Кодирование и обработка числовой информации
методическая разработка по информатике и икт (9 класс) по теме

Пояснитальная записка к методической разработке по теме «Кодирование и обработка числовой информации»

Презентация по теме "Кодирование и обработка числовой информации" 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №22

Пояснительная записка
к аттестационной работе на первую категорию

Методическая разработка раздела образовательной программы
«Кодирование и обработка числовой информации»

Выполнил
учитель информатики и ИКТ
МБОУ СОШ  №22  
Курочкин Алексей Александрович

Бор, 2013


Оглавление

1. Особенности учебной  программы, к которой составляется методическая разработка        3

2. Цели и задачи раздела        3

3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями        4

4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы        6

5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся        7

6. Система знаний и система деятельности        8

7. Календарно-тематическое планирование по разделу        9

8. Разработка урока № 7 (31). Построение диаграмм и графиков. Практическая работа 3.4. Построение диаграмм различных типов.        14


1. Особенности учебной  программы, к которой составляется методическая разработка

Целевая аудитория: учащиеся 9 классов общеобразовательных учреждений, обучающиеся по программе «Программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы 8-9 классы (Н.Д. Угринович), сборник Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/ составитель М.Н. Бородин. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г. По учебнику «Информатика и ИКТ – 9». Угринович Н.Д. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

Срок реализации: 10 академических часов

Методы и способы освоения темы: объяснение нового материала (лекция, беседа, обсуждение), практические работы на персональном компьютере в приложении Калькулятор и табличном процессоре Excel, самостоятельная работа учащихся (чтение учебника, ответы на вопросы, практика), выстраивание межпредметных связей (интегрирование знаний по обработке числовой информации в предметы естественнонаучно цикла, филологического и др. направлений).

2. Цели и задачи раздела

Представлены в виде триединой дидактической цели:

  • познавательной (знания и предметные умения): овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развивающей (способы деятельности, мыслительные операции): развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ, выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
  • воспитательной (ценностные ориентации и смыслы, вырабатываемые относительно данного предметного содержания): воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации.

3. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями

Возрастные границы подросткового возраста:11(12)-15(16)лет

Ведущий вид деятельности: общение со сверстниками / интимно-личностное общение

Психологические новообразования возраста – чувство взрослости, критичность мышления, потребность в самоутверждении.

Роль старших (родителей, педагогов) может быть очень велика, если они помогут подростку найти интересное дело, которое позволит ему реализовать себя, свои представления о собственных возможностях, проявить себя в новом «взрослом» качестве. Интересное самостоятельное дело, адекватное психофизиологическим возможностям подростка, развивает личность, помогает ей увидеть свою жизненную перспективу, соотнести ее с принятыми в обществе идеалами. Интересное дело для подростка – наиболее естественный способ разрешения одного из важнейших противоречий возраста: между высоким уровнем психического развития и недостатком возможностей его использования. Таким образом, интересное дело позволяет подростку самоутвердиться.

Интерес, который проявляют взрослые к занятиям подростка, необходимая помощь в решении каких-то задач создают условия, при которых подросток с пониманием относится к советам старших. Это очень важно для того, чтобы помочь повзрослевшим детям понять, что с ними происходит. Это необходимо, чтобы с интересующими вопросами подростки обращались в первую очередь к родителям, педагогам, а не искали ответы «на стороне» в нежелательной среде.

