряду с традиционными формами физического воспитания применяются и другие. У нас есть опыт проведения соревнований по силовому троеборью, триатлону, армрестлингу, жонглированию. В этом году мы впервые провели соревнования по шахматам и шашкам в виде сеанса одновременной игры и планируем сделать их традиционными.  Каковы результаты нашей работы в этом направлении?  

Слайд №7

Турнир по силовому троеборью проходил в нашей школе 19 декабря сего года  уже 16-ый раз, он давно стал традиционным. Через него за эти годы прошло более сотни ребят. Результаты, показанные победителями разных лет, впечатляют: Козлов Е. – 76 очков, Власов А. – 73 очка, Оськин Ю. в этом году -70 очков. Но главный рекорд – это здоровье детей. Такая же цель и у армрестлинга и триатлона, который входят три вида спорта: плавание, велосипед и бег. Человек, прошедший через такие испытания, уже по-другому относится к себе, становится более требовательным к своему здоровью, менее подвержен воздействию вредных привычек.  Интеллектуальные игры, такие как шахматы и шашки, тоже оказывают  положительный эффект, благотворно влияют на развитие умственных способностей учащихся. Сеанс одновременной игры, который прошёл у нас 26 декабря, собрал 12 учеников с 3-го по 11-ый класс и двух преподавателей. Но это все касается непосредственно внеклассной спортивной работы  учителя физкультуры.

А как же обстоят дела у других учителей- предметников? Что они могут предложить и уже применяют на практике в плане здоровьесберегающих технологий?

Слайд №8

«Задача школы не "дотянуть ' ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить подростка к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет не последнюю роль», - считает учитель математики Егоршева В.Д.

Слайд №9

 Многие годы ученик проводит в стенах классных комнат, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без комплекса работы учителя и ученика. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если он:;

• в физическом плане - умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой;
• в интеллектуальном плане - проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
• в нравственном плане – честен, самокритичен;
• в социальном плане - коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить;
• в эмоциональном плане - уравновешен, способен удивляться и восхищаться.

 Учитель постоянно должен заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей. У детей преобладает непроизвольное внимание. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя - помочь ученику преодолеть усталость, формировать устойчивое внимание. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока, не причиняя вред здоровью. Валентина Дмитриевна предлагает нетрадиционные методы оздоровления, которые дают положительные результаты. Все упражнения и игры проводятся в свободном темпе. Если ребята по каким-то причинам не желают их выполнять, то во время их проведения могут посидеть спокойно или выполнить их частично. Один из методов – дыхательная гимнастика, цель которой -  научить дышать через нос; при этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей. Обратите внимание на перечисленные упражнения

Слайд №10  Назвать несколько

Вот некоторые из этих упражнений.
1. Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице – вдох. Вдох левой ноздрёй правая ноздря закрыта, выдох правой (при этом закрыта левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз.
2. Сделать 8-10 вдохов и выдохов через левую и правую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем.
3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м-м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа.
4. Закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г-м-м-м», на выдохе то же самое, закрыть левую ноздрю.
5. Энергично произносить «т-д». Упражнение служит для укрепления мышц языка.
6. Энергично произносить «п-б», Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ.
7. Высунуть язык, энергично произносить «к-г», «н-г». Укрепляются мышцы полости глотки.
8. Несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.
Более подробно об этом Валентина Дмитриевна расскажет сама после моего выступления
Слайд №11

Есть примеры создания в российских школах модели воспитательной системы «Школа здоровья».В них разработаны программы, в основу которых положено взаимодействие трех ключевых направлений- педагогики, психологии и валеологии (науки о здоровье).

1.Известно, что большую часть любого урока ребята проводят сидя за партой, без движения. А наука говорит о том, что длительное воздействие статически напряжённого состояния является фактором, угнетающим нейродинамику и регуляцию вегетативных функций организма.   Следовательно, на уроках необходимо расширять двигательную активность школьников (применение настольных конторок). Кроме этого, в школах действует система разноуровневого обучения, которое позволяет сделать выбор между гимназическими и традиционными классами , занимающимися освоением новых технологий, и классами педагогической поддержки.    

2. В школах действует психологическая служба в трёх основных направлениях:

*скрининг – непрерывное наблюдение за развитием учащихся;

*диагностика, в задачи которой входит анализ психологического климата в семье и     школе на различных этапах образования;

*психологическая помощь. В рамках этого направления работает клуб «Я, ты, мы», проводятся разовые консультации и беседы с родителями, а также организуются занятия школы общения. С 5 класса вводится предмет «Педагогика и психология для себя».

