Рабочая программа по информатике 11 класс (Углубленный уровень)
рабочая программа по информатике и икт (11 класс) на тему

Семенова Светлана Александровна

Рабочая программа по информатике 11 класс (Углубленный уровень) 3 часа в неделю, 105 часов в год (35 недель)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_inf_11_uglubl.docx38.91 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Планируемые предметные результаты освоения информатики и ИКТ 11 класс

К результатам обучения информатике и информационным технологиям на профильном уровне относится: умение квалифицированно и осознанно использовать ИКТ, умение оказывать помощь и содействовать в использовании ИКТ другими людьми; знание теоретических основ ИКТ; умение формировать модели информационной деятельности; формирование будущей профессиональной ориентации учеников.

В результате изучения информатики и ИКТ на профильном уровне выпускник должен

знать/понимать:

  • логическую символику;
  • основные конструкции языка программирования;
  • свойства алгоритмов и основные алгоритмические конструкции; тезис о полноте формализации понятия алгоритма;
  • виды и свойства информационных моделей  реальных объектов и процессов, методы и средства компьютерной реализации информационных моделей;
  • общую   структуру деятельности   по   созданию компьютерных моделей;
  • назначение   и   области   использования   основных технических средств информационных и коммуникационных технологий и информационных ресурсов;
  • виды и свойства источников и приемников информации, способы кодирования и декодирования, причины   искажения   информации   при   передаче;
    связь полосы пропускания канала со скоростью передачи информации;
  • базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей;
  • нормы информационной этики и права, информационной   безопасности,   принципы   обеспечения информационной безопасности;
  • способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;

уметь:

  • выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах;
  • строить информационные модели объектов, систем и процессов, используя для этого типовые средства (язык программирования, таблицы, графики, диаграммы, формулы и т. п.);
  • вычислять логическое значение сложного высказывания по известным значениям элементарных высказываний;
  • проводить статистическую обработку данных с помощью компьютера;
  • интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
  • устранять простейшие неисправности, инструктировать пользователей по базовым принципам использования ИКТ;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации;
  • оперировать информационными объектами, используя имеющиеся знания о возможностях информационных и коммуникационных технологий, в том числе создавать структуры хранения данных; пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации; соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию;
  • проводить виртуальные эксперименты и самостоятельно создавать простейшие модели в учебных виртуальных лабораториях и моделирующих средах;
  • выполнять требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; обеспечивать
    надежное функционирование средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска и отбора практической информации, в частности связанной с личными познавательными интересами, самообразованием и профессиональной ориентацией;
  • представления информации в виде мультимедиа-объектов с системой ссылок (например, для размещения в сети); создания собственных баз данных, цифровых архивов, медиатек;
  • подготовки и проведения выступления, участия в коллективном обсуждении, фиксации его хода и результатов;
  • личного и коллективного общения с использованием   современных   программных   и   аппаратных средств коммуникаций;
  • соблюдения требований информационной безопасности, информационной этики и права.

2. Содержание учебного предмета информатики и ИКТ 11 класс

I.        Введение. Техника безопасности (1 час)

II.        Информационные системы (11 часов)

Понятие системы, информационной системы, базы данных (БД). Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

Проектирование и создание реляционной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Понятие геоинформационной системы.

Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание многотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).

Учащиеся должны знать:

  • что такое система, информационная система;
  • что такое база данных (БД), система управления базами данных (СУБД);
  • что такое реляционная БД, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
  • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
  • что такое логическая величина, логическое выражение;
  • что такое логические операции, как они выполняются.

Учащиеся должны уметь:

  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
  • организовывать поиск информации в БД;
  • редактировать содержимое полей БД;
  • сортировать записи в БД по ключу;
  • добавлять и удалять записи в БД;
  • создавать и заполнять реляционную БД в среде СУБД.

