Рабочая программа по Информатике основной школы для 7-9 классов
рабочая программа по информатике и икт (7, 8, 9 класс) на тему

Полукарикова Алла Сергеевна

Рабочая программа по информатике основной школы (7-9 классы) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) по информатике, на основе примерной (базисной) учебной программы по информатике, с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по курсу «Информатика» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания, требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по информатике, с использованием авторской программы Л.Л.Босовой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_7-9_inf_2018.docx55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

Cогласовано

зам. директора по УВР –__________________

от «___»______ 2018г.

Рассмотрено на ШПС

Протокол № __

от  «__» ____2018г.

__________________

Утверждено

Приказом директора  МАОУ СОШ №7

от  «___»   ____ 2018г.

Рабочая программа

предмета

«Информатика ИКТ»

7-9 классы

Автор: Полукарикова Алла Сергеевна, учитель  информатики,

высшая квалификационная категория

г. Когалым

2018 г.


Структура программы

Программа по информатике для среднего общего образования включает следующие разделы:

  1. Пояснительная записка.
  2. Общая характеристика учебного предмета.
  3. Место учебного предмета в учебном плане.
  4. Результаты освоения учебного предмета.
  5. Содержание учебного предмета с перечнем разделов с указанием числа часов, отводимого на их изучение.
  6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
  7. Рекомендации по оснащению учебного процесса.
  8. Планируемые результаты подготовки выпускников образовательных учреждений среднего общего образования по информатике.

Пояснительная записка

Программа по информатике для старшей школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного

стандарта среднего общего образования  (ФГОС СОО);  примерной  основной  образовательной  программы среднего  общего  образования (одобрена

решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию; протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з). 

В  программе  соблюдается  преемственность  с  федеральным  государственным  образовательным  стандартом  основного  общего  образования;

учитываются  возрастные  и  психологические  особенности  школьников,  обучающихся  на  ступени  основного  общего  образования,  учитываются

межпредметные связи. 

В  программе  предложен  авторский  подход  в  части  структурирования  учебного  материала,  определения  последовательности  его  изучения,

путей  формирования  системы  знаний,  умений  и  способов  деятельности,  развития,  воспитания  и  социализации  учащихся.  Программа  является

ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова; издательство

«БИНОМ. Лаборатория знаний»). 

Программа по информатике для старшей школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного

стандарта среднего общего образования  (ФГОС СОО);  примерной  основной  образовательной  программы среднего  общего  образования (одобрена

решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию; протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з). 

В  программе  соблюдается  преемственность  с  федеральным  государственным  образовательным  стандартом  основного  общего  образования;

учитываются  возрастные  и  психологические  особенности  школьников,  обучающихся  на  ступени  основного  общего  образования,  учитываются

межпредметные связи. 

В  программе  предложен  авторский  подход  в  части  структурирования  учебного  материала,  определения  последовательности  его  изучения,

путей  формирования  системы  знаний,  умений  и  способов  деятельности,  развития,  воспитания  и  социализации  учащихся.  Программа  является

ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова; издательство

«БИНОМ. Лаборатория знаний»). 

Программа по информатике для старшей школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного

стандарта среднего общего образования  (ФГОС СОО);  примерной  основной  образовательной  программы среднего  общего  образования (одобрена

решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию; протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з). 

В  программе  соблюдается  преемственность  с  федеральным  государственным  образовательным  стандартом  основного  общего  образования;

учитываются  возрастные  и  психологические  особенности  школьников,  обучающихся  на  ступени  основного  общего  образования,  учитываются

межпредметные связи. 

В  программе  предложен  авторский  подход  в  части  структурирования  учебного  материала,  определения  последовательности  его  изучения,

путей  формирования  системы  знаний,  умений  и  способов  деятельности,  развития,  воспитания  и  социализации  учащихся.  Программа  является

ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова; издательство

«БИНОМ. Лаборатория знаний»). 