Кризис подросткового возраста. Самый известный и часто обсуждаемый подростковый кризис. Его время проявления приходится на 13-14 лет. Начало кризиса для каждого подростка индивидуально и зависит от темпа созревания организма и характера социальной ситуации развития. Основой подросткового кризиса становятся противоречия между возникшими внутренними изменениями и внешними не меняющимися обстоятельствами, которые не удовлетворяют желаемое повзрослевшего ребенка. Причины такого противоречия кроятся в появлении чувства взрослости, в психофизиологической перестройке (половое созревание, изменения в потребностной сфере и сфере самосознания) организма, которую подросток не сразу осознает, и непринятии «взрослости» со стороны взрослых, которые демонстрируют непонимание переживаний подростка по поводу его самореализации. В результате кризис подросткового возраста выливается в следующие признаки и проявления: агрессивность в общении со взрослыми, частая смена настроения, усиленное внимание к своей внешности, снижение учебной мотивации (поверхностное выполнение или невыполнение домашнего задания, пропуски уроков, равнодушие на уроках и др.), невыполнение просьб взрослых, негативизм, отказ от помощи в быту, конфликтность, нарушение общественного порядка.

4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы

  • Научиться с помощью калькулятора переводить целые числа из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную для определения десятичного кода символа.
  • Научиться выполнять арифметические действия в двоичной системе счисления.
  • Научиться использовать в формулах электронной таблицы относительные, абсолютные и смешанные ссылки.
  • Научиться создавать таблицы значений функций в заданном диапазоне значений аргумента и с заданным шагом его изменения.
  • Научиться определять тип данных, хранящихся на компьютере
  • Научиться определять область использования различных ссылок в электронных таблицах.
  • Научиться строить линейчатые и круговые диаграммы, а также диаграммы типа график.
  • Знать область применения баз данных и систем управления базами данных
  • Знать, в чём состоят преимущества базы данных с использованием формы.
  • Научиться осуществлять в электронных таблицах сортировку данных в выделенном столбце, вложенную сортировку записей данных по нескольким столбцам и поиск данных.

5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Комбинированный урок — тип урока, характеризующийся сочетанием (комбинацией) различных целей и видов учебной работы при его проведении: проверка знаний, работа над пройденным материалом, изложение нового материала и т. д. В структуре комбинированного урока выделяют следующие этапы:

  • организация учащихся к занятиям;
  • повторительно-обучающая работа по пройденному материалу;
  • работа по осмыслению и усвоению нового материала;
  • работа по закреплению изложенного материала;
  • работа по применению знаний на практике и формированию умений и навыков;
  • выдача домашнего задания.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке). Практический метод характеризуется тем, что в деятельности учащихся преобладает применение теоретически полученных знаний к решению практических задач. Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений, способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности. Практический метод лучше других способствует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность и т.д. У учащихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов).

6. Система знаний и система деятельности

Система знаний включает в себя

- общенаучные знания (философские категории (материя, движение, пространство, время) и законы (единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания);

- знания из определенной научной области (гуманитарные науки, естественные науки, социальные науки и т.д.)

- фундаментальные знания из конкретной предметной области;

- знания профильного характера, учитывающие способности и интересы обучающихся, их подготовку к будущей профессии.

Система деятельности включает:

- Познавательную деятельность. Техника мышления. Интеллектуальные мыслительные операции (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, аналогия, квалификация и др.). Причинно-следственные связи. Наблюдение. Опыт. Постановка проблемы. Выдвижение гипотезы.

Построение модели и ее проверка. Интуиция и озарение. Открытие. Естественнонаучные методы познания (теория, эксперимент); математические (логарифмирование, дифференцирование, итерация и др.); гуманитарные (литература, древние письмена, мифы, религия, научная фантастика и др.); методы чувственного познания.

- Преобразующая деятельность. Отношения «Человек-природа-общество», способы выявления противоречий. Виды вопросов и методы их задавания. Постановка задач по преобразованию реальности. Методы решения этих задач. Действия в ситуации неопределенности. Способы самоопределения. Техника выбора. Способы поиска новых путей решения проблем. Конструирование и моделирование. Метод проектов. Алгоритм изобретения.

- Общеучебная деятельность. Методы учения: организация учебного места, способы поиска информации, работа с литературой (техника чтения, анализ текста, конспектирование, аннотирование, подготовка докладов и др.); навыки общения (монолог, диалог, дискуссия, способы слушать, задавать вопросы и др.); методы взаимообучения (организация работы в группе, техника выступления, рецензирование, взаимооценка и др.).

