Базы данных в электронных таблицах
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему

Светлана Татлыева

Цель урока: познакомить учащихся с базами данных (БД) в электронных таблицах и системами управления базами данных (СУБД), сформировать знания и умения по представлению базы данных в виде таблицы и формы.

Задачи урока:

Предметные:

  • сформировать представление о некомпьютерных источниках информации, о библиотечных каталогах, картотеке, каталожной карточке;
  • сформировать представление о компьютере как  универсальном устройстве обработке информации;
  • сформировать у учащихся знания и умения в использовании баз данных в электронных таблицах, представлении базы данных в виде таблицы и формы;

Метапредметные:

  • развивать умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
  • развивать готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

Личностные:

  • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки в области компьютерных и некомпьютерных источников информации;
  • формирование умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • осуществление контроля и самоконтроля;
  • развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bazy_dannyh_v_elektronnyh_tablitsah.docx26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 8

План-конспект урока. Информатика.

Тема урока: Базы данных в электронных таблицах

Цель урока: познакомить учащихся с базами данных (БД) в электронных таблицах и системами управления базами данных (СУБД), сформировать знания и умения по представлению базы данных в виде таблицы и формы.

Задачи урока:

Предметные:

  • сформировать представление о некомпьютерных источниках информации, о библиотечных каталогах, картотеке, каталожной карточке;
  • сформировать представление о компьютере как  универсальном устройстве обработке информации;
  • сформировать у учащихся знания и умения в использовании баз данных в электронных таблицах, представлении базы данных в виде таблицы и формы;

Метапредметные:

  • развивать умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
  • развивать готовность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

Личностные:

  • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки в области компьютерных и некомпьютерных источников информации;
  • формирование умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • осуществление контроля и самоконтроля;
  • развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели.

Виды деятельности учащихся:

Аналитическая деятельность: 

приводить примеры ситуаций, в которых требуется хранение и обработка большого количества данных;

описывать возможные пути поиска данных с использованием и без использования компьютера.

Практическая деятельность:

проводить заполнение реляционной базы данных в электронных таблицах.

Вид урока: комбинированный.

Тип урока: усвоение новых знаний и умений.


Этапы урока (время)

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности(1 мин)

Создание благоприятного климата на уроке

Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание обучающихся.

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение

2.Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий

Учитель задает вопросы:

Скажите, где мы с вами можем хранить информацию?

В каком виде лучше организовать хранение однотипной информации?

Что такое электронные таблицы?

Данные каких типов могут обрабатываться в электронных таблицах?

Отвечают на вопросы:

На бумаге, на компьютере

В виде таблицы.

Электронные таблицы – это работающие в диалоговом режиме приложение, хранящее и обрабатывающее данные в прямоугольных таблицах

Числовые, текстовые, логические

Коммуникативные:

Ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать

Личностные:

развитие логического мышления.

3.Формулирование темы урока. Проектирование целей и задач.

Озвучивание темы урока, четко формулируется цель урока и план урока перед учащимися

На предыдущих уроках мы с вами узнали на сколько велики возможности электронных таблиц. Теперь мы познакомимся с таким понятием, как базы данных в электронных таблицах и научимся представлять ее в виде таблицы и формы

Формулируют тему урока

Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

развитие умения формулировать тему и цель урока

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

4. Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми темы

Для упорядоченного хранения и обработки связанных между собой данных используются базы данных.

Базы данных представляют собой определенным образом организованную совокупность данных некоторой предметной области, предназначенную для хранения во внешней памяти компьютера и постоянного применения.

Базы данных удобно представлять в виде таблицы. В строке таблицы размещаются значения свойств одного объекта, а столбец таблицы хранит значения определенного свойства всех объектов.

Столбцы табличной базы называются полями. Каждое поле имеет имя и может хранить данные определенного типа (текст, число, дата/время и т.д.

Столбцы табличной базы называются полями. Каждое поле имеет имя и может хранить данные определенного типа (текст, число, дата/время и т.д.).

Достоинством табличного представления базы данных является возможность видеть одновременно несколько записей. Однако если база данных содержит много полей, а значения полей содержат много символов, то не очень удобно осуществлять ввод, просмотр и редактирование записей. Рассмотрим еще один способ представления баз данных: представление записей базы данных с помощью формы

Записывают в тетради опорные понятия.

Познавательные:

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов

Регулятивные:

планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата

Личностные:

развитие умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Коммуникативные:

умение работать в группах, развитие монологической речи

5. Введение нового знания в систему знаний

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

А сейчас я вам предлагаю закрепить полученные сегодня знания.

Для закрепления изученного материала, создайте сами БД «Мои одноклассники». Представьте их виде таблицы и в виде формы. Затем укажите: где поля, где записи

Выполняют задание на компьютере в среде электронной таблицы MS Exсel

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов выполнения задания

Личностные:

навыки самоанализа и самооценки;

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

  • Можете ли вы назвать тему урока?
  • Вам было легко или были трудности?
  • Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
  • Как бы вы оценили свою работу?

Задает домашнее задание

Отвечают на вопросы учителя

Записывают

Познавательные:

Построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

контроль и оценка своей деятельности в рамках урока

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения

Личностные:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поиск данных в электронных таблицах

Данный урок является заключительным в теме: «Поиск данных в электронных таблицах». Учащиеся знакомятся с правилами нахождения значения сложного логического выражения, выполняют практические задания бе...

Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Информатика и ИКТ - 9 класс

Материалы к уроку: конспект урока по информатике и ИКТ «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах» (9 класс), презентация и раздаточный материал к уроку.   Учебник: Н.Д. Угринович. Инфо...

Обработка данных в электронных таблицах

Используя разработку моей коллеги, учителя информатики, я разработала свой урок с которым участвовала в муниципальном конкурсе  "Педагогическая лига".На этом уроке мы продолжаем изучать электронн...

Использование средств деловой графики для наглядного представления данных средствами электронной таблицы

Практическая работа: "Использование средств деловой графики для наглядного представления данных средствами электронной таблицы"...

Основные типы данных в электронных таблицах. Операции над данными.

Опорный конспект.Тема: Основные типы данных в электронных таблицах. Операции над данными...

Урок информаики в 9 кл. Базы данных в электронных таблицах

Урок в 9 классе по программе Угриновича. Тема "Базы данных в электронных таблицах"...

8 класс. Базы данных в электронных таблицах

8 класс. Базы данных в электронных таблицах...