Рабочие программы по информатике и ИКТ 7-11 классы
рабочая программа по информатике и икт на тему

Рожкова Татьяна Николаевна

Рабочие программы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 43»

Рассмотрено на заседании                 Согласовано                                      Утверждено

   МО  учителей                               Зам. директора по УВР                  приказом   №         от                                      

______________ цикла                     _______________                          Директор   МБОУ ЦО № 43

Протокол  №_____                              «___»____2017года                 ___________А. А. Старченков

от «___»____2017 года                  

                

Рабочая программа учебного  предмета «Информатика и ИКТ»,

для обучающихся, осваивающих уровень среднего общего образования

(11класс),

составлена на основе Федерального компонента

государственного образовательного стандарта основного общего образования(2004 г.) по информатике,  примерной программы по предмету и авторской программы к комплекту учебников, созданных под руководством Угриновича Н.Д., БИНОМ, 2012, Реквизиты программы( издательство ,год.)

Программа рассчитана  на 68 часов (2 ч. в неделю)

                                                                Учитель: Рожкова Т.Н.

                        Принято на педагогическом совете

                                (протокол № 1 от 30.08.2017)

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классе составлена на основе авторской программы Угриновича Н.Д. (автор учебника), Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень), программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 7-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г., под редакцией Угриновича Н.Д., с учетом учебника под редакцией Угриновича Н.Д. «Информатика и ИКТ», 11 класс (7-е изд. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г.).

Место предмета в учебном плане

Планирование курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне в соответствии с Базисным учебным планом рассчитано на 140 часов (68 часов в 10 классе и 68 часов в 11 классе).

Учебно-математический план, 11 класс

Название темы

Кол-во часов

1

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.

22

2

Моделирование и формализация.

16

3

Базы данных. Системы управления базами данных.

16

4

Информационное общество.

6

5

Повторение. Подготовка к ЕГЭ.

8

Итого:

68

Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.

Программой предусмотрено проведение в 11 классе:

количество практических работ – 24,

количество контрольных тестовых работ – 3,

количество зачетных практических работ – 3.


Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

Предметные результаты:

  • объяснять различные подходы к определению понятия "информация";
  • различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный;
  • знать единицы измерения информации;
  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
  • использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;
  • назначение и функции операционных систем.

уметь

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • распознавать информационные процессы в различных системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Содержание учебного курса по информатике и ИКТ в 11 классе

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (22 часа)

История развития вычислительной техники. Пр.р.1.1.»Виртуальные компьютерные музеи». Архитектура персонального компьютера. Операционные системы. Основные характеристики операционных систем. Операционная система Windows. Пр.р.1.5 «Настройка графического интерфейса для ОС Windows». Операционная система Linux. Пр.р.1.6. «установка пакетов в операционной системе Linux». Защита от несанкционированного доступа к информации. Защита с использованием паролей. Биометрические системы защиты. Физическая защита данных на дисках. Защита от вредоносных программ. Вредоносные и антивирусные программы. Компьютерные вирусы и защита от них. Пр.р. 1.8 «Защита от компьютерных вирусов». Сетевые черви и защита от них. Троянские программы и защита от них. Хакерские утилиты и защита от них. Контроль знаний и умений по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» (тестирование). Контроль знаний и умений по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»(зачетная Пр.р. №1).

Моделирование и формализация (16 часов)

Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании. Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Исследование интерактивных компьютерных моделей. Исследование физических моделей. Пр.р. 2.1 проект «Движение тела, брошенного под углом к горизонту». Исследование астрономических моделей. Исследование алгебраических моделей. Исследование геометрических моделей (планиметрия). Исследование геометрических моделей (стереометрия). Исследование химических моделей. Исследование биологических моделей. Контроль знаний и умений по теме «Моделирование и формализация» (тестирование). Контроль знаний и умений по теме «Моделирование и формализация» (зачетная пр.р. № 2).

Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД) (16 часов)

Табличные базы данных. Системы управления базами данных. Пр.р.3.1 «Создание табличной базы данных». Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты. Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных. Пр.р.3.2 «Создание формы в табличной базе данных». Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов. Пр.р.3.3 «Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов». Сортировка записей в табличной базе данных. Печать данных с помощью отчетов. Пр.р. 3.5 «Создание отчета в табличной базе данных». иерархическая модель данных. Пр.р.3.6 «Создание генеалогического древа семьи». Сетевая модель данных. Контроль знаний и умений по теме «Базы данных.Системы управления базами данных» (тестирование). Контроль знаний и умений по теме «Базы данных.Системы управления базами данных» (зачетная пр.р. № 3).

Информационное общество (6 часов)

Право в интернете. Этика в интернете. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Повторение. подготовка к ЕГЭ. Тесты по теме «Информатика и ИКТ» (8 часов)

Информация. кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение. Алгоритмизация и программирование. Основы логики и логические основы компьютера. Моделирование и формализация. Информационные технологии. Коммуникационные технологии.

