Формирование иноязычной коммуникативной компетенции школьников через системно - деятельностный подход
статья по английскому языку на тему

Царева Надежда Юрьевна

В данной работе представлен теоретичсекий  материал, раскрывающий понятия "компетнция и ее виды", формы работы по формированию коммуникативной компетенции на уроках ангглийского языка (из опыта работы по УМК Биболетовой М.З "Enjoy English")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Гороховецкого района Владимирской области

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции школьников через системно - деятельностный подход

(отчет по самообразованию)

Подготовила:

учитель английского языка

МБОУ СОШ №3

Царева Н.Ю.

Гороховец

2013

ВВЕДЕНИЕ

«Век живи, век учись» - гласит народная мудрость. Умение учиться всю жизнь особенно актуально для  школьника и обеспечивается целенаправленным формированием у него универсальных учебных действий. Необходимость целенаправленного формирования универсальных учебных действий нормативно закреплена в федеральном государственном образовательном стандарте.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

В основе федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения лежат компетентностный и системно-деятельностный подходы.

В рамках системно-деятельностного подхода особое значение приобретает формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Первой содержательной линией учебного предмета «Иностранный язык» являются коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности, второй – языковые средства и навыки оперирования ими, третьей – социокультурные знания и умения.

Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи, что обусловлено единством составляющих коммуникативной компетенции как цели обучения: речевой, языковой, социокультурной.

Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения иностранным языком на данном этапе обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт 2 поколения по иностранным языкам предполагает необходимость формирования у обучающихся следующих основных компетенций:

- базовые компетенции (чтение, письмо, слушание и говорение)

- мыследеятельностные компетенции (причинно-следственное мышление, принятие решений, критическое мышление)

личностные компетенции (ответственность, самооценка, коммуникативность, нравственность).

Изучение иностранного языка на ступени основного общего образования направлено на достижение  следующих  целей:

- развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной;

- речевая компетенция - развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности;

- языковая компетенция - овладение новыми языковыми средствами в соответствии с темами, ситуациями общения;

- социокультурная компетенция - приобщение учащихся к культуре, традициям  и реалиям страны изучаемого  языка, в рамках тем, сфер и ситуаций общений;

- компенсаторная компетенция - развитие  умений  выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных умений;

  • развитие и воспитание понимания у школьников важности изучения иностранного языка  в современном  мире  и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации.

Исходя из вышесказанного и учитывая все преобразования в государственной  политике обучения иностранным языкам, основной задачей обучения иностранному языку на современном этапе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, рассматривающейся как определенный уровень развития языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций, которые позволяют обучаемому  целесообразно варьировать речевое поведение в зависимости от функционального фактора иноязычного общения.

Коммуникативный системно – деятельностный подход является ведущим средством достижения данной цели. 

КОММУНИКАТИВНЫЙ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

Рассмотрим сначала в общих чертах коммуникативный системно-деятельностный подход к обучению английскому языку. Этот подход представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное и взаимосоотнесенное обучение английскому языку как средству общения в условиях моделируемой (воспроизводимой) на учебных занятиях речевой деятельности - неотъемлемой и составной части общей (экстралингвистической) деятельности. Коммуникативный системно-деятельностный подход предполагает полную и оптимальную систематизацию взаимоотношений между компонентами содержания обучения. К ним относятся система общей  деятельности, система речевой деятельности, система речевого общения, система самого английского языка, системное соотнесение родного и английского языков (их сознательно-сопоставительный анализ), система речевых механизмов (речепорождение, речевосприятие, речевое взаимодействие и др.), текст как система речевых продуктов, система структурно-речевых образований (диалог, монолог, монолог в диалоге, разные типы речевых высказываний и сообщений и т. п.), система (процесс) овладения английским языком, система (структура) речевого поведения человека. В результате такого подхода в обучении формируется, реализуется и действует система владения английским языком как средством общения в широком смысле этого слова. Такая система, с учетом использования ее в целях обучения английскому языку, должна включать и взаимосоотнесение  общедеятельностных мотивов с мотивами и потребностями связанного с ней общения; предметного содержания и способов выполнения деятельности; типичных условий ее протекания и характера взаимодействия ее участников (межиндивидуальное, групповое), а также определение характера, содержания и форм взаимоотношений и общения участников, принятых в рамках данной деятельности: в единстве их коммуникативного, интеракционного и перцептивного аспектов, роли, места, сфер и ситуаций англоязычного речевого общения.

