алгоритмы в сказках А.С. Пушкина
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему

Колесова Александра Олеговна

Предварительный просмотр:

Тема: «ОСНОВНЫЕ АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ В СКАЗКАХ А.С. ПУШКИНА»

  1. Повторение.

Определите, каким алгоритмическим структурам соответствуют блок-схемы, представленные на слайдах презентации, прокомментируйте каждую блок-схему.

  1. Творческое задание.
  1. Определите фрагмент, какой  сказки А.С. Пушкина представлен в тексте?
  2. Формализуйте фрагмент сказки по следующему алгоритму:
  1. Определите тип алгоритмической структуры.
  2. Постройте блок-схему.

 ПРИМЕР

Фрагмент №1(при обработке данного текстового фрагмента рекомендую применить такой способ мышления, как анализ (расчленить целый предмет на его составные части, отдельные признаки)),

 Петушок мой золотой

 Будет верный сторож твой:

 Коль кругом все будет мирно,

 Так сидеть он будет смирно;

 Но лишь чуть со стороны

 Ожидать тебе войны,

 Иль набега силы бранной,

 Иль другой беды незваной,

 Вмиг тогда мой петушок

 Приподымет гребешок,

 Закричит и встрепенется

 И в то место обернется.

 

Фрагмент №2

Три девицы под окном

 Пряли поздно вечерком.

 "Кабы я была царица, -

 Говорит одна девица, -

 То на весь крещеный мир

 Приготовила б я пир".

 "Кабы я была царица, -

 Говорит ее сестрица, -

 То на весь бы мир одна

 Наткала я полотна".

 "Кабы я была царица, -

 Третья молвила сестрица, -

 Я б для батюшки-царя

 Родила богатыря".

Фрагмент №3

Старик ловил неводом рыбу,

 Старуха пряла свою пряжу.

 Раз он в море закинул невод, -

 Пришел невод с одною тиной.

 Он в другой раз закинул невод,

 Пришел невод с травой морскою.

 В третий раз закинул он невод, -

 Пришел невод с одною рыбкой,

 С непростою рыбкой, - золотою.

Фрагмент №4 (при обработке данного текстового фрагмента рекомендую применить такой способ мышления, как синтез(мысленное объединение частей предмета, отдельных его признаков в единое целое) и абстрагирование (для выделения существенных признаков требуется отвлечься (абстрагироваться) от несущественных признаков, которых в предмете очень много)).

 

 

К красну солнцу наконец

 Обратился молодец.

 "Свет наш солнышко! Ты ходишь

 Круглый год по небу, сводишь

 Зиму с теплою весной,

 Всех нас видишь под собой.

 Аль откажешь мне в ответе?

 Не видало ль где на свете

 Ты царевны молодой?

 Я жених ей". - "Свет ты мой, -

 Красно солнце отвечало, -

 Я царевны не видало.

 Знать ее в живых уж нет.

 Разве месяц, мой сосед,

 Где-нибудь ее да встретил

 Или след ее заметил".

 Темной ночки Елисей

 Дождался в тоске своей.

 Только месяц показался,

 Он за ним с мольбой погнался.

 "Месяц, месяц, мой дружок,

 Позолоченный рожок!

 Ты встаешь во тьме глубокой,

 Круглолицый, светлоокий,

 И, обычай твой любя,

 Звезды смотрят на тебя.

 Аль откажешь мне в ответе?

 Не видал ли где на свете

 Ты царевны молодой?

 Я жених ей". - "Братец мой,

 Отвечает месяц ясный, -

 Не видал я девы красной.

 На стороже я стою

 Только в очередь мою.

 Без меня царевна, видно,

 Пробежала". - "Как обидно!" -

 Королевич отвечал.

 Ясный месяц продолжал:

 "Погоди; об ней, быть может,

 Ветер знает. Он поможет.

 Ты к нему теперь ступай,

 Не печалься же, прощай".

 Елисей, не унывая,

 К ветру кинулся, взывая:

 "Ветер, ветер! Ты могуч,

 Ты гоняешь стаи туч,

 Ты волнуешь сине море,

 Всюду веешь на просторе,

 Не боишься никого,

 Кроме бога одного.

 Аль откажешь мне в ответе?

