Проектирование орнамента в Paint
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) на тему

Тема урока: Проектирование орнамента.

Раздел программы: работа с графическим редактором.

Цели занятия:

Образовательная:

  • отработка навыков работы с графическим редактором;
  • повторение и закрепление навыков умения работать с инструментами – “копирование”, “вставка”;
  • научить составлять рисунок, используя несколько одинаковых фрагментов рисунка;
  • закрепить навыки работы с  командой Отразить/Повернуть.
  • познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного  построения
  • наличие межпредметных связей с уроком истории родного края

Развивающая:

  • развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся;
  • развивать навыки работы на компьютере, развивать дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе;

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность.
  • формирование национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию наших предков. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_raspechatat.doc579 КБ
Microsoft Office document icon teoriya_razdat.doc29.5 КБ
Microsoft Office document icon ornam_razd.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность «Мультимедийные технологии» в 5 классе.

Учитель информатики и ИКТ Ананьева Людмила Александровна

Тема урока: Проектирование орнамента.

Раздел программы: работа с графическим редактором.

Цели занятия:

Образовательная:

  • отработка навыков работы с графическим редактором;
  • повторение и закрепление навыков умения работать с инструментами – “копирование”, “вставка”;
  • научить составлять рисунок, используя несколько одинаковых фрагментов рисунка;
  • закрепить навыки работы с  командой Отразить/Повернуть.
  • познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного  построения
  • наличие межпредметных связей с уроком истории родного края

Развивающая:

  • развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся;
  • развивать навыки работы на компьютере, развивать дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе;

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к предмету, аккуратность, внимательность, дисциплинированность.
  • формирование национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию наших предков.  

С точки зрения материала:

  • Мировоззренческий аспект раскрывается при работе с понятием орнамента, ее видами, при проведении компьютерного эксперимента и его анализе.
  • Алгоритмический аспект присутствует при разработке алгоритма создания орнамента;
  • Пользовательский аспект состоит  в отработке практических навыков применения инструментов графического редактора через проектирование орнамента по образцу

     ( самостоятельно)

Задачи занятия:

  • продолжить работу по выработке умений пользоваться графическим редактором;
  • формировать навыки работы за ПК, с программным продуктом Paint;
  • формировать умение правильно и грамотно выражать свои мысли;
  • Расширение знаний об орнаменте и его видах.

Тип занятия: комбинированный.

Оборудование: ПК, программное обеспечение – графический редактор Paint, проектор, экран, карточки с вопросами, карточки с орнаментом.

Формы: коллективная, индивидуальная

Виды работы: беседа, работа с раздаточным материалом, работа за ПК

Этапы занятия:

  • Организационный материал.
  • Постановка цели урока.
  • Разминка
  • Актуализация знаний:
  • фронтальный опрос
  • работа с раздаточным материалом
  • Изучение нового материала:
  • Орнамент
  • Физкультминутка
  • Практическая работа за компьютером
  • Постановка домашнего задания.
  • Подведение итогов урока.
  • что нового сегодня узнали?

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Постановка цели занятия

– Здравствуйте, ребята, садитесь. Итак, мы начинаем занятие. Скажите, чем мы с вами занимались на прошлом уроке?

– На прошлом уроке мы работали с графическим редактором Paint. Рисовали рисунки, используя объекты, расположенные на панели инструментов.

– Верно. Сегодня мы продолжим работать с графическим редактором. Эпиграфом нашего сегодняшнего занятия станет пословица «Ремесло за плечами не висит» Что она обозначает?

- Если что-то умеешь делать, то тебе это пригодиться.

- А вы бы хотели сегодня сами спроектировать  орнамент? Тогда какая же цель нашего занятия?

 

- Создать проект орнамента  на компьютере.

- И снова в точку. Верно. Но сначала - разминка


II. Разминка.

1. Задание: Путем перестановки букв нужно составить слова, относящиеся к информатике. Все буквы должны быть использованы. Объяснить смысл полученного слова.

ВИКЛААТУРА

ШЫМЬ

ТОРНИМО

СТКИДОЖЙ

НЕРСКА

Определите, какое слово в группе лишнее.

