Конспект урока по теме "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую"
план-конспект занятия по информатике и икт (8 класс)

Монгуш Лариса Михайловна

Цель урока: обобщение и систематизация приемов перевода чисел из одной системы счисления в другую.

Задачи урока:            

обучающие -  обобщить и систематизировать приемы перевода чисел из одной системы счисления в другую;

развивающие - создание педагогических условий для формирования навыка перевода чисел из одной системы счисления в другую.          Создание педагогических условий для развития навыков самостоятельного мышления и самостоятельной деятельности; развития навыков умения работать в команде; развития коммуникационной компетентности у учащихся;

воспитательные - создание педагогических условий для формирования познавательного интереса  к предмету и коммуникативной культуры, воспитанию культуры труда: аккуратности, ответственности, честности, добросовестности; формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx259.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Учитель: Монгуш Лариса Михайловна, учитель информатики 1 квалификационной категории МБОУ Солчурской СОШ Овюрского кожууна

Предмет: Информатика

Дата: 10.10.2017 г.

Класс:  8 класс (1 подгруппа -10 учащихся)

Учебник: Информатика: учебник  для 8 класса/Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 160 с.: ил.

Раздел 1 «Математические основы информатики» (12ч)

Тема: Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую.

№ урока по теме: 5 урок по теме «Системы счисления»  (5 ч)

Цель урока: обобщение и систематизация приемов перевода чисел из одной системы счисления в другую.

Задачи урока:                 

обучающие         -  обобщить и систематизировать приемы перевода чисел из одной системы счисления в другую;

развивающие - создание педагогических условий для формирования навыка перевода чисел из одной системы счисления в другую.         Создание педагогических условий для развития навыков самостоятельного мышления и самостоятельной деятельности; развития навыков умения работать в команде; развития коммуникационной компетентности у учащихся;

воспитательные - создание педагогических условий для формирования познавательного интереса  к предмету и коммуникативной культуры, воспитанию культуры труда: аккуратности, ответственности, честности, добросовестности; формирование творческого подхода к решению задач, четкости и организованности, умения оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей.

Планируемый результат:                        

- Знание алгоритма перевода десятичных чисел в систему счисления с основанием q и обратно.        

- Умение определить, какой из алгоритмов перевода необходимо использовать в конкретном случае

- Навык перевода десятичных чисел в систему счисления с основанием q и обратно.

Личностно-формирующая направленность урока:        Способствовать формированию познавательного интереса к предмету, организационных навыков: самопроверки, самооценки.

Тип урока:         урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: урок-игра

Используемая технология:        игровая технология, элементы личностно-ориентированной технологии и здоровьесберегающей технологии.

Дидактическое сопровождение:        Рабочие карты, содержащие образцы перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную систему и обратно; таблица степеней натуральных чисел от 2-х до 10-ти;         карточки с заданиями

Вид используемых на уроке средств ИКТ:        Демонстрационные (презентация)

Актуальность использования средств ИКТ

•        улучшение зрительного восприятия материала;

•        создание условий для формирования навыков самопроверки;

•        индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

•        обеспечение оперативного и объективного оценивания уровня знаний учащихся по теме.

Необходимое аппаратное и программное обеспечение:         Персональные компьютеры, мультимедийный проектор, прикладная программа Microsoft PowerPoint, приложение «Калькулятор»

Методическое описание использования ЦОР на уроке

Методическая презентация учителя:

o        для повышения наглядности объяснения учителя;

o        для организации фронтальной работы – демонстрация вопросов и правильных ответов

Ход урока.

ЭТАП 1        Организационный (1 мин.)

Цель:        психологический настрой учащихся;  обеспечение нормальной обстановки на уроке.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лариса Михайловна. Я учитель информатики Солчурской средней школы. Сегодня у вас урок проведу я.

ЭТАП 2        Мотивационное начало урока (5-7 мин.)

 Цель        :        постановка учащимися цели учебного занятия; планирование работы на учебном занятии.

Давайте познакомимся. У меня 11 детей: 10 сыновей и 1 дочка. Младшему сыну 100 лет, дочери 110, а старший сын учится в 111 классе. Может ли такое быть? (слайд 1)

Учащиеся: Да. В двоичной системе счисления. 11102=1*21+1*20=3 детей, 102=2 сына, 12=1 дочка, 1002=4 года младшему сыну, 1102=6 лет дочери, 1112=7 класс (слайд 2)

Итак, вы уже, наверное, догадались, чем сегодня на уроке мы будем заниматься? Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. С помощью слов "помощников" сформулируйте, пожалуйста, цели урока. (слайд 3-4)

Повторим

Проверим

Сегодня на уроке мы повторим, обобщим и приведем в систему ваши знания по теме «Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую», но не в обычной форме, а в форме игры. Ваша задача- показать свои знания и умения по этой теме в ходе выполнения заданий игры. Прежде чем начать игру, послушайте её правила:  

•        В игре участвуют две команды по 5 человек;

•        В игре используется игровое поле, состоящее из 9 квадратов. Каждый квадрат содержит задание. Команда, которая первая делает ход (по жребию), выбирает квадрат-задание. Задание выполняют обе команды: в игровом поле ставится знак той команды, которая правильно и быстро выполнит задание (если обе команды выполнили задание правильно и одновременно, знак ставится команде выбравшей задание). Выигрывает команда, которая поставит три своих знака в ряд по любому направлению (горизонтали, вертикали, диагонали).

