Программа курса "Проектная деятельность школьников средствами ИКТ"
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему

Полукарикова Алла Сергеевна

Курс для 9 класса носит прикладной характер и призван выработать у обучаемых опыт самостоятельной разработки проектов, знания о специфике тематических документов и материалов школьных дисциплин, сформировать и закрепить соответствующие навыки оперирования прикладными программными средствами в процессе оформления тематических документов. Работая с материалами, ребята учатся грамотно располагать данные, объединять разнородные объекты в единое целое.

Учитель, ведущий элективный курс, должен тесно сотрудничать с учителями-предметниками, корректируя как выдаваемый в курсе материал, так и деятельность обучаемых. Часть работы выполняется учениками самостоятельно дома: она сводится к подбору тематических материалов и разработке заданий, которые предполагается оформить на компьютере.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_9_klass.docx235.05 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс «Проектная деятельность средствами ИКТ»        

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7» г.Когалыма

Предпрофильный курс по информатике

«Проектная деятельность

средствами ИКТ»

Программно-методическая поддержка курса

  1. Пояснительная записка:

Актуальность, цели и задачи курса.

Формы организации учебных занятий.

Структура содержания элективного курса.

Тематическое планирование курса. 

Ожидаемый результат.

Рекомендуемая литература и электронные издания.

Разработала Полукарикова А.С.,

учитель информатики

МАОУ СОШ №7 г. Когалыма

2014 г.


Пояснительная записка элективного курса по информатике

«Проектная деятельность

школьников средствами ИКТ»

Класс: 9.

Количество часов: 17 (1ч в неделю).

Место курса в образовательном процессе

Одним из ключевых направлений применения компьютерной техники старшеклассниками является грамотное оформление результатов своей деятельности в виде рефератов, докладов, отчетов: в текстовых редакторах набираются тексты с символами различной конфигурации, таблицы, рисунки, диаграммы, формулы, внедряются мультимедийные объекты; графические редакторы позволяют получать элементарные рисунки и композиции из них, схемы, диаграммы, табличные процессоры — создавать диаграммы и решать задачи, а технология OLE связывает разнородные объекты в единое целое. В процессе работы с документами некоторые из входящих в них объектов предварительно получаются с помощью специализированных аппаратных средств, например сканера или цифровой камеры. Создание электронных документов сложно и интересно. Не случайно по качеству созданных документов судят о сформированности информационной культуры пользователя, и это весьма важно в будущей профессиональной деятельности учащихся.

Для самореализации учеников важно умение работать с тематическими документами и материалами учебных предметов — математики, физики, химии, истории, литературы и др., так как в современных условиях образования большое внимание отводится не только на изучение именно этих предметов, но и на творческую деятельность учащихся. В современных условиях образования немало внимания отводится участию школьников в сетевых Интернет-конкурсах и проектах, а данный курс даст навыки самостоятельной работы, стимулирует активность учащихся, повысит их технологические умения в работе с прикладными программными средствами, и также поможет приобрести навыки работы с теми программами, которые не изучаются в базовом курсе информатики. Все эти возможности выпускники школ могут получить на элективном курсе «Проектная деятельность школьников средствами ИКТ». Приобретенные знания, умения и навыки пригодятся им как в школе, так и после поступления в высшие учебные заведения или на работу.

Концепция курса

Курс носит прикладной характер и призван выработать у обучаемых опыт самостоятельной разработки проектов, знания о специфике тематических документов и материалов школьных дисциплин, сформировать и закрепить соответствующие навыки оперирования прикладными программными средствами в процессе оформления тематических документов. Работая с материалами, ребята учатся грамотно располагать данные, объединять разнородные объекты в единое целое.

Учитель, ведущий элективный курс, должен тесно сотрудничать с учителями-предметниками, корректируя как выдаваемый в курсе материал, так и деятельность обучаемых. Часть работы выполняется учениками самостоятельно дома: она сводится к подбору тематических материалов и разработке заданий, которые предполагается оформить на компьютере.

