Формирование коммуникативных умений учащихся на уроке информатики
учебно-методический материал по информатике и икт на тему

Полукарикова Алла Сергеевна

Особенность современной образовательной системы, в том что, традиционные способы передачи информации – устная и письменная речь – уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. В современном мире, в котором живут и развиваются ученики, как никогда актуальны проблемы открытости, толерантности, коммуникативности. Именно через общение лежит путь к жизненному и профессиональному успеху для большинства нынешних выпускников школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_pedmasterstvo.doc329.5 КБ
Office spreadsheet icon indeks_uverennosti.xls29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных умений учащихся средствами  информатики

Формирование коммуникативных умений учащихся средствами информатики

Учитель информатики

МБОУ СОШ №7 г.Когалыма

Полукарикова А.С.

2014г.


Содержание

Введение        2

Основная часть        4

1. Теоретическая часть        4

2. Практическая часть        10

3. Анализ и оценка        17

Заключение        27

Литература        28

Приложения

  • Приложение 1. Классификация коммуникативных умений по виду информационного процесса
  • Приложение 2. Психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений.
  • Приложение 3. Тестовые задания для проверки структурных понятий.
  • Приложение 4. Урок – деловая игра «Редакция».
  • Приложение 5. Урок – обсуждение проектов.
  • Приложение 6. Сертификаты участия в интернет – проектах.
  • Приложение 7. Перечень тем, по которым выполняются мини- проекты.
  • Приложение 8. Приложение для расчета индекса уверенности учащегося.

Введение

Актуальность темы формирования коммуникативных умений учащихся средствами информатики обусловлена трудностями перехода от индустриального общества к информационному, который вносит соответствующие коррективы в процессы обучения и воспитания школьников. К выпускнику предъявляются требования, связанные с внедрением новых информационных технологий в процесс профессионального обучения и в дальнейшую трудовую деятельность. Российские ученые считают, что современный выпускник школы должен уметь «грамотно работать с информацией, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать сообща в разных областях». Переход к личностно ориентированному образованию, имеющему гуманистическую направленность, должен обеспечить для учащихся возможность «совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения» [1].

Особенность современной образовательной системы, в том что, традиционные способы передачи информации – устная и письменная речь – уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба. В современном мире, в котором живут и развиваются ученики, как никогда актуальны проблемы открытости, толерантности, коммуникативности. Именно через общение лежит путь к жизненному и профессиональному успеху для большинства нынешних выпускников школ.

Присутствие компьютера в учебной аудитории и использование его в качестве партнера учителя, создает новые коммуникационные каналы, а, следовательно, и новые проблемы: психологические, педагогические, методические, дидактические. Видоизменяются коммуникативные умения, которые традиционно прививались школьникам, появляются коммуникативные умения, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий в обучении. Особенно это заметно на уроках информатики, единственном предмете, где компьютер является одновременно инструментом обучения и объектом изучения.

В погоне за современными технологиями не стоит забывать о традиционной коммуникативной деятельности человека, ее важности для познания окружающего мира, удовлетворения потребности в знаниях. Именно на уроках информатики происходит глобальная перестройка структуры коммуникативной деятельности ученика.

Актуальность проблемы формирования коммуникативных умений на уроках информатики обусловлена противоречиями, подводящих к вопросам:

  • Какова классификация коммуникативных умений?
  • Какие коммуникативные умения можно наиболее успешно формировать на уроках информатики?
  • Каковы благоприятные условия для формирования коммуникативных умений на уроках информатики?

Поставленные вопросы позволяют сформулировать проблему: каков комплекс психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешность формирования коммуникативных умений учащихся средствами информатики?

Решение данной проблемы и есть основная цель данной работы.

Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. выявить существующее положение в теории исследуемой проблемы на основе анализа психолого-педагогической и методической литературы; выделить и классифицировать коммуникативные умения и составляющие их действия, необходимые выпускнику школы;
  2. определить комплекс психолого-педагогических условий необходимых для успешного формирования коммуникативных умений школьников;
  3. разработать модель формирования коммуникативных умений старшеклассников на уроке информатики;
  4. разработать систему упражнений по информатике и методических рекомендаций к ним, обеспечивающую формирование коммуникативных умений учащихся;
  5. разработать способы проверки и критерии степени сформированности коммуникативных умений учащихся и на их основе провести экспериментальное исследование, проанализировав его результаты с точки зрения успешности применения системы упражнений и использования предложенного комплекса психолого-педагогических условий.

Сформулированные задачи выявляют не только теоретическую, но и практическую значимость работы, которая заключается в разработанной системе заданий и методических рекомендаций по формированию коммуникативных умений учеников средствами информатики.

   


Основная часть

1. Теоретическая часть

Остановимся на некоторых основных положениях теории формирования коммуникативных умений учащихся на уроках информатики в школе. Основные тенденции развития данного направления в отечественной и зарубежной науке, а также различные подходы к решению данной проблемы, рассмотрены в многочисленных психологических исследованиях. Они стали основой для разработки педагогических аспектов проблемы формирования коммуникативных умений. Основные особенности понятий «общение» и «коммуникация» проанализированы в философской (М. С. Каган, Б. Д. Парыгин), в психологической (Л. С. Выготский, Ю. Н. Емельянов, Ю. М. Жуков), и педагогической (В. А. Сухомлинский, А. В. Мудрик) литературе.

Коммуникацией считается такое социальное взаимодействие, при котором происходит обмен информацией с помощью вербальных и невербальных средств. Коммуникация разнообразна, также как и составляющая ее основу информация.

Опираясь на трактовки умений, сформулированные различными авторами, можно определить умение, как главную характеристику учебной деятельности школьника, включающую наряду с ним знания и навыки, как освоенный субъектом способ выполнения действия. Для классификации коммуникативных умений и определения психолого-педагогических особенностей их формирования у учащихся средствами информатики проанализированы известные классификации коммуникативных   умений   Г.К. Селевко [3],   Р. С. Немов [4], А. Л. Солдатченко [5],  и выполнена систематизация коммуникативных умений.