- Самоорганизующая деятельность. Способы самостоятельной постановки целей. Техника планирования. Виды деятельности. Самоучет. Самоанализ. Самоконтроль. Самооценка. Саморегуляция. Осознание своего продвижения («решил сам», «догадался», «помог товарищу», «принес пользу» и т. д.).

7. Календарно-тематическое планирование по разделу

Календарно-тематическое планирование (см. ниже).


№ п/п

Тема

Тип урока

Элементы содержания

Планируемый результат

Вид контроля, измерители

Информационно-методическое обеспечение

Домашнее задание

Тема 6. Кодирование и обработка числовой информации (10 часов)

1

Кодирование числовой информации. Практическая работа 3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора

Комбини-рованный

Системы счисления, позиционные системы счисления, непозиционные системы счисления

Научиться с помощью калькулятора переводить целые числа из шестнадцатерич-ной системы счисления в десятичную для определения десятичного кода символа

Практи-ческая работа

Учебник, персональный компьютер с предустановленной операционной системой Windows и офисным пакетом Microsift Office

§ 3.1, читать, отвечать на вопросы

2

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления

изучение нового материала

Сложение, вычитание, умножение и деление в двоичной системе счисления

Научиться выполнять арифметические действия в двоичной системе счисления

Устный опрос

Учебник

§3.1.1, §3.1.2, читать, отвечать на вопросы

3

Двоичное кодирование чисел в компьютере.

Практическая работа 3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах

Комбини-рованный

Фиксированная запятая и плавающая запятая в кодировании двоичных чисел в памяти компьютера

Научиться использовать в формулах электронной таблицы относительные, абсолютные и смешанные ссылки

Практи-ческая работа

Учебник, персональный компьютер

§ 3.1.3, читать, отвечать на вопросы

4

Электронные таблицы.

Практическая работа 3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах

Комбини-рованный

Столбцы, строки, ячейки, диапазон ячеек, внешний вид таблицы, редактирование листов

Научиться создавать таблицы значений функций в заданном диапазоне значений аргумента и с заданным шагом его изменения

Практическая работа

Учебник, персональный компьютер

§ 3.2, читать, отвечать на вопросы

5

Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных

изучение нового материала

Числа, текст, формулы, ввод и копирование данных

Научиться определять тип данных, хранящихся на компьютере

Устный опрос

Учебник

§ 3.2.1, §3.2.2, читать, отвечать на вопросы

6

Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции

изучение нового материала

Относительные, смешанные и абсолютные ссылки, встроенные функции

Научиться определять область использования различных ссылок в электронных таблицах

Устный опрос

Учебник

§ 3.2.3, §3.2.4, читать, отвечать на вопросы

7

Построение диаграмм и графиков.

Практическая работа 3.4. Построение диаграмм различных типов

Комбини-рованный

Типы диаграмм, диапазон данных, ряд данных, категории

Научиться строить линейчатые и круговые диаграммы, а также диаграммы типа график

Практичес кая работа

Учебник, персональный компьютер

§ 3.3, читать, отвечать на вопросы

8

Базы данных в электронных таблицах.

изучение нового материала

Базы данных

Знать область применения баз данных и систем управления базами данных

Устный опрос

Учебник

§ 3.4, читать, отвечать на вопросы

9

Представление базы данных в виде таблицы и формы

изучение нового материала

Табличная форма представления баз данных, представление записей базы данных с помощью формы

Знать, в чём состоят преимущества базы данных с использованием формы

Устный опрос

Учебник

§ 3.4.1, читать, отвечать на вопросы

10

Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Практическая работа 3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

Комбини-рованный

Сортировка данных в столбцах электронной таблицы, сортировка записей в электронных таблицах

Научиться осуществлять в электронных таблицах сортировку данных в выделенном столбце, вложенную сортировку записей данных по нескольким столбцам и поиск данных

Практичес- кая работа

Учебник, персональный компьютер

§ 3.4.2, читать, отвечать на вопросы


8. Разработка урока № 7 (31). Построение диаграмм и графиков.
Практическая работа 3.4. Построение диаграмм различных типов.