В то же время составить многосистемность организации обучения англоязычному общению может представление о том, что вряд ли возможно четко и взвешенно соотнести и сообразовать все системы в единой системе обучения с учетом всех специфических характеристик двуединого процесса -- обучения/овладения на предмет реального и эффективного обучения и практики использования коммуникативной функции языка. Во избежание этого необходимо выделить следующие крупные блоки в системном подходе к обучению англоязычному общению:

- предучебная систематизация обучения общению;

- отбор и организация содержания обучения

- систематизация и дифференциация языкового и речевого материала;

- распределение и организация компонентов содержания обучения, языкового и речевого материала для подготовительного, специализированного и интегративного этапов обучения;

- систематизация учебных занятий по этапам;

- систематизация управления учебной деятельностью обучаемых;

- систематизация управления практикой англо-язычного общения.

Целью обучения иностранным языкам в полной средней школе является достижение учащимися иноязычной коммуникативной компетенции на пороговом уровне (термин Совета Европы), то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка.

Понятие коммуникативной компетенции, или способности к речевому общению, в значительной мере обогащается данными деятельностных теорий, в соответствии с которыми процесс общения есть не только процесс передачи и приема информации, но и регулирования отношений между партнерами.

Осваивая каждый новый язык, человек расширяет не только свой кругозор, но и границы своего мировосприятия  и мироощущения. При этом то, как он воспринимает мир и что он в нем видит, всегда отражается в понятиях, сформированных на основе его родного языка и с учетом всего многообразия  присущих этому языку выразительных средств. Между общающимися в этих условиях складываются межкультурные отношения.

Коммуникативная компетенция – это способность организовать свое речевое и неречевое поведение адекватно задачам общения. Для ее формирования следует создавать такие ситуации, в которых ученик мог бы реализовать свой коммуникативный опыт, а также использовать упражнения, которые помогают раскрыться каждому ученику независимо от его способностей.

Овладение иноязычным общением даже в ограниченных пределах – процесс многослойный, многоаспектный, а коммуникативная компетенция, выступающая в качестве искомого результата обучения, - явление сложное, многокомпонентное.


М.З. Биболетова предлагает следующий компонентный состав коммуникативной компетенции:

1. Речевая компетенция – умения учащихся в говорении (диалогическая и монологическая речь), аудировании, чтении и письменной речи.

Для достижения поставленных целей обучения английскому языку в средней школе предусмотрено использование разнообразных средств обучения. Под средствами обучения понимается все то материальное, что оказывает помощь в организации и проведении учебно-воспитательного процесса. Эффективное использование каждого из средств возможно лишь в том случае, когда учитель знает что, где, когда целесообразно использовать и какие результаты можно получить. Для развития речевой компетенции необходимо обязательное использование следующих средств обучения:

а) учебник, который является основным средством обучения и содержит материал по обучению всем видам речевой деятельности;

б) книга для чтения, которая находится в распоряжении учащегося и помогает ему в овладении чтением на английском языке. Чтение дополнительных текстов на различную тематику, кроме всего прочего, дает возможность осуществлять практическую, воспитательную, образовательную и развивающую цели;

в) учебные пособия для индивидуальной и самостоятельной работы обучаемых, практических занятий, научно-исследовательской работы. Данные пособия могут полностью или частично разрабатываться преподавателями самих учебных заведений;

г) аудио и видеозаписи при обучению английскому языку играют очень важную роль. Они дают возможность детям слышать подлинную речь на английском языке, являются образцом для подражания, что благотворно сказывается на качестве их произношения, а также на формировании умения понимать речь на слух;

д) компьютерные программы и Интернет необходимы для обеспечения функциональной компьютерной грамотности учеников, а также для возможности самостоятельного или дистанционного обучения. Эти программы особенно эффективны для развития навыков письменной коммуникации, что в нашей практике учебного и профессионального общения в настоящий момент является наиболее слабым звеном.