Классификация коммуникативных умений у различных авторов отличается критерием, по которому она проведена. В качестве критерия чаще всего используются: психологические особенности, информационные процессы, виды информации, источники информации. Коммуникативные умения, формируемые на уроках информатики, понимаются как владение умственными и практическими действиями, направленными на установление и поддержание целесообразных взаимоотношений с людьми в процессе учебной, а затем и дальнейшей профессиональной деятельности в условиях информатизации образования и общества. Будем использовать классификацию, выполненную по критерию «информационные процессы» (табл.1). Данную классификацию можно нагляднее представить в виде схемы (Приложение 1).

Таблица 1. Классификация коммуникативных умений

Передача информации

Приём

1. слушать

2. читать

3. получать числовую информацию

4. получать графическую информацию

5. читать жесты и позы

6. читать мимику лица и моторику тела

7. различать интонацию

Передача

8. говорить

9. писать

10. передавать числовую информацию

11. передавать графическую информацию

12. передавать информацию посредством жестом

13. передавать информацию мимикой и пантомимикой

14. передавать информацию интонацией

Обработка информации

Поиск

искать в

традиционных

источниках

15. в алфавитном каталоге

16. в предметном каталоге

17. в каталоге вторичных источников

18. в словарях

19. в энциклопедиях

искать в

компьютерных

источниках

20. в сети Интернет

21. в электронных книгах

22. в электронных каталогах, архивах

23. с помощью поисковых программ

24. в базах данных

искать в

других

источниках

25. в социуме

26. в радиовещании, телевещании

27. в аудио- видеоисточниках

Переработка

28. на основе анализа

29. на основе синтеза

30. на основе сравнения

31. на основе семантического свертывания

32. на основе лексического свертывания

33. на основе классификации

34. на основе систематизации

Хранение информации

традиционные носители

35. на бумаге

36. в памяти

37. на видео-, аудиокассетах

38. фотографии

компьютерные носители

39. дискеты, винчестеры, CD-ROM и др.

40. использование ПО (ОС, СУБД и др.)

Для успешного формирования коммуникативных умений необходимо учитывать:

  • степень владения учителем коммуникативными умениями;
  • возрастные особенности учащихся, связанные с одновременной потребностью в обособлении и включении в группу.

Рассмотрим специфику протекания психологических процессов (психологическая обратная связь, наличие коммуникативных барьеров, коммуникативное влияние, уровни передачи информации) относительно того в какой среде они проходят: ученик–преподаватель или ученик–компьютер. Если под коммуникативной системой понимать совокупность средств, методов, каналов связи и участников общения, то выясняется, что в эту систему добавлен новый активный элемент – компьютер. Рассматривая специфику протекания коммуникационного процесса применительно к уроку информатики, сравним особенности коммуникации в системах «ученик–преподаватель» (У – П) и «ученик–компьютер» (У – К). Независимо от того, как происходит межличностное общение на уроке непосредственно (без участия компьютера) или опосредованно (с участием компьютера как инструмента), существует ряд феноменов, требующих рассмотрения: психологическая обратная связь, наличие коммуникативных барьеров, коммуникативное влияние и существование различных уровней передачи информации.

Обязательным компонентом межличностного общения является обратная связь – прямая или косвенная. Косвенная обратная связь важна так же как прямая и предполагает скрытую передачу психологической информации. В системе У – П обратная реакция, кроме содержательной информации несет и эмоциональный отклик ученика или учителя, зависит от личностных взаимоотношений, поэтому если межличностные отношения учителя и ученика позитивны, то психологическая обратная связь положительна, если отношения между учителем и учеником негативны, то она неэффективна. В системе У – К практически полностью отсутствует эмоциональная реакция на действия ученика (или она не имеет личностной дифференциации и одинакова для всех), уменьшается обмен информацией в эмоциональной сфере.

Еще одним интересным феноменом является коммуникативное влияние. Коммуникативное воздействие со стороны компьютера на ученика обладает признаками, позволяющими отнести его к авторитарному типу: безличный характер, отсутствие чувств, аксиоматическое содержание подаваемого материала. В системе У – П желателен диалогический тип воздействия, который характеризуется персонификацией, открытым предъявлением собственных чувств, дискуссионным характером.

При организации передачи информации в системе У – К важное значение имеет интерфейс программы, с которой работает ученик. Ограниченность средств и способов общения компьютера является скорее технической проблемой, вполне разрешимой в будущем. Для наибольшего приближения к естественному для человека процессу общения интерфейс компьютера должен быть адекватен либо характеристикам зрительного анализатора человека (разрешающая способность по пространству, временное разрешение, количество градаций цвета, яркость, контраст и др.), либо внутренним нейропсихологическим закономерностям обработки информации мозгом человека.

Выделенный комплекс необходимых психолого-педагогических условий для успешного формирования коммуникативных умений (Приложение 2):

1) создание положительной мотивации, на основе внутренних потребностей, предыдущего индивидуального опыта общения и коммуникативных способностей учащегося;

2) расширение коммуникативной базы в рамках урока информатики, путем использования системы упражнений, в которых формирование коммуникативных умений будет рассматриваться как специальная педагогическая и дидактическая задача;

3) погружение в коммуникативную деятельность через организацию работы в диалоговых режимах с применением информационно-компьютерных технологий;

4) учет специфических особенностей предмета информатики, где компьютер является одним из элементов коммуникативной системы урока;

5) учет возрастных особенностей учащихся;

6) наличие высокого уровня сформированности коммуникативных умений учителя.

В результате развиваются вербальные и невербальные коммуникативные умения, повышается активность в коммуникативной деятельности, осуществляется широкий перенос в другие виды деятельности; формируется интерес к информации; потребность в дальнейшем совершенствовании.

