Главные вкладки

    Статья "От информационной компетентности к информационной культуре педагогов и учащихся школы"
    статья по информатике и икт по теме

    Юдахина Татьяна Михайловна

    Наше общество находится на новом витке исторического развития. Школа – часть общества, а потому все изменения, происходящие в нем, обязательно отражаются и на развитии образования. 

             Одна из первопричин происходящих сдвигов и в обществе, и в образовании связана с феноменом вхождения человечества в новую технологическую эру – эру информационной цивилизации. Информационные технологии являются основой проходящей в последние десятилетия инновационной революции. Революционные преобразования в сфере технологий оказывают на общество такое же влияние, как появление в свое время тепловых и электрических машин. 

    Эффективность использования ИКТ в обучении зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «учитель – ученик».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Юдахина Т. М.

    Учитель информатики.  

    МБОУ «Октябрьская средняя  школа»

    Радищевского района Ульяновской области

    ОТ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ К ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ ПЕДАГОГОВ И УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ.

    Наше общество находится на новом витке исторического развития. Школа – часть общества, а потому все изменения, происходящие в нем, обязательно отражаются и на развитии образования.  

            Одна из первопричин происходящих сдвигов и в обществе, и в образовании связана с феноменом вхождения человечества в новую технологическую эру – эру информационной цивилизации. Информационные технологии являются основой проходящей в последние десятилетия инновационной революции. Революционные преобразования в сфере технологий оказывают на общество такое же влияние, как появление в свое время тепловых и электрических машин.  

    Эффективность использования ИКТ в обучении зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия «учитель – ученик».

    В настоящее время на сайте Министерства образования и науки России опубликован проект концепции и содержания профессионального стандарта педагога. Одним из приложений к данному документу является расширенный, ориентированный на перспективу перечень ИКТ-компетенций педагога, которые могут рассматриваться в качестве критериев оценки его деятельности.

    Проблема состоит в том, что в массовом педагогическом сознании понимание ИКТ-компетентности свелось к функциональной грамотности субъектов образования, попросту говоря – к умению пользоваться компьютером и другим современным оборудованием. Лишь немногие учителя видят во внедрении информационно-коммуникационных технологий в образование принципиально новый подход к обновлению содержания, методов и средств обучения, к оптимизации своей профессиональной деятельности в целом, к формированию новой образовательной среды. Необходимо зафиксировать, что формирование ИКТ-компетентности учителей заключается не только и не столько в овладении ими навыками оперирования средствами информационных технологий, сколько в формировании опыта применения ИКТ в своей профессиональной деятельности как эффективного педагогического средства, необходимого для становления и развития новой информационно-образовательной среды, ориентированной на современные образовательные результаты.

    Таким образом, можно утверждать, что ИКТ-компетентность учителя – комплексное понятие, которое в теоретическом аспекте рассматривается как определенный способ жизнедеятельности, а в методологическом – включает в себя целенаправленное эффективное применение технических знаний и умений в реальной деятельности. ИКТ-компетентность учителя соответствует общему понятию компетентности, обладая при этом специфическими характеристиками.

    Ключевым положением данной модели является представление о том, что в профессиональной ИКТ-компетентности есть два существенно различных уровня – уровень подготовленности (знаниевый) и уровень реализованности (деятельностный). Встречается ситуация, когда учитель, закончивший (иногда несколько раз) курсы повышения квалификации в сфере ИКТ и имеющий в школе достаточно условий для применения ИКТ в профессиональной деятельности, этого не делает. При этом он благополучно прошел различные тестирования на готовность к работе с использованием ИКТ. Такой учитель не может называться ИКТ-компетентным, поскольку его знания и умения не воплощены в деятельность.

    Модернизация сетей образовательных учреждений, объективация результатов образовательной деятельности, диверсификация форм обучения, индивидуализация учебных планов – все эти и многие другие аспекты модернизации образования требуют новых форм методической работы, основанных на ИКТ.

    Я уже 26 лет работаю в школе, где образовательный процесс  меняется в соответствии с духом времени. Изменяются ученики, а вот методы нашей работы с ними порой отстают от развивающейся педагогической действительности. Современная эпоха научно-технической революции, компьютеризации системы образования в значительной мере изменила и усложнила роль педагога в школе. Он давно перестал быть единственным источником информации. Он стал человеком, который должен организовать и направлять учебно-воспитательный процесс, вести работу по развитию личности учащегося. Сегодня средний школьник до 80% информации получает вне стен школы. И потому существенно изменилась вся социально-психологическая ситуация взаимодействия учителя и ученика.

    Обеспечение единства учебного и воспитательного процессов становится основополагающим принципом. Однако реализация этого принципа в педагогической практике остается серьезной проблемой.

    Одной из  задач своей педагогической деятельности я считаю формирование информационной культуры личности школьников и учителей.