В курсе применяется значительное количество программных средств, не изучаемых школьниками в базовом курсе информатики. С большинством из них учащиеся знакомятся при оформлении документов и материалов по математике, в дальнейшем, при работе с материалами других дисциплин, происходит отработка сформированных навыков. Среди используемых программ учителю необходимо иметь в наличии текстовый процессор Word, табличный процессор Excel, программы обработки графической информации (Microsoft Paint, Corel DRAW, Adobe Photoshop), программы сканирования и распознавания материалов (Fine Reader), желательно наличие редактора математических документов и обучающих электронных изданий. Возможно применение математического пакета Mathcad, а также специализированных программных средств каждой из рассматриваемых дисциплин.

Учебные цели и задачи курса

  • Формирование и отработка навыков создания проектов на компьютере, тематических документов и материалов по школьным дисциплинам;
  • привитие культуры работы с документами и материалами;
  • выработка коммуникативных умений;
  • расширение технологических навыков;
  • подготовка к научной деятельности и выбору будущей профессии;
  • демонстрация межпредметных связей информатики и других дисциплин;
  • выработка знаний о правилах оформления документов;
  • освоение прикладных программных средств, не являющихся типовыми для школьного курса информатики.

Формы организации учебных занятий

При проведении курса применяются лекционные занятия и компьютерные практикумы-проекты.

Вступительное занятие курса начинается мотивацией важности изучаемого материала. Основной мотив: правильное оформление проектов, тематических документов и материалов говорит о грамотности и компетентности пользователя. На первом занятии предлагается материал и примеры готовых проектов.

Сам курс имеет модульно-блочную структуру. Каждый блок связан с определенным этапом разработки проекта и начинается с лекции, в которой раскрываются специфика и особенности работы на данном этапе, перечисляются используемые средства. Если предлагаемое к использованию средство (программное) ученикам не знакомо, то выдаются сведения о правилах работы с этим средством. Обучение практическим навыкам можно организовать в эффективной форме практикумов-проектов. Практикумы-проекты сочетают в себе элементы репродуктивной и продуктивной деятельности, предоставляют учащемуся выбор содержания работы и значительный простор для проявления своего творчества. Таким образом, они создают предпосылки для реализации индивидуальной образовательной траектории. Свойства практикумов-проектов воплощаются за счёт предоставления учащимся широкого выбора содержательного направления проекта при его фиксированной структуре и алгоритмизации технологической стороны. Ученик получает детальное руководство по тому, как реализовать тот или иной элемент осваиваемой информационной технологии. Практикумы-проекты нацелены на отработку и/или формирование навыков создания на компьютере тематических проектов, документов и материалов.

 Изложение блока можно проводить по-разному. Предлагается использовать два варианта: первый заключается в параллельном изложении возможностей реализации проекта средствами разных программ, второй предполагает рассмотрение решений сначала с помощью одного программного средства, потом другого. Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки, частично приведенные в таблице.

Вариант изложения

Плюсы

Минусы

Параллельное изложение

Сопоставление возможностей обоих программных средств, выбор оптимального пути решения задачи, количественное сокращение времени на изучение материала

При низком уровне абстрагирования и неумении сопоставления фактов возникают сложности в усвоении материала и пробелы в формировании соответствующих умений

Последовательное изложение

Более глубокое изучение возможностей каждого из программных средств по отдельности

Неумение сопоставлять преимущества программных средств с последующим выбором оптимального пути решения, фрагментарность материала

Учителю предлагается выбор варианта изложения курса с учетом специфики контингента учащихся.

Заканчивается блок отчетным занятием, на котором учащиеся демонстрируют самостоятельно созданные материалы. 

Итогом курса является зачетная работа «Тематический проект по ...» (вместо отточия указывается название школьной дисциплины), в которой ученик должен представить оформленный материал к разделам соответствующей школьной дисциплины. Ученикам, подготовившим наиболее интересный материал, можно предложить изложить его ученикам средних классов в виде мини-урока. Данное предложение предварительно согласуется с учителем-предметником. Разработанные материалы могут быть представлены на научной конференции школьников «Шаг в будущее», в сетевых фестивалях и конкурсах для учащихся, также найти применение в практической деятельности учителей-предметников, тем самым пополнить школьную медиатеку.

Минимально необходимый уровень знаний и технологических умений учащихся перед прохождением курса

Учащиеся:

  • знают назначение прикладного программного обеспечения компьютера;
  • имеют базовые навыки работы на компьютере;
  • имеют представление о способах обработки различных видов информации;
  • владеют основами подготовки электронных документов, в том числе в текстовом процессоре Word, табличном процессоре Excel и одном из графических редакторов;
  • умеют представлять данные в табличном виде, строить графики функций;
  • имеют представление об аппаратных и программных средствах получения электронных копий с материальных носителей;
  • имеют базовые навыки моделирования объектов и процессов средствами ранее освоенных программных сред;
  • владеют базовыми знаниями и умениями по школьным дисциплинам.

