Формирование и развитие системного мышления на базе системно-деятельностной концепции обучения информатике
статья по информатике и икт на тему

Формирование и развитие системного мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование и развитие системного мышления
на базе системно-деятельностной концепции обучения информатике

При описании предметных результатов обучения в ФГОС заявлено требование формирования научного типа мышления и его отдельных видов. Следуя установкам ФГОС в  системно-деятельностной концепции обучения информатике наряду с поставленными в ФГОС требованиями к результатам обучения, а также к содержанию обучения, одной из важнейших целей является формирование и развитие системного мышления учащегося, уровень которого определит в дальнейшем будущую профессиональную успешность выпускника школы. В этом и будет состоять расширение идей системно-деятельностного подхода ФГОС при обучении информатике, где имеется для этого необходимый арсенал методов и средств.

 В современной педагогической системе развитие личности учащегося является приоритетной задачей,  наряду  с овладением суммой знаний, умений и навыков, более того, ключевых компетенций. Предполагается, что каждый предмет вносит свою лепту в решение задачи развития учащегося, что отражено в действующих стандартах в разделе целей.

Информатика с самого начала своего становления в качестве школьного учебного предмета ставила задачу развития мышления.

Системное мышление проявляется в способности к раскрытию системных свойств объекта с учетом отношений между поведением системы и факторами, на неё воздействующими. Оно связано с пониманием важнейшей роли информационных процессов и обратной связи в функционировании систем. Системное мышление направлено на поиск решения с помощью не только формальных методов, но и эвристических методов, которые ускоряют нахождение решения.

Конкретными результатами системно-деятельностного подхода являются сформированные универсальные учебные действия, обеспечивающие развитие личности. УУД имеют надпредметный характер, определяют способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира. При этом знания, умения, навыки и компетенции рассматриваются как производные от соответствующих видов УУД.

Современные дети знакомятся с компьютером вне школы в дошкольном или раннем школьном возрасте, воспринимая его как интересную игрушку. Именно в школе ребенок понимает, что компьютер является инструментом  решения учебных или жизненных задач. Это обуславливает необходимость обучения информатике  в начальной школе, наряду с обучением чтению и письму. Система задач и заданий должна быть интересна учащимся и мотивировать его на преодоление трудностей, возникающих в процессе решения задачи.

На основной и старшей ступени обучения закладываются фундаментальные знания, в том числе, и по информатике и ИКТ. Понятийное поле действующего стандарта по информатике и ИКТ формировалось на протяжении 26 лет и достаточно велико. Нельзя признать, что набор отобранных понятий обладает свойством системности и полноты. В силу стремительного развития науки информатики, определения некоторых  понятий расплывчаты и громоздки, широко распространена синонимия. Это, безусловно, отрицательно сказывается на качестве знаний учащихся, приводит к отсутствию системности знаний. Многие понятия формируются на уровне представлений, не достигают достаточного уровня абстрактности, то есть учащиеся в своих знаниях остаются на чувственной ступени познания, не достигая логической ступени. Объективно при освоении информатики учащийся должен освоить большое число понятий, например, в содержательной линии, посвященной изучению компьютера. Это требует хорошо развитой памяти и умения структурировать информацию. 

Мерой сформированности компетенций служит опыт решения определенного класса задач. Анализ учебников по информатике показывает, что наибольшим потенциалом для развития компетентности учащихся в области информатики служит содержательная линия, посвященная  моделированию. Успешное решение задач в этом разделе предполагает готовность создавать математические и информационные модели реальных объектов, реализовывать эти модели с помощью различных средств информационных технологий, анализировать полученные результаты. В настоящее время,   авторы учебников разработали наборы междисциплинарных задач для этого раздела, которые прошли апробацию и отредактированы.

Линия алгоритмизации и программирования, безусловно, одна из важнейших для развития  специфического типа мышления, часто его называют алгоритмическим. Отказ от этой линии в базовом школьном курсе «Информатика и ИКТ» приведет к выхолащиванию сути информатики. Именно успешность решения задач, соответствующих этой линии, служит показателем способности к профессиональной деятельности в области информатики. Сложившаяся методика обучения в рамках этой линии имеет наибольшую историю развития. Методика, реализованная в полном объеме, начиная с простых исполнителей алгоритмов и завершая производственным языком программирования в профильной школе, по нашему опыту, дает положительные результаты в развитии учащихся. Следует отметить, что в последнее время некоторые учащиеся стремятся воспользоваться готовыми фрагментами программ, представленными в сетевых ресурсах, бездумно копируя их, что отрицательно сказывается на формировании алгоритмического мышления. Учитель должен учитывать такие факты и разрабатывать методические приемы, показывающие неэффективность таких действий.

Существенное влияние на развитие учащихся оказывают используемые методы и приемы обучения. Формально при обучении информатике используются активные методы, реализуемые в форме лабораторных работ и практикумов. Анализ текстов этих работ показывает, что преобладают задания репродуктивного типа, не способствующие творческому развитию. На развитие учащихся положительно влияет внедрение исследовательских и творческих методов, но это требует значительно больше учебного времени и времени на подготовку учителя.

Сложившиеся формы внеурочной деятельности, в частности, проектная деятельность, не используются регулярно и не  влияют на развитие большинства учащихся. Наблюдения показывают, что темы проектов редко обладают  новизной, актуальностью или социальной значимостью. Большинство учащихся используют презентационные средства информационных технологий для представления результатов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно – деятельностный подход на уроках математики и информатики в рамках стандартов нового поколения ФГОС

Основой, обеспечивающей реализацию Федерального Образовательного Стандарта является системно – деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному о...

Формирование и развитие УУД в рамках системно-деятельностного подхода

Презентация, раскрывающая способы формирования и развития УУД в рамках системно-деятельностного подхода...

Системно - деятельностный подход в организации современного урока информатики.

Для того чтобы рассмотреть эту тему,  необходимо остановиться на двух вопросах:Первый вопрос:Сравнительная характеристика традиционного урока и деятельностного урока или урока открытия нового зна...

Приемы и техники формирования УУД на уроках в аспекте системно-деятельностного подхода

Выступление на городском методическом объединении учителей разных предметных областей о приемах, применяемых на практике для формирования универсальных способов действий....

Системно-деятельностный подход в воспитании и обучении.

Системно-деятельностный подход в воспитании и обучении....

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции школьников через системно - деятельностный подход

В данной работе представлен теоретичсекий  материал, раскрывающий понятия "компетнция и ее виды", формы работы по формированию коммуникативной компетенции на уроках ангглийского языка (из опыта р...

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

С целью подготовки специалиста, способного соста­вить конкуренцию на рынке труда, важно сформировать положительную мотивацию и перспективы таким об­разом, чтобы у него возникла позитивная установка на...