урок в шестом классе по теме "Алгоритмы и исполнители"
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) на тему
Урок в шестом классе по теме "Алгоритмы и исполнители"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_algoritmy_i_ispolniteli.rar | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Алгоритмы. Исполнители алгоритмов»
Вид: комбинированный.
Цели урока:
образовательная:
сформировать представление об алгоритме как фундаментальном понятии информатики, сформировать представление об основных понятиях, относящихся к теме «алгоритм», научить определять исходные данные, необходимые для выполнения поставленной задачи;
развивающая:
развитие логического и алгоритмического мышления школьников через установление причинно – следственных связей, развитие кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся;
воспитательная:
воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Тип урока: урок изучения и закрепления знаний и способов деятельности учащихся.
Учащиеся должны:
- иметь представление об алгоритме как о последовательности действий;
- уметь описывать повседневную деятельность в виде алгоритма;
- уметь составлять простейшие алгоритмы;
- уметь находить и исправлять ошибки в алгоритме;
- уметь выполнять простейшие операции на компьютере.
Оборудование: компьютеры, проектор, карточки с заданиями для работы в группе.
Формы учебной деятельности на данном уроке: групповая.
План урока:
1. Организационный момент – 1 минута
2. Повторение – 5 минут
3. Изучение нового материала – 17 минут
4. Подведение итогов теоретической части – 2 минуты
5. Закрепление изученного материала. Практическая работа в программах Калькулятор и Word – 15 минут
6. Подведение итогов, домашнее задание – 2 минуты.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке мы с вами закончили изучение темы «Человек и информация» и прежде чем перейти к изучению новой темы мы проверим ваши знания по изученной теме. Выполним с вами тест по теме «Человек и информация».
2. Проверочное тестирование.
Группа садится за компьютеры и выполняет интерактивный тест.
3. Изучение нового материала.
Учитель: Теперь давайте перейдём к изучению нового материала. Мы изучали тему «Человек и информация».
- Что такое информация?(Информация – это знания, которые человек получает из различных источников)
- На какие две части можно разделить все знания человека? (Факты и правила).
- Какие знания относят к фактам? (Явления, события, свойства объектов, зависимости между объектами)
- Какие знания относят к правилам? (Последовательности действий, направленных на достижение определённой цели)
- Как ещё мы называли правила, последовательности действий, направленных на достижение определённой цели? (Алгоритмы)
Итак, цель нашего урока - выяснить, что такое алгоритм, где в реальной жизни мы встречаемся с алгоритмами и кто такие исполнители.
Каждый человек в повседневной жизни решает множество задач самой разной сложности. Некоторые из этих задач столь просты и привычны, что мы решаем их не задумываясь, и даже не считаем задачами. Другие же, напротив, трудны и требуют длительных размышлений и усилий. Как же мы решаем эти задачи.
- Пришить пуговицу (устно)
- Купить хлеб (пронумеровать действия на слайде)
- Собраться в школу(слайд)
- Закрыть дверь на ключ (слайд)
- Выполнить фонетический разбор слова (слайд)
- Найти наименьшее общее кратное нескольких натуральных чисел (слайд)
Ребята, что будет если мы поменяем местами команды? Эту последовательность тоже можно выполнить, но к достижению поставленной цели она не приведёт! В алгоритме нахождения НОК что является исходными данными ? (числа). А что результатом ?(НОК).
Вопросы:
1) Конечное или бесконечное число действий вам пришлось совершить, чтобы прийти к результату?
2) Можно ли поменять действия местами?
3) Может ли быть решена задача без четкого описания?
4) Как одним словом можно назвать последовательный порядок действий?
5) Что такое алгоритм?
Алгоритм - конечная последовательность действий в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату. (слайд)
Откройте рабочую тетрадь на странице 75 упражнение 2 и давайте запишем, что такое
алгоритм, разрабатывать алгоритмы может только человек
Откуда же произошло это слово? (слайд) Слово «алгоритм» давнего происхождения и идёт от имени выдающегося арабского ученого Мухаммеда Аль-Хорезми, что означает Мухаммед из Хорезма.
Алгоритм может представлять собой некоторую последовательность вычислений, а может – последовательность действий нематематического характера. Но, в любом случае, перед его составлением должны быть четко определены начальные(исходные) условия и то, что предстоит получить (требуемый результат).
Тогда говорят, что задача хорошо поставлена
Укажите те задачи, которые вы считаете чётко сформулированными (слайд) (задание 5 страница 77 из РТ)
Учитель: Таким образом, скажем ещё раз, что такое алгоритм. (Слайд ) Алгоритм – это конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.
- Кто составляет алгоритмы? (Дети обсуждают и приходят к выводу, что составлять алгоритмы может только человек).
- Кто выполняет алгоритмы?(Дети обсуждают и приходят к выводу, что выполнять алгоритмы может и человек, и животное, и техническое устройство).
- Выполнять алгоритмы может и человек, и животное, и техническое устройство у них общее название – ИСПОЛНИТЕЛИ.
Исполнитель - человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять определенный набор команд. |
Каждый исполнитель способен выполнить определённый набор команд, которые образуют систему команд исполнителя (СКИ).