III.        Методы программирования (48 часов)

Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив, строка, множество. Способы описания и обработки массивов, строк. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. Метод пошаговой детализации. Объектно-ориентированное программирование

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

Учащиеся должны знать:

  • назначение языков программирования;
  •  что такое трансляция;
  •  назначение систем программирования;
  •  правила оформления программы на Паскале;
  •  правила представления данных и операторов на Паскале;
  •  последовательность выполнения программы в системе программирования.

Учащиеся должны уметь:

  •  работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
  •  составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
  •  составлять программы обработки одномерных массивов, строк;
  •  отлаживать и исполнять программы в системе программирования.

IV.        Компьютерное моделирование (30 часов)

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Математические модели. Области применения компьютерного моделирования (моделирование физических процессов, моделирование в экономике, моделирование в биологии и т.д.). Имитационное моделирование.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей, реализация математических моделей в электронных таблицах, программирование математических моделей.

Учащиеся должны знать:

  • что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
  • какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические);
  • особенность математической модели
  • цели математического моделирования
  • принципы построения математических моделей
  • области применения математических моделей
  • что такое имитационное моделирование

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;
  • ориентироваться в таблично организованной информации;
  • описывать объект (процесс) в табличной форме;
  • строить простые математические модели;
  • использовать математическое моделирование для решения задач школьного курса.

V.   Информационная деятельность человека (4 часа)

Информационные революции. Информационное общество. Изменение структуры экономики и структуры труда. Преодоление информационного кризиса. Свобода доступа к информации и свобода ее распределения. Информационная культура. Опасности информационного общества. Особенности формирования информационного общества России. Проблема информационной безопасности личности, общества и государства. Правовое регулирование проблем, связанных с информацией и компьютерами.

Учащиеся должны знать: 

  • события и процессы, определившие четыре информационных революции;
  • понятие информационного общества и стадии его формирования; понятие информационной культуры;
  • предпосылки и базовые положения перехода к информационному обществу в России;
  • понятие информационной безопасности и информационного неравенства;
  • правовые аспекты регулирования проблем, связанных с информацией и компьютерами.

Учащиеся должны уметь: 

  • использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Возможные темы рефератов (задание выдается за 2-3 недели до проведения уроков)

  1. ИКТ в образовании
  2. Виртуальная школа
  3. ИКТ в науке
  4. ИКТ в бизнесе
  5. ИКТ в медицине
  6. ИКТ в проектной деятельности
  7. Компьютер на службе в полиции
  8. Компьютер и искусство
  9. Компьютер и кино
  10. Компьютер в быту
  11. Социальные сети – благо или зло?
  12. Виртуальный туризм

VI.   Повторение (подготовка к ЕГЭ) (2 часа)

Информация. Кодирование информации. Измерение информации. Основы логики. Основные логические операции. Таблицы истинности. Логические законы и правила преобразования логических выражений. Логические основы построения компьютера. Методы решения логических задач. Алгоритмы и исполнители. Работа с массивами. Технология обработки информации в электронных таблицах. Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных. Телекоммуникационные технологии. Аппаратные средства ИКТ. Программные средства ИКТ.

Учащиеся должны знать: 

  • основные принципы кодирования и измерения информации;
  • 2-ю, 8-ю и 16-ю системы счисления;
  • основные правила перевода чисел из одной системы счисления в другую;
  • основные логические операции;
  • основные логические законы и правила преобразования логических выражений;
  • основные логические элементы компьютера;
  • виды алгоритмов, основные способы описания алгоритмов;
  • основные алгоритмические конструкции;
  • основные приемы работы с массивами;
  • основные типы данных в электронных таблицах;
  • как табличный процессор работает с формулами;
  • способы адресации в ЭТ;
  • графические возможности табличного процессора;
  • структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
  • базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей

Учащиеся должны уметь: 

  • решать задачи на кодирование и измерение информации;
  • осуществлять  перевод чисел из одной системы счисления в другую;
  • выполнять вычисления в разных системах счисления;
  • определять истинность логического выражения;
  • выполнять преобразование логических выражений;
  • по логической схеме строить логическое выражение и наоборот;
  • решать логические задачи разными методами;
  • выполнять алгоритм, написанный на формальном языке исполнителя;
  • выполнять и составлять несложные алгоритмы, связанные с обработкой массивов;
  • решать задачи ЕГЭ, связанные с различными технологиями.