ЭТАП 3        Актуализация знаний учащихся  (3-5 мин)

 Цель: повторяются основные понятия темы, знания и умения, необходимые для работы на данном уроке.

Перед тем как начать игру, давайте повторим правила перевода чисел из одной системы счисления в другую. (слайд 5-6). Учитель также раздает листы с правилами (приложение 1)

ЭТАП 4        Закрепление знаний и способов деятельности (20 мин)

Цель: выполнение заданий по переводу чисел из одной системы счисления в другую в форме игры «крестики – нолики».

Слайды (7-17)

Задание 1. Перевести числа из десятичной системы счисления в двоичную

«0» - 1.60, 2. 51

«1» - 1. 201, 2.72

Задание 2. Укажите, какое из чисел является 11000112,1114, 358, 1В16

«0» - наибольшим

«1» - наименьшим

Задание 3. Решить неравенство

«0» - Поставьте вместо знака «?» знак <, > или =. 6С16   ?  1010012

«1» - Поставьте вместо знака «?» знак < , > или =. 1111112 ? 11118

Задание 4. Расположите числа, записанные в различных системах счисления, 368, 1000112, 112, 3C16 

«0» - в порядке возрастания
«1» - в порядке убывания

Задание 5. Переведите число из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число — количество единиц.

«0» - 125 , «1» - 134

Задание 6. Вычислите сумму чисел X и Y, если X=1101112, Y=1358

«0» - Результат представьте в системе счисления с основанием 5

«1» - Результат представьте в системе счисления с основанием 16

Задание 7.  Запишите наибольшее двузначное число и определите его десятичный эквивалент для следующих систем счисления:

«0»  - в восьмеричной системе счисления

«1» - в пятеричной системе счисления;

Задание 8. Какое минимальное основание имеет система счисления, если в ней записаны числа? Определите десятичный эквивалент данных чисел в найденной системе счисления

«0»  - 123

«1» - 241

Задание 9. Найти Х
«0»  - 871
10 = X16

«1» - 87110 = X8

ЭТАП 5        Подведение итогов (5-7мин).

 Цель: определение соответствия достигнутых результатов учебного занятия с поставленной целью. (слайд 18)

Продолжите фразу:

У меня лучше всего получаются задания…

У меня вызвало затруднение …

Я уверен(а)…

Я сомневаюсь…

Я готов объяснить другим…

Домашнее задание. Творческое домашнее задание. Придумать задачи по теме «Системы счисления» (слайд 19)

Приложения

Приложение 1.

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0621/0005e608-03cf5b2d/img6.jpg

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0621/0005e608-03cf5b2d/img6.jpg

Задание 1. Перевести числа из десятичной системы счисления в двоичную

«0» - 1.60, 2. 51

«1» - 1. 201, 2.72

Задание 2. Укажите, какое из чисел является 11000112,1114, 358, 1В16

«0» - наибольшим

«1» - наименьшим

Задание 3. Решить неравенство

«0» - Поставьте вместо знака «?» знак <, > или =. 6С16   ?  1010012

«1» - Поставьте вместо знака «?» знак < , > или =. 1111112 ? 11118

Задание 4. Расположите числа, записанные в различных системах счисления, 368, 1000112, 112, 3C16 

«0» - в порядке возрастания
«1» - в порядке убывания

Задание 5. Переведите число из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления. Сколько единиц содержит полученное число? В ответе укажите одно число — количество единиц.

«0» - 125 , «1» - 134

Задание 6. Вычислите сумму чисел X и Y, если X=1101112, Y=1358

«0» - Результат представьте в системе счисления с основанием 5

«1» - Результат представьте в системе счисления с основанием 16

Задание 7.  Запишите наибольшее двузначное число и определите его десятичный эквивалент для следующих систем счисления:

«0»  - в восьмеричной системе счисления

«1» - в пятеричной системе счисления;

Задание 8. Какое минимальное основание имеет система счисления, если в ней записаны числа? Определите десятичный эквивалент данных чисел в найденной системе счисления

«0»  - 123

«1» - 241

Задание 9. Найти Х
«0»  - 871
10 = X16

«1» - 87110 = X8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую".

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:приобрести практические навыки для перевода чисел из одной системы счисления в другую.    ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:...

Перевод чисел из одной системы счисления в другую

Конспект урока с презентацией по информатике для 8 класса по теме: "Перевод чисел из одной системы счисления в другую"...

Урок информатики по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую"

Конспек урока с презентацией по теме "Перевод чисел из одной системы в другую" по учебнику Информатика 10 класс профильный уровень Семакина....

Опорная схема по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую"

Схема может использоваться при изучении темы "Перевод чисел из одной системы счисления в другую" в 9 классе и в старшей школе для подготовки к ЕГЭ. Очень помогает детям в коррекционных классах для усв...

Технологическая карта урока информатики в 10 классе по теме «Перевод чисел из одной системы счисления в другую»

Технологическая карта урока информатики в 10 классепо теме «Перевод чисел из одной системы счисления в другую»...

«Перевод из десятичной в произвольную систему счисления. Двоичная арифметика. Практическая работа №4.1 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»»

Конспект урока по информатике разработан по учебнику Угриновича для 8 класса фГОС. Содержит цели и результаты обучения, технологическую карту урока. В уроке рассматриваются задания по указанной теме, ...

Методическая разработка "Технологическая карта урока по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую " (использование технологии критического мышления на уроке информатики в 8 классе)

Активизация мыслительной деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме. «Социализация - самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образова...