"Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений."
план-конспект урока по информатике и икт (6 класс) на тему

Грушенкова Владислава Ивановна

"Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grafiki_i_diagrammy.doc184 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя: Грушенкова Владислава  Ивановна

Класс: 6

Дата: 31.01.2018.

Предмет: информатика

№ урока по расписанию: 19

Тема урока: Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений.

Место урока в изучаемой теме: урок  № 19

Учебные задачи:

дать представление о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделях;

сформировать представления о назначении графиков и диаграмм;

сформировать умения «читать» и строить простые графики и диаграммы.

Тип урока – комбинированный.

       Используемые на уроке средства ИКТ:

ПК учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска;

ПК учащихся.

      УМК: Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика: учебник для 6 класса – М.: БИНОМ, 2014

Планируемые результаты

Предметные:

Научатся: получат представление о графиках и диаграммах как разновидностях информационных моделей.

Получат возможность научиться: создавать, форматировать и заполнять данными графики, диаграммы

Метапредметные:

-познавательные: умение визуализировать числовые данные, «читать» простые графики и диаграммы

-регулятивные: умение строить простые графики и диаграммы

-коммуникативные: управляют поведением партнера: контролируют, вносят коррективы, оценивают действие партнера.

Личностные:

 - способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом;

- понимание   значения информационного моделирования как метода познания окружающей действительности;

-интерес к изучению информатики.

Этапы урока:

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Актуализация и проверка усвоения изученного материала – 4 мин.

3. Формулирование темы и цели урока – 4 мин

4. Изучение новой темы– 7 мин.

5. Первичное усвоение новых знаний – 5 мин.

6. Физкультминутка – 2 мин.

7. Компьютерный практикум – 15 мин.

8. Закрепление изученного материала – 5  мин.

9. Итоги урока, рефлексия, домашнее задание – 2 мин.


№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1

Организационный момент

Приветствие обучающихся, проверка отсутствующих. Проверка готовности обучающихся к уроку.

Положительный, эмоциональный настрой учащихся на работу.

Не нужно нам владеть клинком,

Не ищем славы громкой.

Тот побеждает, кто знаком

С искусством мыслить тонким.

Проверяют свою готовность к уроку.

Личностные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации

2

Актуализация и проверка усвоения изученного материала

(по 1 баллу)

Проверка домашнего задания: §11 (с.71- 76)

Рассказывают как выполнили задание

3

Формулирование  темы и целей  через повторение (по 1 баллу за каждый верный ответ)

1. Вспомните, какими способами можно представить  информацию на носителе?

2. Сравните  текстовые  и  табличные модели представления информации.

3. Сравните  текстовые,  табличные  и графические модели представления информации.

4. Какая модель нагляднее?

-5. Как называются такие модели?

- Назовите тему нашего урока.

- Поставим цель:

- с помощью текстовой, табличной или графической модели;

- делают вывод в пользу табличных моделей;

- делают вывод в пользу графических моделей;

- диаграммы и графики;

- диаграммы и графики;

Узнать о диаграммах и графиках и их использовании, научиться читать графики и диаграммы, создавать их с помощью компьютера.

Познавательные УУД:

закрепление материала, изученного на предыдущих  уроках.

Личностные УУД:

развитие памяти и мышления

Регулятивные УУД:

- умение ставить  учебную задачу, называть цель, формулировать тему

- развитие логического мышления

4

Изучение новой темы

(по 1 баллу за каждый верный ответ)

Учитель объясняет новый материал

График – линия, дающая наглядное представление о характере зависимости какой-либо величины от другой. График позволяет отслеживать динамику изменения данных.

На графике изображают две координатные оси под прямым углом друг к другу. Эти оси являются шкалами, на которых откладываются представляемые значения. Одна величина является зависимой от другой – независимой. Значения независимой величины обычно откладывают на горизонтальной оси (оси OX), а зависимой величины – на вертикальной оси (оси OY). При изменении независимой величины меняется зависимая величина. Значения зависимой величины изображаются: в виде кривых; в виде точек; в виде кривых и точек. Например, температура воздуха (зависимая величина) может изменяться во времени (независимая величина). Таким образом, график показывает, что происходит с y при изменении x.