2. Языковая компетенция – владение произносительной, лексической и грамматической сторонами речи, а также владение графикой и орфографией.

Для наиболее эффективного развития языковой компетенции используют следующие средства обучения:

а) рабочая тетрадь, которая необходима для самостоятельной работы учащихся дома и позволяет им овладевать графикой и орфографией английского языка, усваивать лексический и грамматический материал в ходе выполнения заданий к каждому уроку. Кроме того, рабочая тетрадь формирует у детей самоконтроль, самокоррекцию и самооценку;

б) таблицы, схемы, раздаточный материал, иллюстрации позволяют максимально индивидуализировать и активизировать процесс формирования и развития умений и навыков всех видов речевой деятельности, а также процесс накопления в памяти учащихся единиц языка и речи;

в) учебник;

г) аудиоматериал;

д) компьютерные программы и Интернет

  1. Социокультурная компетенция - владение определенным набором социокультурных знаний о странах изучаемого языка (в том числе о поведении, этикете) и умений использовать их в процессе иноязычного общения, а также умение представлять свою страну и ее культуру.
  2. В условиях современного мира, когда все чаще слышны слова “глобализация” и

“интернационализация”, особая актуальность проблемы развития социокультурного компонента в обучении иностранным языкам очевидна. Какими же средствами следует развивать социокультурную компетенцию у изучающего иностранный язык вне языковой среды?

а) аудиотексты, записанные в реальных ситуациях иноязычного общения или начитанные носителями языка,

б) видеоматериалы, которые являются своего рода культурными портретами страны.

в) Погружение в виртуальное пространство – очень эффективное средство развития социокультурной компетенции учащихся. Безусловно, этим виртуальным пространством является Интернет, наряду с другими компьютерными технологиями.

г) Безусловно, самым эффективным средством развития социокультурной компетенции является пребывание в стране изучаемого языка. Учителя иностранного языка, побывавшие в стране, являются своего рода “наглядным пособием” для учеников, поскольку они “впитали” в себя дух того общества, в котором пребывали.


4. Компенсаторная компетенция – умения выходить их положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

Данный вид компетенции развивается такими средствами как:

а) учебник;

б) Интернет;

в) пребывание в стране изучаемого языка


5. Учебно-познавательная компетенция – общие и специальные учебные умения, способы и приемы самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий.


К средствам, развивающим учебно-познавательную компетенцию, относят следующие:

а) разнообразные словари (англо-русские, русско-английские, толковые), где ученик найдет объяснения слов, сочетания их с другими словами, примеры употребления. Это поможет для выполнения упражнений и удовлетворения любознательности учащихся, проявляющих повышенный интерес к языку;

б) учебник;

в) книга для чтения;

г) учебные пособия;

д) компьютерные программы и Интернет.

Реализуя системно - деятельностный подход, учитель должен помнить о принципе целостности (человеке как социально-психологическом феномене и целостности его сущности, педагогическом процессе как явлении целостном).

В основе системного подхода лежит идея полной управляемости учебным процессом, его основной признак - разработка диагностично поставленных целей (конкретизация целей обучения). Стандарты предполагают и дают примеры учебных заданий и ситуаций, характеризующих достижение планируемых результатов. В строении деятельности выделяют 4 уровня: особые формы (высший уровень), уровень действий (целевых процессов достижения простых целей), уровень операций и психофизиологический уровень. Для диагностики планируемых результатов необходимо выстроить цепочку действий, входящих в содержание результата, в чем и состоит задача учителя.

Включение учащихся в деятельность - основной вид освоения знаний в деятельностном подходе.

Основные этапы этого метода являются:

  1. постановка учебной задачи;
  2. учебные действия;
  3. действия самоконтроля и самооценки.

УРОК ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

        Коммуникативный - системно деятельный подход предполагает полную и оптимальную систематизацию взаимоотношений между компонентами содержания обучения. В результате такого подхода формируется, реализуется и действует система владения иностранным языком как средством общения в широком смысле этого слова.

