урок Поиск информации в геоинформационных системах
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс) по теме

Любимова Ольга Николаевна

2 урок в разделе

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_poisk_informatsii_v_geoinformatsionnyh_sistemah.zip2.33 МБ

Предварительный просмотр:

Класс: 11 ____

Тема урока: «Поиск информации в геоинформационных системах».

Тип урока

Урок закрепление знаний, урок-исследование

Формы:

Форма учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы обучения:

  • Информационные: беседа, объяснение, применение документации письменного инструктирования.
  • Объяснительно - иллюстративный: показ приемов работы с ПО 2 ГИС Краснодара, использование технических средств обучения.
  • Частично-поисковый: самостоятельное выполнение учащимися задания в программе 2 ГИС Краснодара.

Педагогические технологии

-технология дифференцированного обучения, развивающего обучения, здоровьесберегающая, проблемно-диалогическая, самооценивание

Цель урока

познакомить учащихся с работой геоинформационной системой.

Оборудование:

компьютерный класс, проектор, листы с конспектом и алгоритмами для исследования, листы самоконтроля.

Программное обеспечение:

операционная система Windows, настольная 2ГИС Краснодара, презентация.

Ключевые компетенции:

  • профессиональные (умение работать в программе 2ГИС Краснодар; умение пользоваться алгоритмами и карточками-заданиями);
  • коммуникативные (умение общаться, правильно реагировать на замечания);
  • информационные (корректная работа с информацией в программе 2ГИС Краснодар).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Знать: определения понятия ИС, приводить примеры ИС, типы ГИС, из чего состоит ГИС

Применять: приемы поиска и средств навигации геоинформационной системы 2ГИС Краснодар.

- развивать познавательный интерес учащихся, умения применять полученные знания на практике, привить навыки исследовательской работы в группах.

- планировать деятельность: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий;

- умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности

- владеть навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и применение необходимых знаний, умений и способов деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях в контексте решения задачи.

 воспитание аккуратности в работе; воспитание чувства товарищества; создание необходимых условий для личностного развития, повысить уровень информационной культуры и социальной адаптации учащихся.

Основные понятия

ГИС, информационная система.

Межпредметные связи

География

Ход урока

Технология проведения

Задачи этапа

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Описание этапов урока

УУД

I этап. Организационный момент. 

Цель – создать рабочую обстановку на уроке.

(2-3мин.)

Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебных принадлежностей, дежурный готовит отчёт об отсутствующих.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку учащихся, оборудования, отмечает отсутствующих.

.

Добрый день! Проверьте, есть ли у вас все принадлежности, необходимые для работы на уроке?

Дежурный назовите отсутствующих.

Надеюсь, урок вам понравится и оставит в вашей памяти много полезного и нужного.

Личностные: освоить роль ученика.

Регулятивные: организовать свое рабочее место.

Коммуникативные: умение слышать и слушать.

II этап.

Актуализация знаний, постановка цели и задач урока.

(8-10 мин.)

Мотивация учебной деятельности учащихся

Установка познавательной задачи

Организа-ция учащихся по принятию познава-тельной задачи.

 Слушают, активно отвечают на вопросы.

Записывают тему урока

Ставят цель урока для себя (отвечают несколько человек)

Предлагает учащимся ответить на вопросы. После этого озвучить тему урока и исходя из темы урока, совместно с учащимися определяет цель и задачи урока.

Какую большую тему мы изучаем несколько уроков? Как вы считаете карта города – это информационная система? Почему вы так считаете? В каких ситуациях вам может понадобиться карта города Краснодара? В крупном городе потеряться можно за 5 минут. Как этого не допустить? Какими средствами воспользовались бы вы?

То, что вы предложили, имеет место быть. Но мы живем в век информационных технологий, поэтому говорить сегодня будем о современном способе ориентирования на местности.

Назовите тему прошлого урока и подумайте какой может быть тема этого урока.

Открываем рабочие тетради. Записываем дату, классная работа и тему урока: «Поиск информации в геоинформационных системах».

Сегодня на уроке мы более подробно рассмотрим функции и возможности настольной геоинформационной системы «2ГИС Краснодар».

Итак, поставьте для себя цель урока.

- Цель нашего урока познакомиться с геоинформационной систему.

Какие задачи урока нам необходимо решить, чтобы достичь цели?