Цели занятия:

Обучающие:

  • изучение приемов построения и редактирования различных видов диаграмм и графиков;
  • закрепление знаний  при работе с различными типами данных электронной таблицы;
  • формирование навыков самостоятельной работы с учебной, научно-популярной литературой и материалами Интернета.

Развивающие:

  • развитие у студентов креативного мышления, познавательного интереса;
  • формирование коммуникативных  способностей;
  • формирование навыков самостоятельного использования ЭВМ в качестве инструмента познавательной деятельности;
  • развитие самостоятельности в приобретении знаний, взаимопомощи, речи.

Воспитательные:

  • воспитание культуры общения, умения работать в группе, умения выслушать,
  • воспитание бережного отношения к средствам ЭВМ и своему рабочему месту;
  • воспитание объективного отношения к результатам работы – критичности, способности адекватно оценивать ситуацию.

Тип урока: комбинированный урок – объяснение нового материала и закрепления полученных знаний.

Вид урока: практическая работа.

Оборудование:

  • Компьютеры учеников
  • Мультимедийный проектор, экран
  • Карточки с заданиями для практической работы
  • Текстовое задание

План урока

  1. Организационный момент
  2. Оглашение темы занятия и цели урока
  3. Изложение учебного материала
  4. Практическая работа на компьютере
  5. Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия

Материальное обеспечение занятия:

  • ПК IBM PC AT Pentium  – по одному на каждого учащегося;
  • OS MS Windows 7, MS Excel

Литература:

Программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы 8-9 классы (Н.Д. Угринович), сборник Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/ составитель М.Н. Бородин. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г. По учебнику «Информатика и ИКТ – 9». Угринович Н.Д. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Проверка присутствующих, актуализация знаний путём выборочной проверки домашнего задания.

2. Изучение нового материала

В любой сфере деятельности существует множество задач, в которых исходные данные и результаты должны быть представлены в графической форме. Умение наглядно представлять информацию в виде графиков и диаграмм – неотъемлемая часть современного образования. При решении различных задач, подготовке отчетов по различным дисциплинам, выполнении творческих заданий нередко возникает необходимость графического представления числовых данных. Основное достоинство такого представления – наглядность.

Перечень изучаемых вопросов

  • Диаграммы (понятие, назначение). Объекты диаграмм. Типы диаграмм.
  • Создание диаграмм Автоматическое создание диаграмм (за один шаг).
  • Мастер диаграмм.
  • Редактирование диаграмм.
  • Редактирование готовой диаграммы.
  • Редактирование отдельных элементов диаграммы.
  • Диаграммы (понятие, назначение). Объекты диаграмм

При решении различных задач, подготовке отчетов нередко возникает необходимость графического представления числовых данных. Основное достоинство такого представления – наглядность.

В Microsoft Excel имеется возможность графического представления данных в виде диаграммы. Диаграммы связаны с данными листа, на основе которых они были созданы, и изменяются каждый раз, когда изменяются данные на листе. Диаграмма представляет собой вставной объект, внедренный на один из листов рабочей книги.

Диаграмма – объект электронной таблицы, наглядно показывающий соотношение каких-либо величин.

Назначение диаграммы: графическое отображение данных для анализа и сравнения.

