Рабочая программа по информатике 8 класс ФГОС
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему

Шуплецова Яна Александровна

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по информатике 8 класс по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_fgos_programma.docx44.15 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету  «Информатика и ИКТ»

в 8 классе (базовый уровень)

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа информатике для 8 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования  (приказ Министерства образования и науки  РФ от 17.12.2010 г.  № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего  образования» (с учётом изменений, внесённых приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577; зарегистрирован в Минюсте России 2 февраля 2016 г., регистрационный № 40937),  письмо Министерства образования и науки  РФ № 08-1786 от 28.10.2015 «О рабочих программах учебных предметов»),  на основе Программы по информатике для общеобразовательных учреждений Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2014.

Программа представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; планируемые предметные результаты изучения учебного предмета; содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов деятельности; календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

           Учебный план МКОУ СОШ село Заево отводит на изучение информатики в 8 классе 1 урок в неделю, что составляет 35 часов в учебный год.  Срок реализации данной программы – 1 год.

Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета

Предметные результатывключают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебнопроектных и социальнопроектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры;
  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
  • развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
  • развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя;
  • формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях;
  • знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, ветвящейся и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Ученик научится:

  • понимать  смысл  понятия  «алгоритм»  и  широту  сферы его  применения;  анализировать  предлагаемые  последовательности  команд  на  предмет  наличия  у  них  таких свойств  алгоритма,  как  дискретность,  детерминированность, понятность, результативность, массовость;
  • оперировать алгоритмическими конструкциями «следование»,  «ветвление»,  «цикл»  (подбирать  алгоритмическую конструкцию,  соответствующую  той  или  иной  ситуации;
  • переходить  от  записи  алгоритмической  конструкции  на алгоритмическом языке к блок­схеме и обратно);
  • понимать  термины  «исполнитель»,  «формальный  исполнитель»,  «среда  исполнителя»,  «система  команд  исполнителя»  и др.;  понимать  ограничения,  накладываемые средой  исполнителя  и  системой  команд,  на  круг  задач, решаемых исполнителем;
  • исполнять  линейный  алгоритм  для  формального  исполнителя с заданной системой команд;
  • составлять  линейные  алгоритмы,  число  команд  в  которых не превышает заданного;
  • исполнять  записанный  на  естественном  языке  алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;
  • исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке;
  • исполнять  алгоритмы  c  ветвлениями,  записанные  на  алгоритмическом языке;
  • понимать  правила  записи  и  выполнения  алгоритмов,  содержащих  цикл  с  параметром  или  цикл  с  условием  продолжения работы;
  • определять значения переменных после исполнения простейших  циклических  алгоритмов,  записанных  на  алгоритмическом языке;
  • использовать  величины  (переменные)  различных  типов,
  • табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
  • анализировать  предложенный  алгоритм,  например  определять,  какие  результаты  возможны  при  заданном  множестве исходных значений;
  • использовать  логические  значения,  операции  и  выражения с ними;
  • записывать  на  выбранном  языке  программирования арифметические  и  логические  выражения  и  вычислять их значения.

Ученик получит возможность научиться:

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения,  для  формального  исполнителя  с  заданной  системой команд;
  • составлять  все  возможные  алгоритмы  фиксированной длины  для  формального  исполнителя  с  заданной  системой команд;
  • определять  количество  линейных  алгоритмов,  обеспечивающих  решение  поставленной  задачи,  которые  могут быть  составлены  для  формального  исполнителя  с  заданной системой команд;
  • подсчитывать  количество  тех  или  иных  символов  в  цепочке  символов,  являющейся  результатом  работы  алгоритма;
  • по  данному  алгоритму  определять,  для  решения  какой задачи он предназначен;
  • познакомиться  с  использованием  в  программах  строковых величин;
  • исполнять  записанные  на  алгоритмическом  языке  циклические  алгоритмы  обработки  одномерного  массива
  • чисел  (суммирование  всех  элементов  массива;  суммирование  элементов  массива  с  определенными  индексами;
  • суммирование  элементов  массива  с  заданными  свойствами;  определение  количества  элементов  массива  с  заданными  свойствами;  поиск  наибольшего/наименьшего  элемента массива и др.);
  • разрабатывать  в  среде  формального  исполнителя  короткие  алгоритмы,  содержащие  базовые  алгоритмические конструкции;
  • разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные  алгоритмы,  содержащие  базовые  алгоритмические конструкции;
  • познакомиться  с  понятием  «управление»,  с  примерами того, как компьютер управляет различными системами.

Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов деятельности

Перечень и название раздела и тем

Формы организации учебных занятий

Основные виды деятельности

Математические основы информатики (13 часов)

Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления. Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Представление целых и вещественных чисел. Множества и операции с ними. Высказывание. Логические операции. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач.Логические элементы.