- познакомиться с интерфейсом программы «2ГИС Краснодар»;

- познакомится с приемами поиска и средствами навигации программы;

- выполнить практическую работу.

Что надо вам было выполнить к этому уроку?

Сдать электронный документ (сдать в электронном или распечатанном виде), в котором вы отобразите картинки из  Googlе карты:

  1. свой дом,
  2. свою школу
  3. одно из знаменитых мест земного шара (доступные фотографии, привязанные к этой местности).

Например, Россия, Москва, Останкинская телебашня: Франция, Эйфелева Башня, Франция, Париж, Диснейленд

Оставьте выполненную домашнюю работу на уголке парты.

Познавательные: Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков; умение отличать новое от уже известного.

Определение границ знания и незнания по теме «Геоинформационные системы»

Регулятивные: Умение ставить цель, выявлять задачи, планировать пути достижения цели.

Коммуникативные строить связное монологическое высказывание; слушать и слышать других.

III этап.

Объявление плана урока, ТБ.

(5 минут)

Заполняют лист самооценки.

Сообщает план работы

Организуйтесь, пожалуйста, в группы-команды (по 2 человека). У каждой команды на столе лежит «Лист самоконтроля» для всех видов деятельности, которые вы будете выполнять.

Его необходимо заполнять во время урока.

Приложение 1.

Сейчас, пожалуйста, заполните:

Название команды, фамилии состава команды.

Командное настроение выразите одним или несколькими словами.

Поставьте себя на верхнюю ступеньку Лестницы успеха на начало урока, если вы считаете, что тема урока пригодится в жизни и вам нужно ее изучить (на оценку 5).

В таблице листа самоконтроля вы видите план, по которому нам сегодня предстоит работать.

Каждый плюс в столбце Получилось / не получилось, который вы себе поставите, считается за один балл оценки.

 Пункт №6 выполняется после выполнения практической работы:

Ваша задача – показать свои знания и умения в процессе выполнения различных заданий.

В строке Домашнее задание могут поставить «+»

___________________________________________________

___________________________________________________

IV этап. Повторение материала

Слушают, активно отвечают на вопросы.

После всех ответов провести работу с эталоном (на слайдах презентации прочитать ответы)

 Ответьте на вопросы: 

Сегодня на уроке мы более подробно рассмотрим функции и возможности настольной геоинформационной системы «2ГИС Краснодар»

Геоинформационная система «2ГИС Краснодар» - интегрированная система, позволяющая пользователю одновременно работать с разными видами информации (картами, справочниками). «Программа поддерживает функции поиска по различным параметрам (названию, телефону, адресу, e-mail, www-адресу, сфере деятельности фирмы, а также по ее местоположению на карте).

(демонстрация интерфейса программы)

В ней легко найти любой объект, проложить маршрут между двумя или несколькими объектами. Находить объекты в определенном радиусе, измерять расстояние между объектами, а также увидеть подробную информацию о самом объекте и находящихся в нем организации.

Итак, одна из задач нашего урока выполнена: мы познакомились с новейшим классом ИС – ГИС.

Предметные результаты: Формирование представления о ГИС и задачах, решаемых с помощью ГИС; формирование навыков работы с сервисами  2ГИС Краснодар; умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

Познавательные: освоение новых понятий.

V этап. Сообщение домашнего задания.

Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию

Записывают домашнее задание и прослушивают рекомендации по его выполнению.

Сообщить домашнее задание

Создайте документ (сдать в электронном или распечатанном виде), в котором вы отобразите картинки из  Googlе карты:

одно из знаменитых мест земного шара (доступные фотографии, привязанные к этой местности).

Например: Россия, Москва, Останкинская телебашня: Франция, Эйфелева Башня, Франция, Париж, Диснейленд

Из настольной 2ГИС Краснодар: составить маршрут для отдыха компании друзей: посещение зоопарка «Сафари-Парка», Ботанического сада, Кубанский медицинский институт.

VI этап. Практическая работа

Применить знания на практике, полученные при изучении темы; выявление качества и уровня усвоения знаний.

Отвечают по одному с места.

Используя раздаточный материал, учащиеся выполняют практическую работу.

Участвуют в работе по обсуждению заданий, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Оценивают правильность выполнения заданий.

Организовывает работу учащихся.

 Работа проходит с опорой на раздаточный материал (приложение __).  

Координирует, направляет, корректирует,

Обеспечить контроль выполнения задания.