Наличие такого компонента педагогического процесса, каковым стали современные компьютерные средства, одновременно и облегчает процесс обучения, и усложняет его. Рассматривая особенности формирования коммуникативных умений средствами информатики необходимо также уточнить дидактические и методические возможности компьютера по формированию коммуникативных умений, рассмотреть изменившуюся структуру коммуникативной деятельности учителя и ученика на уроке в связи с появлением новых коммуникационных каналов, связанных с использованием ИКТ.

Вербальная коммуникативная деятельность учащихся при использовании компьютера может существовать в трех видах.

Во-первых, как свободное общение учащихся в режиме реального времени посредством использования электронной почты и информационных сетей, т.е. как аутентичный диалог в письменной форме между партнерами по коммуникации, при котором компьютер выполняет роль инструментального средства коммуникации.

Во-вторых, как интерактивное диалоговое взаимодействие обучаемого с компьютером, при котором преследуются реальные цели коммуникации (запрос и получение информации), т.е. как человеко-машинный диалог, в котором компьютер выступает в роли партнера по коммуникации.

В-третьих, как общение обучаемых в классе в процессе работы с компьютерными обучающими программами, выступающими в роли стимула для коммуникации и средства воссоздания условий ситуации общения.

Коммуникативная деятельность учителя на уроках информатики, состоит из следующих этапов: подготовительный, установочный, диалоговый, заключительный, постдиалоговый. Основой коммуникативной деятельности ученика на уроке информатики является диалог. Наибольшую эффективность в формировании коммуникативных умений имеют следующие виды диалога:

  • по составу участников – диалог, который осуществляется при работе в системе «преподаватель – ученик – компьютер – преподаватель» или в системе «ученик – компьютер»;
  • по уровню глубины проникновения в компьютерные технологии – диалог, который требует самостоятельной разработки алгоритма решения какой-либо задачи;
  • по творческому уровню диалога – творческий тип диалога;
  • по стилю общения при проведении диалога.

На основе вышеизложенного построена модель формирования коммуникативных умений учащихся на уроках информатики. Ядром модели является коммуникативная деятельность учащихся, организуемая учителем и актуализируемая посредством применения ИКТ. Обеспечение коммуникативной деятельности достигается расширением коммуникативной базы, посредством применения системы упражнений, являющихся средством организации и управления коммуникативной деятельностью учащихся. Модель отражает совокупное целенаправленное педагогическое воздействие учителя на ученика с использованием системы заданий, имеющих коммуникативную составляющую, учитывающих возрастные особенности учащихся, их мотивационную сферу, особенности предмета, с целью создания психолого-педагогических условий для вовлечения учащихся в коммуникативную деятельность, в результате которой реализуется их успешный переход на более высокий уровень овладения коммуникативными умениями (рис. 1).


                                                                                                                                                 

.

2. Практическая часть

С целью формирования высокого уровня коммуникативных умений, предлагается система заданий по информатике, опирающаяся на положения классических принципов дидактики (научности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, самостоятельности, наглядности, доступности, эффективности, сочетания индивидуального подхода и коллективизма в обучении) и специфических (информационной гуманности, мультимедийности, метапредметности информационных технологий), связанных с особенностями компьютерного обучения.

Считая, что коммуникативной задачей является конкретизация педагогической задачи (формирования коммуникативности), связанная с передачей информации, организацией информационного воздействия между участниками коммуникативного процесса, предполагающая использование коммуникативных умений для ее разрешения, предлагается система заданий по информатике состоящая из трех блоков.

Первый блок задач позволяет создать положительную мотивацию учащих для освоения коммуникативных умений. Здесь происходит знакомство учащихся с элементами теоретических знаний, актуализация предыдущего опыта учащихся, включение коммуникативных задач в круг активного интереса. Умение, которое мы сформируем, должно обладать свойством переноса на задачи более широкого класса. Прежде всего, закладываются основы понятийного аппарата.   В качестве примера можно привести укрупненные алгоритмы  по осуществлению отдельных видов деятельности или, например алгоритм создания электронного документа в программе Microsoft Word:

  1. Открыть программу.
  2. Выполнить команду Файл–Создать.
  3. Задать нужные параметры страницы.
  4. Задать нужные параметры шрифта, абзаца.
  5. Набрать текст.
  6. Произвести форматирование текста.
  7. Добавить дополнительные элементы (таблицы, рисунки и др.).
  8. Выполнить Предварительный просмотр документа.
  9. Выполнить исправление ошибок, проверку орфографии и исправление синтаксических, пунктуационных и стилистических недочетов.
  10. Сохранить документ, выполнив команду Файл–Сохранить (задать имя, место).

11.        Закрыть программу.
Этот    алгоритм    применим    к    большинству    современных    прикладных

программных средств, а также практически ко всем программам пакета Microsoft Office. Что позволяет учащемуся выполнить перенос данного умения на другие программы. Им предлагается, например, самостоятельно составить алгоритмы работы с документами для программ Excel, PowerPoint, Access и другие.

Несколько слов об использовании в формировании коммуникативных умений опорных сигналов или понятий. Работа с ними имеет особенности, важные для нас. Во-первых, в процессе работы с опорным сигналом или понятиями ученик вовлекается в коммуникативную деятельность, участие в которой необходимо для успешного освоения данных умений. Эта деятельность имеет, прежде всего, вербальную составляющую, недостающую на уроках естественно-математического цикла, что является неоспоримым плюсом при использовании данного методического приема. Во-вторых, в процессе составления и работы с опорным понятием неоднократно происходит процесс свертывания и развертывания информации, анализ и синтез, кодирование и декодирование, эти процессы напрямую связаны с умениями передачи, хранения и обработки информации, которые, в свою очередь, лежат в основе, используемой нами классификации коммуникативных умений. В-третьих, неоспоримо преимущество использования опорных понятий для усвоения большого объема фактического материала.  Процессы   обработки,   хранения  передачи   информации  наглядно   и сбалансировано представленные в опорных понятиях, дают хорошее развитие коммуникативных навыков. Для проверки освоения опорных понятий по офисным приложениям использую графические тесты (Приложение 3).

