Программа курса "Проектная деятельность школьников средствами ИКТ"
рабочая программа по информатике и икт (9 класс) на тему
Курс для 9 класса носит прикладной характер и призван выработать у обучаемых опыт самостоятельной разработки проектов, знания о специфике тематических документов и материалов школьных дисциплин, сформировать и закрепить соответствующие навыки оперирования прикладными программными средствами в процессе оформления тематических документов. Работая с материалами, ребята учатся грамотно располагать данные, объединять разнородные объекты в единое целое.
Учитель, ведущий элективный курс, должен тесно сотрудничать с учителями-предметниками, корректируя как выдаваемый в курсе материал, так и деятельность обучаемых. Часть работы выполняется учениками самостоятельно дома: она сводится к подбору тематических материалов и разработке заданий, которые предполагается оформить на компьютере.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_9_klass.docx | 235.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс «Проектная деятельность средствами ИКТ»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7» г.Когалыма
Предпрофильный курс по информатике
«Проектная деятельность
средствами ИКТ»
Программно-методическая поддержка курса
Пояснительная записка:
Актуальность, цели и задачи курса.
Формы организации учебных занятий.
Структура содержания элективного курса.
Тематическое планирование курса.
Ожидаемый результат.
Рекомендуемая литература и электронные издания.
Разработала Полукарикова А.С.,
учитель информатики
МАОУ СОШ №7 г. Когалыма
2014 г.
Пояснительная записка элективного курса по информатике
«Проектная деятельность
школьников средствами ИКТ»
Класс: 9.
Количество часов: 17 (1ч в неделю).
Место курса в образовательном процессе
Одним из ключевых направлений применения компьютерной техники старшеклассниками является грамотное оформление результатов своей деятельности в виде рефератов, докладов, отчетов: в текстовых редакторах набираются тексты с символами различной конфигурации, таблицы, рисунки, диаграммы, формулы, внедряются мультимедийные объекты; графические редакторы позволяют получать элементарные рисунки и композиции из них, схемы, диаграммы, табличные процессоры — создавать диаграммы и решать задачи, а технология OLE связывает разнородные объекты в единое целое. В процессе работы с документами некоторые из входящих в них объектов предварительно получаются с помощью специализированных аппаратных средств, например сканера или цифровой камеры. Создание электронных документов сложно и интересно. Не случайно по качеству созданных документов судят о сформированности информационной культуры пользователя, и это весьма важно в будущей профессиональной деятельности учащихся.
Для самореализации учеников важно умение работать с тематическими документами и материалами учебных предметов — математики, физики, химии, истории, литературы и др., так как в современных условиях образования большое внимание отводится не только на изучение именно этих предметов, но и на творческую деятельность учащихся. В современных условиях образования немало внимания отводится участию школьников в сетевых Интернет-конкурсах и проектах, а данный курс даст навыки самостоятельной работы, стимулирует активность учащихся, повысит их технологические умения в работе с прикладными программными средствами, и также поможет приобрести навыки работы с теми программами, которые не изучаются в базовом курсе информатики. Все эти возможности выпускники школ могут получить на элективном курсе «Проектная деятельность школьников средствами ИКТ». Приобретенные знания, умения и навыки пригодятся им как в школе, так и после поступления в высшие учебные заведения или на работу.
Концепция курса
Курс носит прикладной характер и призван выработать у обучаемых опыт самостоятельной разработки проектов, знания о специфике тематических документов и материалов школьных дисциплин, сформировать и закрепить соответствующие навыки оперирования прикладными программными средствами в процессе оформления тематических документов. Работая с материалами, ребята учатся грамотно располагать данные, объединять разнородные объекты в единое целое.
Учитель, ведущий элективный курс, должен тесно сотрудничать с учителями-предметниками, корректируя как выдаваемый в курсе материал, так и деятельность обучаемых. Часть работы выполняется учениками самостоятельно дома: она сводится к подбору тематических материалов и разработке заданий, которые предполагается оформить на компьютере.
В курсе применяется значительное количество программных средств, не изучаемых школьниками в базовом курсе информатики. С большинством из них учащиеся знакомятся при оформлении документов и материалов по математике, в дальнейшем, при работе с материалами других дисциплин, происходит отработка сформированных навыков. Среди используемых программ учителю необходимо иметь в наличии текстовый процессор Word, табличный процессор Excel, программы обработки графической информации (Microsoft Paint, Corel DRAW, Adobe Photoshop), программы сканирования и распознавания материалов (Fine Reader), желательно наличие редактора математических документов и обучающих электронных изданий. Возможно применение математического пакета Mathcad, а также специализированных программных средств каждой из рассматриваемых дисциплин.
