Статья "Современные проблемы в преподавании информатики в школе"
статья по информатике и икт на тему

ПАШКОВИЧ ВЕНЕРА ШАВКЕТОВНА

   В последние годы школьный курс «Основы информатики и вычислитель-ной техники» вышел на качественно новый этап его развития. Более или менее единый набор школьных вычислений. Самое главное, что взгляд изменился на то, что подразумевалось под компьютерной грамотностью.

   Там работает приоритетный национальный проект «Образование», который помогает учителям более сознательно контролировать развитие вычислитель-ного оборудования и информационных программ, включенных в этот проект.  

Объектом изучения информатики является структура информации и методы ее обработки. Существуют различия между информатикой как наукой с ее собственной предметной областью и информационными технологиями.

   Десять лет назад, в начале внедрения информатики в школах, компьютер-ная грамотность понималась как способность программировать. Теперь поч-ти все поняли, что школьная информатика не должна быть программным курсом. В настоящее время преподаватель информатики - одна из самых сложных и интересных профессий. Потребность начинать все с нуля каждые два года не знакома преподавателям других дисциплин. Учитель информа-тики вынужден внимательно следить за развитием компьютерных техноло-гий, появлением новых программ и изменениями в методах и методах работы с ними. Учитель информатики постоянно ставит вопрос: «Что и как учить? Как научить ребенка ориентироваться на калейдоскоп быстро развивающих-ся информационных технологий?  «Чтобы не отставать от развития компью-терных технологий, необходимы непрерывное самообразование и самосовер-шенствование. И для профессионального использования компьютерных тех-нологий требуется нечто большее - личная приверженность и постоянное стремление выяснить, что происходит в мире информационных технологий и сферы образования.

   В настоящее время интерес исследователей и практиков во всем мире к относительно молодой и быстро растущей научной дисциплине – информа-тике становится все более распространенным явлением. Сегодня информа-тика выделяется в области информатики и логических моделей фундамен-тальной науки и не может быть сведена к другим наукам, даже к математике, очень близко к изученным вопросам.

   Изучение информатики в школе способствует развитию студентов совре-менных информационных технологий. И, как показывает практика, учащие-ся, применяющие свои знания в области компьютерных наук, при подготовке к другим предметам, например, при подготовке сообщения, готовят презен-тации, повышают свою степень подготовки не только в области информа-тики, но и по другим предметам. Поэтому учитель информатики должен больше, чем кто-либо другой, интересовать учащихся своими уроками и их предметом. Особая трудность преподавания информатики связана с тем, что в чисто технологических вопросах работы с компьютером осознание учении-ков часто превышает осведомленность учителей. Учитель не может следо-вать всем достижениям науки и техники и физически не может иметь доступ ко всем новым устройствам, книгам, программам. Он должен ограничиться базовым уровнем, который включает в себя основные навыки приведения компьютера в действие.Многие считают это явление негативным фактором. Фактически, это не должно оцениваться ни положительно, ни отрицательно - это всего лишь особенность субъекта. Уроки информатики также влияют на творческое развитие школьников. Компьютер на уроке не только контро-лирует работу ученика, но также помогает выявить сильные и слабые сторо-ны его знаний и навыков. Только на наших уроках дети могут раскрывать со стороны, не связанную с формулировкой ответа, а из технических знаний.

   Чаще всего, умственно закрытые дети также показывают себя в классе, более продвинутом в информационном мире, где они заинтересованы. Задача состоит в том, чтобы помочь этим детям настроиться на позитивный настрой, как для информации, так и для одноклассников. Они могут открыть больше, если вы проявите интерес к работе на компьютере. Учитель не должен разра-батывать программу, и независимо от учебника, давать знания. Хотя в пос-ледние годы нам приходится иметь дело с тем, что нет хороших учебников, нет полного набора знаний и задач. Поэтому возникает проблема препода-вания уроков информатики автоматически и без учебников. Это не правиль-но. Строка инструкции должна быть одной. Осложнения могут быть на количество часов, но основная программа должна быть разработана и вклю-чена в образовательный стандарт.

   Проблема преподавания информатики также в условиях разных уровней знаний и навыков учащихся. Для детей, которые хотят изучать предмет на более высоком уровне, можно было бы перейти на дистанционное обучение. Использование таких ресурсов позволяет учащимся самостоятельно изучать отдельные темы исследований.