 Не видал ли где на свете

 Ты царевны молодой?

 Я жених ее". - "Постой, -

 Отвечает ветер буйный, -

 Там за речкой тихоструйной

 Есть высокая гора,

 В ней глубокая нора;

 В той норе, во тьме печальной,

 Гроб качается хрустальный

 На цепях между столбов.

 Не видать ничьих следов

 Вкруг того пустого места;

 В том гробу твоя невеста".


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОСНОВНЫЕ АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ В СКАЗКАХ А.С. ПУШКИНА

Слайд 2

Цель: Повторить типы основных алгоритмических структур. Научиться применять знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения темы курса информатики «Алгоритмизация и программирование» в нестандартной ситуации. Получить подтверждение на практике тому, что информатика является предметом естественнонаучных дисциплин.

Слайд 3

…………………….. начало Ввод данных Действие1 Действие2 Действие N В ы вод данных конец следование

Слайд 4

условие Действие1 Действие 2 TRUE FALSE Ветвление. Условный алгоритм

Слайд 5

селектор Действие1 1 Действие N N Действие 2 Действие 3 2 3 …………………….. Ветвление. Выбор

Слайд 6

Параметр цикла:= (нач. знач, кон. з нач.),1 Тело цикла Цикл с параметром

Слайд 7

условие Тело цикла TRUE FALSE Цикл с предусловием

Слайд 8

условие Тело цикла FALSE TRUE Цикл с постусловием

Слайд 9

Творческое задание Определите фрагмент, какой сказки А.С. Пушкина представлен в тексте? Формализуйте фрагмент сказки по следующему алгоритму: Определить тип алгоритмической структуры. Построить блок-схему.

Слайд 10

Фрагмент № 1 Петушок мой золотой Будет верный сторож твой: Коль кругом все будет мирно, Так сидеть он будет смирно; Но лишь чуть со стороны Ожидать тебе войны, Иль набега силы бранной, Иль другой беды незваной, Вмиг тогда мой петушок Приподымет гребешок, Закричит и встрепенется И в то место обернется. «Сказка о золотом петушке» 2.Формализуем фрагмент текста: Выделим ключевые фразы текста для определения типа алгоритмической структуры: условие - Коль кругом все будет мирно д ействие, выполняемое в том случае, когда условие истинно ( ветвь True ) – Так сидеть он будет смирно действие, выполняемое в том случае, когда условие ложно ( ветвь False ) - Вмиг тогда мой петушок Приподымет гребешок, Закричит и встрепенется И в то место обернется Делаем вывод: Алгоритмическая структура «ветвление». Условный алгоритм.

Слайд 11

ПОСТРОИМ БЛОК-СХЕМУ: TRUE FALSE Коль кругом все будет мирно Так сидеть он будет смирно Вмиг тогда мой петушок Приподымет гребешок, Закричит и встрепенется И в то место обернется

Слайд 12

Давайте обсудим: Каким типам алгоритмических структур соответствуют текстовые фрагменты сказок А.С. Пушкина? (перечислите по порядку номеров фрагментов) Можно ли считать наличие алгоритмических структур разного типа в сказках Пушкина доказательством естественнонаучного возникновения предмета информатика? (раздела алгоритмизация и программирование)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логические цепочки по сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"

Логические цепочки для осуществления контроля знания текста произведения...

Сценарий спектакля по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"

Сценарий спектакля по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и сами богатырях"разрабатывался для учащихся шестых классов школы глухих. Сценарий подготовили - учитель класса Кретова Н.В и учитель...

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”

Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....

Конспект урока по чтению и развитию речи для специальной (коррекционной) школы VIII вида "Что за прелесть эти сказки!"(по сказкам А.С.Пушкина)

В ходе урока старшеклассники инсценировали отрывки из сказок А.С.Пушкина для младших школьников, что не только пробуждало интерес к чтению, но и воспитывало ответственность и заботливое отношение дете...

"В гостях у сказки" Литературная гостиная по сказкам А.С.Пушкина.

Эту гостиную ребята- старшеклассники проводили для учащихся начальной школы в рамках "Коммунарского сбора"...

Исследовательская работа по теме: Сходства и различия сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»

Сравнение Сказок А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»  и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна».Актуальность темыСказка — один из жанров фольк...