Социально-экологический проект "Проблема курения в нашей школе и пути её решения"
материал по биологии (10 класс) по теме

Суслова Елена Викторовна

Социально-экологический проект "Проблема курения в нашей школе и пути её решения". Описание проекта, агитбригада, викторина "Береги здоровье с молоду".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« средняя школа № 11 города Кимры»

Социально-экологический проект:

«Проблема курения в нашей школе и  пути ее решения»

Проект выполнили: учащиеся 10 класса.

Руководитель проекта: учитель биологии и химии Суслова Елена Викторовна.

2012 год

У берегов озер, морей, и рек,

Случается, что тонет человек

Лишь он начнет на помощь звать,

Его, конечно же, спешат спасать.

И если дом горит, охваченный огнем,

А человек без чувств остался в нем,

Тотчас на помощь кто-то поспешит

Ему так сердце доброе велит.

Когда же школьник курит сигарету

И годы жизни отдает за это,

Пойми, он тонет, он горит... Беда!

Сейчас решается его судьба.

Не будь же равнодушным человеком

Спеши спасать! Он может стать калекой!

Актуальность проекта:

В последнее время проблема курения в современном  мире является одной из самых острых. Это самое массовое, к сожалению, увлечение нынешнего поколения молодежи. Курят сегодня треть населения планеты. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, сейчас в мире насчитывается 1,3 млрд. курильщиков, а согласно прогнозам, к 2025 году их количество вырастет еще на 400 млн. Самое печальное то, что «курят» не только те, кто держит сигарету во рту, но и те, кто находится рядом (пассивные курильщики).Общий возраст курильщика с 6 лет и выше. Курение – это проблема не только для одного человека, но и для окружающих его людей. Если рассмотреть проблему в масштабах страны, то курение несет опасность для здоровья нации, для экологии.Подавляющее большинство людей начинают курить в школьном возрасте, поэтому эффективные меры по профилактике курения в школе могут помочь многим ученикам обойти стороной эту форму зависимости.

Таким образом, у нас возникла идея создания социально-экологического проекта по проблеме курения в нашей школе. Для  создания проекта мы провели исследование в нашей школе, а также множество различных мероприятий по этой теме.

Проблема:

Вся работа начиналась с анкетирования учащихся для  выяснения существования у нас в школе такой проблемы. Когда результаты анкеты показали, что такая проблема имеет место в школе, на заседании педагогического совета и Совета старшеклассников было решено активизировать работу по профилактике употребления активных веществ, формированию здорового образа жизни.Мы разработали план работы, направленный на здоровый образ жизни учащихся,  и призванный прививать вкус общения с природой. Намеченные мероприятия распределили на весь учебный год. В течение года намечено провести следующее: игры и упражнения, знакомство с историей появления табака и с влиянием его на организм человека как на физическое, так и на психическое состояние, диспуты и кругосветки, конкурсы рисунков на тему «Здоровье – это здорово!» и «Мы против курения!», спортивные соревнования «Веселые старты» и  «Спартакиада»,  викторины и лекции…  

Цель проекта:  борьба с ранним курением среди учащихся и пропаганда здорового образа жизни.

Задачи проекта:

Разработать анкеты социального опроса, способствующего выявлению проблемы;

Провести анкетирование среди учащихся 7-11 классов и социальный опрос среди жителей нашего города;

Донести до учеников школы проблему с помощью информационной плакатов и листовок;

Провести мероприятия,  направленные на профилактику курения;

Вовлечь в антиникотиновые мероприятия школьников всех возрастов;

Предложить альтернативы курению.

Гипотеза проекта:

профилактическая работа в школе снижает процент курящих школьников

 В проекте принимают участие:

учащиеся школы;

члены педагогического коллектива;

медицинские работники;

родители.

 

Предполагаемый результат:

 

       снижение процента курящих школьников;

        активизация личного участия в пропаганде здорового образа жизни;

 

        пробуждение в душе учащегося ответственности за физическое и моральное здоровье своего социума

Считаем, что проводимая нами работа не пройдет даром для учащихся, которые никогда не курили,  для  тех, кто уже пробовал курить или курит, и, конечно,  они сделают необходимые для себя выводы.

Мы решили подойти к этой проблеме комплексно, и в сентябре объявили о своем социальном проекте «Проблема курения в нашей школе и  пути ее решения». Он продолжался больше месяца и состоял из 7 этапов.