   1. Школьная информатика - самая младшая из всех школьных предметов и, возможно, самая проблематичная. Одной из проблем является отсутствие развития методов обучения информатике.

   2. Проблемы, решаемые при изучении информатики, также связаны с дру-гими предметными областями знаний - физикой, математикой, астрономией и т. д. Благодаря этому  способ изучения информатики является междисцип-линарным.

   3. Высокие темпы развития информатики приводят к тому, что учителю постоянно приходится использовать компьютерные материалы, интернет-ресурсы

   4.  Особое значение имеет самостоятельная работа учащихся, поскольку они проводят значительную часть своего времени в индивидуальной работе с компьютером.

   5. Использование компьютера в качестве инструмента и инструмента обу-чения требует не только учета санитарно-гигиенических норм и ограничений, но и комбинации различных методов обучения.

   6. Работа на компьютере не может превышать 10-30 минут (в зависимости от возраста учащихся).

   7. Как правило, недостаточно количества компьютерного оборудования, поэтому необходимо организовать совместную работу небольших групп (2-4 учащихся на компьютер)

   8. Недостаточное количество часов для организации полноценного контроля и накопляемости оценок, вследствие чего необходимо использовать тесты, письменные работы, индивидуальные задания (доклады, рефераты и т.д.)

   9. Знания и умения по информатике, как и по любому школьному предмету, учащийся приобретает не только на уроках, но особо это ощутимо именно в школьной информатике. Поэтому на первый план выходит проблема обучения информатике в условиях разного уровня знаний и умений учащих-ся.

   10. В целом на уроки информатики школьники любых классов идут с удовольствием, и связано это с тем, что компьютер сам по себе является стимулом к изучению предмета. Но проникновение компьютеров во многие сферы человеческой деятельности со временем притупляют этот интерес.

   11.В отличие от других предметов, процесс изучения информатики характеризуется выражением взаимосвязи различных подсистем: учитель-ученик; ученик – компьютер - учебная книга, учитель-ученик-компьютер.

   Вы не можете просто построить компьютер в обычном учебном процессе и надеяться, что он революционизирует образование. Необходимо изменить саму концепцию учебного процесса, в которой компьютер хорошо вписы-вается в новый мощный инструмент.

   Следует иметь в виду, что обширная практика преподавания в нашей стра-не в области общего образования и высшего образования по-прежнему в зна-чительной степени основана на теоретических идеях объяснительного и иллюстративного подхода, при котором учебная программа сводится к трем основным частям: материал презентации , консолидация и контроль.

    Вывод, сделанный исследователями в тех странах, где они приобрели опыт компьютеризации, прежде всего в развитых странах Запада, заключается в том, что реальные достижения в этой области не дают оснований полагать, что использование компьютеров решительно изменит традиционную систему образования к лучшему.

   Условия, созданные с помощью компьютера, должны способствовать формированию мышления ученика, фокусировать его на поиске системных отношений. И, конечно же, учитель, который преподает предмет, должен сам хорошо ознакомиться с инструментами, которые позволяют учащимся самостоятельно обращаться с персональным компьютером.

   Ответственность учителя информатики в школе должна быть очень высока, но  как правило, в школе ведут информатику учителя физики или матема-тики.

    Во-первых, это должен быть  человек, который владеет компьютерными технологиями на более высоком уровне, чем другие учителя и работники школы. Во-вторых, обеспечивать бесперебойную работу компьютерной и оргтехники. И в-третьих, грамотно применять современные педагогические технологии с целью успешной подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ в 11 классе.

   Если же в школу приходит специалист по информатике, он вынужден совмещать нагрузку с другим предметом, так как получать достойную зарплату при таком количестве часов невозможно.Не каждый учитель неполного рабочего времени может подготовить студентов к высокой оценке на экзамене. Более того, существующие учебники базового уровня по инфор-матике не готовятся к Единому государственному экзамену, поэтому большинство выпускников, которые выбрали этот предмет, готовятся к нему самостоятельно (курсы, репетиторство и т. д.).

   Давайте посмотрим, как сегодня учебная программа позволяет органи-зовать изучение информатики в обычной средней школе. В 7-м и 8-м классах - 1 час в неделю, в 9 - 2 часа. В 10 и 11 классах 1 час в неделю.

