Конспект урока "Поиск информации в сети Интернет", 9 класс
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)

Леонтьева Оксана Юрьевна

Цель урока: формирование знаний, умений и навыков обучающихся осуществлять поиск информации в сети Интернет. Тип урока: комбинированный

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  

«Средняя общеобразовательная школа № 153 г. Челябинска»

Конспект урока по теме

«ПОИСК ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ»

9 класс

Автор: Леонтьева Оксана Юрьевна

учитель информатики

МАОУ «СОШ № 153 г. Челябинска»

2020

Цель  урока: формирование знаний, умений и навыков обучающихся осуществлять поиск информации в сети     Интернет.

Задачи:

Образовательная

- познакомить обучающихся со средствами поиска информации в наиболее популярных поисковых порталах Yandex, Rambler, Google;

-  научить быстро находить нужную информацию в сети Интернет;

Развивающая
- развивать память;

- развивать умение сравнивать и анализировать, систематизировать информацию, умение быстро дифференцировать большой объем информации;

- развивать умение логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Воспитательная
- формировать культуру использования Интернет;

- стимулировать развитие познавательного интереса 

Тип урока: комбинированный
Формы организации учебной деятельности обучающихся:

- фронтальная (при изучении нового материала);

- индивидуальная (при выполнении практической работы, теста).

Формы организации работы учителя:

- организаторская;

- обучающая ;

- контролирующая.

Перечень средств ИКТ, используемых на уроке:

- АРМ учителя;

- интерактивная доска;

- подключение к сети Интернет;

- ПК для учащихся (10 – 12 шт).

Ожидаемые результаты:

1) ученик должен знать:

- наиболее популярные поисковые портылы: Yandex, Rambler, Google;

- способы поиска информации в сети Интернет;

2) ученик должен уметь:

- сравнивать и анализировать, систематизировать информацию;

- быстро дифференцировать большой объем информации;

- оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.

Методическая и педагогическая эффективность используемых технологий

На уроке используются информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие технологии.

 Целесообразность использования информационно-коммуникационных технологий на данном уроке определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению, сочетание методов, форм и средств обучения, прочность овладения знаниями, умениями и навыками, социализация обучаемого.

Информационно-коммуникационные технологии эффективны для оперативного получения достоверной информации при диагностике знаний, умений и навыков учащихся.

Здоровьесберегающие образовательные технологии, используемые на данном уроке,  позволяют сохранить здоровье обучающихся. Здоровьесберегающие образовательные технологии на данном уроке — это  совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья,  проведение физкультминутки

Методические рекомендации для учителей: 

При использовании данного конспекта необходимо:

  • познакомиться с сервисом  google.ru
  • самостоятельно создать тест по теме «Компьютерные сети»  в сервисе  google.ru аналогичный приведенному в конспекте.

Вопросы для практической работы взяты с сайта http://www.umc74.ru (страница http://www.umc74.ru/konkursy/internet-turnir )

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Таблица 1

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Использование интерактивной доски

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Организационный момент

-

Здравствуйте, ребята.

Настраиваются на урок

1

2

Проверка домашнего задания

Тест по теме «Компьютерные сети», создан в сервисе  google.ru

На прошлом уроке мы познакомились с темой «Компьютерные сети». Сейчас проверим ваши знания по данной теме. Вам необходимо ответить на вопросы теста

После того, как учитель показал, где находится ссылка на тест, обучающиеся рассаживаются за ПК, в   netschool.umc74.ru  находят ссылку на тест и приступают к его выполнению

Учитель  показывает, где находится ссылка на тест, управляя с интерактивной доски

10

3

Постановка цели урока

Презентация (слайд 1)

Учитель читает стихотворение:

Мир виртуальная сетка окутала
Судьбы связала, сплела, перепутала.
Сети электронной большое сплетение
Двинемся мы на его покорение.
Мысли уверенных станут движением
Всюду, всегда будем в ногу со временем
Компьютер для всех и компьютер всегда!
Хорошая истина очень проста.

Как вы думаете, о чем   говорится в этом стихотворении?

И тема урока «Поиск информации в сети Интернет». Сегодня на уроке вы научитесь проводить поиск информации в сети Интернет, узнаете о поисковиках, облегчающих поиск нужной информации.  Эти знания вам пригодятся для дальнейшего обучения и работе по профессии.  Вы сможете самостоятельно искать необходимую вам информацию средствами Интернет.