Тематическое планирование по информатике и ИКТ в 11 классе

Дата

Раздел (ч)

Тема

Кол-во часов

Дом. задание

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (22)

1

  1. История развития вычислительной техники

1

§ 1.1

2

Пр.р.1.1.»Виртуальные компьютерные музеи»

1

3

1.2.Архитектура персонального компьютера

1

§ 1.2

4

1.3.Операционные системы

1

§ 1.3

5

1.3.1.Основные характеристики операционных систем

1

§ 1.3.1

6

1.3.2.Операционная система Windows

1

§ 1.3.2

7

Пр.р.1.5 «Настройка графического интерфейса для ОС Windows»

1

8

1.3.3 Операционная система Linux

1

§ 1.3.3

9

Пр.р.1.6. «установка пакетов в операционной системе Linux»

1

10

1.4.Защита от несанкционированного доступа к информации

1

§ 1.4

11

1.4.1. Защита с использованием паролей

1

§ 1.4.1

12

1.4.2. Биометрические системы защиты

1

§ .1.4.2

13

1.5. Физическая защита данных на дисках

1

§ 1.5

14

1.6. Защита от вредоносных программ

1

§ 1.6

15

1.6.1 Вредоносные и антивирусные программы

1

§ 1.6.1

16

1.6.2 Компьютерные вирусы и защита от них

1

§ 1.6.2

17

Пр.р. 1.8 «Защита от компьютерных вирусов»

1

18

1.6.3 Сетевые черви и защита от них

1

§ 1.6.3

19

1.6.4 Троянские программы и защита от них

1

§ 1.6.4

20

1.6.5 Хакерские утилиты и защита от них

1

§ 1.6.5

21

Контроль знаний и умений по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» (тестирование)

1

22

Контроль знаний и умений по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»(зачетная Пр.р. №1)

1

Моделирование и формализация (16)

23

2.1 Моделирование как метод познания

1

§ 2.1

24

2.2 Системный подход в моделировании

1

§ 2.2

25

2.3 Формы представления моделей

1

§ 2.3

26

2.4 Формализация

1

§ 2.4

27

2.5 Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

1

§ 2.5

28

2.6 Исследование интерактивных компьютерных моделей

1

§ 2.6

29

2.6.1 исследование физических моделей

1

§ 2.6.1

30

Пр.р. 2.1 проект «Движение тела, брошенного под углом к горизонту»

1

31

2.6.2 Исследование астрономических моделей

1

§ 2.6.2

32

2.6.3 Исследование алгебраических моделей

1

§ 2.6.3

33

2.6.4 Исследование геометрических моделей (планиметрия)

1

§ 2.6.4

34

2.6.5. исследование геометрических моделей (стереометрия)

1

§ 2.6.5

35

2.6.6 Исследование химических моделей

1

§ 2.6.6

36

2.6.7 Исследование биологических моделей

1

§ 2.6.7

37

Контроль знаний и умений по теме «Моделирование и формализация» (тестирование)

1

38

Контроль знаний и умений по теме «Моделирование и формализация» (зачетная пр.р. № 2)

1

База данных. системы управления базами данных (СБУД) (16)

39

3.1 Табличные базы данных

1

§ 3.1

40

3.2 Системы управления базами данных

1

§ 3.2

41

Пр.р.3.1 «Создание табличной базы данных»

1

42

3.2.1 Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты

1

§ 3.2.1

43

3.2.2 Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных

1

§ 3.2.2

44

Пр.р.3.2 «Создание формы в табличной базе данных»

1

45

3.2.3 Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов

1

§ 3.2.3

46

Пр.р.3.3 «Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов»

1

47

3.2.4 Сортировка записей в табличной базе данных

1

§ 3.2.4

48

3.2.5 Печать данных с помощью отчетов

1

§ 3.2.5

49

Пр.р. 3.5 «Создание отчета в табличной базе данных»

1

50

3.3 иерархическая модель данных

1

§ 3.3

51

Пр.р.3.6 «Создание генеалогического древа семьи»

1

52

3.4 Сетевая модель данных

1

§ 3.4

53

Контроль знаний и умений по теме «Базы данных.Системы управления базами данных» (тестирование)

1

54

Контроль знаний и умений по теме «Базы данных.Системы управления базами данных» (зачетная пр.р. № 3)

1

Информационное общество (6)

55

4.1 Право в интернете

1

§ 4.1

56

4.1 Право в интернете

1

§ 4.1

57

4.2 Этика в интернете

1

§ 4.2

58

4.2 Этика в интернете

1

§ 4.2

59

4.3 Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

1

§ 4.3

60

4.3 Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

1

§ 4.3

Повторение. подготовка к ЕГЭ. Тесты по теме «Информатика и ИКТ» (8)

61

Тема 1. Информация. кодирование информации

1

62

Тема 1. Информация. кодирование информации

1

63

Тема 2. Устройство компьютера и программное обеспечение

1

64

Тема 3. Алгоритмизация и программирование

1

65

Тема 4. Основы логики и логические основы компьютера

1

66

Тема 5. Моделирование и формализация

1

67

Тема 6. Информационные технологии

1

68

Тема 7. Коммуникационные технологии

1

Итого

68



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 43»

Рассмотрено на заседании                 Согласовано                                      Утверждено

   МО  учителей                               Зам. директора по УВР                  приказом   №         от                                      

______________ цикла                     _______________                          Директор   МБОУ ЦО № 43

Протокол  №_____                              «___»____2017года                 ___________А. А. Старченков

от «___»____2017 года                  

                

Рабочая программа учебного  предмета «Информатика и ИКТ»,

для обучающихся, осваивающих уровень среднего общего образования

(10класс),

составлена на основе Федерального компонента

государственного образовательного стандарта основного общего образования(2004 г.) по информатике,  примерной программы по предмету и авторской программы к комплекту учебников, созданных под руководством Семакин И.Г., БИНОМ, 2017

Программа рассчитана  на 68 часов (2 ч. в неделю)

                                                                Учитель: Рожкова Т.Н.

                        Принято на педагогическом совете

                                (протокол № 1 от 30.08.2017)

ПОСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 68 учебных часов, 2 часа в неделю.

Рабочая программа по информатике и ИКТ для универсального профиля составлена на основе авторской программы  Семакина И.Г.  с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена.

Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, освоивших базовый курс информатики и ИКТ в основной школе.

Программой предусмотрено проведение: количество практических работ – 16, количество контрольных работ - 3.

Учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Учебно-тематический план

№ п/п

Основные разделы курса

Всего часов

В том числе

Практические работы

Контрольные работы

1

Информация

15

5

1

2

Информационные процессы

18

2

1

3

Программирование

35

9

1

Итого

68

16

3

.Содержание учебного курса

Информация – 15 часов

        Инструктаж по ТБ. Введение. Входной контроль. Понятие информации в науке. Представление информации, языки, кодирование. Измерение информации. Объемный подход. Измерение информации. Содержательный подход. Практическая работа №2.1«Измерение информации.». Представление чисел в компьютере. Представление текста, изображения и звука в компьютере.

Информационные процессы – 17 часов.

        Хранение информации. Передача информации. Обработка информации и алгоритмы. Автоматическая обработка информации. Информационные процессы в компьютере. Практическая работа №2.2 «Управление алгоритмическим исполнителем.». Практическая работа №2.6 «Автоматическая обработка данных.». Практическая работа №2.7 «Выбор конфигурации компьютера.» Практическая работа №2.8 «Настройка BIOS.»

Программирование – 35 часов

 Алгоритмы и величины. Структура алгоритмов. Паскаль – язык структурного программирования. Элементы языка Паскаль и типы данных. Операции, функции, выражения языка Паскаль. Оператор присваивания, ввод и вывод данных. Практическая работа «Программирование линейных алгоритмов». Логические величины, операции, выражения. Практическая работа «Программирование логических выражений». Программирование ветвлений. Практическая работа «Программирование ветвящихся алгоритмов». Пример поэтапной разработки программы решения задачи. Программирование циклов. Вложенные и итерационные  циклы. Практическая работа «Программирование циклических алгоритмов». Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Практическая работа «Программирование с использованием подпрограмм». Массивы. Одномерные массивы. Двумерные массивы.  Практическая работа « Программирование обработки одномерных массивов». Практическая работа « Программирование обработки двумерных массивов». Организация ввод и вывод данных с использованием файлов. Типовые задачи обработки массивов. Символьный и строковый тип данных. Строки символов. Практическая работа «Программирование обработки строк символов». Комбинированный тип данных. Практическая работа «Программирование обработки записей». Контрольная работа.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Раздел (ч)

Тема

Кол-во часов

Дом задание

Информация (15)

1

Инструктаж по ТБ.
Введение. Входной контроль.

1

2

Понятие информации в науке

1

§1.

3

Понятие информации в науке

1

§1.

4

Представление информации, языки, кодирование

1

§2.

5

Представление информации, языки, кодирование

1

§2.

6

Измерение информации. Объемный подход

1

§3.

7

Измерение информации. Объемный подход

1

§3.

8

Измерение информации. Содержательный подход

1

§4.

9

Измерение информации. Содержательный подход

1

§4.

10

Практическая работа №2.1

«Измерение информации.»

1

11

Практическая работа №2.1

«Измерение информации.»

1

12

Представление чисел в компьютере

1

§5.

13

Представление чисел в компьютере

1

§5.

14

Представление текста, изображения и звука в компьютере

1

§6.

15

Представление текста, изображения и звука в компьютере

1

§6.

Информационные процессы (17)

16

Хранение информации

1

§7.

17

Передача информации

1

§8.

18

Передача информации

1

§8.

19

Обработка информации и алгоритмы

1

§9.

20

Обработка информации и алгоритмы

1

§9.

22

Автоматическая обработка информации

1

§10.

23

Автоматическая обработка информации

1

§10.

24

Информационные процессы в компьютере

1

§11.

25

Информационные процессы в компьютере

1

§11.

26

Практическая работа №2.2

«Управление алгоритмическим исполнителем.»

1

27

Практическая работа №2.2

«Управление алгоритмическим исполнителем.»

1

28

Практическая работа №2.6

«Автоматическая обработка данных.»

1

29

Практическая работа №2.6

«Автоматическая обработка данных.»

1

30

Практическая работа №2.7

«Выбор конфигурации компьютера.»

1

31

Практическая работа №2.7

«Выбор конфигурации компьютера.»

1

32

Практическая работа №2.8

«Настройка BIOS.»

1

33

Практическая работа №2.8

«Настройка BIOS.»

1

Программирование обработки информации (35)

34

Алгоритмы и величины

1

§12

35

Структура алгоритмов

1

§13

36

Структура алгоритмов

1

§13

37

Паскаль – язык структурного программирования

1

§14

38

Паскаль – язык структурного программирования

1

§14

39

Элементы языка Паскаль и типы данных

1

§15

40

Элементы языка Паскаль и типы данных

1

§15

41

Операции, функции, выражения

 языка Паскаль

1

§16

42

Операции, функции, выражения

 языка Паскаль

1

§16

43

Оператор присваивания, ввод и вывод данных

1

§17

44

Практическая работа «Программирование линейных алгоритмов»

1

45

Практическая работа «Программирование линейных алгоритмов»

1

46

Логические величины, операции, выражения

1

§18

47

Практическая работа «Программирование логических выражений»

1

48

Практическая работа «Программирование логических выражений»

1

49

Программирование ветвлений

1

§19

50

Практическая работа «Программирование ветвящихся алгоритмов»

1

51

Практическая работа «Программирование ветвящихся алгоритмов»

1

52

Пример поэтапной разработки программы решения задачи

1

§20

53

Программирование циклов

1

§21

54

Вложенные и итерационные  циклы

1

§22

55

Практическая работа «Программирование циклических алгоритмов»

1

56

Вспомогательные

Алгоритмы и подпрограммы

1

§23

57

Практическая работа «Программирование с использованием подпрограмм»