   Когда вы переходите на этап высшего образования, результаты Единого государственного экзамена по информатике редко пользуются спросом, даже при наборе на группы для подготовки специалистов в области информа-ционных технологий. Это также не поощряет учителей к подготовке, и уча-щиеся выбирают экзамен по информатике

   По моему мнению, можно выделить основные проблемы, которые сегодня стоят перед современной школой: профессиональная компетентность учи-теля информатики, оплата труда учителя информатики, техническое обеспе-чение, система переподготовки специалистов, особенности организации учебного процесса.

   Компьютеры, информационные технологии, создание нового программного обеспечения является одной из наиболее быстро развивающихся отраслей, появляется огромное количество программ, создающих новые возможности для пользователей, совершенствующих профессиональную деятельность в различных системах. Поэтому особо остро стоит вопрос переподготовки учителей информатики. При высокой занятости на работе невозможно осваи-вать новые программы, поэтому существует большая потребность в обучении на специальных курсах. Учебники не успевают за новшествами и зачастую содержат устаревшие сведения, не восполняют потребность в новых знаниях как учителей, так и учеников. Есть дистанционные курсы для учителей, но стоимость обучения на них слишком высока, и это является препятствием к обучению на этих курсах.

   Существуют также проблемы с техническим оснащением компьютерных классов. Мало того, что в классных комнатах недостаточно компьютеров (на одном компьютере работают 2 ученика), на покупку лицензионных программ не выделяются средства, что также является сдерживающим фактором для повышения качества подготовки информационных технологий.

   В заключение следует отметить, что для решения этих проблем необходим комплексный подход и финансовая поддержка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

           «Тат-Пишленская средняя общеобразовательная школа»

          СТАТЬЯ

«Современные проблемы в преподавании    информатики в школе»

АВТОР:                                 ПАШКОВИЧ ВЕНЕРА ШАВКЕТОВНА

 

   В последние годы школьный курс «Основы информатики и вычислитель-ной техники» вышел на качественно новый этап его развития. Более или менее единый набор школьных вычислений. Самое главное, что взгляд изменился на то, что подразумевалось под компьютерной грамотностью.

   Там работает приоритетный национальный проект «Образование», который помогает учителям более сознательно контролировать развитие вычислитель-ного оборудования и информационных программ, включенных в этот проект.  

Объектом изучения информатики является структура информации и методы ее обработки. Существуют различия между информатикой как наукой с ее собственной предметной областью и информационными технологиями.

   Десять лет назад, в начале внедрения информатики в школах, компьютер-ная грамотность понималась как способность программировать. Теперь поч-ти все поняли, что школьная информатика не должна быть программным курсом. В настоящее время преподаватель информатики - одна из самых сложных и интересных профессий. Потребность начинать все с нуля каждые два года не знакома преподавателям других дисциплин. Учитель информа-тики вынужден внимательно следить за развитием компьютерных техноло-гий, появлением новых программ и изменениями в методах и методах работы с ними. Учитель информатики постоянно ставит вопрос: «Что и как учить? Как научить ребенка ориентироваться на калейдоскоп быстро развивающих-ся информационных технологий?  «Чтобы не отставать от развития компью-терных технологий, необходимы непрерывное самообразование и самосовер-шенствование. И для профессионального использования компьютерных тех-нологий требуется нечто большее - личная приверженность и постоянное стремление выяснить, что происходит в мире информационных технологий и сферы образования.

   В настоящее время интерес исследователей и практиков во всем мире к относительно молодой и быстро растущей научной дисциплине – информа-тике становится все более распространенным явлением. Сегодня информа-тика выделяется в области информатики и логических моделей фундамен-тальной науки и не может быть сведена к другим наукам, даже к математике, очень близко к изученным вопросам.

   Изучение информатики в школе способствует развитию студентов совре-менных информационных технологий. И, как показывает практика, учащие-ся, применяющие свои знания в области компьютерных наук, при подготовке к другим предметам, например, при подготовке сообщения, готовят презен-тации, повышают свою степень подготовки не только в области информа-тики, но и по другим предметам. Поэтому учитель информатики должен больше, чем кто-либо другой, интересовать учащихся своими уроками и их предметом. Особая трудность преподавания информатики связана с тем, что в чисто технологических вопросах работы с компьютером осознание учении-ков часто превышает осведомленность учителей. Учитель не может следо-вать всем достижениям науки и техники и физически не может иметь доступ ко всем новым устройствам, книгам, программам. Он должен ограничиться базовым уровнем, который включает в себя основные навыки приведения компьютера в действие.Многие считают это явление негативным фактором. Фактически, это не должно оцениваться ни положительно, ни отрицательно - это всего лишь особенность субъекта. Уроки информатики также влияют на творческое развитие школьников. Компьютер на уроке не только контро-лирует работу ученика, но также помогает выявить сильные и слабые сторо-ны его знаний и навыков. Только на наших уроках дети могут раскрывать со стороны, не связанную с формулировкой ответа, а из технических знаний.

