«Принципы обработки информации компьютером. Системы счисления»
методическая разработка по информатике и икт (10, 11 класс) на тему

Котенко Юлия Сергеевна

Методические указания предназначены для проведения практических работ по дисциплине "Информатика" (для студентов первого курса всех специальностей и форм обучения). Содержит общие сведения о системах счисления, позволяет освоить: способы перевода из одной системы счисления в другую, основные приемы арифметических действий в различных системах счисления. Методические указания могут быть использованы для самостоятельной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsipy_obrabotki_informatsii_pk.docx74.85 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Приморского края

краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

 «ВЛАДИВОСТОКСКИЙ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по дисциплине «Информатика»

для студентов 1-го курса

по теме

«Принципы обработки информации компьютером. Системы счисления»

2016



ОДОБРЕНА 

Предметной цикловой комиссией

Составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности

Протокол №    от «    » ________ 2016г

Председатель ПЦК

_____________И.Е. Толок

Зам. директора по УР

____________Ю.Н. Топеха

«___»____________2016г.

Автор: преподаватель КГА ПОУ «Владивостокский судостроительный колледж»

 Ю.С. Котенко

Методические указания предназначены для проведения практических работ по дисциплине "Информатика" (для студентов первого курса всех специальностей и форм обучения). Содержит общие сведения о системах счисления, позволяет освоить: способы перевода из одной системы счисления в другую, основные приемы арифметических действий в различных системах счисления. Методические указания могут быть использованы для самостоятельной работы.


СОДЕРЖАНИЕ

№ П\П

СТР.

Введение

4

Теоретическая часть

5

Практическая часть

11

Задания для выполнения самостоятельной работы

14

Литература

16



ВВЕДЕНИЕ

Необходимость изучения темы «Системы счисления» в курсе информатики связана с тем, что числа в памяти компьютера представлены в двоичной системе счисления, а для внешнего представления содержимого памяти, адресов памяти используют шестнадцатеричную или восьмеричную системы счисления. Данная тема является смежной темой с математикой и вносит вклад в фундаментальное математическое образование студентов.

При изучении темы «Системы счисления» рассматриваются следующие вопросы:

  • позиционные и непозиционные системы счисления;
  • основные понятия позиционных систем счисления: основание, алфавит;
  • формы представления чисел в позиционных системах;
  • перевод чисел из одной системы счисления в другую;
  • особенности арифметики в позиционных системах счисления.

Целью методического указания является развитие логического (математического) мышления студентов в области информатики и расширение навыков реализации теоретических знаний в практической деятельности.

При изучении материала следует учитывать межпредметную связь с математикой, а также внутридисциплинарную связь с темами «Основы алгоритмизации и программирования», «Архитектура ЭВМ», «Кодирование информации».

В результате прохождения занятия студент должен:

  • знать:
  1. основные определения (система счисления, основание системы счисления, база системы);
  2. примеры позиционных и непозиционных систем счисления;
  3. правила перевода из одной системы счисления в другую;
  4. правила выполнения арифметических операций с системами счисления
  • уметь:
  1. применять правила перевода из одной системы счисления в другую;
  2. выполнять арифметические операции над системами счисления.


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1 Системы счисления: основные понятия

Современный человек в повседневной жизни постоянно сталкивается с числами: мы запоминаем номера автобусов и телефонов, в магазине подсчитываем стоимость покупок, ведём свой семейный бюджет в рублях и копейках (сотых долях рубля) и т.д. Сегодня числа, цифры с нами везде. А что знал человек о числах несколько тысяч лет назад? Вопрос непростой, но очень интересный. Историки доказали, что и пять тысяч лет назад люди могли записывать числа и производить над ними арифметические действия. Конечно, принципы записи были совсем не такими, как сейчас. Однако уже тогда число изображалось с помощью одного или нескольких символов.

Эти символы, участвующие в записи числа, в математике и информатике принять называть цифрами.

Но что же мы понимаем  под словом «число»?

Первоначально понятие отвлечённого числа отсутствовало, число было «привязано» к тем конкретным предметам, которые пересчитывали. Отвлечённое понятие натурального числа появляется вместе с развитием письменности. Дробные же числа изобрели тогда, когда возникла необходимость производить измерения. Измерение, как известно, это сравнение с другой величиной того же рода, выбираемой в качестве эталона. Эталон называется ещё единицей измерения. Понятно, что единица измерения не всегда укладывалась целое число раз в измеряемой величине. Отсюда и возникла практическая потребность ввести более «мелкие» числа, чем натуральные. Дальнейшее развитие понятия числа было обусловлено уже развитием математики.