- Какие графики можно построить по данным таблицы о погоде в мае?

По данным таблицы можно построить следующие графики: изменения температуры воздуха; изменения влажности воздуха; изменения атмосферного давления

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a57547fc-fc0d-4b37-b87a-0df20c2bbe32/%5BNS-MATH_4-34-44%5D_%5BIM_033%5D.html

Обучающиеся записывают в тетради определение понятия «график», слушают учителя, отвечают на вопросы.

Ресурс:

Умеешь ли ты читать линейная диаграмму? (N 192487)

Вид ЦОР:

Интерактивное задание

Познавательные УУД:

поиск и выделение информации, умение анализировать и синтезировать, выдвижение предположений, решение проблемы.

5

Первичное усвоение новых знаний.

(По 1баллу за каждый верный ответ).

 

  1.  Совместная работа с учителем

Учитель объясняет учащимся задание в  тетради, демонстрируя данное задание на слайде презентации. При выполнении этого задания обучающиеся работают в парах.

2. Работа в парах + взаимопроверка. Выполните задания №1, 2 в учебнике на с. 85- 86, оцените работу соседа

- выполняют разбор задачи вместе с учителем

- выполняют  задания в учебнике на с. 85, оценивают  работу соседа.

Познавательные УУД:  умение  работать с текстом учебник, умение использовать электронную таблицу для создания диаграмм и графиков.

Личностные УУД:  развитие логического мышления

Коммуникативные УУД: развитие диалогической речи

6

Физкультминутка.

- Разминка для глаз

Выполняют упражнения

личностные – умение распределять режимы труда и отдыха;

метапредметные – формирование основ здорового образа жизни.

7

Компьютерный практикум

 (от 1 до 3 баллов)

Выполни задание на компьютере:

С.189,  Пр. №13 Задания 1,2

метапредметные – ИКТ-компетентность (умения работать в текстовом редакторе);

предметные–умение создавать в текстовом редакторе графики;

личностные – понимание значения навыков работы на компьютере для учебы и жизни; понимание значения использования наглядных моделей;

коммуникативные – умение работать в группе.

8

Закрепление изученного материала

Задание 1. Соотнесите диаграмму с ее названием и таблицей, по которой она построена

Детям раздается задание для индивидуальной работы.

Проверка через 1 мин у доски

Лишним может остаться (гистограмма или столбчатая)

Почему осталось лишнее?

Справились прекрасно

Проверьте, исправьте ошибки

Работа на доске, индивидуальная работа

Дети делают вывод, что гистограмма и столбчатая одно и то же

9

Итоги урока, рефлексия, домашнее задание

Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Шкала оценивания  

1-5  – 1 балл, 6- 10 – 2 балла, 11-13 – 3 балла, 14-15 – 4 балла

Домашнее задание: §12

Работа с дневниками, подсчет баллов (общее количество за урок), выставление оценок. Записывают домашнее задание.

регулятивные –

планирование, целеполагание, оценка;

личностные

смыслообразование,  развитие самооценки


Использованные ресурсы:

  1. Коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
  2. Методическая служба. Издательство БИНОМ. http://metodist.lbz.ru/iumk/informatics/er.php
  3. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. Информатика: методическое пособие для 5 - 6 классов – М.: БИНОМ, 2014
  4. Поташник, Левит: Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Методическое пособие, Педагогическое общество России, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: «Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин.».

Урок обобщения и закрепления умений  по построению диаграмм в Excel. Урок построен на географическом материале. Урок можно проводить в 7 классе (УМК Босова), а также при изучении электронных табл...

Тема урока: Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин

Класс: 7 Тип урока: урок изучения нового материала Цели урока: научить учащихся представлять числовую информацию в графическом виде, познакомить учащихся с различными видами диаграмм в ЭТ; и...

Презентация по информатике к уроку "Графики и диаграммы. Наглядное соотношение величин"

Презентация "Графики и диаграммы. Наглядное соотношение величин"...

Кривая обучаемости как средство наглядного представления качественных изменений в образовательной программе

Опыт по диагностике резултативности и оценке изменений в программе и степень их взаимосвязанности...

Графики. Наглядное представление процессов изменения величин

Урок-практикум по информатике в 6 классе...