1

58

Массивы. Одномерные массивы Двумерные массивы

1

§24

59

Практическая работа « Программирование обработки одномерных массивов»

1

60

Практическая работа « Программирование обработки двумерных массивов»

1

61

Организация ввод и вывод данных с использованием файлов

1

§25

62

Типовые задачи

обработки массивов

1

§26

63

Символьный и строковый тип данных

1

§27

64

Строки символов

1

§28

65

Практическая работа «Программирование обработки строк символов»

1

66

Комбинированный тип данных

1

§29

67

Практическая работа «Программирование обработки записей»

1

68

Контрольная работа

1



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 43»

Рассмотрено на заседании                 Согласовано                                      Утверждено

   МО  учителей                               Зам. директора по УВР                  приказом   №         от                                      

______________ цикла                     _______________                          Директор   МБОУ ЦО № 43

Протокол  №_____                              «___»____2017года                 ___________А. А. Старченков

от «___»____2017 года                  

                

Рабочая программа учебного  предмета «Информатика и ИКТ»,

для обучающихся, осваивающих уровень основного общего образования

(9 класс),

составлена на основе Федерального компонента

государственного образовательного стандарта основного общего образования(2004 г.)по информатике, примерной программы  по предмету и авторской программы к комплекту учебников, созданных под руководством Угриновича Н.Д., БИНОМ, 2015

Программа рассчитана  на 68 часов (2 ч. в неделю)

                                                                Учитель: Рожкова Т.Н.

                        Принято на педагогическом совете

                                (протокол № 1 от 30.08.2017)

Пояснительная записка

 Рабочая программа по предмету «Информатика и ИКТ», адресованная для 9 класса, составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (Приказ Министерства образования РФ « Об утверждении федерального общего образования по информатике и информационным технологиям с учетом авторской программы по информатике Н.Д. Угриновича (Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 7-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2209. – 463. С.). Рабочая программа по информатике и ИКТ для 9 класса рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).

Планируемые результаты:

Личностные результаты освоения информатики:

1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Информатика, как и любая другая учебная дисциплина, формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Она формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей.

Формирование информационной картины мира происходит через:

  • понимание и умение объяснять закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, их общность и особенности;
  • умение описывать, используя понятия информатики, информационные процессы функционирования, развития, управления в природных, социальных и технических системах;
  • анализ исторических этапов развития средств ИКТ в контексте развития общества.

2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Указанный возраст характеризуется стремлением к общению и совместной полезной деятельности со сверстниками. Возможности информатики легко интегрируются с возможностями других предметов, на основе этого возможна организация:

  • целенаправленного поиска и использования информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств ИКТ;
  • анализа информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах;
  • оперирования с информационными объектами, их преобразования на основе формальных правил;
  • применения средств ИКТ для решения учебных и практических задач из областей, изучаемых в различных школьных предметах, охватывающих наиболее массовые применения ИКТ в современном обществе.

3. Приобретение опыта выполнения с использованием информационных технологий индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д.

Результаты совместной работы легко использовать для создания информационных объектов (текстов, рисунков, программ, результатов расчетов, баз данных и т. п.), в том числе с помощью компьютерных программных средств. Именно они станут основой проектной исследовательской деятельности учащихся.

4. Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества.

5. Формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.

В контексте рассмотрения вопросов социальной информатики изучаются характеристики информационного общества, формируется представление о возможностях и опасностях глобализации информационной сферы. Учащиеся научатся соблюдать нормы информационной культуры, этики и права, с уважением относиться к частной информации и информационным правам других людей.

6. Формирование на основе собственного опыта информационной деятельности представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами.

Освоение основных понятий информатики (информационный процесс, информационная модель, информационный объект, информационная технология, информационные основы управления, алгоритм, автоматизированная информационная система, информационная цивилизация и др.) позволяет учащимся:

  • получить представление о таких методах современного научного познания, как системно-информационный анализ, информационное моделирование, компьютерный эксперимент;
  • использовать необходимый математический аппарат при решении учебных и практических задач информатики;
  • освоить основные способы алгоритмизации и формализованного представления данных.

Метапредметные результаты освоения информатики представляют собой:

  • развитие ИКТ-компетентности, т. е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов (текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко распространенных компьютерных инструментальных средств;
  • осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и т. п., анализа и оценки свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи;
  • целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники;
  • умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика» межпредметный характер. Таблица соответствия содержания учебников планируемым результатам обучения в системе универсальных учебных действий приведена в Приложении.

Среди предметных результатов ключевую роль играют:

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель, и их свойствах;
  • развитие алгоритмического и системного мышления, необходимых для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, ветвлением и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, выбора способа представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы) с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Большое значение в курсе имеет тема «Коммуникационные технологии», в которой учащиеся знакомятся не только с основными сервисами Интернета, но и учатся применять их на практике.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Общее

Теория

Практика

Кон. Раб.