Учебные цели и задачи курса
- Формирование и отработка навыков создания проектов на компьютере, тематических документов и материалов по школьным дисциплинам;
- привитие культуры работы с документами и материалами;
- выработка коммуникативных умений;
- расширение технологических навыков;
- подготовка к научной деятельности и выбору будущей профессии;
- демонстрация межпредметных связей информатики и других дисциплин;
- выработка знаний о правилах оформления документов;
- освоение прикладных программных средств, не являющихся типовыми для школьного курса информатики.
Формы организации учебных занятий
При проведении курса применяются лекционные занятия и компьютерные практикумы-проекты.
Вступительное занятие курса начинается мотивацией важности изучаемого материала. Основной мотив: правильное оформление проектов, тематических документов и материалов говорит о грамотности и компетентности пользователя. На первом занятии предлагается материал и примеры готовых проектов.
Сам курс имеет модульно-блочную структуру. Каждый блок связан с определенным этапом разработки проекта и начинается с лекции, в которой раскрываются специфика и особенности работы на данном этапе, перечисляются используемые средства. Если предлагаемое к использованию средство (программное) ученикам не знакомо, то выдаются сведения о правилах работы с этим средством. Обучение практическим навыкам можно организовать в эффективной форме практикумов-проектов. Практикумы-проекты сочетают в себе элементы репродуктивной и продуктивной деятельности, предоставляют учащемуся выбор содержания работы и значительный простор для проявления своего творчества. Таким образом, они создают предпосылки для реализации индивидуальной образовательной траектории. Свойства практикумов-проектов воплощаются за счёт предоставления учащимся широкого выбора содержательного направления проекта при его фиксированной структуре и алгоритмизации технологической стороны. Ученик получает детальное руководство по тому, как реализовать тот или иной элемент осваиваемой информационной технологии. Практикумы-проекты нацелены на отработку и/или формирование навыков создания на компьютере тематических проектов, документов и материалов.
Изложение блока можно проводить по-разному. Предлагается использовать два варианта: первый заключается в параллельном изложении возможностей реализации проекта средствами разных программ, второй предполагает рассмотрение решений сначала с помощью одного программного средства, потом другого. Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки, частично приведенные в таблице.
Вариант изложения | Плюсы | Минусы |
Параллельное изложение | Сопоставление возможностей обоих программных средств, выбор оптимального пути решения задачи, количественное сокращение времени на изучение материала | При низком уровне абстрагирования и неумении сопоставления фактов возникают сложности в усвоении материала и пробелы в формировании соответствующих умений |
Последовательное изложение | Более глубокое изучение возможностей каждого из программных средств по отдельности | Неумение сопоставлять преимущества программных средств с последующим выбором оптимального пути решения, фрагментарность материала |
Учителю предлагается выбор варианта изложения курса с учетом специфики контингента учащихся.
Заканчивается блок отчетным занятием, на котором учащиеся демонстрируют самостоятельно созданные материалы.
Итогом курса является зачетная работа «Тематический проект по ...» (вместо отточия указывается название школьной дисциплины), в которой ученик должен представить оформленный материал к разделам соответствующей школьной дисциплины. Ученикам, подготовившим наиболее интересный материал, можно предложить изложить его ученикам средних классов в виде мини-урока. Данное предложение предварительно согласуется с учителем-предметником. Разработанные материалы могут быть представлены на научной конференции школьников «Шаг в будущее», в сетевых фестивалях и конкурсах для учащихся, также найти применение в практической деятельности учителей-предметников, тем самым пополнить школьную медиатеку.
Минимально необходимый уровень знаний и технологических умений учащихся перед прохождением курса
Учащиеся:
- знают назначение прикладного программного обеспечения компьютера;
- имеют базовые навыки работы на компьютере;
- имеют представление о способах обработки различных видов информации;
- владеют основами подготовки электронных документов, в том числе в текстовом процессоре Word, табличном процессоре Excel и одном из графических редакторов;
- умеют представлять данные в табличном виде, строить графики функций;
- имеют представление об аппаратных и программных средствах получения электронных копий с материальных носителей;
- имеют базовые навыки моделирования объектов и процессов средствами ранее освоенных программных сред;
- владеют базовыми знаниями и умениями по школьным дисциплинам.