Слушают учителя, отвечают на вопрос

1

2

Актуализация опорных знаний

Презентация (слайд 2)

  • Как называются программы  для  просмотра веб-страниц? (Браузер)
  • Назовите самый  распространенный браузер? (Internet Explorer)
  • Покажите основные элементы браузера и поисковых систем (адресная строка, строка запроса, тип искомой информации)

Отвечают на вопросы

На 3 вопрос обучающиеся выходят к интерактивной  доске и показывают основные элементы браузера и поисковых систем (соединяют стрелками основные понятия окна браузера, используя карандаш)

 2

3

Изучение нового материала

Презентация

(слайд 3 - 4)

Презентация

(слайд 5)

Работа с Интернет

Презентация

(слайд 6 - 8)

Для поиска информации в Интернет можно воспользоваться несколькими способами. Давайте рассмотрим эти способы – (работа со схемой «Способы поиска информации»).

Прежде чем приступить к поиску информации необходимо открыть браузер

1. Обращение по адресу.

Чтобы загрузить нужную страницу или сайт необходимо в адресной строке браузера набрать адрес этой страницы или сайта.
Каждая Web-страница имеет адрес и расположена на одном из Web-серверов, который тоже имеет адрес (как уже говорили числовой и доменный).

Пример: http://www.chel-edu.ru  – Образовательный портал г. Челябинска.
http://www.chel-edu.ru/common/gia/  страница Г(И)А расположена на сервере

2. Использование поисковых серверов.
Если вы не знаете адресов серверов, то для поиска информации в сети Интернет существуют поисковые серверы. Каждая поисковая система – это большая база ключевых слов, связанных с Web-страницами, на которых они встретились. Ключевыми являются любые слова, которые объявляются основными.

Для поиска адреса сервера с интересующей вас информацией надо ввести в поле ключевое слово, несколько слов или фразу. Тем самым вы посылаете поисковой системе запрос. В ответ система выведет список адресов Web-страниц, на которых встретились эти ключевые слова.

Упражнение: определить ключевые слова для запроса: назовите улицу Челябинска, протяженность которой на 5300 м превышает протяженность центрального проспекта нашего города.

Записывают тему урока, слушают учителя,

Записывают в тетрадь Алгоритм поиска информации

Выполняют поиск сайта

Слушают учителя

Выполняют упражнение

Переход от слайда к слайду осуществляется простым прикасанием к интерактивной доске.

При работе с 5 слайдом используется инструмент Выделение

 Затем учитель открывает браузер и приглашает одного из обучающихся  для загрузки сайта

с использованием инструмента «Дополнительная клавиатура»

Один из обучающихся выходит к доске и, используя инструмент выделение, показывает ключевые слова

Следующий обучающийся заменяет слова на более понятные для поисковика, используя инструмент Ручка

10

4

Практическая работа

Фронтальная работа.
- Давайте зайдем на официальный сайт  www.gismeteo.ru и узнаем погоду в нашем городе.
- Давайте воспользуемся поисковым сервером и найдем ответ на вопрос: Назовите улицу Челябинска, протяженность которой на 5300 м превышает протяженность центрального проспекта нашего города.
(Проспект Победы)

Слушают учителя, затем рассаживаются за ПК и выполняют задания

Учитель на доске записывает адрес сайта, используя инструмент Карандаш

2

5

Физкультминутка

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы, наконец.

Зарядка окончилась.

Ты – молодец!

Выполняют упражнения для глаз

2

6

Практическая самостоятельная работа

Презентация (слайд 9)

2. Самостоятельная практическая работа.
Выполнение практической работы.

Самостоятельная практическая работа (ответы отправляем с помощью netschool.umc74.ru через почту):

Ключевые слова для поиска определяем самостоятельно

1. Обращение по адресу 
1.1. Определите, какой организации принадлежит сайт, расположенный по адресу: http://eorhelp.ru.
1.2. Найдите на web-странице, расположенной по адресу:
http://www.megacampus.com/news/page/2  информацию о том, как называется как называется информационно-познавательный портал для подростков, принявший участие в конкурсе «Премия Рунета 2010» в номинациях «Народное голосование» и «позитивный контент», занявший 3-е место на конкурсе «IT — прорыв», включенный во Всемирную энциклопедию «Википедия» и в Единый реестр образовательных ресурсов Министерства образования и науки РФ.
2. Использование поисковых серверов. 
Найдите ответ на вопрос и укажите адрес web-страницы. С помощью какого поискового сервера будет

осуществляться поиск определите сами.
1) В рамках VI городского общественно-политического вернисажа, посвященного Дню рождения города Челябинска, среди активов ученического самоуправления муниципальных общеобразовательных учреждений города проводился ежегодный конкурс «Юный глава и его команда». 4 сентября 2011 г. в ПКиО им. Гагарина состоялся завершающий этап конкурса, победителем которого стала команда школы №25. Ученица какой школы стала первым «юным мэром города» в 2007 году?
(
Текст ответа: № 100
URL страницы, содержащей данную информацию: http://www.mega-u.ru/default.aspx?c_id=3&method=NewsFullText&templateName=FullText2&m_id=2&NewsId=2470 )