Специфика предмета информатики позволяет, кроме традиционных логико-структурных схем и опорных сигналов использовать и современные, интерактивные опорные конспекты, подготовленные с помощью специальных программ для создания слайдов и презентаций. Использование данных средств позволяет работать с опорными конспектами как одновременно со всей группой, так и каждому индивидуально или в микрогруппах по 2–3 человека. С помощью средств визуализации, доступных в программе, таких как цвет, анимация, управляемые элементы, активизируется познавательная, а, следовательно, и коммуникативная деятельность школьника, повышается интерес к фактическому материалу по предмету. Увеличение каналов передачи информации ведет к аналогичному увеличению потока воспринимаемой информации в заданный промежуток времени, а также способствует интенсивному формированию коммуникативных умений.

В первый блок, таким образом, включены задачи, позволяющие, прежде всего, ознакомиться с традиционным составом коммуникативных умений. Цель заданий данного блока – усвоение элементарных теоретических знаний, связанных с умением человека общаться, обнаружение связи между информационными процессами, протекающими в человеческом обществе, в живой природе и коммуникативными процессами, выявление их общих черт и различий, осознание своих собственных коммуникативных способностей, уровня своего коммуникативного развития. При решении задач данного типа широко используются игровые ситуации, занимательные задания, необычные на уроке информатики.

Задачи этого блока связаны с перекодированием информации, преобразованием ее из одного вида в другой, из одной формы в другую. На этапе решения задач этого блока методы и приемы, связанные с применением ИКТ, не являются основными. В качестве примера можно привести решение типичных задач данного блока:

Задача 1. Даны изображения (фотографии или картинки людей). Описать по выражению лица состояние человека. Насколько достоверна эта информация.

В данном задании происходит анализ мнемонических черт лица, изображенного на рисунке, преобразование и его синтезированное описание, выражаемое вербально. В качестве примера субъективного и объективного распознавания черт лица одного и того же человека, можно решать это упражнение попарно, удаляя по очереди одного из пары. Пары подбирает учитель по принципу контраста (мальчик – девочка, оптимист – пессимист, хорошее настроение – плохое настроение и т.д.).

Задача 2. При выполнении заданий в графическом редакторе можно рекомендовать ученикам использовать цвета, которые передают их эмоциональное состояние..

Здесь решение этой задачи предполагает игровую ситуацию, выход из которой ученик должен найти не только с помощью знаний, но и смекалки, изобретательности. В качестве первого задания дается простая информация, которая затем усложняется по мере отыскания выходов из нее. В процессе решения этой задачи развиваются мимика, пантомимика и др. Меняя роли участников, можно усложнить задачу, выдвинув условие не повторять ранее найденные решения.

Выполнив упражнения первого блока, переходим к упражнениям второго блока. Эти задания предназначены для формирования коммуникативных умений, напрямую связанных с использованием ИКТ. Этот блок как базовый элемент использует диалог. Должна произойти эволюция коммуникативных умений учащихся, от участия и поддержания диалога с компьютером на уровне «кнопок» до создания дружественных интерактивных информационных объектов, в основе которых лежит диалог человека с программой.

Изучению основ программирования отводится определенное  количество времени в курсе школьной информатики. Изучение начал программирования, как ни одна другая область информатики, дает учащемуся возможность ознакомиться с принципами построения диалогов при работе с компьютерной программой, рассмотреть коммуникативные возможности компьютера «изнутри». Так как в основе любой программы лежит диалог, то у школьников возникает необходимость его самостоятельной организации. Здесь проявляются коммуникативные умения учащихся, стиль общения, развиваются их способности. Но это и самый тяжелый для учеников раздел информатики и одной из множества трудностей данного материала, является коммуникативная сложность усвоения. Она связана с тем, что у школьников появляется необходимость кодирования информации с помощью новых средств (блок-схемы, язык программирования).

Традиционно в школе изучается язык программирования, основой для которого является английский язык. Здесь у старшеклассников могут возникнуть дополнительные трудности в усвоении записи алгоритмических конструкций средствами языка программирования. Эти языковые барьеры отрицательно сказываются на изучении фактического материала. Это также касается и множества терминов, используемых в информатике. Поэтому нужно пояснять этимологию терминов, используемых в языке, обязателен перевод на русский язык значений слов, используемых в качестве операторов языка программирования.

Приведем, в качестве примера, следующую задачу.

Задача 3. Даны две программы, составленные для решения одной задачи. Определите, для решения какой задачи они составлены. Оцените эти программы с точки зрения организации диалога компьютера с пользователем. Составьте программу, решения этой задачи, с учетом этих ошибок.

Программа 1.

INPUT A, B

S=A*B

P=(A+B)*2

PRINT S,P

Программа 2.

REM Программа, которая вычисляет периметр и площадь прямоугольника, если известны его длина и ширина. А это значение длины, В это значение ширины прямоугольника

INPUT «Если Вас не затруднит, введите, пожалуйста, значение длины прямоугольника АВСD», А

INPUT «Будьте любезны написать значение ширины прямоугольника АВСD», В

REM Вычисление площади прямоугольника

S=A*B

REM Вычисление периметра прямоугольника АВСD

P=(A+B)*2

REM Вывод результатов

PRINT «Площадь прямоугольника АВСD равна»; S

PRINT «Периметр прямоугольника АВСD равен»; P

END

Язык программирования позволяет использовать графику, для решения коммуникативных задач, что делает программы интерактивными, имитирующими коммуникативные процессы межличностного общения. При составлении таких программ учащиеся базируются на личном коммуникативном опыте, на образцах и примерах общения, которые их окружают.

Задача 4. Составить с использованием полного и неполного ветвления, циклических конструкций программу, проверяющую знания таблицы умножения. Предусмотреть дружественный интерфейс с учетом того, что пользователи – ученики 2-го класса. Внести изменения, сделав ее для учеников 10-го класса (усложните задания, уменьшите время на ответ, ограничьте количество попыток, добавьте смешные комментарии).

