урок в шестом классе по теме "Алгоритмы и исполнители"
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) на тему

Урок в шестом классе по теме "Алгоритмы и исполнители"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_algoritmy_i_ispolniteli.rar2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Алгоритмы. Исполнители алгоритмов»

Вид: комбинированный.

Цели урока:

образовательная:

 сформировать представление об алгоритме как фундаментальном понятии информатики, сформировать представление об основных понятиях, относящихся к теме «алгоритм», научить определять исходные данные, необходимые для выполнения поставленной задачи;

развивающая:

развитие логического и алгоритмического мышления школьников через установление причинно – следственных связей, развитие кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся;

воспитательная:

воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Тип урока: урок изучения и закрепления знаний и способов деятельности учащихся.

Учащиеся должны:

  • иметь представление об алгоритме как о последовательности действий;
  • уметь описывать повседневную деятельность в виде алгоритма;
  • уметь составлять простейшие алгоритмы;
  • уметь находить и исправлять ошибки в алгоритме;
  • уметь выполнять простейшие операции на компьютере.

Оборудование: компьютеры, проектор,  карточки с заданиями для работы в группе.

Формы учебной деятельности на данном уроке: групповая.

План урока:

1.     Организационный момент – 1 минута

2.     Повторение – 5 минут

3.     Изучение нового материала – 17 минут

4.     Подведение итогов теоретической части – 2 минуты

5.     Закрепление изученного материала. Практическая работа в программах Калькулятор и Word – 15 минут

6.     Подведение итогов, домашнее задание – 2 минуты.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы с вами закончили изучение темы «Человек и информация» и прежде чем перейти к изучению новой темы мы проверим ваши знания по изученной теме. Выполним с вами тест по теме  «Человек и информация».

 2. Проверочное тестирование.

Группа садится за компьютеры и выполняет интерактивный тест.

3. Изучение нового материала.

Учитель: Теперь давайте перейдём к изучению нового материала. Мы изучали тему «Человек и информация».

  • Что такое информация?(Информация – это знания, которые человек получает из различных источников)
  • На какие две части можно разделить все знания человека? (Факты и правила).
  • Какие знания относят к фактам? (Явления, события, свойства объектов, зависимости между объектами)
  • Какие знания относят к правилам? (Последовательности действий, направленных на достижение определённой цели)
  • Как ещё мы называли правила, последовательности действий, направленных на достижение определённой цели? (Алгоритмы)

Итак, цель нашего урока - выяснить, что такое алгоритм, где в реальной жизни мы встречаемся с алгоритмами и кто такие исполнители.

Каждый человек в повседневной жизни решает множество задач самой разной сложности. Некоторые из этих задач столь просты и привычны, что мы решаем их не задумываясь, и даже не считаем задачами. Другие же, напротив, трудны и требуют длительных размышлений и усилий. Как же мы решаем эти задачи.

  1. Пришить пуговицу (устно)
  2. Купить хлеб (пронумеровать действия на слайде)
  3. Собраться в школу(слайд)
  4. Закрыть дверь на ключ (слайд)
  5. Выполнить фонетический разбор слова (слайд)
  6. Найти наименьшее общее кратное нескольких натуральных чисел (слайд)

Ребята, что будет если мы поменяем местами команды? Эту последовательность тоже можно выполнить, но к достижению поставленной цели она не приведёт! В  алгоритме  нахождения НОК что является  исходными   данными ? (числа). А что  результатом ?(НОК).

 Вопросы:

1) Конечное или бесконечное число действий вам пришлось совершить, чтобы прийти к результату?

2) Можно ли поменять действия местами?

3) Может ли быть решена задача без четкого описания?

4) Как одним словом можно назвать последовательный порядок действий?

5) Что такое алгоритм?

 Алгоритм - конечная последовательность действий в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату. (слайд)

Откройте рабочую тетрадь на странице 75 упражнение 2 и давайте запишем, что такое  

алгоритм, разрабатывать алгоритмы может только человек

Откуда же произошло это слово? (слайд) Слово «алгоритм» давнего происхождения и идёт от имени выдающегося арабского ученого Мухаммеда Аль-Хорезми, что означает Мухаммед из Хорезма.

    Алгоритм может представлять собой некоторую последовательность вычислений, а может – последовательность действий нематематического характера. Но, в любом случае, перед его составлением должны быть четко определены начальные(исходные) условия и то, что предстоит получить (требуемый результат).

Тогда говорят, что задача хорошо поставлена

Укажите те задачи, которые вы считаете чётко сформулированными (слайд) (задание 5 страница 77 из РТ)

Учитель: Таким образом, скажем ещё раз, что такое алгоритм. (Слайд ) Алгоритм это конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.

  • Кто составляет алгоритмы? (Дети обсуждают и приходят к выводу, что составлять алгоритмы может только человек).
  • Кто выполняет алгоритмы?(Дети обсуждают и приходят к выводу, что выполнять алгоритмы может и человек, и животное, и техническое устройство).
  • Выполнять алгоритмы может и человек, и животное, и техническое устройство у них общее название – ИСПОЛНИТЕЛИ.