2 Задание: Художник  рисовал снеговика, и время от времени фотографировал его, чтобы сделать учебный фотоальбом. Расположив фотографии в правильной последовательности, вы прочтёте по буквам, которыми они подписаны, название одного из пунктов меню приложения Windows-Paint. Охарактеризуйте данный пункт меню.

III. Актуализация знаний.

Есть ещё игра для вас:                                                                                                                               Я начну стихи сейчас.                                                                                                                                 Я начну, а вы кончайте,                                                                                                                         Дружно руки поднимайте.

1. Фронтальный опрос.

  • Солнце, мячик, глаз и шар, нарисует нам (овал)
  • Смотрите: веточка, какая, это линия (кривая)
  • Чтобы изобразить домик, нужен нам (прямоугольник)
  • Нужен он, чтобы стереть, ненужный вовсе нам предмет (ластик)
  • Чтобы написать слова, возьмём мы с вами букву (а)

Какие инструменты мы не назвали?

2. Работа с раздаточным материалом.

Работа  на карточках.

1. Закончите предложение:

Графический редактор – это …

А) устройство для создания и редактирования рисунков;

Б) программа для создания и редактирования рисунков;

В) программа для создания и редактирования текстовых документов;

Г) устройство для печати рисунков на бумаге.

2.  Определить, что получиться в результате выполнения следующих действий:

  • Установить основной цвет желтый;
  • Выбрать инструмент Овал;
  • Удерживая клавишу Shift, нарисовать круг;
  • Выбрать инструмент Линия и настроить его на рисование самых жирных линий;
  • Удерживая клавишу Shift, изобразить отрезки, выходящие из желтого круга.

IV. Изучение нового материала.

- Сегодня у нас необычное занятие: давайте совершим путешествие в глубь веков.

Но сначала ответьте на вопрос – в каком городе проходили зимние олимпийские игры 2014 года? Правильно, в Сочи. А город Сочи находится в Краснодарском крае, верно? Какие еще города Краснодарского края Вы знаете? И снова верно – Адлер, Геленджик, Ейск, Вардане, Туапсе – все это юг России. Но сегодня мне хотелось бы Вам рассказать про Кубань.

Земля кубанская - древняя земля. Благоприятные природные условия и мягкий климат способствовали тому, что здесь очень рано появились первые поселения человека. Где есть человек, там появляются предметы быта.  В руках  умельцев обыкновенные предметы быта, одежда, утварь, предвещались в сказочные произведения искусства.

Орнамент – неотъемлемая часть народного прикладного искусства.

Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Это повторение, чередование, варьирование одних и тех же изображений.

- Любой ли узор можно назвать орнаментом?

- Нет, не каждый узор можно назвать орнаментом. Узор, в котором отсутствует последовательное повторение одинаковых элементов, таковым не является.

Язык орнамента является самым древним языком, возникшим задолго до письменности. Орнамент, узоры, которыми человек украшал свой быт, служили не только для красоты, но и несли в себе какую – то информацию.

- Дайте определение информации.

- Информация это знания и сведения, получаемые из окружающего мира. 

- Назовите виды информации.

- Графическая, текстовая, звуковая, числовая.

Вышивка – основной вид народного изобразительного искусства славянского населения Кубани, который использует орнамент.

- Где ещё используется орнамент?

-резьба по дереву, ковань, керамика, ковроплетение.


Орнаменты Кубанской вышивки, как правило, делят на такие виды:

  • Геометрический
  • Растительный
  • Животный
  • Человеческий
  • Предметный
  • Смешанный.

Геометрический орнамент создаётся при помощи закономерного повторения, какого-нибудь абстрактного (линейного) мотива.

Самые ранние по происхождению геометрические мотивы.

В их основе - геометрические фигуры: квадраты, прямоугольники, ромбы, треугольники, розетки, повторяющиеся по полотну. Основу геометрического орнамента составляет ромбы и квадраты (простые и перекрещенные).

Геометрический орнамент в своей древней основе был связан с космической символикой, с идеей плодородия. Ромб, разделённый на четыре части с четырьмя точками - идеограмма засеянного поля, ромб с тростинками – символ плодородия, ромб с крючками – оберегательный знак. Ромб как символ солнца известен повсеместно.

Зооморфным называется орнамент, в композицию которого входит хотя бы один ряд четко выраженных животных, птиц, насекомых.

В зооморфных мотивах больше всего распространены птицы. Так как птица один из наиболее распространенных и любимых образов народного творчества.

И это не случайно. Образ птицы и в фольклоре и в орнаменте означают посредника между небом и землёй. Она была также наделена функциями оберега здоровья женщины и ее детей.

В народном искусстве пара птиц – символ любви и счастья.

Павлин – популярный мотив в русской вышивке. С павлином в различных традициях связаны мотивы изобилия, плодородия, бессмертия. Он считается символом мудрости из-за множества глаз на хвосте.

Растительный орнамент – это упорядоченное ритмичное изображение какого-нибудь растительного мотива.

Растительные мотивы занимают центральное место в кубанской вышивке.

Калина – излюбленный образ в песенном фольклоре кубанских казаков, где она часто именуется ласкательно: «калинушка», «калина родная» и т. д. Рябина, особенно почитавшаяся у русских, и калина были связаны символами любви и брака.

Виноградная лоза играла большую роль в южной орнаментике.

Распространение вышивки таких растений, как калина, маки, барвинок, связана с их волшебными свойствами, а также с символикой семьи и брака.

Человеческий орнамент – это орнамент, состоящий из человеческих фигур.

Предметный орнамент подразумевает собой роспись на предметах быта – зеркалах, сундуках, посуде.

Смешанный вид орнамента – это сочетание нескольких видов кубанских орнаментов в одном полотне.

А теперь – физкультминутка…


V. Физкультминутка.

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Мы устали, засиделись,

 Нам размяться захотелось.

 Отложили мы тетрадки,

 Приступили мы к зарядке

 То на стену посмотрели,

 То в окошко поглядели.

 Вправо, влево, поворот,

 А потом наоборот        

 Приседанья начинаем,

  Ноги до конца сгибаем.

 Вверх и вниз, вверх и вниз,

 Приседать не торопись!

 И в последний раз присели,

А теперь за парты сели.

VI. Проблемно – поисковая работа. (Создание орнамента).

Сейчас вы выполните небольшую практическую работу. На партах у вас лежат карточки с орнаментом.

- Итак, ребята, посмотрите внимательно на орнамент. Есть ли в нем повторяющиеся элементы? Если мы будем использовать с вами фрагменты орнамента, то сможем получить готовый орнамент? А что же такое фрагмент?

 - Часть, кусочек чего-либо 

- Совершенно верно. Толковый словарь дает такое определение: фрагмент - отрывок, часть или обломок чего-либо.

Фрагмент рисунка - это выделенная область графического изображения

- Для дальнейшей работы нам нужно вспомнить главное правило, которое записано в ваших рабочих листочках. Давайте прочитаем это правило:

1 - выдели объект

2 - выполни над ним действие.

- Подумайте и скажите, какие действия можно выполнять над рисунком?

Рисунок можно копировать, вставлять, изменять размеры рисунка, т.е. увеличивать или уменьшать, поворачивать, наклонять, отражать.

Постановка задачи компьютерного эксперимента: Вам предстоит создать полный орнамент, используя фрагмент представленного в среде графического редактора. Для успешной работы сначала определите, к какому типу относится орнамент. Далее используя операцию выделения, копирования и вставки, поворотов и отражений создайте готовый орнамент.

VII. Компьютерный практикум (создание орнамента). Через 10 минут зарядка для глаз.

И снова зарядка, только теперь для глаз:

Раз – налево, два – направо,
Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд  направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
А теперь нажмем немного
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз.
Сил дадим им много-много,
Чтоб усилить в тыщу раз!

VIII. Подведение итогов занятия. Рефлексия

Наше занятие подошло к концу. И мне бы очень хотелось узнать ваше мнение о проделанной работе. Перед Вами вопросы. Давайте ответим на них и оценим нашу сегодняшнюю работу.

сегодня я узнал…

было интересно…

теперь я могу…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…

Может быть, пройдёт несколько лет и кто-то из вас станет дизайнером, архитектором, модельером, вам наверняка пригодится умение проектировать, творить и фантазировать. А вы прекрасно знаете, что ремесло за плечами не висит!

.



Предварительный просмотр:

Орнамент узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Это повторение, чередование, варьирование одних и тех же изображений. Орнаменты Кубанской вышивки делят на такие виды:

  • Геометрический
  • Растительный
  • Животный
  • Предметный
  • Смешанный.

    Павлин – популярный мотив в кубанской вышивке. Он считается символом мудрости из-за множества глаз на хвосте.

    Калина, рябина, виноградная лоза особенно почитались и  были связаны символами любви и брака.

    Самые ранние по происхождению геометрические мотивы. В их основе - геометрические фигуры: квадраты, прямоугольники, ромбы, треугольники, розетки, повторяющиеся по полотну.

            Геометрический орнамент в своей древней основе был связан с космической символикой, с идеей плодородия.  Ромб как символ солнца известен повсеместно.

Правило:

 1 - выдели объект

 2 - выполни над ним действие.

Действия: отразить/повернуть на угол.

Орнамент узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Это повторение, чередование, варьирование одних и тех же изображений. Орнаменты Кубанской вышивки делят на такие виды:

  • Геометрический
  • Растительный
  • Животный
  • Предметный
  • Смешанный.

    Павлин – популярный мотив в кубанской вышивке. Он считается символом мудрости из-за множества глаз на хвосте.

    Калина, рябина, виноградная лоза особенно почитались и  были связаны символами любви и брака.

    Самые ранние по происхождению геометрические мотивы. В их основе - геометрические фигуры: квадраты, прямоугольники, ромбы, треугольники, розетки, повторяющиеся по полотну.

    Геометрический орнамент в своей древней основе был связан с космической символикой, с идеей плодородия. Ромб как символ солнца известен повсеместно.

Правило:

 1 - выдели объект

 2 - выполни над ним действие.

Действия: отразить/повернуть на угол.

Орнамент  узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Это повторение, чередование, варьирование одних и тех же изображений. Орнаменты Кубанской вышивки делят на такие виды:

  • Геометрический
  • Растительный
  • Животный
  • Предметный
  • Смешанный.

    Павлин – популярный мотив в кубанской вышивке. Он считается символом мудрости из-за множества глаз на хвосте.

    Калина, рябина, виноградная лоза особенно почитались и  были связаны символами любви и брака.

    Самые ранние по происхождению геометрические мотивы. В их основе - геометрические фигуры: квадраты, прямоугольники, ромбы, треугольники, розетки, повторяющиеся по полотну.

    Геометрический орнамент в своей древней основе был связан с космической символикой, с идеей плодородия.  Ромб как символ солнца известен повсеместно.

Правило:

 1 - выдели объект

 2 - выполни над ним действие.

Действия: отразить/повернуть на угол.



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока информатики в 5 классе по теме "проектирование орнамента в программе Paint

Тема урока: Проектирование орнамента.Раздел программы: работа с графическим редактором.Цели урока:Образовательная:отработка навыков работы с графическим редактором;повторение и закрепление навык...

Paint. Орнаменты

Конспект урока "Paint. Орнаменты". Цели урока: познакомить учеников с понятием орнамента, закрепить навыки выполнять построения, выделять, перемещать, наклонять, изменять размеры и копироват...

План-конспект урока технологии на тему «Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»

План-конспект урока технологии на тему«Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»Подготовил учитель технологииГусева Любовь Гр...

Открытый урок "Проектирование орнамента"

Предлагаю Вашему вниманию разработку открытого урока. Практическая часть урока выполняется в графическом редакторе Paint....

Методическая разработка урока информатики "Изображение ненецкого орнамента в редакторе Paint"

Данный урок проводится для учащихся 5 классов, изучающих информатику по учебнику автора Босовой Л.Л. в рамках темы «Компьютерная графика», когда учащиеся познакомятся с графическим редактором Paint, и...

Проектирование татарского национального орнамента

В своей основе татарский орнамент состоит из цветочно-растительных, геометрических и зооморфных мотивов. Все эти типы орнаментов берут свое начало в культуре наших предков....