Структура содержания элективного курса.

Введение (1 ч).

Актуальность элективного курса и области реализации полученных  умений и навыков учащихся. Что такое проект. Виды проектов. Требования к проекту. Этапы работы над проектом: подготовка, планирование, моделирование, реализация, оформление, рецензирование, защита. Демонстрация проектов, выполненных учащимися. Анкетирование учащихся для выявления мотивации выбора данного курса, предметных интересов и уровня владения ИКТ.

1 блок -  Подготовительный этап разработки проекта (2 ч)

Выбор научно- предметной области проекта. Постановка цели проекта или исследования (как правильно определить цель и каким требованиям она должна отвечать). Методы сбора и изучение всей доступной информации по выбранной теме и проекта, с помощью различных средств ИКТ. Определение задач согласно поставленной цели. Программы сканирования и распознавания материалов. Fine Reader.

2 блок – Планирование работы над проектом (1 ч)

Выбор методов и последовательности решения поставленных задач. Возможности прикладных программных средств по работе с электронными документами.
Текстовый процессор Word. Табличный процессор Excel.
Программы обработки графической информации. Microsoft Paint, Corel DRAW, Adobe Photoshop. Другие программные средства.

3 блок – Этап моделирования (4 ч)

Специфика математических документов и правила их оформления. Специфика материалов по дисциплинам естественно-научного цикла (физика, астрономия, химия, биология и т.д.), гуманитарного цикла. Работа с формулами в текстовом процессоре Word. Редактор формул Microsoft Equation. «Математические» шрифты Symbol и Lucida. Построение схем и диаграмм средствами текстового процессора Word. Мастер построения диаграмм Microsoft Graph. Создание схем средствами программ компьютерной графики. Внедрение графических объектов в текстовые документы. Работа с табличными данными в текстовом процессоре Word. Построение графиков функций средствами табличного процессора Excel. Внедрение объектов Excel в текстовые документы. Сканирование математических рисунков. Редактирование их средствами программ компьютерной графики. Автофигуры текстового процессора Word. Создание изображений опытных установок и изображений. Гиперсвязи в документах. Принципы освоения новых программных средств.

4 блок – Реализация проекта (4 ч)

Создание проектной работы по выбранной теме учебной дисциплины. (Учащийся или группа  выбирают  тему проектной работы по интересам, по рекомендации учителей предметников)

 Темы по физике: 

  • Решение физических задач «Абсолютные инструментальные погрешности средств измерений».
  • Лабораторная работа.
  • Материалы разделов учебника («Электричество», «Оптика», «Механические колебания» и т.д.).

Темы  по астрономии:

  • Решение задач по астрономии.
  • Материалы разделов учебника «Основные сведения о планетах Солнечной системы», «Небесная сфера. Астрономические координаты», «Карта звездного неба», «Планеты», «Космические корабли».

Темы по химии.

  • Решение задач с химическим содержанием.
  • Лабораторная работа.
  • Материалы разделов учебника «Периодическая система Д. И. Менделеева», .

Темы по информатике:

  • Представление информации.
  • Передача информации.
  • Обработка информации.
  • Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
  • Информационные процессы в обществе.
  • Основные устройства ИКТ.
  • Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира.
  • Создание и обработка информационных объектов.
  • Базы данных.
  • Поиск информации.
  • Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации.
  • Проектирование и моделирование.
  • Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы.
  • Организация информационной среды.
  • Информационные модели и системы.
  • Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии).
  • Основы социальной информатики.
  • Телекоммуникационные технологии.

Темы по биологии,  географии, истории,  литературе,  алгебре, геометрии.

Исследовательские и проектные работы на свободную тему.

Организация взаимодействия пользователя с компьютером. Понятие интерфейса. Состав интерфейса. Типы диалогов.

Создание занимательных материалов к дисциплинам естественно-математического цикла. Оформление тематических кроссвордов, сканвордов и криптограмм, тематических ребусов.