На 1-ом  этапе мы

Информировали участников образовательного процесса и общественности о реализации проекта;

Создали инициативную группу;

Разработали  плана действий;

Определили цели и задачи;

Изучение существующего опыта.

На 2-ом  этапе мы

Провели анкетирование учащихся нашей школы «Курение и ты»;

Социологический опрос жителей города Кимры;

Обработка результатов.

   

На одном из этапов мы провели  анонимное анкетирование учащихся 7-11 классов нашей школы, их возраст 12-17 лет. Всего было опрошено – 165 человек, из которых 73 юноши и 92 девушки.

Из опрошенных     учащихся, оказалось    17 человек (10%) - курящие. Из них 2 девушки.

На вопрос: «В каком возрасте вы стали курить, - учащиеся дали следующие ответы.

В возрасте 11-12 лет начали курить 6 учащихся ( 35 %), 13-15 лет – 3 учащихся ( 18 %), 16-17 лет – 8 учащихся ( 47 %).

 

Желая исследовать влияние старшего поколения на подростков, был задан вопрос всем учащимся: «Курят ли ваши родные?»

                                                                             

Полученные данные свидетельствуют о негативном влиянии родителей, братьев, сестер на учащихся, что является одной из причин роста количества курильщиков.

Желая выяснить причины столь высокого процента курения школьников, им был задан следующий вопрос: «Отметьте мотивы, по которым чаще всего начинают курить подростки?»  

  

Учащиеся отметили, что чаще всего подростки начинают курить за компанию (40 учащихся), приобщиться к взрослой жизни (38 учащихся), от нечего делать (35 учащийся), модно (30) учащихся, баловство (15 учащихся).

На вопрос: «Ваше отношение к курящим сверстникам» 3 человек ответили – положительно, 42 - отрицательно и 120  безразлично.

 

На вопрос: «Какие меры вы могли бы предложить для предупреждения курения?» Учащиеся отвечали: запретить продажу сигарет – 54, организовать экскурсию в морг -48, больше говорить о вреде курения 33, запретить рекламу сигарет– 21,  ввести штрафы за курение в общественных местах 9.

Отрадно, что среди всех опрошенных был выявлен самый некурящий класс! Им оказался 9 «А» класс. Мы их награждаем…..

Также мы провели социологический опрос средижителей города Кимры (31 человек, возраст от 20 до 80 лет), который показал, что 35% опрошенных курят (2 женщины и 9 мужчин). К курению все относятся отрицательно. Бросить это пагубное занятие хотят все, но не могут. Так как начать курить легко, а бросить трудно.

3 этап.

Конкурс плакатов и рисунков «Мы против курения!»

Создание листовки «Помоги себе сам!»

На следующем этапе был проведен конкурс плакатов «Мы против курения!»Победителями стали: 3 место -   класс, 2 место -    класс, 1 место -     класс. (Вручение грамот)

4этап.

Разработка сценария агитбригады и её проведение.

Агитбригада.

Ученик 1:  Мы - за здоровье,

Ученик 2:  Мы - за счастье,

Ученик 3:  Мы - против боли и несчастья!

Ученик 4: За трезвый разум,

Ученик 1: За ясность мысли,

Ученик 2: За детство, юность,

Ученик 3: За радость жизни!

Вместе: Вас приветствует агитбригада  средней школы № 11 «Позитив»

Привет, девчонки и мальчишки!
Мы Вас задержим, но не слишком.
Войну куренью объявляем,
Чтоб поддержали нас желаем.

Вы слышите сигнал тревоги?
Он очень дерзок и могуч.
Людские страшные пороки
Собрались в стаи черных туч.

Куренье – худшее из бед,
Вредней привычки в мире нет.
Курильщик жизнь ни в грош не ставит,
Смертельный яд повсюду славит.

А чем обогащен курильщик?
Быть может, он умен как сыщик?
Физически сильней быть может?
В том мир статистики поможет.

Курящий раньше умирает,
До старости не доживает.
Инсульт, и рак, и диабет –
Табачный пламенный привет!

Слабеет ум, стареет сердце.
В дыму табачном не согреться.
И близким, дышащим отравой,
Грозит табачный смрад расправой.