   Чаще всего, умственно закрытые дети также показывают себя в классе, более продвинутом в информационном мире, где они заинтересованы. Задача состоит в том, чтобы помочь этим детям настроиться на позитивный настрой, как для информации, так и для одноклассников. Они могут открыть больше, если вы проявите интерес к работе на компьютере. Учитель не должен разра-батывать программу, и независимо от учебника, давать знания. Хотя в пос-ледние годы нам приходится иметь дело с тем, что нет хороших учебников, нет полного набора знаний и задач. Поэтому возникает проблема препода-вания уроков информатики автоматически и без учебников. Это не правиль-но. Строка инструкции должна быть одной. Осложнения могут быть на количество часов, но основная программа должна быть разработана и вклю-чена в образовательный стандарт.

   Проблема преподавания информатики также в условиях разных уровней знаний и навыков учащихся. Для детей, которые хотят изучать предмет на более высоком уровне, можно было бы перейти на дистанционное обучение. Использование таких ресурсов позволяет учащимся самостоятельно изучать отдельные темы исследований.

   1. Школьная информатика - самая младшая из всех школьных предметов и, возможно, самая проблематичная. Одной из проблем является отсутствие развития методов обучения информатике.

   2. Проблемы, решаемые при изучении информатики, также связаны с дру-гими предметными областями знаний - физикой, математикой, астрономией и т. д. Благодаря этому  способ изучения информатики является междисцип-линарным.

   3. Высокие темпы развития информатики приводят к тому, что учителю постоянно приходится использовать компьютерные материалы, интернет-ресурсы

   4.  Особое значение имеет самостоятельная работа учащихся, поскольку они проводят значительную часть своего времени в индивидуальной работе с компьютером.

   5. Использование компьютера в качестве инструмента и инструмента обу-чения требует не только учета санитарно-гигиенических норм и ограничений, но и комбинации различных методов обучения.

   6. Работа на компьютере не может превышать 10-30 минут (в зависимости от возраста учащихся).

   7. Как правило, недостаточно количества компьютерного оборудования, поэтому необходимо организовать совместную работу небольших групп (2-4 учащихся на компьютер)

   8. Недостаточное количество часов для организации полноценного контроля и накопляемости оценок, вследствие чего необходимо использовать тесты, письменные работы, индивидуальные задания (доклады, рефераты и т.д.)

   9. Знания и умения по информатике, как и по любому школьному предмету, учащийся приобретает не только на уроках, но особо это ощутимо именно в школьной информатике. Поэтому на первый план выходит проблема обучения информатике в условиях разного уровня знаний и умений учащих-ся.

   10. В целом на уроки информатики школьники любых классов идут с удовольствием, и связано это с тем, что компьютер сам по себе является стимулом к изучению предмета. Но проникновение компьютеров во многие сферы человеческой деятельности со временем притупляют этот интерес.

   11.В отличие от других предметов, процесс изучения информатики характеризуется выражением взаимосвязи различных подсистем: учитель-ученик; ученик – компьютер - учебная книга, учитель-ученик-компьютер.

   Вы не можете просто построить компьютер в обычном учебном процессе и надеяться, что он революционизирует образование. Необходимо изменить саму концепцию учебного процесса, в которой компьютер хорошо вписы-вается в новый мощный инструмент.

   Следует иметь в виду, что обширная практика преподавания в нашей стра-не в области общего образования и высшего образования по-прежнему в зна-чительной степени основана на теоретических идеях объяснительного и иллюстративного подхода, при котором учебная программа сводится к трем основным частям: материал презентации , консолидация и контроль.

    Вывод, сделанный исследователями в тех странах, где они приобрели опыт компьютеризации, прежде всего в развитых странах Запада, заключается в том, что реальные достижения в этой области не дают оснований полагать, что использование компьютеров решительно изменит традиционную систему образования к лучшему.

