Рабочая программа по информатике 11 класс - 2016-2017
рабочая программа по информатике и икт (11 класс) на тему

Дубинкин Павел Николаевич

Рабочая программа основана на ФК ГОС 2004 и УМК Семакина И.Г., Хеннера Е.К., Шеиной Т.Ю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Яхромская средняя общеобразовательная школа №1

Утверждаю

Директор МОУ Яхроская средняя

общеобразовательная школа №1

_______________ / Кашина Т.В. /

«  01  »      сентября      2016 г.

Рабочая программа по информатике и ИКТ

(базовый уровень)

11 класс

Дубинкин Павел Николаевич,

учитель информатики

г. Яхрома

2016


  1. Пояснительная записка

Основными нормативными документами, определяющим содержание данного учебного курса, является «Стандарт среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ. Базовый уровень» от 2004 года и Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ.

Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 11 классе. Курс ориентирован на учебный план, объемом 34 учебных часов, согласно ФК БУП от 2004 года. Данный учебный курс осваивается учащимися после изучения базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 8-9 классах).

Цель изучения учебного предмета

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Общая характеристика учебного курса

Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:

  • Линию информация и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах; информационные основы процессов управления);
  • Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).
  • Линию алгоритмизации и программирования (понятие и свойства алгоритма, основы теории алгоритмов, способы описания алгоритмов, языки программирования высокого уровня, решение задач обработки данных средствами программирования).
  • Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).
  • Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет, основы сайтостроения).
  • Линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность)

Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом МОУ Яхромская средняя общеобразовательная школа №1 на 2015-2016 учебный год и рассчитана на 34 часа (из расчета 1 час в неделю).

Программой предполагается проведение практикумов – больших практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Обучающие практические работы включены в содержание комбинированных уроков, на которых теория закрепляется выполнением практической работы, которая носит не оценивающий, а обучающий характер. Оценки за выполнение таких работ могут быть выставлены учащимся, самостоятельно справившимся с ними.

Место учебного предмета в учебном плане, среди других учебных дисциплин

Базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин «гуманитарный» понимается как синоним широкой, «гуманитарной», культуры, а не простое противопоставление «естественнонаучному» образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.

Это позволяет:

  • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы;
  • систематизировать и углубить знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе;
  • заложить основу для дальнейшего профессионального обучения;
  • сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем.

С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.

Обучение информатики организовано «по спирали»: первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей) в основной школе, затем в средней школе, на следующей ступени обучения, изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны, это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.

Планируемые результаты изучения информатики

Планируемые результаты изучения информатики уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов.

В результате освоения курса информатики в 11 классе на базовом уровне учащиеся будут 

знать/понимать

  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
  • использование алгоритма как модели автоматизации деятельности
  • назначение и функции операционных систем.

уметь

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и т.п.;
  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и т.п.);
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.


  1. Тематическое планирование

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч

Из них

Теоретическое обучение, ч

Лабораторные и практические работы, ч

Самостоятельные практические работы, ч

1

Информационные системы и базы данных

11

5

6

2

Интернет

7

3

4

3

Информационное моделирование

12

5

7

4

Социальная информатика

4

4

Итого

34

15

19

Содержание дисциплины (34 часа)

Информационные системы и базы данных (11 ч)

Системный анализ

Учащиеся должны знать:

- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема;

- основные свойства систем;

- что такое системный подход в науке и практике;

- модели систем: модель «черного ящика», состава, структурную модель;

- использование графов для описания структур систем.

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.);

- анализировать состав и структуру систем;

- различать связи материальные и информационные.

Базы данных

Учащиеся должны знать:

- что такое база данных (БД);

- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;

- определение и назначение СУБД;

- основы организации многотабличной БД;

- что такое схема БД;

- что такое целостность данных;

- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД;

- структуру команды запроса на выборку данных из БД;

- организацию запроса на выборку в многотабличной БД;

- основные логические операции, используемые в запросах;

- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.

Учащиеся должны уметь:

- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД;

- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;

- реализовывать запросы со сложными условиями выборки.

Интернет (7 ч)

Организация и услуги Интернета.

Учащиеся должны знать:

- назначение коммуникационных служб Интернета;

- назначение информационных служб Интернета;

- что такое прикладные протоколы;

- основные понятия WWW: веб-страница, веб-сервер, веб-сайт, веб-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес;

- что такое поисковый каталог: организация и назначение;

- что такое поисковый указатель: организация и назначение.

Учащиеся должны уметь:

- работать с электронной почтой;

- извлекать данные из файловых архивов;

- осуществлять поиск информации в интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.

Основы сайтостроения

Учащиеся должны знать:

- какие существуют средства для создания веб-страниц;

- в чем состоит проектирование веб-сайта;

- что значить опубликовать веб-сайт.

Учащиеся должны уметь:

- создать несложный веб-сайт с помощью редактора сайтов.

Информационное моделирование (12 ч)

Компьютерное информационное моделирование.

Учащиеся должны знать:

- понятие модели;

- понятие информационной модели;

- этапы построения компьютерной информационной модели.

Моделирование зависимостей между величинами.

Учащиеся должны знать:

- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;

- что такое математическая модель;

- формы представления зависимостей между величинами.

Учащиеся должны уметь:

- с помощью электронных таблиц получать табличную форму зависимостей между величинами.

Моделирование статистического прогнозирования.

Учащиеся должны знать:

- для решения каких практических задач используется статистика;

- что такое регрессионная модель;

- как происходит прогнозирование по регрессионной модели.

Учащиеся должны уметь:

- используя табличный процессор, строить регрессионные модели заданных типов;

- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели.

Моделирование корреляционных зависимостей.