А как учиться с сигаретой?
Уж стало времени приметой.
Ужасней результатов нет,
А вам еще так мало лет!

Вотскоро память подводить начнет,
Сигара пыл свой не уймет.
И потомкам дар оставит:
Болезней перечень представит.

Песня мальчишки

 (Звучит концерт для фортепиано с оркестром № 2 Рахманинова) (на фоне музыки)

Голос: 2045 год на планете земля 20 лет назад произошла экологическая катастрофа. В атмосфере не осталось чистого воздуха, всё заполнил табачный дым. Большинство растений погибло, пышно разрослась только марихуана. Человечество погибло от алкоголизма, наркомании и курения. Спастись удалось единицам. Они вынуждены жить под землей. Там же выросли их дети.

- Вот бы посмотреть. Как устроен мир там, наверху.

- Нам же рассказывали взрослые. Там нечем дышать. Вокруг только голые камни и битое стекло.

- У меня есть мечта, я хочу посмотреть на ромашки. Интересно, какие они?

- А я видела ромашки.

- Как ты могла их видеть? Ты же никогда не была наверху.

- А я видела их…во сне.

- У меня тоже есть мечта.

- Какая?

- Я хочу попробовать яблок.

- А давайте выберемся наверх?!

- Ты что, взрослые не разрешают нам этого делать!

- А мы ненадолго, только выглянем и обратно.

- Да, пойдемте, они даже не заметят, что нас нет.

- Может быть, мы, наконец, сможем увидеть цветы.

- И поедим настоящих яблок.

(Дети уходят)

(Концерт для фортепиано с оркестром № 1 первая часть Чайковского)

Возвращаются с цветами и яблоками.  (на фоне музыки)

- Люди! Будьте людьми!

- Берегите нашу планету!

- Пусть ваши дети будут здоровы!

- Пусть они дышат свежим воздухом, а не табачным дымом!

- Пусть они любуются живыми цветами!

- И никогда не спросят вас: «Что такое яблоки?»

4: Ты слышишь, подросток

И взрослый народ?

Пусть тяга к куренью

Навеки умрет!

5: Ведь жизни не будет,

Где дым сигарет.

Одумайтесь, люди,

И дайте ответ.

6: На лыжи вставайте,

Идите в бассейн.

А летом – на речку

Компанией всей.

7: В лесу погуляйте,

Уйдите в поход.

Куренья дурман

Очень скоро пройдет.

8: Читайте, учитесь,

Добрейте душой.

Друзья, объявите

Курению бой! (хором)

Песня Саша Соболева

Ты, ты сигарету держишь тонкую рукой,
Ты очень бледный и с налётом на зубах.
Порою кашель тебя мучает сухой
И весь пиджак какой-то гадостью пропах.
Привычку должен ты свою...

Припев:
Девушка Наташка и парнишка Сашка,
С грустью и тоскою снова одни.
Девушка Маринка и парнишка Димка,
С этою привычкой никому вы не нужны!

Жизнь. Она прекрасной даже очень может быть.
Дым сигарет пусть не туманит всем нам свет.
Не обязательно для радости курить.
Мы сигаретам вместе скажем твёрдо "Нет!".
Мы всем ребятам вместе скажем...

Припев:
Девушка Наташка и парнишка Сашка
Брось курить скорее-запишись в Спорт клуб.
Девушка Маринка и парнишка Димка
Лучше не курите-вам здоровье друг!

Исполняется под мотив песни "Девушка с просковья".

Никотину скажем — нет!
Сигаретам — никогда!
Мы, здоровая нация!
Мы, здоровая страна!

В жизни, хилым сейчас не место.
Только сильным везет в судьбе.
Из крутого мы сделаны теста.
Факт здоровья всегда и везде!

Здоровье нам дано от века —
Не убивайте человека.

Если хочешь быть первым и лучшим —
Береги здоровье получше.
Курильщик — сам себе могильщик!


1-й: Рассчитайся по порядку!
Делай по утрам зарядку!
Все: Сделал зарядку — доброе дело:
Будет здоровым и дух твой и тело!

4-й: Я достаю из широких штанин (достает и разрывает пачку)
"Мальборо», хоть и не просят.
Смотрите, завидуйте, 
Я — гражданин,
Который курить бросил.
1-й: Равнение на середину! Направо! К здоровому образу жизни шагом марш!

5 этап.