   Условия, созданные с помощью компьютера, должны способствовать формированию мышления ученика, фокусировать его на поиске системных отношений. И, конечно же, учитель, который преподает предмет, должен сам хорошо ознакомиться с инструментами, которые позволяют учащимся самостоятельно обращаться с персональным компьютером.

   Ответственность учителя информатики в школе должна быть очень высока, но  как правило, в школе ведут информатику учителя физики или матема-тики.

    Во-первых, это должен быть  человек, который владеет компьютерными технологиями на более высоком уровне, чем другие учителя и работники школы. Во-вторых, обеспечивать бесперебойную работу компьютерной и оргтехники. И в-третьих, грамотно применять современные педагогические технологии с целью успешной подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ в 11 классе.

   Если же в школу приходит специалист по информатике, он вынужден совмещать нагрузку с другим предметом, так как получать достойную зарплату при таком количестве часов невозможно.Не каждый учитель неполного рабочего времени может подготовить студентов к высокой оценке на экзамене. Более того, существующие учебники базового уровня по инфор-матике не готовятся к Единому государственному экзамену, поэтому большинство выпускников, которые выбрали этот предмет, готовятся к нему самостоятельно (курсы, репетиторство и т. д.).

   Давайте посмотрим, как сегодня учебная программа позволяет органи-зовать изучение информатики в обычной средней школе. В 7-м и 8-м классах - 1 час в неделю, в 9 - 2 часа. В 10 и 11 классах 1 час в неделю.

   Когда вы переходите на этап высшего образования, результаты Единого государственного экзамена по информатике редко пользуются спросом, даже при наборе на группы для подготовки специалистов в области информа-ционных технологий. Это также не поощряет учителей к подготовке, и уча-щиеся выбирают экзамен по информатике

   По моему мнению, можно выделить основные проблемы, которые сегодня стоят перед современной школой: профессиональная компетентность учи-теля информатики, оплата труда учителя информатики, техническое обеспе-чение, система переподготовки специалистов, особенности организации учебного процесса.

   Компьютеры, информационные технологии, создание нового программного обеспечения является одной из наиболее быстро развивающихся отраслей, появляется огромное количество программ, создающих новые возможности для пользователей, совершенствующих профессиональную деятельность в различных системах. Поэтому особо остро стоит вопрос переподготовки учителей информатики. При высокой занятости на работе невозможно осваи-вать новые программы, поэтому существует большая потребность в обучении на специальных курсах. Учебники не успевают за новшествами и зачастую содержат устаревшие сведения, не восполняют потребность в новых знаниях как учителей, так и учеников. Есть дистанционные курсы для учителей, но стоимость обучения на них слишком высока, и это является препятствием к обучению на этих курсах.

   Существуют также проблемы с техническим оснащением компьютерных классов. Мало того, что в классных комнатах недостаточно компьютеров (на одном компьютере работают 2 ученика), на покупку лицензионных программ не выделяются средства, что также является сдерживающим фактором для повышения качества подготовки информационных технологий.

   В заключение следует отметить, что для решения этих проблем необходим комплексный подход и финансовая поддержка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы введения ФГОС в школе, профессиональные требования к учителю

Информационное поле, обеспечивающееся средствами массовой информации, интернетом привело к тому, что школа  и учитель перестали быть единственным источником знаний для школьника....

Проблемы сотрудничества семьи и школы

Практикум, который можно организовать на педагогическом совете или заседании методического объединения классных руководителей с целью обсуждения проблемы сотрудничества семьи и школы....

Социально-экологический проект "Проблема курения в нашей школе и пути её решения"

Социально-экологический проект "Проблема курения в нашей школе и пути её решения". Описание проекта, агитбригада, викторина "Береги здоровье с молоду"....

о проблемах физического воспитания в школе

ПРезентация о здоровье детей....

«Какие проблемы нас ждут после школы и как к ним подготовиться?»

Классный час проводится в форме беседы. Содержит рекомендации для старшеклассников, которые помогут им психологически настроиться, на выбор профессии....

Классный час "какие проблемы ждут нас после школы и как к ним подготовиться"

Классный час для учащихся 9,11 классов. Цель: повысить у учащихся готовность осознанно выстраивать свои жизненные и профессиональные перспективы, выявить склонности учащихся к видам деятельности, знак...

Проблема взаимодействия семьи и школы

Семья должна рассматриваться школой как один из наиболее значимых факторов, активно влияющих на становление личности с первых дней жизни человека.Такая позиция школы тесно связана с определением...