Задача 5. Составьте программу, с использование одномерных массивов, операторов DATA и READ, имитирующую работу продавца в магазине. Сделайте два варианта программы: первый для магазина продуктов, второй для магазина канцтоваров. Что общего и различного будет в этих программах? Какие элементы диалога останутся неизменными?

Еще больше возможностей создания мультимедийных объектов появляется в процессе изучения пакета офисных программ (например, Microsoft Office). Разнообразные средства, позволяющие передать, сохранить и обработать информацию, способы оформления, а также широкий спектр инструментов, предназначенный для этого, дает возможность развития коммуникативных умений.

Задача 6. С помощью программы Paint нарисовать герб своей семьи. Отобразить увлечения в своей семье, особенности характера каждого члена семьи.

Задача 7. Нарисовать одно лицо, затем создать его копии, изменив так, чтобы оно выражало различные эмоциональные состояния человека (удивление, грусть, радость).

На этом этапе используется внедрение методов рефлексии в процесс решения задач. Рефлексия, как метод обучения коммуникативности, требует от преподавателя особой чуткости, деликатности, тактичности. Для того чтобы учащийся мог создать «образ Я» на уроках информатики должна быть создана дружелюбная, психологически комфортная атмосфера, личностная вовлеченность учащихся в процесс решения коммуникативно-рефлексивных задач. Желательно, чтобы ученики обменивались мнениями, информацией, задавали вопросы. Можно организовать коллективный поиск ответов и решений. В процессе рефлексии также большое место уделяется проведению диалога, но для успешного ее осуществления ученикам необходимо научиться корректировать этот процесс: учитывать точку зрения другого, учиться видеть себя и свои действия со стороны, точно и понятно формулировать свои мысли.

Задача 8. В программе Word создайте свою визитную карточку. Какие сведения туда поместите? На что акцентируете внимание. Как представляет вас карточка (как официальное лицо, как частное). Почему вы оформили ее именно так?

Задача 9. Создайте мини сочинение-размышление на одну из тем:

  1. Почему люди создают компьютерные вирусы?
  2. Живое и виртуальное общение – плюсы и минусы.
  3. Компьютеры мне интересны потому, что…
  4. Я не люблю информатику, потому, что… и другие.

( Подсчитайте количество информации в тексте, выразите его в байтах, Кбитах).

Третий блок – блок перехода на высокий уровень сформированности коммуникативных умений. В этом блоке предполагается решение коммуникативных задач, сопровождаемое четкой постановкой цели коммуникации, определением наиболее подходящих средств коммуникации, применение более широкого спектра программных и аппаратных средств компьютера. Примером могут служить уроки – ролевые игры, на которых ставится единая цель перед участниками группы. Они должны согласовывая свои действия, выполнить поставленную задачу. В своей практике с успехом применяю ролевую игру «Редакция» (Приложение 4) и другие подобные уроки.

На этапе выполнения заданий этого блока приоритетной формой будет являться метод проектов и его отдельные элементы. Остановимся на тех особенностях метода проектов, которые положительно влияют на формирование коммуникативных умений. Во-первых, возможность при выполнении проекта коллективной работы, способствующей развитию как традиционных коммуникативных умений и навыков, так и умений и навыков, связанных с использованием для организации общения ИКТ. Во-вторых, комплексность выполняемой работы. Выполнение проекта позволяет формировать не только отдельное коммуникативное умение, но целую группу, порой разнородных коммуникативных умений, связанных, прежде всего с широтой тем проектов и использованием огромного спектра инструментов для его выполнения. В-третьих, метод проектов позволяет возвращаться к действиям, которые ученики выполняли раньше, повторять и закреплять. Организовывается цикличность в формировании коммуникативных умений, те ученики, которые не освоили тот или иной вид умений на начальных стадиях обучения имеют возможность догнать более успешных.

Так по темам раздела «Информационные технологии» интересны уроки, на которых ребята выполняют проекты, готовят их к защите и представляют перед классом (Приложение 5). Набор тем, инструментальная база, объем работы и время, затраченное на это, зависят от особенностей класса (степени овладения коммуникативными умениями каждым учеником, количества часов, отводимых на занятия информатикой учебным планом школы, уровня владения программными средствами и др.). Широкое применение здесь   могут   иметь   телекоммуникационные   проекты,   в   которых   школьники принимают коллективное участие. Мои учащиеся с интересом относятся к различным интернет – проектам, конкурсам и олимпиадам (Приложение 6).

При недостаточном количестве времени на выполнение большого проекта в рамках уроков информатики можно выполнять мини-проекты, позволяющие ученикам самостоятельно осуществить процессы поиска, передачи, обработки и хранения информации (Приложение 7).


3. Анализ и оценка

Исследовательская работа по формированию коммуникативных умений учащихся на уроках информатики проходила в несколько этапов.

На первом поисково-исследовательском этапе, были установлены следующие цели: 1) изучить состояние проблемы развития коммуникативных умений и навыков; 2) разработать критерии и показатели уровня сформированности этих навыков.

Второй этап исследования, формирующий, направлен на достижение целей: 1) проведение формирующего эксперимента; 2) проверка и уточнение гипотезы, апробация предложенного комплекса педагогических условий.

Заключительный, третий этап исследования, состоял в обработке результатов, для достижения целей: 1) теоретическое обобщение и систематизация полученных данных; 2) оформление и представление итогов.