 Коммуникативное обучение иностранным языкам носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством "речевой деятельности", которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях "социального взаимодействия" обучающихся людей. Участники общения пытаются решить реальные воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка. Реализация деятельностной сущности осуществляется через "деятельностные задания", различные методические приемы в условиях гуманистического подхода к обучению.

Коммуникативный системно – деятельностный подход в обучении иностранному языку основан на убеждении, что изучение языка есть процесс, эффективное освоение которого возможно посредством использования языкового материала в общении. Язык является основой хранения и передачи культуры разных народов. Главной функцией речевой деятельности является коммуникация. Человек говорит, чтобы воздействовать на поведение, мысли и чувства других людей через речевую деятельность. Значит, научить коммуникации можно только за счет вовлечения учащихся в различного рода деятельность, путем моделирования реальных ситуаций общения на основе   систематизации языкового материала, что и дает нам системно – деятельностный подход. Одним из условий реализации  системно-деятельного подхода является направление обучения на понимание учебного материала, а уже потом на его запоминание, т.е. методики, применяемые педагогами,  должны быть направлены на усвоение знаний на основе понимания, а не запоминания.

Это важно для любого предмета. Пример: знание правил грамматики, названия падежей, совсем не означает грамотности того, кто знает эти правила наизусть

 Понимание:

- установление содержательных связей между отдельными компонентами знания

- Установление значимости каждого структурного компонента связей, мысленное перемещение акцентов с одного отрезка знания на другой.

- построение целого – целостное знание – концепт – создание общего смысла. Концепт чаще всего формируется в сознании ученика, не всегда получая достаточное речевое выражение.

В связи с необходимостью реализации главной цели – создание условий для развития у обучающихся иноязычной коммуникативной компетенции, на уроке обеспечивается решение следующих учебно-воспитательных задач.

  • Включение обучающихся в реальное коллективное взаимодействие на основе моделей учимся вместе, перекрёстная дискуссия, дискуссия по принципу пирамиды и др.
  • Переход к активно-преобразовательной деятельности, включение каждого в работу на протяжении всего урока.
  • Создание условий живого непринуждённого общения на уроках по темам, близким ученикам.
  • Усиление воспитательного воздействия на ученика через обучение умению правильно вести беседу, опровергать, высказывать свои аргументы, отстаивать свою точку зрения,
  • Развитие рефлексивно-оценочных действий обучающихся, таких, как объективное оценивание себя и других, возможность становиться объектом оценки не только учителя, но и своих одноклассников.
  • Развитие понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации.
  • Развитие педагогических способностей учеников – умений доходчиво объяснить задание членам группы, проконтролировать ход его выполнения, взаимопомощи, терпения, инициативы.

Гаврилова Н.В. предлагает следующую систему педагогических средств, показавших свою эффективность на опыте:

  1. Систему приёмов по организации коллективного учебного взаимодействия (учимся вместе, перекрёстная дискуссия, дискуссия по принципу пирамиды, мозговой штурм по принципу карусели, перекрёстный видео просмотр).
  2. Использование коллективной проектной деятельности.
  3. Приёмы и формы организации коллективной исследовательской деятельности.
  4. Новые средства обучения (интерактивная доска, мультимедийный компьютер, учебные видеофильмы, мультимедийные презентации, обучающие компьютерные программы и мультимедийные диски

   Коммуникативные умения включают в себя: умение понятно излагать свои мысли, умение кратко излагать мысли, умение точно излагать свои мысли, умение вежливо излагать свои мысли, умение задавать вопросы, умение вежливо возражать, умение слушать и т.д.

  Умения приспосабливаться к изменяющемся жизненным условиям предполагают большой выбор конкретных целенаправленных действий. Они более эффективно могут формироваться не через книги, научные знания, а через взаимоотношения между педагогами и учащимися, через взаимоотношения между учащимися.

    Развитие перечисленных умений  формируются с помощью  активных форм обучения и исследовательских методов и приемов обучения. При изучении темы очень важно показать учащимся маршрут своего учения, поэтапные шаги продвижения в учебной программе, а главное конкретные результаты, которых они обязательно достигнут. Учащиеся знакомятся с требованиями, предъявляемыми к ним, и правами, которыми они обладают. На  уроке выясняются цели, которые учащийся ставит перед собой при изучении определенной темы, а так же  делаются прогнозы успеваемости.