Понятие числа – фундаментальное понятие как математики, так и информатики.

Сегодня, в XXI веке, для записи чисел человечество использует в основном десятичную систему счисления. А что такое система счисления?

Система счисления – это способ записи (изображения) чисел.

Алфавит - конечный набор (множество) символов.

Различные системы счисления, которые существовали раньше и которые используются в настоящее время, делятся на две группы: позиционные и непозиционные.

Системы счисления, в которых каждой цифре соответствует величина, не зависящая от её места в записи числа, называются непозиционными.

Примером непозиционной системы счисления является римская система. В этой системе цифры обозначаются буквами латинского алфавита:

I= 1V= 5X= 10L= 50

C= 100D= 500M= 1000

Пример1. Записать число 444 в римской системе.

Решение: 444 = 400 + 40 + 4 = СD+XL+IV=CDXLIV

К недостаткам таких систем относятся наличие большого количества знаков и сложность выполнения арифметических операций.

Наиболее совершенными являются позиционные системы счисления, т.е. системы записи чисел, в которых вклад каждой цифры в величину числа зависит от её положения (позиции) в последовательности цифр, изображающей число. Например, наша привычная десятичная система является позиционной.

Позиционные системы счисления – результат длительного исторического развития непозиционных систем счисления.

В позиционной системе счисления любое число может быть представлено в следующем виде:

,

где  Ар – само число,

р - основание системы счисления,

а – цифра данной системы счисления,

n – число разрядов.

Запись числа по формуле называется развернутой формой записи.

Пример:  Десятичное число А10=4718

А10 = 4х103+7х102+1х101+8х100

Таблица 1. Примеры позиционных систем счисления

Позиционная

система счисления

Основание

Алфавит

Двоичная

2

0, 1

Восьмеричная

8

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

Десятичная

10

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Шестнадцатеричная

16

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A(10), B(11), C(12), D(13), E(14), F(15)

Позиция цифры в числе называется разрядом. Для целых чисел разряды нумеруются справа налево, началом отсчета является 0.

2 Перевод чисел из одной системы в другую.

Человек привык работать в десятичной системе счисления, а ЭВМ ориентирована на двоичную систему. Поэтому общение человека с машиной было бы невозможно без создания простых алгоритмов перевода чисел из одной системы счисления в другую.

1.Преобразование целых десятичных чисел в другие системы счисления.

Метод деления:

1. 13:2=6 остаток 1

6:2=3   остаток 0        Запись ведем снизу вверх

3:2=1   остаток 1

1:2=0   остаток 1

Ответ: 1101

2. 173:8=21 остаток 5

21:8=2     остаток 5        Запись ведем снизу вверх

2:8=0       остаток 2

Ответ: 255

3. 173:16=13 остаток 10

Ответ: AD

2. Преобразование двоичных чисел в другие системы счисления.

1.В восьмеричную систему счисления

Число объединяют в группы по 3 разряда справа налево.

111  000 110  011

  7             0     6       3

2. В шестнадцатеричную систему счисления.

 Число объединяют в группы по 4 разряда справа налево.

1111 0101 1001 1100

   F        5        9        C

3 Арифметические операции в Р-ичных системах счисления

1 Сложение

Для двоичной системы счисления действуют правила сложения:

0

+

0

=

0

0

+

1

=

1

1

+

0

=

1

1

+

1

=

1

При сложении чисел в произвольной позиционной системе счисления с основанием Р в каждом разряде производится сложение цифр слагаемых и цифры, переносимой из соседнего младшего разряда, если она имеется. При этом необходимо учитывать, что если при сложении чисел получилось число большее или равное Р, то его представляют  в виде Рk+b, где k — частное, а b — остаток от деления полученного числа на основание системы счисления. Число b является количеством единиц в данном разряде, а число к — количеством единиц переноса в следующий разряд.

Для выполнения этой операции используют таблицы сложения. По вертикали и по горизонтали откладываются числа алфавита. На пересечении строки и столбца получается результат операции.

Примеры:                            

2 Умножение

Для двоичной системы счисления действуют правила умножения:

0

0

=

0

0

1

=

0

1

0

=

0

1

1

=

1

При умножении чисел в Р-ичной системе счисления каждая цифра второго множителя умножается последовательно на цифру каждого из разрядов первого множителя (так же, как и в десятичной системе счисления).