Система команд исполнителя - команды, которые может выполнять конкретный исполнитель. Запишем в тетрадь стр. 75 определение «Исполнитель» Исполнители бывают разные. Одним из самых простых исполнителей можно считать кнопку включения/выключения электропитания на корпусе компьютера (слайд). Более сложным исполнителем является современная стиральная машина, в электронную память которой заложены разработанные инженерами различные программы стирки белья. Учитель: Давайте рассмотрим систему команд, которую исполнитель «Стиральная машина» может выполнить (картинка на экране) Учитель: Кто управляет работой стиральной машинки? (Человек) Учитель: Стиральная машина работает по программам, созданным человеком. Программы выбирает человек. Машина работает автоматически, т.е. действует формально. Среди автоматических устройств наиболее совершенными исполнителями являются роботы. Робот-манипулятор безошибочно и качественно собирает сложнейшую электронную плату. В наше время созданы человекоподобные роботы и роботы-игрушки(слайд) Самый впечатляющий пример исполнителя - компьютер. Его отличительная черта - универсальность. Он может с помощью специальных программ управлять работой других связанных с ним устройств (исполнителей). Во многих случаях и сам человек является исполнителем алгоритмов (слайд). Разработка алгоритма - трудоемкая задача, требующая от человека глубоких знаний и больших затрат времени. Решение задачи по готовому алгоритму требует от исполнителя только строгого следования заданным предписаниям. Исполнитель не вникает в смысл того, что он делает, и не рассуждает, почему он поступает так, а не иначе, - он действует формально. С этим связана возможность автоматизации деятельности человека. |
№9 с.80 Какие исполнители могут выполнить следующие виды работ?(слайд)
4. Подведение итогов теоретической части. (Слайд )
• Алгоритм– конечная последовательность шагов в решении задачи для получения результатов из исходных данных
• Разрабатывает алгоритмы ЧЕЛОВЕК.
• Исполняет алгоритмы ИСПОЛНИТЕЛЬ.
Ребята, попробуйте, зная то, о чём мы сегодня говорили, составить схему из слов и стрелок: Алгоритмы, ЧЕЛОВЕК, ИСПОЛНИТЕЛЬ, Составлять, Исполнять. (1 ученик выполняет задание у доски, при необходимости класс или учитель ему помогают).
5. Практическая работа за компьютером.
Задание на компьютере тоже будет связано с нашей темой «Алгоритмы». В текстовом редакторе Word вам необходимо будет записать алгоритм нахождения значения выражения и вычислить его значение в программе Калькулятор. Затем вам нужно будет поменять местами действия в составленном вами алгоритме и снова вычислить его значение в программе Калькулятор. Выяснить, совпадут ли их значения.
- Кто будет выполнять алгоритм? (Мы, ученики).
- Тогда кем вы будете при выполнении этого задания? (Исполнителями).
- Когда вы будете её выполнять, я увижу, как хорошо вы можете выполнять алгоритмы, какие вы ИСПОЛНИТЕЛИ. Тот, кто справится с заданием раньше, будет выполнять в рабочей тетради задание № 4, (закончить 3) и 4)).(Ученики выполняют практическую работу за компьютером).
№ 4 в РТ. Каких сведений вам не хватает для ответа на следующие вопросы? Запишите все исходные данные, необходимые для решения задачи.
6. Подведение итогов.
Учитель просит ребят ответить на вопросы:
1. Что такое алгоритм?
2. Кого или что называют исполнителем алгоритма?
3. С какой задачей может справиться только человек?
4. Что необходимо знать при разработке алгоритма?
Домашнее задание § 3.1
Стр. 76 №3,4
Стр. 79 №7, 8
Наиболее активным учащимся выставляются оценки за работу на уроке.
- Урок окончен. Спасибо за работу на уроке!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)
Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...
открытый урок по русскому языку в шестом классе по теме "Лексика и фразеология".
Повторительно - обобщающий урок; урок -игра " Счастливый случай", цель урока: систематизировать, обобщить знания по теме " Лексикология и фразеология"....
открытый урок по русскому языку в шестом классе по теме "Лексика и фразеология".
Повторительно - обобщающий урок; урок -игра " Счастливый случай", цель урока: систематизировать, обобщить знания по теме " Лексикология и фразеология"....
Открытый урок в 6 классе по теме: «Графические исполнители. Исполнитель CIRCLE»
Открытый урок в 6 классе по теме: «Графические исполнители. Исполнитель CIRCLE» был дан в апреле 2013 г В новом учебнике 6 класса Л. Босовой (ФГОС) этой темы нет. Хотя, по-моему мнению, пр...
Урок информатики в 7 классе «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником».
Урок информатики в 7 классе «Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов.Исполнитель Чертежник. Управление Чертежником»....
технологическая карта урока в шестом классе. MAKING A RECIPE
технологическая карта урока в шестом классе. Урок с использованием технологии критического мышления....
Открытый урок для шестого класса для групп не владеющих осетинским языком "Пришла весна"(имя прилагательное).
Технологическая карта урока "Пришла весна"(имя прилагательное)....