1

Основы алгоритмизации и ОПП

27

14

12

1

2

Моделирование и формализация

22

16

5

1

3

Логика и логические основы компьютера

6

3

2

1

4

Информационное общество и информационная безопасность

8

7

-

1

Резерв

5

-

-

-

Итого:

68

40

19

4

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

  1. Основы логики (6 часов)

Алгебра логики. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел. Пр.р. 3.1 «Таблицы истинности логических функций». Пр.р.3.2 «Модели электрических схем логических элементов «И», «ИЛИ», «НЕ». Контроль знаний и умений по теме «Логика и логические основы компьютера»

2. Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования (27 часов)

Инструкция по ТБ. Свойства алгоритма и его исполнители. Выполнение алгоритмов компьютером. Основы объектно-ориентированного визуального программирования. Линейный алгоритм. Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл». Блок-схемы алгоритмов. Переменные: тип, имя, значение. Арифметические. Строковые и логические выражения. Функции в языках объектно-ориентированного языка программирования VisualBasic. Пр.р. 1.1 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и процедурного программирования». Пр.р. 1.2 «Разработка проекта «Переменные». Пр.р. 1.3 «Разработка проекта «Калькулятор». Пр.р. 1.4 «Разработка проекта «Строковый калькулятор». Пр.р. 1.5 «Разработка проекта «Даты и время». Пр.р. 1.6 «Разработка проекта «Сравнение кодов символов». Пр.р. 1.7 «Разработка проекта «Отметка». Пр.р. 1.8 «Разработка проекта «Коды символов». Пр.р. 1.9 «Разработка проекта «Слово-перевертыш». Пр.р. 1.10 «Разработка проекта «Графический редакторе». Пр.р. 1.11 «Разработка проекта «Системы координат». Пр.р. 1.12 «Разработка проекта «Анимация». Контроль знаний и умений по теме «Основы алгоритмизации и ООП».

3.Моделирование и формализация (22 часов)

Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация информационных моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Построение и исследование физических моделей. Приближенно решение уравнений. Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения. Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами. Пр.р.2.1 «Разработка проекта «Бросание мячика в площадку». Пр.р.2.2 «Разработка проекта «Графическое решение уравнения». Пр.р. 2.3 «Выполнение геометрических построений в системе черчения КОМПАС». Пр.р.2.3 «Разработка проекта «Распознавание удобрений». Пр.р.2.5 «Разработка проекта «Модели систем управления». Контроль знаний и умений по теме «Моделирование и формализация».

4. Информационное общество и информационная безопасность (8 часов)

Информационное общество. Информационная культура. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. Защита информации. Контроль знаний и умений по теме «Информационное общество и информационная безопасность.

Учебно-тематический план

Количество часов - всего 68 часов; в неделю 2 ч.

Практических работ – 19 ч.

Контрольного тестирования – 4ч.

Повторение – 5 ч.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Раздел (ч)

Тема

Понятия

Кол-во часов

Домашнее задание

Основы алгоритмизации и ОПП (27)

1

Инструкция по ТБ. Свойства алгоритма и его исполнители

Алгоритм, дискретность, результативность, массовость, детерминированность

1

§ 1.1.1

2

Выполнение алгоритмов компьютером

Алгоритмизация, исполнитель алгоритма, программа, машинный язык, языки программирования высокого уровня

1

§ 1.1.2

3

Основы объектно-ориентированного визуального программирования

Объектно-ориентированные языки программирования (Java), платформа. Net, трансляторы, компиляторы

1

§ 1.1.3

4

Линейный алгоритм

Линейный алгоритм, последовательность команд, блок-схемы

1

§ 1.2.1

5

Алгоритмическая структура «ветвление»

Команды программирование, ветвление, оператор условного перехода (If)

1

§ 1.2.2

6

Алгоритмическая структура «выбор».

Команды программирование, ветвление, оператор условного перехода (Caseof)

1

§ 1.2.3

7

Алгоритмическая структура «цикл». Блок-схемы алгоритмов

Цикл, тело цикла, счетчик, цикл с предусловием, цикл с постусловием

1

§ 1.2.4

8

Алгоритмическая структура «цикл». Блок-схемы алгоритмов

Цикл, тело цикла, счетчик, цикл с предусловием, цикл с постусловием

1

§1.2.5

9

Переменные: тип, имя, значение

Переменные, значение переменной, данные, тип переменной, объявление переменных

1

§ 1.3

10

Переменные: тип, имя, значение

Переменные, значение переменной, данные, тип переменной, объявление переменных

1

§ 1.3

11

Арифметические. Строковые и логические выражения

Арифметические, строковые и логические выражения

1

§ 1.4

12

Арифметические. Строковые и логические выражения

Арифметические, строковые и логические выражения

1

§ 1.4

13

Функции в языках объектно-ориентированного языка программирования VisualBasic

Математические функции, строковые функции, функции даты и времени

1

§ 1.5

14

Функции в языках объектно-ориентированного языка программирования VisualBasic

Математические функции, строковые функции, функции даты и времени

1

§ 1.5

15

Пр.р. 1.1 «Знакомство с системами объектно-ориентированного и процедурного программирования»

Объекты языка программирования (форма, кнопка, текстовое поле, подпись), операторы присваивания, ввода и вывода значений

1

16

Пр.р. 1.2 «Разработка проекта «Переменные»

1

17

Пр.р. 1.3 «Разработка проекта «Калькулятор»

1

18

Пр.р. 1.4 «Разработка проекта «Строковый калькулятор»

Типы данных, объекты языка программирования (форма, кнопка, текстовое поле, подпись), операторы присваивания, ввода и вывода значений

1

19

Пр.р. 1.5 «Разработка проекта «Даты и время»

1

20

Пр.р. 1.6 «Разработка проекта «Сравнение кодов символов»

1

21

Пр.р. 1.7 «Разработка проекта «Отметка»

1

22

Пр.р. 1.8 «Разработка проекта «Коды символов»

1

23

Пр.р. 1.9 «Разработка проекта «Слово-перевертыш»

1

24

Пр.р. 1.10 «Разработка проекта «Графический редакторе»

1

25

Пр.р. 1.11 «Разработка проекта «Системы координат»

1

26

Пр.р. 1.12 «Разработка проекта «Анимация»

1

27

Контроль знаний и умений по теме «Основы алгоритмизации и ООП»

1

Моделирование и формализация (22)

28

Окружающий мир как иерархическая система

Микро-, макро-, мега-мир, система и элементы, целостность системы, свойства системы