Изучение информации о вреде курения;

Создание презентации

6 этап.

Викторина «Береги здоровье смолоду!»

Викторина «Береги здоровье смолоду!»

№ конкурса

Название

Описание

Баллы

1

Театр миниатюр

Приветствие

5

2

Долина викторин

Ответить на вопросы

1

3

Таверна сказок

Мифы о курении. Подобрать к мифам их опровержение.

1

4

Проезд частушек

Образовать ансамбль и пропеть частушки

1

5

Пик Свободного времени

Привести примеры альтернативы курению, чем больше, тем лучше

1

6

Лучший оратор

Продолжи фразу: « Если бы я работал в центре по профилактике вредных привычек, и у меня было бы 2 минуты для выступления на телевидении, то я бы сказал….»

5

Викторина пройдёт между командами 9А.9Б.9В классов

1 конкурс. Театр миниатюр. – Приветствие. На сцену  приглашается команда 9А класса....

2 конкурс. Долина викторин

Какой орган наряду с лёгкими больше всего страдает от последствий куреня? (Сердце.Курение является одной из основных причин заболеваний сердца).

 Какая главная причина бытовых пожаров, сопровождающихся гибелью людей? (Сигареты)

Что означает «пассивное курение»? (Некурящие вдыхают сигаретный дым окружающих их курильщиков)

При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ? (Угарный газ.Этот ядовитый газ, соединяясь с красными клетками крови – эритроцитами, уменьшает количество кислорода, переносимого кровью)

При каком русском царе табак появился в России? (При Иване Грозном)

Кто из царей России ввел запрет на курение? (Алексей Михайлович)

3 конкурс. Таверна сказок.  Подобрать к мифам их опровержение.

Миф 1.  Курящие люди дольше сохраняют стройную фигуру?

Кругом полно дымящих толстяков.  Притупляя сигаретой чувство голода, вы провоцируете развитие гастрита и язвенной болезни.  Худеть с помощью курения – это все равно, что привить себе инфекционную болезнь и “таять на глазах” от нее.

Миф 2.  Курение успокаивает нервы?

Компоненты табака (смолы, никотин, дым и т.д.) не расслабляют, а просто “тормозят” важнейшие участки центральной нервной системы.  Привыкнув к сигарете, человек без нее уже расслабиться, не может.  Получается замкнутый круг: и возникновение, и прекращение стресса зависят от курения.

Миф 3.   На морозе сигарета согревает?

Табачный дым создает кратковременный согревающий эффект (содержащиеся в нем яды сужают сосуды, увеличивают частоту пульса и повышают кровяное давление. Стоит ли так "“греться"” чтобы получить взамен как минимум гипертонию?

4 конкурс. Проезд частушек.Образовать ансамбль и пропеть частушки

 

Пропоём мы вам частушки

О вреде курения.

      Вы в отказе от привычек.

Проявите рвение.

Не курите, дети рано,

А то будете болеть.

Не помогут вам таблетки,

Можно рано умереть.

Коля, Коля, не кури:

            вредно для здоровья!

            лучше пей ты каждый день

            молоко коровье.

Говорили, говорили.

            чтоб мальчишки не курили.

            а Андрюшка за углом

            подавился табаком.

Каждый день у нас Денис

            курит по полпачки.

            лучше ел бы мальчик наш

            леденцы на палочке.

Вы, ребята, не курите,

Лучше яблоки купите.

Очень вреден никотин,

Съешьте лучше витамин.

Физкультурой занимайся,

            чтоб здоровье сохранять,

            и от лени постарайся

            побыстрее убежать.

Не курите вы, ребята,

Сигареты – это враг.

Не губи, дружок, здоровье,

Будешь сам потом не рад.

Мы не курим, мы  не пьём,

Очень мирно мы живём.

Никотин же это яд,

Убивает всё подряд.

5 конкурс. Пик Свободного времени. Привести примеры альтернативы курению, чем больше, тем лучше.

6 конкурс. Лучший оратор. Продолжи фразу: « Если бы я работал в центре по профилактике вредных привычек, и у меня было бы 2 минуты для выступления на телевидении, то я бы сказал….»

7этап.

Завершился проект созданием выпуска газеты «Одиннадцатая.ru» - «Береги здоровье смолоду». (В создании выпуска приняли все учащиеся, участвовавшие в проекте);

Подведение итогов;

Награждение.