2) С 10 мая по 1 августа 2011 года в рамках празднования 275-летия города Челябинска проходил открытый конкурс «Песня города. Челябинск-2011». Победителями в какой номинации стали Анна Борисова с песней «Моя планета» и группа «Screenshot» с песней «Кометы»?
Текст ответа: «Открой свой звездный путь»
URL страницы, содержащей данную информацию: http://www.lentachel.ru/articles/7736

3) У истоков легендарной компьютерной компании Apple Inc, созданной в 1976 году, стоят три основателя – Стив Джобс, Стив Возняк и Рон Уэйн. Первый логотип придумал Рональд Уэйн, на котором был изображен сидящий под яблоней Исаак Ньютон. На фотографии изображен дизайнер, придумавший логотип Apple в современном варианте. Назовите его фамилию.

Текст ответа: Янов (либо Джанов, Джейнофф, Janoff)
URL страницы, содержащей данную информацию: http://www.iphones.ru/iNotes/126044

Выполняют практическую работу за ПК

12

5

Подведение итогов урока

Учитель задает вопросы, подводящие учеников к формулировке выводов о цели урока и выполнении ими задач урока.
Наш урок подошел к концу. Я увидела сегодня перед собой не просто учеников, а учеников думающих и умеющих рассуждать.
Выставляет оценки за тестирование: 9-10 заданий – «5»; 7-8 заданий «4», 5-6 заданий – «3», меньше пяти заданий  - 2; Оценивает уровень самостоятельной работы: «3» - до 3 заданий, выполненных верно, «4» - за 4 задания, «5» - за 5 заданий

Обучающиеся делают вывод по уроку,  задают вопросы по теме

2

Рефлексия урока

  • Что вам удалось сделать на уроке?
  • Были ли вы успешны во время урока?

Отвечают на вопросы

1

6

Выдача домашнего задания

-

Учитель дает инструктаж по выполнению д/з

КОЗ «Устройства ввода и вывода информации»

Компетентность - Информационная

Аспекты - Поиск информации, Извлечение первичной информации, Извлечение вторичной информации, Обработка информации

Уровень - 2

Вы пришли в магазин компьютерной техники. Вам необходимо заменить периферию своего домашнего компьютера:

  1. объясните что такое периферия (используя Интернет);
  2. определите, какие устройства относят к устройствам ввода, какие к устройствам вывода;
  3. составьте список покупок;

Ответы оформить в текстовом файле

Оценивание:

Выполнено 1 задание:

Без ошибок 1 балл

-1 балл (за ошибку в ответе)

Выполнено 2 задание

Без ошибок 2 балла

-1 балл (за 1 ошибку в ответе)

Выполнено 3 задание

Без ошибок 2 балла

-1 балл (за 1 ошибку в ответе)

Домашнее задание высылается всем учащимся по АС СГО «Сетевой город»

Выполненное задание присылается учителю по АС СГО «Сетевой город»

2

Приложение к плану-конспекту урока

Поиск информации в сети Интернет

Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Компьютерные сети  

Контролирующий

Тест

Тест

2

Поиск информации в сети Интернет

Информационный

Презентация

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адресация и передача информации в сети Интернет

Конспект урока по информатике на тему: «Адресация и передача информации в сети Интернет»...

Методические разработки уроков по теме "Способы поиска информации в сети Интернет"

Представленный матерал содержит разработку урока по теме "Способы поиска информации в сети Интернет"и Практическую работу "Путешествуем по WWW"...

Сохранение информации из сети Интернет

В методической разработке описаны способы представления доступа к ресурсам Интернета в автономном режиме (без подключения к Интернету). Представлены пошаговые инструкции как сохранить Web-страницу, из...

Конспект урока в 6 классе "Поиск информации в сети Интернет"

Данная методическая разработка включает в себя конспект урока по теме "Поиск информации в сети Интернет", презентационный материал и раздаточный материал. Целевая аудитория: 6 класс....

Разработка урока информатики по теме "Поиск информации в сети Интернет", 9 класс - 2008 г.

Вашему вниманию представлен фрагмент урока информатики: конспект урока на 20 минут, презентация и практическая работа на закрепление....

Конспект урока по Информатике и ИКТ в 7-м классе. Тема: Коммуникационные технологии.Поиск информации в сети Интернет

В данном уроке используются возможности Яндекса, для знакомства детей с Яндекс-диском и совместного использования сетевых ресурсов для создания презентаций на основе данных полученных  через инте...

Урок информатики в 5 классе по теме "Поиск информации в сети Интернет"

План-конспект урока по теме с укаазнием ссылок в сети Интернет на мои интерактивные задания к этому уроку....