1

§ 2.1

29

Моделирование как метод познания

Моделирование, модель, методы моделирования

1

§ 2.2.1

30

Материальные и информационные модели

Материальные модели, информационные модели, графы, иерархические системы

1

§ 2.2.2

31

Формализация и визуализация информационных моделей

Описательные информационные модели, формализация, математическая модель, визуальные модели

1

§ 2.2.3

32

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

Компьютерная модель, компьютерный эксперимент

1

§ 2.3

33

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

Компьютерная модель, компьютерный эксперимент

1

§ 2.3

34

Построение и исследование физических моделей

Качественная описательная модель

1

§ 2.4

35

Построение и исследование физических моделей

Качественная описательная модель

1

§ 2.4

36

Приближенно решение уравнений

1

§ 2.5

37

Приближенно решение уравнений

1

§ 2.5

38

Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения

1

§ 2.6

39

Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения

1

§ 2.6

40

Экспертные системы распознавания химических веществ

1

§ 2.7

41

Экспертные системы распознавания химических веществ

1

§ 2.7

42

Информационные модели управления объектами

1

§ 2.8

43

Информационные модели управления объектами

1

§ 2.8

44

Пр.р.2.1 «Разработка проекта «Бросание мячика в площадку»

1

45

Пр.р.2.2 «Разработка проекта «Графическое решение уравнения»

1

46

Пр.р. 2.3 «Выполнение геометрических построений в системе черчения КОМПАС»

1

47

Пр.р.2.3 «Разработка проекта «Распознавание удобрений»

1

48

Пр.р.2.5 «Разработка проекта «Модели систем управления»

1

49

Контроль знаний и умений по теме «Моделирование и формализация»

1

Логика и логические основы компьютера (6)

50

Алгебра логики

1

§ 3.1

51

Базовые логические элементы

1

§ 3.2.1

52

Сумматор двоичных чисел

1

§ 3.2.2

53

Пр.р. 3.1 «Таблицы истинности логических функций»

1

54

Пр.р.3.2 «Модели электрических схем логических элементов «И», «ИЛИ», «НЕ»

1

55

Контроль знаний и умений по теме «Логика и логические основы компьютера»

1

Информационное общество и информационная безопасность (8)

56

Информационное общество

1

§ 4.1

57

Информационное общество

1

§ 4.1

58

Информационная культура

1

§ 4.2

59

Информационная культура

1

§ 4.2

60

Правовая охрана информации

1

§ 4.3.1

61

Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы.

1

§ 4.3.2

62

Защита информации

1

§ 4.3.3

63

Контроль знаний и умений по теме «Информационное общество и информационная безопасность

1

Повторение (5 ч)

5

ИТОГО

68



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 43»

Рассмотрено на заседании                 Согласовано                                      Утверждено

   МО  учителей                               Зам. директора по УВР                  приказом   №         от                                      

______________ цикла                     _______________                          Директор   МБОУ ЦО № 43

Протокол  №_____                              «___»____2017года                 ___________А. А. Старченков

от «___»____2017 года                  

                

Рабочая программа учебного  предмета «Информатика и ИКТ»,

для обучающихся, осваивающих уровень основного общего образования

(8 класс),

составлена на основе Федерального компонента

государственного образовательного стандарта основного общего образования(2004 г.)по информатике, примерной программы  по предмету и авторской программы к комплекту учебников, созданных под руководством Угриновича Н.Д., БИНОМ, 2015, Реквизиты программы( издательство ,год.)

Программа рассчитана  на 34 часа (  1 ч. в неделю)

                                                                Учитель: Рожкова Т.Н.

                        Принято на педагогическом совете

                                (протокол № 1 от 30.08.2017)

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ( от 05.03.2004 № 1089), примерной программы основного общего образования по информатике с учетом авторской программы по информатике Н.Д. Угриновича.

Программа соответствует учебнику «Информатика и ИКТ» для восьмого класса образовательных учреждений «Информатика и ИКТ 8» Автор: Н.Д. Угринович М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012, который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017-18 учебный год.

Программа курса «Информатика и ИКТ» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» на этапе основного общего образования являются:

  • определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
  • комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и базы данных;
  • владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, учет особенностей различного ролевого поведения).

Большое внимание уделяется формированию у учащихся алгоритмического и системного мышления, а также практических умений и навыков в области информационных и коммуникационных технологий. Практические работы выделены в отдельный раздел Компьютерный практикум, ориентированный на выполнение в операционной системе Windowsи Linux.

В тематическом планировании курса в каждой теме указаны работы компьютерного практикума, содержащиеся в учебниках. Главы учебников и необходимое для выполнения компьютерного практикума программное обеспечение для различных операционных систем.

Личностные, предметные, метапредметные результаты.

Личностные образовательные результаты

Основные личностные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе

развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
  • понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе

развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
  • понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты

Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель», «информация» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;
  • умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации);
  • владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни

Предметные результаты

Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики включают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей— таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Содержание курса информатики и ИКТ

  1. Информация и информационные процессы – 8 часов.

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете. Информация в природе, обществе и технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации. Контрольная работа №1  по теме «Информация и информационные процессы».

  1. Кодирование текстовой и графической информации – 4 часа.

Кодирование текстовой информации. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYKи HSB. Контрольная работа №2 по теме «Кодирование текстовой и графической информации».

  1. Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео – 3 часа.

Кодирование и обработка звуковой информации. Цифровое фото и видео. Контрольная работа №3 по теме «Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео»

  1. Кодирование числовой информации – 7 часов.

Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование двоичных чисел в компьютере. Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных.  Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков в электронных таблицах. Контрольная работа №4 по теме «Кодирование и обработка числовой информации»

  1. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных – 3 часа.

Базы данных в электронных таблицах. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах. Контрольная работа №5 по теме «Хранение. Поиск и сортировка информации в базах данных».

  1. Коммуникационные технологии – 8 часов.

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть интернет. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Пр. р. «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети». Пр. р. «География Интернета». Пр. р. «Разработка сайта использованием языка разметки текста HTML» Контрольная работа №6 по теме «Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов».

Итоговое повторение – 1 час.

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Общее

Теория

Практика

Контрольные работы

1

Информация и информационные процессы

8

7

-

1

2

Кодирование текстовой и графической информации

4

3

-

1

3

Кодирование и обработка звука, фото и видео

3

2

-

1

4

Кодирование и обработка числовой информации

7

7

-

1

5

Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных

3

2

-

1

6

Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов

8

4

3

1

Резерв

1

-

-

-

Итого:

34

25

3

6

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ

Календарные сроки

Раздел (ч)

Тема

Кол-во часов

Домашнее задание

Информация и информационные процессы (8)

1

1.1 Вводный инструктаж по ТБ в кабинете. Информация в природе, обществе и технике

1

§ 1.1

2

1.2 Кодирование информации с помощью знаковых систем. 1.2.1 Знаки: форма и значение

1

§ 1.2

3

1.2.2 Знаковые системы

1

§ 1.2.2

4

1.2.3 Кодирование информации

1

§ 1.2.3

5

1.3 Количество информации 1.3.1 Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания

1

§ 1.3

6

1.3.2 Определение количества информации

1

§ 1.3.2

7

1.3.3 алфавитный подход к определению количества информации

1

§ 1.3.3

8

Контрольная работа №1  по теме «Информация и информационные процессы»

1

Кодирование текстовой и графической информации (4)

9

2.1 Кодирование текстовой информации

1

§ 2.1

10

2.2 Кодирование графической информации, 2.2.1 Пространственная дискретизация

1

§ 2.2

11

2.2.2 Растровые изображения на экране монитора. 2.2.3 Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYKи HSB

1

§ 2.2.2

12

Контрольная работа №2 по теме «Кодирование текстовой и графической информации»

1

Кодирование и обработка звука, фото и видео (3)

13

3.1 Кодирование и обработка звуковой информации

1

§ 3.1

14

3.2 Цифровое фото и видео

1

§ 3.2

15

Контрольная работа №3 по теме «Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео»

1

Кодирование и обработка числовой информации (7)

16

4.1 Кодирование числовой информации. 4.1.1 представление числовой информации с помощью систем счисления

1

§ 4.1.1

17

4.1.2 Арифметические операции в позиционных системах счисления

1

§ 4.1.2

18

4.1.3 Двоичное кодирование двоичных чисел в компьютере

1

§ 4.1.3

19

4.2 Электронные таблицы 4.2.1 Основные параметры электронных таблиц

1

§ 4.2

20

4.2.2 Основные типы и форматы данных, 4.2.3  Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. 4.2.4 Встроенные функции

1

§ 4.2.2

§ 4.2.3

22

4.3 Построение диаграмм и графиков в

электронных таблицах

1

§ 4.3

23

Контрольная работа №4 по теме «Кодирование и обработка числовой информации»

1

Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (3)

24

5.1 Базы данных в электронных таблицах

1

§ 5.1

25

5.2 Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

1

§ 5.2

26

Контрольная работа №5 по теме «Хранение. Поиск и сортировка информации в базах данных»

1

Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов (8)

27

6.1 Передача информации

1

§ 6.1

28

6.2 Локальные компьютерные сети

1

§ 6.2

29

6.3 Глобальная компьютерная сеть интернет

1

§ 6.3

30

6.4. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML

1

§ 6.4

31

Пр. р.  «Предоставление доступа к диску на компьютере в локальной сети».

1

32

Пр. р.  «География Интернета».

1

33

Пр. р.  «Разработка сайта использованием языка разметки текста HTML»

1

34

Контрольная работа №6 по теме «Коммуникационные технологии и разработка Web-сайтов»

1

35

Повторение

1



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 43»

Рассмотрено на заседании                 Согласовано                                      Утверждено

   МО  учителей                               Зам. директора по УВР                  приказом   №         от                                      

______________ цикла                     _______________                          Директор   МБОУ ЦО № 43

Протокол  №_____                              «___»____2017года                 ___________А. А. Старченков

от «___»____2017 года                  

                

Рабочая программа учебного  предмета «Информатика и ИКТ»,

для обучающихся, осваивающих уровень основного общего образования

(7 класс),

составлена на основе Федерального

государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике,  примерной программы по предмету и авторской программы к комплекту учебников, созданных под руководством Н.Д. Угриновича, БИНОМ, 2015,

 Реквизиты программы ( издательство ,год.)

Программа рассчитана  на 34 часа ( 1 ч. в неделю)

:

                                                                Учитель: Рожкова Т.Н.

                        Принято на педагогическом совете

                                (протокол №  1  от 30.08.17)

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям составлена с учетом примерной программы основного общего образование по информатике и информационным технологиям, ФГОС ООО, базисного учебного плана, федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования.