Программа по информатике для старшей школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного

стандарта среднего общего образования  (ФГОС СОО);  примерной  основной  образовательной  программы среднего  общего  образования (одобрена

решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию; протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з). 

В  программе  соблюдается  преемственность  с  федеральным  государственным  образовательным  стандартом  основного  общего  образования;

учитываются  возрастные  и  психологические  особенности  школьников,  обучающихся  на  ступени  основного  общего  образования,  учитываются

межпредметные связи. 

В  программе  предложен  авторский  подход  в  части  структурирования  учебного  материала,  определения  последовательности  его  изучения,

путей  формирования  системы  знаний,  умений  и  способов  деятельности,  развития,  воспитания  и  социализации  учащихся.  Программа  является

ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова; издательство

«БИНОМ. Лаборатория знаний»). 

Программа по информатике для старшей школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного

стандарта среднего общего образования  (ФГОС СОО);  примерной  основной  образовательной  программы среднего  общего  образования (одобрена

решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию; протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з). 

В  программе  соблюдается  преемственность  с  федеральным  государственным  образовательным  стандартом  основного  общего  образования;

учитываются  возрастные  и  психологические  особенности  школьников,  обучающихся  на  ступени  основного  общего  образования,  учитываются

межпредметные связи. 

В  программе  предложен  авторский  подход  в  части  структурирования  учебного  материала,  определения  последовательности  его  изучения,

путей  формирования  системы  знаний,  умений  и  способов  деятельности,  развития,  воспитания  и  социализации  учащихся.  Программа  является

ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова; издательство

«БИНОМ. Лаборатория знаний»).

Рабочая программа по информатике для 7-9 классов учитывает следующие документы:

  1. Федерального Закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ МОиН РФ №1897 от 17.12.2010 г.)
  3.  Постановления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее - СанПиН 2.4.2.2821- 10);
  1. Федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки по Приказу МО РФ от 5 июля 2017 г. № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»

5.  Примерной программы по «Информатике и ИКТ» основного общего образования 7-9 классы, рекомендованной Минобрнауки РФ и авторской программой Л.Л.Босовой, А.Ю Босовой.

7. Учебного плана МАОУ СОШ №7 города Когалыма на 2018-2019 учебный год.

8. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов (курсов) педагогов, реализующих ФГОС ООО.

Рабочая программа по информатике основной школы (7-9 классы) составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) по информатике, на основе примерной (базисной) учебной программы по информатике, с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по курсу «Информатика» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания, требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по информатике, с использованием авторской программы Л.Л.Босовой.

Сегодня человеческая деятельность в технологическом плане меняется очень быстро, на смену существующим технологиям и их конкретным техническим воплощениям быстро приходят новые, которые специалисту приходится осваивать заново. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе информационных. Поэтому в содержании курса информатики основной школы сделан акцент на изучении фундаментальных основ информатики, выработке навыков алгоритмизации.

Фундаментальный характер предлагаемому курсу придает опора на базовые научные представления предметной области, такие как информация, информационные процессы, информационные модели.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя обучение информатике в старших классах.

Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.

Цели изучения информатики в основной школе:

  • Освоение системы знаний, отражающих вклад информатики в формирование целостной научной картины мира.
  • Формирование понимания роли информационных процессов в биологических, социальных и технических системах; освоение методов и средств автоматизации информационных процессов с помощью ИКТ.
  • Формирование представления о важности информационных процессов в развитии личности, государства, общества.
  • Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • Осознание интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин; умение использовать понятия и методы информатики для объяснения фактов, явлений и процессов в различных предметных областях.
  • Приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и средств коммуникаций в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
  • Приобретение умения создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность.
  • Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.

Информатика имеет очень большое число метапредметных связей, определенных ФГОС, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Упор делается на понимание идей и принципов, заложенных в информационных технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах конкретных программных продуктов. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно-научного мировоззрения.