Объекты диаграммы:

  • область диаграммы – область, в которой находятся все элементы диаграммы;
  • область построения диаграммы – место расположения осей, рядов данных и т. д.;
  • легенда – образец оформления данных;
  • заголовок – служит для пояснения данных, представленных на диаграмме;
  • метки (маркеры) данных – символы (столбики, точки, сектора и т. д.) на диаграмме, изображающие отдельный элемент данных;
  • ряды данных – группы связанных элементов данных на диаграмме, источником которых является отдельная строка или отдельный столбец таблицы данных;
  • ось – линия, ограничивающая одну из сторон области построения диаграммы и создающая шкалу для измерения и сравнения данных на диаграмме (для двумерного графика – ось X, ось Y; для трехмерного графика Z – вертикальная ось, а оси X и Y расположены под разными углами):
  • категории – названия категорий соответствуют подписям вдоль оси X;
  • имена рядов – обычно соответствуют надписям вдоль оси У;
  • метки делений – это короткие отрезки, пересекающие координатные оси подобно разметке линейки.

Типы диаграмм.

В MS Excel имеется возможность выбора из нескольких типов диаграмм, причем каждый тип имеет несколько разновидностей (видов). Правильный выбор типа диаграммы дает возможность представить данные самым выигрышным образом. MS Excel позволяет выбрать один из 14 основных (стандартных) типов диаграмм и 20 дополнительных (нестандартных) типов диаграмм. Внутри каждого из основных типов диаграмм можно выбрать конкретный подтип.

Рассмотрим основные из них

Гистограмма отображает значения различных категорий, позволяет показать несколько рядов данных

Линейчатая отображает также значения для различных категорий, отличается ориентацией осей Ох и Оу

График представлен в виде точек данных, соединенных тонкой линией, позволяет проследить изменения предложенных данных, показать несколько рядов данных

Круговая и кольцевая диаграмма можно показать только один ряд данных.Выбор данного типа определяется соображением целесообразности и наглядности

Диаграмма с областями отображает изменение значений ряда с течением времени, а также изменение вклада отдельных значений.

Трехмерной (объемной) диаграмме относят Гистограмму, Линейчатую, Объемный график, Круговую объемную  диаграмму, Поверхность

3. Практическая работа на компьютере

Листы распечатываются и выдаются учащимся (см. ниже).


1. В электронной таблице построить на листе с данными линейчатую диаграмму с вертикальными столбцами (гистограмму), позволяющую отобразить рост количества серверов Интернета по годам.

Годы

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Кол-во серверов

16

30

43

72

110

147

172

233

318

395

433

2. В электронных  таблицах построить графики кубической функции у=х3 и линейной функции у=2*х.

3. Построение рисунка «ЗОНТИК»

Приведены функции, графики которых участвуют в этом изображении:

у1= -1/18х2 + 12, х∈[-12;12]

y2= -1/8х2 +6, х∈[-4;4]

y3= -1/8(x+8)2 + 6, х∈[-12; -4]

y4= -1/8(x-8)2 + 6, х∈[4; 12]

y5= 2(x+3)2 – 9, х∈[-4;0]

y6=1.5(x+3)2 – 10, х∈[-4;0]

  • Запустить MS EXCEL
  • В ячейке А1 внести обозначение переменной х
  • Заполнить диапазон ячеек А2:А26 числами с -12 до 12.

        뿷퇶b툮b뿷퇶b툮b

  • Последовательно для каждого графика функции будем вводить формулы.

Для у1= -1/18х2 + 12, х∈[-12;12]

Порядок выполнения действий:

  1. Устанавливаем курсор в ячейку В1 и вводим у1 뿷퇶b툮b

  1.  В ячейку В2 вводим формулу   

뿷퇶b툮b

                       

  1. Нажимаем Enter на клавиатуре
  2. Автоматически происходит подсчет значения функции.
  3. Растягиваем формулу до ячейки В26
  4. Аналогично в ячейку С10 (т.к значение функции находим только на отрезке х∈[-4;4])  вводим формулу для графика функции y2= -1/8х2 +6.

        뿷퇶b툮b

И.Т.Д.

В результате должна получиться следующая ЭТ

        

뿷퇶b툮b

После того, как все значения функций подсчитаны, можно строить графики этих функций.