Для успешной разработки технологии формирования коммуникативных умений необходимо выработать критерии уровня сформированности коммуникативных умений учащихся. Исходим из того, что ведущую роль играют и уровень подготовленности к коммуникативной деятельности, и личные качества, такие как, открытость к диалогу, контактность, доброжелательность, выдержка, умение и желание решать возникающие в процессе общения проблемы. Немаловажное значение на формирование коммуникативных умений и навыков оказывает и тип темперамента учащегося. Мною использовались три основных способа сбора и регистрации данных о поведении личности, в частности и в коммуникации:

  1. Q-данные (questionnaire-data) – заполнение опросника самим испытуемым на основе его впечатлений и самонаблюдений. Этот способ использовался, например, при вычислении индекса уверенности в степени овладения коммуникативными умениями.
  2. L-данные (life-data) – оценивание наблюдателями частоты и интенсивности разных видов поведения наблюдаемого человека. К этому способу можно отнести данные, полученные от наблюдений учителя.

При использовании в эксперименте наблюдения применялось непрерывное и дискретное наблюдение. В первом случае отслеживался процесс использования коммуникативных умений в течение одного урока. Второй вид наблюдения применялся для фиксирования качественных изменений в овладении учащимися коммуникативными умениями.

Независимая экспертная оценка применялась для определения уровня сформированности коммуникативных умений учащихся. Выделены 33, наиболее значимых, коммуникативных качеств личности (табл.2), которые характеризуют уровень сформированности коммуникативных умений.

Эти качества оцениваются независимо друг от друга: а) самим учащимся; б) членом класса, оцениваемого учащегося; в) независимым экспертом (учителем-предметником).

Оценивание выполняется трижды. Далее находится среднее арифметическое по каждому качеству, что и будем считать объективной средней оценкой. Средняя оценка по всем качествам определяет общий уровень сформированности коммуникативного умения.

Таблица 2. Вычисление индекса уверенности учащихся

Коммуникативное умение

Оценка

умею

Скорее умею, чем нет

Скорее не умею, чем нет

Не умею

Затрудняюсь ответить

Слушать внимательно, не перебивая

+

Читать внятно, быстро, осмысленно

+

Читать графики, схемы, чертежи

+

Понимать смысл жестов, поз

+

Правильно воспринимать мимику

+

Воспринимать интонацию

+

Говорить ясно, кратко, по делу

+

Излагать мысли в письменном виде

+

Представить информацию в виде графика, схемы, чертежа

+

Передать информацию жестами, позой

+

Передать информацию посредством пантомимики

+

Передать информацию интонацией

+

Выполнять анализ, сравнение, классификацию

+

Искать информацию в библиотеке

+

Искать информацию в книге

+

Искать информацию в словаре, справочнике

+

Искать информацию в компьютерной базе данных

+

Искать информацию в электронном документе

+

Искать информацию в Интернете с использованием поисковых систем

+

Написать и отправить электронное письмо

+

Оценить эффективность информационного поиска

+

Написать конспект

+

Написать реферат

+

Составить план действий

+

Вызвать интерес слушателей

+

Определить грамотно объем предлагаемой информации

+

Расположить рационально текст на бумаге

+

Отформатировать правильно текст электронного документа

+

Поддержать контакт глазами

+

Выбрать нужную позицию общения

+

Выбрать интересную тему общения

+

Задать правильную тональность общения

+

Учитывать личные качества собеседника

+

Кроме того, для каждого учащегося на основе его самооценки вычислим Индекс уверенности в степени овладения коммуникативными умениями, который вычисляется для контрольной и экспериментальной групп в начале эксперимента и в конце эксперимента по формуле:

Z=

n1(1)+ n2(0,5)- n3(0,5)- n4(1)+ n5(0)

п

где п - общее количество ответов;

n1 - количество ответов «умею» (соответственно +1 балл);

п2 - количество ответов «скорее умею, чем не умею» (+0,5),

п3 -количество ответов «скорее не умею, чем умею» (-0,5);

п4 - количество ответов «не умею» (-1);

п5 - количество ответов «затрудняюсь ответить» (0 баллов).

Таким образом, максимально возможное значение индекса, которое может получить испытуемый - +1, а минимальное равно -1 (табл. 2):

Z=(l*12+0,5*9-0,5*3-l*3):33=(12+4,5-l,5-3):33=0,36

Подсчет индекса уверенности учащегося выполнялся при помощи специально созданного мною приложения в форме электронной таблицы (Приложение 8), что сделало данный процесс быстрым, позволило оперативно опрашивать группы учащихся.

Выделим три уровня сформированности коммуникативных умений старшеклассников: репродуктивный (низкий), продуктивный (средний), творческий (высокий).

I. Репродуктивный (низкий) уровень. Учащиеся, находящиеся на данном уровне не понимают ценность информации, коммуникативных умений и навыков. Отличаются плохим развитием информационных потребностей, отсутствием интереса к коммуникативной деятельности и безразличием к информации. Коммуникативные способности слабые. Уровень сформированности коммуникативных умений низкий - данные учащиеся могут выполнить лишь отдельные операции, причем непоследовательно, не могут объяснить своих действий, действия неосознанны. Для данного уровня характерно большое количество предметных действий, низкая скорость выполнения отдельных операций и задания в целом, низкая прочность и отсутствие переноса коммуникативных умений на другие виды деятельности. У учащихся не наблюдается сформированность «образа Я» как субъекта коммуникативной деятельности, учащиеся не могут самостоятельно организовывать собственную деятельность и пытаются подражать коммуникативной деятельности других.

II. Продуктивный (средний) уровень. На данном уровне для учащихся типичным является понимание ценности информации и коммуникативных умений, наличие информационной потребности, интереса к информации и коммуникативной деятельности. Коммуникативные способности сформированы, но учащийся не ощущает необходимости их дальнейшего развития. Уровень сформированности коммуникативных умений средний, при этом учащиеся выполняют все требуемые операции, но последовательность их недостаточно продумана, а сами действия недостаточно осознаны. Кроме того, для второго уровня характерно низкое количество предметных действий, достаточно высокая скорость выполнения отдельных операций и задания в целом, высокий уровень прочности и способность переносить полученные коммуникативные умения на небольшое число видов другой деятельности. Учащиеся способны самостоятельно спланировать и осуществить коммуникативную деятельность. У них сформирован «образ Я» как субъекта коммуникативной деятельности, но отсутствует потребность в дальнейшем развитии.