Структура содержания элективного курса.
Введение (1 ч).
Актуальность элективного курса и области реализации полученных умений и навыков учащихся. Что такое проект. Виды проектов. Требования к проекту. Этапы работы над проектом: подготовка, планирование, моделирование, реализация, оформление, рецензирование, защита. Демонстрация проектов, выполненных учащимися. Анкетирование учащихся для выявления мотивации выбора данного курса, предметных интересов и уровня владения ИКТ.
1 блок - Подготовительный этап разработки проекта (2 ч)
Выбор научно- предметной области проекта. Постановка цели проекта или исследования (как правильно определить цель и каким требованиям она должна отвечать). Методы сбора и изучение всей доступной информации по выбранной теме и проекта, с помощью различных средств ИКТ. Определение задач согласно поставленной цели. Программы сканирования и распознавания материалов. Fine Reader.
2 блок – Планирование работы над проектом (1 ч)
Выбор методов и последовательности решения поставленных задач. Возможности прикладных программных средств по работе с электронными документами.
Текстовый процессор Word. Табличный процессор Excel.
Программы обработки графической информации. Microsoft Paint, Corel DRAW, Adobe Photoshop. Другие программные средства.
3 блок – Этап моделирования (4 ч)
Специфика математических документов и правила их оформления. Специфика материалов по дисциплинам естественно-научного цикла (физика, астрономия, химия, биология и т.д.), гуманитарного цикла. Работа с формулами в текстовом процессоре Word. Редактор формул Microsoft Equation. «Математические» шрифты Symbol и Lucida. Построение схем и диаграмм средствами текстового процессора Word. Мастер построения диаграмм Microsoft Graph. Создание схем средствами программ компьютерной графики. Внедрение графических объектов в текстовые документы. Работа с табличными данными в текстовом процессоре Word. Построение графиков функций средствами табличного процессора Excel. Внедрение объектов Excel в текстовые документы. Сканирование математических рисунков. Редактирование их средствами программ компьютерной графики. Автофигуры текстового процессора Word. Создание изображений опытных установок и изображений. Гиперсвязи в документах. Принципы освоения новых программных средств.
4 блок – Реализация проекта (4 ч)
Создание проектной работы по выбранной теме учебной дисциплины. (Учащийся или группа выбирают тему проектной работы по интересам, по рекомендации учителей предметников)
Темы по физике:
- Решение физических задач «Абсолютные инструментальные погрешности средств измерений».
- Лабораторная работа.
- Материалы разделов учебника («Электричество», «Оптика», «Механические колебания» и т.д.).
Темы по астрономии:
- Решение задач по астрономии.
- Материалы разделов учебника «Основные сведения о планетах Солнечной системы», «Небесная сфера. Астрономические координаты», «Карта звездного неба», «Планеты», «Космические корабли».
Темы по химии.
- Решение задач с химическим содержанием.
- Лабораторная работа.
- Материалы разделов учебника «Периодическая система Д. И. Менделеева», .
Темы по информатике:
- Представление информации.
- Передача информации.
- Обработка информации.
- Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
- Информационные процессы в обществе.
- Основные устройства ИКТ.
- Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира.
- Создание и обработка информационных объектов.
- Базы данных.
- Поиск информации.
- Технология создания и обработки графической и мультимедийной информации.
- Проектирование и моделирование.
- Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы.
- Организация информационной среды.
- Информационные модели и системы.
- Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии).
- Основы социальной информатики.
- Телекоммуникационные технологии.
Темы по биологии, географии, истории, литературе, алгебре, геометрии.
Исследовательские и проектные работы на свободную тему.
Организация взаимодействия пользователя с компьютером. Понятие интерфейса. Состав интерфейса. Типы диалогов.
Создание занимательных материалов к дисциплинам естественно-математического цикла. Оформление тематических кроссвордов, сканвордов и криптограмм, тематических ребусов.
5 блок – Оформление проекта (2 ч)
Правила оформления и структура пояснительной записки к проекту. Формулирование выводов по работе над проектом. Дополнительные материалы представляющие разработку (визитка автора, аннотация, приложения , и т.д.).