Прежде чем начать практическую часть урока, повторим правила техники безопасности в кабинете информатики.

Выполняется индивидуально или по группам.

Сейчас я предлагаю выполнить вам самостоятельное мини-исследование с помощью программы 2 ГИС Краснодар. Каждая команда получает индивидуальное задание и работает за одним компьютером. Результат исследования каждая команда представит спустя 15 минут в виде электронного документа с заполненными 5 пунктами. Я буду кратко консультировать вас по вопросам, и помогать в возникших затруднениях.

Запускаем программу «2ГИС Краснодар»  и работаем по плану.

Приложение 3, Приложение 4.

Сохраняем документ на рабочий стол.

Показываем результат учителю.

Ваша задача – показать свои знания и умения в процессе выполнения различных заданий.

 

Познавательные: умение осуществлять выбор наиболее эффективных  способов решения задачи в зависимости от конкретных условий и работать с основным ПО.

Коммуникативные умение работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной  кооперации.

Предметные результаты:

формирование навыков работы с ПО ГИС.

Регулятивные:

действие в соответствии с предложенным алгоритмом, умение планировать время окончания своей работы.

Упражнения для глаз.

Расслабить и укрепить глазные мышцы

Выполняют упражнения

Демонстрирует упражнения

Приложение 5.

VII этап. Итог урока.

Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог работе, проделанной на уроке; сформулировать личную ответственность за результаты деятельности.

Подводят итоги своей деятельности.

Осуществляют самооценку (заполняют оценочный лист). Отвечают на вопросы учителя.

Предлагает оценить результаты работы. Включает учащихся в работу по подведению итогов урока.

Результаты исследований, учащиеся оформляют в таблице, в которой отражают ответы на вопросы исследования и демонстрируют способы работы в программе. Учащиеся отвечают на вопросы учителя о том, как проводилось исследование, какие средства программы они использовали.

Итак, подведем итоги урока! Все участники урока показали очень хорошие навыки работы с использованием современных компьютерных технологий. Вы составили свои электронные маршруты, научились пользоваться настольной ГИС, использовали различные способы поиска информации.

Ребята, что можете сказать о ГИС? Какую информацию вы можете получить в программе «2GIS»?

 Что вам дал урок? Чему мы сегодня научились?

Воспользуйтесь фразами, представленными на обратной стороне листа с настроением и ответьте на 2 любых вопроса:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. урок дал мне для жизни…

Прочтите вслух ответы.

Личностные: самоопределение.

Познавательные: умение осуществлять анализ.

Регулятивные: умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия (на основе представленных критериев).

Коммуникативные

умение  с достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Заполнить оценочный лист

Сообщить о действиях учащихся на этапе.

Сейчас, пожалуйста, заполните:

Командное настроение в конце урока.

Вам спасибо, урок закончен.

За работу на уроке выставлены оценки:

Оценка 5 «отлично»:         

        

Оценка 4 «хорошо»:        

        

Оценка 3 «удовлетворительно»         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока "Поиск информации в сети Интернет"

Данная разработка представляет конспект урока и презентацию к даному уроку...

Использование космических образовательных технологий на уроках географии (на примере геоинформационной системы Google Earth)

ГИС Планета Земля - браузер, превосходное средство для исследований, презентаций и работы с информацией, имеющей географическую привязку. Дает педагогам принципиально новый интерактивны...

Практическая работа по теме: "Поиск информации в геоинформационных системах"

Данная практическая работа может быть предложена учащимся при изучении тем: "Моделирование" или "Коммуникационные технологии". Цель работы: освоение приемов работы и организации поиска в открытой геои...

конспект урока "Поиск информации"

1)  закрепление  представлений  учащихся  об  обработке  информации,  не изменяющей еѐ содержания; 2)  сформировать представления  учащихся о  кр...

Конспект урока "Поиск информации в Интернете"

Цель урока: формирование навыков поиска информации в сети Интернет....

Конспект урока "Поиск информации в сети Интернет", 9 класс

Цель урока: формирование знаний, умений и навыков обучающихся осуществлять поиск информации в сети Интернет. Тип урока: комбинированный...

Поиски информации в информационных системах и базах данных

Урок 6. Поиск информации в информационных системах и базах данных.Цели урока:Предметные: формирование простейших умений создания и использования однотабличной базы данных. Метапредметные: предст...