5 блок – Оформление проекта (2 ч)

Правила оформления и структура пояснительной записки к проекту. Формулирование выводов по работе над проектом. Дополнительные материалы представляющие разработку (визитка автора, аннотация, приложения , и т.д.).

6 блок – Подготовка проекта к представлению аудитории (2 ч)

Подготовка к защите проекта. Презентация для представления проекта. Защита проекта. Экспертная или общественная оценка проекта: актуальность, технический уровень, качество графики на экране дисплея, эргономический уровень, научность представленного материала, дидактический уровень. Самоанализ, перспективы работы и рефлексия.

Тематическое планирование курса.

№ п/п

Тема и содержание занятия

Кол-во часов

рр

Форма проведения

занятия

Всего

В том числе

1.

Введение (1 блок)

Проекты и их виды. Требования к проекту. Этапы работы над проектом.

1

1

Лекция

2.

Выбор научно-предметной области проекта. Постановка цели проекта. Определение задач согласно поставленной цели.

1

1

Комбинированный урок

3.

Методы сбора  и изучение всей доступной информации по выбранной теме проекта, с помощью различных средств ИКТ.

1

1

Практическая работа

4.

Выбор методов и последовательности решения поставленных задач. Возможности прикладных программных средств.

1

0,5

0,5

Лекция

Практическая работа

5.

Специфика математических документов и правила их оформления. Работа с формулами в текстовом процессоре Word. Редактор формул Microsoft Equation. «Математические» шрифты Symbol и Lucida.

1

1

Практическая работа

6.

Специфика материалов по дисциплинам естественно-научного цикла (физика, астрономия, химия, биология и т.д.). Построение схем и диаграмм средствами текстового процессора Word. Создание схем средствами программ компьютерной графики. Внедрение графических объектов в текстовые документы. Работа с табличными данными в текстовом процессоре Word.

1

0,5

0,5

Лекция

Практическая работа

7.

Построение графиков функций средствами табличного процессора Excel. Внедрение объектов Excel в текстовые документы.

1

1

Практическая работа

8.

Автофигуры текстового процессора Word. Создание изображений опытных установок и изображений. Гиперсвязи в документах.

1

1

Практическая работа

9.

Специфика материалов по дисциплинам гуманитарного цикла.

1

0,5

0,5

Лекция

Практическая работа

10.

Создание занимательных материалов к дисциплинам естественно-математического цикла.

1

0,5

0,5

Лекция

Практическая работа

11.

Создание проектной работы.

1

1

Практическая работа

12.

Создание проектной работы.

1

1

Практическая работа

13.

Создание проектной работы.

1

1

Практическая работа

14.

Оформление и структура пояснительной записки к проекту. Формулировка выводов по работе над проектом.

1

1

Лекция

Практическая работа

15.

Дополнительные материалы представляющие разработку (визитка автора, аннотация, приложения и т.д.).

1

1

Практическая работа

16.

Подготовка к защите проекта. Презентация для представления проекта.

1

1

Практическая работа

17.

Защита работы.

1

Конференция

Всего:

17

5

11

Лекций

Практических работ

Ожидаемые результаты обучения

После прохождения курса учащиеся владеют следующими знаниями, коммуникативными умениями и способами деятельности:

  • знают этапы разработки проектов;
  • знают специфику оформления проектов, документов и материалов по школьным дисциплинам;
  • умеют оформлять документы и материалы школьных дисциплин (схемы, диаграммы, формулы, таблицы, рисунки) с помощью прикладных программных средств компьютера;
  • владеют навыками поиска тематической информации в Интернет, энциклопедиях, справочниках и т.д.;
  • владеют навыками работы с графической информацией средствами пакетов компьютерной графики;
  • умеют сканировать и редактировать тематические материалы (тексты, рисунки, схемы, таблицы);
  • имеют представление о занимательных материалах и умеют создавать их на компьютере;
  • владеют способами продуктивной деятельности.

Как следствие, повышение активности учащихся в сетевых конкурсах различных творческих и исследовательских работ, качества подготовки рефератов, проектов на научной конференции школьников.