В ходе изучения информатики, обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

В ходе планирования и выполнения учебных исследований, обучающиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки.

В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий у выпускников будут заложены:

  • потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;
  • основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;
  • основы ценностных суждений и оценок;
  • уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретическое знание, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;
  • основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.

Данный курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Важнейшей задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение ИКТ-компетентности. Многие составляющие ИКТ-компетентности входят в комплекс универсальных учебных действий (УУД). Таким образом, часть метапредметных результатов образования входят в курсе информатики в структуру предметных результатов, т.е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Поэтому курс несет в себе значительное межпредметное, интегративное содержание в системе основного общего образования.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Место учебного предмета в учебном плане

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

В учебном плане основной школы информатика может быть представлена как: базовый курс в VII–IX классах (три года по одному часу в неделю, всего 105 часов); углубленный курс в VII–IX классах (VII, VIII – один час в неделю, и IX классы – по два часа в неделю, всего 140 часов).

Данная рабочая программа рассчитана на преподавание информатики и ИКТ для обучающихся 7-9 классах основной школы на 140 учебных часа (7-8 класс по одному часу в неделю, 9 класс по два часа в неделю), согласно образовательной программе школы.

Результаты освоения учебного предмета

ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:

- личностным результатам;

- метапредметным результатам;

- предметным результатам.

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений, учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

Содержание учебного предмета

Раздел 1: Информация, способы ее представления и информационные процессы

Содержательное представление об информации, основные свойства информации; различные подходы к определению понятия информация, сообщение, данные, кодирование, определение разницы между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике.

Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) представления информации, точность представления. Информационный объем сообщения. Определение количества информации. Единицы измерения количества информации. Сжатие информации.

Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Кодирование и декодирование информации. Синтаксис и семантика.

Примеры информационных процессов из различных областей деятельности. Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, сигналы. Основные виды информационных процессов.

Сбор информации. Поиск и отбор информации, необходимой для решения познавательных и практических задач. Хранение информации. Выбор способа хранения информации. Передача информации. Передача информации в современных системах связи и телекоммуникаций. Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь, устойчивость. Управление в живой природе, обществе и технике.

Преобразование информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Формализация информационного процесса как необходимое условие его автоматизации.

Восприятие, запоминание, преобразование, передача информации человеком и живыми организмами. Особенности запоминания и обработки информации человеком.

Основные этапы моделирования. Формализация. Компьютерное моделирование. Построение информационной модели данной задачи. Использование информационных моделей в математике, физике, биологии, литературе и пр. Использование информационных моделей в познании, общении и практической деятельности.

Раздел 2: Основы алгоритмической культуры

Общая схема решения задачи. Анализ условий и возможностей применения компьютера для ее решения. Разбиение процесса решения задачи на отдельные шаги – действия. Преобразование действия исполнителю. Определение состояния исполнителя, системы команд. Нахождение различий между непосредственным и программным управлением исполнителем.

Алгоритм. Основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды). Способы записи алгоритмов. Имена, переменные, значения, типы, операции, выражения. Алгоритмические конструкции (линейные, ветвление, циклы). Алгоритм как средство автоматизации информационного процесса.

Программа как способ реализации алгоритм на компьютере. Представление о программировании, этапы разработки программ: проектирование, кодирование, отладка.

Раздел 3: Использование программных систем и сервисов

Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты компьютера и их функции: процессор, память, внешние устройства, оперативная память, кэш-память, внешняя память.

Программные средства как исполнители команд пользователя: файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии.

Общие характеристики программы: круг решаемых задач, интерфейс программы, меню как отражение системы команд.

Гигиенические, эргономические, технические условия эксплуатации средств ИКТ.

Раздел 4: Информационное пространство

Основные этапы развития информационной среды. Информационная цивилизация. Тенденции развития ИКТ.