При этом необходимо учитывать, что если при сложении чисел получилось число большее или равное Р, то его представляют  в виде Рk+b, где k — частное, а b — остаток от деления полученного числа на основание системы счисления. Число b записывают в единицы данного разряда, а число k запоминают и добавляют его к результату произведения в следующем разряде.

Полученные результаты умножения складывают и отделяют количество знаков после запятой, равное сумме знаков после запятой у сомножителей.

По сути, это то же самое умножение столбиком, которое применяется в десятичной системе счисления. Единственное отличие – для проведения этой операции в P-ичной системе необходимо использовать  таблицы сложения для этой P-ичной системы счисления.

Примеры:


4 Таблицы сложения и умножения (для двоичной и восьмеричной систем счисления)

Таблица 2. Таблица сложения в двоичной системе счисления

+

0

1

0

0

1

1

1

10

Таблица 3. Таблица умножения в двоичной системе счисления

*

0

1

0

0

0

1

0

1

Таблица 4. Таблица сложения в восьмеричной системе счисления

+

0

1

2

3

4

5

6

7

0

0

1

2

3

4

5

6

7

1

1

2

3

4

5

6

7

10

2

2

3

4

5

6

7

10

11

3

3

4

5

6

7

10

11

12

4

4

5

6

7

10

11

12

13

5

5

6

7

10

11

12

13

14

6

6

7

10

11

12

13

14

15

7

7

10

11

12

13

14

15

16

Таблица 5. Таблица умножения в восьмеричной системе счисления

*

0

1

2

3

4

5

6

7

0

0

0

0

0

0

0

0

0

1

0

1

2

3

4

5

6

7

2

0

2

4

6

10

12

14

16

3

0

3

6

11

14

17

22

25

4

0

4

10

14

20

24

30

34

5

0

5

12

17

24

31

36

43

6

0

6

14

22

30

36

44

52

7

0

7

16

25

34

43

52

61

Составить таблицу умножения или сложения для любого основания можно самостоятельно. Для  этого  нужно:

  1. В крайних левом вертикальном столбце и верхней горизонтальной строке  записать алфавит  (цифры записываются по возрастанию). В ячейке, основанной на пересечении i-й строчки и j-го столбца, будет записан результат операции.
  2. Сосчитать  значения  i * j  или  i + j   как в обычной десятичной системе. Перевести  результат в систему счисления с исходным основанием.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задачи можно решать, используя перевод исходных чисел в десятичную систему счисления.

Рассмотрим решение некоторых из них.

Задача 1.

Вычислить сумму чисел X и Y, если  X=10101112,  Y=1528. Результат представить в двоичном виде.

Решение.

Поскольку результат нужно представить в двоичной системе счисления, наиболее удобно и быстро решить данную задачу путем перевода всех чисел в двоичную систему счисления.

Число X уже представлено в двоичной системе  счисления: X=10101112.  Переведем число Y из восьмеричной в двоичную систему счисления, разбив его на триады:

1

5

2

001

101

010

Получили  Y=1528=11010102.

Сложим  двоичные  числа  X и Y столбиком:

+

1

0

1

0

1

1

12

1

1

0

1

0

1

02

1

1

0

0

0

0

0

12

Результатом решения задачи является число  110000012.

Ответ: 110000012.

Задача 2.

Чему равна сумма чисел 528 и А916 в двоичной системе счисления?

Задачу можно решить двумя способами.

Способ 1.

Переведем исходные числа в десятичную систему счисления путем разложения по степеням:

528 = 5*81 + 2*80 = 40 + 2 = 4210,

А916 = 10*161 + 9*160 = 160 + 9 = 16910.

Находим сумму десятичных чисел: 4210 + 16910 = 21110.

Переводим полученное десятичное число в двоичную систему счисления путем деления  и выделения остатков:

211

2

210

105

2

1

104

52

2

1

52

26

2

0

26

13

2

0

12

6

2

1

6

3

2

0

2

1

1

21110 = 110100112.

Ответ:  110100112.

Способ 2.

Переведем исходные числа в двоичную систему счисления путем разбиения на триады и тетрады:

5

2

А

9

101

010

1010

1001

528 = 1010102,

А916 = 101010012.