Учащиеся должны знать:

- что такое корреляционная зависимость;

- что такое коэффициент корреляции;

- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа.

Учащиеся должны уметь:

- вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в Microsoft Excel).

Модели оптимального планирования.

Учащиеся должны знать:

- что такое оптимальное планирование;

- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов;

- что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены;

- в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана;

- какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования.

Учащиеся должны уметь:

- решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора («Поиск решения» в Microsoft Excel).

Социальная информатика (4 ч)

Информационное общество.

Учащиеся должны знать

- что такое информационные ресурсы общества;

- из чего складывается рынок информационных ресурсов;

- что относится к информационным услугам;

- в чем состоят основные черты информационного общества;

- причины информационного кризиса и пути его преодоления;

- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества.

Информационное право и безопасность.

Учащиеся должны знать

- основные законодательные акты в информационной сфере;

- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.

Учащиеся должны уметь:

- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.

Поурочное планирование по курсу «Информатика и ИКТ» для 11 класса

(Семакин И.Г. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10-11 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Параграф учебника, № ПР

Дата проведения занятия

План

Коррекция

Информационные системы и базы данных

11

1

Техника безопасности и организация рабочего места. Понятие системы.

1

§1

2

Системный анализ

1

§2-4

3

Практическая работа «Модели систем». Задание 1

1

ПР №1.1

4

Практическая работа «Модели систем». Задание 2 и 3

1

ПР №1.1

5

База данных – основа информационной системы

1

§5

6

Практическая работа «Знакомство с СУБД»

1

ПР №1.3

7

Проектирование и создание базы данных

1

§6, 7

8

Практическая работа «Создание базы данных»

1

ПР №1.4

9

Простые и сложные запросы к базе данных

1

§8, 9

10

Практическая работа «Реализация простых запросов в режиме дизайна». Практическая работа «Работа с формой»

1

ПР №1.6, 1.7

11

Практическая работа «Реализация сложных запросов к базе данных». Практическая работа «Создание отчёта»

1

ПР №1.8, 1.9

Интернет

7

12

Организация глобальных сетей

1

§10

13

Интернет как глобальная информационная система. WWW – Всемирная Паутина

1

§11, 12

14

Практическая работа «Интернет. Работа с электронной почтой. Работа с браузерами. Работа с поисковыми системами»

1

ПР №2.1-2.4

15

Инструменты для разработки веб-сайтов

1

§13

16

Практическая работа «Создание сайта "Домашняя страница"»

1

ПР №2.5

17

Практическая работа «Создание сайта "Животный мир"»

1

ПР №2.6

18

Практическая работа «Разработка сайта "Наш класс"»

1

ПР №2.7

Информационное моделирование

12

19

Компьютерное информационное моделирование

1

§16

20

Моделирование зависимостей между величинами

1

§17

21

Практическая работа «Получение регрессионных моделей»

1

ПР №3.1

22

Модели статистического прогнозирования

1

§18

23

Практическая работа «Прогнозирование»

1

ПР №3.2

24

Практическая работа «Получение регрессионных зависимостей»

1

ПР №3.3

25

Моделирование корреляционных зависимостей

1

§19

26

Практическая работа «Расчет корреляционных зависимостей»

1

ПР №3.4

27

Практическая работа «Проектное задание по теме "Корреляционные зависимости"»

1

ПР №3.5

28

Модели оптимального планирования

1

§20

29

Практическая работа «Решение задачи оптимального планирования»

1

ПР №3.6

30

Практическая работа «Проектное задание по теме "Оптимальное планирование"»

1

ПР №3.7

Социальная информатика

4

31

Информационные ресурсы

1

§21

32

Информационное общество

1

§22

33-34

Правовое регулирование в информационной сфере. Проблема информационной безопасности

1

§23, 24

Итого

34

  1. Темы и содержание урока №34 совмещены с уроком №33 в связи с началом 25.05.2017 г. государственных экзаменов выпускников 11 класса в форме ЕГЭ

Материально-техническое обеспечение предмета

Перечень оборудования

  1. Рабочее место учителя (ноутбук, мышь, колонки).
  2. Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь или ноутбук, мышь).
  3. Проектор.
  4. Принтер лазерный черно-белый.
  5. Сканер.
  6. Цифровая веб-камера
  7. Локальная сеть.

Программные средства и цифровые образовательные ресурсы

  1. Операционная система AltLinux Terminal 5.0.2, AltLinux Junior 5.0.2, Microsoft Windows, Linux Xubuntu.
  2. Офисный пакет OpenOffice 3, LibreOffice 5.
  3. Табличный процессор Gnumeric 1.2
  4. Программа для визуального создания веб-страниц KompoZer 0.81
  5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://sc.edu.ru/
  6. Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:
    http://www.fcior.edu.ru/

Учебно-методическое обеспечение предмета

Основная учебно-методическая литература

1. Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

2. Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

3. Цветкова М. С., Хлобыстова И. Ю. Информатика. УМК для старшей школы [Электронный ресурс]: 10–11 классы. Базовый уровень. Методическое пособие для учителя. 2013 (http://files.lbz.ru/pdf/mpSemakin10-11bufgos.pdf)

Дополнительная учебно-методическая литература и источники

1. Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

2. Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

3. Программа курса «Информатика» для 10-11 классов (ФГОС). Базовый уровень

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/pk10-11bfgos.doc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по информатике на 2016-2017 учебный год

Материал будет интересен учителям общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа биология 5 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 5 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 6 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 6 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 7 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 7 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 8 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 8 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа биология 9 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа биология 9 класс 2016-2017 уч.г....

Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г.

Рабочая программа химия 8 класс 2016-2017 уч.г....