  1. Выделяем диапазон ячеек А1:G26
  2. На панели инструментов выбираем меню Вставка Диаграмма.
  3. В окне Мастера диаграмм выберите Точечная → Выбрать нужный вид→ Нажать Ok.

В результате должен получиться следующий рисунок:


4 Задание для индивидуальной работы

Постройте графики функций в одной системе координат. Получи рисунок.

1. «Очки»

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

2. «Кошка»

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

3. «Птица»

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

4. «Динозаврик»

1)

2)

3)

4)

5)

6)

7)

8)

9)

10) 


5. Подведение итогов, выставление оценок за практическое задание. Рефлексия

Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

 Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния
  • рефлексия деятельности
  • рефлексия содержания учебного материала

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Рефлексия деятельности дает  возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания,  защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например прием «лестницы успеха». Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость»

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей»,  оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

 Обычно в конце урока подводятся его итоги,  обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.  Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я почувствовал, что…
  8. я приобрел…
  9. я научился…
  10. у меня получилось …
  11. я смог…
  12. я попробую…
  13. меня удивило…
  14. урок дал мне для жизни…
  15. мне захотелось…

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика. Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

 В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

1.На уроке я работал

 2.Своей работой на уроке я

 3.Урок для меня показался

 4.За урок я

 5.Мое настроение

 6.Материал урока мне был

активно / пассивно

 доволен / не доволен

 коротким / длинным

 не устал / устал

 стало лучше / стало хуже

 понятен / не понятен

 полезен / бесполезен

 интересен / скучен

 легким / трудным

 интересно / не интересно

 7.Домашнее задание мне кажется

 Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке предлагаю ребятам на листочке условно отмечать свои ответы:

 «V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный

 «W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный

 «| »  - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный

 «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный

 «0» - не ответил.

 Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений,  учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы.

 Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнении «Комплимент» (Комплимент-похвала, Комплимент деловым качествам, Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

 Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных режимах (индивидуальный, групповой, коллективный) Коллективная учебная деятельность создает условия для овладения иноязычным общением. Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме. Чтобы показать учащимся, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:

 Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?

  • делало её более эффективной
  • тормозило выполнение задания
  • не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе

На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?

  • обмен информацией
  • взаимодействие
  • взаимопонимание
  • были равномерно задействованы все уровни

Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?

  • недостаток информации
  • недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)
  • трудности в общении

Какой стиль общения преобладал в работе?

  • ориентированный на человека
  • ориентированный на выполнение задания

Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?

  • в группе сохранилось единство и партнерские отношения
  • единство группы в ходе работы было нарушено

Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?

  • лидер, выдвинувшийся в ходе работы
  • нежелание наладить контакт большинства участников группы
  • непонимание задачи, поставленной для совместной работы
  • сама задача оказалась неинтересной, трудной

 Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности в группе предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля и взаимооценки. Для этого используются оценочные карты, цель которых – научить адекватно оценивать себя и других. Можно предложить учащимся сделать краткие записи – обоснования оценки в виде похвалы, одобрения, пожелания и т.д.

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Однако, процесс рефлексии должен быть  многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

6. Домашнее задание

§ 3.3, читать, отвечать на вопросы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Аттестационная работа на первую категорию Методическая разработка раздела образовательной программы «Кодирование и обработка числовой информации» Выполнил учитель информатики и ИКТ МБОУ СОШ №22 Курочкин Алексей Александрович Бор, 2013 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22

Слайд 2

Особенности учебной программы, к которой составляется методическая разработка Целевая аудитория : учащиеся 9 классов общеобразовательных учреждений, обучающиеся по программе «Программа курса «Информатика и ИКТ» для основной школы 8-9 классы (Н.Д. Угринович ), сборник Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/ составитель М.Н. Бородин. М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г. По учебнику «Информатика и ИКТ – 9». Угринович Н.Д. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011 Срок реализации : 10 академических часов Методы и способы освоения темы: объяснение нового материала (лекция, беседа, обсуждение), практические работы на персональном компьютере в приложении Калькулятор и табличном процессоре Excel , самостоятельная работа учащихся (чтение учебника, ответы на вопросы, практика), выстраивание межпредметных связей (интегрирование знаний по обработке числовой информации в предметы естественнонаучно цикла, филологического и др. направлений).