  1. Календарно-тематическое планирование курса информатики и ИКТ 11 класса

(1 час в неделю, 102 часа)

Тема

Кол-во часов

1

Введение

1

1

Введение. ТБ.

1

2

Информационные системы

11

2.1

Основы системного подхода

4

2

Понятие системы

1

3

Модели систем

1

4

Информационные системы

1

5

ПР № 1 «Инфологическая модель предметной области»

1

2.2

Реляционные базы данных

7

6

Реляционные базы данных и СУБД

1

7

Проектирование реляционной модели данных

1

8

ПР № 2 «Создание многотабличной БД»

1

9

ПР № 3 «Простые запросы к БД»

1

10

ПР № 4 «Сложные запросы к БД»

1

11

Вычисляемые поля

1

12

Зачет № 1 «Информационные системы»

1

3

Методы программирования

48

3.1

Эволюция программирования

1

13

Эволюция программирования

1

3.2

Структурное программирование

36

14

Структура ЯП Паскаль

1

15

Элементы языка и типы данных

1

16

Операции, функции, выражения

1

17

ПР № 5 «Программирование линейных алгоритмов на Паскале»

1

18

Текстовые файлы в языке Паскаль

1

19

Ввод и вывод данных из текстового файла

1

20

Контрольная работа № 1 «Программирование линейных алгоритмов на Паскале»

1

21

Структуры алгоритмов и программ

1

22

Структуры алгоритмов и программ

1

23

Программирование ветвлений

1

24

Оператор выбора

1

25

ПР № 6 «Программирование ветвлений»

1

26

Рекурентные последовательности

1

27

Итерационные циклы

1

28

ПР № 7 «Программирование циклов на Паскале»

1

29

Контрольная работа №  2 «Программирование ветвлений и циклов»

1

30

Вспомогательные алгоритмы и процедуры

1

31

Процедуры и функции

1

32

Разработка программ с использованием подпрограмм

1

33

ПР № 8 «Программирование с использованием подпрограмм»

1

34

Массивы в языке Паскаль

1

35

Одномерные и двумерные массивы

1

36

Поиск элементов и сортировка в массиве

1

37

ПР № 9 «Обработка одномерных массивов»

1

38

ПР № 10 «Обработка двумерных массивов»

1

39

Типовые задачи обработки массивов из ЕГЭ

1

40

Метод пошаговой детализации

1

41

Символьный тип данных

1

42

ПР № 11 «Программирование обработки строк символов»

1

43

Строковый тип данных

1

44

Выделение слов из строки

1

45

Типовые функции обработки строк

1

46

ПР № 12 «Программирование обработки записей»

1

47

Структурное программирование в ЕГЭ

1

48

Структурное программирование в ЕГЭ

1

49

Контрольная работа  № 3 «Обработка строк»

1

3.3

Рекурсивные методы программирования

3

50

Рекурсивные подпрограммы

1

51

ПР № 13 «Рекурсивные методы программирования»

1

52

Зачет  № 2 «Рекурсия»

1

3.4

Объектно-ориентированное программирование

8

53

Базовые понятия ООП

1

54

Система программирования Delphi

1

55

ПР № 14 «Создание консольного приложения»

1

56

 ПР № 15 «Создание оконного приложения»

1

57

Создание оконного приложения

1

58

ПР № 16 «Программирование метода статистических испытаний»

1

59

ПР № 17 «Построение графика функций»

1

60

Зачет № 3 «Объектно-ориентированное программирование»

1

4

Компьютерное моделирование

30

4.1

Методика математического моделирования на компьютере

1

61

Математическое моделирование на компьютере

1

4.2

Моделирование движения в поле силы тяжести

9

62

Математическая модель свободного падения

1

63

ПР № 18 «Компьютерное моделирование в ЭТ»