Урок открытия нового знания. Урок рефлексии. Урок развивающего контроля. Урок методологической направленности.

Аналитическая деятельность:

• выявлять  различие  в  унарных,  позиционных  и  непозиционных  системах  счисления;

• выявлять  общее  и  отличия  в  разных  позиционных системах счисления;

• анализировать  логическую  структуру высказываний.

Практическая деятельность:

• переводить  небольшие  (от  0  до  1024)  целые  числа  из  десятичной  системы  счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно;

• выполнять  операции  сложения  и  умножения над небольшими двоичными числами;

• записывать  вещественные  числа  в

естественной и нормальной формах;

• строить  таблицы  истинности  для  логических выражений;

• вычислять  истинностное  значение  логического выражения

Алгоритмы и программирование. Основы алгоритмизации (11 часов)

Алгоритмы и исполнители. Способы записи алгоритмов. Объекты алгоритмов. Алгоритмическая конструкция следование. Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления. Неполная форма ветвления. Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы. Цикл с заданным условием окончания работы. Цикл с заданным числом повторений. Алгоритмы управления.

Урок открытия нового знания. Урок рефлексии. Урок развивающего контроля.

Аналитическая деятельность:

• определять  по  блок­схеме,  для  решения какой  задачи  предназначен  данный  алгоритм;

• анализировать  изменение  значений  величин при пошаговом выполнении алгоритма;

• определять  по  выбранному  методу  решения  задачи,  какие  алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;

• сравнивать  различные  алгоритмы  решения одной задачи.

Практическая деятельность:

• исполнять  готовые  алгоритмы  для  конкретных исходных данных;

• преобразовывать  запись  алгоритма  из

одной формы в другую;

• строить  цепочки  команд,  дающих  нужный  результат  при  конкретных  исходных данных для исполнителя арифметических действий;

• строить  цепочки  команд,  дающих  нужный  результат  при  конкретных  исходных  данных  для  исполнителя,  преобразующего строки символов;

• строить  арифметические,  строковые,

логические  выражения  и  вычислять  их

значения

Алгоритмы и программирование. Начала программирования (10 часов)

Общие сведения о языке программирования Паскаль. Организация ввода и вывода данных. Программирование линейных алгоритмов. Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. Программирование циклов с заданным условием окончания работы. Программирование циклов с заданным числом повторений. Различные варианты программирования циклического алгоритма.

Урок открытия нового знания. Урок рефлексии. Урок развивающего контроля.

Аналитическая деятельность:

• анализировать готовые программы;

• определять  по  программе,  для  решения какой задачи она предназначена;

• выделять этапы решения задачи на компьютере.

Практическая деятельность:

• программировать  линейные  алгоритмы,

предполагающие  вычисление  арифметических,  строковых  и  логических  выражений;

• разрабатывать  программы,  содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного  неравенства,  решение  квадратного  уравнения  и  пр.),  в  том  числе  с использованием логических операций;

• разрабатывать  программы,  содержащие оператор (операторы) цикла

Итоговое повторение (1 час)

Урок рефлексии.

Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

Всего

В том числе

теория

практика

1

Математические основы информатики

13

10

3

2

Алгоритмы и программирование. Основы алгоритмизации

11

7

4

3

Алгоритмы и программирование. Начала программирования

10

2

8

4

Итоговое повторение

1

1

0

Итого

35

20

15

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ

Критерий оценки устного ответа

         Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

         Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

         Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

         Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

         Отметка «1»: отсутствие ответа. 

Критерий оценки практического задания

         Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

         Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

         Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

         Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

         Отметка «1»: работа не выполнена.

Перечень учебно-методического и программного обеспечения по информатике и ИКТ

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
  4. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
  5. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
  6. Операционная система Windows XP
  7. Пакет офисных приложений MS Office 2013

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 8 КЛАСС

1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 35 ЧАСОВ В ГОД

Тема урока и практического занятия

Планируемые результаты

Формируемые УУД

Тип урока

Кол-во часов

дата

план

фактически

Математические основы информатики (13 часов)

1

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. Информационная безопасность.

предметные – общие представления о месте информатики в системе других наук, о целях изучения курса информатики; общие сведения о системах счисления. Виды систем счисления: двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная. Правило перевода из одной системы счисления в другую. Представление чисел в компьютере. Элементы алгебры логики. Высказывание, логические операции, таблицы истинности. Решение логических задач.

метапредметные – целостные представления о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; умение работать с учебником;

личностные – умения и навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Регулятивные: 

целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу; 

преобразовывать практическую задачу 
в образовательную; 

контроль и самоконтроль – использовать установленные правила в контроле способа решения задачи.

планирование – выбирать действия 
в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

прогнозирование – предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.

Коррекция - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок.

Познавательные: 

общеучебные – использовать общие приемы решения поставленных задач; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

ставить и формулировать проблему;

контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

выбирать наиболее эффективные решения поставленной задачи;

ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

узнавать, называть 
и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета.