Информационная база и электронные издания

1.Залогова Л. А. Практикум по компьютерной графике. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
2.
Калина О. Г., Павлова Л. С. Программа HyperChem на уроках химии//Информатика и образование. 2001. №8.
3.
Кишик A. Adobe Photoshop: Эффективный самоучитель. М.: DS, 2002.
4.
Мураховский В. И. Компьютерная графика: Популярная энциклопедия. М.: АСТ-Пресс, 2002.
5. Нифантьев Э. Е., Ахлебинин А. К., Лихачев В. Н. Компьютерные модели в обучении химии // Информатика и образование. 2002. № 7.
6.
Пономаренко С . Adobe Illustrator 10. СПб: БХВ-Петербург, 2002.
7.
Попов A. Excel: Практическое руководство. СПб: Питер, 2000.
8. Развлечения на досуге. Смоленск: Русич, 1997.
9.
Русских С.И. Графические объекты Word//Информатика и образование. 2001. №6.
10.
Симонович С.В. Новейший самоучитель работы на компьютере. М.: АСТ-Пресс, 2002.
11.
Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии: Учебное пособие. М.: Лаборатория Базовых Знаний, АО «Московские учебники», 2007.
12.
 Шафрин Ю. А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч. 2: Офисная технология и информационные системы. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
13. Школьные учебники по математике, алгебре, геометрии, физике, химии и т.д.

СД

1. Интерактивная энциклопедия науки и техники «От плуга до лазера 2.0» («Новый диск»).
2. Интерактивный мультимедийный обучающий курс «Практический курс Adobe Photoshop 7.0» («Кирилл и Мефодий»).
3. Интерактивный мультимедийный обучающий курс «Практический курс Corel DRAW 9.0» («Кирилл и Мефодий»).
4. Интерактивный мультимедийный обучающий курс «Практический курс Excel 2003» («Кирилл и Мефодий»).
5. Интерактивный мультимедийный обучающий курс «Практический курс Word 2003» («Кирилл и Мефодий»).
6. Компьютерная проектная среда «Живая физика» (ИНТ).
7. Компьютерное пособие «1С: Репетитор. Естественные науки» («1С»).
8. Компьютерное пособие «1С: Репетитор. Физика» («1С»).
9. Мультимедийный курс «Открытая физика 2.0» («Физикон»).
10. Образовательный компьютерный курс «Физика в картинках» («Физикон»).
11. Обучающий диск «Обучение: математика и анализ на компьютере» («Медиа-Сервис 2000»).
12. Электронный альбом для компьютерных экспериментов «Живая геометрия» (ИНТ).
13. Электронный учебник-справочник «Алгебра. 7—11 класс» («Кордис & Медиа», «Кудиц»).

Интернет – ресурсы

http://www.rusedu.info/ - ИТ в образовании

http://www.alleng.ru/edu/comp1.htm - Образовательные ресурсы интернета.

 

Учитель информатики МАОУ СОШ №7 г. Когалыма А.С. Полукариковаj0292982


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство интенсификации учебной деятельности школьников на уроках математики

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В свя...

Опыт работы "Развитие креативных способностей школьников средствами творческих заданий на уроках информатики и во внеурочной деятельности, как средство активации познавательной деятельности учащихся."

Опыт работы Развитие креативных способностей школьников средствами творческих заданий на уроках информатики и во внеурочной деятельности, как средство активации познавательной деятельности учащихся....

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников (на примере реализации дополнительной образовательной программы "Истории старой квартиры")

Статья посвящена народным традициям которые способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Насыщенность народного праздника твор...

Внеурочная деятельность. Программа "Речевая деятельность школьников"

В основу данной  Программы «Речевая деятельность школьников» заложен  основной аспект языка – речевая деятельность как  важная сторона его практической реализации в ра...

Содержание дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности как средств персонификафции обучения русскому языку и литературе.

Дополнительное образование по праву относится к сферам наибольшего благоприятствования для развития каждого ребенка, оно действительно «свое», личностное - по выбору, по характеру, «...

Информационно-методическая программа социального воспитания сельских школьников средствами краеведческой деятельности «ШАГ В XXI ВЕК»

Программа направлена на создание системы широкого использования туристско-краеведческой и поисково-исследовательской деятельности в школе на основе изучения родного края и разработана автором  со...

Программа внеурочная деятельность школьников 7 класс

Разработанная программа внеурочной общеинтеллектуальной деятельности по теме «Ты то ‒ что ты ешь» имеет естественнонаучную направленность.В настоящее время изучение нитратов становится акт...