Мировые информационные сети, их назначение, возможности. Социальные информационные технологии. Принципы устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами. Международные и национальные стандарты в сфере информатики и информационно-коммуникационных технологий.

Методы поиска в Интернете. Достоверность полученной информации, определение подхода к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.).

Пользовательский интерфейс. Создание собственных информационных ресурсов и организация индивидуальной информационной среды.

Правовые аспекты использования ИКТ. Защита личной и общественно значимой информации. Информационная безопасность личности, государства, общества.

Тематическое планирование

 с определением основных видов учебной деятельности

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Количество работ

практических

компьютерных

контрольных

7 КЛАСС

35

Инструктаж по ТБ, правила поведения на уроке информатики. Введение в предмет. Постановка целей и задач курса информатики в 7 классе.

1

Информация и информационные процессы

8

4

2

2

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

7

3

3

1

Обработка графической информации

4

3

Обработка текстовой информации

9

6

Мультимедиа

4

4

Итоговое повторение. Контрольная работа

2

1

8 КЛАСС

35

Инструктаж по ТБ, правила поведения на уроке информатики. Постановка целей и задач курса информатики в 8 классе.

1

Математические основы информатики

12

7

1

2

Основы алгоритмизации

10

5

1

Начала программирования

10

8

1

Итоговое повторение. Контрольная работа

2

1

9 КЛАСС

70

Инструктаж по ТБ, правила поведения на уроке информатики. Постановка целей и задач курса информатики в 9 классе.

1

Математические основы информатики

13

7

2

2

Моделирование и формализация

8

3

4

1

Основы алгоритмизации

12

2

6

1

Начала программирования

16

8

1

Обработка числовой информации в электронных таблицах

6

5

1

Коммуникационные технологии

11

2

6

1

Итоговое повторение. Контрольная работа

4

1

1

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку технологических приемов.

Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

Рекомендации по оснащению учебного процесса

УМК:

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса (Материалы авторской мастерской Л.Л.Босова -metodist.lbz.ru), в который входят:

  1. Информатика: учебник для 7 класса/Л.Л. Босова, А.Ю.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  2. Информатика: учебник для 8 класса/Л.Л. Босова, А.Ю.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  3. Информатика: учебник для 9 класса/Л.Л. Босова, А.Ю.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  4. Информатика: рабочая тетрадь для 7 класса/Л.Л. Босова, А.Ю.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  5. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса/Л.Л. Босова, А.Ю.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  6. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса/Л.Л. Босова, А.Ю.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  7. Информатика: методическое пособие для 7–9 классов/ Л.Л. Босова, А.Ю.Босова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013г.
  8. Комплект цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

УМК выбран для обучения информатики в школе, так как составлен в соответствии с:

  • требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);
  • основными идеями и положениями программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования.

УМК составленный Л.Л. Босовой, А.Ю.Босовой обеспечивает:

  • формирование и развитие системы универсальных учебных действий;
  • развитие мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов учащихся;
  • формирование ИКТ-компетентности и подготовку к сдаче ГИА;
  • подготовку молодых людей к жизни и продолжению образования в современном высокотехнологичном мире.

Содержание учебников выбранного УМК соответствует требованиям современной информационно-образовательной среды: учебники являются своеобразными навигаторами в мире информации. В содержании учебников выдержан принцип инвариантности к конкретным моделям компьютеров и версиям программного обеспечения. Основной акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, реализации общеобразовательного потенциала курса. Параллельно с изучением теоретического материала осуществляется формирование ИКТ-компетентности учащихся основной школы.

Практически каждый их параграф содержит ссылки на ресурсы сети Интернет.

Для совершенствования навыков работы на компьютере учащихся 7–9 классов в учебники включены задания для практических работ, которые подобраны таким образом, что могут быть выполнены с использованием любого варианта стандартного базового пакета программного обеспечения, имеющегося в гимназии.