   К обязательным этапам учебной деятельности относятся система зачетов:

  1.     контрольная работа – чтение, аудирование;  
  2.      зачет – по лексике, теоретической грамматике, практике речи;  
  3.    тестовый контроль по лексике и грамматике;
  4.   разработка и защита творческого проекта.

    Система зачетов - обязательное условие для каждого учащегося. Это и стимул для учебной работы, и одновременно выработка навыков работать регулярно.

   Положительный настрой, и атмосфера сотрудничества позволяют создать эффективное взаимодействие в ходе урока и психологически комфортную среду.

  Оптимальное использование время урока один из основных принципов работы с учащимися. Для этого эффективными являются  следующие приемы:

-обучение по принципу «все, что могут делать ученики, не должен делать педагог» позволяет развивать у учащихся черты победителя, лидера.

-  взаимооценка и самооценка учащихся учит детей ответственности и собранности. А также обеспечивает немедленное подкрепление правильной реакции с помощью процедуры «контроль-коррекция».

-рефлексия способствует формированию коммуникативной и эмоциональной культуры, рефлексия – осмысления своей практической деятельности.

      Таким образом, системность в обучении английскому языку определяется синтезом всех слагаемых овладения английским языком.  Обучая английскому языку, следует уделять внимание именно синтезу разносистемных факторов и признаков. Системность лично-ориентированного, деятельностного, коммуникативного, а также компетентностного подхода ориентировано на образование, воспитание и развитие личности школьника средствами английского языка.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучающихся в проектную и исследовательскую формы учебной деятельности, что обусловливает развитие познавательных исследовательских универсальных учебных действий (умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи).

Рассмотрим систему формирования навыков проектной деятельности на уроках английского языка, которая является эффективным способом оптимизации учебной  деятельности.  Эффективность  формирования навыков проектной  деятельности  достигается через системность, рациональное использование времени, контроль знаний лексических единиц, контроль объема монологической речи.

Метод проектов становится интегрированным компонентом в структурированной системе обучения английскому языку. Значимость метода проектов обеспечивается возможностью сочетания в нем теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем.

Проанализируем  систему деятельности учащихся и учителя при разработке проекта.

Система деятельности  учащихся и учителя:

Этапы

Задачи

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

1.

Поисковый

Определение темы, выявление одной или нескольких проблем. Выбор рабочих групп.

Уточняют информацию. Обсуждают задание.

Выявляют проблему.

Мотивируем учащихся. Объясняет цели Наблюдает

2.

Конструктивный

Анализ проблемы, выдвижения гипотез, обоснование каждой из гипотез.

Вдвигают гипотезы.

Формируют задачи.

Помогает в анализе и синтезе. Наблюдает.

4.

Технологический

Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. Выполнения проекта.

Работа с информацией. Синтезируют и анализируют идеи. Проводят исследование. Оформляют проект.

Наблюдает. Направляет процесс анализа (если это необходимо).

5.

Защита проекта

Представление результатов проектирования. Оценка результатов.

Защищают в коллективной оценке результатов деятельности.

Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проектирования.

   В методе проектов выделяют следующие этапы работы над проектом: поисковый, конструкторский, технологический, заключительный.

  Рассмотрим систему формирования навыков проектной деятельности.

1 этап.  Поисковый.

Данный этап проводится на вводном уроке при изучении новой темы

 Определяется тема, разрабатывается  Mind-map -  направления монологического высказывания по теме, учащиеся  разрабатывают Mind-map.

 По УМК Биболетовой М. З. тематика проектов распределена по изучаемым темам, однако необходимо включать темы по национально-региональному компоненту.

    Анализируются этапы работы над проектом: выбор темы, формулирование варианта проблем, распределение задач по группам, групповая или индивидуальная разработка проекта, защита и экспертиза проекта. Определяются  количество участников и тип проекта.

  Выдвигаются возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.).  Эффективными приемами работы являются “мозговая атака”,   brainstorm с последующим коллективным обсуждением.

II этап. Конструктивный.