1

64

ПР № 19 «Компьютерное моделирование на Паскале»

1

65

Математическая модель задачи баллистики

1

66

ПР № 20 «Численный расчет баллистической траектории в ЭТ»

1

67

ПР № 21 «Численный расчет баллистической траектории на Паскале»

1

68

Расчет стрельбы по цели в пустоте и в атмосфере

1

69

 ПР № 22 «Расчет стрельбы по цели»

1

70

Зачет № 4 «Математическое моделирование движения»

1

4.3

Моделирование распределения температуры

9

71

Задача теплопроводности

1

72

ПР № 23 «Вычислительные эксперименты в ЭТ по расчету распределения температуры»

1

73

ПР № 24 «Программирование решения задачи теплопроводности»

1

74

ПР № 25 «Программирование построения изолиний»

1

75

Программирование расчета сферической поверхности

1

76

Программирование построения изолиний на Delphi

1

77

Вычислительные эксперименты с построением изотерм

1

78

ПР № 26 «Построение изотерм»

1

79

Зачет № 5 «Моделирование распределения температуры»

1

4.4

Компьютерное моделирование в экономике и экологии

8

80

ПР № 27 «Задача об использовании сырья»

1

81

ПР № 28 «Транспортная задача»

1

82

ПР № 29 «Задачи теории расписаний»

1

83

Задачи теории игр

1

84

ПР № 30 «Задачи теории игр»

1

85

Математическое моделирование экологической системы

1

86

ПР № 31 «Моделирование экологической системы»

1

87

Зачет № 6 «Компьютерное моделирование в экономике и экологии»

1

4.5

Имитационное моделирование

3

88

Методика имитационного моделирования

1

89

Постановка и моделирование задачи массового обслуживания

1

90

ПР № 31 «Моделирование задачи массового обслуживания»

1

5

Информационная деятельность человека

4

5.1

Основы социальной информатики

1

91

Основы социальной информатики

1

5.2

Среда информационной деятельности человека

1

92

Среда информационной деятельности человека

1

5.3

Примеры внедрения информатизации в деловую сферу

2

93

Информатизация в деловой сфере

1

94

Итоговая контрольная работа по курсу  10-11 класса

1

6

Повторение (подготовка к ЕГЭ)

2

95

Решение задач «Логика. Системы счисления»

1

96

Решение задач «Программирование»

1

7

Резерв

6

Итого

102


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по английскому языку (углубленный уровень) 7 класс

Рабочая программа по английскому языку 7 класс составлена в соответствии со всеми требованями ФГОСа...

Рабочая программа 8-9 класс углубленный уровень ФКГОС к УМК Афанасьева О.В.

Сквозная рабочая программа 8-9 класс включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование и календарно-поурочное планирование....

Рабочая программа по русскому языку (углубленный уровень), 10 класс

Рабочая  программа  по русскому языку предназначена для обучения учащихся 10 класса общеобразовательных школ (углублённый уровень ) и составлена на основе материалов Федерального государстве...

Рабочая программа по английскому языку (углубленный уровень) для учащихся 8-х классов на домашнем обучении

Данная рабочая программа по английскому языку для учащихся 8 класса, находящихся на домашнем обучении (МБУ СОШ №89, г. Тольятти), составлена на основе авторской рабочей программы В.Г.Апалькова (Англий...

Рабочая программа_ФГОС_Русский язык_Углубленный уровень_10_11 классы_Автор_Манерова П.В._2017_2018 г.

Рабочая программа_ФГОС_Русский язык_Углубленный уровень_10_11 классы_Автор_Манерова П.В._2017_2018 г....

Авторская рабочая программа по предмету "Право" углубленный уровень 10-11 класс

Авторская программа Е.А. Певцовой по праву для 10-11 кл. согласно ФГОС СОО, 2015г к учебнику «Право. Основы правовой культуры». 10—11 классы. Базовый и углублённый уровни / авт....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА (УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ). 10Б КЛАСС. (2023-2024)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА (УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ). 10Б КЛАСС. (2023-2024)...