Слайд 3

Цели и задачи раздела Представлены в виде триединой дидактической цели: познавательной (знания и предметные умения): овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты; развивающей (способы деятельности, мыслительные операции): развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ, выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда. воспитательной (ценностные ориентации и смыслы, вырабатываемые относительно данного предметного содержания): воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

Слайд 4

Требования к учащимся 9 класса при освоении темы В результате изучения раздела образовательной программы в курсе информатики и ИКТ ученик должен уметь: следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий; использовать в тексте таблицы, изображения; создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, создавать и использовать таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), приводить примеры моделирования и формализации; уметь строить информационные модели из различных предметных областей и исследовать их на компьютере. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; создания простейших моделей объектов и процессов в виде (электронных) таблиц, проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов

Слайд 5

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями Возрастные границы подросткового возраста:11(12)-15(16)лет Ведущий вид деятельности: общение со сверстниками / интимно-личностное общение Психологические новообразования возраста: чувство взрослости критичность мышления потребность в самоутверждении. Роль старших (родителей, педагогов) может быть очень велика, если они помогут подростку найти интересное дело… Интересное дело для подростка – наиболее естественный способ разрешения одного из важнейших противоречий возраста: между высоким уровнем психического развития и недостатком возможностей его использования. Таким образом, интересное дело позволяет подростку самоутвердиться.

Слайд 6

Выдержка из развёрнутого тематического планирования по теме «Кодирование и обработка числовой информации»

Слайд 7

Тема 6. Кодирование и обработка числовой информации (10 часов) № п / п Тема Тип урока Элементы содержания Планируемый результат Вид контроля, измерители Информационно-методическое обеспечение Домашнее задание 25 Кодирование числовой информации. Практичес - кая работа 3.1. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора Комбини-рованный Системы счисления, позиционные системы счисления, непозиционные системы счисления Научиться с помощью калькулятора переводить целые числа из шестнадцатерич-ной системы счисления в десятичную для определения десятичного кода символа Практи-ческая работа Учебник, персональный компьютер с предустановленной операционной системой Windows и офисным пакетом Microsift Office § 3.1, читать, отвечать на вопросы 26 Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления изучение нового материала Сложение, вычитание, умножение и деление в двоичной системе счисления Научиться выполнять арифметические действия в двоичной системе счисления Устный опрос Учебник §3.1.1, § 3.1.2, читать, отвечать на вопросы 27 Двоичное кодирование чисел в компьютере. Практическая работа 3.2. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах Комбини-рованный Фиксированная запятая и плавающая запятая в кодировании двоичных чисел в памяти компьютера Научиться использовать в формулах электронной таблицы относительные, абсолютные и смешанные ссылки Практи-ческая работа Учебник, п ерсональный компьютер § 3.1.3, читать, отвечать на вопросы

Слайд 8

№ п / п Тема Тип урока Элементы содержания Планируемый результат Вид контроля, измерители Информационно-методическое обеспечение Домашнее задание 28 Электронные таблицы. Практическая работа 3.3. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах Комбини-рованный Столбцы, строки, ячейки, диапазон ячеек, внешний вид таблицы, редактирование листов Научиться создавать таблицы значений функций в заданном диапазоне значений аргумента и с заданным шагом его изменения Практичес- кая работа Учебник, персональный компьютер § 3.2, читать, отвечать на вопросы 29 Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных изучение нового материала Числа, текст, формулы, ввод и копирование данных Научиться определять тип данных, хранящихся на компьютере Устный опрос Учебник § 3.2.1, § 3.2.2, читать, отвечать на вопросы 30 Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции изучение нового материала Относительные, смешанные и абсолютные ссылки, встроенные функции Научиться определять область использования различных ссылок в электронных таблицах Устный опрос У чебник § 3.2.3, § 3.2.4, читать, отвечать на вопросы