 Система проектной деятельности по английскому языку предполагает формирование лексических навыков по теме, совершенствование речевых навыков, работу с тематическим текстом.

  1.Формирование лексических навыков. Особую значимость имеет работа над лексикой, так как словарный запас определяет уровень владения языком. Рассмотрим систему работы с лексическими единицами:

  Дается высокий уровень лексических единиц;

- лексика вводится блоками;

 - разрабатывается словарь по теме, подбираются фразы, стихи, пословицы;

 - отрабатываются  лексические единицы через активные формы обучения;

  Проводится зачет по лексике, который предполагает три уровня знания лексики:

 - первый уровень контроля – чтение и перевод в парах, режим работы Р1-Р2, прослеживается количество знания слов и устанавливается пороговый уровень знания ЛЕ;

 - второй уровень контроля знаний ЛЕ – работа на слух, перевод с русского на английский язык, режим работы Т- Р1,Р2;

 - третий высокий уровень – письмо, диктант.

2.  Совершенствование речевых навыков. Обсуждаются  проблемных ситуаций –  задания типа  Why do you think so?  prove .Активизировать учащихся на уроке помогают приемы игровой технологии: ролевые моменты, драматизация, диалог, ролевая игра.

3.  Работа с тематическим текстом. Текст как система речевого продукта носителей изучаемого английского языка представляет особую ценность в качестве систематизированного образца функционирования языка в рамках темы. Текст рассматривается как зафиксированный в той или иной форме продукт устной или письменной речи. В нем как бы материализуются все другие системы. С позиций систем, в учебных целях моделируются такие тексты, которые являются образцами англоязычного общения и управляют  процессом овладения и практикой англоязычного общения.

   Как показывает опыт, обучаемые часто испытывают затруднения в том, чтобы составить содержательный диалог или целевое монологическое высказывание к определенной ситуации общения, однако систематизация текстов помогает снять  определенные трудности.

    Отправной точкой погружения в проектную деятельность является текст, как источник создания собственного оригинального. На начальном этапе отрабатывается лексика из учебного текста (не через автоматическое заучивание, а путём изучения и толкования лексического значения слова), затем из текста извлекаются авторские идеи, выбираются личностно-значимые. На следующем этапе происходит адаптация изученной лексики к аналогичным текстам. Тщательная работа над лексикой по тексту  позволяет учащимся в ходе презентации проектов активно участвовать в разворачивающихся дискуссиях, свободно выражать свои мысли на иностранном языке, т.к. языковой барьер преодолён.

 III  этап. Технологический.

  Работа с проектами занимает особое место в системе работы приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения. Это становится возможным потому, что ученики делают  свой выбор и проявляют инициативу. На данном этапе  при разработке проекта учащиеся:

  1.  проводят самостоятельное исследование;
  2.  решают актуальные проблемы;
  3.  учатся в соответствии с его способностями;
  4.  проявляют способности  при решении задач более широкого спектра;
  5.  устанавливают  взаимодействия между собой.

    Для выполнения проекта очень существенным является вопрос систематизации практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов. Система оформления проекта способствует развитию навыков письменной речи, использованию ИКТ.

IV. Заключительный этап.

  На заключительном этапе проводится  презентация и защита проекта, также предусматривается  конкурс  на лучшего оратора. Критерии по выявлению лучшего оратора:

  1. контроль объема монологической речи,
  2. темп речи,
  3. целенаправленность, логичность, структурность, продуктивность, выразительность речи,
  4. содержательность речи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом коммуникативный системно - деятельностный подход позволяет рационально использовать резервный потенциал хорошо известных традиционных и новых методов обучения. «Системный характер сочетания различных учебно-методических компонентов открывает широкие возможности для их дифференцированного использования на определенных этапах обучения, для определенных уровней и конкретных целей обучения, при этом формируются адекватные им структура и содержание упражнений и методических приемов»

Критерии отбора языковых единиц в процессе обучения иностранному языку довольно просты, так как для школьников всегда интересна информация о современной жизни сверстников, их интересах, увлечениях; учащихся интересуют зарубежная современная музыка, спорт, учеба, традиции и обычаи страны изучаемого языка. Подобная информация способствует формированию социокультурной компетенции учащихся,  ценностному отношению к иностранному языку как феномену национальной и общечеловеческой культуры и цивилизации.