Нормативные документы

Рабочая программа составлена на основе:

 - федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утвержденного приказом Минобразования и науки РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089;

 - приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» № 1312 от 09.03.2004 года;

 - приказа Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные ланы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

 - закона Российской Федерации «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

 - приказа Министерства образования и науки РФ от 23.12.2009 № 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих аккредитацию на 2012/2013 учебный год»;

 - приказа образовательного учреждения № 161-а от 30.08.17  «Об утверждении рабочих программ»

 - примерной программы (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень) опубликованной в сборнике программ для общеобразовательных учреждений («Программы для общеобразовательных учреждений: информатика 7-11 классы»)

 - методического письма «О преподавании учебного предмета «Информатика и ИКТ» и информационных технологий в рамках других предметов в условиях федерального компонента государственного стандарта общего образования»;

 - обязательного минимума содержания образования по информатике;

 - требований к уровню подготовки учащихся.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Предметные результаты:

  • умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
  • умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
  • умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
  • умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
  • навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.

Тематические и итоговые контрольные работы

1

Компьютер как универсальное устройство для обработки информации

Тематический контроль

Разноуровневая контрольная работа

2

Обработка текстовой информации

Тематический контроль

Контрольная работа на опросном листе

3

Обработка графической информации

Тематический контроль

Разноуровневая практическая контрольная работа

4

Коммуникационные технологии

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/тестирование по опросному листу

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Общее

Теория

Практика

1

Компьютер как универсальное устройство для обработки информации

11

10

3

2

Обработка текстовой информации

9

8

7

3

Обработка графической информации

5

4

3

4

Коммуникационные технологии

8

7

4

Резерв

1

Итого:

34

29

17

Содержание учебного курса

  1. Компьютер как универсальное устройство для обработки информации

Программная обработка данных на компьютере. Техника безопасности и организация рабочего места. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройство компьютера. Устройства вывода информации. Оперативная память Устройство компьютера. Долговременная память. Типы ПК Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Контрольная работа № 1 «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации».

  1. Обработка текстовой информации

Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документа. Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев. Форматирование документа. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Контрольная работа № 2 «Обработка текстовой информации».

  1. Обработка графической информации

Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков Растровая и векторная анимация. Контрольная работа № 3 «Обработка графической информации».

  1. Коммуникационные технологии

 Информационные ресурсы интернета. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в интернете. Мобильный интернет. Звук и видео в интернет. Социальные сети. Поиск информации в интернете. Электронная коммерция в интернете. Контрольная работа № 4 «Коммуникационные технологии»


Календарно-тематическое планирование

Календарные сроки

Раздел

Тема урока

Кол-во

Домашнее задание

Компьютер как универсальное устройство для обработки информации (11)

1

Программная обработка данных на компьютере. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

§ 1.1

2

Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации

1

§ 1.2.1, §1.2.2

3

Устройство компьютера. Устройства вывода информации . Оперативная память

1

§ 1.2.3, §1.2.4

4

Устройство компьютера. Долговременная память. Типы ПК

1

§1.2.5. §1.2.6

5

Файлы и файловая система. Файл. Файловая система

1

§ 1.3.1, §1.3.2

6

Файлы и файловая система. Работа с файлами и дисками

1

§ 1.3.3

7

Программное обеспечение компьютера

1

§ 1.4

8

Графический интерфейс операционных систем и приложений

1

§ 1.5

9

Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса

1

§ 1.6

10

Компьютерные вирусы и антивирусные программы

1

§ 1.7

11

Контрольная работа № 1 «Компьютер как универсальное устройство для обработки информации»

1

Обработка текстовой информации (9)

12

Создание документов в текстовых редакторах

1

§ 2.1

13

Ввод и редактирование документа

1

§ 2.2

14

Сохранение и печать документа

1

§ 2.3

15

Форматирование документа. Форматирование символов. Форматирование абзацев

1

§ 2.4.1, §2.4.2

16

Форматирование документа. Нумерованные и маркированные списки

1

§ 2.4.3

17

Таблицы

1

§ 2.5

18

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов

1

§ 2.6

19

Системы оптического распознавания документов

1

§ 2.7

20

Контрольная работа № 2 «Обработка текстовой информации»

1

Обработка графической информации (5)

21

Растровая и векторная графика

1

§ 3.1

22

Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов

1

§ 3.2.1, §3.2.2

23

Работа с объектами в векторных графических редакторах. Редактирование изображений и рисунков

1

§ 3.2.3

24

Растровая и векторная анимация

1

§ 3.3

25

Контрольная работа № 3 «Обработка графической информации»

1

Коммуникационные технологии (8)

26

Информационные ресурсы интернета

1

§ 4.1.1

27

Электронная почта

1

§ 4.1.2

28

Файловые архивы

1

§ 4.1.3

29

Общение в интернете. Мобильный интернет

1

§ 4.1.4, §4.1.5

30

Звук и видео в интернет. Социальные сети

1

§ 4.1.6, §4.1.7

31

Поиск информации в интернете

1

§ 4.2

32

Электронная коммерция в интернете

1

§ 4.3

33

Контрольная работа № 4 «Коммуникационные технологии»

1

34

Повторение

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по Информатике и ИКТ 5-9 классы на основе программы Босовой Л.Л.

Рабочая программа по Информатике и ИКТ 5-9 классы на основе программы Босовой Л.Л. Тематическое планирование расчитано  на 1 час в неделю для 5-8 классов, 2 часа в неделю в 9 классе....

Рабочая программа по информатике и ИКТ 5-7 класс по авторской программе Босовой Л.Л.

Материал представляет собой полную версию рабочей программы по Информатике для 5-7 классов, разработанной мной в 2013-2014 учебном году....

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8-9 класс по авторской программе Семакина И.Г.

Материал представляет собой полную версию рабочей программы по Информатике и ИКТ 8-9 класс, разработанной в соответствии с авторской программой Семакина И.Г. (102 часа)....

Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс по авторской программе Семакина И.Г.

Материал представляет собой полную версию рабочей программы и календарно-тематического планирования на 68 часов 10-11 класс в соответствии с авторской программой Семакина И.Г....

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...