III. Творческий (высокий) уровень. Учащийся обладает пониманием личностной ценности информации и коммуникативной деятельности, как способа получения такой информации, есть высокий интерес. Учащийся чувствует необходимость в дальнейшем развитии своих коммуникативных способностей. Уровень сформированности коммуникативных умений высокий, т.е. обучаемый выполняет все операции, последовательность их рациональна, все действия в целом вполне осознаны. Характеристиками данного уровня также выступают высокий автоматизм, отсутствие предметных действий, высокая скорость выполнения отдельных операций и задания в целом, успешное применение приобретенного коммуникативного умения в широком спектре различных видов деятельности, а также высокий уровень прочности. Учащийся самостоятельно организует и выполняет коммуникативную деятельность, он ощущает потребность в дальнейшем развитии себя и своей деятельности.

На этапе констатирующего эксперимента определены уровни сформированности коммуникативных умений:

1) по мнению компетентных лиц;

2) на основе самооценки;

3) на основе анкетирования (табл. 3).

Таблица 3. Данные об уровне развития коммуникативных умений по учащимся контрольной и экспериментальной групп (начало эксперимента).

Группа

Кол-во человек

Уровни

высокий

средний

низкий

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

КГ

24

4

16,7

9

37,5

11

45,8

ЭГ1

29

5

17,2

9

31,0

15

51,7

ЭГ2

24

4

16,7

8

33,3

12

50,0

Из табл. 3 видно, что контрольная и экспериментальные группы имеют фактически одинаковое распределение коммуникативных умений.

Для проверки гипотезы, выдвинутой в начале и доказательства того, что контрольная и экспериментальная группы для проведения констатирующего эксперимента уравнены по степени сформированности коммуникативных умений, применим вторичный метод математической статистики – вычисление Х2 – критерий согласия Пирсона.

Он находится по формуле:

где    n - количество уровней сформированности умения;

n1 - число учащихся экспериментальной группы;

n2 - число учащихся контрольной группы;

Q1i - число учащихся экспериментальной группы, имеющих i-ый уровень сформированности коммуникативных умений;

Q2i - число учащихся контрольной группы, имеющих i-ый уровень сформированности коммуникативных умений;

На этапе констатирующего эксперимента для контрольной группы (КГ) и экспериментальной группы 1 (ЭГ) Тнаб=0,26, для контрольной группы и экспериментальной группы 2 (ЭГ2)  Тнаб=0,10. При а=0,05 и числе степеней свободы n-1=2 Ткрит=5,99. Т. к. Тнабкрит (0,26<5,99 и 0,10<5,99), то на данном уровне значимости была принята нулевая гипотеза, т.е. можно считать, что учащиеся контрольной и экспериментальных групп имеют одинаковые распределения степени сформированности коммуникативных умений на момент проведения констатирующего этапа эксперимента.

Сравнение исследуемых групп по уровням развития коммуникативных умений на этапе констатирующего эксперимента на основе критерия Х2 приведено в табл. 4.

Таблица   4.   Сравнение   исследуемых   групп   по   уровням   развития коммуникативных умений на основе Х2 критерия (начало эксперимента)

Группа

Тнаб

Ткрит                                           |

КГ–ЭГ1

0,26

5,99

КГ–ЭГ2

0,10

5,99

ЭГ1-ЭГ2

0,03

5,99

Для подтверждения нулевой гипотезы об уравнении контрольной и экспериментальной групп по степени сформированности коммуникативных умений определим значение коэффициента эффективности сформированности коммуникативных умений (J). Используем для этого первичный метод математической статистики, «выборочное среднее», модифицированный для целей исследования.

Выборочное среднее определяется по формуле:


где   К - средний коэффициент сформированности коммуникативных умений;

п    -   количество уровней сформированности;

n1 - количество учащихся, имеющих i-ый уровень сформированности коммуникативных умений;

N  -   количество учащихся в группе.

Применим величину К для вычисления коэффициента эффективности сформированности коммуникативных умений J, определив его по формуле:

J=KЭ К,

где  КК - средний коэффициент сформированности коммуникативных умений в контрольной группе;

КЭ - средний коэффициент сформированности коммуникативных умений в экспериментальной группе.

На     констатирующем     этапе     эксперимента     ККГ =0,764,      Кэг1 =0,782,

КЭГ2 =0,778, а коэффициенты эффективности соответственно (табл. 5):

J1 = KЭГ1 КГ  =1,02;            J2 = KЭГ2 /КэГ  =1,01;                  J3 = KЭГ1 КГ2  =1,0.  

Эти данные еще раз подтверждает нулевую гипотезу о том, что экспериментальная и контрольная группы уравнены по степени сформированности коммуникативных умений.

Данные констатирующего эксперимента показали низкий уровень развития исследуемой группы умений. Более половины исследуемых имели низкий и средний уровень сформированности коммуникативных умений (83,3 % в контрольной группе, 82,7 % в первой экспериментальной группе и 83,3 % во второй экспериментальной группе), что соответствует репродуктивному и продуктивному уровням.

Исходя из этого можно сформулировать цели формирующего эксперимента: 1) педагогически стимулировать самовоспитание у старшеклассников коммуникативных умений; 2) систематизировать и проанализировать возникающие в процессе научения педагогические ситуации; 3) проверить влияние выделенного комплекса педагогических условий на формирование коммуникативных умений.

Педагогический эксперимент состоял из следующих элементов: 1) анализ нормативных документов, учебных планов и программ; 2) разработка и экспериментальная проверка системы дидактических средств на эффективность процесса формирования коммуникативных умений; 3) качественный и количественный анализ результатов эксперимента.