Вопросы и задания в учебниках способствуют овладению учащимися приемами анализа, синтеза, отбора и систематизации материала на определенную тему, способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащегося с информацией, развитию критического мышления. Система вопросов и заданий к параграфам и пунктам является разноуровневой по сложности и содержанию, что позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся.

В учебники включены задания, способствующие формированию навыков сотрудничества учащегося с педагогом и сверстниками. На страницах учебников подробно рассмотрены примеры решений типовых задач по каждой изучаемой теме. Аналогичные задачи предлагаются ученикам в рубрике «Вопросы и задания для самостоятельного решения».

Для повышения мотивации школьников к изучению содержания курса особым значком отмечены вопросы, задачи и задания, аналогичные тем, что включаются в варианты ГИА и ЕГЭ по информатике. В конце каждой главы учебников приведены тестовые задания, выполнение которых поможет учащимся оценить, хорошо ли они освоили теоретический материал и могут ли применять свои знания для решения возникающих проблем. Кроме того, это является подготовкой к сдаче выпускного экзамена по информатике и ИКТ в форме ГИА (9 класс) и в форме ЕГЭ (11 класс)

Аппаратные средства 

  1. Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся 
  2. Интерактивная доска или мультимедиапроектор и экран
  3. Принтер (лазерный)
  4. Устройства вывода звуковой информации (наушники, колонки, микрофон)
  5. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь)
  6. Сканер
  7. Внешний накопитель информации (или флэш-память)

Программные средства 

  1. Операционная система.
  2. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  3. Антивирусная программа.
  4. Программа-архиватор.
  5. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
  1. Система оптического распознавания текста.
  2. Программы разработки анимации
  3. Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем или др).
  1. Звуковой редактор.
  2. Система программирования Паскаль.
  3. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
  4. Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
  5. Коллекция цифровых образовательных ресурсов по различным учебным предметам
  6. Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курсов
  7. Печатные пособия  

Плакаты:

  1. Организация рабочего места и техники безопасности.
  2. Архитектура компьютера
  3. Архитектура компьютерных сетей
  4. История информатики  

Схемы: 

  1. Графический пользовательский интерфейс
  2. Информация, арифметика информационных процессов
  3. Виды информационных ресурсов
  4. Виды информационных процессов
  5. Представление информации (дискретизация)
  6. Моделирование, формализация, алгоритмизация.
  7. Основные этапы разработки программ
  8. Системы счисления
  9. Логические операции
  10. Блок-схемы
  11. Алгоритмические конструкции.

Планируемые результаты подготовки выпускников

Информация и способы её представления

Выпускник научится:

  • различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.;
  • различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях;
  • раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы;
  • приводить примеры информационных процессов – процессов, связанных с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике;
  • классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач;
  • узнавать о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств;
  • определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера;
  • узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том как можно улучшить характеристики компьютеров;
  • узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.
  • Выпускник получит возможность:
  • осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей;
  • узнать о физических ограничениях назначения характеристик компьютера.

Математические основы информатики

Выпускник научится:

  • описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных, оценивать время передачи данных;
  • кодировать и декодировать тексты по заданной кодовой таблице;
  • оперировать понятиями, связанными с передачей данных (источник и приемник данных: канал связи, скорость передачи данных по каналу связи, пропускная способность канала связи);
  • определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);
  • определять длину кодовой последовательности по длине исходного текста и кодовой таблице равномерного кода;
  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024; переводить заданное натуральное число из десятичной записи в двоичную и из двоичной в десятичную; сравнивать числа в двоичной записи; складывать и вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;
  • записывать логические выражения, составленные с помощью операций «и», «или», «не» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний;
  • определять количество элементов в множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
  • использовать терминологию, связанную с графами (вершина, ребро, путь, длина ребра и пути), деревьями (корень, лист, высота дерева) и списками (первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент; вставка, удаление и замена элемента);
  • описывать граф с помощью матрицы смежности с указанием длин ребер (знание термина «матрица смежности» не обязательно);
  • познакомиться с двоичным кодированием текстов и с наиболее употребительными современными кодами;
  • использовать основные способы графического представления числовой информации, (графики, диаграммы).
  • Выпускник получит возможность:
  • познакомиться с примерами математических моделей и использования компьютеров при их анализе; понять сходства и различия между математической моделью объекта и его натурной моделью, между математической моделью объекта/явления и словесным описанием;
  • узнать о том, что любые дискретные данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;
  • познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и робототехнических системах;
  • познакомиться с примерами использования графов, деревьев и списков при описании реальных объектов и процессов;
  • ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления реальными объектами (на примере учебных автономных роботов);
  • узнать о наличии кодов, которые исправляют ошибки искажения, возникающие при передаче информации.