Сложим  полученные двоичные числа столбиком:

+

1

0

1

0

1

02

1

0

1

0

1

0

0

12

1

1

0

1

0

0

1

12

В результате сложения получили двоичное число  110100112.

Ответ:  110100112.


Задания для выполнения самостоятельной работы

1. Перевести числа в десятичную систему счисления

2. Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в двоичную и восьмеричную системы счисления

3. Перевести следующие числа из десятичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления

4. Перевести из восьмеричной системы счисления в двоичную систему счисления

5. Перевести из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную

6. Заданы двоичные числа X и Y. Вычислить X+Y и X*Y

7. Заданы восьмеричные числа X и Y. Вычислить X+Y,

8. Заданы шестнадцатеричные числа X и Y. Вычислить X+Y

Номер варианта

Номер задания

1101(2)

84

79

34

45

100001

101

75

34

71

32

1111(2)

64

48

25

38

101101

111

25

17

47

71

100101(2)

37

57

52

77

101101

1011

52

23

38

44

110001(2)

81

19

63

48

1001

1001

63

34

45

75

437(8)

67

84

71

53

101101

10011

71

21

53

31

345(8)

41

16

55

32

1100111

100

55

34

29

81

АС5(16)

23

43

63

74

10101

1001

63

42

64

28

11011(2)

63

39

44

79

100111

1001

44

76

47

51

ВС5(16)

39

23

45

67

100011

1011

45

65

67

41

11011(2)

87

46

41

75

100011

10011

41

73

39

97

11101(2)

35

43

12

73

10011

1001

12

73

57

71

100101(2)

83

37

66

74

101101

10101

66

23

51

38

110001(2)

79

47

52

68

11001

1010

52

65

64

28

43(8)

48

84

54

29

101011

1001

54

55

47

51

77(8)

57

93

34

56

1001011

10011

34

56

67

41

АВ5(16)

19

98

55

47

1000111

10111

55

46

39

64

1101011(2)

84

67

66

45

10011

111

66

54

57

71

ВА5(16)

16

87

51

64

1000011

10011

51

75

51

38

11001(2)

32

94

41

51

101101

11101

41

47

39

64

437(8)

57

48

23

16

1011011

1011

57

23

57

71


ЛИТЕРАТУРА 

1 Основная литература:

  1. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – 6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 387 с.: ил.
  2. Радюк Л. Алгоритм перевода в двоичную и из двоичной системы счисления.// Наука и жизнь. 2015, №1.
  3. С. Б. Гашков. Системы счисления и их применение. М.: МЦНМО, 2014. — 52 с.: ил.
  4. Сидоров В.К. Системы счисления.// Наука и жизнь, 2016, №2.
  5. Технология разработки элективных курсов / А.А. Зубрилин, И.С. Паркина // Информатика и образование. – 2016. – №1.

2 Дополнительная

  1. Информатика. Базовый курс. Под ред. Симоновича С.В. – СПб.: Питер, 2015.
  2. Безручко В.Т. Практикум по курсу «Информатика». – М.: Финансы и статистика, 2014.
  3. Информатика. 10 –11 класс / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2014.
  4. Информатика. Задачник-практикум / под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2015.
  5. Ляхович В. Ф., Крамаров С. О., Шамараков И. П. Основы информатики: учебник. – Ростов н/Д, 2014.

3 Интернет-ресурсы:

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/ - Свободная электронная энциклопедия «Википедия».
  2. http://inf.e-alekseev.ru/ - Алексеев Е.Г., Богатырев С.Д. Информатика: Мультимедийный электронный учебник – Саранск: Морд.гос. ун-т, 2014.
  3. http://tadviser.ru - российский интернет-портал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для повторения разделов "Измерение информации" и "Системы счисления"

Задания для повторения разделов "Измерение информации" и "Системы счисления" для 8-10 класса....

Конспект урока по информатике "Информация в памяти компьютера. Система счисления"

Цели: дать первичное представление о структуре компьютерной памяти; актуализировать изученные ранее в курсе математики подходы к представлению числовой информации; познакомить с текстовым процесс...

Задания для повторения разделов "Измерение информации" и "Системы счисления"

Задания для повторения разделов "Измерение информации" и "Системы счисления" для 8-10 классов...

Проверочная работа по теме "Измерение информации" и "Системы счисления"

Проверочная работа на 6 вариантов. Есть повторение темы "Системы счисления" и задания по теме "Измерение информации"...