Исполнитель - человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять определенный набор команд.

Каждый исполнитель способен выполнить определённый набор команд, которые образуют систему команд исполнителя (СКИ).

Система команд исполнителя - команды, которые может выполнять конкретный исполнитель.

Запишем в тетрадь стр. 75 определение «Исполнитель»

Исполнители бывают разные. Одним из самых простых исполнителей можно считать кнопку включения/выключения электропитания на корпусе компьютера (слайд). Более сложным исполнителем является современная стиральная машина, в электронную память которой заложены разработанные инженерами различные программы стирки белья.

Учитель: Давайте рассмотрим систему команд, которую исполнитель «Стиральная машина» может выполнить (картинка на экране)

Учитель: Кто управляет работой стиральной машинки? (Человек)

Учитель: Стиральная машина работает по программам, созданным человеком. Программы выбирает человек. Машина работает автоматически, т.е. действует формально.

 Среди автоматических устройств наиболее совершенными исполнителями являются роботы. Робот-манипулятор безошибочно и качественно собирает сложнейшую электронную плату. В наше время созданы человекоподобные роботы и роботы-игрушки(слайд) Самый впечатляющий пример исполнителя - компьютер. Его отличительная черта - универсальность. Он может с помощью специальных программ управлять работой других связанных с ним устройств (исполнителей). Во многих случаях и сам человек является исполнителем алгоритмов (слайд).

Разработка алгоритма - трудоемкая задача, требующая от человека глубоких знаний и больших затрат времени. Решение задачи по готовому алгоритму требует от исполнителя только строгого следования заданным предписаниям. Исполнитель не вникает в смысл того, что он делает, и не рассуждает, почему он поступает так, а не иначе, - он действует формально. С этим связана возможность автоматизации деятельности человека.

№9 с.80 Какие исполнители могут выполнить следующие виды работ?(слайд)

4. Подведение итогов теоретической части. (Слайд )

•         Алгоритм– конечная последовательность шагов в решении задачи для получения результатов из исходных данных

•         Разрабатывает алгоритмы ЧЕЛОВЕК.

•         Исполняет алгоритмы ИСПОЛНИТЕЛЬ.

Ребята, попробуйте, зная то, о чём мы сегодня говорили, составить схему из слов и стрелок: Алгоритмы, ЧЕЛОВЕК, ИСПОЛНИТЕЛЬ, Составлять, Исполнять. (1 ученик выполняет задание у доски, при необходимости класс или учитель ему помогают).

5. Практическая работа за компьютером.

Задание на компьютере тоже будет связано с нашей темой «Алгоритмы». В текстовом редакторе Word вам необходимо будет записать алгоритм нахождения значения выражения  и вычислить его значение в программе Калькулятор. Затем вам нужно будет поменять местами действия в составленном вами алгоритме и снова вычислить его значение в программе Калькулятор. Выяснить, совпадут ли их значения.

  • Кто будет выполнять алгоритм? (Мы, ученики).
  • Тогда кем вы будете при выполнении этого задания? (Исполнителями).
  • Когда вы будете её выполнять, я увижу, как хорошо вы можете выполнять алгоритмы, какие вы ИСПОЛНИТЕЛИ. Тот, кто справится с заданием раньше, будет выполнять в рабочей тетради задание № 4, (закончить 3) и 4)).(Ученики выполняют практическую работу за компьютером).

№ 4 в РТ. Каких сведений вам не хватает для ответа на следующие вопросы? Запишите все исходные данные, необходимые для решения задачи.

6. Подведение итогов.

Учитель просит ребят ответить на вопросы:

1.     Что такое алгоритм?

2.     Кого или что называют исполнителем алгоритма?

3.     С какой задачей может справиться только человек?

4.     Что необходимо знать при разработке алгоритма?

Домашнее задание § 3.1

Стр. 76 №3,4

Стр. 79 №7, 8

Наиболее активным учащимся выставляются оценки за работу на уроке.

  • Урок окончен. Спасибо за работу на уроке!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)

Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...

открытый урок по русскому языку в шестом классе по теме "Лексика и фразеология".

Повторительно - обобщающий урок; урок -игра " Счастливый случай", цель урока: систематизировать, обобщить знания по теме " Лексикология и фразеология"....

открытый урок по русскому языку в шестом классе по теме "Лексика и фразеология".

Повторительно - обобщающий урок; урок -игра " Счастливый случай", цель урока: систематизировать, обобщить знания по теме " Лексикология и фразеология"....

Открытый урок в 6 классе по теме: «Графические исполнители. Исполнитель CIRCLE»

Открытый урок в 6 классе по теме: «Графические исполнители. Исполнитель CIRCLE»  был дан в апреле 2013 г В новом учебнике 6 класса Л. Босовой (ФГОС) этой темы нет. Хотя, по-моему мнению, пр...

Урок информатики в 7 классе «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником».

Урок информатики в 7 классе «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов.Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником»....

технологическая карта урока в шестом классе. MAKING A RECIPE

технологическая карта урока в шестом классе. Урок с использованием технологии критического мышления....