Алгоритмы и элементы программирования

Выпускник научится:

  • составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов;
  • выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);
  • определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);
  • определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
  • использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
  • выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
  • составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;
  • использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
  • анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
  • использовать логические значения, операции и выражения с ними;
  • записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.
  • Выпускник получит возможность:
  • познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами;
  • создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
  • познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
  • познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);
  • познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.

Использование программных систем и сервисов

Выпускник научится:

  • классифицировать файлы по типу и иным параметрам;
  • выполнять основные операции с файлами (создавать, сохранять, редактировать, удалять, архивировать, «распаковывать» архивные файлы);
  • разбираться в иерархической структуре файловой системы;
  • осуществлять поиск файлов средствами операционной системы;
  • использовать динамические (электронные) таблицы, в том числе формулы с использованием абсолютной, относительной и смешанной адресации, выделение диапазона таблицы и упорядочивание (сортировку) его элементов; построение диаграмм (круговой и столбчатой);
  • использовать табличные (реляционные) базы данных, выполнять отбор строк таблицы, удовлетворяющих определенному условию;
  • анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
  • проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций.

Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всем образовательном процессе):

  • навыками работы с компьютером; знаниями, умениями и навыками, достаточными для работы с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии); умением описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии;
  • различными формами представления данных (таблицы, диаграммы, графики и т.д.);
  • приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
  • основами соблюдения норм информационной этики и права;
  • познакомится с программными средствами для работы с аудиовизуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
  • узнает о дискретном представлении аудиовизуальных данных.
  • Выпускник получит возможность (в данном курсе и иной учебной деятельности):
  • узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств;
  • практиковаться в использовании основных видов прикладного программного обеспечения (редакторы текстов, электронные таблицы, браузеры и др.);
  • познакомиться с примерами использования математического моделирования в современном мире;
  • познакомиться с принципами функционирования Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, с методами поиска в Интернете;
  • познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами подлинности (пример: наличие электронной подписи); познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (пример: сравнение данных из разных источников);
  • узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;
  • узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;
  • получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;
  • познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;
  • получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по химии основной школы (1)

Рабочая программа по химии основной школы разработана на основе примерной программы (М. : Просвещение, 2010) и включает в себя пояснительную записку, содержание обучения химии в 8 - 9 классах, тематич...

Рабочие программы по геометрии (основная школа)

Рабочие программы по геометрии в 7-9 классах по УМК А.В. Погорелова...

Рабочая программа по ИЗО (основная школа) 5-7 классы

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов составлена на основе Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству. Рабочая программа вк...

Рабочая программа по информатике и ИКТ для 5-9 классов общеобразовательной школы.

Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Информатика» для 5-9 классов общеобразовательной школыИнформатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных проце...

Рабочая программа по информатике основного образования

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к р...

Рабочая программа по Информатике средней школы для 10-11 классов

Программа преподавания предмета «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне составлена на основе авторской программы Л.Л.Босовой, адаптирована к условиям школы, т. е. на объем 10...

Рабочие программы по музыке основная школа

Рабочие программы по предмету музыка(Сергеева критская) для 5-8 классов...