Слайд 9

№ п / п Тема Тип урока Элементы содержания Планируемый результат Вид контроля, измерители Информационно-методическое обеспечение Домашнее задание 31 Построение диаграмм и графиков. Практическая работа 3.4. Построение диаграмм различных типов Комбини-рованный Типы диаграмм, диапазон данных, ряд данных, категории Научиться строить линейчатые и круговые диаграммы, а также диаграммы типа график Практичес- кая работа Учебник, Персональный компьютер § 3.3, читать, отвечать на вопросы 32 Базы данных в электронных таблицах. изучение нового материала Базы данных Знать область применения баз данных и систем управления базами данных Устный опрос Учебник § 3.4, читать, отвечать на вопросы 33 Представление базы данных в виде таблицы и формы изучение нового материала Табличная форма представления баз данных, представление записей базы данных с помощью формы Знать, в чём состоят преимущества базы данных с использованием формы Устный опрос Учебник § 3.4.1, читать, отвечать на вопросы 34 Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Практическая работа 3.5. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах Комбини-рованный Сортировка данных в столбцах электронной таблицы, сортировка записей в электронных таблицах Научиться осуществлять в электронных таблицах сортировку данных в выделенном столбце, вложенную сортировку записей данных по нескольким столбцам и поиск данных Практичес- кая работа Учебник, персональный компьютер § 3.4.2, читать, отвечать на вопросы

Слайд 10

Разработка урока № 7 (31). Построение диаграмм и графиков План урока Организационный момент Оглашение темы занятия и цели урока Изложение учебного материала Практическая работа на компьютере Подведение итогов. Домашнее задание. Рефлексия Основной развивающий момент урока Практический метод лучше других способствует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания, способствует формированию таких качеств, как хозяйственность, экономность и т.д. У учащихся формируется привычка тщательной организации трудового процесса (осознание целей предстоящей работы, анализ задачи и условий ее решения, составление плана и графика выполнения работы, подготовка материалов и инструментов, тщательный контроль качества работы, анализ выводов).

Слайд 11

Практическая работа 3.4. Построение диаграмм различных типов Приведены функции, графики которых участвуют в этом изображении: у1= -1/18х 2 + 12, х  [-12;12] y 2= -1/8х 2 +6, х  [-4;4] y 3= -1/8( x +8) 2 + 6, х  [-12; -4] y 4= -1/8( x- 8) 2 + 6, х  [ 4 ; 12 ] y5= 2 ( x+3 ) 2 – 9, х  [-4; 0 ] y 6=1. 5 ( x +3) 2 – 10 , х  [-4;0]

Слайд 12

Пример заданий для самостоятельной индивидуальной работы

Слайд 13

Пример выполненного задания №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кодирование и обработка числовой информации"

Дидактический материал по теме "Система счисления". Для 9 - 11 классов. Работа выполнена в программе Excel....

«Кодирование и обработка числовой информации»

Тема: «Кодирование и обработка числовой информации»Тема урока: «Арифметические операции в системах счисления: сложение и вычитание в 8-й системе счисления»Урок №5Тип урока: объяснение нового материала...

8 класс. Кодирование и обработка числовой информации

В этом разделе размещены презентации к упркам по теме "Кодирование и обработка числовой информации"...

Дифференцированные задания_Кодирование и обработка числовой информации

В данном материале имеются разноуровневые задания различной степени сложности....

Кодирование и обработка числовой информации 9 класс

Урок №1 по теме "Кодирование  и обработка числовой информации" по учебнику Угриновича Н.Д....