Таким образом, коммуникативно-деятельностный подход отвечает дидактическим принципам научности, системности, связи теории с практикой, сознательности, активности, наглядности и доступности. Учитываются возрастные, индивидуальные, личностные особенности. Создается ситуация успеха, и самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний, участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки,  учебной нормой считаются отдельные нарушения языковых правил и случайные ошибки.

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Ковальчук С.В. Использование системно-деятельностного подхода при обучении грамматике // Иностранные языки в школе. - 2012. - №5. - с. 70-76
  2. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.).  — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142.
  3. Якушина Е.В. Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС // Справочник заместителя директора школы, №10, 2012 г.  
  4. Жаринова Оксана Геннадьевна “Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка посредством  игр и игровых ситуаций”
  5. Рябцева Лариса Анатольевна  Формирование иноязычной коммуникативной компетенции как основная цель обучения английскому языку в современной школе // http://festival.1september.ru/articles/551890/
  6. Гаврилова Наталья Викторовна Развитие иноязычной коммуникативной компетенции старшеклассников в условиях коллективного взаимодействия
  7. Зубрилина Инесса Владимировна  Коммуникативно-деятельностный подход в обучении иностранному языку
  8.  Михалева Елена Федоровна Коммуникативный системно-деятельностный подход к обучению английского языка
  9. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода http://omczo.org/publ/393-1-0-2468)
  10. Меркушева Т.В. Коммуникативный системно-деятельностный подход к обучению иностранному языку
  11. Малахова А. А. Системно-деятельностный подход как условие формирования предметных, метапредметных и личностных действий детей с ограниченными возможностями здоровья в обучении преподаваемому предмету (английскому языку)
  12. Грибанова К.И. Развитие коммуникативной компетенции учащихся на материале поэтических произведений// Иностранные языки в школе. - 2011. - №1.- с. 70-73
  13. Бочарникова М.А. Формирование коммуникативнй компетенции младших школьников при обучении пересказу на иностранном языке (на примере английского языка)// Иностранные языки в школе. - 2010.- №10.- с. 34-37
  14. Никитенко З.Н. Формирование универсальных учебных действий — приоритет начального иноязычного образования// Иностранные языки в школе. - 2010.- №6.- С. 2-9
  15. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9тклассы. - 2-е изд._ М.: Просвещение, 2010. - 144 с.- (Стандарты второго поколения).
  16. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность иноязычной коммуникативной компетенции школьников на начальном этапе обучения иностранному языку

Коммуникативная компетенция охватывает языковые и речевые способности межкультурной компетенции школьников в обучении иностранному языку.   Термин «коммуникативная компетенция» во...

Интерактивный подход в формировании иноязычной коммуникативной компетенции школьников

Данная презентация посвящена возможностям интерактивного обучения оптимизировать процесс овладения навыками школьного иноязычного общения и сделать его более эффективным в условиях общеобразовательной...

«Развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся через интеграцию новых информационных технологий в учебный процесс»

У каждого предмета и каждого преподавателя есть свои средства и способы осуществления организации процесса обучения, направленного на учащегося.  При формулировании своих целей обучения, преподав...

План по самообразованию «Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка через системно-деятельностный подход»

План по самообразованию "Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского зыка через системно-деятельностный подход"...

«Формирование иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников посредством использования приѐмов арт-технологий на уроках английского языка» (методическая разработка)

Данная работа представляет опыт работы по теме "Арт-педагогические технологии на уроках английского языка", которые используются  на основе различных арт-материалов на протяжении многих...

Статья "Формирование иноязычной коммуникативной компетенции через проектную деятельность духовной тематики"

В статье затрагивается актуальная проблема необходимости повышения уровня сформированности коммуникативной компетенции учащихся средней школы. Так как коммуникативная компетенция является очевидной пр...

«Формирование познавательной активности учащихся через системно - деятельностный подход в обучении биологии »

Цель данной работы – реализация технологии системно – деятельностного подхода для повышения познавательной активности обучающихся на уроках биологии в 5-9 классах....