6 блок – Подготовка проекта к представлению аудитории (2 ч)
Подготовка к защите проекта. Презентация для представления проекта. Защита проекта. Экспертная или общественная оценка проекта: актуальность, технический уровень, качество графики на экране дисплея, эргономический уровень, научность представленного материала, дидактический уровень. Самоанализ, перспективы работы и рефлексия.
Тематическое планирование курса.
№ п/п | Тема и содержание занятия | Кол-во часов рр | Форма проведения занятия | ||
Всего | В том числе | ||||
1. | Введение (1 блок) Проекты и их виды. Требования к проекту. Этапы работы над проектом. | 1 | 1 | Лекция | |
2. | Выбор научно-предметной области проекта. Постановка цели проекта. Определение задач согласно поставленной цели. | 1 | 1 | Комбинированный урок | |
3. | Методы сбора и изучение всей доступной информации по выбранной теме проекта, с помощью различных средств ИКТ. | 1 | 1 | Практическая работа | |
4. | Выбор методов и последовательности решения поставленных задач. Возможности прикладных программных средств. | 1 | 0,5 0,5 | Лекция Практическая работа | |
5. | Специфика математических документов и правила их оформления. Работа с формулами в текстовом процессоре Word. Редактор формул Microsoft Equation. «Математические» шрифты Symbol и Lucida. | 1 | 1 | Практическая работа | |
6. | Специфика материалов по дисциплинам естественно-научного цикла (физика, астрономия, химия, биология и т.д.). Построение схем и диаграмм средствами текстового процессора Word. Создание схем средствами программ компьютерной графики. Внедрение графических объектов в текстовые документы. Работа с табличными данными в текстовом процессоре Word. | 1 | 0,5 0,5 | Лекция Практическая работа | |
7. | Построение графиков функций средствами табличного процессора Excel. Внедрение объектов Excel в текстовые документы. | 1 | 1 | Практическая работа | |
8. | Автофигуры текстового процессора Word. Создание изображений опытных установок и изображений. Гиперсвязи в документах. | 1 | 1 | Практическая работа | |
9. | Специфика материалов по дисциплинам гуманитарного цикла. | 1 | 0,5 0,5 | Лекция Практическая работа | |
10. | Создание занимательных материалов к дисциплинам естественно-математического цикла. | 1 | 0,5 0,5 | Лекция Практическая работа | |
11. | Создание проектной работы. | 1 | 1 | Практическая работа | |
12. | Создание проектной работы. | 1 | 1 | Практическая работа | |
13. | Создание проектной работы. | 1 | 1 | Практическая работа | |
14. | Оформление и структура пояснительной записки к проекту. Формулировка выводов по работе над проектом. | 1 | 1 | Лекция Практическая работа | |
15. | Дополнительные материалы представляющие разработку (визитка автора, аннотация, приложения и т.д.). | 1 | 1 | Практическая работа | |
16. | Подготовка к защите проекта. Презентация для представления проекта. | 1 | 1 | Практическая работа | |
17. | Защита работы. | 1 | Конференция | ||
Всего: | 17 | 5 11 | Лекций Практических работ |
Ожидаемые результаты обучения
После прохождения курса учащиеся владеют следующими знаниями, коммуникативными умениями и способами деятельности:
- знают этапы разработки проектов;
- знают специфику оформления проектов, документов и материалов по школьным дисциплинам;
- умеют оформлять документы и материалы школьных дисциплин (схемы, диаграммы, формулы, таблицы, рисунки) с помощью прикладных программных средств компьютера;
- владеют навыками поиска тематической информации в Интернет, энциклопедиях, справочниках и т.д.;
- владеют навыками работы с графической информацией средствами пакетов компьютерной графики;
- умеют сканировать и редактировать тематические материалы (тексты, рисунки, схемы, таблицы);
- имеют представление о занимательных материалах и умеют создавать их на компьютере;
- владеют способами продуктивной деятельности.
Как следствие, повышение активности учащихся в сетевых конкурсах различных творческих и исследовательских работ, качества подготовки рефератов, проектов на научной конференции школьников.
Информационная база и электронные издания
1.Залогова Л. А. Практикум по компьютерной графике. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
2. Калина О. Г., Павлова Л. С. Программа HyperChem на уроках химии//Информатика и образование. 2001. №8.