Надо сказать, что в нашей школе нет профессионального психолога, но каждый учитель-предметник и классный руководитель применяет на практике все эти направления. В частности, учитель русского языка и литературы и классный руководитель 5 класса  Богатова С.В. в своей работе применяет непрерывное наблюдение за каждым учащимся, отмечает положительные и отрицательные моменты в обучении и поведении, старается поддержать их в трудную минуту словом и делом. Так ученик 5 класса Рогалёв Никита, вовремя получивший психологическую поддержку, улучшил успеваемость по русскому языку и обрёл уверенность в своих силах.  При грамотном подходе и взаимодействии с учителем физкультуры была не только улучшена успеваемость этого  ученика, но и достигнуты высокие результаты в спорте, что благотворно сказалось на его психическом здоровье.

3. Валеология. Этот предмет вводится  в школьную программу с 1 по 11 класс. На уроках ребята знакомятся с наукой о том, как стать здоровыми, изучают законы формирования, сохранения и расширения жизненного потенциала каждого человека, познают  законы экологии. На этих уроках учащиеся ведут дневники здоровья, где каждый день фиксируют  своё настроение и самочувствие.

В некоторых школах уделяется внимание профилактике заболеваний, проходят двухнедельные курсы фитотерапии ( фиточай, масла, аэро-фитотерапия). Наряду с этим проводятся нетрадиционные Дни здоровья, в которых участвует вся школа («Салон лечебной музыки»: прослушивание музыки, обсуждение, зарисовка того, что они почувствовали во время прослушивания).

В комплексе три ступени – педагогика, психология и валеология - дают очень хорошие результаты, школа здоровья оправдывает своё название.

В принципе, в нашей школе был опыт введения валеологии в образовательную программу, и результаты были положительными в плане приобщения детей к ведению ЗОЖ.

Слайд №12

  1. Здоровьесберегающие технологии - это  совокупность форм, методов и приемов организации учебной деятельности без ущерба для здоровья школьников.
  2.   По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ)

«Здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Охрана здоровья детей- это приоритетное направление деятельности Правительства Российской Федерации. Это подразумевает, что выпускник школы обязан войти в самостоятельную жизнь полным творческих и физических сил. Именно на это должны быть направлены все формы организации образовательного процесса – и традиционные, и нетрадиционные.

Слайд№13

И закончить своё выступление я хочу словами Генриха Гейне: «Единственная красота, которую я знаю — это здоровье»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Починковская средняя общеобразовательная школа»

Доклад

«Нетрадиционные формы организации образовательного процесса как элемент здоровьесбережения ребёнка»


               

           

                Составитель  - учитель физкультуры   С.В. Власов

                                     30 декабря 2011 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы организации образовательного процесса

Одной из важнейших особенностей современной образовательной ситуации выступает расширение возможностей информационной образовательной среды, которые в настоящее время активно используются многим...

Методическое сообщение «Урок как основная форма организации образовательного процесса в ДМШ»

Методическое сообщение для преподавателей ДМШ с элементами презентации "Урок как основная форма организации образовательного процесса в ДМШ"Цель: Обеспечить профессиональную готовность слушателей к ор...

Презентация на тему: "Дифференциация обучения как форма организации образовательного процесса"

Презентация к докладу на ГМО учителей русского языка и литературы "Дифференциация обучения как форма организации образовательного процесса"....

Педагогическая мастерская "Нетрадиционные формы организации образовательного процесса в рамках требований ФГОС".

Цель: дифференциация, интеграция, проектирование и ИКТ как метапредметные результаты освоения программы в рамках реализации ФГОС. Задачи: 1. Совершенствование профессиональной компетенции учите...

Презентация "Нетрадиционные формы организации образовательного процесса в рамках требований ФГОС".

Цель: дифференциация, интеграция, проектирование и ИКТ как метапредметные результаты освоения программы в рамках реализации ФГОС. Задачи: 1. Совершенствование профессиональной компетенции учите...

Статья "Образовательное событие как форма организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС"

Образовательное событие – прекрасный способ, интересно организовать школьную,  интеллектуальную и творческую жизнь учащихся.Например,  учащиеся 6-х  классов приняли участие в одно...