Ведущий: Минздрав! Родители! Учителя! Друзья! Любимые! Ваши будущие дети!!!

Все хором: ПРЕДУПРЕЖДАЮТ!!!

У рекламы цель — продать!!! Образ яркий навязать!

Разве КРУТО задыхаться и от рака умирать???!!!

Разве СТИЛЬНО у прохожих сигареты Вам стрелять???!!!

Разве МОДНО пахнуть плохо и вокруг себя плевать???!!!

Разве ВЗРОСЛО яд вдыхать, организм свой отравлять???!!!

Хором: ГЛУПО!!! во власти рекламы Жить!!!

Вот наши причины, чтоб не курить!!!

Я хочу иметь здоровый внешний вид!!

Мой парень против курения!

У меня нет на это лишнего времени!

Курение мешает заниматься спортом!

Я найду, на что потратить свои деньги!

Мне не нравится вкус сигарет!

Я хочу, чтобы у меня были здоровые дети!

Я хочу успешным быть!!!

Я хочу здоровой быть!!

Я хочу любимой быть!!

Я хочу красивой быть!!

Я хочу счастливым быть!!!

НАШ СОВЕТ: (хором) БРОСАЙ КУРИТЬ!!!

А напоследок предлагает участникам обратить внимание на плакат. Сейчас, когда вы будете выходить из зала, обратите внимание на плакат. Возьмите маркеры и сделайте свой выбор!

Если ты:

За хорошее самочувствие,

За прекрасное настроение,

За красивый внешний вид,

За уверенность в завтрашнем дне,

За здоровье твоих будущих детей.

Оставь свой автограф!

Ожидаемые результаты
Предварительная проведенная работа показала, что, конечно же, проблема табакокурения среди учащихся школы существует. И, тем не менее, проводимые нами мероприятия должны дать положительный результат. Проведение профилактики табакокурения возможно и даже необходимо. 
По результатам проекта должно быть видно, насколько ученики осознали всю губительную силу табака, насколько серьёзно научились относиться к своему и чужому здоровью, готовы ли они заполнить свой досуг спортом, общением с природой.
Эта работа должна быть продолжена, так как в течение одного года данную проблему, конечно же, не решить. Начатый нами проект будет продолжен в последующие годы.

Используемая литература.

1. «Вред алкоголя, никотина, наркотиков» Бенюмов В. М., Костенко О. П., Флоренсова К. М. – Киев 1989 год.
2. «Предупреждение вредных привычек у школьников» Колесов Д. В. – Москва 1984 год.
3. «Психопрофилактика и психотерапия в средней школе» учебно-методическое пособие. Кулаков С. А. – Санкт-Петербург 1996 год.
4. «Школьнику о вреде никотина  и алкоголя» Ягодинский В. Н. – Москва 1986 год.
Брощюры-приложения к журналу «Первое сентября» подписка 2006-2008 года.
5. «Лучшие уроки  по профилактике употребления ПАВ и здоровому образу жизни» методические материалы. -  видеоматериал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные проблемы в осуществлении духовно-нравственного воспитания детей и подростков в школе. Пути их решения.

Выступление на научно-практической конференции «Просвещение и нравственность: забота государства, церкви и общества» посвящено актуальной проблеме в ОУ. В небоьшой статье кратко и ёмко исследуются при...

Проблемы сельской малокомплектной школы и пути их решения на примере Зарубежных стран.

В исследовательской статье рассматриваются плюсы и минусы малокомплектных сельских школ и рассматриваются пути решения проблем на примере других стран...

Основные проблемы в деятельности учителя современной школы и пути их решения (из практики учителя предметника)

   Каждый конкретный учитель, в том числе и я, сталкивается в своей практике с определенными проблемами, для разрешения которых следует выявить их причины....

«Из опыта работы: проблемы преподавания курса географии в школе и пути их решения»

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с преподавание географии в школе....

Классный час по теме : "Конфликты в нашей жизни и пути их решения"

Цели: познакомить детей с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация", со способами предупреждения конфликтов; способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания о...

Конфликты в нашей жизни и пути их решения

Цель: способствовать формированию у учащихся уважительного отношения к окружающим людям.Задачи: - сформировать представления о различных вариантах человеческого общения;- способствовать осмыслению кон...