    Информационная культура личности - это часть общей культуры человека, состоящая из сплава информационного мировоззрения, информационной грамотности и грамотности в области ИКТ. Это умение учителем целенаправленно работать с информацией и использовать её для получения, обработки и передачи через компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы учащимся.

    Факторы, тормозящие повышение информационной культуры в школе:

    1. Отсутствие или недостаток компьютерной техники;
    2. Дополнительная нагрузка на учителя по освоению компьютерной техники и ИКТ;
    3. Трудности в овладении компьютерной грамотностью и ИКТ;
      Отрицательный психологический барьер (боязнь, неуверенность и т.д.);
    4. Нежелание некоторых учителей использовать ИКТ, особенно у учителей старшего поколения.

    Будучи учителем информатики, я являюсь тьютором для учащихся и педагогов (это реальность в любой сельской школе), пытаюсь помочь моим коллегам справиться с этими проблемами. В чем это проявляется?

    • На протяжении 5 дет я вела курсы пользователей ПК (Бизнес-школа «Карьера» г. Ульяновск), через которые прошли треть наших педагогов;
    • Оказываю консультативную помощь в работе с программой «Сетевой город. Образование»;
    • Провожу мастер-классы по использованию офисных программ в деятельности учителей-предметников и классных руководителей;
    • Оказываю помощь в оформлении конкурсных исследовательских работ и проектов;
    • Работаю с педагогами, участвующими во внедрении дистанционного образования на уровне муниципального образования «Радищевский район»;
    • Пропагандирую освоение образовательной деятельности с использованием  интерактивной доски;
    • Ежедневно провожу «стихийные» консультации по различным вопросам (при работе с техническими устройствами и программным обеспечением).

    Мой собственный опыт, опыт моих коллег приводит к следующему выводу: присутствие ИКТ-технологий в обучении оправдано и должно стать повседневной практикой, поскольку ИКТ:

    • позволяют индивидуализировать обучение;
    • способствуют повышению мотивации обучения;
    • расширяют дидактические возможности учителя, облегчают его труд, позволяя переложить на машину наиболее сложную и трудоемкую часть учебной работы;
    • повышают активность обучаемых;
    • повышают эффективность процесса обучения;
    • улучшают качество наглядных элементов урока, создают комфортную среду обучения;
    • дают возможность проводить ознакомление с новым материалом с последующим выполнением тренировочных упражнений;

    Формы достижения цели (что должны делать педагоги):

    1. Непрерывное образование на всех этапах освоения и внедрения информационных технологий, интернет - ресурсов  образовательных порталов;
    2. Презентации и самопрезентации своего опыта в контексте ИКТ;
    3. Диагностика и мониторинг учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ;
    4. Участие в Интернет - конкурсах, олимпиадах;
    5. Электронное делопроизводство на всех уровнях от классного руководителя до директора

    Данная деятельность должна поднять уровень информационной культуры учителей и школьников на качественно новый уровень.

    Я глубоко убеждена, что современный учитель должен в полной мере использовать те возможности, которые нам предоставляют современные компьютерные технологии, чтобы повысить эффективность педагогической деятельности. И все же, несмотря на увлеченность всеобщей школьной компьютеризацией, ИКТ не должны стать культом в учебном процессе. Информационно-коммуникационные технологии всего лишь дополнительное средство, с помощью которого возможно реализовать новые формы учебного сотрудничества, открывающие новые возможности для педагога и ученика, для их совместного творчества и личностного развития.

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Короповская В.П. Непрерывное формирование ИКТ-компетентности педагога в условиях информационного образовательного пространства школы: дис. .канд. пед. наук. Н. Новгород, 2010.
    2.  Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Эйдос. 2005. 10 сентября. URL: http://www.eidos.ru/joumal/2005/0910-11.htm


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование информационной культуры педагогов (презентация)

    В настоящее время существуют различные подходы к определению   «информационная культура личности  педагога». В научной и учебной литературе публикуется множество взглядов, по...

    КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА

    «Если есть готовность к конфликту – повод для конфликта найдется всегда».Слово конфликт происходит от латинского conflictus – столкновение, противоборство. Если использовать это понятие в столь широко...

    Информационная компетентность педагогов в рамках системы открытого образования. Новая роль в новой школе.

    В современных условиях, когда модернизация знаний стремительна, а старые знания быстро устаревают, единственным выходом для получения высокой квалификации и поддержании ее на профессиональном уровне я...

    Формирование информационной культуры в условиях коррекционной школы VI вида

    Не владея информационной культурой, учащиеся лишаются важных качеств:•Умения мыслить системно•Умения мыслить стратегически•Умения мыслить критически•Умения мыслить творческирмирование информационной к...

    Персональный сайт олигофренопедагога как отражение педагогического поиска в информационной культуры педагога.

    Прзентация педагогической практики для участия в муниципальных педагогических чтениях 2017г....

    «ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА»

    laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА»...