Не будем здесь останавливаться на анализе различных нормативных документов по информатике, скажем лишь, что наблюдается тенденция эволюции требований к коммуникативным умениям школьников в сторону увеличения доли этих умений в общей массе требований к подготовке выпускника старшей школы, что говорит о понимании важности и необходимости наличия этих умений у разработчиков стандартов и программ по информатике.

Использование системы упражнений, состоящих из трех логических блоков, позволило осуществлять переход каждого конкретного учащегося на более высокий уровень овладения коммуникативными умениями. На контрольном этапе формирующего эксперимента были вторично проведены измерения уровней сформированности коммуникативных умений. Полученные результаты и динамика процесса представлены в таблицах 5-10

Таблица 5. Данные об уровне развития коммуникативных умений по учащихся контрольной и экспериментальной групп (конец эксперимента)

Группа

Кол-во человек

Уровень

высокий

средний

низкий

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

КГ

24

5

20,8

10

41,7

9

37,5

ЭГ

29

14

48,3

12

41,4

3

10,3

ЭГ2

24

12

45,8

10

41,7

2

12,5

Таблица   6.   Сравнение   исследуемых   групп   по   уровням   развития коммуникативных умений на основе Х2 критерия (конец эксперимента)

Группа

Тнабл

Ткрит

КГ–ЭГ1

7,03

5,99

КГ–ЭГ2

7,34

5,99

Таблица 7. Средний коэффициент сформированности коммуникативных умений контрольной и экспериментальных групп (конец эксперимента)

Группа

К

КГ

0,722

ЭГ

0,517

ЭГ2

0,528


Таблица      8.      Коэффициент      эффективности      сформированности коммуникативных умений (конец эксперимента)

Группы

J

КГ– ЭГ1

1,39

КГ– ЭГ2

1,36

Таблица 9. Динамика изменений исследуемых групп по уровням развития коммуникативных умений (на основе Х2 критерия)     Тнабл

Сравниваемые группы

констатирующий эксперимент

после проведения

формирующего ксперимента

КГ–ЭГ1

0,26<5,99

7,03>5,99

КГ–ЭГ2

0,10<5,99

7,34>5,99

Таблица    10.    Динамика    изменений    коэффициента    эффективности сформированности коммуникативных умений

Сравниваемые группы

J

констатирующий эксперимент

контрольный эксперимента

КГ–ЭГ1

1,02

1,39

КГ–ЭГ2

1,01

1,36


Заключение

Данные, полученные в ходе эксперимента, показали, что произошло изменение уровней сформированности коммуникативных умений учащихся, в основном, за счет уменьшения количества учащихся, находящихся на репродуктивном уровне и увеличения числа старшеклассников, находящихся на продуктивном и творческом уровнях.

Выводы:

  • Опираясь на анализ философской, психолого-педагогической литературы, разобрано смысловое и структурное содержания понятий, связанных с коммуникативными умениями учащихся.
  • Выделены и классифицированы умения и составляющие их действия, владение которыми необходимо современному выпускнику школы, для успешной дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.
  • Выявлен комплекс психолого-педагогических условий, необходимых для формирования коммуникативных умений на уроке информатики.
  • В процессе проведения формирующего эксперимента в течение двух лет, проведена работа с учениками экспериментальных групп, при которой учащиеся постепенно переходили от решения простых коммуникативных задач, до задач, опирающихся на знания основ коммуникации, рефлексию. При этом использовались как традиционные способы и средства выполнения этих операций, так и средства, связанные с изучением и использованием информационно-коммуникационных технологий.
  • Была построена модель формирования коммуникативных умений учеников, в основе которой лежат следующие компоненты: погружение в коммуникативную деятельность через организацию работы в диалоговых режимах с применением информационно-коммуникационных технологий, учет специфических особенностей предмета информатики, где компьютер является одним из элементов коммуникативной системы урока; учет возрастных особенностей учащихся.

Перспективным видится выяснение условий развития коммуникативных умений учащихся, в свете перехода школьного образования на профильное обучение, с элементами профессионально ориентированного развития; разработки методики развития коммуникативных умений учащихся с использованием ИКТ на базе других предметов школьного цикла; методик, связанных с формированием данной группы умений на более ранних стадиях изучения информатики.


Литература

  1. Полат Е. С, Бухаркина М. Ю. , Моисеева М. В, Петров А. Е. . Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.
  2. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. Практическое пособие. 2-е изд., – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 240 с.
  3. Кроль В. М. Психология и педагогика: учеб. пособие для техн. вузов. – М.: Высшая школа, 2001. – 319 с.
  4. Немов Р. С. Психология в 3 кн. : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1. М.: Владос, 2000. – 686 с.
  5. Солдатченко А. Л. Система формирования коммуникативности старшеклассников общеобразовательной школы: – Магнитогорск, 2001. – 186 с.
  6. Стариченко Б. Е. Оптимизация школьного образовательного процесса средствами информационных технологий – Екатеринбург, 1999. – 353 с.
  7. Тищенко В. А. Формирование коммуникативных умений учащихся средствами информатики // Информатика и образование. – 2006. – № 5. С. 114–119.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках информатики в условиях внедрения ФГОС

Главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования - готовить своих учеников к  жизни, обеспечить ребенку общекул...

Статья .Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках физической культуры.

Формирование коммуникативных умений учащихся  на     уроках физической культуры....

« Формирование коммуникативных умений учащихся на уроках физической культуры»

   Коммуникативные умения представляют собой сложную группу качеств, в которую входят: дружеское расположение, желание и умение сообща играть, трудиться и просто общаться, ...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других д...

Сюжетно-ролевая игра как эффективный прием формирования коммуникативных умений учащихся основной школы при обучении иностранным языкам

В статье рассматриваются теоретические подходы к сюжетно-ролевой игре в основной школе, отмечается, что игра по сути носит деятельностный характер, моделируя при этом ситуации общения и формируя комму...

Развитие коммуникативных умений учащихся на уроке математики.

Коммуникативные умения – это умения организовать эффективное взаимодействие с другими людьми. В настоящее время проблема формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью (...