Передача информации
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс)

Салманов Магомед Гаджиевич

Разбор урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл peredacha_informatsii.docx43.05 КБ
Файл zadaniya_k_uroku_10_klass.docx15.02 КБ
Файл peredacha_informatsii_.pptx279.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

  г.Кизилюрта «Гимназия №1  имени Героя Советского Союза Ю.А.Акаева».

Урок

 по информатике

 в 10 классе

                              по теме:  

   «Передача  информации»

      Учитель:Салманов Магомед Гаджиевич.

                          2018год.

Передача информации

Цели урока

Образовательная: 

  1. Изучение и закрепление знаний;
  2. Актуализация ведущих знаний;
  3. Ввести понятия способы передачи информации,  каналы передачи информации, пропускная способность канала.
  4. Рассмотреть технические системы передачи информации.

Развивающая:

  1. развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся;
  2. развивать дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе.

Воспитательная: 

  1. воспитывать интерес к предмету, внимательность, дисциплинированность.

Тип урока: изучения нового материала и первичное закрепление знаний.
Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация  «Передача информации».
Виды работы: эвристическая беседа, лекция-демонстрация, самостоятельная работа учащихся.

Этапы урока: 

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний:
  3. Постановка цели урока.
  4. Изучение нового материала.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Постановка домашнего задания.

Ход урока

– Здравствуйте, ребята, садитесь. Я очень рад вас видеть. Сегодня мы продолжаем изучать главу «Информационные процессы в системах»

II. Актуализация знаний

Из базового курса вам известно:

Передача информации происходит от источника к получателю (приемнику) информации. Источником информации может быть все, что угодно: любой объект или явление живой или неживой природы. Процесс передачи информации протекает в некоторой материальной среде, разделяющей источника и получателя информации, которая называется каналом передачи информации. Информация передается через канал в форме некоторой последовательности сигналов, символов, знаков, которые называются сообщением.

Получатель информации — это объект, принимающий сообщение, в результате чего происходят определенные изменения его состояния. Все сказанное выше схематически изображено на рисунке. Человек получает информацию от всего, что его окружает, посредством органов чувств: слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса. Наибольший объем информации человек получает через слух и зрение. На слух воспринимаются звуковые сообщения — акустические сигналы в сплошной среде (чаще всего — в воздухе). Зрение воспринимает световые сигналы, переносящие изображение объектов.

Информационный канал может иметь либо естественную природу (атмосферный воздух, через который переносятся звуковые волны, солнечный свет, отраженный от наблюдаемых объектов), либо быть искусственно созданным. Искусственно созданные – это  как раз технические средства связи.

И так тема нашего урока «Передача информации» (Слайд 1)

III. Постановка цели урока

Приступим к изучению нового материала. Тему урока запишите в тетрадь.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся
с техническими системами передачи информации, как осуществляется процесс передачи информации, решим практические задачи.

IV. Изучение нового материала.

Первым техническим средством передачи информации на расстояние стал телеграф, изобретенный в 1837 году американцем Сэмюэлем Морзе. В 1876 году американец А.Белл изобретает телефон. На основании открытия немецким физиком Генрихом Герцем электромагнитных волн (1886 г.), А.С. Поповым в России в 1895 году и почти одновременно с ним в 1896 году Г.Маркони в Италии, было изобретено радио. Телевидение и Интернет появились в ХХ веке. (Слайд 2)

Модель передачи информации К. Шеннона

Все перечисленные способы информационной связи основаны на передаче на расстояние физического (электрического или электромагнитного) сигнала и подчиняются некоторым общим законам. Исследованием этих законов занимается теория связи, возникшая в 1920-х годах. Математический аппарат теории связи — математическую теорию связи, разработал американский ученый Клод Шеннон. (Слайд 3)

Модель передачи информации по техническим каналам связи

Клодом Шенноном была предложена модель процесса передачи информации по техническим каналам связи. Под кодированием здесь понимается любое преобразование информации, идущей от источника, в форму, пригодную для ее передачи по каналу связи. Декодирование — обратное преобразование сигнальной последовательности.

Работу такой схемы можно пояснить на знакомом всем процессе разговора по телефону. Источником информации является говорящий человек. Кодирующим устройством — микрофон телефонной трубки, с помощью которого звуковые волны (речь) преобразуются в электрические сигналы. Каналом связи служит телефонная сеть (провода, коммутаторы телефонных узлов, через которые проходит сигнал). Декодирующим устройством является телефонная трубка (наушник) слушающего человека — приемника информации. Здесь пришедший электрический сигнал превращается в звук.

Современные компьютерные системы передачи информации — компьютерные сети, работают по тому же принципу. Есть процесс кодирования, преобразующий двоичный компьютерный код в физический сигнал того типа, который передается по каналу связи. Декодирование заключается в обратном преобразовании передаваемого сигнала в компьютерный код. Например, при использовании телефонных линий в компьютерных сетях функции кодирования-декодирования выполняет прибор, который называется модемом.

Пропускная способность канала и скорость передачи информации

Разработчикам технических систем передачи информации приходится решать две взаимосвязанные задачи: как обеспечить наибольшую скорость передачи информации и как уменьшить потери информации при передаче. К. Шеннон был первым ученым, взявшимся за решение этих задач создавшим новую для того времени науку — теорию информации. Шеннон определил способ измерения количества информации, передаваемой по каналам связи. Им было введено понятие пропускной способности канала как максимально возможной скорости передачи информации. Эта скорость измеряется в битах в секунду (а также килобитах в секунду, мегабитах в секунду).

Пропускная способность канала связи зависит от его технической реализации. Например, в компьютерных сетях используются следующие средства связи:

  • телефонные линии;
  • электрическая кабельная связь;
  • оптоволоконная кабельная связь;
  • радиосвязь.

Пропускная способность телефонных линий — десятки и сотни Кбит/с; пропускная способность оптоволоконных линий и линий радиосвязи измеряется десятками и сотнями Мбит/с.

Однако существует проблема, которая на схеме, предложенной К. Шенноном, отмечена словом «шум».

Шум, защита от шума

Термином «шум» называют разного рода помехи, искажающие передаваемый сигнал и приводящие к потере информации. Такие помехи, прежде всего, возникают по техническим причинам, таким как плохое качество линий связи, незащищенность друг от друга различных потоков информации, передаваемых по одним и тем же каналам. Иногда, беседуя по телефону, мы слышим шум, треск, мешающие понять собеседника, или на наш разговор накладывается разговор других людей.

Наличие шума приводит к потере передаваемой информации. В таких случаях необходима защита от шума. Для этого в первую очередь применяются технические способы защиты каналов связи от воздействия шумов. Такие способы бывают самыми разными, иногда простыми, иногда очень сложными. Например: использование экранированного кабеля вместо «голого» провода; применение разного рода фильтров, отделяющих полезный сигнал от шума и пр.

Шеннон разработал специальную теорию кодирования, дающую методы борьбы с шумом. Одна из важных идей этой теории состоит в том, что передаваемый по линии связи код должен быть избыточным. За счет этого потеря какой-то части информации при передаче может быть компенсирована. Например, если при разговоре по телефону вас плохо слышно, то, повторяя каждое слово дважды, вы имеете больше шансов на то, что собеседник поймет вас правильно.

Избыточность кода — это многократное повторение передаваемых данных.

Однако нельзя делать избыточность слишком большой. Это приведет к задержкам и удорожанию связи. Теория кодирования как раз и позволяет получить такой код, который будет оптимальным: избыточность передаваемой информации будет минимально возможной, а достоверность принятой информации — максимальной.

Большой вклад в научную теорию связи внес известный советский ученый Владимир Александрович Котельников. В 1940-1950-х годах им получены фундаментальные научные результаты по проблеме помехоустойчивости систем передачи информации.

В современных системах цифровой связи для борьбы с потерей информации при передаче часто применяется следующий прием. Все сообщение разбивается на порции — блоки. Для каждого блока вычисляется контрольная сумма (сумма двоичных цифр), которая передается вместе с данным блоком. В месте приема заново вычисляется контрольная сумма принятого блока и, если она не совпадает с первоначальной суммой, передача данного блока повторяется. Так происходит до тех пор, пока исходная и конечная контрольные суммы не совпадут.

Самостоятельная работа. У учащихся карточки с заданиями, которые они должны выполнить.

Задания для самостоятельной работы

  1. Пропускная способность канала связи 100 Мбит/с. Канал не подвержен воздействию шума (например, оптоволоконная линия). Определите, за какое время по каналу будет передан текст, информационный объем которого составляет 100 Кб.
  2. Пропускная способность канала связи 10 Мбит/с. Канал подвержен воздействию шума, поэтому избыточность кода передачи составляет 20%. Определите, за сколько времени по каналу будет передан текст, информационный объем которого составляет 100 Кб.

V. Итоги урока

Наш урок подошел к концу. Что нового вы сегодня узнали на уроке и чему научились?

VI. Рефлексия.

 Я предлагаю оценить себя самостоятельно (говорю правильные ответы). Оценки за урок.

VII. Постановка домашнего задания

Параграф 8, вопрос 1-8.



Предварительный просмотр:

Задания для самостоятельной работы.

  1. Пропускная способность канала связи 100 Мбит/с. Канал не подвержен воздействию шума (например, оптоволоконная линия). Определите, за какое время по каналу будет передан текст, информационный объем которого составляет 100 Кб.

  1. Пропускная способность канала связи 10 Мбит/с. Канал подвержен воздействию шума, поэтому избыточность кода передачи составляет 20%. Определите, за сколько времени по каналу будет передан текст, информационный объем которого составляет 100 Кб.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Передача информации МКОУ «Гимназия №1» г.Кизилюрт Учитель информатики Салманов Магомед Гаджиевич

Слайд 2

Технические системы передачи информации Телеграф - С. Морзе, 1837 г. Телефон - Александр Белл, 1876 г. Радио - А.С. Попов, 1895 г., Г. Маркони, 1896 г. Телевидение и Интернет — xx век.

Слайд 3

Теория связи Основоположник теории информации Клод Эльвуд Шеннон (30.04.1916 - 26.02.2001) " Математическая теория связи"

Слайд 4

Модель передачи информации по техническим каналам связи Источник информации Кодирующее устройство Канал связи Декодирующее устройство Приемник информации Защита от шума Шум

Слайд 5

Передача информации по технической системе связи Кодирование — любое преобразование информации, идущее от источника, в форму, пригодную для её передачи по каналам связи. Декодирование ― обратное преобразование сигнальной последовательности. Современные системы передачи информации ― компьютерные сети, функции кодирования-декодирования выполняет прибор, который называется модемом .

Слайд 6

Пропускная способность канала и скорость передачи информации Как обеспечить наибольшую скорость передачи информации ; Как уменьшить потери информации при передаче . К.Шеннон определил способ измерения количества информации , передаваемой по каналам связи . Пропускная способность канала - максимально возможная скорость передачи информации .

Слайд 7

Компьютерные сети используют следующие средства связи: телефонные линии, электрическая кабельная связь, оптоволоконная кабельная связь, радиосвязь. Пропускная способность телефонных линий ― десятки, сотни Кбит/с; пропускная способность оптоволоконных линий и линий радиосвязи измеряется десятками и сотнями Мбит/с.

Слайд 8

Шум , защита от шума “ Шум ” - разного рода помехи , искажающие передаваемый сигнал и приводящие к потере информации . Причины : плохое качество линий связи ; незащищенность друг от друга различных потоков информации , передаваемых по одним и тем же каналам .

Слайд 9

Защита от шума Технические способы защиты каналов связи от воздействия шумов. Например, использование экранированного кабеля вместо “голого” провода; применение разного рода фильтров, отделяющих полезный сигнал от шума,пр. Клодом Шенноном разработана теория кодирования , дающая методы борьбы с шумом. Идея теории состоит в том, что передаваемый по линии связи код должен быть избыточным . Потеря какой-то части информации при передаче может быть компенсирована.

Слайд 10

Избыточность кода — это многократное повторение передаваемых данных. Теория кодирования позволяет получить такой код, который будет оптимальным. При этом избыточность передаваемой информации будет минимально возможной, а достоверность принятой информации — максимальной.

Слайд 11

Владимир Александрович Котельников Проблема помехоустойчивости систем передачи инфомации

Слайд 12

В современных системах цифровой связи для борьбы с потерей информации при передаче применяется следующий прием. Все сообщение разбивается на порции — пакеты . Для каждого пакета вычисляется контрольная сумма (сумма двоичных цифр), которая передается вместе с данным пакетом. В месте приема заново вычисляется контрольная сумма принятого пакета и, если она не совпадает с первоначальной суммой, передача данного пакета повторяется. Так будет происходить до тех пор, пока исходная и конечная контрольные суммы не совпадут.

Слайд 13

Передача информации в технических системах связи Модель Клода Шеннона Процедура кодирования Процесс передачи по каналу связи Процедура декодирования Пропускная способность канала Воздействие шумов на канал связи Защита информации от потерь при взаимодействии шума Кодирование с оптимально-избыточным кодом Частичная потеря избыточной информации при передачи Полное восстановление исходного сообщения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры по теме "Информация. Получение и передача информации

Игры по теме "Информация. Получение и передача информации...

Контрольная работа "Измерение информации.Скорость передачи информации"

Контрольная работа содержит 4 варианта. В неё включены типовые задания ЕГЭ по теме "Измерение информации.Скорость передачи информации"...

Класс:5 Информация вокруг нас . Передача информации

Класс:5 ФГОС , 2 поколения. Раздел программы :Информация вокруг насТема урока: Передача информацииЦель урока: создание условий формирования представления об информационном процессе передачи...

Урок по теме: «Сигнал, кодирование и декодирование информации, скорость передачи информации»

Цели урока: Формирование новых знаний по теме «Сигнал, кодирование и декодирование информации, скорость передачи информации»Предметные результаты:Должны знать:· Определение понятия «сигнал»;· Определе...

Конспект урока: "Передача информации. Скорость передачи информации"

Конспект урока: "Передача информации. Скорость передачи информации"8 класс...