Информационные - получать и обрабатывать информацию

логические  - подводить под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков.

Коммуникативные: 

инициативное сотрудничество – ставить вопросы, обращаться за помощью;

проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач; осуществлять взаимный контроль;

формулировать собственное мнение и позицию;

планирование

учебного сотрудничества – определять общую цель и пути ее достижения;

формулировать свои затруднения.

урок «открытия нового знания»

1

2

Общие сведения о системах счисления.

урок «открытия нового знания», рефлексии

1

3

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

урок «открытия нового знания», рефлексии

1

4

Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления

урок «открытия нового знания», рефлексии

1

5

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

урок «открытия нового знания», рефлексии

1

6

Представление целых и вещественных чисел

урок «открытия нового знания», рефлексии

1

7

Множества и операции с ними.

урок «открытия нового знания», рефлексии

1

8

Высказывание. Логические операции

урок «открытия нового знания», рефлексии

1

9

Построение таблиц истинности для логических выражений

урок «открытия нового знания», рефлексии

1

10

Свойства логических операций

урок «открытия нового знания», рефлексии

1

11

Решение логических задач

урок «открытия нового знания», рефлексии

1

12

Логические элементы

«методологической направленности»

1

13

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа

урок развивающего контроля

1

Алгоритмы и программирование. Основы алгоритмизации (11 часов)

14

Алгоритмы и исполнители

предметные – понятие алгоритма и исполнителя, свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов, блок-схемы, алгоритмические языки. Объекты алгоритмов: величины, выражения, команда присваивания, табличные величины. Основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл.

Метапредметные - умение подключать внешние устройств компьютера: монитора, клавиатуры, мыши

личностные – понимание значимости информационной деятельности для современного человека.

урок «открытия нового знания», рефлексии

1

15

Способы записи алгоритмов

урок «открытия нового знания», рефлексии

1

16

Объекты алгоритмов

урок «открытия нового знания», рефлексии

1

17

Алгоритмическая конструкция следование

урок «открытия нового знания», рефлексии

18

Алгоритмическая конструкция ветвление

Полная форма ветвления

урок «открытия нового знания», рефлексии

1

19

Неполная форма ветвления

урок «открытия нового знания», рефлексии

1

20

Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы

урок «открытия нового знания», рефлексии

1

21

Цикл с заданным условием окончания работы

урок «открытия нового знания», рефлексии

1

22

Цикл с заданным числом повторений

урок «открытия нового знания», рефлексии

1

24

Алгоритмы управления

урок «открытия нового знания», рефлексии

1

24

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа

«развивающего контроля»

1

Алгоритмы и программирование. Начала программирования (10 часов)

25

Общие сведения о языке программирования Паскаль

предметные – Алфавит и словарь языка Паскаль. Типы данных, используемые в Паскаль. Структура программы, оператор присваивания. Ввод данных. Числовые типы данных, целочисленные типы данных, символьные и строковые типы данных, логический тип данных. Условный оператор, составной оператор. Программирование циклических алгоритмов. Простые программы на Паскаль.

личностные -способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

урок «открытия нового знания»

рефлексии

1

26

Организация ввода и вывода данных

урок «открытия нового знания»

рефлексии

1

27

Программирование линейных алгоритмов

урок «открытия нового знания»

рефлексии

1

28

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор

урок «открытия нового знания»

рефлексии

1

29

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений

урок «открытия нового знания»

рефлексии

1

30

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы

урок «открытия нового знания»

рефлексии

1

31

Программирование циклов с заданным условием окончания работы

урок «открытия нового знания»

рефлексии

1

32

Программирование циклов с заданным числом повторений

урок «открытия нового знания»

рефлексии

1

33

Различные варианты программирования циклического алгоритма

урок «открытия нового знания»

рефлексии

1

34

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования». Проверочная работа

урок развивающего контроля

1

Резерв (1 час)

35

Итоговое повторение за курс 8 класса.

методологического контроля

1




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ИЗО 5 класс ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе образовательной программы ФГОС« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.Автор: Б.М....

Рабочая программа для 5 класса (ФГОС)

Программа составлена с учетом новых ФГОСов для учащихся 5 классов....

рабочие программы 2-4 класс ФГОС

Рабочие программы 2-4 класс по новым ФГОС...

Рабочая программа .Обществознание 5 класс ФГОС

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе составлена на основе  авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников  5-9 классы» и предназ...

Рабочая программа физкультура 5 класс ФГОС

Рабочая программа 5 класс ФГОС, с УУД...

Рабочая программа 5-9 классы ФГОС В.И. Лях КТП- 5 класс ФГОС

Рабочая программа 1-4 класс ФГОС и КТП В.И. Лях. Рабочая программа 5-9 класс ФГОС и КТП 5 класс В.И. Лях...