3. Кишик A. Adobe Photoshop: Эффективный самоучитель. М.: DS, 2002.
4. Мураховский В. И. Компьютерная графика: Популярная энциклопедия. М.: АСТ-Пресс, 2002.
5. Нифантьев Э. Е., Ахлебинин А. К., Лихачев В. Н. Компьютерные модели в обучении химии // Информатика и образование. 2002. № 7.
6. Пономаренко С . Adobe Illustrator 10. СПб: БХВ-Петербург, 2002.
7. Попов A. Excel: Практическое руководство. СПб: Питер, 2000.
8. Развлечения на досуге. Смоленск: Русич, 1997.
9. Русских С.И. Графические объекты Word//Информатика и образование. 2001. №6.
10. Симонович С.В. Новейший самоучитель работы на компьютере. М.: АСТ-Пресс, 2002.
11. Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии: Учебное пособие. М.: Лаборатория Базовых Знаний, АО «Московские учебники», 2007.
12. Шафрин Ю. А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч. 2: Офисная технология и информационные системы. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
13. Школьные учебники по математике, алгебре, геометрии, физике, химии и т.д.
СД
1. Интерактивная энциклопедия науки и техники «От плуга до лазера 2.0» («Новый диск»).
2. Интерактивный мультимедийный обучающий курс «Практический курс Adobe Photoshop 7.0» («Кирилл и Мефодий»).
3. Интерактивный мультимедийный обучающий курс «Практический курс Corel DRAW 9.0» («Кирилл и Мефодий»).
4. Интерактивный мультимедийный обучающий курс «Практический курс Excel 2003» («Кирилл и Мефодий»).
5. Интерактивный мультимедийный обучающий курс «Практический курс Word 2003» («Кирилл и Мефодий»).
6. Компьютерная проектная среда «Живая физика» (ИНТ).
7. Компьютерное пособие «1С: Репетитор. Естественные науки» («1С»).
8. Компьютерное пособие «1С: Репетитор. Физика» («1С»).
9. Мультимедийный курс «Открытая физика 2.0» («Физикон»).
10. Образовательный компьютерный курс «Физика в картинках» («Физикон»).
11. Обучающий диск «Обучение: математика и анализ на компьютере» («Медиа-Сервис 2000»).
12. Электронный альбом для компьютерных экспериментов «Живая геометрия» (ИНТ).
13. Электронный учебник-справочник «Алгебра. 7—11 класс» («Кордис & Медиа», «Кудиц»).
Интернет – ресурсы
http://www.rusedu.info/ - ИТ в образовании
http://www.alleng.ru/edu/comp1.htm - Образовательные ресурсы интернета.
Учитель информатики МАОУ СОШ №7 г. Когалыма А.С. Полукарикова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство интенсификации учебной деятельности школьников на уроках математики
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В свя...
Опыт работы "Развитие креативных способностей школьников средствами творческих заданий на уроках информатики и во внеурочной деятельности, как средство активации познавательной деятельности учащихся."
Опыт работы Развитие креативных способностей школьников средствами творческих заданий на уроках информатики и во внеурочной деятельности, как средство активации познавательной деятельности учащихся....
Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников (на примере реализации дополнительной образовательной программы "Истории старой квартиры")
Статья посвящена народным традициям которые способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Насыщенность народного праздника твор...
Внеурочная деятельность. Программа "Речевая деятельность школьников"
В основу данной Программы «Речевая деятельность школьников» заложен основной аспект языка – речевая деятельность как важная сторона его практической реализации в ра...
Содержание дополнительных образовательных программ и программ внеурочной деятельности как средств персонификафции обучения русскому языку и литературе.
Дополнительное образование по праву относится к сферам наибольшего благоприятствования для развития каждого ребенка, оно действительно «свое», личностное - по выбору, по характеру, «...
Информационно-методическая программа социального воспитания сельских школьников средствами краеведческой деятельности «ШАГ В XXI ВЕК»
Программа направлена на создание системы широкого использования туристско-краеведческой и поисково-исследовательской деятельности в школе на основе изучения родного края и разработана автором со...
Программа внеурочная деятельность школьников 7 класс
Разработанная программа внеурочной общеинтеллектуальной деятельности по теме «Ты то ‒ что ты ешь» имеет естественнонаучную направленность.В настоящее время изучение нитратов становится акт...